Приди, сладкий смертный час , BWV 161
Приди, сладкий час смерти | |
---|---|
БВВ 161 | |
Церковная кантата Иоганна Себастьяна Баха | |
![]() Рукопись BWV 161 с подзаголовком и динамическими пометками, добавленными Бахом. | |
Повод | |
Текст кантаты | Саломон Франк |
Хорал | « От всей души желает меня » Кристоф Нолл |
Выполненный | 27 сентября 1716 г. Веймар . : |
Движения | 6 |
Вокал | |
Инструментальный |
|
Иоганн Себастьян Бах сочинил церковную кантату Приди, сладкий смертный час, [ 1 ] BWV 161 , в Веймаре в 16-е воскресенье после Троицы , вероятно, впервые исполнено 27 сентября 1716 года.
Бах начал регулярно сочинять кантаты два года назад, когда его повысили до концертмейстера при Веймарском дворе, и он писал одну кантату в месяц для исполнения в Шлосскирхе , придворной капелле герцогского замка . Текст Komm, du süße Todesstunde и большинства других кантат, написанных в Веймаре, был предоставлен придворным поэтом Саломоном Франком . В основу его он положил предписанное евангельское чтение о юноше из Наина . Его текст размышляет о стремлении к смерти, рассматриваемой как переход к жизни, объединенной с Иисусом. Текст включает в качестве заключительного хорала четвертую строфу гимна Herzlich tut mich « verlangen » Кристофа Кнолля .
Кантата в шести частях открывается последовательностью чередующихся арий и речитативов, ведущих к припеву и заключительному хоралу. Хоральная мелодия, известная как « O Haupt voll Blut und Wunden », появляется в первой части, исполняемой органом, и из нее вытекают музыкальные мотивы арий, обеспечивающие общее формальное единство композиции. Бах написал произведение для двух вокальных партий ( альта и тенора ), четырехголосного хора и камерного ансамбля в стиле барокко, состоящего из блокфлейт, струнных и континуо. В альтовом речитативе (часть 4) в сопровождении всех инструментов Бах создает образы сна, пробуждения и похоронных колоколов, причем последних в блокфлейтех и пиццикато струнных. Бах расширил заключительные такты речитатива ( «so schlage doch» ) до полноразмерной арии для тенора ( Ach, schlage doch bald, selge Stunde ) в кантате Christus, der ist mein Leben , BWV 95 , которую он сочинил в 1723 году. в Лейпциге .
Хотя либретто было опубликовано в сборнике в 1715 году, Бах, вероятно, не исполнял его до 27 сентября 1716 года из-за шестимесячного публичного траура в Веймарском герцогстве с августа 1715 года. Бах возродил кантату, когда он был Томаскантором в Лейпциге, но не за его циклы кантат , в которые вошли три новых произведения к 16-му воскресенью после Троицы. Он исполнил Komm, du süße Todesstunde с небольшими изменениями между 1737 и 1746 годами. Он также приурочил ее к Очищению , празднику на аналогичную тему.
Фон
[ редактировать ]
Родившийся в 1685 году, Бах заслужил репутацию выдающегося органиста еще в подростковом возрасте. Он переехал в Веймар в 1708 году, чтобы занять должность придворного органиста герцогов Вильгельма Эрнста и Эрнста Августа Саксен -Веймарских . Он уже начал сочинять кантаты на своих предыдущих должностях в Арнштадте и Мюльхаузене , и причинами его переезда было разочарование в стандартах пения в церквях, где он работал. 2 марта 1714 года он был назначен концертмейстером Веймарской придворной капеллы. На этой должности он взял на себя основную ответственность за сочинение новых произведений. В частности, ему было поручено предоставлять кантаты для Шлосскирхе ежемесячно (дворцовой церкви), что привело бы к полному годовому циклу литургического года в течение четырех лет. Хотя Бах до своего продвижения по службе сочинял вокальную музыку только для особых случаев, возможность регулярно сочинять и исполнять новые произведения привела к созданию программы, в которую Бах «отдался всем сердцем», как выразился баховед. Кристоф Вольф отмечает. [ 2 ]
Кантаты 1716 года
[ редактировать ]В кантатах, впервые исполненных, вероятно, в 1716 году, использовались тексты веймарского придворного поэта Саломона Франка , опубликованные в его сборниках Evangelisches Andachts-Opffer (1715) и Evangelische Sonn- und Festtages-Andachten (1717). [ 3 ] От этого периода сохранилось меньше кантат, чем от предыдущих лет; возможно, некоторые из них были утеряны, а, возможно, некоторые предложенные кантаты так и не были написаны, что отражает потерю интереса Баха. [ 4 ]
С начала литургического года в первое воскресенье Адвента Бах много сочинял. Он писал произведения три воскресенья подряд в Адвенте, что, вероятно, было вызвано смертью капельмейстера Иоганна Самуэля Дрезе 1 декабря 1716 года. [ 3 ] Когда надежда Баха стать преемником Дрезе не оправдалась, он перестал сочинять кантаты для веймарского двора. [ 5 ]
эти произведения были исполнены Бахом в качестве концертмейстера в 1716 году : По словам Вольфа и Альфреда Дюрра , знатока кантат Баха, [ 3 ] [ 6 ]
Дата | Повод | БВВ | Это начинается | Источник текста |
---|---|---|---|---|
19 января 1716 г. | 2-е воскресенье после Крещения | 155 | Боже мой, как долго, ох долго | Франк 1715 г. |
27 сентября 1716 г. | 16-е воскресенье после Троицы | 161 | Приди, сладкий час смерти | Франк 1715 г. |
25 октября 1716 г. | 20-е воскресенье после Троицы | 162 | Ой! Теперь я вижу, что иду на свадьбу | Франк 1715 г. |
6 декабря 1716 г. | 2-е воскресенье Адвента | 70а | Смотреть! наживка! наживка! смотреть! | Франк 1717 г. |
13 декабря 1716 г. | 3-е воскресенье Адвента | 186а | Не гневайся, душа | Франк 1717 г. |
20 декабря 1716 г. ? | 4-е воскресенье Адвента | 147а | Сердце и уста, дело и жизнь | Франк 1717 г. |
Чтения и текст
[ редактировать ]Бах написал Komm, du süße Todesstunde к 16-му воскресенью после Троицы . Предписанными чтениями для этого воскресенья были Послание к Ефесянам об укреплении веры в собрании Ефеса ( Ефесянам 3:13–21 ) и Евангелие от Луки о воскрешении из мертвых юноши. из Наина ( Лк. 7:11–17 ). [ 7 ] Во времена Баха эта история указывала на воскрешение мертвых, выраженное в словах желания поскорее умереть. [ 8 ] [ 9 ]
Текст Франка был опубликован в Evangelisches Andachts-Opffer в 1715 году. В качестве заключительного хорала он включил четвертую строфу гимна « Herzlich tut mich verlangen » (1611) Кристофа Кнолля . [ 10 ] Франк написал либретто, полное библейских отсылок, в том числе (в первой части ) «питание медом изо рта льва», основанное на Судей 14:5–9 . [ 11 ] Дюрр резюмирует, что Франк написал «глубоко прочувствованное личное признание тоски по Иисусу». [ 11 ] Исследователь Баха Ричард Д.П. Джонс отмечает, что эта кантата является «одной из наиболее вдохновленных из всех веймарских кантат Баха», и рассматривает текст как часть вдохновения с его «мистическим стремлением к единению со Христом». [ 12 ]
Спектакли
[ редактировать ]
Бах вел первое представление, но его дата обсуждается. Первоначально Дюрр пришел к выводу (в первом издании своей книги «Кантатен фон Иоганна Себастьяна Баха» в 1971 году), что кантата была впервые исполнена 6 октября 1715 года: [ 10 ] но эта дата пришлась на период общественного траура в Веймаре. В августе 1715 года умер брат герцога Эрнста Августа, которому было всего 18 лет, и герцог объявил шестимесячный траур в Веймарском герцогстве . Исполнение кантат возобновилось раньше, в 21-е воскресенье после Троицы 10 ноября 1715 года. [ 14 ] Теперь первым исполнением произведения принято считать то же самое событие в следующем году, когда 16-е воскресенье после Троицы выпало на 27 сентября 1716 года. [ 15 ] Вольф, издатель Carus-Verlag , [ 16 ] и Дюрра в переработанном и переведенном издании 2006 г. [ 11 ] Ричард Д.П. Джонс в своей книге «Творческое развитие Иоганна Себастьяна Баха » отмечает , что «технические новинки» также позволяют предположить, что кантата была написана в 1716 году, согласно недавнему исследованию. [ 12 ]
В 1723 году, в свой первый год работы Томаскантором в Лейпциге, Бах сочинил новую кантату на 16-е воскресенье после Троицы, Christus, der ist mein Leben , BWV 95 . Год спустя он написал хоральную кантату для своего второго цикла кантат « Дорогой Боже, когда я умру?» BWV 8 , и для своего третьего цикла кантат он сочинил Кто знает, как близок мне мой конец? БВВ 27 . Он возродил «Комм, сладкий час смерти» в Лейпциге, но только позже, в версии, датированной где-то между 1737 и 1746 годами, с небольшими изменениями в счете. [ 17 ] Он даже исполнил ее по другому литургическому случаю — в праздник Очищения Марии 2 февраля. [ 18 ] Предписанные чтения для Очищения включали Nunc песнь Симеона . dimittis ( Лк. 2:22–32 ), строка которой «ныне отпусти раба Твоего с миром» имеет аналогичную тему [ 19 ]
Музыка
[ редактировать ]Структура и оценка
[ редактировать ]Кантата состоит из шести частей: серия чередующихся арий и речитативов приводит к припеву и заключительному хоралу. [ 19 ] Как и несколько других кантат на слова Франка, она написана для небольшого ансамбля: солист- альт (А), солист- тенор (Т), четырехголосный хор и камерный ансамбль в стиле барокко из двух блокфлейт (Fl), двух скрипок. (Vl), альт (Va), орган (Org) и бассо континуо (Bc). [ 18 ] На титульном листе написано просто: «Auf den sechzenden Sontag nach Trintatis» (В шестнадцатое воскресенье после Троицы). Продолжительность указана как 19 минут. [ 1 ]
Одним из структурных элементов является предвкушение заключительного хорала в первой части, где мелодия хорала используется как cantus Firmus . Бах также использовал этот подход для объединения структуры в двух других веймарских кантатах, Alles, было von Gott geboren , BWV 80a , и Barmherziges Herze der ewigen Liebe , BWV 185 . Позже он широко использовал сопоставление хорального cantus Firmus с вокальной музыкой в своих «Страстях по Матфею» , как во вступительном припеве , так и в заключительной части I части . [ 20 ] Использование блокфлейт в «Komm, du Sweet Deathhour» напоминает раннюю кантату Actus трагический , Gottes Zeit ist die allerbeste Zeit , BWV 106 . [ 7 ]
При исполнении кантаты в Лейпциге первый куплет хорала, вероятно, исполнялся сопрано вместо использования инструментального исполнения мелодии хорала в первой арии. [ 21 ] Кантата была переложена с до мажор на ми-бемоль мажор в Лейпциге. [ 1 ] где записывающие устройства могли быть заменены поперечными канавками . [ 7 ]
В следующей таблице механизмов партитура и тональности указаны для версии, исполненной в Веймаре в 1716 году. Тональности и тактовые размеры взяты у Дюрра с использованием символа C для обозначения общего времени (4/4). [ 18 ] [ 22 ] Инструменты показаны отдельно для духовых и струнных, а континуо, играющее повсюду, не показано.
Нет. | Заголовок | Текст | Тип | Вокал | Ветры | Струны | Другой | Ключ | Время |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | Приди, сладкий час смерти | Франк | Воздух | А | 2эт. | орг. | До мажор | ![]() | |
2 | Мир, твоя похоть - это бремя | Франк | Речитатив | Т | 3/4 | ||||
3 | Моё желание — обнять Спасителя | Франк | Воздух | Т | 2Вл А | Несовершеннолетний | ![]() | ||
4 | Вывод уже сделан | Франк | Речитатив | А | 2эт. | 2Вл А | ![]() | ||
5 | Если это воля моего Бога | Франк | Хор | САТБ | 2эт. | 2Вл А | До мажор | 3/8 | |
6 | Тело находится в земле | Нолл | Хорал | САТБ | 2эт ( оббл. ) | 2Вл А | Несовершеннолетний | ![]()
|
Движения
[ редактировать ]Фригийский . хорал, хорошо известный как мелодия « O Haupt voll Blut und Wunden », составляет музыкальную тему кантаты, появляясь в первой части как в своей первоначальной форме, так и в альтовой линии, полученной из нее Темы двух других арий взяты из одной и той же мелодии, обеспечивая формальное единство. [ 19 ] Баха Одна и та же мелодия пять раз появляется в хорале «Страстей по Матфею» . [ 21 ]
1
[ редактировать ]Вступительная ария для альта « Komm, du süße Todesstunde » («Приди, о сладкий час смерти»). [ 23 ] или «Приди, сладкий час разлуки» [ 24 ] ) в сопровождении магнитофонов. Они движутся в ритурнели параллельными терциями и секстами. [ 12 ] Орган служит не только басовым инструментом, но и создает хоральную мелодию. [ 21 ] В Веймаре Бах, похоже, ожидал, что прихожане будут знать слова первой строфы гимна Кнолля.
я горячо этого желаю
После счастливого конца,
Потому что я окружен здесь
С скорбями и страданиями.
мне хочется уйти
Из этого злого мира,
Я жажду небесных радостей,
О Иисус, приди скорее!
Я жажду от всего сердца
ради мирного конца,
поскольку здесь я окружен
от печали и несчастья.
Я хочу уйти
из этого злого мира,
Я жажду небесных радостей,
О Иисус, приди скорее! [ 23 ]
Джонс указывает, что твердая кантус органа кажется «объективной». [ 12 ] в отличие от субъективного «проявления личного чувства» [ 12 ] голоса и сложности других частей. [ 12 ]
На более позднем выступлении в Лейпциге сопрано спело строфу под орган. [ 21 ]
2
[ редактировать ]Теноровый речитатив « Welt, deine Lust ist Last » (Мир, твое удовольствие — бремя), [ 23 ] начинается как секко-речитатив , но заканчивается ариозо , поскольку эти слова перефразируют библейский стих из Филиппийцам 1:23 : « Желаю отойти и быть со Христом » до «Желаю вскоре пиршествовать со Христом. Желаю» отойти от этот мир» (желаю скорее пастись со Христом. Желаю уйти из этого мира). [ 23 ] Дюрр отмечает, что развитие от секко к ариозо часто встречается в ранних кантатах Баха, и здесь он особенно мотивирован подчеркнуть библейский парафраз. [ 25 ]
3
[ редактировать ]Ария для тенора « Жажду я обнять Спасителя » (Тоска моя то есть обнять моего Спасителя), [ 23 ] это первое движение со струнами, добавляющее глубины эмоциональному выражению. [ 21 ] Оно возвращается к надежде на единение с Иисусом первой части, выраженной взволнованно, с синкопиями «тоски» и плавными мотивами «объятия». Средняя часть в основном сопровождается только континуо, но иногда прерывается струнными, играющими мотивы «тоски». [ 25 ]
4
[ редактировать ]Альтовый речитатив « Конец уже наступил». [ 23 ] сопровождается всеми инструментами, создавая образы сна (в движении вниз, заканчивающегося длинными нотами), пробуждения (в быстром движении вверх), похоронных колоколов в блокфлейте и пиццикато струнных. [ 9 ] Музыковед Тадаси Исояма отмечает: «В этой части ожидание смерти как бы реализуется, а альтовая декламация, приветствующая смерть и звон погребальных колоколов, наполнена пафосом, доходящим почти до одержимости». [ 21 ]
5
[ редактировать ]Первая хоровая часть 5, « Wenn es meines Gottes Wille » (Если на то будет воля моего Бога), [ 23 ] отмечена арией Франка. Бах установил его на четыре части, используя песенную гомофонию . Вольф сравнивает этот стиль с тюрингскими мотетами около 1700 года. [ 19 ] Первая часть не повторяется da capo , в соответствии с последними словами « Dieses sei mein letztes Wort » (Пусть это будет мое последнее слово). [ 23 ] Хотя текстовое да капо невозможно, Бах сочинил музыкальное да капо, придав части структуру ABB'A'. [ 25 ] Дюрр отмечает, что Арнольд Шеринг «привлек внимание к возрастающему восторгу». [ 25 ]
6
[ редактировать ]Заключительный хорал « Der Leib zwar in der Erden » (Тело действительно в земле), [ 23 ] освещается пятой частью двух блокфлейт, играющих в унисон живой контрапункт . [ 20 ]
Тело находится в земле
Черви их едят,
Но воскреснет,
Прекрасно преображенный Христом,
Будет сиять, как солнце
И жить без трудностей
В небесной радости и блаженстве.
Какой вред причинит мне смерть?
Тело, действительно, в земле
будет съедено червями,
но оно воскреснет,
прекрасно преобразившийся через Христа,
оно будет сиять, как солнце
и жить без горя
в небесной радости и восторге.
Какой тогда вред может мне причинить смерть? [ 23 ]
«Парящий дискант» магнитофонов интерпретировался как «создание образа преображенной плоти». [ 8 ]
Краткое содержание
[ редактировать ]Вольф резюмирует: «Кантата 161 — одно из самых тонких и драгоценных произведений Баха за годы, проведенные в Веймаре. Написание до десяти частей необычайно тонкое. ... Блокфлейты в немалой степени способствуют одухотворенным эмоциям и положительные чувства, связанные с «сладким смертным часом » ». [ 19 ] Джонс пишет: «Прибытие Баха в полную зрелость примерно к середине его Веймарского периода (1713–1717 гг.) Засвидетельствовано стилистической и технической уверенностью, а также неизменно высоким уровнем его письма того времени». [ 26 ] Он считает кантату одной из нескольких, достигших непревзойденного уровня мастерства в последующие годы, наряду с Orgelbüchlein и кантатой Ich Hatte Viel Bekümmernis , BWV 21 и другими. [ 26 ]
Публикация
[ редактировать ]Кантата была отредактирована Францем Вюлльнером для Bach Gesellschaft Ausgabe , первого полного издания произведений Баха, в томе, опубликованном в 1887 году. В Новом издании Баха (Neue Bach-Ausgabe, NBA) были опубликованы партитуры как Веймарского, так и Лейпцигского оркестров. версия 1982 года под редакцией Хельмута Остхоффа , с критическим комментарием, следующим в 1984. [ 15 ] [ 17 ]
Более поздние выступления
[ редактировать ]Джон Элиот Гардинер дважды исполнил кантату в 2000 году Баха в рамках « Паломничества кантаты Баха» с хором Монтеверди. Одно выступление состоялось в годовщину смерти Баха, 28 июля, в аббатстве Иона , а другое — в 16-е воскресенье после Троицы (8 октября) в церкви монастыря Сан-Домингос-де-Бонаваль в Сантьяго-де-Компостела . [ 9 ]
Записи
[ редактировать ]Записи таблицы взяты из подборки на сайте Bach-Cantatas. [ 27 ] хоры с одним голосом в партии ( ОВПП ) и ансамбли, играющие на старинных инструментах в исторически обоснованных исполнениях Зеленым фоном отмечены .
Заголовок | Дирижер/Хор/Оркестр | Солисты | Этикетка | Год | Тип хора | Орх. тип |
---|---|---|---|---|---|---|
И.С. Бах: Кантаты BWV 52 и BWV 161 | Феликс Прохаска Хор Гильдии Баха Оркестр Гильдии Баха | Гильдия Баха | 1952 | |||
И.С. Бах: Кантаты BWV 52 и BWV 161 | Хайнц Маркус Гетше Мангеймский баховский хор Гейдельбергский камерный оркестр | Записи Орикса | 1964 | |||
И.С. Бах: Кантаты · Кантаты №89, №90, №161 | Яап Шредер Монтеверди-Шор Концерт Амстердам | Телефункен | 1965 | |||
Кантата Баха Том 50. | Хельмут Риллинг Франкфуртский хор Бах-коллегия Штутгарта | Хэнсслер | 1976 | |||
И.С. Бах: Кантатное произведение – Священные кантаты Том 8. | Густав Леонхардт Хор мальчиков Тёльцер Музыкальный концерт в Вене | Тельдек | 1986 | Период | ||
И.С. Бах: Полное собрание кантат, том. 3 | Тон Купман Амстердамский барочный оркестр и хор | Антуан Маршан | 1995 | Период | ||
И.С. Бах: Кантаты Том. 5 – БВВ 18, 143, 152, 155, 161 | Масааки Сузуки Коллегия Баха в Японии | ДО | 1997 | Период | ||
Кантаты Баха Том 28: Альтенбург/Уорик | Джон Элиот Гардинер Хор Монтеверди Солисты английского барокко | Слава одному Богу | 2000 | Период | ||
И.С. Бах: Похоронные кантаты | Филипп Пьерло Исследовательский консорциум | Рапидшер | 2009 | ОВПП | Период | |
И.С. Бах: Кантата BWV 161 «Приди, сладкий час смерти» | Рудольф Лутц Хор Фонда И.С. Баха Оркестр Фонда И.С. Баха | Галлус Медиа | 2009 | Период |
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Дюрр 2006 , с. 542.
- ^ Вольф 2002 , с. 156.
- ^ Jump up to: а б с Вольф 2002 , с. 162.
- ^ Вольф 2002 , с. 167.
- ^ Дюрр 2006 , с. 15.
- ^ Дюрр 2006 , с. 14.
- ^ Jump up to: а б с Дюрр 2006 , с. 545.
- ^ Jump up to: а б Исояма 1997 , с. 5.
- ^ Jump up to: а б с Гардинер 2006 .
- ^ Jump up to: а б Дюрр 1971 , с. 448.
- ^ Jump up to: а б с Дюрр 2006 , с. 544.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Джонс 2007 , с. 281.
- ^ Тау, Тери Ноэль. «Портрет в Эрфурте, предположительно изображающий Баха, веймарского концертмейстера» . Лицо Баха . Архивировано из оригинала 16 июля 2011 года . Проверено 28 апреля 2014 г.
- ^ Вольф 2002 , с. 177.
- ^ Jump up to: а б Бах цифровой 1 2016 .
- ^ Дорогой 2010 год .
- ^ Jump up to: а б Бах цифровой 2 2016 .
- ^ Jump up to: а б с Бишоп 2010 .
- ^ Jump up to: а б с д и Вольф 1995 , с. 23.
- ^ Jump up to: а б Дюрр 2006 , стр. 545–546.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Исояма 1997 , с. 7.
- ^ Дюрр 2006 , стр. 542–544.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Брокер 2012г .
- ^ Брейткопф 2016 .
- ^ Jump up to: а б с д Дюрр 2006 , с. 546.
- ^ Jump up to: а б Джонс 2007 , с. 309.
- ^ Проблемы 2015 года .
Библиография
[ редактировать ]Общий
- Приди, сладкий час смерти, BWV 161 : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур.
- «Komm, du süße Todesstunde (1-я версия) BWV 161; BC A 135a / Священная кантата (16-е воскресенье после Троицы)» . Bach Digital , управляемый Bach Archive , SLUB , SBB и Лейпцигским университетом . 2016 . Проверено 15 июня 2016 г.
- «Komm, du süße Todesstunde (2-я версия) BWV 161; BC A 135b / Священная кантата (16-е воскресенье после Троицы)» . Бах Цифровой. 2016 . Проверено 15 июня 2016 г.
Книги
- Дюрр, Альфред (1971). Кантаты Иоганна Себастьяна Баха (на немецком языке) (4-е изд.). Немецкое издательство в мягкой обложке. ISBN 978-3-423-04080-8 .
- Дюрр, Альфред (2006). Кантаты И.С. Баха: с их либретто в немецко-английском параллельном тексте . Перевод Ричарда Д. П. Джонса . Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-19-929776-4 .
- Джонс, Ричард Д.П. (2007). Творческое развитие Иоганна Себастьяна Баха, Том I: 1695–1717: Музыка для услаждения духа . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-816440-1 .
- Вольф, Кристоф (2002). Иоганн Себастьян Бах: ученый музыкант . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-393-32256-9 .
Интернет-источники
Полные записи кантат Баха сопровождаются примечаниями музыкантов и музыковедов; Гардинер прокомментировал свою кантату «Паломничество» Баха , Исояма написал для Масааки Судзуки , а Вольф — для Тона Купмана .
- Бишоп, Уолтер Ф. (2010). «Приди, сладкий смертный час» . Университет Альберты . Проверено 15 сентября 2010 г.
- Деллал, Памела (2012). «BWV 161 – Приди, сладкий смертный час» . ЭммануэльМузыка . Проверено 7 сентября 2022 г.
- Гардинер, Джон Элиот (2006). Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) / Кантаты № 8, 27, 51, 95, 99, 100, 138 и 161 (примечания СМИ). Соли Део Глория (на Hyperion Records сайте ) . Проверено 7 сентября 2018 г.
- Исояма, Тадаши (1997). «BWV 161: Приди, сладкий смертный час» (PDF) . Кантаты Баха . Проверено 12 сентября 2015 г.
- Орон, Арье (2015). «Кантата BWV 161 Приди, сладкий час смерти» . Сайт кантат Баха . Проверено 12 сентября 2015 г.
- Вольф, Кристоф (1995). «Приди, сладкий смертный час, BWV 161» (PDF) . Сайт кантат Баха . Проверено 12 сентября 2015 г.
- «Иоганн Себастьян Бах: Приди, сладкий смертный час» . Издательство Карус . Проверено 15 сентября 2010 г.
- «Кантата BWV 161 Приди, благословенный час разлуки» . Брейткопф . Проверено 19 июня 2016 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Гроб, Йохен (2014). «BWV 161 / BC A 135a» (на немецком языке). s-line.de. Архивировано из оригинала 30 июня 2016 г. Проверено 30 августа 2015 г.
- Костер, Ян (2011). «Веймар 1708–1717» . Let.rug.nl. Архивировано из оригинала 28 марта 2014 года . Проверено 16 декабря 2011 г.
- Минчем, Джулиан (2010). «Глава 69 BWV 161 Приди, сладкий смертный грех / Приди, сладкий смертный час» . jsbachcantatas.com . Проверено 7 сентября 2022 г.
- «BWV 161 Приди, сладкий час смерти» . Университет Вермонта . 2016 . Проверено 15 июня 2016 г.
- Люк Дан: BWV 161.6 bach-chorales.com