Jump to content

Ганс Лео Хасслер

Ганс Лео Хасслер
с изображением Хасслера Гравюра Доминика Кустоса , 1593 г.
Рожденный
Крещенный 26 октября 1564 г. ( 1564-10-26 )
Умер 8 июня 1612 г. ) ( 1612-06-08 ) ( 47 лет
Занятия
  • Композитор
  • органист

Ганс Лео Хасслер (по- Ганс немецки Лео Хасслер ) (крещен 26 октября 1564 — 8 июня 1612) — немецкий композитор и органист эпохи позднего Возрождения и раннего барокко , старший брат менее известного композитора Якоба Хасслера . Он родился в Нюрнберге и умер во Франкфурте .

Биография

[ редактировать ]

Хасслер родился в Нюрнберге и крестился 26 октября 1564 года, получив первое музыкальное образование от своего отца, органиста Исаака Хасслера . [ 1 ] В 1584 году Хасслер стал первым из многих немецких композиторов того времени, который отправился в Италию, чтобы продолжить обучение; он прибыл в Венецию в период расцвета активности венецианской школы , композиторов, писавших в великолепном полихоральном стиле , который вскоре стал популярен за пределами родного города. Хасслер уже был знаком с некоторыми частями этой музыки, поскольку многочисленные гравюры распространились в Германии благодаря интересу Леонарда Лехнера , который был связан с Орландусом Лассусом в Мюнхене.

Находясь в Венеции, Хасслер подружился с Джованни Габриэли , с которым он в 1600 году сочинил свадебный мотет для Георга Грубера, нюрнбергского купца, жившего в Венеции. Вместе они учились у Андреа Габриэли , дяди Джованни. Под руководством Андреа Хасслер получил уроки композиции и игры на органе. [ 2 ]

После смерти Андреа Габриэли Хасслер вернулся в Германию во второй половине 1585 года, переехав в Аугсбург , где служил органистом Октавиану II Фуггеру , тамошнему дворянину. Аугсбургские годы были для него чрезвычайно творческими; кроме того, в это время он стал широко известен как композитор и органист, хотя его влияние было ограниченным, поскольку он был протестантом в районе, который все еще был сильно католическим .

Хасслер был не только композитором, но и активным органистом и консультантом производителей органов. В 1596 году Хасслеру вместе с 53 другими органистами была предоставлена ​​возможность осмотреть новый инструмент с 59 остановками в Шлосскирхе в Гронингене. Хасслера постоянно признавали за его опыт в дизайне органов, и его часто приглашали в качестве исследователя новых инструментов. Используя свой обширный органный опыт, Хасслер вошел в мир механического приборостроения и разработал часовой орган, который позже был продан императору Рудольфу II . [ 2 ]

В 1602 году Хасслер вернулся в Нюрнберг , где стал капельмейстером, или директором городской музыки. Там он был назначен Kaiserlicher Hofdiener при дворе Рудольфа II. В 1604 году он взял отпуск и отправился в Ульм, где женился на Кордуле Клаусе. [ 2 ] Четыре года спустя Хасслер переехал в Дрезден , где работал органистом избирательной палаты при курфюрсте Саксонии Кристиане II , а затем и капельмейстером. К этому времени у Хасслера уже развился туберкулез , который унесет его жизнь в июне 1612 года. После его смерти Михаэль Преториус и Генрих Шютц на его место были назначены .

Хасслер был одним из первых, кто принес инновации венецианского стиля в Альпы. Через свои песни «на манер иностранных мадригалов и канцонет» и « Люстгартен » Хасслер привез в Германию вилланель , канцонетту и танцевальные песни Гастольди и Орацио Векки . Влияние Хасслера как первого великого немецкого композитора, совершившего «итальянское путешествие», стало одной из причин итальянского доминирования над немецкой музыкой и общей тенденции немецких музыкантов заканчивать свое образование в Италии. [ 3 ] Хотя музыканты такого уровня, как Лассус, годами работали в Германии, они представляли старую школу, prima pratica , полностью развитый и изысканный стиль полифонии эпохи Возрождения ; в Италии возникли новые тенденции, которые определили то, что позже было названо эпохой барокко. Такие музыканты, как Хасслер, а позже Шютц, принесли концертный стиль, полихоральную идею и свободное эмоциональное выражение венецианцев в немецкую культуру, создав первое и наиболее важное развитие барокко за пределами Италии.

Хотя Хасслер был протестантом, он написал много месс и руководил музыкой для католических месс в Аугсбурге. [ 4 ] Находясь на службе у Октавиана Фуггера, Хасслер посвятил ему как свои Cantiones Sacrae , так и книгу месс для четырех-восьми голосов. Из-за требований католических покровителей и его собственных протестантских убеждений композиции Хасслера представляли собой умелое сочетание музыкальных стилей обеих религий, что позволяло его композициям функционировать в обоих контекстах. [ 5 ] Таким образом, многие произведения Хасслера могли быть использованы как в Римско-католической церкви , так и в лютеранской . За время своего пребывания в Аугсбурге Хасслер создал только две работы, специально предназначенные для лютеранской церкви. По заказу вольного города Нюрнберга в 1608 году был составлен «Псалмен упрощенный» , посвященный городу. Хасслер также выпустил « Псалмы и христианские слова», mit vier Stimmen auf die Melodeien fugweis komponiert в 1607 году и посвятил его курфюрсту Кристиану II Саксонскому. [ 6 ] Стилистически ранние работы Хасслера отражают влияние Лассуса, а его более поздние работы отмечены впечатлениями, оставленными на него учебой в Италии. Вернувшись из Италии, Хасслер включил полихоральные приемы, текстурные контрасты и случайный хроматизм в свои композиции . Его более поздние мессы характеризовались легкими мелодиями, сочетающимися с изяществом и плавностью танцевальных песен мадригала; создавая таким образом очаровательный священный стиль, который был скорее звучным, чем глубоким. [ 7 ] Его светская музыка — мадригалы , канцонеты и песни среди вокала, а также ричеркары , канцоны , интроиты и токкаты среди инструментальных — демонстрирует многие передовые приемы Габриэлис в Италии, но с несколько более сдержанным характером и всегда внимательным к мастерство и красота звука. Однако наибольший успех Хасслера в сочетании немецкого и итальянского композиционных стилей пришелся на его лидер. [ 8 ] В 1590 году Хасслер выпустил свою первую публикацию, состоящую из двадцати четырех четырехчастных канцонет . Lustgarten neuer teutscher Gesang, Balletti, Galliarden und Intraden , содержащий тридцать девять вокальных и одиннадцать инструментальных пьес, является самым известным сборником песен Хасслера . В рамках этого произведения Хасслер опубликовал танцевальные сборники для четырех, пяти или шести струнных или духовых инструментов с голосом и без континуо. [ 9 ] Он также написал Mein G'müt ist mir verwirret пьесу из пяти частей . Его мелодия позже была объединена с текстом O Haupt voll Blut und Wunden Пауля Герхардта , в каком виде она была использована Бахом в его «Страстях по Матфею» . [ 8 ] Бах также использовал эту мелодию в качестве контрапункта к арии Komm, du süße Todesstunde в Кантате 161 и снова использовал ее в качестве финального хорала в той же кантате.

Вместе со многими своими современниками Хасслер стремился соединить итальянский виртуозный стиль с традиционным стилем, преобладающим в Германии. В хоральном мотете это было достигнуто за счет тщательного басового континуо, а также инструментальных и сольных украшений. [ 10 ] Мотеты Хасслера демонстрируют это сочетание старого и нового, отражая как влияние Лассуса, так и стиль двух четырехчастных хоров Габриэлис. [ 11 ]

Хасслер считается одним из самых выдающихся немецких композиторов всех времен. [ 4 ] Использование им новаторских итальянских техник в сочетании с традиционными, консервативными немецкими техниками позволило его композициям быть свежими, без современного аффективного тона. [ 12 ] Его песни представляли собой сочетание вокальной и инструментальной литературы, в которой континуо не использовалось или предлагалось только как опция. [ 12 ] и его духовная музыка представила итальянские полихоральные структуры, которые позже повлияли на многих композиторов, ведущих к эпохе барокко.

Работает

[ редактировать ]
  • Песни (Нюрнберг, 1590 г.) [ 8 ]
  • Cantiones Sacrae (Аугсбург, 1591 г.), включая мотеты Dixit Maria и Verbum caro factum est
  • Мадригалы (Аугсбург, 1596 г.)
  • Новое немецкое пение в стиле французских мадригалов и канцонетт (Аугсбург, 1596 г.) [ 8 ]
  • Массы (Нюрнберг, 1599 г.)
  • Люстгартен Neuer Teutscher Gesäng (Нюрнберг, 1601 г.)
  • Священный концерт (Аугсбург, 1601 и 1612 гг.)
  • Псалмы и христианские песнопения (Нюрнберг, 1607 г.) [ 13 ]
  • Psalmen simpliciter (Нюрнберг, 1608 г.) [ 13 ]
  • Кирхенгесенг (Нюрнберг, 1608 г.)
  • Венусгартен (Нюрнберг, 1615) (инструментальная музыка)
  • Литаней Тойч (Нюрнберг, 1619 г.)
  • Trois entrées , [1] прослушайте [2] из: Dances of the Renaissance, Harmonia Mundi: HMA195610 [3] Клеменчика Консорта и Рене Клеменчича.

Примечания

[ редактировать ]
  • Блюм, Фридрих. Протестантская церковная музыка: история. Нью-Йорк: WW Norton & Company, Inc., 1974.
  • Букофзер, Манфред, Музыка эпохи барокко. Нью-Йорк, WW Norton & Co., 1947 год. ISBN   978-0-393-09745-0
  • Фишер, Александр Дж. Музыка и религиозная идентичность в контрреформационном Аугсбурге, 1580–1630 гг. Англия: Ashgate Publishing Limited, 2004.
  • Гроув, Г. и Стэнли, С. «Ганс Лео Хасслер», в Словаре музыки и музыкантов New Grove, изд. Стэнли Сэди. 20 том. Лондон, Macmillan Publishers Ltd., 1980. ISBN   978-1-56159-174-9
  • Риз, Гюстав. Музыка эпохи Возрождения. Нью-Йорк: WW Norton & Company, Inc., 1959. ISBN   978-0-393-09530-2
  • Зандбергер, А. Комментарии к биографии Ганса Лео Хасслера и его братьев (Лейпциг, 1905 г.)
  • Сарджент, сэр Малкольм, изд. Очерк музыки. Нью-Йорк: Arco Publishing Company, Inc., 1963.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 847095e8f5b8d7eb632f72d0c87bfc5a__1716465960
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/84/5a/847095e8f5b8d7eb632f72d0c87bfc5a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Hans Leo Hassler - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)