Jump to content

Джованни Габриэли

Могила Джованни Габриэли в Санто-Стефано, Венеция.

Джованни Габриэли ( ок. 1554/1557 – 12 августа 1612) был итальянским композитором и органистом. Он был одним из самых влиятельных музыкантов своего времени и представляет собой кульминацию стиля венецианской школы во времена перехода от идиом эпохи Возрождения к барокко .

Биография

[ редактировать ]

Габриэли родился в Венеции . Он был одним из пяти детей, а его отец был выходцем из региона Карния и уехал в Венецию незадолго до рождения Джованни. Хотя о ранней жизни Джованни известно немногое, он, вероятно, учился у своего дяди, композитора Андреа Габриэли , который работал в базилике Святого Марка с 1560-х годов до своей смерти в 1585 году. Джованни, возможно, действительно был воспитан своим дядей, поскольку подразумевается в посвящении его книге концертов 1587 года, в которой он описал себя как «чуть меньше, чем сын» своего дяди. [1]

Джованни также отправился в Мюнхен, чтобы учиться у знаменитого Орландо де Лассуса при дворе герцога Альберта V ; скорее всего, он оставался там примерно до 1579 года. Лассус оказал одно из главных факторов, повлиявших на развитие его музыкального стиля. [1]

К 1584 году он вернулся в Венецию, где стал главным органистом базилики Святого Марка в 1585 году, после того как Клаудио Меруло покинул этот пост; после смерти своего дяди в следующем году он также занял пост главного композитора. Также после смерти своего дяди он начал редактировать большую часть музыки пожилого человека, которая в противном случае была бы потеряна; Андреа, очевидно, не имел особого желания публиковать свою музыку, но мнение Джованни о ней было достаточно высоким, и он посвятил большую часть своего времени составлению и редактированию ее для публикации.

Карьера Габриэли пошла дальше, когда он занял дополнительную должность органиста в Scuola Grande di San Rocco , еще одну должность, которую он сохранял на всю свою жизнь. Сан-Рокко был самым престижным и богатым из всех венецианских братств и уступал только самому Сан-Марко по великолепию своего музыкального учреждения. Здесь выступали некоторые из самых известных певцов и инструменталистов Италии, а яркое описание его музыкальной деятельности сохранилось в путевых мемуарах английского писателя Томаса Кориата . Большая часть его музыки была написана специально для этого места. [2] хотя для Сан-Марко он, вероятно, сочинил еще больше.

Сан-Марко имел давнюю музыкальную традицию, и работа Габриэли там сделала его одним из самых известных композиторов Европы. Мода, начавшаяся с его влиятельного тома Sacrae Symphoniae (1597), была такова, что композиторы со всей Европы, особенно из Германии, приезжали в Венецию учиться. Очевидно, он также поручил своим новым ученикам изучать мадригалы , написанные в Италии, так что они не только принесли в свои родные страны великий венецианский полихоральный стиль , но и более интимный стиль мадригалов; Генрих Шютц и другие помогли перенести переходную музыку раннего барокко на север, в Германию, и эта тенденция оказала решающее влияние на последующую историю музыки. Постановки немецкого барокко, кульминацией которых стала музыка И.С. Баха , были основаны на этой сильной традиции, уходящей корнями в Венецию.

Примерно после 1606 года Габриэли стал серьезно болеть, когда церковные власти начали назначать заместителей, которые взяли на себя обязанности, которые он больше не мог выполнять. Он умер в 1612 году в Венеции от осложнений, вызванных камнями в почках .

Музыка и стиль

[ редактировать ]
Канцон Септими Тони № 2, пьеса для двух антифонных хоров по четыре инструмента в каждом; оригинальные инструменты не указаны, [3] но часто играл на восьми тромбонах . [4] Синтезированный звук: Duration: 22 seconds.

Хотя Габриэли сочинял во многих формах, существовавших в то время, он предпочитал духовную вокальную и инструментальную музыку. Вся его светская вокальная музыка относится к относительно раннему периоду его карьеры; он никогда не писал более легких форм, например танцев; а позже он сосредоточился на священной вокальной и инструментальной музыке, в которой звучность использовалась для максимального эффекта. [5] Среди приписываемых ему инноваций – и хотя он не всегда был первым, кто их использовал, он был самым известным в своем периоде, чтобы сделать это – была динамика; специально обозначенная инструментовка (как в знаменитой Сонате фортепиано и форте ); и огромные силы, выстроенные в многочисленные, пространственно разделенные группы, идея, которая должна была стать источником стиля барочного концерта и которая быстро распространилась по Северной Европе как по сообщениям посетителей Венеции, так и по сообщениям учеников Габриэли, среди которых был Ганс Лео. Хасслер и Генрих Шютц . [6] [7]

Подобно композиторам до и после него, он использовал необычную планировку церкви Сан-Марко с двумя хорами, обращенными друг к другу, для создания поразительных пространственных эффектов. Большинство его произведений написано так, что сначала с одной стороны будет слышен хор или инструментальная группа, а затем ответ музыкантов с другой стороны; часто третья группа располагалась на сцене возле главного алтаря в центре церкви. [8] Хотя этот полихоральный стиль существовал на протяжении десятилетий ( возможно, Адриан Виллаерт первым использовал его, по крайней мере, в Венеции), Габриэли был пионером в использовании тщательно определенных групп инструментов и певцов с точными указаниями по их использованию, и более чем в двух группы. Акустика в церкви была и есть такова, что правильно расположенные инструменты можно было совершенно ясно услышать в отдаленных точках. Таким образом, инструменты, которые на бумаге выглядят странно, например, одинокий струнник на фоне большой группы духовых инструментов, в Сан-Марко могут звучать идеально сбалансированно. Прекрасный пример этих техник можно увидеть в озвучке In Ecclesiis .

Первые мотеты Габриэли были опубликованы вместе с сочинениями его дяди Андреа в его томе «Концерты» 1587 года . Эти произведения демонстрируют большое влияние стиля его дяди в использовании диалогов и эффектов эха. [9] Хоры бывают низкие и высокие, и разница между их высотой выражена использованием инструментального сопровождения. Мотеты, опубликованные в « Священных симфониях» Джованни 1597 года , похоже, отходят от этой техники тесной антифонии к модели, в которой музыкальный материал не просто повторяется, но развивается последовательными хоровыми вступлениями. Некоторые мотеты, такие как Omnes Gentes, развили модель почти до предела. В этих мотетах инструменты являются неотъемлемой частью исполнения, и в каждой партии певцы должны исполнять только хоры с пометкой «Капелла». [9]

Кажется, что после 1605 года, года публикации Quinto libro di madrigali Монтеверди, в стиле Габриэли произошли явные изменения в , и композиции Габриэли приобрели гораздо более гомофонный результате стиль. Есть секции чисто для инструментов, называемые «Симфония», и небольшие секции для солистов, исполняющих витиеватые строки в сопровождении просто бассо континуо . Припевы «Аллилуйи» обеспечивают припевы внутри структуры, образуя образцы рондо в мотетах, с тесным диалогом между хорами и солистами. В частности, одно из его самых известных произведений, In Ecclesiis , представляет собой демонстрацию таких полихоральных техник, в которых используются четыре отдельные группы инструментальных и певческих исполнителей, подкрепленные вездесущим органом и континуо .

Работает

[ редактировать ]

Концерты (1587)

[ редактировать ]

«Concerti di Andrea, et di Giovanni Gabrieli, Organisti della Serenissima Signori di Venetia»: сборник из 77 произведений, большинство из которых написаны дядей Андреа Габриэли , но также содержит некоторые полихоральные песнопения младшего Габриэли. [10] [11]

  • 9.) Приклони ухо Господи из 6.
  • 19.) Я сказал Господь из 7.
  • 33.) О великая тайна из 8
  • 37.) Deus meu ad te de luce a 10
  • 40.) Ангел сказал пастухам из 12
  • 77.) Сакри ди Джове Ауги а 12

Священные симфонии (1597)

[ редактировать ]

Сборник: 45 мотетов на 6, 7, 8, 10, 12, 14, 15 или 16 голосов; 14 канцон по 8, 10, 12 или 15 музыкальным линиям; и две сонаты, одна в 8 музыкальных строк, другая в 12. [12]

  1. Мотет «Кантата Домино» а 6, гл.6
  2. Услышь, Господи, правду мою, гл.
  3. Мотет «Благословенна Дева Мария» к 6, гл.8
  4. Ходы «Боже милует меня» (Псалом 51) из 6, Гл.9
  5. О, как сладко, Господи, гл.
  6. Ты благословил землю твою, гл.
  7. Ходы «Боже, услышь молитву мою» (Псалом 55) из 7, Гл.12
  8. Мотет «Святая Мария в помощь бедным» из 7, гл.13
  9. Господи Иисусе Христе, гл.
  10. Господи, услышь мою молитву, гл.15
  11. Радуйтесь о Боге, вся земля, Гл.16
  12. Мизерикордиас Домин, гл.17
  13. Блаженная Непорочная, гл.
  14. Хвалите имя Господне, гл.
  15. Я уже не скажу вам, слуги мои, гл.
  16. Блаженны все, гл.
  17. Господи, Господь наш, гл.
  18. Ангел Господень сошел, гл.
  19. Ходы «О мой сладчайший Иисус» из 8, гл.24.
  20. Ходы «Святая и непорочная девственность» из 8, гл.25.
  21. Я люблю тебя, Господь, Глава 26
  22. Ликование праведников о Господе, гл. 27.
  23. Это описано в главе 28.
  24. Я тот, кто я есть, Глава 29
  25. На Тебя уповаю, Господи, гл.
  26. Давайте все возрадуемся, гл.
  27. Магнификат, гл. 32.
  28. Песня для первых тонов гидролокатора на 8, гл.170
  29. Канцон для сонарных седьмых нот а 8, гл.171
  30. Канцон для гидролокационных седьмых тонов а 8, гл.172
  31. Песня для гидролокатора девятого тона на 8, гл.173
  32. Канцон пер сонара двенадцатого тона из 8, гл.174
  33. Соната для фортепиано и форте, Гл.175
  34. Благослови Господа, гл.
  35. Господи, услышь мою молитву, гл.
  36. Мотет «Мария Дева» а 10, гл.35
  37. Ходы «Бог, благословивший Марка» из 10, гл.36.
  38. Роза «Добрый пастырь», гл.
  39. Суди меня, Господи, гл.
  40. Кто тот пришедший, Гл.39
  41. Мотет «Ныне родился Христос» из 10, гл.40
  42. Песня для первых тонов гидролокатора на 10, гл.176.
  43. Канцон пер гидролокатор двенадцатый тон а 10, гл.177
  44. Канцон пер гидролокатора двенадцатого тона из 10, Гл.178
  45. Канцон пер гидролокатор двенадцатый тон а 10, гл.179
  46. Кансон в эхо от двенадцати тонов до 10, Гл.180
  47. Вышеупомянутая песня подходит для концерта с органом на 10, гл.181.
  48. Хлопайте, пойте, радуйтесь Богу, вся земля, Гл.
  49. С великой силой, гл.
  50. Кирие (первый), гл.
  51. Христос, гл. 44.
  52. Кирие (терций), Гл.45 (Гл.43–45 представляют собой единое произведение)
  53. Глория, Гл.46
  54. Святой, гл. 47
  55. Магнификат, гл. 48.
  56. Царица небесная, радуйся, гл.
  57. Канцон для сонара септими и октави тони а 12, гл.182
  58. Песня для гидролокатора девятого тона на 12, Гл.183
  59. Соната восьмым тоном а 12, гл.
  60. А теперь отпусти меня, гл.50.
  61. Радуйтесь о Боге, вся земля, Гл.51
  62. Canzon quarti toni a 15, гл.185
  63. Все народы хлопают в ладоши, гл.52

Песни для игры (1608)

[ редактировать ]

Сборник из 36 коротких произведений Габриэли, Джироламо Фрескобальди и других. Первые четыре, а также 27-е и 28-е принадлежат Габриэли. [13] [14]

  • Канцон (I) а 4 «La Spiritata», гл.186
  • Канцон (II) а 4, гл.187
  • Песня (III) а 4, гл.188
  • Канцон (IV) а 4, гл.189
  • Канцон (XXVII) а 8 «Фа соль ла ре», гл.190
  • Песня (XXVIII) к 8 «Солнце солнце солнце меня делает», гл.191

Песни и сонаты (написаны около 1612 г., опубл. 1615 г.)

[ редактировать ]

Сборник из 16 канцонов и 5 сонат для 3, 5, 6, 7, 8, 10, 12, 14, 15 и 22 голосов, per sonar con ogni sorte di Instrumenti, con il basso per l'organo (музыкальные партии, для звучание на всяких инструментах, с басом посредством органа)» . [15] Опубликовано посмертно в 1615 году. (†) Обратите внимание, что опубликованная нумерация (римская система) не совсем соответствует каталогу Charteris.

  1. Канцон прима (п. I) а 5, гл.195
  2. Канцон (II) а 6, гл.196
  3. Песня (III) а 6, гл.197
  4. Канцон (IV) а 6, гл.198
  5. Канцон (V) а 7, гл.199
  6. Канцон (VI) а 7, гл.200
  7. Канцон (VII) а 7, гл.201
  8. Канцон (VIII) а 8, гл.202
  9. Кансон (IX)† 8
  10. Канзон (X)† а 8
  11. Кансон (XI)† в 8
  12. Песня (XII) – 8, гл.205
  13. Соната (п. XIII) а 8, гл.206
  14. Канцон (п. XIV) а 10, гл.207
  15. Канцон (XV) а 10, гл.208
  16. Канцон (XVI) а 12, гл.209
  17. Песня (XVII) к 12, Гл.210
  18. Соната (п. XVIII) а 14, гл.211
  19. Соната (XIX) а 15, гл.212
  20. Соната (ХХ) а 22, гл.213
  21. Соната (XXI) для трёх скрипок и баса (4), Гл.214

Священная симфония II (написана в 1612 г., опубл. 1615 г.)

[ редактировать ]

Вторая книга священных симфоний . Опубликовано посмертно в 1615 году.

  1. Мое сердце радовалось
  2. Поздравь меня
  3. Я сказал: Господь
  4. Святой и непорочный
  5. О мой самый сладкий Иисус
  6. Сегодня они завершены
  7. О, как мило
  8. Бог во имя твое
  9. Обратите внимание, мои люди
  10. Пойте Господу
  11. Благословен Ты, Господь
  12. Литания Пресвятой Богородице
  13. Боже Боже мой
  14. Голос Господа
  15. Радуйтесь в Боге
  16. Перемещает «Христос Воскресе» из 11, гл.66.
  17. Слушай Бога
  18. Славная Дева
  19. Помилуй свой Домин
  20. Примите Бога милостиво
  21. Кирие
  22. Святой
  23. Магнификат 12 голосов
  24. Я исповедуюсь Тебе, Господь
  25. Ходы «Кого ты видел пастухами» из 14
  26. Ходы «В церквях» из 14
  27. Магнификат 14 голосов
  28. наш спаситель
  29. О, как славно
  30. Услышь меня, Господь
  31. Магнификат 17 голосов
  32. буцинат
  1. ^ Jump up to: а б Брайант, Гроув онлайн
  2. ^ Найтон, Тесс (1997). "Музыка Г.Габриэли для Сан-Рокко (рецензия на пластинку)" . Граммофон .
  3. ^ Кансон седьмого тона №. 2: Священные симфонии, Венеция, 1597 г., для восьмичастного духового хора . 6 июня 2018 г. OCLC   9514606 .
  4. ^ indiana.edu, Управление творческих услуг IU, iuweb @. «Область тромбона: духовые инструменты: Академические факультеты: Департаменты, офисы и услуги: Музыкальная школа Джейкобса: Университет Индианы в Блумингтоне» . music.indiana.edu . {{cite web}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  5. ^ Селфридж-Филд, с. 81
  6. ^ Граут, стр. 289–291.
  7. ^ Селфридж-Филд, с. 81, с. 99
  8. ^ Онгаро и др., Венеция , Grove онлайн
  9. ^ Jump up to: а б Арнольд, Гроув (1980)
  10. ^ «Джованни Габриэли — ArkivMusic» . www.arkivmusic.com .
  11. ^ «Концерты Андреа, и др. ди Джо. Габриэли (...) в 6, 7, 8, 10, 12 и 16 (Андреа и Джованни Габриэли) — ChoralWiki» . www1.cpdl.org .
  12. ^ «Священные симфонии, Книга 1 (Габриэли, Джованни) - Музыкальная библиотека IMSLP / Петруччи: ноты в свободном общественном достоянии» . imslp.org
  13. ^ Песни для игры на всех видах инструментов . Алессандро Раверии. 6 июня 2018 г. – через Google Книги.
  14. ^ «Песни для игры на всевозможных инструментах (Раверии, Алессандро) - Музыкальная библиотека IMSLP/Петруччи: бесплатные ноты, являющиеся общественным достоянием» . imslp.org .
  15. ^ "Canzoni e Sonate (1615), К. - Подробности - AllMusic" . Вся музыка .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Арнольд, Денис. Джованни Габриэли и музыка венецианского Высокого Возрождения. Лондон: Издательство Оксфордского университета, 1979. ISBN   0-19-315247-9
  • Арнольд, Денис. Монтеверди. Лондон, JM Dent & Sons Ltd, 1975 г. ISBN   0-460-03155-4
  • Арнольд, Денис. «Джованни Габриэли» в Словаре музыки и музыкантов New Grove , изд. Стэнли Сэди. 20 том. Лондон, Macmillan Publishers Ltd., 1980. ISBN   1-56159-174-2
  • Бартлетт, Клиффорд и Холман, Питер. Джованни Габриэли: Руководство по исполнению его инструментальной музыки . В старинной музыке, Vol. 3, № 1 (январь 1975 г.), стр. 25–32.
  • Брайант, Дэвид. «Габриэли, Джованни». В Grove Music Online. Oxford Music Online, http://www.oxfordmusiconline.com/subscriber/article/grove/music/40693 (по состоянию на 22 сентября 2009 г.).
  • Букофзер, Манфред . Музыка эпохи барокко . Нью-Йорк, WW Norton & Co., 1947 год. ISBN   0-393-09745-5
  • Чартерис, Ричард. Джованни Габриэли (ок. 1555–1612): Тематический каталог его музыки с путеводителем по исходным материалам и переводам его вокальных текстов . Нью-Йорк, 1996 год.
  • Граут, Дональд Джей. История западной музыки . WW Нортон и компания, 1980. ISBN   0-393-95136-7
  • Кентон, Эгон. Жизнь и творчество Джованни Габриэли . Американский институт музыковедения , 1967 (Армен Карапетен).
  • Онгаро, Джулио и др. "Венеция." В Grove Music Online. Oxford Music Online, http://www.oxfordmusiconline.com/subscriber/article/grove/music/41311 (по состоянию на 22 сентября 2009 г.).
  • Риз, Гюстав . Музыка эпохи Возрождения . Нью-Йорк, WW Norton & Co., 1954 год. ISBN   0-393-09530-4
  • Селфридж-Филд, Элеонора, Венецианская инструментальная музыка, от Габриэли до Вивальди. Нью-Йорк, Dover Publications, 1994. ISBN   0-486-28151-5
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c2d0696ff3aa8b4369429205d2ed7e31__1722165900
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c2/31/c2d0696ff3aa8b4369429205d2ed7e31.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Giovanni Gabrieli - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)