Джованни Габриэли
Джованни Габриэли ( ок. 1554/1557 – 12 августа 1612) был итальянским композитором и органистом. Он был одним из самых влиятельных музыкантов своего времени и представляет собой кульминацию стиля венецианской школы во времена перехода от идиом эпохи Возрождения к барокко .
Биография
[ редактировать ]Габриэли родился в Венеции . Он был одним из пяти детей, а его отец был выходцем из региона Карния и уехал в Венецию незадолго до рождения Джованни. Хотя о ранней жизни Джованни известно немногое, он, вероятно, учился у своего дяди, композитора Андреа Габриэли , который работал в базилике Святого Марка с 1560-х годов до своей смерти в 1585 году. Джованни, возможно, действительно был воспитан своим дядей, поскольку подразумевается в посвящении его книге концертов 1587 года, в которой он описал себя как «чуть меньше, чем сын» своего дяди. [1]
Джованни также отправился в Мюнхен, чтобы учиться у знаменитого Орландо де Лассуса при дворе герцога Альберта V ; скорее всего, он оставался там примерно до 1579 года. Лассус оказал одно из главных факторов, повлиявших на развитие его музыкального стиля. [1]
К 1584 году он вернулся в Венецию, где стал главным органистом базилики Святого Марка в 1585 году, после того как Клаудио Меруло покинул этот пост; после смерти своего дяди в следующем году он также занял пост главного композитора. Также после смерти своего дяди он начал редактировать большую часть музыки пожилого человека, которая в противном случае была бы потеряна; Андреа, очевидно, не имел особого желания публиковать свою музыку, но мнение Джованни о ней было достаточно высоким, и он посвятил большую часть своего времени составлению и редактированию ее для публикации.
Карьера Габриэли пошла дальше, когда он занял дополнительную должность органиста в Scuola Grande di San Rocco , еще одну должность, которую он сохранял на всю свою жизнь. Сан-Рокко был самым престижным и богатым из всех венецианских братств и уступал только самому Сан-Марко по великолепию своего музыкального учреждения. Здесь выступали некоторые из самых известных певцов и инструменталистов Италии, а яркое описание его музыкальной деятельности сохранилось в путевых мемуарах английского писателя Томаса Кориата . Большая часть его музыки была написана специально для этого места. [2] хотя для Сан-Марко он, вероятно, сочинил еще больше.
Сан-Марко имел давнюю музыкальную традицию, и работа Габриэли там сделала его одним из самых известных композиторов Европы. Мода, начавшаяся с его влиятельного тома Sacrae Symphoniae (1597), была такова, что композиторы со всей Европы, особенно из Германии, приезжали в Венецию учиться. Очевидно, он также поручил своим новым ученикам изучать мадригалы , написанные в Италии, так что они не только принесли в свои родные страны великий венецианский полихоральный стиль , но и более интимный стиль мадригалов; Генрих Шютц и другие помогли перенести переходную музыку раннего барокко на север, в Германию, и эта тенденция оказала решающее влияние на последующую историю музыки. Постановки немецкого барокко, кульминацией которых стала музыка И.С. Баха , были основаны на этой сильной традиции, уходящей корнями в Венецию.
Примерно после 1606 года Габриэли стал серьезно болеть, когда церковные власти начали назначать заместителей, которые взяли на себя обязанности, которые он больше не мог выполнять. Он умер в 1612 году в Венеции от осложнений, вызванных камнями в почках .
Музыка и стиль
[ редактировать ]Хотя Габриэли сочинял во многих формах, существовавших в то время, он предпочитал духовную вокальную и инструментальную музыку. Вся его светская вокальная музыка относится к относительно раннему периоду его карьеры; он никогда не писал более легких форм, например танцев; а позже он сосредоточился на священной вокальной и инструментальной музыке, в которой звучность использовалась для максимального эффекта. [5] Среди приписываемых ему инноваций – и хотя он не всегда был первым, кто их использовал, он был самым известным в своем периоде, чтобы сделать это – была динамика; специально обозначенная инструментовка (как в знаменитой Сонате фортепиано и форте ); и огромные силы, выстроенные в многочисленные, пространственно разделенные группы, идея, которая должна была стать источником стиля барочного концерта и которая быстро распространилась по Северной Европе как по сообщениям посетителей Венеции, так и по сообщениям учеников Габриэли, среди которых был Ганс Лео. Хасслер и Генрих Шютц . [6] [7]
Подобно композиторам до и после него, он использовал необычную планировку церкви Сан-Марко с двумя хорами, обращенными друг к другу, для создания поразительных пространственных эффектов. Большинство его произведений написано так, что сначала с одной стороны будет слышен хор или инструментальная группа, а затем ответ музыкантов с другой стороны; часто третья группа располагалась на сцене возле главного алтаря в центре церкви. [8] Хотя этот полихоральный стиль существовал на протяжении десятилетий ( возможно, Адриан Виллаерт первым использовал его, по крайней мере, в Венеции), Габриэли был пионером в использовании тщательно определенных групп инструментов и певцов с точными указаниями по их использованию, и более чем в двух группы. Акустика в церкви была и есть такова, что правильно расположенные инструменты можно было совершенно ясно услышать в отдаленных точках. Таким образом, инструменты, которые на бумаге выглядят странно, например, одинокий струнник на фоне большой группы духовых инструментов, в Сан-Марко могут звучать идеально сбалансированно. Прекрасный пример этих техник можно увидеть в озвучке In Ecclesiis .
Первые мотеты Габриэли были опубликованы вместе с сочинениями его дяди Андреа в его томе «Концерты» 1587 года . Эти произведения демонстрируют большое влияние стиля его дяди в использовании диалогов и эффектов эха. [9] Хоры бывают низкие и высокие, и разница между их высотой выражена использованием инструментального сопровождения. Мотеты, опубликованные в « Священных симфониях» Джованни 1597 года , похоже, отходят от этой техники тесной антифонии к модели, в которой музыкальный материал не просто повторяется, но развивается последовательными хоровыми вступлениями. Некоторые мотеты, такие как Omnes Gentes, развили модель почти до предела. В этих мотетах инструменты являются неотъемлемой частью исполнения, и в каждой партии певцы должны исполнять только хоры с пометкой «Капелла». [9]
Кажется, что после 1605 года, года публикации Quinto libro di madrigali Монтеверди, в стиле Габриэли произошли явные изменения в , и композиции Габриэли приобрели гораздо более гомофонный результате стиль. Есть секции чисто для инструментов, называемые «Симфония», и небольшие секции для солистов, исполняющих витиеватые строки в сопровождении просто бассо континуо . Припевы «Аллилуйи» обеспечивают припевы внутри структуры, образуя образцы рондо в мотетах, с тесным диалогом между хорами и солистами. В частности, одно из его самых известных произведений, In Ecclesiis , представляет собой демонстрацию таких полихоральных техник, в которых используются четыре отдельные группы инструментальных и певческих исполнителей, подкрепленные вездесущим органом и континуо .
Работает
[ редактировать ]Концерты (1587)
[ редактировать ]«Concerti di Andrea, et di Giovanni Gabrieli, Organisti della Serenissima Signori di Venetia»: сборник из 77 произведений, большинство из которых написаны дядей Андреа Габриэли , но также содержит некоторые полихоральные песнопения младшего Габриэли. [10] [11]
- 9.) Приклони ухо Господи из 6.
- 19.) Я сказал Господь из 7.
- 33.) О великая тайна из 8
- 37.) Deus meu ad te de luce a 10
- 40.) Ангел сказал пастухам из 12
- 77.) Сакри ди Джове Ауги а 12
Священные симфонии (1597)
[ редактировать ]Сборник: 45 мотетов на 6, 7, 8, 10, 12, 14, 15 или 16 голосов; 14 канцон по 8, 10, 12 или 15 музыкальным линиям; и две сонаты, одна в 8 музыкальных строк, другая в 12. [12]
- Мотет «Кантата Домино» а 6, гл.6
- Услышь, Господи, правду мою, гл.
- Мотет «Благословенна Дева Мария» к 6, гл.8
- Ходы «Боже милует меня» (Псалом 51) из 6, Гл.9
- О, как сладко, Господи, гл.
- Ты благословил землю твою, гл.
- Ходы «Боже, услышь молитву мою» (Псалом 55) из 7, Гл.12
- Мотет «Святая Мария в помощь бедным» из 7, гл.13
- Господи Иисусе Христе, гл.
- Господи, услышь мою молитву, гл.15
- Радуйтесь о Боге, вся земля, Гл.16
- Мизерикордиас Домин, гл.17
- Блаженная Непорочная, гл.
- Хвалите имя Господне, гл.
- Я уже не скажу вам, слуги мои, гл.
- Блаженны все, гл.
- Господи, Господь наш, гл.
- Ангел Господень сошел, гл.
- Ходы «О мой сладчайший Иисус» из 8, гл.24.
- Ходы «Святая и непорочная девственность» из 8, гл.25.
- Я люблю тебя, Господь, Глава 26
- Ликование праведников о Господе, гл. 27.
- Это описано в главе 28.
- Я тот, кто я есть, Глава 29
- На Тебя уповаю, Господи, гл.
- Давайте все возрадуемся, гл.
- Магнификат, гл. 32.
- Песня для первых тонов гидролокатора на 8, гл.170
- Канцон для сонарных седьмых нот а 8, гл.171
- Канцон для гидролокационных седьмых тонов а 8, гл.172
- Песня для гидролокатора девятого тона на 8, гл.173
- Канцон пер сонара двенадцатого тона из 8, гл.174
- Соната для фортепиано и форте, Гл.175
- Благослови Господа, гл.
- Господи, услышь мою молитву, гл.
- Мотет «Мария Дева» а 10, гл.35
- Ходы «Бог, благословивший Марка» из 10, гл.36.
- Роза «Добрый пастырь», гл.
- Суди меня, Господи, гл.
- Кто тот пришедший, Гл.39
- Мотет «Ныне родился Христос» из 10, гл.40
- Песня для первых тонов гидролокатора на 10, гл.176.
- Канцон пер гидролокатор двенадцатый тон а 10, гл.177
- Канцон пер гидролокатора двенадцатого тона из 10, Гл.178
- Канцон пер гидролокатор двенадцатый тон а 10, гл.179
- Кансон в эхо от двенадцати тонов до 10, Гл.180
- Вышеупомянутая песня подходит для концерта с органом на 10, гл.181.
- Хлопайте, пойте, радуйтесь Богу, вся земля, Гл.
- С великой силой, гл.
- Кирие (первый), гл.
- Христос, гл. 44.
- Кирие (терций), Гл.45 (Гл.43–45 представляют собой единое произведение)
- Глория, Гл.46
- Святой, гл. 47
- Магнификат, гл. 48.
- Царица небесная, радуйся, гл.
- Канцон для сонара септими и октави тони а 12, гл.182
- Песня для гидролокатора девятого тона на 12, Гл.183
- Соната восьмым тоном а 12, гл.
- А теперь отпусти меня, гл.50.
- Радуйтесь о Боге, вся земля, Гл.51
- Canzon quarti toni a 15, гл.185
- Все народы хлопают в ладоши, гл.52
Песни для игры (1608)
[ редактировать ]Сборник из 36 коротких произведений Габриэли, Джироламо Фрескобальди и других. Первые четыре, а также 27-е и 28-е принадлежат Габриэли. [13] [14]
- Канцон (I) а 4 «La Spiritata», гл.186
- Канцон (II) а 4, гл.187
- Песня (III) а 4, гл.188
- Канцон (IV) а 4, гл.189
- Канцон (XXVII) а 8 «Фа соль ла ре», гл.190
- Песня (XXVIII) к 8 «Солнце солнце солнце меня делает», гл.191
Песни и сонаты (написаны около 1612 г., опубл. 1615 г.)
[ редактировать ]Сборник из 16 канцонов и 5 сонат для 3, 5, 6, 7, 8, 10, 12, 14, 15 и 22 голосов, per sonar con ogni sorte di Instrumenti, con il basso per l'organo (музыкальные партии, для звучание на всяких инструментах, с басом посредством органа)» . [15] Опубликовано посмертно в 1615 году. (†) Обратите внимание, что опубликованная нумерация (римская система) не совсем соответствует каталогу Charteris.
- Канцон прима (п. I) а 5, гл.195
- Канцон (II) а 6, гл.196
- Песня (III) а 6, гл.197
- Канцон (IV) а 6, гл.198
- Канцон (V) а 7, гл.199
- Канцон (VI) а 7, гл.200
- Канцон (VII) а 7, гл.201
- Канцон (VIII) а 8, гл.202
- Кансон (IX)† 8
- Канзон (X)† а 8
- Кансон (XI)† в 8
- Песня (XII) – 8, гл.205
- Соната (п. XIII) а 8, гл.206
- Канцон (п. XIV) а 10, гл.207
- Канцон (XV) а 10, гл.208
- Канцон (XVI) а 12, гл.209
- Песня (XVII) к 12, Гл.210
- Соната (п. XVIII) а 14, гл.211
- Соната (XIX) а 15, гл.212
- Соната (ХХ) а 22, гл.213
- Соната (XXI) для трёх скрипок и баса (4), Гл.214
Священная симфония II (написана в 1612 г., опубл. 1615 г.)
[ редактировать ]Вторая книга священных симфоний . Опубликовано посмертно в 1615 году.
- Мое сердце радовалось
- Поздравь меня
- Я сказал: Господь
- Святой и непорочный
- О мой самый сладкий Иисус
- Сегодня они завершены
- О, как мило
- Бог во имя твое
- Обратите внимание, мои люди
- Пойте Господу
- Благословен Ты, Господь
- Литания Пресвятой Богородице
- Боже Боже мой
- Голос Господа
- Радуйтесь в Боге
- Перемещает «Христос Воскресе» из 11, гл.66.
- Слушай Бога
- Славная Дева
- Помилуй свой Домин
- Примите Бога милостиво
- Кирие
- Святой
- Магнификат 12 голосов
- Я исповедуюсь Тебе, Господь
- Ходы «Кого ты видел пастухами» из 14
- Ходы «В церквях» из 14
- Магнификат 14 голосов
- наш спаситель
- О, как славно
- Услышь меня, Господь
- Магнификат 17 голосов
- буцинат
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Брайант, Гроув онлайн
- ^ Найтон, Тесс (1997). "Музыка Г.Габриэли для Сан-Рокко (рецензия на пластинку)" . Граммофон .
- ^ Кансон седьмого тона №. 2: Священные симфонии, Венеция, 1597 г., для восьмичастного духового хора . 6 июня 2018 г. OCLC 9514606 .
- ^ indiana.edu, Управление творческих услуг IU, iuweb @. «Область тромбона: духовые инструменты: Академические факультеты: Департаменты, офисы и услуги: Музыкальная школа Джейкобса: Университет Индианы в Блумингтоне» . music.indiana.edu .
{{cite web}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Селфридж-Филд, с. 81
- ^ Граут, стр. 289–291.
- ^ Селфридж-Филд, с. 81, с. 99
- ^ Онгаро и др., Венеция , Grove онлайн
- ^ Jump up to: а б Арнольд, Гроув (1980)
- ^ «Джованни Габриэли — ArkivMusic» . www.arkivmusic.com .
- ^ «Концерты Андреа, и др. ди Джо. Габриэли (...) в 6, 7, 8, 10, 12 и 16 (Андреа и Джованни Габриэли) — ChoralWiki» . www1.cpdl.org .
- ^ «Священные симфонии, Книга 1 (Габриэли, Джованни) - Музыкальная библиотека IMSLP / Петруччи: ноты в свободном общественном достоянии» . imslp.org
- ^ Песни для игры на всех видах инструментов . Алессандро Раверии. 6 июня 2018 г. – через Google Книги.
- ^ «Песни для игры на всевозможных инструментах (Раверии, Алессандро) - Музыкальная библиотека IMSLP/Петруччи: бесплатные ноты, являющиеся общественным достоянием» . imslp.org .
- ^ "Canzoni e Sonate (1615), К. - Подробности - AllMusic" . Вся музыка .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Арнольд, Денис. Джованни Габриэли и музыка венецианского Высокого Возрождения. Лондон: Издательство Оксфордского университета, 1979. ISBN 0-19-315247-9
- Арнольд, Денис. Монтеверди. Лондон, JM Dent & Sons Ltd, 1975 г. ISBN 0-460-03155-4
- Арнольд, Денис. «Джованни Габриэли» в Словаре музыки и музыкантов New Grove , изд. Стэнли Сэди. 20 том. Лондон, Macmillan Publishers Ltd., 1980. ISBN 1-56159-174-2
- Бартлетт, Клиффорд и Холман, Питер. Джованни Габриэли: Руководство по исполнению его инструментальной музыки . В старинной музыке, Vol. 3, № 1 (январь 1975 г.), стр. 25–32.
- Брайант, Дэвид. «Габриэли, Джованни». В Grove Music Online. Oxford Music Online, http://www.oxfordmusiconline.com/subscriber/article/grove/music/40693 (по состоянию на 22 сентября 2009 г.).
- Букофзер, Манфред . Музыка эпохи барокко . Нью-Йорк, WW Norton & Co., 1947 год. ISBN 0-393-09745-5
- Чартерис, Ричард. Джованни Габриэли (ок. 1555–1612): Тематический каталог его музыки с путеводителем по исходным материалам и переводам его вокальных текстов . Нью-Йорк, 1996 год.
- Граут, Дональд Джей. История западной музыки . WW Нортон и компания, 1980. ISBN 0-393-95136-7
- Кентон, Эгон. Жизнь и творчество Джованни Габриэли . Американский институт музыковедения , 1967 (Армен Карапетен).
- Онгаро, Джулио и др. "Венеция." В Grove Music Online. Oxford Music Online, http://www.oxfordmusiconline.com/subscriber/article/grove/music/41311 (по состоянию на 22 сентября 2009 г.).
- Риз, Гюстав . Музыка эпохи Возрождения . Нью-Йорк, WW Norton & Co., 1954 год. ISBN 0-393-09530-4
- Селфридж-Филд, Элеонора, Венецианская инструментальная музыка, от Габриэли до Вивальди. Нью-Йорк, Dover Publications, 1994. ISBN 0-486-28151-5
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Бесплатные партитуры Джованни Габриэли в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур (IMSLP)
- Бесплатные партитуры Джованни Габриэли в Хоровой публичной библиотеке (ChoralWiki)
- Слушайте бесплатно записи песен Академического хора Умео .
- 1550-е годы рождения
- 1612 смертей
- Итальянские композиторы 17 века.
- Музыканты Венецианской Республики
- Венецианцы XVI века
- Венецианцы 17 века
- Итальянские композиторы эпохи Возрождения.
- Композиторы венецианской школы (музыка)
- Итальянские композиторы эпохи барокко
- Итальянские классические музыканты
- Итальянские композиторы-мужчины-классики
- Похороны в Санто-Стефано (церковь)
- Ученики Андреа Габриэли
- Ученики Орланда де Лассю
- Музыканты-мужчины 17 века