Алессандро Скарлатти
Вы можете помочь дополнить эту статью текстом, переведенным из соответствующей статьи на итальянском языке . (Ноябрь 2023 г.) Нажмите [показать], чтобы просмотреть важные инструкции по переводу. |
Алессандро Скарлатти | |
---|---|
Рожденный | Пьетро Алессандро Гаспаре Скарлатти [1] 2 мая 1660 г. Палермо или Трапани, Сицилия [1] |
Умер | 22 октября 1725 г. | ( 65 лет
Занятие | Композитор |
Работает | Список опер |
Стиль | Барокко |
Пьетро Алессандро Гаспаре Скарлатти (2 мая 1660 — 22 октября 1725) — итальянский эпохи барокко композитор , особенно известный своими операми и камерными кантатами . Его считают важнейшим представителем неаполитанской школы оперной .
Прозванный современниками «итальянским Орфеем», он поделил свою карьеру между Неаполем и Римом , где получил образование; значительная часть его произведений была написана для папского города. Его часто считают основателем неаполитанской школы , хотя он был лишь ее самым выдающимся представителем: его вклад, его оригинальность и его влияние были существенными и продолжительными как в Италии, так и в Европе.
Особо известный своими операми, он довел до максимального развития итальянскую драматическую традицию, начатую Монтеверди в начале 17 века и продолженную Чести , Кавалли , Кариссими , Легренци и Страделлой , разработав окончательную форму арии Да капо , имитировавшей по всей Европе. Он также был изобретателем итальянской увертюры в трёх частях (имевшей важнейшее значение в развитии симфонии ) , четырёхчастной сонаты (прародительницы современного струнного квартета ), [2] и техники мотивационного развития. [3] Он был образцом музыкального театра своего времени, о чем свидетельствуют Генделя , находившиеся под глубоким влиянием его театральной музыки. итальянские произведения [3] Эклектичный, Скарлатти также работал над всеми другими распространенными жанрами своего времени, от сонаты до концерта гроссо , от мотета до мессы , от оратории до кантаты , причем последний был жанром, в котором он был бесспорным мастером.
Он был отцом двух других композиторов, Доменико Скарлатти и Пьетро Филиппо Скарлатти . [1]
Жизнь
[ редактировать ]Скарлатти родился в Палермо (или в Трапани) . [4] [5] ), затем в составе Сицилийского королевства .
Обычно говорят, что он был учеником Джакомо Кариссими в Риме . [6] и некоторые предполагают, что он имел некоторую связь с северной Италией, потому что его ранние работы, кажется, показывают влияние Страделлы и Легренци . Постановка в Риме его оперы Gli equivoci nel sembiante (1679) принесла ему поддержку шведской королевы Кристины (которая в то время жила в Риме), и он стал ее маэстро ди капелла . В феврале 1684 года он стал маэстро ди капелла при наместнике Неаполя , возможно, благодаря влиянию своей сестры , оперной певицы, которая могла быть любовницей влиятельного неаполитанского дворянина. Здесь он написал длинную серию опер, замечательных главным образом своей беглостью и выразительностью, а также другую музыку для государственных мероприятий.
В 1702 году Скарлатти покинул Неаполь и не возвращался до тех пор, пока испанское господство не было заменено австрийским. В это время он пользовался покровительством Фердинандо Медичи , для частного театра которого недалеко от Флоренции он сочинял оперы, и кардинала Оттобони , который сделал его своим маэстро ди капелла и обеспечил ему аналогичную должность в базилике Санта-Мария-Маджоре в Рим в 1703 году.
Посетив Венецию и Урбино в 1707 году, Скарлатти снова приступил к своим обязанностям в Неаполе в 1708 году и оставался там до 1717 года. К этому времени Неаполь, кажется, устал от его музыки; римляне, однако, ценили ее лучше, и именно в Театре Капраника в Риме он поставил некоторые из своих лучших опер ( «Телемако» , 1718; Марко Аттилио Реголо , 1719; «Гризельда» , 1721), а также некоторые благородные образцы церковная музыка, в том числе Messa di Santa Cecilia для хора и оркестра, написанная в честь святой Чечилии для кардинала Франческо Аквавивы в 1721 году. Его последней крупномасштабной работой, по-видимому, была незаконченная Erminia serenata для свадьбы принца Стильяно. в 1723 году. Он умер в Неаполе в 1725 году и похоронен там же в церкви Санта-Мария-ди-Монтесанто .
Музыка
[ редактировать ]Музыка Скарлатти образует важную связь между итальянскими вокальными стилями раннего барокко 17 века с их центрами во Флоренции, Венеции и Риме и классической школой 18 века. Однако стиль Скарлатти — это нечто большее, чем переходный элемент в западной музыке; Как и большинство его неаполитанских коллег, он демонстрирует почти современное понимание психологии модуляции, а также часто использует постоянно меняющуюся длину фраз, столь типичную для неаполитанской школы.
Его ранние оперы — Gli equivoci nel sembiante 1679; L'honestà negli amori 1680, содержащая знаменитую арию «Già il only dal Gange»; «Иль Помпео» 1683 года, содержащий известные арии «O cessate di piagarmi» и «Toglietemi la vita ancor», а также другие, написанные примерно до 1685 года, сохраняют старые каденции в своих речитативах и значительное разнообразие аккуратно построенных форм в своих очаровательных небольшие арии, иногда сопровождаемые струнным квартетом, обработанные тщательно, иногда только континуо. К 1686 году он окончательно установил форму «итальянской увертюры» (второе издание Dal Male il Bene ) и отказался от граунд-баса и бинарной формы air в двух строфах в пользу троичной формы или da capo типа air . Его лучшие оперы этого периода - «Розаура» (1690, напечатано Gesellschaft für Musikforschung ) и «Пирро и Деметрио» (1694), в которых встречаются арии «Виолетта» и «Ben ti sta, traditor».
Примерно с 1697 года ( La caduta del Decemviri ), возможно, под влиянием частично стиля Джованни Бонончини и, вероятно, больше вкуса вице-королевского двора, его оперные арии становятся более традиционными и банальными по ритму, в то время как его музыка становится поспешным и грубым, однако не без блеска ( «Эраклея» , 1700), гобои и трубы часто используются , а скрипки часто играют в унисон. Оперы, написанные для Фердинандо Медичи, утеряны; они могли бы дать более благоприятное представление о его стиле, поскольку его переписка с князем показывает, что они были составлены с очень искренним чувством вдохновения.
Митридат Евпатор , считающийся его шедевром, написанный для Венеции в 1707 году, содержит музыку, намного превосходящую все, что Скарлатти написал для Неаполя, как по технике, так и по интеллектуальной силе. Более поздние неаполитанские оперы ( «L’amor volubile e tiranno» , 1709; «Принцесса Феделе» , 1710; «Тигран» , 1714 и т. д.) скорее эффектны и эффективны, чем глубоко эмоциональны; Инструментарий представляет собой большой шаг вперед по сравнению с предыдущими работами, поскольку основная обязанность по сопровождению голоса возложена на струнный квартет, а клавесин зарезервирован исключительно для шумной инструментальной ритурнели . В своей опере «Теодора» (1697) он положил начало использованию оркестровой ритурнели .
Его последняя группа опер, написанная для Рима, демонстрирует более глубокое поэтическое чувство, широкий и благородный стиль мелодии, сильное драматическое чутье, особенно в аккомпанементных речитативах - прием, который он сам первым применил еще в 1686 году ( Olimpia vendicata ) и гораздо более современный стиль оркестровки, валторны появляются впервые и трактуются с поразительным эффектом.
Кроме опер, оратории ( «Agar et Ismaele esiliati» , 1684; «La Maddalena» , 1685; «La Giuditta» , 1693; Humanita e Lucifero , 1704; «Рождественская оратория» , ок. 1705; «Каин » , 1707; С. Филиппо Нери , 1714; и другие) и серенаты, которые имеют схожий стиль, Скарлатти сочинил более пятисот камерных кантат для сольного голоса. Они представляют собой наиболее интеллектуальный тип камерной музыки своего периода, и следует сожалеть, что они почти полностью остались в рукописях, поскольку их тщательное изучение необходимо каждому, кто желает составить адекватное представление о развитии Скарлатти.
Его немногие сохранившиеся мессы (история о том, что он сочинил двести, вряд ли правдоподобна) и церковная музыка в целом сравнительно неважны, за исключением великой мессы Святой Цецилии (1721 г.), которая представляет собой одну из первых попыток создания стиля, достигшего своего апогея. в великих мессах Иоганна Себастьяна Баха и Людвига ван Бетховена . Его инструментальная музыка, хотя и не лишена интереса, но удивительно устарела по сравнению с его вокальными произведениями.
Оперы
[ редактировать ]Записи
[ редактировать ]- Филармонический барочный оркестр, Николас МакГиган . (2016). Ла Глория ди Примавера . Барочный оркестр Филармонии . Диана Мур, Сюзана Ограенсек, Николас Фан , Клинт ван дер Линде, Дуглас Уильямс, Хорал Филармонии.
- Академия старинной музыки в Берлине, Рене Якобс . (2007). Гризельда . Гармония Мунди HMC 901805.07. Доротея Рёшманн , Лоуренс Заццо , Вероника Канджеми , Бернарда Финк , Сильвия Тро Сантафе , Коби ван Ренсбург .
- Le Consert de l'Hostel Dieu. (2006). Мученичество святой Урсулы . Лигия цифровая: 0202176-07
- Парламент музыки. (2005). Джудит . Издания Амброне: AMY004
- Ансамбль Европа Галанте. (2004). Ораторское искусство Святой Троицы . Virgin Classics: 5 45666 2
- Византийская академия. (2004). Розовый сад . Декка : 470 650-2 DSA.
- Севильский барочный оркестр. (2003). Вина, покаяние и благодать . Гармония Мунди: HMI 987045.46
- Сиэтлское барокко. (2001). Агарь и Измаил были сосланы . Кентавр: CRC 2664.
- Седекия, царь Иерусалима . 2000. Жерар Лесн , Филипп Жарусски , Виржини Пушон, Марк Падмор, Питер Харви, «Музыкальный семинар». Девственница истина, Эрато
- Палатинская капелла (2000). Давида Битва и победа Агора: AG 249.1
- Берлинская академия старой музыки, Рене Якобс . (1998). Иль Примо Омицидио . Harmonia Mundi о. Доротея Рёшманн , Грасиела Оддоне , Ричард Крофт , Рене Джейкобс , Бернарда Финк , Антонио Абете
- Ансамбль Европа Галанте. (1995). Гуманита и Люцифер . Опус 111: ОПС 30–129.
- Ансамбль Европа Галанте. (1993). Магдалина . Опус 111: ОПС 30–96.
- Аллесандро Страделла Консорт. (1992). Рождественская кантата «Авраам, твой лик» . Новая эра: 7117
- Я Музыки . (1991). Кончерто гроссо . Philips Classics Productions: 434 160-2
- Я Музыки . Уильям Беннетт (флейта), Ленор Смит (флейта), Бернар Сустро (труба), Ганс Элхорст (гобой). (1961). 12 больших концертов Philips Box 6769 066 [9500 959 и 9500 960 – 2 виниловых диска]
- Эмма Киркби , сопрано, и Дэниел Тейлор, контртенор, с Театром старинной музыки. (2005). Стабат Матер . Классический ATMA : ACD2 2237
- Фрэнсис Колпрон, магнитофон, с Les Boréades. (2007). Концерты для флейты . АТМА Классик: ACD2 2521
- Камерный хор Нидерландов под управлением Гарри ван дер Кампа . (2008). Веспро делла Беата Верджине для 5 голосов и континуо. Классический ATMA: ACD2 2533
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д «Британика Академик» . академический.eb.com . Проверено 5 февраля 2018 г.
- ↑ Дирк Крузе : Алессандро Скарлатти: Величайший новатор музыки на: BR-Klassik от 19 февраля 2017 г.
- ^ Jump up to: а б /энциклопедия/alessandro-scarlatti_%28Биографический-словарь%29/СКАРЛАТТИ, Алессандро в "Биографическом словаре"
- ^ «КАТОЛИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ: Алессандро Скарлатти» . www.newadvent.org . Проверено 5 февраля 2018 г.
- ^ Alfred Music, Антология итальянских песен (17 и 18 веков), Том I: Вокальный сборник
- ^ Шрок, Деннис (2022). Хоровой репертуар . Издательство Оксфордского университета. п. 236. ИСБН 978-0-19-762240-7 .
Алессандро Скарлатти 1660-1725... О его юности ничего не известно, кроме того, что он переехал в Рим со своей семьей, когда ему было двенадцать лет, и, вероятно, учился у Джакомо Кариссими.
- ^ Портрет Алессандро Скарлатти, приписываемый Лоренцо Ваккаро (около 1770 г.). Гроув Музыка онлайн. Получено 19 ноября 2023 г. по адресу https://www.oxfordmusiconline.com/grovemusic/view/10.1093/gmo/9781561592630.001.0001/omo-9781561592630-e-8000923029 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Ассоциация Доменико Скарлатти . Итальянский язык (некоторые материалы на английском языке).
- Бесплатные партитуры Алессандро Скарлатти в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
- Бесплатные партитуры Алессандро Скарлатти в Хоровой публичной библиотеке (ChoralWiki)
- Мадригалы Алессандро Скарлатти : лекция/концерт Гаррика Комо и Консорциума Кариссими с Келли Харнесс, 12 февраля 2009 г. Институт перспективных исследований Университета Миннесоты. Есть аудио и видео.
- Партименты Алессандро Скарлатти (DHs M/A 251)
- 1660 рождений
- 1725 смертей
- Итальянские педагоги 17 века
- Итальянские педагоги XVIII века
- Итальянские музыканты-мужчины XVIII века
- Католические литургические композиторы
- Итальянские классические композиторы церковной музыки
- Итальянские композиторы эпохи барокко
- Итальянские оперные композиторы
- Итальянские классические музыканты
- Итальянские оперные композиторы-мужчины
- Композиторы неаполитанской школы
- Композиторы итальянского струнного квартета.
- Итальянские композиторы 17 века.
- Итальянские композиторы XVIII века.
- Композиторы Сицилии
- Музыканты из Палермо
- Ученики Алессандро Скарлатти
- Музыканты-мужчины 17 века