Дивертисмент для камерного оркестра по мотивам клавишных пьес Куперена

Дивертисмент для камерного оркестра по клавишным пьесам Куперена , соч. 86 (нем. Divertimento aus Klavierstücken von François Couperin für kleines Orchester ) — оркестровая сюита , написанная Рихардом Штраусом, опубликованная в 1942 году и состоящая из восьми частей , каждая из которых основана на избранных отрывках из пьес Франсуа Куперена « Клавесен», написанных для оркестра. соло клавесина в период с 1713 по 1730 годы.
История композиции
[ редактировать ]Основная часть дивертисмента была написана в дополнение к танцевальной сюите 1923 года по мотивам клавишных пьес Куперена для балета Verklungene Feste: Tanzvisionen aus zwei Jahrhunderten ( «Ушедшие торжества: танцевальные видения двух столетий »), премьера которого состоялась в Мюнхене 20 мая 1941 года. Дивертисмент затем был опубликован в 1942 году с двумя дополнительными частями (III и VIII). как оркестровая сюита и ей присвоен номер опуса. Премьера состоялась 31 января 1943 года в Венском филармоническом оркестре под управлением Клеменса Краусса . Хотя большая часть музыки для дивертисмента была написана для балета, Штраус писал ее, имея в виду конечный продукт дивертисмента. В своих записных книжках он записал 17 сентября 1940 года, что закончил «части 1-3 Дивертисмента»; 27 декабря части 4 и 5; 12 сентября 1941 года «Дивертисмент» был закончен. Таким образом, хотя существует письмо Клеменса Краусса от 13 августа 1941 года, в котором предлагалось создать «вторую сюиту Куперена», «вторая сюита» в течение некоторого времени была намерением Штрауса. [ 1 ]
Норман Дель Мар писал о «Дивертисменте»: «Сопоставления, дополнения и переделки, которые можно найти в «Дивертисменте», по вкусу немного ближе к оригинальному Куперену, чем «Танцевальная сюита» 1923 года... Тем не менее, процедура Штрауса заметно не отличается. За исключением обычно заполняя текстуры новыми и часто сложными контрапунктами, упор по-прежнему делается на сокращение исходных простых бинарных фрагментов за счет исключения повторов или обрезки от заключительных тактов в пользу вновь разработанных и расширенных кодов». [ 2 ]
Источник каждого движения
[ редактировать ]Коллекция фортепианных пьес Куперена «pièces de clavecin» состоит из 25 «последовательностей» ( ordres ), каждая из которых состоит из нескольких пьес с названием для каждой пьесы. В зависимости от издательства они также делятся на тома. Однако первоначальная публикация состояла из четырех томов (том 1, опубликованный в 1713 году, содержит последовательности 1–5, том 2, опубликованный в 1717 году, содержит последовательности 6–12, том 3, опубликованный в 1722 году, содержит последовательности 13–19, том 4, опубликованный в 1730 году, содержит последовательности. 20–25). В таблице в первом столбце указан номер части Дивертисмента Штрауса ( римская цифра ). Во втором столбце указаны источники Куперена в том порядке, в котором они появляются в Штраусе. Сначала название (на французском языке) и три цифры в скобках: первая обозначает исходный том, вторая — Ordre или «последовательность», а третья — положение произведения в последовательности: следовательно, (2,12,2) означает, что это произведение является вторым из 12-го эпизода, первоначально опубликованного во втором томе.
Штрауса «Дивертисменто Движение » | Источник в Куперене (объем, последовательность (ordre), номер) | |
---|---|---|
я |
| |
II |
| |
III |
| |
IV |
| |
V |
| |
МЫ |
| |
VII |
| |
VIII |
| |
Источник: Норман Дель Мар (том 2, стр. 280); Хейслер (стр. 177) |
Инструментарий
[ редактировать ]В сюите «Дивертисмент» используется камерный оркестр со следующими инструментами:
- 2 флейты, гобой, английский рожок (гобой), 2 кларнета, 2 фагота
- 2 валторны, труба, тромбон
- Литавры
- Перкуссия: большой барабан, тарелки, бубен, треугольник.
- Клавесин, орган, арфа, челеста
- Струны
Это немного больший оркестр, чем в Танцевальной сюите 1923 года. В частности, орган добавлен в II.1 и II.4 частично для того, чтобы обеспечить гул «волынки». Дополнительная перкуссия и литавры используются вместе в части V.1, тогда как треугольник появляется сам по себе в VIII.1, а бубен - в VIII.2.
Записи Дивертисмента
[ редактировать ]Было сделано несколько записей этого произведения, некоторые из которых перечислены в таблице. Была также запись Клеменса Краусса из прямой радиопередачи, выпущенной на лейбле Amadeo в 1988 году, которая больше не доступна.
название компакт-диска | Оркестр и дирижер | Ссылка |
---|---|---|
Арнольд Шёнберг: Концерт для струнного квартета и оркестра (по мотивам Генделя); Рихард Штраус: Дивертисмент для небольшого оркестра (по мотивам Куперена), (2002) | Нью-Йоркский камерный симфонический оркестр , Джерард Шварц | Нет таких записей – B000063735 |
Мунк дирижирует «Романтическими фаворитами» (живые выступления, 1951–57). | Бостонский симфонический оркестр , Чарльз Мунк | Архив радио Вест-Хилла - WHRA6017 |
Балетные сюиты по Куперену (1999) | Бамбергский симфонический оркестр , Карл Антон Рикенбахер | Кох – 365352 |
Штраус: Буржуазный джентльмен, Дивертисмент по Куперену (2007) | Камерный оркестр «Орфей» (без дирижера) | Дойче Граммофон 435871 |
Штраус: Слабые фестивали / Танцевальная сюита / Дивертисмент. (1993) | Токийский столичный симфонический оркестр , дирижёр Хироши Вакасуги | Denon Records B00000DT02 |
Праздники прошлого: танцевальные видения двух столетий
[ редактировать ]Балет Verklungene Feste: Tanzvisionen aus zwei Jahrhunderten , для которого была написана музыка из дивертисмента, был идеей Клеменса Краусса , директора Мюнхенской оперы (1937–43). Первоначально он предполагал, что Танцевальная сюита 1923 года (также известная как Сюита Куперена ) будет первой половиной, а «Легенда Иосифа» Штрауса - второй половиной. Хореографы Пиа и Пино Млакар уже поставили Танцевальную сюиту для спектакля в 1936 году, и им было поручено создать новую версию «Жозефслегенде» . Однако они предложили использовать Фейе » «Хореграфию (1700) для реконструкции хореографии времен Куперена. Краусс писал Штраусу: «Млакар нашел оригинальную хореографию известных мастеров танца времен Куперена и хочет использовать ее для сюиты Куперена . Теперь вопрос: не будете ли вы так любезны расширить сюиту Куперена двумя новыми танцами? возникла необходимость?" [ 3 ] В итоге Штраус написал к балету несколько новых танцев и музыку.
было шесть частей, В финальной версии «Bygone Celebrations» на исполнение которых ушло около 55 минут. Порядок музыки был следующий:
Ушедшие праздники | Источник в «Дивертисменте» или «Танцевальной сюите» | |
---|---|---|
Часть 1. Прелюдия |
| |
Часть 2. «Дас Фест» |
| |
Часть 3. Интерлюдия |
| |
Часть 4. Флора и Зефир |
| |
Часть 5. Интерлюдия |
| |
Часть 6. Финал |
| |
Источник: Хейслер, таблица 5.1 (стр. 177). |
Видно, что, хотя материал Танцевальной сюиты 1923 года был включен как целые части, музыка, использованная в « Дивертисменте», исполнялась не в том порядке, в котором она появлялась в балете. Например, вторая часть «Дивертисмента » представлена в виде частей 2–4 в «Прелюдии», а части 1 и 5 в «Флоре и Зефире» — отдельно и в обратном порядке. Части III и VIII Дивертисмента не были частью Bygone Celebrations , как и части части V (V.2 и V.3).
В сезоне 1940/41 балет исполнялся в Мюнхенской опере 5 раз. Его премьера во Франции состоялась в Париже в 1947 году. Когда Пино Млакар стал руководителем балета Мюнхенской оперы, балет исполнялся в Баварии в 1953 и 1954 годах. Югославская премьера состоялась в Дубровнике в 1956 году. Отрывки из «Ушедших торжеств» были исполнены в Словении. в декабре 2006 г. в честь смерти Пино Млакара и в марте 2007 г. в честь столетия со дня его рождения. [ 4 ]
Записей балета в его исполнении нет. Существует запись под названием Verklungene Feste Токийского столичного симфонического оркестра (см. таблицу выше, записи « Дивертисмента» ), но это всего лишь две пьесы «Танцевальная сюита» и «Дивертисмент» , а не оригинальная партитура балета.
Ссылки
[ редактировать ]Источники
[ редактировать ]- Уэйн Хейслер-младший. Балетное сотрудничество Рихарда Штрауса , University of Rochester Press, 2009. ISBN 978-1-58046-321-8
- Норман Дель Мар , Рихард Штраус: Критический комментарий к его жизни и творчеству (второе издание), Том 2. Фабер и Фабер, Лондон (1986). ISBN 978-0-571-25097-4 .
- Сепаратор, Франц (2003) Хроники Рихарда Штрауса , Verlag Dr Richard Strauss Gmbh, Вена, ISBN 3-901974-01-6 .