Jump to content

Соната для фортепиано № 1 (Энеску)

Соната для фортепиано № 1
Джордже Энеску
Джордж Энеско в 1930 году
Ключ Фа-диез минор
Опус 24, № 1
Составленный 1924  ( 1924 )
Преданность Эмиль Фрей
Выполненный Ноябрь 1925 г. ( 1925-11 ) , Театр Мик, Бухарест.
Движения 3

Соната № 1 для фортепиано фа -диез минор , соч . 24, № 1 — фортепианная соната румынского композитора Джордже Энеску , написанная в 1924 году.

18 июля 1912 года Энеску завершил часть Аллегро для сонаты фа-диез минор, которую он сыграл Герберту Пейзеру позже тем же летом в связи с интервью. В сильно переработанной форме это станет первой частью Сонаты, соч. 24, № 1. Однако Энеску отложил этот проект на двенадцать лет, возобновив работу снова только в 1924 году. Ранняя версия этого движения была заново открыта только в 1993 году музыковедом Клемансой Лилианой Фирка. [1]

Энеску снова взялся за сонату в июле 1924 года в Тецканах , полностью переписав первую часть и добавив две другие, завершив работу в Синая 27 августа 1924 года. [2] Партитура была написана для швейцарского пианиста Эмиля Фрея и посвящена ему . [3] который был придворным пианистом в Бухаресте с 1907 года до начала Первой мировой войны.

В интервью, данном вскоре после завершения партитуры, Энеску признался:

Может показаться странным, что мне пришлось прервать работу над оперой «Эдип» , чтобы написать фортепианную сонату. У художника бывают моменты, когда он вынужден следовать порыву своего сердца, поэтому я не нашел в этом противоречия. Соната посвящена швейцарскому маэстро Фрею, которому я обещал ее 18 лет назад. Пришло время написать это! [4] [2]

Первое исполнение состоялось в ноябре 1925 года самим композитором на концерте в рамках фестиваля, посвященного его камерным произведениям, организованного Обществом румынских композиторов в театре «Мик» в Бухаресте. Он также впервые исполнил это произведение в Париже в апреле 1926 года в рамках концерта Национального общества музыки . [3]

Энеску Соната состоит из трех частей, чей рисунок умеренно-быстро-медленный напоминает Третью симфонию . [5]

  • Аллегро очень умеренное и серьёзное.
  • Скоро оживленно
  • Анданте очень выразительно

Первая часть выполнена в предельно свободной сонатной форме (хотя сам композитор отказывался ее так охарактеризовать). Есть два основных отклонения от обычного дизайна сонаты. Сначала развитие начинается в домашней тональности фа-диез минор, а перепросмотр начинается в самой отдаленной тональности до минор, на тритон от общей тоники. Во-вторых, этим фактом ощущение прихода перепросмотра разделяется надвое, поскольку возвращение главной темы отделено от повторного появления ее родной тональности. Кода особенность , части приобретает характер пассакальи , впервые отмеченную композитором Анатолем Виеру . [6]

Вторая часть открывается постепенным накоплением голосов, сначала предполагая фугальную экспозицию с первым ответом в интервале тритона, но без контрпредмета. Его бурлескно - шерцандовый характер, контрастирующий с мрачностью первой части, напоминает токкаты, возрожденные в музыке Дебюсси и Равеля , или неоклассический , моторный стиль, принятый в начале двадцатого века такими композиторами, как Прокофьев . Некоторые другие отрывки напоминают диатонику Стравинского Сонаты для фортепиано , написанной несколько позже, летом и осенью 1924 года. [7] Движение не придерживается какой-либо общепринятой формальной схемы и построено экономически из очень небольшого числа элементов. Хотя вторая тема повторяется несколько раз, предполагая форму рондо , повторы могут быть вариациями. Самый яркий из этих вариантов - хромающий размер 5/4 метра, напоминающий такие народные танцы, как шочачилы из Баната , гхимпеле и шоболанул из Олтении и Мунтении , а также ходороага из регионов Ардил и Молдавия . [8] Мириам Марбе считает, что спонтанность и буйный характер этого движения своим пульсирующим движением напоминают волнующуюся толпу на публичном празднике в стилизованной манере, подобной той, которую Стравинский создает в «Петрушке» . [9]

В интервью Бернару Гавоти , переданном Французским радио 25 января 1952 года, Энеску исполнил часть финала Первой фортепианной сонаты как пример музыкального транспонирования атмосферы Румынской равнины . в ночное время ( Гавоти, 1952) [5] [10] [11]

Движение выразительно начинается с единственной повторяющейся ноты в нерегулярном ритме, мягкие акценты которого в конечном итоге вызывают отдаленный сигнал восходящей минорной терции, из которой постепенно возникает первый мотив. Неуверенные мотивные высказывания, разделенные длинными паузами, создают характерную для этого направления «пространственную поэзию», которая является одной из наиболее ярких черт энесцианского стиля. [12]

Как и во второй части, форму финала трудно отнести к традиционной модели. Его можно интерпретировать как троичную форму , [13] или же как видоизмененная соната-аллегро. [14]

Дискография

[ редактировать ]
  • Джордже Энеску: Сюита №. 2 для фортепиано ре мажор, соч. 10; Соната №. 1 для фортепиано фа-диез минор, соч. 24. Ли-мин-Шан, фортепиано (соч. 10); Мария Фотино, фортепиано (соч. 24 № 1). Запись LP, 1 диск: аналоговый, 33⅓ об/мин, монофонический, 12 дюймов. Электрикорд ECE 025. Бухарест: Электрикорд, 196?.
  • Джордже Энеску: Соната №. 1 для фортепиано фа-диез минор, соч. 24, нет. 1; Соната №. 3 для фортепиано ре мажор, соч. 24, нет. 3. Мария Фотино, фортепиано. Записано в октябре 1980 года в студии Casa Scinteii. Запись LP, 1 диск: аналоговый, 33⅓ об/мин, стерео, 12 дюймов. Electrecord ST-ECE 01691. Бухарест: Electrecord, [1981].
  • Джордже Энеску: Соната для фортепиано фа-диез минор, ор. Соната для фортепиано и виолончели ор. 26/2; Рапсодия Ромина для фортепиано, соч. Лори Уоллфиш, фортепиано; Жюльен Мусафия , фортепиано (соч. 11, № 1); Юлиус Бергер, виолончель (соч. 26, № 2). Записано. 25–27 октября 1993 г., Концертхаус, Кронберг/Таунус. Запись компакт-диска, 1 диск: цифровой, 4¾ дюйма, стерео. EBS 6043. Битигхайм-Биссинген: EBS Records, 1995.
  • Энеско: «Творения для фортепиано» . Кристиан Петреску, фортепиано. Записано Sender Freies Berlin , июль 1994 г. и март 1995 г. Запись компакт-диска, 3 диска: цифровой, 4¾ дюйма, стерео. Аккорд 476 2394 (476 2395; 476 2396; 476 2397). Юниверсал Классикс Франция, 1998.
  • Румыния . Дана Чокарли, фортепиано. Записано в апреле 2000 года, Зал Гийома Фареля, Марсель. Запись компакт-диска, 1 диск: цифровой, 4¾ дюйма, стерео. Empreinte Digitale ED 13122. Марсель, Франция: L'empreinte digitale, 2000.
  • Ралука Штирбат играет Энеску, Сильвестри, Константинеску, Рахманинова/Крейслера . Ралука Штирбат, фортепиано. Соната № 1 Энеску записана в апреле 2004 года в студии Schweizer Radio DRS в Цюрихе. Запись компакт-диска, 1 диск: цифровой, 4¾ дюйма, стерео. Грамола 98905. Вена: Грамола, 2011.
  • Энеску: Фортепианная музыка, Vol. 2: Соната для фортепиано № 1; Соната для фортепиано № 2; Прелюдия и фуга до мажор; Ноктюрн ре-бемоль мажор; Скерцо; Пьес-сюр-ла-ном де Форе ; Луиза Борак , фортепиано. Записано 4, 5 и 7 июля 2005 года в церкви Св. Данстана, Мэйфилд, Англия. Запись SACD, 2 диска: цифровой 4¾ дюйма, мульти/гибридный. Авие AV2081. [Базель]: Pert Beratungs AG, 2006.
  • Пять сонат: Эрнесто Хальфтер, Джордже Энеску, Игорь Стравинский, Леош Яначек . Эндрю Рэнгелл, фортепиано. Мост 9205. 2006 г.
  • Джордже Энеску: Соната для фортепиано № 1; Люкс № 2; Хоровой; Музыкальные шкатулки «Ноктюрн». Матей Варга, фортепиано. Запись компакт-диска, 1 диск: цифровой, 4¾ дюйма, стерео. Наксос 8.572120. Наксос, 2010 г.
  • Джордже Энеску: Полное собрание сочинений для фортепиано соло . Ралука Дибат, фортепиано. Соната записана Венским университетом музыки и исполнительских искусств в апреле или июне 2015 года. Запись на компакт-диске, 3 диска: цифровой, 4¾ дюйма, стерео. Хэнсслер Классик 98.060. Holzgerlingen: Hänssler Classic im SCM-Verlag GmbH & Co. KG, 2015. Включает раннюю версию (1912 г.) первой части Сонаты No. 1.
  • Джордже Энеску, Бела Барток, Эркки-Свен Тююр . Михкель Полль, фортепиано. Записано в Sello Hall в Эспоо, Финляндия, 12–13 октября и 2–3 ноября 2014 г. Запись на компакт-диске, 1 диск: цифровой, 4¾ дюйма, стерео. Дукс 1256. Варшава: Издательство Dux Recording, 2015.
  • Париж [Музыка Равеля, Дебюсси и Энеску]. Елизавета Леонская , фортепиано. Записано в Берлине, Meistersaal, 14–15 июля 2013 г. Запись на компакт-диске, 1 диск: цифровой, 4¾ дюйма, стерео. EAS 29237. Берлин: EaSonus, 2015.
  • Энеску: Полное собрание сочинений для фортепиано, Том. 1 . Хозу де Солаун , фортепиано. Запись компакт-диска, 1 диск: цифровой, 4¾ дюйма, стерео. Рояль GP705. [Коулун-Сити, Гонконг]: HNH International Limited, 2016.

Цитируемые источники

[ редактировать ]
  • Бентуа, Паскаль . 2010. Шедевры Джорджа Энеску: подробный анализ , перевод Лори Уоллфиш. Лэнхэм, Мэриленд: Scarecrow Press. ISBN   978-0-8108-7665-1 (ткань) ISBN   978-0-8108-7690-3 (электронная книга).
  • Фодор, Симона. 2017. « Интервью: Соединяя точки: румынский пианист Ралука Штирбэц об удачных музыкальных находках ». Румыния-Insider.com (31 августа; по состоянию на 23 сентября 2017 г.).
  • Гавоти, Бернар . 1952. Интервью с Жоржем Энеско 1: Детство . Радио Франции (первая передача 25 января). Первая из серии из двадцати программ, записанных в 1951–52 годах. Архивные записи в Национальном аудиовизуальном институте Национальной библиотеки Франции. ссылка: MC 8655–8674.
  • Малькольм, Ноэль . 1990. Джордж Энеску: Его жизнь и музыка , с предисловием сэра Иегуди Менухина . Лондон: Токката Пресс. ISBN   0-907689-32-9 .
  • Хоффман, Альфред и Мириам Марбе . 1971. «Поляны (1919–1926)». В Джордже Энеску: Монография , 2 тома, под редакцией Мирчи Войканы, 459–562. Бухарест: Издательство Академии Социалистической Республики Румыния.
  • Массофф, Иоан [ ro ] . 1924. «Джордж Энеску разговаривает с Рампеем». Рампа (Бухарест) 8, вып. 2111 год (7 ноября).

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Бугич, Дмитрий . 1964. «Соната для фортепиано фа-диез минор Джордже Энеску». Музыка 15, нет. 5 (май): 19 и след.
  • Бугич, Дмитрий. 1967. "Особенности формы в сонатах Джордже Энеску". Музыка 17, нет. 8 (август): 8–13. Перепечатано в «Исследованиях музыковедения» 4 , 379–96. Бухарест: Editură Muzicală, 1968. Перепечатано в Simposium George Enescucentenaire de George Enescu 1881–1981, Symposium de Musicologie, Бухарест, 17–19 сентября 1981 года , под редакцией Микаэлы Рошу. Бухарест: Музыкальное издательство, 1984.
  • Бугич, Дмитрий. 1967. "Национальные особенности музыкальных форм в сонатах Джордже Энеску". В кн. Национальное и универсальное в музыке: Труды научной сессии профессорско-преподавательского состава , 235–48. Бухарест: Консерватория Чиприана Порумбеску, 1967.
  • Бугич, Дмитрий. 1982. Архитектурные достопримечательности современного румынского музыкального творчества . Бухарест: Editura Muzicală, 1982. Антология статей, включая три предыдущих пункта.
  • Фирка, Клеманса Лилиана. 1997. «Неизвестная версия первой части Сонаты для фортепиано соч. 24 № 1 фа-диез минор». Музыка , нет. 2: 4–9. Перепечатано в Firca, Enescu: Актуальность «вторичного» , 47–54. Бухарест: Издательство Румынского института культуры, 2005 г. ISBN   973-577-453-4 .
  • Герман, Сергей. 2003. «Румынский этос, выраженный в фортепианной сонате фа-диез минор Джорджа Энеску, соч. 24, № 1, и других его фортепианных произведениях». ДМА дисс. Филадельфия: Университет Темпл.
  • Петра-Басакополь, Кармен . 1971. «Соната фа диез минор для фортепиано Джордже Энеску - эстетические и стилистические соображения». Музыка 21, нет. 1 (январь): 17–19.
[ редактировать ]


Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: fd8888389ebade1798f9b0595805c1d4__1682340360
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/fd/d4/fd8888389ebade1798f9b0595805c1d4.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Piano Sonata No. 1 (Enescu) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)