Могила Куперена

Le Tombeau de Couperin ( «Могила Куперена ») — сюита для фортепиано соло Мориса Равеля , написанная между 1914 и 1917 годами. Пьеса состоит из шести частей, основанных на традиционной сюите в стиле барокко . Каждая часть посвящена памяти друга композитора (или, в одном случае, двух братьев), погибших в Первой мировой войне . Равель также выпустил оркестровую версию произведения в 1919 году, хотя в ней не было двух оригинальных частей.
Обзор
[ редактировать ]Слово tombeau в названии — это музыкальный термин, популярный в 17 веке и означающий «произведение, написанное как памятник». Конкретным Купереном из семьи, известной как музыканты на протяжении около двух столетий, которую Равель намеревался пробудить, считается Франсуа Куперен «Великий» (1668–1733). Равель заявил, что его намерением было отдать дань уважения в целом чувствительности стиле барокко французского клавишного набора в , а не обязательно подражать или отдавать дань уважения самому Куперену в частности. Это отражено в структуре произведения, имитирующей танцевальную сюиту в стиле барокко. [1]
В качестве подготовительного упражнения Равель переписал форлан (итальянский народный танец) из четвертой сюиты «Королевских концертов» Куперена , и эта пьеса структурно напоминает «Форлан» Равеля. Другие механизмы также основаны на формах барокко: Токката принимает форму вечного двигателя, напоминающего Алессандро Скарлатти . [2] Равель также возрождает практики барокко благодаря своему своеобразному использованию орнамента и ладовой гармонии. Неоклассицизм мелодии и пикантных гармониях Равеля двадцатого века также проявляется в резкой хроматической , особенно в диссонансном Форлейне.
Написанное после смерти матери Равеля в 1917 году и его друзей во время Первой мировой войны, «Гробница Куперена» представляет собой скорее беззаботное, а иногда и задумчивое произведение, чем мрачное, которое Равель объяснил в ответ на критику словами: «Мертвые - это достаточно печально, в их вечном молчании». [3] [ не удалось пройти проверку ]
Первое исполнение оригинальной фортепианной версии состоялось 11 апреля 1919 года Маргаритой Лонг в зале Гаво в Париже . Лонг была вдовой Жозефа де Марлиава , которому посвящена последняя часть пьесы, Токката. [4]
Состав
[ редактировать ]Движения следующие:
я | Прелюдия | Виф | 12 16 | Он несовершеннолетний [5] | памяти старшего лейтенанта Жака Шарло (переписчик « Ma mère l'oye» для фортепиано соло) | ||
II | Фуга | Аллегро модерато | 4 4 | Он несовершеннолетний | в память о младшем лейтенанте Жане Круппи (чьей матери, Луизе Круппи , Равель также посвятил L'heure espagnole ) | ||
III | Форлейн | Аллегретто | 6 8 | Он несовершеннолетний | в память о старшем лейтенанте Габриэле Делюке (баскском художнике из Сен-Жан-де-Люз ) | ||
IV | Ригодон | Довольно оживленно | 2 4 | До мажор | в память о Пьере и Паскале Годенах (двух братьях и друзьях детства Равеля, погибших от одного снаряда в ноябре 1914 года) | ||
V | Менуэт | Аллегро модерато | 3 4 | соль мажор | в память о Жане Дрейфусе (в доме которого Равель выздоравливал после демобилизации) | ||
МЫ | Тронутый | Виф | 2 4 | Ми минор, оканчивающийся на ми мажор | в память о капитане Жозефе де Марлиаве (музыковеде и муже Маргариты Лонг ) |
Оркестровки и транскрипции
[ редактировать ]
В 1919 году Равель оркестровал четыре части произведения (Прелюдия, Форлан, Менуэт и Ригодон); [6] Премьера этой версии состоялась в феврале 1920 года Рене-Батоном и оркестром Пасделупа , и она осталась одним из его самых популярных произведений. [ нужна ссылка ] Оркестровая версия уточняет гармонический язык сюиты и придает остроту ее классическим танцевальным ритмам. Гобой занимает видное место, беря мелодию в Прелюдии и Менуэте, а также в пасторальной части до минор Ригодона, где он сопровождается гитарными пиццикати. [7]
Оркестровая версия написана для двух флейт (одна сдвоенная пикколо ), двух гобоев (одна сдвоенная английская рога ), двух кларнетов , двух фаготов , двух валторн , трубы , арфы и струнных .
Всего через несколько лет после оркестровки Равеля Люсьен Гарбан (работавший под псевдонимом Роже Бранга) создал версию пьесы для «маленького оркестра» под управлением фортепиано-дирижера, состоящую из Прелюдии, Менуэта и Ригодона. Ранее в 1919 году он переписал полную сюиту для фортепиано в четыре руки.
С тех пор несколько других композиторов создали оркестровки этих двух частей, которые Равель пропустил: фуги и токкаты. Дэвид Даймонд оркестровал вторую часть «Фуги», а венгерский пианист и дирижер Золтан Кочиш создал свою собственную версию фуги и токкаты. Однако здесь Токката, партитурованная для очень большого оркестра, выходит далеко за пределы собственного небольшого оркестра Равеля, а Фуга рассчитана только на духовые. Другая инструментовка фуги и токкаты пианиста Майкла Раунда была записана Владимиром Ашкенази (Экстон, 2003): партитура опубликована (в виде двух отдельных названий, «Фуга» и «Токката») Эдвином Ф. Калмусом . Версия Токкаты от Round добавляет перкуссию, требующую до пяти игроков. Калмус исключил из опубликованной партитуры партии ударных, чтобы точно соответствовать оркестровке остальной части сюиты, но эти партии доступны отдельно, непосредственно у оркестратора. В 2013 году британский композитор Кеннет Хескет оркестровал фугу и токкату для точной оркестровки оригинальной четырехчастной оркестровой сюиты. Первое выступление дал Геттингенский симфонический оркестр под управлением Кристоф-Матиас Мюллер . Партитуры доступны на сайте Schott Music, Лондон.
Четыре части (Прелюдия, Фуга, Менуэт и Ригодон) были аранжированы для духового квинтета американским валторнистом Мэйсоном Джонсом (1919–2009). [8] Датский композитор Ханс Абрахамсен также записал четыре части для духового квинтета: [9] и далее, американский композитор Гюнтер Шуллер сделал аранжировку для духового квинтета. [10]
создал оркестровку Прелюдии В 1986 году Мишель Коломбье для Брэнфорда Марсалиса для его альбома «Романсы для саксофона» . Марсалис сыграл эту мелодию на саксофоне-сопрано . [11]
В 2013 году Тревор П. Ваглер переаранжировал оркестровую версию четырех частей (Прелюдия, Форлейн, Менуэт и Ригодон) до квинтета (ob/cl/vn/vcl/pft), премьера которого состоялась в Университете Уилфрида Лорье . [12]
Четыре оркестровые части (Прелюдия, Форлан, Менуэт и Ригодон) были аранжированы Еленой Гонсалес Ариас (Адлисвил: Ed.Kunzelmann, 2014) для гобоя и фортепиано в 2014 году. [13]
Токката Пауля из «Пяти пьес для фортепиано» израильского композитора . соч Бен-Хаима, 34 «в долгу» перед Токкатой из Томбо. [14]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Нэнси Брикар, «О музыке», в Равеле: Le tombeau de Couperin (Van Nuys: Alfred Publishing, 2003), стр. 9.
- ^ Нэнси Брикар, «О музыке», в Равеле: Le tombeau de Couperin (Van Nuys: Alfred Publishing, 2003), стр. 14.
- ^ Морис Равель (1919). Гробница Куперена: Оркестровая сюита . Париж: Durand et fils. . Переиздано как часть «Le Tombeau de Couperin» и «Valses Nobles et Sentimentales» в Full Score . Минеола, Нью-Йорк: Dover Publications, 2001. ISBN 0486418987 .
- ^ Нэнси Брикар, «Предисловие», в Равеле: Le Tombeau de Couperin (Van Nuys: Alfred Publishing, 2003), стр. 1.
- ^ Чен Чжи-И (май 2013 г.). «Синтез традиций и инноваций: исследование «Гробницы Куперена» Равеля (докторская диссертация)» (PDF) . Университет Индианы . п. 15.
- ^ Арби Оренштейн (1991). Равель: Человек и музыкант . Нью-Йорк: Dover Publications. п. 234. ИСБН 9780486266336 .
- ^ Джин Тирания, Блю. «Гробница Куперена, для оркестра» . AllMusic.com . Проверено 13 октября 2012 г.
- ^ Морис Равель, Le Tombeau de Couperin , транскрипция для духового квинтета Мэйсона Джонса (Париж: Эд. Дюран, 1970).
- ^ Морис Равель, Le Tombeau de Couperin в обработке для духового квинтета Ганса Абрахамсена (Копенгаген: Ред. Вильгельм Хансен, без даты).
- ^ Морис Равель, Le Tombeau de Couperin , аранжировка для духового квинтета Гюнтера Шуллера (Ньютон-центр, Массачусетс: Margun Music, 1995).
- ^ Брэнфорд Марсалис - Романсы для саксофона
- ^ Морис Равель, Le Tombeau de Couperin в обработке Тревора П. Ваглера для смешанного квинтета. № 000115 (Ватерлоо, Онтарио: Тревор П. Ваглер, без даты)
- ^ Морис Равель, Le Tombeau de Couperin в переложении для гобоя и фортепиано Елены Гонсалес Ариас (Адлисвиль: Ред. Кунцельманн, 2014).
- ^ Хадасса Гуттманн, Музыка Пола Бен-Хаима: Руководство по исполнению (Метухен, Нью-Джерси: Scarecrow Press, 1992)
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Le Tombeau de Couperin : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
- Le Tombeau de Couperin - бесплатная полная запись в The Piano Society
- Послушайте Токкату из оперы «Гробница Куперена» в оркестровке Кеннета Хескета.
- Youtube: Оркестровка фуги и токкаты Джека М. Джарретта (1982)
- Youtube: Джазовая аранжировка Прелюдии ( Тамира Хендельмана фортепиано), Марко Панашиа (бас), Льюиса Нэша (ударные) (2010)