Концерт для гобоя (Штраус)
Концерт ре мажор для гобоя и малого оркестра | |
---|---|
Концерт Рихарда Штрауса | |
![]() Леон Гуссенс , игравший на гобое на первой записи 1948 года. | |
Ключ | ре мажор |
Каталог | ТрВ 292 |
Составленный | Завершено 25 октября 1945 г. |
Преданность | Фолькмар Андреа и оркестр Тонхалле Цюрих [ 1 ] |
Подсчет очков | двойной духовой инструмент, 2 валторны и струнные |
Концерт ре мажор для гобоя и малого оркестра , AV 144, TrV 292, был написан Рихардом Штраусом в 1945 году . Это было одно из последних произведений, которые он написал ближе к концу своей жизни, во время того, что биографы, журналисты и музыкальные критики часто называют его « бабьим летом ».
Начало и премьера
[ редактировать ]Американский гобоист Джон де Ланси был капралом подразделения армии США, охранявшего территорию вокруг баварского города Гармиш , где Штраус жил в апреле 1945 года, в последние дни Второй мировой войны. [ 2 ] Будучи в гражданской жизни главным гобоистом Питтсбургского оркестра , он досконально знал оркестровое сочинение Штрауса для гобоя, посетил композитора у него дома и в ходе долгой беседы спросил его, задумывался ли он когда-нибудь о написании концерта для гобоя. Штраус ответил просто «Нет», и тема была закрыта. Однако в последующие месяцы идея пришла ему в голову, и 14 сентября 1945 года он завершил короткую партитуру своего Концерта для гобоя, а оркестровку закончил 25 октября. [ 3 ] Премьера произведения состоялась 26 февраля 1946 года в Цюрихе, солистом выступил Марсель Сайе. [ 4 ] с оркестром Тонхалле под управлением Фолькмара Андреа . Британская премьера состоялась на BBC Proms 17 сентября 1946 года с участием гобоиста Леона Гуссенса и симфонического оркестра BBC под управлением Адриана Боулта . [ 5 ] Когда в начале 1948 года концерт готовился к печати, Штраус переработал и расширил его код последней части. [ 3 ] Первая запись была сделана в 1948 году с гобоистом Леоном Гуссенсом и Филармоническим оркестром под управлением Альсео Галлиеры (в версии без окончательных доработок). [ 6 ] Джон де Ланси был удивлен, увидев, что Штраус действительно публикует концерт для гобоя. Штраус позаботился о том, чтобы права на премьеру в США были переданы де Ланси, который после войны перешел в Филадельфийский оркестр и был там лишь младшим участником. Протокол сделал невозможным исполнение премьеры де Ланси, поскольку приоритет имел главный гобоист Филадельфийского оркестра. Вместо этого Де Ланси передал права на премьеру в США молодому другу-гобоисту Симфонического оркестра CBS в Нью-Йорке Митчу Миллеру , который позже прославился как музыкальный продюсер и ведущий телешоу с подпевками. [ 4 ] [ 7 ] [ 8 ]
Позже Джон де Ланси стал главным гобоистом Филадельфийского оркестра. Его единственным публичным исполнением Концерта была премьера произведения 30 августа 1964 года в Центре искусств Интерлохен в Мичигане под управлением Юджина Орманди. [ 9 ] В 1987 году у де Ланси появилась возможность записать произведение, которое он вдохновил, с небольшим оркестром, известным только как «Камерный оркестр», под управлением Макса Уилкокса на лейбле RCA. [ 10 ]
Инструментарий
[ редактировать ]Концерт исполняется для гобоя соло с оркестром из 2-х флейт , английского рожка , 2-х кларнетов , 2-х фаготов , 2-х валторн и струнных .
Структура
[ редактировать ]Концерт состоит из трех взаимосвязанных частей и длится около 25 минут:
- Аллегро модерато – ре мажор
- Анданте — си-бемоль мажор , гораздо позже изменено на ре мажор.
- Виваче – Аллегро – Ре мажор
Анализ
[ редактировать ]Тональное расположение частей – ре мажор, си-бемоль мажор, ре мажор. Юрген Мэй заметил, что «очевидно, что Штраус берет здесь за отправную точку классические и раннеромантические модели своей музыкальной юности. Композитор оглядывается на эстетику прошлого с точки зрения человека, пережившего смену парадигм. XIX и XX веков. В этом смысле можно назвать последние произведения Штрауса постмодернистскими ». [ 11 ] [ 12 ]
Как и другие свои поздние произведения, Штраус строит музыку из ряда небольших мелодических идей, «которые являются отправной точкой для развития всей композиции». [ 13 ] Концерт построен из трех основных тематических элементов. Первый - это 4 полуквавера D–E–D–E, открывающие пьесу на виолончелях. Вторая - длинная нота (миним), за которой следует игривая фигура более коротких значений (полудрожи). Третий — повтор коротко-коротко-коротко-длинно с последующими разными вариантами продолжений. Этот мотив перекликается с ритмом мотива Судьбы Бетховена Пятой симфонии и «явно относится к Metamorphosen , завершенному незадолго до Концерта для гобоя – замечательного примера тематических связей между последними инструментальными произведениями». [ 14 ] Однако это также относится к использованию Штраусом ритма мотива Судьбы в первой части своей юношеской Сонаты для фортепиано, написанной более 60 лет назад, в 1881 году. Финал заканчивается сюрпризом: после второй каденции Штраус завершается танцем. - как Аллегро в размере 6/8 метра, которое выглядит как четвертая часть со своим характером.
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
- ^ Штраус, Рихард (1948). Концерт для гобоя . Лондон: Хоукс и сын.
- ^ Кеннет Морган (2010). «Фриц Райнер, Маэстро и Мартине». п. 12. ISBN 025207730X .
- ^ Перейти обратно: а б Бенджамин Фолкман (2000) буклет с примечаниями к духовым концертам Моцарта и Штрауса , компакт-диск Sony, Фумиаки Миямото , гобой, Камерный оркестр Мито под управлением Сейджи Одзавы .
- ^ Перейти обратно: а б Дэниел Дж. Вакин (3 декабря 2009 г.). «Как Штраус написал свой концерт для гобоя» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 24 октября 2014 г.
- ↑ Архив BBC Proms , выпускной бал 45, 1946 год.
- ^ Компакт-диск «Завещание» SBT1009, Концерт для гобоя Штрауса ре мажор; Концерт для валторны № 1 ми-бемоль, соч. 11
- ^ Двойная трость , том 28. Международное общество двойной трости , 2005.
- ^ Граммофон , том 81, выпуски 977–979. General Gramophone Publications Limited, 2004.
- ^ Питер Блум «История, память и концерт для гобоя Рихарда Штрауса» Журнал Международного общества двойной трости, 27 (осень 2005 г.), 77-95.
- ^ Золотая печать RCA GD87989.
- ^ ( май 2010 г. , стр. 181).
- ^ Леон Ботштейн (1992), «Загадки Рихарда Штрауса: ревизионистский взгляд», в «Штраус и его мир », под редакцией Брайана Гиллиама, Princeton University Press, ISBN 9780691027623 , стр. 3–32.
- ^ ( май 2010 г. , стр. 182).
- ^ ( май 2010 г. , стр. 183).
Источники
- Роос, Джеймс (зима 1991 г.). «Гобоист наконец записывает вдохновленный им концерт». Двойной Рид 14 (3).
- Мэй, Юрген (2010). «Последние дела». В «Кембриджском спутнике Рихарда Штрауса » под редакцией Чарльза Юманса, 178–192. Кембриджские спутники музыки . Кембридж и Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета, ISBN 978-0-521-72815-7 .