Октет (Энеску)
Октет | |
---|---|
Камерная музыка Джордже Энеску | |
![]() Джордже Энеску в 1910-е годы | |
Ключ | До мажор |
Опус | 7 |
Составленный | 1900 |
Преданность | Андре Гедальге |
Выполненный | 18 декабря 1909 г. | Париж
Продолжительность | 40 мин. |
Движения | 4 |
Подсчет очков |
|
Октет , для струнных мажор . соч до 7 — октетная композиция для струнных инструментов румынского композитора Джордже Энеску , завершенная в 1900 году. Вместе с октетом фа мажор, соч. 17 (1849) Нильса Гаде , он считается одним из самых известных преемников Октета Феликса Мендельсона знаменитого , соч. 20 . [ 1 ]
История
[ редактировать ]
После завершения Второй скрипичной сонаты в 1899 году состав Октета занимал Энеску полтора года. Сложность структуры, охватывающей сорок минут выступления, вызвала у него значительные затруднения, хотя эта задача показалась ему захватывающей. «Я изнурял себя, пытаясь сделать произведение музыкальным произведением, разделенным на четыре сегмента такой длины, что каждый из них мог в любой момент сломаться. Инженер, запускающий свой первый подвесной мост через реку, не мог чувствовать большего беспокойства, чем я. почувствовал, когда решил затемнить бумагу». [ 2 ] Закончив октет, Энеску предложил его Эдуару Колонну для исполнения в его Concerts Colonne . Однако после пяти репетиций импресарио исключил его из программы, сославшись на то, что оно было слишком рискованным, и Энеску с горечью воспринял это решение. [ 3 ] Запоздалая премьера наконец состоялась 18 декабря 1909 года в Сельскохозяйственном зале в Париже в рамках фестивального концерта камерных произведений Энеску из серии концертов «Вечера искусств». Исполнителями выступили объединенные участники квартетов Желозо и Шайли под управлением композитора. Энеску Фортепианный квартет № 1 ре мажор, соч. 16, завершенный всего несколькими днями ранее, также получил свою премьеру на этом концерте, который также включал исполнение его сентябрьских шансонов Клемана Маро для тенора и фортепиано, соч. 15, составленных в прошлом году. [ 4 ] Октет посвящен Андре Гедальге , одному из профессоров Энеску в консерватории, чья поддержка в убеждении фирмы Enoch & Cie опубликовать партитуру была глубоко оценена композитором. [ 3 ]
Дирижер Карл Крюгер сообщил, что, когда он спросил композитора, как он относится к тому, чтобы произведение играло большее количество струнников, Энеску с энтузиазмом ответил: «Так и должно быть!». [ 5 ] Когда Енох переиздал партитуру в 1950 году, Энеску добавил новое предисловие, в котором одобрил этот вариант, но с некоторыми оговорками:
Это произведение может быть исполнено с полным струнным оркестром при условии, что отдельные певческие партии будут поручены солистам . Я оставляю на усмотрение дирижера право решать, какие отрывки играть соло. [ 6 ]
Анализ
[ редактировать ]Композиция Энеску контрастирует с «Октетом» Феликса Мендельсона, в котором сольная партия скрипки противопоставляется аккомпанементу других струнных инструментов. С другой стороны, работа Энеску представляет собой «настоящий октет, который находит свое наиболее естественное выражение именно в галлюцинаторно сходящихся и расходящихся контрапунктических голосах». [ 7 ] Стилистически «Октет» стоит вне категорий, в которые попадает большинство работ Энеску, созданных до окончания Первой мировой войны, когда он все еще работал над широким спектром стилей и влияний, включая стили Сезара Франка , Эрнеста Шоссона , Анри Дюпарк , Клод Дебюсси и Рихард Штраус . [ 8 ]
Форма описывается композитором как циклическая и разделена на четыре части :
- Очень умеренно( 3
2 ) - Очень зажигательно ( ми мажор ) [ Цитация необходима ]
- Медленно
- Динамичное движение вальса.
Типичное выполнение работы занимает около 40 минут.
Однако эти четыре части связаны вместе, образуя единую большую часть формы сонаты-аллегро . [ 6 ] Первая часть функционирует как экспозиция , а финал - как перепросмотр , а развитие осуществляется в двух внутренних частях. Идея циклической интеграции всех частей симфонии в единую всеобъемлющую форму восходит к Бетховена Пятой симфонии и получила дальнейшее развитие Гектора Берлиоза , Роберта Шумана и Ференца Листа . Наиболее вероятной моделью организации Октета Энеску является Фортепианный концерт ми-бемоль мажор Листа, последнего (1855), который даже в большей степени, чем Соната си-минор следует очертаниям сонатной формы на протяжении всех своих четырех частей. [ 9 ]
В произведении использовано от девяти до двенадцати мелодических тем, в зависимости от анализа. [ 10 ] [ 11 ] Наибольшее их количество (шесть или семь) представлено в экспозиции первой части. Вторая часть представляет собой своего рода демоническое скерцо , бурное и кружащееся, а третья — лирическую, медленную часть; в обоих добавлены новые темы [ 10 ]
Дискография
[ редактировать ]- Джордже Энеску: Октет для струнных до мажор, соч. 7 (версия для струнного оркестра). Американский оркестр искусств; Карл Крюгер, дир. Запись LP, 1 диск: аналоговый, монофонический, 12 дюймов. New Records NELP 101 (на этикетке: NRMG 101). [Np]: New Records, Inc., [1950].
- Джордже Энеску: Октет для струнных до мажор, соч. 7. Струнный октет членов Союза композиторов Социалистической Республики Румыния и Государственной филармонии им. Жоржа Энеско; Константин Сильвестри , дир. Запись LP: 1 аудиодиск: аналоговый, 33⅓ об/мин, монофонический, 12 дюймов. Electrecord ECE 01. Бухарест: звукозаписывающая компания Electrecord, [1950-е]; Artia ALP 119. [Прага]: Artia, [nd]. Переиздан вместе с Децетом для духовых инструментов ре мажор, соч. 14 (из стереофонической пластинки Electrecord STM-ECE 01046), как «восстановленная запись». Запись компакт-диска, 1 диск: цифровой, моно и стерео, 12 см. Олимпия OCD 445. Electrecord ELCD 122. Бухарест: Casa de discuri Electrecord, 1992.
- Джордже Энеску: Октет для струнных до мажор, соч. 7. Ясский струнный квартет "Voces"; Ясский струнный квартет. Ион Бачу, дир. Запись LP, 1 аудиодиск: аналоговый, 33⅓ об/мин, стерео, 12 дюймов. Electrecord ST-ECE 01856. Бухарест: Electrecord, 1977. Переиздан вместе с Decet для духовых инструментов D, соч. 14 в исполнении Духов Ясской филармонии Молдовы. Запись LP, 1 аудиодиск: аналоговый, 33⅓ об/мин, стерео, 12 дюймов. Electrecord ST-ECE 61856. Бухарест: Electrecord, [до 1987 г.]. Переиздание на CD, 1 аудиодиск: стерео, 12 см. Марко Поло 8.223147. [np]: Тихоокеанская музыка, 1988.
- Джордже Энеску: Октет для струнных до мажор, соч. 7; Рихард Штраус : Секстет из Каприччио , соч. 85; Дмитрий Шостакович : Две пьесы для струнного октета, соч. 11. Камерный ансамбль «Академия Святого Мартина в полях» . Запись CD, 1 диск: цифровой, стерео, 12 см. Чандос ЧАН 9131. Колчестер: Chandos Records Ltd, 1993.
- Джордж Энеску: Октет для струнных до мажор, соч. Феликс Мендельсон: Октет ми-бемоль мажор, соч. 20. Le Quatuor Alcan; Ле Кватуор Квебек. Запись CD, 1 диск: цифровой, стерео, 12 см. CBC Records MVCD 1063. Торонто: Société Radio-Canada / Канадская радиовещательная корпорация, 1993.
- Джордже Энеску: Октет для струнных до мажор, соч. 7; Децет для духовых инструментов ре мажор, соч. 14. Рене Чейстиан Попеску, Ливиу Морна, Ниоара Морояну и Адриана Винклер, скрипки; Габриэль Бэлэ и Флорин Матей, альты; Марин Казаку и Дэн Джойцойу, виолончели; Хория Андрееску, дир. Записано Electrecord в студии Tomis, Бухарест, март 1995 г. Выпущено по лицензии. Запись CD, 1 диск: цифровой, стерео, 12 см. Олимпия ОКР 445. Серия Olympia Explorer. Лондон: Olympia Compact Discs Ltd, 1995.
- Феликс Мендельсон-Бартольди: Октет ми-бемоль мажор, соч. 20; Джордже Энеску: Октет до мажор, соч. 7. Кристиан Бор, Ида Левин, Николас Китчен, Линн Чанг, скрипки; Маркус Томпсон, Синь-Юнь Хуан, альты; Рональд Томас, Йисун Ким, виолончели. Записано в Мемориальном мюзик-холле Метуэна , Метуэн, Массачусетс, январь 1998 г. Запись компакт-диска, 1 диск: цифровой, стерео, 12 см. Бостонское общество камерной музыки BCMR 05-CD. [Массачусетс]: Бостонское общество камерной музыки, 1998.
- Джордже Энеску: Октет до мажор, соч. 7; Десет ре мажор, соч. 14. Ансамбли Бухарестского филармонического оркестра им. Джорджа Энеску; Кристиан Мандел, дир. Запись CD, 1 диск: цифровой, стерео, 12 см. Arta Nova Classics 74321 63634 2. [Германия]: Arte Nova Classics, 1999.
- Джордже Энеску: Октет для струнных до мажор, соч. 7; Децет для духовых инструментов ре мажор, соч. 14. Ансамбль Виотта; Миша Амель, конд. (только соч. 14). Записано в Maria Minor, Утрехт, 2 октября 1999 г. (октябрь) и 10 февраля 2001 г. (декабрь). Запись CD, 1 диск: цифровой, стерео, 12-см. Оттаво ОТР C20179. Гаага: Оттаво Recordings,
- Джордже Энеску: Октет для струнных до мажор, соч. 7 (версия для струнного оркестра); Квинтет для фортепиано и струнных, Op.29. Кремерата Балтика ; Гидон Кремер , конд. Октет записан в Angelika-Kauffmann-Saal, Шварценберг, Австрия, июнь 2000 г. Квинтет записан в Probesaal der Philharmonie Rheinland-Pfalz, Люсвигсхафен, Германия, ноябрь 2001 г. Запись компакт-диска, 1 диск: цифровой, стерео, 12 см. Нет таких записей 79682-2. [Np]: None such Records, 2002.
- Джордже Энеску; Феликс Мендельсон-Бартольди: Октеты для струнных. Кристиан Тецлаф , Изабель Фауст , Антье Вейтаас , Лиза Батиашвили (Энеску), Кэтрин Гауэрс (Мендельсон), скрипки; Рэйчел Робертс, Ори Кам (Энеску), Антуан Тамести (Мендельсон), альты; Квирин Фирсен, Таня Тецлаф (Энеску), Густав Ривиниус (Мендельсон), виолончели. Записано вживую на гидроэлектростанции Хаймбах, Германия, во время фестиваля камерной музыки Spannungen , 11 июня (Энеску) и 12 июня (Мендельсон) 2008 г. Запись на компакт-диске, 1 аудиодиск: цифровой, стерео, 12 см. Ави-Музыка 42 6008553163 9 (на контейнере: 8553163). Кельн: Ави-Музыка, 2009.
- Джордже Энеску: Октет для струнных до мажор, соч. 7, аранжировка для оркестра Лоуренса Фостера . Филармонический оркестр Монте-Карло ; Лоуренс Фостер. С Энеску: Соната для скрипки № 3. Валерий Соколов , скрипка; Светлана Косенко, фортепиано. Запись CD, 1 диск: цифровой, стерео, 12 см. Virgin Classics 50999 519312 2 3. Classics 50999 519312 2 3. [Англия]: Virgin Classics, 2009.
- Джордже Энеску: Октет для струнных до мажор, соч. 7. Вильде Франг , Эрик Шуман, Габриэль Ле Магадюр, Розанна Филиппенс, скрипки; Лоуренс Пауэр , Лили Фрэнсис, альты; Николас Альтштадт , Ян-Эрик Густафссон, виолончели. Записано в замке Эльмау, Германия, октябрь 2017 года. С Белой Барток: Концерт для скрипки № 1 Sz.. 36, BB 48a. Вильде Франг , скрипка; Микко Франк , дирижер; Филармонический оркестр Радио Франции . Записано в Auditorium de Radio France, Париж, сентябрь 2017 г. Warner Classics, 2018 г. [ нужна полная цитата ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Тейлор 2008 , с. 132.
- ^ Гавоти 1955 , с. 85.
- ^ Jump up to: а б Хоффман и Рациу 1971 , с. 265.
- ^ Хоффман и Рациу 1971 , стр. 352–353.
- ^ Анон. [1950] .
- ^ Jump up to: а б Энеску 1950 .
- ^ Бентойу 2010 , с. 16.
- ^ Малькольм 1982 , с. 32.
- ^ Бентойу 2010 , с. 24.
- ^ Jump up to: а б Хоффман и Рациу 1971 , с. 259.
- ^ Бентойу 2010 , с. 13.
Цитируемые источники
[ редактировать ]- Анон. [1950]. «Энеску: Октет для струнных до мажор, опус 7». Аннотации к записи пластинки Американского оркестра искусств Карла Крюгера, дир. Новые рекорды NELP 101 (на лейбле: NRMG 101). [Np]: New Records, Inc.
- Бентуа, Паскаль . 2010. Шедевры Джорджа Энеску: подробный анализ , перевод Лори Уоллфиш. Лэнхэм, Мэриленд: Scarecrow Press. ISBN 978-0-8108-7665-1 (ткань) ISBN 978-0-8108-7690-3 (электронная книга).
- Энеску, Джордж. 1950. «Предисловие композитора к новому изданию струнного октета, соч. 7». В его Октете (до мажор) для 4 скрипок, 2 альтов и 2 виолончелей . Париж: Енох и Сье. Издательства.
- Гавоти, Бернар . 1955. Воспоминания о Жорже Энеско . Париж: Фламмарион.
- Хоффман, Альфред и Адриан Рациу. 1971. «Утверждение: успехи симфониста (1900–1906); международный музыкант (1907–1913); годы Первой мировой войны (1914–1918)». В Джордже Энеску: Монография. 2 тома под редакцией Мирчи Войканы, 1: 239–455 (часть 2, главы 4–6). Бухарест: Издательство Академии Социалистической Республики Румыния.
- Малькольм, Ноэль . 1982. « Энеску в Бухаресте ». Темп , новая серия, нет. 140 (март): 31–34. (требуется подписка)
- Тейлор, Бенедикт. 2008. «Музыкальная история и самосознание в октете Мендельсона, соч. 20». Музыка XIX века 32, вып. 2 (осень): 131–59.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Эшли, Тим. 2009. « Энеску: Струнный октет (оркестр Фостера); Соната для скрипки (Virgin Classics) ». The Guardian (четверг, 12 марта).
- Кальвокоресси, доктор медицины, 1933. « Музыка в зарубежной прессе ». Музыкальные Таймс 74, вып. 1079 г. (январь): 45–48. (требуется подписка)
- Малькольм, Ноэль. 1990. Джордж Энеску: Его жизнь и музыка , с предисловием сэра Иегуди Менухина . Лондон: Токката Пресс. ISBN 0-907689-32-9 .
- Сатола, Марк. Джордже Энеску: Струнный октет до мажор, соч. 7 на AllMusic
- Шорбан, Елена Мария. nd « Коды восприятия музыки Энеску для молодой аудитории: применение струнного октета, соч. 7 ». Академия.edu.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Октет до мажор, соч. 7 : Партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур.
- Издание Silvertrust представляет Жоржа . Энеску: Струнный октет до мажор, соч 7
- Анимированная партитура на YouTube , Янин Янсен (скрипка), Борис Бровцын (скрипка), Юлия-Мария Крец (скрипка), Александр Ситковецкий (скрипка), Амихай Гросс (альт), Юлиан Рахлин (альт), Маартен Янсен (виолончель), Йенс Питер Майнц (виолончель), запись 2009 г.