Jump to content

Концерт для гобоя (Штраус)

Концерт ре мажор для гобоя и малого оркестра
Концерт Рихарда Штрауса
Леон Гуссенс , игравший на гобое на первой записи 1948 года.
Ключ ре мажор
Каталог ТрВ 292
Составленный Завершено 25 октября 1945 г.
Преданность Фолькмар Андреа и оркестр Тонхалле Цюрих [ 1 ]
Подсчет очков двойной духовой инструмент, 2 валторны и струнные

Концерт ре мажор для гобоя и малого оркестра , AV 144, TrV 292, был написан Рихардом Штраусом в 1945 году . Это было одно из последних произведений, которые он написал ближе к концу своей жизни, во время того, что биографы, журналисты и музыкальные критики часто называют его « бабьим летом ».

Начало и премьера

[ редактировать ]

Американский гобоист Джон де Ланси был капралом подразделения армии США, охранявшего территорию вокруг баварского города Гармиш , где Штраус жил в апреле 1945 года, в последние дни Второй мировой войны. [ 2 ] Будучи в гражданской жизни главным гобоистом Питтсбургского оркестра , он досконально знал оркестровое сочинение Штрауса для гобоя, посетил композитора у него дома и в ходе долгой беседы спросил его, задумывался ли он когда-нибудь о написании концерта для гобоя. Штраус ответил просто «Нет», и тема была закрыта. Однако в последующие месяцы идея пришла ему в голову, и 14 сентября 1945 года он завершил короткую партитуру своего Концерта для гобоя, а оркестровку закончил 25 октября. [ 3 ] Премьера произведения состоялась 26 февраля 1946 года в Цюрихе, солистом выступил Марсель Сайе. [ 4 ] с оркестром Тонхалле под управлением Фолькмара Андреа . Британская премьера состоялась на BBC Proms 17 сентября 1946 года с участием гобоиста Леона Гуссенса и симфонического оркестра BBC под управлением Адриана Боулта . [ 5 ] Когда в начале 1948 года концерт готовился к печати, Штраус переработал и расширил его код последней части. [ 3 ] Первая запись была сделана в 1948 году с гобоистом Леоном Гуссенсом и Филармоническим оркестром под управлением Альсео Галлиеры (в версии без окончательных доработок). [ 6 ] Джон де Ланси был удивлен, увидев, что Штраус действительно публикует концерт для гобоя. Штраус позаботился о том, чтобы права на премьеру в США были переданы де Ланси, который после войны перешел в Филадельфийский оркестр и был там лишь младшим участником. Протокол сделал невозможным исполнение премьеры де Ланси, поскольку приоритет имел главный гобоист Филадельфийского оркестра. Вместо этого Де Ланси передал права на премьеру в США молодому другу-гобоисту Симфонического оркестра CBS в Нью-Йорке Митчу Миллеру , который позже прославился как музыкальный продюсер и ведущий телешоу с подпевками. [ 4 ] [ 7 ] [ 8 ]

Позже Джон де Ланси стал главным гобоистом Филадельфийского оркестра. Его единственным публичным исполнением Концерта была премьера произведения 30 августа 1964 года в Центре искусств Интерлохен в Мичигане под управлением Юджина Орманди. [ 9 ] В 1987 году у де Ланси появилась возможность записать произведение, которое он вдохновил, с небольшим оркестром, известным только как «Камерный оркестр», под управлением Макса Уилкокса на лейбле RCA. [ 10 ]

Инструментарий

[ редактировать ]

Концерт исполняется для гобоя соло с оркестром из 2-х флейт , английского рожка , 2-х кларнетов , 2-х фаготов , 2-х валторн и струнных .

Структура

[ редактировать ]

Концерт состоит из трех взаимосвязанных частей и длится около 25 минут:

  1. Аллегро модерато ре мажор
  2. Анданте си-бемоль мажор , гораздо позже изменено на ре мажор.
  3. Виваче – Аллегро – Ре мажор

Тональное расположение частей – ре мажор, си-бемоль мажор, ре мажор. Юрген Мэй заметил, что «очевидно, что Штраус берет здесь за отправную точку классические и раннеромантические модели своей музыкальной юности. Композитор оглядывается на эстетику прошлого с точки зрения человека, пережившего смену парадигм. XIX и XX веков. В этом смысле можно назвать последние произведения Штрауса постмодернистскими ». [ 11 ] [ 12 ]

Как и другие свои поздние произведения, Штраус строит музыку из ряда небольших мелодических идей, «которые являются отправной точкой для развития всей композиции». [ 13 ] Концерт построен из трех основных тематических элементов. Первый - это 4 полуквавера D–E–D–E, открывающие пьесу на виолончелях. Вторая - длинная нота (миним), за которой следует игривая фигура более коротких значений (полудрожи). Третий — повтор коротко-коротко-коротко-длинно с последующими разными вариантами продолжений. Этот мотив перекликается с ритмом мотива Судьбы Бетховена Пятой симфонии и «явно относится к Metamorphosen , завершенному незадолго до Концерта для гобоя – замечательного примера тематических связей между последними инструментальными произведениями». [ 14 ] Однако это также относится к использованию Штраусом ритма мотива Судьбы в первой части своей юношеской Сонаты для фортепиано, написанной более 60 лет назад, в 1881 году. Финал заканчивается сюрпризом: после второй каденции Штраус завершается танцем. - как Аллегро в размере 6/8 метра, которое выглядит как четвертая часть со своим характером.

Примечания

  1. ^ Штраус, Рихард (1948). Концерт для гобоя . Лондон: Хоукс и сын.
  2. ^ Кеннет Морган (2010). «Фриц Райнер, Маэстро и Мартине». п. 12. ISBN   025207730X .
  3. ^ Перейти обратно: а б Бенджамин Фолкман (2000) буклет с примечаниями к духовым концертам Моцарта и Штрауса , компакт-диск Sony, Фумиаки Миямото , гобой, Камерный оркестр Мито под управлением Сейджи Одзавы .
  4. ^ Перейти обратно: а б Дэниел Дж. Вакин (3 декабря 2009 г.). «Как Штраус написал свой концерт для гобоя» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 24 октября 2014 г.
  5. Архив BBC Proms , выпускной бал 45, 1946 год.
  6. ^ Компакт-диск «Завещание» SBT1009, Концерт для гобоя Штрауса ре мажор; Концерт для валторны № 1 ми-бемоль, соч. 11
  7. ^ Двойная трость , том 28. Международное общество двойной трости , 2005.
  8. ^ Граммофон , том 81, выпуски 977–979. General Gramophone Publications Limited, 2004.
  9. ^ Питер Блум «История, память и концерт для гобоя Рихарда Штрауса» Журнал Международного общества двойной трости, 27 (осень 2005 г.), 77-95.
  10. ^ Золотая печать RCA GD87989.
  11. ^ ( май 2010 г. , стр. 181).
  12. ^ Леон Ботштейн (1992), «Загадки Рихарда Штрауса: ревизионистский взгляд», в «Штраус и его мир », под редакцией Брайана Гиллиама, Princeton University Press, ISBN   9780691027623 , стр. 3–32.
  13. ^ ( май 2010 г. , стр. 182).
  14. ^ ( май 2010 г. , стр. 183).

Источники

  • Роос, Джеймс (зима 1991 г.). «Гобоист наконец записывает вдохновленный им концерт». Двойной Рид 14 (3).
  • Мэй, Юрген (2010). «Последние дела». В «Кембриджском спутнике Рихарда Штрауса » под редакцией Чарльза Юманса, 178–192. Кембриджские спутники музыки . Кембридж и Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета, ISBN   978-0-521-72815-7 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 09e240d39a37d6c9001043f620fb80d0__1707032280
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/09/d0/09e240d39a37d6c9001043f620fb80d0.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Oboe Concerto (Strauss) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)