Соната для фортепиано № 3 (Энеску)
Соната для фортепиано № 3 | |
---|---|
Джордже Энеску | |
![]() Джордж Энеско в 1930 году | |
Ключ | ре мажор |
Опус | 24, № 3 |
Составленный | 1933 | –35
Преданность | Марсель Чампи |
Выполненный | 6 декабря 1938 г. Зал Гаво , Париж. | ,
Движения | 3 |
Соната № 3 для фортепиано ре мажор , соч . 24, № 3 — соната для фортепиано румынского композитора Джордже Энеску , написанная между 1933 и 1935 годами.
История
[ редактировать ]Энеску сочинил свою Третью сонату для фортепиано в особенно мрачный период своей жизни. В сентябре 1933 года Энеску был внезапно вызван из Парижа в Бухарест, чтобы присматривать за Марукой Кантакузино , его будущая жена, с которой у него были иногда непростые отношения с 1914 года и которая пережила психический срыв. Энеску отменил все свои обязательства за границей, чтобы ухаживать за ней зимой, а затем заболел сердечной недостаточностью, что вынудило его продлить отпуск с концертной площадки до конца года. [1] [2] В августе 1934 года Марука был принудительно госпитализирован с диагнозом тревожный психоз в клинику Пуркерсдорфа под Веной. Это произошло по инициативе ее взрослых детей, Константина («Базу») и Алисы Кантакузино, которые впоследствии подали в суд, чтобы гарантировать, что ей больше не будет разрешено управлять своими собственными финансовыми делами. Марука вступила в острую депрессивную фазу, живя в полной изоляции, в темноте и отказываясь от еды. Энеску взял на себя расходы, вызванные ее состоянием, и удалился в комнату в подвале съемного дома на бульваре Киселева в Бухаресте, где посвятил себя сочинению. [3]
Соната для фортепиано была написана довольно быстро. Согласно аннотациям в рукописи, первая часть была завершена 21 октября 1933 года, вторая - 22 ноября, а финал завершился 8 января 1934 года. Вскоре после ее первоначального завершения Энеску написал Эдмонду Флегу , либреттисту своей оперы. Эдип , сообщая 30 января 1934 года: «Я утешаюсь, укрывшись в сочинении. Результатом является новая соната для фортепиано, ... полная веселья, в полном контрасте с атмосферой, которая ее окружает!». [4] [5] По своему обыкновению, Энеску затем позволил партитуре «отдохнуть» на некоторое время (пока он работал над оркестровкой первой части своей Четвертой симфонии ), вернувшись к сонате в следующем году, чтобы внести окончательные изменения во вторую и третью части. завершено соответственно 2 и 11 мая 1935 г. [6]
Энеску дал частное чтение сонаты кругу друзей в Бухаресте в июле 1934 года, но публичная премьера состоялась только 6 декабря 1938 года в исполнении автора партитуры Марселя Чампи в зале Гаво в Париже. [7]
Энеску назвал это произведение своей Третьей сонатой для фортепиано. Первой сонате , завершенной в 1924 году, был присвоен номер опуса 24, и, как и в некоторых других случаях, Энеску добавил новую сонату к этому номеру опуса как соч. 24, № 3. Это позволяет предположить, что должна быть Вторая соната, но следов такого произведения не обнаружено. Во время дискуссии на конференции Энеску 1967 года Марчел Михалович , который был близким другом композитора, сказал, что, когда он спросил об этом недостающем произведении, Энеску ответил, что у него в голове все было готово, и однажды он запишет его. на бумаге. Но этот день так и не настал, и Энеску умер, так и не сделав этого. [8]
Анализ
[ редактировать ]Соната состоит из трех частей:
- Живо с размахом
- Андантино кантабиле
- Веселый духом
Стиль произведения неоклассический , с особым акцентом на таких клавесинистов, как Франсуа Куперен и Доменико Скарлатти Равеля , но также с отсылкой к «Томбо де Куперена» . [9]
Вступительная часть выполнена в форме сонаты-аллегро , хотя некоторые аспекты открыты для интерпретации. Паскаль Бентуа предполагает, что это несколько эксцентричная адаптация формы с двумя повторениями , разделенными мостовым переходом . [10]
Вторая часть, Andantino cantabile, в качестве основной темы берет модифицированную версию второстепенной темы из первой части, более мечтательную и первоначально имеющую монодическое представление, за которым сразу же следует гармонизированный вариант. [11] Бентойу 2010 , 333–34). Несмотря на извилистый, медитативный, дрейфующий, дойновый характер части, она отлита в форме сонаты-аллегро, но на этот раз с двумя развивающими разделами, необычайно сложным репризом и кодой . [12]
Финал представляет собой «капризное рондо», развивающееся преимущественно на основе второй темы медленной части. Он начинается с фигураций, которые были описаны как «звон колоколов», и после краткого перерыва переходит в неустанный поток, подобный токкате , который продолжается до конца движения. [13] В процессе все материалы предыдущих частей пересматриваются и трансформируются в «яркую демонстрацию циклической рекомбинации». [12]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Малькольм 1990 , стр. 190–191.
- ^ Зоттовицеану, Рациу и Марбе 1971 , стр. 739.
- ^ Когэлничану 1996 , стр. 54.
- ^ Малькольм 1990 , стр. 201–202.
- ^ Зоттовицеану, Рациу и Марбе 1971 , стр. 740.
- ^ Зоттовицеану, Рациу и Марбе 1971 , стр. 740, 750.
- ^ Зоттовицеану, Рациу и Марбе 1971 , стр. 750.
- ^ Зоттовицеану, Рациу и Марбе 1971 , стр. 739n2.
- ^ Бентойу 2010 , с. 327.
- ^ Бентойу 2010 , стр. 331–333.
- ^ Зоттовицеану, Рациу и Марбе 1971 , стр. 743.
- ^ Jump up to: а б Малькольм 1990 , с. 202.
- ^ Бентойу 2010 , стр. 338, 340.
Цитируемые источники
[ редактировать ]- Бентуа, Паскаль . 2010. Шедевры Джорджа Энеску: подробный анализ , перевод Лори Уоллфиш. Лэнхэм, Мэриленд: Scarecrow Press. ISBN 978-0-8108-7665-1 (ткань) ISBN 978-0-8108-7690-3 (электронная книга).
- Когэлничану, Илие . 1996. Раскрытие информации о Джордже Энеску . Бухарест: Издательство Минерва. ISBN 978-973-21-0497-2
- Малькольм, Ноэль . 1990. Джордж Энеску: Его жизнь и музыка , с предисловием сэра Иегуди Менухина . Лондон: Токката Пресс. ISBN 0-907689-32-9 .
- Зоттовицеану, Елена, Адриан Рациу и Мириам Марбе . 1971 «Премьера оперы «Эдип» (1934–1936)». В Джордже Энеску: Монография , 2 тома, под редакцией Мирчи Войканы, 739–876. Бухарест: Издательство Академии Социалистической Республики Румыния.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бугич, Дмитрий . 1982. Архитектурные достопримечательности современного румынского музыкального творчества . Бухарест: Музыкальное издательство.
- Кварнстрем, Йонас Эрик. 1992. «Структурный анализ фортепианной сонаты ре мажор Джордже Энеску, соч. 24, № 3». ДМА дисс. Ванкувер: Университет Британской Колумбии.
- Никулеску, Стефан . 1956. «Третья соната для фортепиано Джордже Энеску». Музыка 6, нет. 8 (август): 12–23.