Концерт для клавесина (Фалья)
испанского композитора Мануэля де Фальи был Концерт для клавесина, флейты, гобоя, кларнета, скрипки и виолончели написан в 1923–26 для Ванды Ландовской , участвовавшей в его премьере.
История
[ редактировать ]Фалья несколько раз встречался с посвященной в начале 1920-х годов, и к тому времени, когда она участвовала в парижской премьере оперы Фальи « Эль ретабло де маезе Педро» в июне 1923 года, он уже решил написать для нее концерт. Хотя официальной комиссии никогда не было, ее составление началось в октябре 1923 года, но работа продвигалась медленно. Ландовска впервые планировала выполнить работу в сезоне 1923–24. Когда Фалья обнаружил, что уложиться в этот срок невозможно, Ландовска обсудила с Леопольдом Стоковским выступление в рамках сезона 1924–25 Филадельфийского оркестра , но Фалья снова не смог закончить работу вовремя. Премьера наконец состоялась в Барселоне 5 ноября 1926 года, а дальнейшие выступления состоялись в Нью-Йорке и Бостоне. [1]
Концерт был последним большим произведением, завершенным Фальей. Хотя в его каталоге имеется несколько последующих пьес, важных по своему содержанию, ни одна из них не длится более десяти минут, а его последний монументальный проект — опера-оратория «Атлантида» , над которой он работал двадцать лет, так и остался незавершённым в его смерть. [2]
Его обычно считают образцовым примером как мистицизма (своего рода, берущего свое начало в испанской религиозной традиции), так и суровой и аскетической формы неоклассицизма (в отличие от «легкомысленного» неоклассицизма Игоря Стравинского ). [3]
Анализ
[ редактировать ]Работа состоит из трех частей :
- Аллегро
- Медленный (ликующий и энергичный)
- Живой (гибкий, шутливый)
Обилие сохранившихся документов позволяет понять как медленную, кропотливую творческую эволюцию, так и структуру произведения. С одной стороны, имеется обширная переписка между Вандой Ландовской и Фальей периода с 1922 по 1930 годы, а с другой — многочисленные наброски , наброски и промежуточные этапы партитуры, сохранившиеся в Архиве Мануэля де Фальи и Архиве Валентин Руис-Аснар, оба находятся в Гранаде. [4]
Вторая часть написана в конце «A. Do. MCMXXVI — In festo Corporis Christi », хотя композитор сказал, что дата была «вопросом чистой случайности». [5]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Гесс 2001 , 233–235.
- ^ Номмик 1998a , 12–13.
- ^ Стоянова 1999 , 277.
- ^ Номмик 1998a , 14.
- ^ Гесс 2004 , 161.
Источники
- Хесс, Кэрол А. 2001. Мануэль де Фалья и модернизм в Испании, 1898–1936 . Чикаго и Лондон: Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0-226-33038-9 .
- Хесс, Кэрол А. 2004. Священные страсти: жизнь и музыка Мануэля де Фальи . Оксфорд и Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-972428-4 .
- Номмик, Иван (1998a). «Пример формальной двусмысленности: Аллегро Концерта Мануэля де Фальи». Журнал музыковедения (на испанском языке). 21 (1): 11–35. дои : 10.2307/20797487 . JSTOR 20797487 .
- Стоянова, Иванка. 1999. « Традиции и художественное творчество в Концерте для клавесина Мануэля де Фальи ». В книге «Мануэль де Фалья: латинизм и универсальность » под редакцией Луи Жамбу, 277–296. Музыка/Письмо: Серия исследований. Париж: Presss de l’Université de Paris-Sorbonne. ISBN 2-84050-142-2 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Христофоридис, Майкл. 1997а. «Аспекты творческого процесса в «Эль ретабло де маезе педро » и концерте Мануэля де Фальи», 2 тт. Кандидатская дисс. Мельбурн: Мельбурнский университет.
- Христофоридис, Майкл. 1997б. «Вес авангарда в творческом процессе Концерта Мануэля де Фальи». Музыковедческий журнал 20, вып. 1, Материалы IV Конгресса Испанского общества музыковедения: Музыкальные исследования в Испании: современное состояние и вклад I (январь – декабрь): 669–682.
- Коллинз, Крис. 2013. «Принципы ротации и телеологическая форма в Концерте де Фалья». Quodlibet: Журнал музыкальной специализации , вып. 53 (май – август): 26–44.
- Харпер, Нэнси Ли. 2005. Мануэль де Фалья: его жизнь и музыка . Лэнхэм: Scarecrow Press. ISBN 0-8108-5417-1 (ткань); ISBN 9781461669548 .
- Хоффеле, Жан-Кристоф. 1992. Мануэль де Фалья . Париж: Файард.
- Кассель, Матиас. 1996. «Мануэль де Фалья: Концерт для клавесина (или фортепиано) и флейты, гобоя, кларнета, скрипки и виолончели, 1923–26». В Canto d'amore: Классицизм в современном искусстве и музыке, 1914–1935 , под редакцией Ульриха Моша , Готфрида Бема и Катарины Шмидт , 202–205. Базель: Фонд Пауля Захера. ISBN 9781858940359 .
- Лассюс, Мари-Пьер. 1999. « Тень и свет в концерте ». В книге «Мануэль де Фалья: латинизм и универсальность » под редакцией Луи Жамбу, 251–260. Музыка/Письмо: Серия исследований. Париж: Presss de l’Université de Paris-Sorbonne. ISBN 2-84050-142-2 .
- Майер-Серра, Отто . 1943. "Музыкальный национализм Фальи". Музыкальный ежеквартальный журнал 29, вып. 1 (январь): 1–17.
- Номмик, Иван. 1998б. «Мануэль де Фалья: работа и эволюция музыкального языка». Кандидатская диссертация. Париж: Университет Париж-Сорбонна.
- Пикер Санклементе, Рут. 2013. «Влияние кубизма в конфигурации испанского музыкального авангарда: Концерт Мануэля де Фальи (1923–1926)». В книге «Глобальное музыковедение, местное музыковедение » под редакцией Хавьера Марина Лопеса, Хермана Гана Кесады, Елены Торрес Клементе и Пилар Рамос Лопес, 21–38. Мадрид: Испанское общество музыковедения. ISBN 978-84-86878-31-3 ; 84-86878-31-4.
- Пиза, Антони. 1996. «Сочинения Джоан Марии Томас для Честерианца ». На III симпозиуме по историческим органам Майорки; III Слет музыкальных документальных фильмов; III Музыкальные дни Капвуитада де Паскуа , предисловие Микеля Феррера и Вивера, 59–84. Музыкальные исследования 3. Бугер, Испания: Fundació Àrea Creació Acústica (Центр историко-музыкальных исследований и документации Майорки).
- Рападо Джамбрина, Элиза. 2001. « Концерт Мануэля де Фалья ». Filomusica: Журнал культурной музыки , вып. 20 (сентября).
- Ригони, Мишель. 1990. «Де Фалья: Концерт для клавесина». Музыкальный анализ , нет. 21 (ноябрь): 55–64.
- Ригони, Мишель. 1992. «Мануэль де Фалья: Концерт для клавесина». Музыкальный анализ , нет. 26 (февраль): 55–57.
- Руссоманно, Стефано. 2000. «Музыка до истории: Динамика времени в Концерте де Фалья и Сонате Петрасси да камера». В книге «Мануэль де Фалья и Италия: исследования » под редакцией Ивана Номика, 124–143. Сборник исследований: Музыкальная серия, № 3. Гранада, Испания: Архивный фонд Мануэля де Фальи. ISBN 84-922852-7-3 .
- Винай, Джанфранко. 1989. «Урок Скарлатти и Стравинского по Концерту для клавесина Фальи». В Мануэле де Фалья между Испанией и Европой: материалы Международной исследовательской конференции (Венеция, 15-17 мая 1987 г.) под редакцией Паоло Пинамонти, 179–188. Quaderni della Rivista Italiana di Musicologia , № 21. Флоренция: Лео С. Ольшки. ISBN 88-222-3644-0 .
- Уолш, Крейг Т. 1998. «Множественные точки зрения на форму в первой части концерта Мануэля де Фальи для клавесина, флейты, гобоя, кларнета, скрипки и виолончели [ sic ] (и) Pipeline Burst Cache для виолончели и ленты (оригинальная композиция) )». Кандидатская дисс. Уолтем: Университет Брандейса.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Концерт для клавесина (Фалья) : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
- Джеймс Рил. Мануэль де Фалья: Концерт для клавесина (или фортепиано), флейты, гобоя, кларнета, скрипки и виолончели, G. 71 на AllMusic
- Аудио на YouTube , в исполнении Мануэля де Фальи.