Jump to content

Румынские рапсодии (Энеску)

Румынские рапсодии
Оркестровая музыка Джордже Энеску
Румынский Атенеум, примерно во время премьеры там
Ключ
Опус 11
Составленный 1901  ( 1901 )
Преданность Бернар Кроче-Спинелли (№ 1)
Выполненный 23 февраля 1903 г. ( 1903-02-23 ) Румынский Атенеум , Бухарест
Движения 2
Подсчет очков оркестр

Две румынские рапсодии , соч . 11 для оркестра — Джордже Энеску самые известные произведения . Они были написаны в 1901 году, а впервые исполнены вместе в 1903 году. Две рапсодии, особенно первая, уже давно заняли постоянное место в репертуаре каждого крупного оркестра. В них используются элементы музыки lăutărească , яркие румынские ритмы и атмосфера непосредственности. Они демонстрируют экзотическую модальную окраску: некоторые гаммы имеют «подвижные» терции, сексты или септимы, что создает меняющуюся атмосферу мажора и минора, что является одной из характеристик румынской музыки. [ 1 ] Они также включают некоторый материал, найденный в более поздних набросках «Руманской поэмы» Энеску , соч. 1. [ 2 ]

Сцена Атенеума в Бухаресте

Две румынские рапсодии были написаны в Париже, а их премьера состоялась вместе на концерте в Румынском Атенеуме в Бухаресте, который также включал мировую премьеру Первой сюиты для оркестра Энеску, соч. 9 (1903). Композитор дирижировал всеми тремя собственными произведениями, которым в программе предшествовали Увертюра к «Французам-судьям» Шумана Берлиоза и Первая симфония под управлением Эдуарда Вахмана [ ro ] . Концерт состоялся 23 февраля 1903 года. [ 3 ] (согласно юлианскому календарю, использовавшемуся в то время в Румынии; 8 марта 1903 г. по григорианскому календарю). [ 4 ] Первой была сыграна «Вторая рапсодия», и Энеску сохранял этот порядок исполнения на протяжении всей своей жизни. [ 5 ]

Рапсодия № 1 ля мажор

[ редактировать ]

Рапсодия № 1 ля мажор посвящена композитору и педагогу Бернару Кроче-Спинелли [ де ] (однокурснику Энеску по классу контрапункта Андре Гедальге в консерватории). [ 6 ] и является более известной из двух рапсодий. Суть этой рапсодии – танец. [ 1 ] [ 5 ] Энеску утверждал, что это было «всего лишь несколько мелодий, собранных вместе, не задумываясь об этом», но его сохранившиеся наброски показывают, что он тщательно проработал порядок, в котором должны появляться мелодии, и лучшую инструментальную постановку для каждой из них. Он был завершен 14 августа 1901 года, когда Энеску было всего 19 лет. [ 7 ]

Согласно опубликованной партитуре, состав инструментов следующий: 3 флейты (3-е двойное пикколо), 2 гобоя, английский рожок, 2 кларнета ля ля, 2 фагота, 4 валторны, 2 трубы до мажор, 2 корнета ля ля, 3 тромбона, туба, 3 литавры, треугольник, малый барабан, тарелки, 2 арфы, скрипки I и II, альты, виолончели, контрабасы. [ 6 ]

Банкнота достоинством один лей (1920 г.)

«Первая Рапсодия» энергична и общительна. Он начинается с цитирования народной песни «Am un leu şi vreau să-l beau». [ 1 ] (по-разному переводится как «Я хочу потратить свои деньги на выпивку», «У меня есть монета, и я хочу выпить», «Я хочу потратить свой шиллинг на выпивку» или, более буквально: «У меня есть лей и Я хочу это выпить»), которую играют гобои и кларнеты. Мелодию исполнил цыганский скрипач Лае Кьору (Николае Филип), у которого Энеску получил первые уроки игры на скрипке в возрасте 4 лет. [ 7 ] [ 8 ] но есть некоторые сомнения, действительно ли Энеску помнил ее из Чиору, поскольку эта мелодия была в обращении в различных сборниках, напечатанных еще в 1848 году (альтернативное написание: «Am un leu şi vreau să-l beu»), с которым Энеску мог бы проконсультироваться. . [ 9 ] Вскоре она заменяется более медленной мелодией, впервые появившейся на скрипках. По мере работы эта мелодия становится все быстрее и живее, достигая кульминации в ярком кружащемся народном танце. [ 10 ] который в значительной степени цитирует мелодию из « Ciocârlia » («Жаворонок»), народной мелодии, предположительно сочиненной цыганским композитором Ангелушем Динику. [ 11 ]

Энеску дирижировал Первой рапсодией на прощальном концерте в Нью-Йорке с участниками Нью-Йоркского филармонического оркестра 21 января 1950 года. [ 4 ] [ 12 ] Концерт был объявлен в ознаменование его 60-летия как артиста, и на нем он выступил как скрипач вместе с Иегуди Менухиным в Концерте для двух скрипок Баха, как пианист в своей собственной Сонате № 3 для скрипки и фортепиано (также с Менухиным). ), и как дирижер его Сюиты № 2 для оркестра, соч. 20» и «Рапсодия», завершившая программу. [ 13 ]

Рапсодия № 2 ре мажор

[ редактировать ]

Вторая Рапсодия, как и первая, была завершена в 1901 году. [ 7 ] [ 14 ] но более внутренний и рефлексивный. Его существенный характер – не танец, а песня. [ 1 ] [ 5 ] Он основан на популярной балладе XIX века «Pe o stîncă neagră, într-un vechi castel» («На темной скале, в старом замке»), которую, как и вступительную мелодию Первой рапсодии, Энеску, возможно, позаимствовал у лэутар Чиору, [ 15 ] хотя опять же есть некоторые сомнения, действительно ли Энеску запомнил это от Чиору. [ 9 ] После развития, завершившегося каноническим представлением, к этой теме присоединяется танцевальная мелодия «Sîrba lui Pompieru» (« Сырба пожарного»), за которой вскоре следует вторая половина народной песни «Văleu, lupu mă mănîncă». («Эй, меня пожирает волк!»), что рассматривается в каноне. [ 16 ] Ближе к концу есть краткий момент оживления, напоминающий дух кантри лэутари, но работа заканчивается тихо. [ 17 ]

В отличие от Первой рапсодии, нет никаких разногласий по поводу партитуры Второй, которая в опубликованной партитуре дана следующим образом: 3 флейты, 2 гобоя, английский рожок, 2 кларнета в ля ля, 2 фагота, 4 валторны, 2 трубы в ля. До, 3 тромбона, 2 литавры, тарелки, 2 арфы, первые скрипки, вторые скрипки, альты, виолончели и контрабасы. [ 18 ]

Третья рапсодия

[ редактировать ]

На Всемирной выставке в Нью-Йорке 8 мая 1939 года Энеску дирижировал программой румынских композиций, в которую входила его «Вторая румынская рапсодия». В анонимной программной заметке говорилось:

Это вторая часть сборника «Три рапсодии Румэн» , соч. 11, в котором Энеско вспомнил народные песни своей страны. Первый и самый известный из набора написан в ля мажоре; третий соль минор. [ 19 ]

Хотя последующие источники иногда упоминали эту «Третью Рапсодию», похоже, что она никогда не существовала.

Наследие

[ редактировать ]
Внешний звук
значок аудио Рапсодия № 1 под управлением Юджина Орманди , Рапсодия № 2 под управлением Ганса Киндлера здесь

Несмотря на всю свою популярность, две «Румынские рапсодии» оказались « альбатросом на шее Энеску: позже в своей жизни он горько возмущался тем, как они доминировали, и сузил свою репутацию как композитора». [ 20 ] Сам он записывал каждую из рапсодий трижды, но рассматривал запросы на еще больше записей как «un [ sic ] Grosse Commerciale». [ 21 ]

Обе рапсодии получили десятки записей других дирижеров и оркестров.

  1. ^ Jump up to: а б с д Мария Златева Златева, « Влияние румынского фольклора на художественное и музыкальное развитие Джорджа Энеску на примере его Третьей сонаты для скрипки », диссертация DMA (Остин: Техасский университет в Остине, 2003), 18.
  2. ^ Мария Златева Златева, « Румынское фольклорное влияние на художественное и музыкальное развитие Джорджа Энеску на примере его Третьей скрипичной сонаты », диссертация DMA (Остин: Техасский университет в Остине, 2003), 16
  3. ^ Мирча Войкана, Клеманса Фирка, Альфред Хоффман, Елена Зоттовицеану, в сотрудничестве с Мириам Марбе, Стефаном Никулеску и Адрианом Рациу, Джордже Энеску: Монография , 2 тома. (Бухарест: Издательство Академии Социалистической Республики Румыния, 1971), 1:277.
  4. ^ Jump up to: а б Николас Слонимский, Лаура Кун и Деннис Макинтайр, «Энеско, Жорж (настоящее имя, Джордж Энеску)», Биографический словарь музыкантов Бейкера , 6 томов, под редакцией Николаса Слонимского и Лауры Кун, 2: 1020–21 (Нью-Йорк: Ширмер, 2001) ISBN   978-0-02-865525-3 . Полностью цитируется с разрешения Legendary Violinists .
  5. ^ Jump up to: а б с alldownloadlinks. Архивировано 3 сентября 2011 г. на Wayback Machine. [ ненадежный источник? ]
  6. ^ Jump up to: а б Жорж Энеско, 1-я румынская рапсодия (ля мажор) , соч. 11, № 1 (Париж: Enoch & Cie Editeurs, [1905]).
  7. ^ Jump up to: а б с Бруклинский симфонический оркестр. Архивировано 11 сентября 2011 года в Wayback Machine.
  8. ^ Мария Златева Златева, « Влияние румынского фольклора на художественное и музыкальное развитие Джорджа Энеску на примере его Третьей скрипичной сонаты », диссертация DMA (Остин: Техасский университет в Остине, 2003), 9.
  9. ^ Jump up to: а б Мирча Войкана, Клеманса Фирка, Альфред Хоффман, Елена Зоттовицеану, в сотрудничестве с Мириам Марбе, Стефаном Никулеску и Адрианом Ратиу, Джордже Энеску: Монография , 2 тома. (Бухарест: Издательство Академии Социалистической Республики Румыния, 1971), 1:44–45.
  10. ^ «Энди HD» . Архивировано из оригинала 20 мая 2017 года . Проверено 16 мая 2011 г.
  11. ^ «Окружной центр сохранения и продвижения традиционных культур Клуж - TraditiiClujne.ro» . 9 сентября 2010 года. Архивировано из оригинала 9 сентября 2010 года . Проверено 23 января 2024 г.
  12. ^ classic-composers.org
  13. ^ CH 1950. «60 лет как артист, отмеченный Энеско: румынский музыкант выступает на концерте как скрипач, пианист, дирижер и композитор». Нью-Йорк Таймс (22 января): 67.
  14. ^ Ноэль Малкольм, «Энеску, Джордж [Энеско, Жорж]», Словарь музыки и музыкантов New Grove , второе издание, под редакцией Стэнли Сэди и Джона Тиррелла (Лондон: Macmillan Publishers, 2001).
  15. ^ Мария Златева Златева, « Влияние румынского фольклора на художественное и музыкальное развитие Джорджа Энеску на примере его Третьей сонаты для скрипки », диссертация DMA (Остин: Техасский университет в Остине, 2003), 17.
  16. ^ Мирча Войкана, Клеманса Фирка, Альфред Хоффман, Елена Зоттовицеану, в сотрудничестве с Мириам Марбе, Стефаном Никулеску и Адрианом Рациу, Джордже Энеску: Монография , 2 тома. (Бухарест: Издательство Академии Социалистической Республики Румыния, 1971), 1:283.
  17. ^ «Румынская рапсодия № 2 ре мажор», Центр Кеннеди (архив от 30 сентября 2012 г., получено 18 апреля 2017 г.)
  18. ^ Жорж Энеско, 2-я румынская рапсодия: (ре мажор) (Париж: Enoch & Cie, [1905]).
  19. ^ Воспроизведено в Мирче Войкане, Клемансе Фирке, Альфреде Хоффмане, Елене Зоттовицеану, в сотрудничестве с Мириам Марбе, Стефаном Никулеску и Адрианом Ратиу, Джордже Энеску: Монография , 2 тома. (Бухарест: Издательство Академии Социалистической Республики Румыния, 1971), 2:905.
  20. ^ Ноэль Малкольм, «Энеску, Джордж [Энеско, Жорж]», Словарь музыки и музыкантов New Grove , второе издание, под редакцией Стэнли Сэди и Джона Тиррелла (Лондон: Macmillan Publishers, 2001). Цитируется без указания источника в Обществе Джорджа Энеску США .
  21. ^ Музыкальная сеть International

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Кириак, Мирча. 1958. «Румынская рапсодия Джордже Энеску». Музыка 8, нет. 7 (июль): 21–28.
  • Хаслмайр, Харальд. 2007. «Память и пейзаж в творчестве Джордже Энеску». В «Резонансах: о воспоминаниях в музыке » под редакцией Андреаса Доршеля, 185–96. Исследования в области оценочных исследований 47. Вена, Лондон и Нью-Йорк: Универсальное издание. ISBN   978-3-7024-3055-9 .
  • Малькольм, Ноэль. 1990. Джордже Энеску. Его жизнь и музыка с предисловием сэра Иегуди Менухина. Лондон: Токката Пресс. ISBN   978-0-907689-32-4 .
  • Рошка, Михаэла-Сильвия. 2004. Румынские рапсодии Джордже Энеску: аналитические соображения о значении композиционного языка Энеску . Яссы: Ред. Магна Опера. OCLC   165872130 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5b9fb6a6e542d227b29c3e864dd8dd8c__1713547320
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/5b/8c/5b9fb6a6e542d227b29c3e864dd8dd8c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Romanian Rhapsodies (Enescu) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)