Джованни Кроче
Джованни Кроче (англ. Итальянское произношение: [dʒoˈvanni ˈkroːtʃe] ; также Иоанна а Круче Клодиенсис , Зуанне Чиозотто ; 1557 — 15 мая 1609) — итальянский композитор эпохи позднего Возрождения , венецианской школы . Он был особенно известен как мадригалист , один из немногих среди венецианцев, кроме Монтеверди и Андреа Габриэли .
Жизнь
[ редактировать ]Он родился в Кьодже , рыбацком городке на Адриатическом побережье к югу от Венеции , в том же городе, что и Джозеффо Зарлино , и приехал в Венецию рано, став к тому времени членом хора мальчиков в церкви Св. Марка под руководством Зарлино. восемь лет. Зарлино, очевидно, нашел его в хоре собора Кьоджиа и завербовал его в церковь Св. Марка. [1] Кроче, возможно, был приходским священником в церкви Санта-Мария-Формоза и принял сан в 1585 году; в этот период он также был певцом в церкви Святого Марка. Очевидно, он поддерживал некоторую связь, вероятно, как музыкальный руководитель, с Санта-Мария-Формоза, помимо своих обязанностей в соборе Святого Марка.
После смерти Зарлино он стал помощником маэстро ди капелла ; это было во время правления Бальдассаре Донато . Когда Донато умер в 1603 году, Кроче взял на себя основную должность маэстро ди капелла, но стандарты пения в знаменитом соборе Святого Марка под его руководством ухудшились, скорее всего, из-за его ухудшающегося здоровья, чем из-за отсутствия музыкального мастерства. Он умер в 1609 году; должность маэстро ди капелла принадлежала Джулио Чезаре Мартиненго до 1613 года, после чего эту должность занял Монтеверди.
Музыка и влияние
[ редактировать ]Кроче написал меньше музыки в большом полихоральном стиле, чем Андреа и Джованни Габриэли , хотя он оставил большую мессу для четырех хоров, сочиненную для Фердинанда Австрийского (будущего императора Фердинанда II ) и несколько тройных хоровых постановок псалмов (только один из которых имеет выжил), и в результате его музыка не сохранила такой же известности до наших дней; однако в то время он был известен как композитор и оказал большое влияние на музыку как в Италии, так и за рубежом. Как композитор духовной музыки он был в основном консервативен, писал cori spezzati в манере Адриана Виллаерта и пародийные мессы, больше похожие на музыку, сочиненную членами современной римской школы . Однако позже в своей карьере он написал музыку в дальновидном концертном стиле, в котором была предпринята попытка объединить новации Виаданы с величественной венецианской полихоральной манерой. Этот посмертный сборник, « Священный кантиленский концерт» 1610 года, рассчитан на 3, 5 или 6 сольных голосов, континуо и 4-голосное рипиено, которое можно размножать импровизировать (предположительно в разных частях церкви). Большая часть духовной музыки Кроче предназначена для двойного хора: она включает три мессы, два сборника мотетов и наборы музыки для Терции, Лаудов и Вечерни. Хотя большая часть его духовной музыки была написана для профессиональных певцов собора Святого Марка (включая несколько пьес, написанных для их участия в внештатной труппе музыкантов под руководством Кроче, выступавшей для Scuole Grande в Венеции), большая часть его музыки технически проста: по этой причине большая часть музыки, особенно светская музыка, по-прежнему популярна среди любителей. Один сборник, мотеты для 4 голосов 1597 года, явно рассчитан на менее амбициозные церковные хоры.
Кроче также приписывают первые опубликованные партии континуо, многие из его сборников для двойных хоров были выпущены либо с «Basso per sonare nell'organo», либо с «Partidura» (или Spartidura), в которых указывались оба хора.
Стилистически на Кроче большее влияние оказал Андреа Габриэли, чем его племянник Джованни, хотя они были точными современниками; Кроче предпочитал эмоциональную прохладу, палестринскую ясность и в целом более легкий характер музыки Андреа. Кроче сыграл особенно важную роль в развитии канцонетты и комедии мадригала и написал большое количество легко исполняемой, популярной и часто веселой музыки. Некоторые из его сборников носят сатирический характер, например, постановка на музыку нелепых сцен венецианских карнавалов ( Mascarate piacevoli et Ridicolose per il carnevale , 1590), некоторые из которых написаны на диалекте.
Кроче был одним из первых композиторов, использовавших термин каприччио в качестве названия одной из канцонетт в своем сборнике Triaca musice ( музыкальное лекарство от укусов животных ) 1595 года. И этот сборник, и сборник Mascarate piacevoli предназначались для исполнения в костюмах. и маски на венецианских карнавалах.
Его канцонетты и мадригалы имели влияние в Нидерландах и Англии , где они были переизданы во второй книге Musica transalpina (1597), одном из сборников, положивших начало там мании сочинения мадригалов. Музыка Кроче оставалась популярной в Англии, и Томас Морли особо выделил его как мастера-композитора; действительно, Кроче, возможно, оказал самое большое влияние на Морли. Джон Дауленд также посетил его в Италии.
СМИ
[ редактировать ]Ссылки и дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Статьи «Джованни Кроче, Канцонетта» в Словаре музыки и музыкантов New Grove , под ред. Стэнли Сэди. 20 том. Лондон, Macmillan Publishers Ltd., 1980. ISBN 1-56159-174-2
- Гюстав Риз , Музыка эпохи Возрождения . Нью-Йорк, WW Norton & Co., 1954 год. ISBN 0-393-09530-4
- Новый Гарвардский музыкальный словарь , изд. Дон Рэндел. Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета, 1986. ISBN 0-674-61525-5
- Денис Арнольд , Джованни Габриэли и музыка венецианского Высокого Возрождения. Лондон, Издательство Оксфордского университета, 1979. ISBN 0-19-315232-0
- Полное издание духовной музыки Кроче, Croce Quatercentenary Edition, выходит в свет в 14 томах. Издание под редакцией Ричарда Чартериса, Мартина Морелла и Майкла Проктера публикуется издательством Edition Michael Procter (Вайнгартен, Баден). Подробности можно найти на сайтах www.Croce-Edition.com и www.Edition-MP.com. Том I включает новую биографию Мартина Морелла.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Арнольд, с. 35
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Бесплатные партитуры Джованни Кроче в Хоровой публичной библиотеке (ChoralWiki)
- Бесплатные партитуры Джованни Кроче в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур (IMSLP)
- Описание маскарадной музыки Кроче. Архивировано 19 ноября 2008 г. в Wayback Machine Донной Мэй Густафсон (доктор философии, 1992 г., о Джованни Кроче).