Jump to content

Десет (Энеску)

Это уместно
Духовой квартет
Камерная музыка Джордже Энеску
Джордже Энеску в 1910-е годы
Ключ ре мажор
Опус 14
Составленный 1906  ( 1906 )
Выполненный 12 июня 1906 г. ( 1906-06-12 ) Париж
Продолжительность 23 минуты
Движения 3
Подсчет очков 10 духовых инструментов

Десет для духовых ( Dixtuor à vents ) ре мажор , соч . 14) — камерное музыкальное произведение румынского композитора Джордже Энеску , написанное в 1906 году и впервые исполненное в том же году в Париже. Спектакль длится около 23 минут.

Энеску сочинил свой «Децет» быстро, в первые месяцы 1906 года. Он только что закончил свою Первую симфонию , соч. 13, в прошлом году. Первое исполнение Decet состоялось в Париже (менее чем через шесть месяцев после симфонии) 12 июня 1906 года на концерте Société Moderne d'Instruments à Vent. [ 1 ]

Десет написан для двух флейт, гобоя, английского рожка, двух кларнетов, двух фаготов и двух валторн — другими словами, для двойного духового квинтета с английским рожком вместо второго гобоя. Это одновременно «сенсационно оркестрованное камерное произведение» и «великолепная симфония ре мажор». [ 2 ]

Энеску и «Децет» легко связать Хотя «Октет для струнных» из-за схожей инструментальной схемы (двухструнный квартет и двойной духовой квинтет соответственно), они сильно различаются по структуре и стилю. Если четыре части Октета объединены циклическими тематическими процедурами в единую форму сонаты-аллегро , то Десет представляет собой скорее расслабленный дивертисмент по образцу духовых серенад классической эпохи, с отсылкой к серенадам периода романтизма. также. [ 3 ] Привычная циклическая тематическая трактовка Энеску не встречается в этой работе: темы не повторяются от одного движения к другому, а множественные темы не строятся из одних и тех же порождающих ячеек . [ 4 ]

Общий восторженный характер «Децета» скрывает его классические структуры, разработанные с тематической экономией и весьма тонким контрапунктическим мастерством. Этот непринужденный стиль отчасти является результатом непредсказуемой спонтанности, с которой представлены темы, а также значительной свободы, с которой Энеску обращается с знакомыми формами. [ 2 ] Кроме того, контраст тональностей сведен к минимуму (аналогично оформлению Второй скрипичной сонаты Энеску , написанной семью годами ранее), здесь в интересах сохранения единой атмосферы. Вместо определенного контраста каждая новая тема представляет собой лишь новый оттенок. Даже самые живые элементы, как, например, бойкая танцевальная тема в средней части второй части или главная тема финала, не нарушают преобладающего чувства нежной ностальгии и умиротворенной печали. [ 5 ]

Децет состоит из трех частей:

Осторожно двигаясь

[ редактировать ]

Первая часть представлена ​​в расширенной форме сонаты-аллегро . [ 4 ] Нежная вступительная тема совершенно диатоническая , ре мажор. Чрезвычайно мягкая динамика, предписанная для всех инструментов, сводит к минимуму тембральные контрасты, в результате чего создается эффект ансамбля равных голосов. Тема развернута в двадцати трех тактах в свободной контрапунктической имитации в стиле ричеркара Андреа Габриэли . Вторая тема, также диатоническая, затем объявляется фаготами и валторнами, начиная фугато с шестью входами, чередуя относительную натур-минорную тональность (B Aeolian ) и ее верхнюю пятую часть (F Eolian), после чего следует краткое возвращение к вступительная тема, теперь в доминирующей тональности ля мажор. На первый взгляд кажется, что это полное, компактное изложение сонаты , но оказывается, что это исходная тематическая группа, состоящая из двух частей. Вместо ожидаемого перехода к разделу разработки , Энеску теперь представляет свою вторую тематическую группу, которая, как и первая, состоит из двух частей. Начинается в удаленной тональности до мажор с темой на английском рожке, отмеченной как très expressif (mais) sans rigueur. , сразу следует вторая тема группы, и собственно экспозиция заканчивается в доминирующей тональности ля мажор. [ 6 ]

Развивающий раздел преимущественно мелодичный, с новыми объемными фразами, вытекающими из ранее представленных тем. [ 4 ] Вторая тема фугато сначала выходит вперед, затем контрапунктически переплетается с первой темой в переливающихся оркестровых красках. [ 7 ] Неортодоксальное перепросмотр начинается с фрагментов первой темы, представленных в различных тональностях, а затем квазиразвития сопоставляют первые три темы в течение примерно тридцати тактов, «так, как фрагменты, разбросанные взрывом, могут снова упасть». [ 7 ] Затем две темы второй тематической группы резюмируются вместе, транспонируются на полтона вверх, чтобы начаться с тоники ре мажор (вместо до мажор экспозиции), но поэтому неожиданно завершаются си мажор, форте , в первый рог. развития Кода перерабатывает все четыре темы с постепенным расслаблением тоники ре мажор, и часть завершается заключительным утверждением первой темы в дополнении , заканчиваясь плагальной каденцией . [ 8 ]

Умеренно – Сильно

[ редактировать ]

Вторая часть имеет более явную связь с фольклором, чем две другие. [ 9 ] Он имеет трехстороннюю форму , хотя и не совсем традиционную схему A–B–A. В первом разделе раскрывается тема эпического, ностальгического характера, со свободным ритмическим оформлением, напоминающим стиль парландо - рубато , встречающийся в некоторых жанрах румынской популярной музыки. [ 10 ] Озвучивание этой мелодии с использованием гобоя и английского рожка в октавах, а также флейт, играющих заводной аккомпанемент в унисон между двумя двойными тростями, представляет собой замечательный оркестровый штрих. За короткой тутти-интерлюдией следует более витиеватый вариант темы, в котором особенно ярки орнаментальные апподжиатуры, морденты и вспомогательные ноты. [ 11 ] Начало центральной части, обозначенной как «Vivement», дает единственный резкий контраст настроения во всей композиции. Темп резко увеличивается вдвое, тональность меняется от минора к мажору, а некоторые пассажи звучат в еще более ярком лидийском ладу . Однако ключевой центр остается прочно закрепленным на D. Начальная точка двойной педали на D и A поддерживает игривую, народную мелодию, напоминающую звуки волынки. Возвращение к начальному медленному темпу возвращает ностальгическую вступительную тему, но сначала в тональности си мажор, затем в си минор, прежде чем, наконец, снова вернуться в тоническую тональность ре минор. Это превращается в развитие, в котором аккомпанементом медленной теме служит оживленная мелодия средней части. Энергия рассеивается и медленная тема исчезает, оставляя педальную точку D и фагот, играющий фрагменты игривой темы из центральной части, только теперь уже в минорной тональности. Мрачное, одинокое качество наконец заканчивается пианиссимо- пикардийской каденцией . [ 12 ] [ 13 ]

Живо, но не слишком оживленно

[ редактировать ]

Финал своей беззаботностью и особыми выразительными элементами в значительной степени способствует дивертисментному характеру произведения. В то же время его структура представляет собой «одну из самых странных сонатных форм, с которыми можно столкнуться, и включает в себя одни из самых виртуозных контрапунктических фактур во всем произведении». [ 14 ]

Экспозиция достаточно проста. Первая тема в тонике ре мажор построена из цепочки мотивов, предлагающих богатые возможности для развития. Продолжение этой темы включает модальный сдвиг в лидийский лад поверх той же тоники - процедура, напоминающая веселую мелодию средней части второй части. [ 12 ] Вторая тематическая группа состоит из трех составных частей, вторая из которых заимствована буквально из восьмого такта первой темы. Третья часть, полученная как преобразование ритмической ячейки четвертого такта первой темы, становится основной идеей этой второй тематической группы. Экспозиция завершается довольно анонимной, короткой переходной идеей в пунктирных ритмах, которая никогда не повторится. После экспозиции, продолжающейся около 79 тактов, следующий раздел развития необычайно краток - всего 18 тактов - своего рода «мини-развитие», полностью основанное на втором и третьем мотивах второй темы. [ 15 ]

Затем перепросмотр начинается с трех утверждений первой темы в тонической тональности ре мажор. Третье утверждение вводит ритмический вариант в триолях, за которым следует неожиданная модуляция через переходную тональность B мажор к отдаленной тональности E мажор, где унисонные валторны запускают «героический призыв», который затем повторяется на мажорную треть выше и , наконец, снова в домашней тональности ре мажор. На этом этапе создается впечатление, что эпизод развития (примерно такой же продолжительности, как «мини-развитие») прерывает перепросмотр, но после очевидного возвращения к делу перепросмотра Энеску затем начинает истинное развитие, продолжающееся около пятидесяти лет. пять тактов и вовлекая обе основные темы в самый сложный контрапункт всего Децета, тем самым смещая момент максимального драматического интереса ближе к концу композиции. [ 16 ] Кода, следующая за репетицией номер 41, включает в себя замечательную серию из девятнадцати четвертей, восходящих в несколько волн, исполняемых в унисон или октавах в различных инструментальных комбинациях. Они имеют поразительное сходство с основной темой Арнольда Шенберга , Первой Камерной симфонии написанной в том же году, но исполненной только 8 февраля 1907 года. [ 12 ]

Дискография

[ редактировать ]

Хронологически по дате записи:

  • Энеско: Дикстуор; Кодай: Соната для виолончели и фортепиано . Солисты духовых инструментов Национального оркестра радиодиффузии Франции , Джордж Энеску, дирижер; Рихард Матушла, виолончель, Отто Шульхоф, фортепиано. Записано в Европе, 1951 год. Запись LP, 1 диск: 12 дюймов, 33⅓ об/мин, монофонический. Ремингтон Р-199-107. Нью-Йорк: Remington Records , 1952. Decet переиздан вместе с румынскими рапсодиями Энеску Nos. 1 и 2, запись LP, 1 диск: 12 дюймов, 33⅓ об/мин, монофонический. Varèse Sarabande VC 81042, 1978. [Decet переиздан как часть набора из двух компакт-дисков, Румынское радио, 2005.]
  • Dixtuor для духовых ре мажор, соч. 14; Камерная симфония: для 12 сольных инструментов, соч. 33 . Николае Александру, Михай Теодореску, флейты; Константин Илиута, гобой; Павел Турнир, Английское сердце; Константин Унгуряну, Константин Чернаяану, кларнеты; Эмиль Биклеа, Георге Попа, фаготы; Ион Баданою, Пол Стайку, валторны; Константин Сильвестри , дирижер. Записано 17 сентября 1958 года. Запись LP, 1 диск: 10 дюймов, 33⅓ об/мин, монофонический. Electrecord ECD 14. Позже переиздан вместе с Chamber Symphony, запись LP, 1 диск: 12 дюймов, 33⅓ об/мин, монофонический. Электрикорд STM-ECE 01046, [1980]. Переиздано как Жорж Энеско: Sinfonia da Camera, Op. 33, для двенадцати инструментов; Dixture и ре мажор, соч. 14, для духовых инструментов . Запись LP, 1 диск: 12 дюймов, 33⅓ об/мин, монофонический. Голос его хозяина (EMI) FALP 508. Париж: Industries Musicales et Electriques Pathé-Marconi, [?19-]. Переиздано на компакт-диске, Electrecord EDC 800. Бухарест: Electrecord, 2007. Исполнение Decet также переиздано на компакт-диске в другом сочетании с Octet for Strings Энеску в «восстановленных записях» на Electrecord ELDC 122. Бухарест: Casa de discursive, Electrecord , Электрекорд, 2007. [1991].
  • Джордже Энеску: Dixtuor для духовых музыкантов, соч. 14; Интермеццо [ так в оригинале ] для струнных инструментов, соч. 12 . Артисты Ясского филармонического оркестра Молдовы (Корнелиу Виеру, Теофил Виотар, флейты; Николай Тюдор, гобуа; Аурел Орошану, английский рожок; Людовик Вагнер, Аурел Негоеску, кларнеты; Букур Кирилэ, Константин Петря, хор; Гаврил Варга, Михай Выргэ, фаготы ); Ион Бачу, дирижер. Запись LP, 1 диск: 12 дюймов, 33⅓ об/мин, стерео. Electrecord ST-ECE 01751. Бухарест: Casa Discuri Electrecord, [1970]. Довольно переиздан, недавно в сочетании с Энеску: Октет до мажор для струнных в исполнении струнных квартетов Voces & Euterpe (Яссы), запись на компакт-диске, 1 диск: цифровой, 4¾ дюйма, стерео. Марко Поло 8.223147. [Sl]: Pacific Music Co. ООО, [1988].
  • Джордже Энеску: Камерная симфония соч. 33; Две интерлюдии для струнных op. 12; Тентет для духовых инструментов op. 14 . Солисты Лозаннского камерного оркестра Лоуренс Фостер , дирижер. Записано Salle commune d' Épalinges , 8–10 декабря 1987 года. Запись на компакт-диске, 1 диск: цифровой, 4¾ дюйма, стерео. Клавиши CD 50-8803. Тун: Production Claves, 1988.
  • Джордже Энеску: Октет для струнных до мажор, соч. 7; Децет для духовых инструментов ре мажор, соч. 14 . Камерный оркестр «Виртуозы Бухареста» (в Десете: Вирджил Фрынку и Николае Максим, флейты; Адриан Петреску, гобой; Флорин Ионаяя, английский рожок; Валериу Бэрбучану и Леонтин Боанца, кларнеты; Годри Орбан и Виорика Фехер, фаготы; Симон Джебеляну и Дэн Синка, валторны) Хория Андрееску [ ro ] , дирижер. Записано в студии Tomis, Бухарест, март 1995 г. Запись на компакт-диске, 1 диск: цифровой, 4¾ дюйма, стерео. Electrecord EDC 277. Бухарест: Casa de discuri Electrecord, 1995. Также выпущено на компакт-диске как Olympia OCD 445. Серия Olympia Explorer. Лондон: Olympia Compact Discs Ltd, 1995.
  • Дворжак: Серенада для ветра; Энеску: Дикстуор; Яначек: Молодые люди . филармонии Осло Духовые солисты . Записано в Рис-Кирке, Осло, Норвегия (Дворжак, Энеску) и Сойенберг-Кирке, Осло, Норвегия (Яначек), 4–6 ноября 1996 г. Запись компакт-диска, 1 диск: цифровой, 4¾ дюйма, стерео. Наксос 8.554 173. [Sl]: HNH International, Ltd., 2000.
  • Джордже Энеску: Октур до мажор, соч. 7; Дикстур ре мажор, соч. 14 . Участники филармонического оркестра «Джордж Энеску» , Кристиан Мандил [ ro ] , дирижер. Записано в румынском зале Атенеум , Бухарест, 24–28 февраля 1997 года. Запись компакт-диска, 1 диск: цифровой, 4¾ дюйма, стерео. Arte Nova 74321 63634 2. Германия: Arte Nova Classics, 1999.
  • Джордже Энеску: Октуор для струнных, соч. 7; Dixtuor of Winds, Op. 14 . Ансамбль Виотта, Миша Амель [ nl ; ру ] , дирижёр. Записано Марией Минор, Утрехт, 2 октября 1999 г. (октябрь), 10 февраля 2001 г. (декабрь). Запись компакт-диска, 1 диск: цифровой, 43⁄4 дюйма, стерео. Оттаво ОТР C20179. Гаага: Оттаво Recordings,
  • WASBE 2007 Килларни, Ирландия: Камерные игроки CCM Университета Цинциннати (Энеску: Decet; работы Франца Кроммера , Артура Берда и Петра Чайковского). Колледж-консерватория музыкальных камеристов Университета Цинциннати, Родни Винтер, дирижер. Записано в неизвестном месте, Килларни, Ирландия, воскресенье, 8 июля 2007 г. Запись на компакт-диске, 1 диск: цифровой, 4¾ дюйма, стерео. Mark Records 7212. Кларенс, Нью-Йорк: Mark Records, 2007.
  • Trois sélections pour Chamber Winds (Энеску: Decet; Рут Гиппс: Морской пейзаж, соч. 53; Духовая симфониетта, соч. 73). Chamber Winds округа Эри, Рик Флеминг, дирижер. Записано в Ciminelli Hall, Государственный колледж Буффало , 10 и 13 июня 2013 г. Запись на компакт-диске, 1 диск: цифровой, 4¾ дюйма, стерео. Mark Records 50790. Кларенс, Нью-Йорк: Mark Records, 2014.

Цитируемые источники

[ редактировать ]
  • Бентуа, Паскаль . 2010. Шедевры Джорджа Энеску: подробный анализ , перевод Лори Уоллфиш. Лэнхэм, Мэриленд: Scarecrow Press. ISBN   978-0-8108-7665-1 (ткань) ISBN   978-0-8108-7690-3 (электронная книга).
  • Хоффман, Альфред и Адриан Ратиу. 1971. «Успехи симфониста (1900–1906)». В Джордже Энеску: Монография , 2 тома, под редакцией Мирчи Войканы, 237–329. Бухарест: Издательство Академии Социалистической Республики Румыния.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Бергер, Вильгельм Г. 1965. Путеводитель по инструментальной камерной музыке . Бухарест: Музыкальное издательство Союза композиторов Социалистической Республики Румыния.
  • Гавоти, Бернар . 1955. Воспоминания о Жорже Энеско . Париж: Фламмарион.
  • Малькольм, Ноэль . 1990. Джордж Энеску: Его жизнь и музыка , с предисловием сэра Иегуди Менухина . Лондон: Токката Пресс. ISBN   0-907689-32-9 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 7f8924e35a594a3d560d38b3afab7d80__1709286540
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/7f/80/7f8924e35a594a3d560d38b3afab7d80.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Decet (Enescu) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)