Струнный квартет №1. 2 (Энеску)
Струнный квартет | |
---|---|
№ 2 | |
Джордже Энеску | |
![]() Джордже Энеску в 1940-е годы | |
Ключ | соль мажор |
Опус | 22, № 2 |
Составленный | 1950 | –1951
Преданность | Элизабет Спрэг Кулидж |
Выполненный | 7 февраля 1954 г. Бостонская публичная библиотека |
Опубликовано | 1954 |
Продолжительность | 25 мин. |
Движения | 4 |
Струнный квартет № 2 соль мажор, соч . 22, № 2 — камерное музыкальное произведение румынского композитора Джордже Энеску , написанное в основном между 1950 и 1951 годами, хотя оно имеет длительную предысторию и получило ряд переработок в 1952 и, возможно, начале 1953 года. Партитура посвящена американской пианистке, композитору и меценату Элизабет Спрэг Кулидж . Его представление длится около 25 минут.
История
[ редактировать ]Существуют четыре недатированных предварительных эскиза Второго струнного квартета, сделанные Энеску примерно со времени завершения Первого квартета в 1920 году или даже раньше. Первый из них, содержащий весь тематический материал для четырехчастного квартета, возможно, был создан еще до Первой мировой войны . Считается, что второй и третий проекты датируются началом 1920-х годов, а четвертый, вероятно, где-то в 1930-х годах. [ 1 ]
В июне 1950 года в Париже Энеску заново начал сочинять свой Второй квартет, завершив его пятую (и первую полную) версию 30 января 1951 года. Характерно для себя неудовлетворенный, он немедленно приступил к тщательному переписыванию партитуры. Каждая часть рукописи шестой версии подписана композитором и точно датирована: первая часть (стр. 1–10) датирована 14 февраля 1951 года; вторая часть (стр. 10–19) датирована 22 февраля 1951 г.; третья часть (стр. 20–30) датирована 14 марта 1951 г.; четвертая часть (стр. 30–45) датирована «Париж 30 мая (1 р Х бре ) 1951 год». [ 2 ] Дальнейшая корректировка последних семи тактов партитуры была сделана 1 октября 1951 года на дополнительном листе, прикрепленном к виолончельной части частей автографа, которые сейчас находятся в музее Джордже Энеску в Бухаресте, с пометкой, сделанной рукой композитора: «2de версия (окончательная) des dernières mesures du 2d Quatuor à cordes (sol majeur), Жорж Энеско, op 22 n° 2". [ 3 ] Однако это был еще не конец истории.

В 1952 году Гарольд Спивак , руководитель музыкального отдела Библиотеки Конгресса в Вашингтоне, округ Колумбия, написал Энеску в Париж, предлагая комиссию от Фонда Кусевицкого Библиотеки Конгресса для создания нового произведения камерной музыки. [ 4 ] Энеску ответил 7 декабря 1952 года, что у него нет новых работ в стадии подготовки и, следовательно, он не может принять предварительное предложение от Фонда Кусевицкого, но он только что закончил свой Второй струнный квартет, посвященный г-же Элизабет Спрэг Кулидж. Он как раз собирался внести окончательные правки в эту партитуру и пообещал отправить ее в Вашингтон, как только она будет готова. Энеску, должно быть, впоследствии узнал о планах выступить с квартетом в Бостоне, потому что 21 июня 1953 года он снова написал доктору Спиваке, сообщая: «Мой второй квартет находится на пути в Кембридж. Мистер Моррис должен был найти и организовать [ так в оригинале] ], что у меня могла бы быть фотокопия партитуры и партий, прекрасно сделанная». Рукопись Второго струнного квартета фактически уже прибыла, но не в Кембридж, а в Библиотеку Конгресса. Письмо Энеску пересеклось по почте с подтверждением благополучного прибытия рукописи, написанное 17 июня 1953 года Эдвардом Н. Уотерсом, помощником начальника музыкального отдела. [ 5 ] Эта автограф-партитура содержит ряд дальнейших небольших корректировок, которые, возможно, были внесены еще весной того же года. Таким образом, эта версия считается отражением последних мыслей композитора о квартете. [ 6 ] [ 5 ] [ 7 ]
Партии были должным образом отправлены Вулфу Вулфинсону, лидеру квартета Страдивари, который получил их в июле 1953 года. Впервые они исполнили произведение в лекционном зале Бостонской публичной библиотеки на Копли-сквер 7 февраля 1954 года. [ 5 ] [ 8 ] Воскресный дневной концерт был организован Гарольдом Спивакком от имени Фонда Кулиджа в рамках февральского собрания Ассоциации музыкальных библиотек (Спивак был в последний год своего пребывания на посту президента MLA), которое собиралось в Бостон в том же году в честь столетия Бостонской публичной библиотеки. [ 9 ] [ 10 ] В состав квартета Страдивари входили Вульф Вольфинсон и Гарри Кобялка (скрипки), Юджин Ленер (альт) и Альфред Зигера (виолончель). Премьере Энеску в программе предшествовал струнный квартет ми минор Элизабет Спрэг Кулидж, а за ним последовал квартет Бетховена ми-бемоль мажор, соч. 127 . [ 8 ]
История публикации соответственно сложна. Первая публикация Салаберта в Париже в 1956 году состояла только из набора частей (без партитуры). Эти партии, подготовленные из неизвестного и ныне утерянного рукописного источника, были использованы для выступления в Концертном зале Даллес в Бухаресте Струнного квартета Радио (Мирча Негреску, Дориан Варга, Марсель Гросс и Ион Фотино) 19 октября 1956 года. , что в Румынии в то время считалось мировой премьерой. Вскоре этот же ансамбль сделал первую коммерческую запись произведения, выпущенную на монофонической пластинке ECD-15 на лейбле Electrecord. Десять лет спустя был найден набор частей с автографами с двойной датой «30 мая (1 декабря) 1951 года», и на их основе Титус Моисеску сделал первое издание партитуры вместе с новым изданием частей . опубликовано в марте 1967 года издательством Editura muzicala в Бухаресте в рамках подготовки к Четвертому фестивалю Энеску, который состоится в сентябре следующего года. Именно на конференции, проведенной в рамках этого самого фестиваля, румыны были удивлены, впервые узнав из доклада, представленного американским музыковедом. Ирвинг Лоуэнс , [ 11 ] о существовании рукописной партитуры с автографом, хранящейся в Библиотеке Конгресса в Вашингтоне (вместе с набором частей, сделанных переписчиком, но с исправлениями и аннотациями, сделанными рукой Энеску), и о том, что премьера квартета уже состоялась в 1954 году. [ 12 ] [ 3 ] В свете этих разоблачений в 1985 году вышло новое издание с учетом автографа Вашингтона.
Анализ
[ редактировать ]Работа состоит из четырех частей:
- Очень умеренный
- Анданте очень выдержанное и выразительное
- Аллегретто не слишком тронут
- С очень умеренными, энергичными движениями.
Энеску Общий план очень похож на план «Октета» , написанного пятьдесят лет назад, поскольку он построен как обширная форма сонаты-аллегро . В этом контексте первая часть функционирует как экспозиция , вторая и третья части служат развитием соответственно первой и второй тематических групп первой части, а финал представляет собой резюмирование целого. [ 13 ] Хотя аранжировка соответствует традиционной четырехчастной схеме струнных квартетов, иногда нетрадиционные процедуры Энеску вызвали серьезные разногласия, когда дело дошло до описания структуры отдельных частей.
Дискография
[ редактировать ]- Жорж Энеско: Соната для скрипки и фортепиано № 2 фа минор, соч. 6; Струнный квартет № 2, соч. 22, № 2, соль мажор . Джордже Энеску, скрипка; Дину Липатти, фортепиано; Струнный квартет Румынского радио. Запись LP. 1 диск, 33⅓ об/мин, монофонический. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Monitor Records, 1965.
- Джордже Энеску: Струнный квартет нет. 2 соль мажор, соч. 22, нет. 2; Квартет нет. 2 для фортепиано, скрипки, альта и виолончели ре минор, соч. 30 . Струнный квартет "Voces" (Бужор Прелипчан и ?, скрипки; Георге Хааг, альт; Дэн Прелипчан, виолончель). Ивонн Пьедемонт-Прелипчан (фортепиано), участницы струнного квартета "Voces" (Бюжор Прелипчан, скрипка; Георге Хааг, альт; Дэн Прелипчан, виолончель). Записано в 1981 году. Запись LP, 1 диск: аналоговый, 33⅓ об/мин, стерео, 12 дюймов. Electrecord ST ECE 01854. Румыния: Electrecord, 1981.
- Струнный квартет № 2, переизданный вместе со Струнным квартетом № 1, соч. 22, № 1, ми-бемоль мажор. Запись компакт-диска, 1 аудиодиск: цифровой, стерео, 4¾ дюйма. Серия Olympia Explorer. Олимпия OCD 413. Лондон: Олимпия, 1991. Переиздано, Electrecord EDC 662/663. Бухарест: Электрикорд, 2005.
- Джордже Энеску: Струнные квартеты, соч. 22, нет. 1 и 2 . Quatuor Athenaeum Enesco (Константин Богданас и Флорин Сигети, скрипки; Дан Ярка, альт; Дорел Фодериану, виолончель). Записано 16–19 мая 1992 г. на Schweizer Radio DRS. Запись компакт-диска, 1 аудиодиск: цифровой, стерео, 4¾ дюйма. ЦПО 999-0682. Георгсмариенхютте: CPO, [1993].
- Энеску: Струнные квартеты №№. 1 и 2 . Quatuor Ad Libitum (Адриан Береску и Шербан Мереуцэ, скрипки; Богдан Бишок, альт; Филип Папа, виолончель). Записано в Молдавской филармонии, Яссы, май 1999 г. Запись компакт-диска, 1 аудиодиск: цифровой, стерео, 43⁄4 дюйма. Mécénat MusicalNaxos 8.554721. [Sl]: HNH International, Ltd. 2000.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Моисеску 1981 , стр. 135–41.
- ^ Моисеску 1976 , с. 98.
- ^ Jump up to: а б Фирка и Никулеску 1971 , с. 1086.
- ^ Лоуэнс 1968 , с. 126.
- ^ Jump up to: а б с Лоуэнс 1968 , с. 127.
- ^ Бентойу 2010 , стр. 454–455.
- ^ Моисеску 1976 , стр. 98, 100.
- ^ Jump up to: а б Дургин 1954 год .
- ^ Анон. 1953 , с. 49.
- ^ Спенсер и Пахуд 1954 , с. 7.
- ^ Лоуэнс 1968 .
- ^ Бентойу 2010 , стр. 455.
- ^ Бентойу 2010 , с. 460.
Цитируемые источники
[ редактировать ]- Анон. 1953. «Заметки для заметок » Записки , вторая серия 11, № 1 (декабрь) 49–56.
- Бентуа, Паскаль . 2010. Шедевры Джорджа Энеску: подробный анализ , перевод Лори Уоллфиш. Лэнхэм, Мэриленд: Scarecrow Press. ISBN 978-0-8108-7665-1 (ткань) ISBN 978-0-8108-7690-3 (электронная книга).
- Дургин, Сайрус. 1954. «Квартеты Энеско и миссис Кулидж». The Boston Globe (8 февраля): 4.
- Фирча, Клеманса и Штефан Никулеску . 1971. «Эссенциализации (1945–1955)». В Джордже Энеску: Монография, 2 тома, под редакцией Мирчи Войканы, 1017–1138. Бухарест: Издательство Академии Социалистической Республики Румыния.
- Лоуэнс, Ирвинг . 1968. «Голографии Энеску в Библиотеке Конгресса». Исследования по музыковедению 4:121–29.
- Моисеску, Титус. 1976. «Некоторые замечания по подлинной версии струнного квартета соль мажор, соч. 22 № 2 Джордже Энеску». В Энесциане I под редакцией Мирчи Войканы, 94–101. Бухарест: Издательство Академии Румынской Социалистической Республики.
- Моисеску, Титус. 1981. «Струнный квартет Джордже Энеску соль мажор, соч. 22, № 2». В Enesciana II–III под редакцией Мирчи Войканы, 133–60. Бухарест: Издательство Академии Румынской Социалистической Республики.
- Никулеску, Стефан. 1980. Размышления о музыке . Бухарест: Музыкальное издательство.
- Спенсер, Вирджиния Дж. и Джордж М. Пахуд. 1954. «Заметки к столетнему юбилею: Ассоциация музыкальных библиотек собирается в честь празднования столетия Бостонской публичной библиотеки». Вопросительный знак 9, № 2 (февраль): 6–7.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Раделеску, Надежда. 1981. «Техника вариаций и развития мотивов в струнных квартетах Джордже Энеску, соч. 22». В книге «Столетие Джордже Энеску» под редакцией Сперанцы Рэделеску, 171–200. Бухарест: Музыкальное издательство.
- Рестесан, Франциск Тибериу. 2007. «Второй струнный квартет Джорджа Энеску, соч. 22 соль мажор: исторические и аналитические перспективы этого позднего произведения». ДМА дисс. Университет Аризоны.
- Спенсер, Вирджиния Дж. и Джордж М. Пахуд. 1954. «Заметки к столетнему юбилею: Ассоциация музыкальных библиотек собирается в честь празднования столетия Бостонской публичной библиотеки». Вопросительный знак 9, № 2 (февраль): 6–7.
- Варга, Дориан. 1976. «Присутствие ячейки БАХа в струнном квартете, соч. 22 № 2 Жоржа Энеско». В «Энесциане I» под редакцией Мирчи Войканы, 83–92. Бухарест: Editura Academiei Republicii Socialiste, Румыния.
- Варга, Дориан. 1981. "Струнный квартет ор. 22 № 2 Джордже Энеску, вершина румынского и универсального камерного творчества". В книге «Столетие Джорджа Энеску » под редакцией Сперанцы Рэделеску, 265–346. Бухарест: Музыкальное издательство.