Ганс Лео Хасслер
Ганс Лео Хасслер | |
---|---|
![]() с изображением Хасслера Гравюра Доминика Кустоса , 1593 г. | |
Рожденный | |
Крещенный | 26 октября 1564 г. |
Умер | 8 июня 1612 г. | ( 47 лет
Занятия |
|
Ганс Лео Хасслер (по- Ганс немецки Лео Хасслер ) (крещен 26 октября 1564 — 8 июня 1612) — немецкий композитор и органист эпохи позднего Возрождения и раннего барокко , старший брат менее известного композитора Якоба Хасслера . Он родился в Нюрнберге и умер во Франкфурте .
Биография
[ редактировать ]Хасслер родился в Нюрнберге и крестился 26 октября 1564 года, получив первое музыкальное образование от своего отца, органиста Исаака Хасслера . [ 1 ] В 1584 году Хасслер стал первым из многих немецких композиторов того времени, который отправился в Италию, чтобы продолжить обучение; он прибыл в Венецию в период расцвета активности венецианской школы , композиторов, писавших в великолепном полихоральном стиле , который вскоре стал популярен за пределами родного города. Хасслер уже был знаком с некоторыми частями этой музыки, поскольку многочисленные гравюры распространились в Германии благодаря интересу Леонарда Лехнера , который был связан с Орландусом Лассусом в Мюнхене.
Находясь в Венеции, Хасслер подружился с Джованни Габриэли , с которым он в 1600 году сочинил свадебный мотет для Георга Грубера, нюрнбергского купца, жившего в Венеции. Вместе они учились у Андреа Габриэли , дяди Джованни. Под руководством Андреа Хасслер получил уроки композиции и игры на органе. [ 2 ]
После смерти Андреа Габриэли Хасслер вернулся в Германию во второй половине 1585 года, переехав в Аугсбург , где служил органистом Октавиану II Фуггеру , тамошнему дворянину. Аугсбургские годы были для него чрезвычайно творческими; кроме того, в это время он стал широко известен как композитор и органист, хотя его влияние было ограниченным, поскольку он был протестантом в районе, который все еще был сильно католическим .
Хасслер был не только композитором, но и активным органистом и консультантом производителей органов. В 1596 году Хасслеру вместе с 53 другими органистами была предоставлена возможность осмотреть новый инструмент с 59 остановками в Шлосскирхе в Гронингене. Хасслера постоянно признавали за его опыт в дизайне органов, и его часто приглашали в качестве исследователя новых инструментов. Используя свой обширный органный опыт, Хасслер вошел в мир механического приборостроения и разработал часовой орган, который позже был продан императору Рудольфу II . [ 2 ]
В 1602 году Хасслер вернулся в Нюрнберг , где стал капельмейстером, или директором городской музыки. Там он был назначен Kaiserlicher Hofdiener при дворе Рудольфа II. В 1604 году он взял отпуск и отправился в Ульм, где женился на Кордуле Клаусе. [ 2 ] Четыре года спустя Хасслер переехал в Дрезден , где работал органистом избирательной палаты при курфюрсте Саксонии Кристиане II , а затем и капельмейстером. К этому времени у Хасслера уже развился туберкулез , который унесет его жизнь в июне 1612 года. После его смерти Михаэль Преториус и Генрих Шютц на его место были назначены .
Стиль
[ редактировать ]Хасслер был одним из первых, кто принес инновации венецианского стиля в Альпы. Через свои песни «на манер иностранных мадригалов и канцонет» и « Люстгартен » Хасслер привез в Германию вилланель , канцонетту и танцевальные песни Гастольди и Орацио Векки . Влияние Хасслера как первого великого немецкого композитора, совершившего «итальянское путешествие», стало одной из причин итальянского доминирования над немецкой музыкой и общей тенденции немецких музыкантов заканчивать свое образование в Италии. [ 3 ] Хотя музыканты такого уровня, как Лассус, годами работали в Германии, они представляли старую школу, prima pratica , полностью развитый и изысканный стиль полифонии эпохи Возрождения ; в Италии возникли новые тенденции, которые определили то, что позже было названо эпохой барокко. Такие музыканты, как Хасслер, а позже Шютц, принесли концертный стиль, полихоральную идею и свободное эмоциональное выражение венецианцев в немецкую культуру, создав первое и наиболее важное развитие барокко за пределами Италии.
Хотя Хасслер был протестантом, он написал много месс и руководил музыкой для католических месс в Аугсбурге. [ 4 ] Находясь на службе у Октавиана Фуггера, Хасслер посвятил ему как свои Cantiones Sacrae , так и книгу месс для четырех-восьми голосов. Из-за требований католических покровителей и его собственных протестантских убеждений композиции Хасслера представляли собой умелое сочетание музыкальных стилей обеих религий, что позволяло его композициям функционировать в обоих контекстах. [ 5 ] Таким образом, многие произведения Хасслера могли быть использованы как в Римско-католической церкви , так и в лютеранской . За время своего пребывания в Аугсбурге Хасслер создал только две работы, специально предназначенные для лютеранской церкви. По заказу вольного города Нюрнберга в 1608 году был составлен «Псалмен упрощенный» , посвященный городу. Хасслер также выпустил « Псалмы и христианские слова», mit vier Stimmen auf die Melodeien fugweis komponiert в 1607 году и посвятил его курфюрсту Кристиану II Саксонскому. [ 6 ] Стилистически ранние работы Хасслера отражают влияние Лассуса, а его более поздние работы отмечены впечатлениями, оставленными на него учебой в Италии. Вернувшись из Италии, Хасслер включил полихоральные приемы, текстурные контрасты и случайный хроматизм в свои композиции . Его более поздние мессы характеризовались легкими мелодиями, сочетающимися с изяществом и плавностью танцевальных песен мадригала; создавая таким образом очаровательный священный стиль, который был скорее звучным, чем глубоким. [ 7 ] Его светская музыка — мадригалы , канцонеты и песни среди вокала, а также ричеркары , канцоны , интроиты и токкаты среди инструментальных — демонстрирует многие передовые приемы Габриэлис в Италии, но с несколько более сдержанным характером и всегда внимательным к мастерство и красота звука. Однако наибольший успех Хасслера в сочетании немецкого и итальянского композиционных стилей пришелся на его лидер. [ 8 ] В 1590 году Хасслер выпустил свою первую публикацию, состоящую из двадцати четырех четырехчастных канцонет . Lustgarten neuer teutscher Gesang, Balletti, Galliarden und Intraden , содержащий тридцать девять вокальных и одиннадцать инструментальных пьес, является самым известным сборником песен Хасслера . В рамках этого произведения Хасслер опубликовал танцевальные сборники для четырех, пяти или шести струнных или духовых инструментов с голосом и без континуо. [ 9 ] Он также написал Mein G'müt ist mir verwirret пьесу из пяти частей . Его мелодия позже была объединена с текстом O Haupt voll Blut und Wunden Пауля Герхардта , в каком виде она была использована Бахом в его «Страстях по Матфею» . [ 8 ] Бах также использовал эту мелодию в качестве контрапункта к арии Komm, du süße Todesstunde в Кантате 161 и снова использовал ее в качестве финального хорала в той же кантате.
Вместе со многими своими современниками Хасслер стремился соединить итальянский виртуозный стиль с традиционным стилем, преобладающим в Германии. В хоральном мотете это было достигнуто за счет тщательного басового континуо, а также инструментальных и сольных украшений. [ 10 ] Мотеты Хасслера демонстрируют это сочетание старого и нового, отражая как влияние Лассуса, так и стиль двух четырехчастных хоров Габриэлис. [ 11 ]
Хасслер считается одним из самых выдающихся немецких композиторов всех времен. [ 4 ] Использование им новаторских итальянских техник в сочетании с традиционными, консервативными немецкими техниками позволило его композициям быть свежими, без современного аффективного тона. [ 12 ] Его песни представляли собой сочетание вокальной и инструментальной литературы, в которой континуо не использовалось или предлагалось только как опция. [ 12 ] и его духовная музыка представила итальянские полихоральные структуры, которые позже повлияли на многих композиторов, ведущих к эпохе барокко.
Работает
[ редактировать ]- Песни (Нюрнберг, 1590 г.) [ 8 ]
- Cantiones Sacrae (Аугсбург, 1591 г.), включая мотеты Dixit Maria и Verbum caro factum est
- Мадригалы (Аугсбург, 1596 г.)
- Новое немецкое пение в стиле французских мадригалов и канцонетт (Аугсбург, 1596 г.) [ 8 ]
- Массы (Нюрнберг, 1599 г.)
- Люстгартен Neuer Teutscher Gesäng (Нюрнберг, 1601 г.)
- Священный концерт (Аугсбург, 1601 и 1612 гг.)
- Псалмы и христианские песнопения (Нюрнберг, 1607 г.) [ 13 ]
- Psalmen simpliciter (Нюрнберг, 1608 г.) [ 13 ]
- Кирхенгесенг (Нюрнберг, 1608 г.)
- Венусгартен (Нюрнберг, 1615) (инструментальная музыка)
- Литаней Тойч (Нюрнберг, 1619 г.)
- Trois entrées , [1] прослушайте [2] из: Dances of the Renaissance, Harmonia Mundi: HMA195610 [3] Клеменчика Консорта и Рене Клеменчича.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Гроув 2000 стр.119.
- ^ Jump up to: а б с Гроув 2000 , стр.120.
- ^ Букофзер 1947 , стр.83.
- ^ Jump up to: а б Риз 1959 , стр.687.
- ^ Фишер 2004 , стр.158.
- ^ Блюм 1974 , стр.158.
- ^ Риз 1959 , стр.688.
- ^ Jump up to: а б с д Риз 1959 , стр.711.
- ^ Букофзер 1947 , стр.112.
- ^ Сарджент 1963 , стр.43.
- ^ Сарджент 1963 , стр.27.
- ^ Jump up to: а б Букофзер 1947 , с. 98.
- ^ Jump up to: а б Блюм 1957 , стр.158.
Ссылки
[ редактировать ]- Блюм, Фридрих. Протестантская церковная музыка: история. Нью-Йорк: WW Norton & Company, Inc., 1974.
- Букофзер, Манфред, Музыка эпохи барокко. Нью-Йорк, WW Norton & Co., 1947 год. ISBN 978-0-393-09745-0
- Фишер, Александр Дж. Музыка и религиозная идентичность в контрреформационном Аугсбурге, 1580–1630 гг. Англия: Ashgate Publishing Limited, 2004.
- Гроув, Г. и Стэнли, С. «Ганс Лео Хасслер», в Словаре музыки и музыкантов New Grove, изд. Стэнли Сэди. 20 том. Лондон, Macmillan Publishers Ltd., 1980. ISBN 978-1-56159-174-9
- Риз, Гюстав. Музыка эпохи Возрождения. Нью-Йорк: WW Norton & Company, Inc., 1959. ISBN 978-0-393-09530-2
- Зандбергер, А. Комментарии к биографии Ганса Лео Хасслера и его братьев (Лейпциг, 1905 г.)
- Сарджент, сэр Малкольм, изд. Очерк музыки. Нью-Йорк: Arco Publishing Company, Inc., 1963.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Бесплатные партитуры Ганса Лео Хасслера в Хоровой публичной библиотеке (ChoralWiki)
- Бесплатные партитуры Ганса Лео Хасслера в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур (IMSLP)
- Слушайте бесплатно записи песен Академического хора Умео .
- 1564 рождения
- 1612 смертей
- Композиторы-классики 17 века.
- Немецкие композиторы эпохи Возрождения
- Немецкие композиторы эпохи барокко
- Немецкие композиторы-мужчины-классики
- Немецкие органисты
- Немецкие органисты-мужчины
- Музыканты из Нюрнберга
- Смертность от туберкулеза в 17 веке
- Смертность от туберкулеза в Германии
- Ученики Андреа Габриэли
- Музыканты-мужчины 17 века
- Немецкие композиторы XVII века.