Соната для скрипки № 3 (Энеску)
Соната для скрипки № 3 | |
---|---|
Камерная музыка Джордже Энеску | |
Ключ | Несовершеннолетний |
Опус | 25 |
Составленный | 1926 |
Преданность | Франц Кнайзель |
Выполненный | Январь 1927 г. Орадя. | ,
Опубликовано | 1933 |
Движения | 3 |
Подсчет очков |
|
Соната № 3 ля минор «dans le caractère populaire roumain» (в румынском народном стиле) для скрипки и фортепиано, соч. 25) — камерное музыкальное произведение, написанное в 1926 году румынским композитором Джордже Энеску . Партитура, опубликованная в 1933 году, посвящена памяти скрипача Франца Кнайзеля . Это одно из самых популярных и в то же время самых уважаемых произведений композитора.
История
[ редактировать ]Третья соната для скрипки была написана примерно за четыре месяца в 1926 году, в то время, когда Энеску также был занят поздними этапами работы над оперой « Эдипе» . Соната была впервые исполнена в Ораде в январе 1927 года композитором и пианистом Николае Каравиа, который вскоре после этого повторил ее в Бухаресте. Энеску и Каравиа также дали парижскую премьеру в марте 1927 года в зале Гаво . Особенно примечательное раннее выступление состоялось в Париже в июне 1930 года, когда партнером композитора был Альфред Корто . Ученик Энеску Иегуди Менухин сделал запись в 1936 году вместе со своей сестрой Хефзибой Менухин на фортепиано, а сам композитор дважды записал произведение в качестве скрипача: в 1943 году с Дину Липатти и снова несколько лет спустя с Селини Шайлес-Ришес. В мае 1946 года состоялось выступление, в котором Иегуди Менухин играл партию скрипки в сопровождении композитора на фортепиано. [ 1 ]
Соната вызвала энтузиазм сразу же во время ее премьеры и с тех пор является произведением Энеску, получившим наибольшее внимание в музыковедческой и критической литературе, за исключением, возможно, его оперы « Эдипе» . Оно также стало самым популярным произведением Энеску после двух «Румынских рапсодий» . [ 1 ]
Анализ
[ редактировать ]Без цитирования реальных народных мелодий материал обладает аутентичностью своего рода «суперфольклора». Скрипка отведена в роли цыганской скрипки, а письмо для фортепиано имитирует цимбалы и кобзу . [ 2 ]
Соната разделена на три части :
- Умеренная меланхолия
- Анданте выдержанное и загадочное
- Allegro con brio, но не слишком прерывисто
Первая часть представляет собой свободную форму сонаты-аллегро и начинается с учтивой и ностальгической первой тематической группы, представленной непрерывными и гибкими линиями на фортепиано и более нерешительно на скрипке. Когда этот материал вернется в перепросмотр, он будет преобразован в своего рода « horă bătrînească» (танец стариков). Вторая тематическая группа привносит контрастирующую атмосферу трезвости и усиленной дифференциации цвета - характеристику, которая вернется для дальнейшего развития во второй части. [ 3 ] Развитие почти целиком ограничивается материалом первой тематической группы, но после репризы возникает расширенная кода, объединяющая мотивные фрагменты обеих групп. Преобразование материала из лирического, песенного стиля изложения и развития в настойчивые танцевальные ритмы репризы придает части общее впечатление двухголосной рапсодии в традиционном узоре лассу-фрис . [ 4 ]
Вторую часть можно охарактеризовать как песенную форму, состоящую из трех частей: длинная вступительная часть, наполненная самоанализом и поэтическими гранями, где скрипка играет почти полностью гармонически, за которой следует контрастная центральная часть в народном стиле и возвращение вступительной части. материал с заключительной нежной кодой. [ 4 ] [ 3 ]
Финал выполнен в форме рондо с припевом, мелодия которого напоминает танец медведя из северной Молдавии. Несмотря на секционную форму, тематический материал подвергается постоянным вариациям — этот процесс особенно ярко проявляется в разделе C, который структурирован как миниатюрная тема и вариации . Эта процедура приводит к эффекту, описанному как «восторженный стиль Энеску». [ 5 ]
Дискография
[ редактировать ]- Джордже Энеску: Соната № 3 для скрипки и фортепиано ля минор, соч. 25. Иегуди Менухин , скрипка; Эфзиба Менухин , фортепиано. Записано 6 января 1936 года. Музыкальный шедевр Виктора. Запись 78 об/мин, 3 звуковых диска: аналоговый, 78 об/мин, моно, 12 дюймов Victor DM 318 (комплект: автоматическая последовательность); Виктор 16892; 16893; 16894; Виктор АМ 318 (комплект: автоматическая последовательность). Камден, Нью-Джерси: Виктор, 1940. Переиздано вместе с другими материалами. Запись компакт-диска, 1 звуковой диск: цифровой, монофонический, 4¾ дюйма. EMI Classics 7243 5 65962 2. Серия EMI Références. [Лондон]: EMI Classics, 1996.
- Джордже Энеску: Соната № 3 для скрипки и фортепиано ля минор, соч. 25 ( популярными румынскими буквами ); Концертная пьеса для альта и фортепиано. Джордже Энеску, скрипка; Дину Липатти , фортепиано (1-е произведение); Александру Радулеску, альт; Джордже Энеску, фортепиано (2-е произведение). Запись LP, 1 звуковой диск: аналоговый, 33⅓ об/мин, монофонический, 10 дюймов. Электрекорд ECD 95. [Румыния]: Электрекорд, 1950-е гг.
- Джордже Энеску: Соната № 3 ля минор для скрипки и фортепиано, соч. 25 («в популярном румынском стиле»). Леош Яначек : Соната для скрипки и фортепиано. Рафаэль Друян, скрипка; Джон Симмс, фортепиано. Запись LP, 1 звуковой диск: 33⅓ об/мин, монофонический, 12 дюймов Mercury MG 80001. [np]: Mercury Records, 1956.
- Джордже Энеску: Соната №. 3 ля минор для скрипки и фортепиано, соч. 25; Дариус Мийо : Соната №. 2 для скрипки и фортепиано, соч. 40. Дайан Андерсен, скрипка; Андре Гертлер, фортепиано. Запись LP, 1 диск: аналоговый, 33⅓ об/мин, стерео, 12 дюймов. Супрафон 50483, Чехословакия: Супрафон, 1962.
- Джордж Энуску: Соната №. 3 ля минор для скрипки и фортепиано, соч. 26 (в румынском народном стиле). Кристиан Феррас, скрипка; Пьер Барбизе, фортепиано. Запись LP, 1 звуковой диск: аналоговый, 33⅓ об/мин, стерео, 12 дюймов. Одеон S 80749. [np]: Одеон, 1960-е гг.
- Запад встречается с Востоком . Рави Шанкар : Прабхати , Рага Пурия Кальян , Свара-Какали ; Джордже Энеску: Соната № 3 ля минор для скрипки и фортепиано, соч. 25. Иегуди Менухин, скрипка (1, 3 и 4 произведения); Рави Шанкар, ситар (2-я и 3-я произведения); Алла Ракха, табла (1-я работа); Эфзиба Менухин, фортепиано (4-е произведение). Запись LP, 1 звуковой диск: аналоговый, стерео, 33⅓ об/мин, 12 дюймов. Angel S 36418. Лондон: Angel, 1967.
- Джордже Энеску: Соната № 3 ля минор для скрипки и фортепиано, соч. 25; Антонин Дворжак : Романтические блюда , соч. 75; Роберт Шуман : Интермеццо и Аллегро (вторая и третья части Сонаты FAE); Иоганнес Брамс : Сонатензац (Скерцо из сонаты FAE). Исаак Штерн , скрипка; Александр Закин , фортепиано. Запись LP, 1 звуковой диск: аналоговый, 33⅓ об/мин, стерео, 12 дюймов. CBS Masterworks M 39114. Нью-Йорк: CBS Masterworks, 1983.
- Джордже Энеску: Соната для скрипки № 2, соч. 6; Соната для скрипки «Торс»; Соната для скрипки № 3, соч. 25. Аделина Опреан, скрипка; Джастин Опреан, фортепиано. Запись компакт-диска, 1 диск: цифровой, стерео, 4¾ дюйма Hyperion CDA66484. Лондон: Hyperion Records Ltd, 1992.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Бентойу 2010 , стр. 287, 305.
- ^ Бентойу 2010 , стр. 286.
- ^ Jump up to: а б Хоффман и Марбе 1971 , стр. 549–550.
- ^ Jump up to: а б Бентойу 2010 , стр. 291.
- ^ Хоффман и Марбе 1971 , стр. 552–553.
Цитируемые источники
[ редактировать ]- Бентуа, Паскаль . 2010. Шедевры Джорджа Энеску: подробный анализ , перевод Лори Уоллфиш. Лэнхэм, Мэриленд: Scarecrow Press. ISBN 978-0-8108-7665-1 (ткань) ISBN 978-0-8108-7690-3 (электронная книга).
- Хоффман, Альфред и Мириам Марб. 1971. «Зрелость: разъяснения (1919–1926); Гранд-туры (1927–1930)». В Джордже Энеску: Монография. 2 тома под редакцией Мирчи Войканы, 1: 459–586 (часть 3, главы 7–8). Бухарест: Издательство Академии Социалистической Республики Румыния.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Чортеа, Тюдор . 1955. «Третья соната для скрипки и фортепиано Джордже Энеску». Музыка 5, нет. 5 (май): 37.
- Чортеа, Тюдор. 1968. «Третья соната для фортепиано и скрипки и некоторые принципы создания камерной музыки у Джордже Энеску». Исследования по музыковедению 4:49–58.
- Косма, Виорел. 1981. «Патриотический смысл абсолютной премьеры: почему Энеску позволил впервые услышать сонату «в румынском народном характере» в Ораде?». В Энесциане II–III: Жорж Энеско, комплекс музыкантов , под редакцией Мирчи Войканы, 103–114. Бухарест: Editura Academiei Republicii Socialiste România.
- Гавоти, Бернар . 1955. Воспоминания о Жорже Энеско . Париж: Фламмарион.
- Малькольм, Ноэль . 1990. Джордж Энеску: Его жизнь и музыка , с предисловием сэра Иегуди Менухина. Лондон: Токката Пресс. ISBN 0-907689-32-9 .
- Рэделеску, Сперанца. 1981а. «Специфический румынский характер в гармоническом языке III и Соната для фортепиано и скрипки Жоржа Энеско». В Энесциане II – III: Жорж Энеско, комплекс музыкантов , под редакцией Мирчи Войканы, 75–94. Бухарест: Издательство Академии Социалистической Республики Румыния.
- Раделеску, Надежда. 1981б. «Популярный» оттенок в «III и Соната для фортепиано и скрипки Жоржа Энеско». В Энесциане II – III: Жорж Энеско, комплекс музыкантов , под редакцией Мирчи Войканы, 95–101. Бухарест: Издательство Академии Социалистической Республики Румыния.
- Верно, Адриан. 1981. «Модализм Третьей сонаты для фортепиано и скрипки 'в румынском народном характере'». В книге «Столетие Джорджа Энеску » под редакцией Сперанцы Рэделеску, 121–169. Бухарест: Музыкальное издательство.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Соната для скрипки № 3, соч. 25 : Партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур.