Румынские рапсодии (Энеску)
Румынские рапсодии | |
---|---|
Оркестровая музыка Джордже Энеску | |
![]() Румынский Атенеум, примерно во время премьеры там | |
Ключ | |
Опус | 11 |
Составленный | 1901 |
Преданность | Бернар Кроче-Спинелли (№ 1) |
Выполненный | 23 февраля 1903 г. Румынский Атенеум , Бухарест |
Движения | 2 |
Подсчет очков | оркестр |
Две румынские рапсодии , соч . 11 для оркестра — Джордже Энеску самые известные произведения . Они были написаны в 1901 году, а впервые исполнены вместе в 1903 году. Две рапсодии, особенно первая, уже давно заняли постоянное место в репертуаре каждого крупного оркестра. В них используются элементы музыки lăutărească , яркие румынские ритмы и атмосфера непосредственности. Они демонстрируют экзотическую модальную окраску: некоторые гаммы имеют «подвижные» терции, сексты или септимы, что создает меняющуюся атмосферу мажора и минора, что является одной из характеристик румынской музыки. [ 1 ] Они также включают некоторый материал, найденный в более поздних набросках «Руманской поэмы» Энеску , соч. 1. [ 2 ]
История
[ редактировать ]
Две румынские рапсодии были написаны в Париже, а их премьера состоялась вместе на концерте в Румынском Атенеуме в Бухаресте, который также включал мировую премьеру Первой сюиты для оркестра Энеску, соч. 9 (1903). Композитор дирижировал всеми тремя собственными произведениями, которым в программе предшествовали Увертюра к «Французам-судьям» Шумана Берлиоза и Первая симфония под управлением Эдуарда Вахмана . Концерт состоялся 23 февраля 1903 года. [ 3 ] (согласно юлианскому календарю, использовавшемуся в то время в Румынии; 8 марта 1903 г. по григорианскому календарю). [ 4 ] Первой была сыграна «Вторая рапсодия», и Энеску сохранял этот порядок исполнения на протяжении всей своей жизни. [ 5 ]
Рапсодия № 1 ля мажор
[ редактировать ]Рапсодия № 1 ля мажор посвящена композитору и педагогу Бернару Кроче-Спинелли (однокурснику Энеску по классу контрапункта Андре Гедальге в консерватории). [ 6 ] и является более известной из двух рапсодий. Суть этой рапсодии – танец. [ 1 ] [ 5 ] Энеску утверждал, что это было «всего лишь несколько мелодий, собранных вместе, не задумываясь об этом», но его сохранившиеся наброски показывают, что он тщательно проработал порядок, в котором должны появляться мелодии, и лучшую инструментальную постановку для каждой из них. Он был завершен 14 августа 1901 года, когда Энеску было всего 19 лет. [ 7 ]
Согласно опубликованной партитуре, состав инструментов следующий: 3 флейты (3-е двойное пикколо), 2 гобоя, английский рожок, 2 кларнета ля ля, 2 фагота, 4 валторны, 2 трубы до мажор, 2 корнета ля ля, 3 тромбона, туба, 3 литавры, треугольник, малый барабан, тарелки, 2 арфы, скрипки I и II, альты, виолончели, контрабасы. [ 6 ]

«Первая Рапсодия» энергична и общительна. Он начинается с цитирования народной песни «Am un leu şi vreau să-l beau». [ 1 ] (по-разному переводится как «Я хочу потратить свои деньги на выпивку», «У меня есть монета, и я хочу выпить», «Я хочу потратить свой шиллинг на выпивку» или, более буквально: «У меня есть лей и Я хочу это выпить»), которую играют гобои и кларнеты. Мелодию исполнил цыганский скрипач Лае Кьору (Николае Филип), у которого Энеску получил первые уроки игры на скрипке в возрасте 4 лет. [ 7 ] [ 8 ] но есть некоторые сомнения, действительно ли Энеску помнил ее из Чиору, поскольку эта мелодия была в обращении в различных сборниках, напечатанных еще в 1848 году (альтернативное написание: «Am un leu şi vreau să-l beu»), с которым Энеску мог бы проконсультироваться. . [ 9 ] Вскоре она заменяется более медленной мелодией, впервые появившейся на скрипках. По мере работы эта мелодия становится все быстрее и живее, достигая кульминации в ярком кружащемся народном танце. [ 10 ] который в значительной степени цитирует мелодию из « Ciocârlia » («Жаворонок»), народной мелодии, предположительно сочиненной цыганским композитором Ангелушем Динику. [ 11 ]
Энеску дирижировал Первой рапсодией на прощальном концерте в Нью-Йорке с участниками Нью-Йоркского филармонического оркестра 21 января 1950 года. [ 4 ] [ 12 ] Концерт был объявлен в ознаменование его 60-летия как артиста, и на нем он выступил как скрипач вместе с Иегуди Менухиным в Концерте для двух скрипок Баха, как пианист в своей собственной Сонате № 3 для скрипки и фортепиано (также с Менухиным). ), и как дирижер его Сюиты № 2 для оркестра, соч. 20» и «Рапсодия», завершившая программу. [ 13 ]
Рапсодия № 2 ре мажор
[ редактировать ]Вторая Рапсодия, как и первая, была завершена в 1901 году. [ 7 ] [ 14 ] но более внутренний и рефлексивный. Его существенный характер – не танец, а песня. [ 1 ] [ 5 ] Он основан на популярной балладе XIX века «Pe o stîncă neagră, într-un vechi castel» («На темной скале, в старом замке»), которую, как и вступительную мелодию Первой рапсодии, Энеску, возможно, позаимствовал у лэутар Чиору, [ 15 ] хотя опять же есть некоторые сомнения, действительно ли Энеску запомнил это от Чиору. [ 9 ] После развития, завершившегося каноническим представлением, к этой теме присоединяется танцевальная мелодия «Sîrba lui Pompieru» (« Сырба пожарного»), за которой вскоре следует вторая половина народной песни «Văleu, lupu mă mănîncă». («Эй, меня пожирает волк!»), что рассматривается в каноне. [ 16 ] Ближе к концу есть краткий момент оживления, напоминающий дух кантри лэутари, но работа заканчивается тихо. [ 17 ]
В отличие от Первой рапсодии, нет никаких разногласий по поводу партитуры Второй, которая в опубликованной партитуре дана следующим образом: 3 флейты, 2 гобоя, английский рожок, 2 кларнета в ля ля, 2 фагота, 4 валторны, 2 трубы в ля. До, 3 тромбона, 2 литавры, тарелки, 2 арфы, первые скрипки, вторые скрипки, альты, виолончели и контрабасы. [ 18 ]
Третья рапсодия
[ редактировать ]На Всемирной выставке в Нью-Йорке 8 мая 1939 года Энеску дирижировал программой румынских композиций, в которую входила его «Вторая румынская рапсодия». В анонимной программной заметке говорилось:
Это вторая часть сборника «Три рапсодии Румэн» , соч. 11, в котором Энеско вспомнил народные песни своей страны. Первый и самый известный из набора написан в ля мажоре; третий соль минор. [ 19 ]
Хотя последующие источники иногда упоминали эту «Третью Рапсодию», похоже, что она никогда не существовала.
Наследие
[ редактировать ]Внешний звук | |
---|---|
![]() |
Несмотря на всю свою популярность, две «Румынские рапсодии» оказались « альбатросом на шее Энеску: позже в своей жизни он горько возмущался тем, как они доминировали, и сузил свою репутацию как композитора». [ 20 ] Сам он записывал каждую из рапсодий трижды, но рассматривал запросы на еще больше записей как «un [ sic ] Grosse Commerciale». [ 21 ]
Обе рапсодии получили десятки записей других дирижеров и оркестров.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Мария Златева Златева, « Влияние румынского фольклора на художественное и музыкальное развитие Джорджа Энеску на примере его Третьей сонаты для скрипки », диссертация DMA (Остин: Техасский университет в Остине, 2003), 18.
- ^ Мария Златева Златева, « Румынское фольклорное влияние на художественное и музыкальное развитие Джорджа Энеску на примере его Третьей скрипичной сонаты », диссертация DMA (Остин: Техасский университет в Остине, 2003), 16
- ^ Мирча Войкана, Клеманса Фирка, Альфред Хоффман, Елена Зоттовицеану, в сотрудничестве с Мириам Марбе, Стефаном Никулеску и Адрианом Рациу, Джордже Энеску: Монография , 2 тома. (Бухарест: Издательство Академии Социалистической Республики Румыния, 1971), 1:277.
- ^ Jump up to: а б Николас Слонимский, Лаура Кун и Деннис Макинтайр, «Энеско, Жорж (настоящее имя, Джордж Энеску)», Биографический словарь музыкантов Бейкера , 6 томов, под редакцией Николаса Слонимского и Лауры Кун, 2: 1020–21 (Нью-Йорк: Ширмер, 2001) ISBN 978-0-02-865525-3 . Полностью цитируется с разрешения Legendary Violinists .
- ^ Jump up to: а б с alldownloadlinks. Архивировано 3 сентября 2011 г. на Wayback Machine. [ ненадежный источник? ]
- ^ Jump up to: а б Жорж Энеско, 1-я румынская рапсодия (ля ♮ мажор) , соч. 11, № 1 (Париж: Enoch & Cie Editeurs, [1905]).
- ^ Jump up to: а б с Бруклинский симфонический оркестр. Архивировано 11 сентября 2011 года в Wayback Machine.
- ^ Мария Златева Златева, « Влияние румынского фольклора на художественное и музыкальное развитие Джорджа Энеску на примере его Третьей скрипичной сонаты », диссертация DMA (Остин: Техасский университет в Остине, 2003), 9.
- ^ Jump up to: а б Мирча Войкана, Клеманса Фирка, Альфред Хоффман, Елена Зоттовицеану, в сотрудничестве с Мириам Марбе, Стефаном Никулеску и Адрианом Ратиу, Джордже Энеску: Монография , 2 тома. (Бухарест: Издательство Академии Социалистической Республики Румыния, 1971), 1:44–45.
- ^ «Энди HD» . Архивировано из оригинала 20 мая 2017 года . Проверено 16 мая 2011 г.
- ^ «Окружной центр сохранения и продвижения традиционных культур Клуж - TraditiiClujne.ro» . 9 сентября 2010 года. Архивировано из оригинала 9 сентября 2010 года . Проверено 23 января 2024 г.
- ^ classic-composers.org
- ^ CH 1950. «60 лет как артист, отмеченный Энеско: румынский музыкант выступает на концерте как скрипач, пианист, дирижер и композитор». Нью-Йорк Таймс (22 января): 67.
- ^ Ноэль Малкольм, «Энеску, Джордж [Энеско, Жорж]», Словарь музыки и музыкантов New Grove , второе издание, под редакцией Стэнли Сэди и Джона Тиррелла (Лондон: Macmillan Publishers, 2001).
- ^ Мария Златева Златева, « Влияние румынского фольклора на художественное и музыкальное развитие Джорджа Энеску на примере его Третьей сонаты для скрипки », диссертация DMA (Остин: Техасский университет в Остине, 2003), 17.
- ^ Мирча Войкана, Клеманса Фирка, Альфред Хоффман, Елена Зоттовицеану, в сотрудничестве с Мириам Марбе, Стефаном Никулеску и Адрианом Рациу, Джордже Энеску: Монография , 2 тома. (Бухарест: Издательство Академии Социалистической Республики Румыния, 1971), 1:283.
- ^ «Румынская рапсодия № 2 ре мажор», Центр Кеннеди (архив от 30 сентября 2012 г., получено 18 апреля 2017 г.)
- ^ Жорж Энеско, 2-я румынская рапсодия: (ре мажор) (Париж: Enoch & Cie, [1905]).
- ^ Воспроизведено в Мирче Войкане, Клемансе Фирке, Альфреде Хоффмане, Елене Зоттовицеану, в сотрудничестве с Мириам Марбе, Стефаном Никулеску и Адрианом Ратиу, Джордже Энеску: Монография , 2 тома. (Бухарест: Издательство Академии Социалистической Республики Румыния, 1971), 2:905.
- ^ Ноэль Малкольм, «Энеску, Джордж [Энеско, Жорж]», Словарь музыки и музыкантов New Grove , второе издание, под редакцией Стэнли Сэди и Джона Тиррелла (Лондон: Macmillan Publishers, 2001). Цитируется без указания источника в Обществе Джорджа Энеску США .
- ^ Музыкальная сеть International
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Кириак, Мирча. 1958. «Румынская рапсодия Джордже Энеску». Музыка 8, нет. 7 (июль): 21–28.
- Хаслмайр, Харальд. 2007. «Память и пейзаж в творчестве Джордже Энеску». В «Резонансах: о воспоминаниях в музыке » под редакцией Андреаса Доршеля, 185–96. Исследования в области оценочных исследований 47. Вена, Лондон и Нью-Йорк: Универсальное издание. ISBN 978-3-7024-3055-9 .
- Малькольм, Ноэль. 1990. Джордже Энеску. Его жизнь и музыка с предисловием сэра Иегуди Менухина. Лондон: Токката Пресс. ISBN 978-0-907689-32-4 .
- Рошка, Михаэла-Сильвия. 2004. Румынские рапсодии Джордже Энеску: аналитические соображения о значении композиционного языка Энеску . Яссы: Ред. Магна Опера. OCLC 165872130 .