Венецианский полихоральный стиль

Венецианский полихоральный стиль был типом музыки эпох позднего Возрождения и раннего барокко пространственно отдельные хоры , в котором попеременно пели . Он представлял собой серьезный стилистический сдвиг по сравнению с преобладающим полифоническим письмом среднего Возрождения и был одним из основных стилистических событий, которые непосредственно привели к формированию того, что сейчас известно как стиль барокко. Часто встречающийся термин для обозначения отдельных хоров - cori spezzati - буквально «разорванные хоры», как их называли, добавлял элемент пространственного контраста в венецианскую музыку. В их число входил эхо-устройство, столь важное во всей традиции барокко; чередование двух контрастирующих звуковых тел, таких как припев против припева, одна строка против полного хора, сольный голос против полного хора, инструменты, противопоставляемые голосам, и контрастирующие инструментальные группы; чередование высоких и низких голосов; тихий уровень звука чередовался с громким; фрагментарное против непрерывного; и блокированные аккорды, контрастирующие с плавным контрапунктом.
Принцип двойственности или противоположных элементов лежит в основе концертато или согласованного стиля; оба слова происходят от слова концертаре, что означает «конкурировать или бороться против». Это слово появляется в названии некоторых произведений Джованни, опубликованных совместно со своим дядей Андреа Габриэли в 1587 году: Concerti...per voice at stromenti («Концерты... для голосов и инструментов»). Позже этот термин стал широко использоваться, и часто появлялись такие названия, как Concerti Ecclesiastici (Церковные концерты).
История стиля
[ редактировать ]Внешние видео | |
---|---|
Пример венецианской полихоральной музыки ![]() | |
![]() в исполнении Габриэли Консорт на You Tube |
Стиль возник в церквях Северной Италии в шестнадцатом и семнадцатом веках и оказался хорошо подходящим для архитектурных особенностей внушительной базилики Сан-Марко ди Венеция в Венеции . [1] Такие композиторы, как Адриан Виллаерт , маэстро ди капелла собора Святого Марка в 1540-х годах, писали антифонную музыку, в которой противостоящие хоры исполняли последовательные, часто контрастирующие музыкальные фразы с противоположных хоровых лофтов, со специально построенных деревянных платформ и с восьмиугольных Бигонцо напротив кафедры. [2] Это был редкий, но интересный случай, когда архитектурные особенности отдельного здания способствовали распространению стиля, который стал популярным по всей Европе, и помогли определить переход от эпохи Возрождения к эпохе барокко. Идея попеременного пения разных групп способствовала развитию стиля концертато , который в своих различных инструментальных и вокальных проявлениях в конечном итоге привел к таким разнообразным музыкальным идеям, как хоральная кантата , концерто гроссо и соната .
Пик развития стиля пришелся на конец 1580-х и 1590-е годы, когда Джованни Габриэли был органистом Сан-Марко и главным композитором, а Джозеффо Зарлино еще был маэстро ди капелла . Габриэли, кажется, был первым, кто указал инструменты в своих опубликованных работах, в том числе большие хоры корнетти и мешковины; он также, кажется, был одним из первых, кто определил динамику (как в его Сонате фортепиано и форте ) и разработал эффекты «эха», благодаря которым он прославился. Слава о эффектной, звучной музыке Сан-Марко в это время распространилась по Европе, и многочисленные музыканты приезжали в Венецию, чтобы услышать, изучить, усвоить и привезти то, чему они научились, в свои страны происхождения. Германия , в частности, была регионом, где композиторы начали работать в локально измененной форме венецианского стиля — в первую очередь Генрих Шютц — хотя полихоральные произведения были написаны и в других местах, например, многие мессы, написанные в Испании Томасом Луисом де Викторией .
После 1603 года бассо континуо, к и без того значительным силам Сан-Марко — оркестру, солистам, хору — добавился что стало дальнейшим шагом на пути к кантате в стиле барокко . Музыка в Сан-Марко переживала периоды расцвета и упадка, но слава об этом заведении распространилась далеко. Хотя репертуар в конечном итоге включал музыку в стиле концертато , а также в консервативном стиле антико , произведения в полихоральном стиле сохраняли прочное место в репертуаре Сан-Марко до 1800-х годов.
Представители композиторов семнадцатого века
[ редактировать ]- Адриан Виллаерт
- Сиприано де Роре
- Джузеппе Зарлино
- Клаудио Меруло
- Джованни Габриэли
- Андреа Габриэли
- Клаудио Монтеверди
- Ганс Лео Хасслер
- Генрих Шютц
- Франческо Кавалли
Примеры стиля
[ редактировать ]- Адриан Виллаерт, «Разбитые псалмы»
- Андреа Габриэли, Давидовы псалмы
- Андреа и Джованни Габриэли, «Священные симфонии»
- Генрих Шютц, Псалмы Давида (1619 г.)
- Клаудио Монтеверди, «Зефиро торна» («Вернись, о Зефир»)
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Лаура Моретти, «Архитектурные пространства для музыки: Якопо Сансовино и Адриан Уилларт в соборе Святого Марка». История старинной музыки. 23: 153-184.
- ^ Джеймс Х. Мур, «Весперо делли Чинкве Ладате» и роль «Салми Спеццати» в соборе Святого Марка». Журнал Американского музыковедческого общества. 34 (2): 249–278.
- «Венеция», «cori spezzati», в Словаре музыки и музыкантов New Grove , изд. Стэнли Сэди. 20 том. Лондон, Macmillan Publishers Ltd., 1980. ISBN 1-56159-174-2 (Примечание: любопытно, что в New Grove нет статьи о «полихоральном» или «полихоральном стиле»).
- Карвер, Энтони Ф., Развитие духовной полихоральной музыки во времена Шютца . Кембридж (Кембриджшир); Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета, 1988. ISBN 0521303982
- Гюстав Риз , Музыка эпохи Возрождения . Нью-Йорк, WW Norton & Co., 1954 год. ISBN 0-393-09530-4
- Манфред Букофзер , Музыка эпохи барокко . Нью-Йорк, WW Norton & Co., 1947 год. ISBN 0-393-09745-5
- Новый Гарвардский музыкальный словарь , изд. Дон Рэндел. Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета, 1986. ISBN 0-674-61525-5 (об этом есть короткая, но информативная статья.)