Никола Порпора
Никола Антонио Порпора | |
---|---|
Рожденный | Неаполь , Италия | 17 августа 1686 г.
Умер | 3 марта 1768 г. Неаполь, Италия | (81 год)
Образование | Бедные люди Иисуса Христа |
Занятия |
|
Организации |
|
Работает | Список опер |
Никола (или Никколо ) Антонио Джачинто Порпора (17 августа 1686 — 3 марта 1768) — итальянский композитор и педагог пения эпохи барокко , самыми известными учениками которого были кастраты Фаринелли и Каффарелли . Среди других студентов были композиторы Иоганн Адольф Хассе , Маттео Капраника и Йозеф Гайдн .
Биография
[ редактировать ]Порпора родился в Неаполе , Италия. Он окончил музыкальную консерваторию Poveri di Gesù Cristo своего родного города, где на гражданской оперной сцене доминировал Алессандро Скарлатти . Первая опера Порпоры, «Агриппина» , была с успехом исполнена при неаполитанском дворе в 1708 году. Его вторая, «Береника », была исполнена в Риме. За свою долгую карьеру он продолжил множество дальнейших опер, получая поддержку в качестве маэстро ди капелла в домах аристократических покровителей, таких как командующий вооруженными силами в Неаполе, принц Филипп Гессен-Дармштадтский или португальский посол в Риме. , поскольку только сочинение опер еще не сделало жизнеспособной карьеры. Однако его непреходящая слава основана главным образом на его непревзойденной способности преподавать пение. В Неаполитанской консерватории Сант-Онофрио и Повери ди Джезу Кристо он обучал Фаринелли , Каффарелли , Салимбени и других знаменитых вокалистов в период с 1715 по 1721 год. В 1720 и 1721 годах он написал две серенады на либретти одаренного молодого поэта. , Metastasio , начало долгого, хотя и прерывистого сотрудничества. В 1722 году его оперные успехи побудили его отказаться от консерваторских занятий.
После отказа двора Карла VI в Вене в 1725 году Порпора поселился в основном в Венеции , регулярно сочиняя и преподавая в школах Ла Пьета и Инкурабили. В 1729 году антигенделевская клика пригласила его в Лондон, чтобы создать оперную труппу, конкурирующую с Генделем, но безуспешно, а в сезоне 1733–1734 годов даже присутствие его ученика, великого Фаринелли, не смогло спасти драматическую труппу. компания в Линкольнс-Инн-Филдс (« Дворянская опера ») от банкротства.
Период работы капельмейстером при дрезденском дворе курфюрста Саксонии и польского короля Августа в 1748 году закончился натянутыми отношениями с его соперником в Венеции и Риме, чрезвычайно успешным оперным композитором Иоганном Адольфом Хассе и его женой, примадонной Фаустиной , и в результате после отъезда Порпоры в 1752 году.
В качестве своего аккомпаниатора и камердинера он нанял молодого Йозефа Гайдна , который пробился в Вену в качестве начинающего фрилансера. [1] Позднее Гайдн вспоминал Порпору так: «Не было недостатка в Асино , Коглионе , Бирбанте [осле, мерзавце, негодяе] и тыканиях в ребра, но я терпел все это, потому что я получил большую пользу от Порпоры в пении, в композиции. и на итальянском языке». [1] Он также сказал, что научился у маэстро «истинным основам композиции».
В 1753 году Порпора вместе с Гайдном провел три летних месяца в курортном городе Маннерсдорф-ам-Лайтагебирге . Его функцией там было продолжение уроков пения любовницы посла Венеции в Австрийской империи Пьетро Коррера . [1]
Порпора вернулся в Неаполь в 1759 году.
С этого времени карьера Порпоры представляла собой череду несчастий: его витиеватый стиль становился старомодным, его последняя опера «Камилла » провалилась, его пенсия из Дрездена прекратилась, и он настолько обеднел, что расходы на его похороны оплачивались по подписке. концерт. Тем не менее, на момент его смерти Фаринелли и Каффарелли жили в великолепной пенсии, получая состояние, во многом основанное на превосходстве учения старого маэстро.
Хороший лингвист, которым восхищались идиоматическая беглость речитативов, и человек значительной литературной культуры, Порпора также прославился своим разговорным остроумием. Он хорошо читал латинскую и итальянскую литературу, писал стихи и говорил на французском , немецком и английском языках . [ нужна ссылка ]
Помимо четырех десятков опер, есть оратории, сольные кантаты с клавишным сопровождением, мотеты и вокальные серенады. Среди его крупных произведений — опера «Орландо» 1720 года . [2] оратория Гедеоне (1737), одна месса , [3] его Венецианская вечерня, [4] и оперы «Германико в Германии» (1732 г.) и «Арианна в Нассо» (1733 г., согласно HOASM) [5] были записаны.
Работает
[ редактировать ]Вокальная музыка
[ редактировать ]Оперы
[ редактировать ]Оратории
[ редактировать ]- Давид и Беэр-Шева (П. Ролли; Лондон, 1734 г.)
- Иль Гидеоне (текст А. Перруччи; Вена, 28 марта 1737 г.), записано в 1999 г. на CPO 999 615-2.
- Слово во плоти (анон.; Дрезден, 1748 г.)
Кантаты
[ редактировать ]- 12 кантат для сольного голоса и континуо, посвященные Фредерику, принцу Уэльскому (Лондон, 1735 г.) [6] [7]
- I. Первый дротик любви
- II. По крайней мере, во сне (Сон)
- III. Назовите себя по имени
- IV. Это вы смотрите или Ницца
- V. Я пишу в тебе любимое имя (Имя)
- ТЫ. Ночь уже приближается (Рыбалка)
- VII. Я вижу лес и гору
- VIII. Вот какое неблагодарное облако
- IX. Просыпайтесь, просыпайтесь, пастухи
- X. Ох, если бы это было мое ядро
- XI. О Боже, это неправда
- XII. Из моего бедного сердца
Инструментальная музыка
[ редактировать ]- 6 Симфония камеры, соч. 2 (Лондон, 1736 г.)
- 12 сонат для скрипки и баса op. 12
- 12 триосонат для 2-х скрипок и баса (Вена, 1754 г.)
- Сонаты для виолончели, скрипки и баса.
- Концерт для виолончели, струнных и баса
- Концерт для виолончели, 3-х скрипок и баса
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Гризингер, с. 12
- ^ «Объявление о доступности записи «Орландо» Порпоры» . Рекордс Интернешнл. Апрель 2006 года . Проверено 6 января 2008 г.
- ^ «Анонс выхода записи Porpora Mass in D» . Рекордс Интернешнл. Ноябрь 2002 года . Проверено 6 января 2008 г.
- ^ Баллиф, Бенджамин (19 ноября 2007 г.). «Компакт-диск Le Mag: Никола Порпора: Vêpres Vénitiennes (Андрие, 2007)» (на французском языке). Classiquenews.com. Архивировано из оригинала 26 ноября 2007 г. Проверено 6 января 2008 г.
- ^ «Постоянная ссылка на запись в каталоге с записью Арианны в Нассо» . Публичная библиотека Нью-Йорка . Проверено 6 января 2008 г.
- ↑ Полное собрание сочинений Николы Антонио Порпоры. Архивировано 9 декабря 2010 г. в Wayback Machine.
- ^ Корнеманн, Матиас; Фишер, Аксель (2009), Архив Берлинской академии пения , Вальтер де Грюйтер, стр. 268–269, ISBN 978-3598117985
Библиография
[ редактировать ]- Гризингер, Георг Август (1810). Биографические заметки о Йозефе Гайдне . Лейпциг: Брайткопф и Хертель. Английский перевод Вернона Готвальса в книге «Гайдн: два современных портрета» , Милуоки: University of Wisconsin Press.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1686 рождений
- 1768 смертей
- Итальянские музыканты-мужчины XVIII века
- Композиторы неаполитанской школы
- Итальянские композиторы XVIII века.
- Итальянские классические композиторы церковной музыки
- Итальянские композиторы эпохи барокко
- Итальянские оперные композиторы
- Итальянские оперные композиторы-мужчины
- Преподаватели итальянского голоса
- Композиторы из Неаполя
- Йозеф Гайдн