Jump to content

Дивертисмент для камерного оркестра по мотивам клавишных пьес Куперена

Рихард Штраус 1938 год.

Дивертисмент для камерного оркестра по клавишным пьесам Куперена , соч. 86 (нем. Divertimento aus Klavierstücken von François Couperin für kleines Orchester ) — оркестровая сюита , ​​написанная Рихардом Штраусом, опубликованная в 1942 году и состоящая из восьми частей , каждая из которых основана на избранных отрывках из пьес Франсуа Куперена « Клавесен», написанных для оркестра. соло клавесина в период с 1713 по 1730 годы.

История состава

[ редактировать ]

Основная часть дивертисмента была написана в дополнение к танцевальной сюите 1923 года по мотивам клавишных пьес Куперена для балета Verklungene Feste: Tanzvisionen aus zwei Jahrhunderten ( «Ушедшие торжества: танцевальные видения двух столетий »), премьера которого состоялась в Мюнхене 20 мая 1941 года. Дивертисмент затем был опубликован в 1942 году с двумя дополнительными частями (III и VIII) как оркестровая сюита и получил номер опуса. Премьера состоялась 31 января 1943 года в Венском филармоническом оркестре под управлением Клеменса Краусса . Хотя большая часть музыки для дивертисмента была написана для балета, Штраус писал ее, имея в виду конечный продукт дивертисмента. В своих записных книжках он записал 17 сентября 1940 года, что закончил «части 1-3 Дивертисмента»; 27 декабря части 4 и 5; 12 сентября 1941 года «Дивертисмент» был закончен. Таким образом, хотя существует письмо Клеменса Краусса от 13 августа 1941 года, в котором предлагалось создать «вторую сюиту Куперена», «вторая сюита» в течение некоторого времени была намерением Штрауса. [1]

Норман Дель Мар писал о «Дивертисменте»: «Сопоставления, дополнения и переделки, которые можно найти в «Дивертисменте», по вкусу немного ближе к оригинальному Куперену, чем «Танцевальная сюита» 1923 года... Тем не менее, процедура Штрауса заметно не отличается. За исключением обычно заполняя текстуры новыми и часто сложными контрапунктами, акцент по-прежнему делается на сокращении исходных простых бинарных фрагментов за счет исключения повторов или удаления заключительных тактов в пользу недавно разработанных и расширенных кодов». [2]

Источник каждого движения

[ редактировать ]

Коллекция фортепианных пьес Куперена pièces de clavecin состоит из 25 «последовательностей» ( ordres ), каждая из которых состоит из нескольких пьес с названием для каждой пьесы. В зависимости от издательства они также делятся на тома. Однако первоначальная публикация состояла из четырех томов (том 1, опубликованный в 1713 году, содержит последовательности 1–5, том 2, опубликованный в 1717 году, содержит последовательности 6–12, том 3, опубликованный в 1722 году, содержит последовательности 13–19, том 4, опубликованный в 1730 году, содержит последовательности. 20–25). В таблице в первом столбце указан номер части Дивертисмента Штрауса ( римская цифра ). Во втором столбце указаны источники Куперена в том порядке, в котором они появляются в Штраусе. Сначала название (на французском языке) и три цифры в скобках: первая обозначает исходный том, вторая — Ordre или «последовательность», а третья — положение произведения в последовательности: следовательно, (2,12,2) означает, что это произведение является вторым из 12-го эпизода, первоначально опубликованного во втором томе.

Штрауса «Дивертисменто Движение » Источник в Куперене (объем, последовательность (ordre), номер)
я
  1. Провидец (4,25,1)
II
  1. Выбор мух (3,15,4)
  2. Прекрасный мадлон и сладкий жаннетон ((4,20, 5–6)
  3. На сессиях ((4,20,7)
  4. Мюзет де таверни ((3,15,5))
III
  1. Тик-так-шок (3,18,6)
  2. Лютин (1,3,12)
IV
  1. Жалобные дикие звери (3,14,3)
  2. Чувства, сарабанда (1,1,11)
V
  1. Трофей (4,22,1)
  2. Л'ангиль (4,22,4)
  3. Молодые лорды. Сай-до маленьких мастеров (4,24,2)
  4. Ла Линот Эфаруши(3,14,2)
МЫ
  1. Ловкость рук (4,22,7)
VII
  1. Блуждающие тени (4,25,5)
VIII
  1. Бринбарионы ((4,25,5)
  2. Бадин (1,5,6)
Источник: Норман Дель Мар (том 2, стр. 280); Хейслер (стр. 177)

Инструментарий

[ редактировать ]

В сюите «Дивертисмент» используется камерный оркестр со следующими инструментами:

  • 2 флейты, гобой, английский рожок (гобой), 2 кларнета, 2 фагота
  • 2 валторны, труба, тромбон
  • Литавры
  • Перкуссия: большой барабан, тарелки, бубен, треугольник.
  • Клавесин, орган, арфа, челеста
  • Струны

Это немного больший оркестр, чем в Танцевальной сюите 1923 года. В частности, орган добавлен в II.1 и II.4 частично для того, чтобы обеспечить гул «волынки». Дополнительная перкуссия и литавры используются вместе в части V.1, тогда как треугольник появляется сам по себе в VIII.1, а бубен - в VIII.2.

Записи Дивертисмента

[ редактировать ]

Было сделано несколько записей этого произведения, некоторые из которых перечислены в таблице. Была также запись Клеменса Краусса, взятая из прямой радиопередачи, выпущенной на лейбле Amadeo в 1988 году, которая больше не доступна.

название компакт-диска Оркестр и дирижер Ссылка
Арнольд Шёнберг: Концерт для струнного квартета и оркестра (по мотивам Генделя); Рихард Штраус: Дивертисмент для небольшого оркестра (по мотивам Куперена), (2002) Нью-Йоркский камерный симфонический оркестр , Джерард Шварц Нет таких записей – B000063735
Мунк дирижирует «Романтическими фаворитами» (живые выступления, 1951–57). Бостонский симфонический оркестр , Чарльз Мунк Архив радио Вест-Хилла - WHRA6017
Балетные сюиты по Куперену (1999) Бамбергский симфонический оркестр , Карл Антон Рикенбахер Кох – 365352
Штраус: Буржуазный джентльмен, Дивертисмент по Куперену (2007) Камерный оркестр «Орфей» (без дирижера) Дойче Граммофон 435871
Штраус: Слабые фестивали / Танцевальная сюита / Дивертисмент. (1993) Токийский столичный симфонический оркестр , дирижёр Хироши Вакасуги Denon Records B00000DT02

Праздники прошлого: танцевальные видения двух столетий

[ редактировать ]

Балет Verklungene Feste: Tanzvisionen aus zwei Jahrhunderten , для которого была написана музыка из дивертисмента, был идеей Клеменса Краусса , директора Мюнхенской оперы (1937–43). Первоначально он предполагал, что Танцевальная сюита 1923 года (также известная как Сюита Куперена ) будет первой половиной, а «Легенда Иосифа» Штрауса - второй половиной. Хореографы Пиа и Пино Млакар уже поставили Танцевальную сюиту для спектакля в 1936 году, и им было поручено создать новую версию «Жозефслегенде» . Однако они предложили использовать Фейе » «Хореграфию (1700) для реконструкции хореографии времен Куперена. Краусс писал Штраусу: «Млакар нашел оригинальную хореографию известных мастеров танца времен Куперена и хочет использовать ее для сюиты Куперена . Теперь вопрос: не будете ли вы так любезны расширить сюиту Куперена двумя новыми танцами? возникла необходимость?" [3] В итоге Штраус написал для балета несколько новых танцев и музыку.

было шесть частей, В финальной версии «Bygone Celebrations» на исполнение которых ушло около 55 минут. Порядок музыки был следующий:

Ушедшие праздники Источник в «Дивертисменте» или «Танцевальной сюите»
Часть 1. Прелюдия
  1. весело я
  2. Развлечения II.2
  3. Развлечения II.3
  4. Развлечения II.4
  5. Танцевальная сюита 1
Часть 2. «Дас Фест»
  1. Танцевальная сюита 2
  2. Танцевальная сюита 3
  3. Танцевальная сюита 4
  4. Танцевальная сюита 5
Часть 3. Интерлюдия
  1. Развлечения VII
  2. Divertimento V.1
Часть 4. Флора и Зефир
  1. Divertimento V.4
  2. Развлечения IV
  3. Развлечения II.5
  4. Развлечения VI
  5. Развлечения II.1
  6. Танцевальная сюита 6
Часть 5. Интерлюдия
  1. Танцевальная сюита 7
Часть 6. Финал
  1. Танцевальная сюита 8
Источник: Хейслер, таблица 5.1 (стр. 177).

Видно, что, хотя материал Танцевальной сюиты 1923 года был включен как целые части, музыка, использованная в « Дивертисменте», исполнялась не в том порядке, в котором она появлялась в балете. Например, вторая часть «Дивертисмента » представлена ​​в виде частей 2–4 в «Прелюдии», а части 1 и 5 в «Флоре и Зефире» — отдельно и в обратном порядке. Части III и VIII Дивертисмента не были частью Bygone Celebrations , как и части части V (V.2 и V.3).

В сезоне 1940/41 балет исполнялся в Мюнхенской опере 5 раз. Его премьера во Франции состоялась в Париже в 1947 году. Когда Пино Млакар стал руководителем балета Мюнхенской оперы, балет исполнялся в Баварии в 1953 и 1954 годах. Югославская премьера состоялась в Дубровнике в 1956 году. Отрывки из «Ушедших торжеств» были исполнены в Словении. в декабре 2006 г. в честь смерти Пино Млакара и в марте 2007 г. в честь столетия со дня его рождения. [4]

Записей балета в его исполнении нет. Существует запись под названием Verklungene Feste Токийского столичного симфонического оркестра (см. таблицу выше, записи « Дивертисмента» ), но это всего лишь две пьесы «Танцевальная сюита» и «Дивертисмент» , а не оригинальная партитура балета.

  1. ^ Разделитель, страницы 604, 606 и 610.
  2. ^ Дель Мар, с. 281.
  3. ^ цитируется у Хейслера, стр. 175.
  4. ^ Хейслер, с. 289

Источники

[ редактировать ]
  • Уэйн Хейслер-младший. Балетное сотрудничество Рихарда Штрауса , University of Rochester Press, 2009. ISBN   978-1-58046-321-8
  • Норман Дель Мар , Рихард Штраус: Критический комментарий к его жизни и творчеству (второе издание), Том 2. Фабер и Фабер, Лондон (1986). ISBN   978-0-571-25097-4 .
  • Сепаратор, Франц (2003) Хроники Рихарда Штрауса , Verlag Dr Richard Strauss Gmbh, Вена, ISBN   3-901974-01-6 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2d4d8a4c54cbc96ccf1f63cddce09133__1709456040
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/2d/33/2d4d8a4c54cbc96ccf1f63cddce09133.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Divertimento for Chamber Orchestra after Keyboard Pieces by Couperin - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)