Господь — мой верный пастырь , BWV 112.
Господь — мой верный пастырь | |
---|---|
БВВ 112 | |
Хоральная кантата И.С. Баха | |
![]() | |
Повод | Второе воскресенье после Пасхи |
Хорал | « Господь — мой верный пастырь » Вольфганг Мейслин |
Выполненный | 8 апреля 1731 г. Лейпциг. : |
Движения | 5 |
Вокал | Хор SATB и соло |
Инструментальный |
|
Господь — мой верный Пастырь , [ 1 ] BWV 112 — кантата Иоганна Себастьяна Баха , церковная кантата во второе воскресенье после Пасхи . Бах сочинил хоральную кантату в Лейпциге и впервые исполнил ее 8 апреля 1731 года. Она основана на гимне Вольфганга Мейслина , парафразе 23-го псалма , написанного в 1530 году, исполненном на мелодию Николауса Деция .
Бах, Томаскантор в Лейпциге с мая 1723 года, сочинил эту кантату, чтобы завершить свой второй кантатный цикл хоральных кантат, начатый в 1724 году. Он использовал текст гимна без изменений, который отражает псалом и Иисуса как Доброго пастыря . Бах структурировал произведение в пять частей . Внешние хоральные части представляют собой хоральную фантазию и четырехчастный заключительный хорал, оба на мелодию гимна. Бах определил внутренние строфы как арию – речитатив – арию, с музыкой, не связанной с мелодией гимна. Он написал кантату для четырех вокальных солистов, четырехголосного хора и инструментального ансамбля в стиле барокко, состоящего из двух валторн, двух гобоев д'амур, струнных и континуо. Исследователи Баха сходятся во мнении, что духовые инструменты, обычно предназначенные для праздничных дней, могли произойти из более ранней хоральной фантазии на ту же мелодию, что и текст немецкой « Глории» .
История и слова
[ редактировать ]На втором году работы Томаскантором в Лейпциге Бах сочинял хоральные кантаты между первым воскресеньем после Троицы 1724 года и Вербным воскресеньем 1725 года, но на Пасху он вернулся к кантатам на более разнообразные тексты. [ 2 ] Он еще не сочинил хоральную кантату по случаю Misericordias Domini , во второе воскресенье после Пасхи . Предписанные чтения для этого воскресенья были из Первого послания Петра (Христос как образец – 1 Петра 2:21–25 ) и из Евангелия от Иоанна ( Пастырь Добрый – Иоанн 10:11–16 ). [ 3 ]
В цикле 1724/25 текст внутренних строф гимна был перефразирован современным поэтом, с которым сотрудничал Бах. Однако в этой кантате Бах использовал текст гимна без изменений: гимн 1530 года из пяти строф, написанный Вольфгангом Мейслином как парафраз 23-го псалма . [ 4 ] Гимн поется на мелодию « Allein Gott in der Höh sei Ehr », немецкой «Глории », Николауса Деция (1522). [ 5 ] [ 6 ] Гимн Меусина отличается от гимна Корнелиуса Беккера с той же первой строкой , но исполнен на ту же мелодию, которую Бах использовал в двух других своих кантатах по тому же случаю: Du Hirte Israel, höre, BWV 104 и Ich bin ein Guter. Хирт , BWV 85 . [ 7 ] Тема гимна «Господь как добрый пастырь» традиционно использовалась в отношении Иисуса и, таким образом, связана с Евангелием. [ 2 ] [ 3 ] [ 6 ]
Бах впервые исполнил кантату в Николаикирхе 8 апреля 1731 года. [ 6 ]
Музыка
[ редактировать ]Структура и оценка
[ редактировать ]Бах структурировал кантату в пять частей . Текст и мелодия гимна сохранены во внешних хоровых частях, хоральной фантазии и четырехчастном заключительном хорале, которые обрамляют чередующиеся арии и речитатив . Бах написал произведение для четырех вокальных солистов ( сопрано , альт , тенор , бас ), четырехголосного хора и барочного инструментального ансамбля из двух валторн (Со), двух гобоев д'амур (Оа), двух скрипок (Вл), альт (Ва) и бассо континуо . [ 8 ]
В следующей таблице движений счет соответствует Neue Bach-Ausgabe . [ 8 ] Тональность и размеры взяты у Альфреда Дюрра с использованием символа общего времени ( 4
4 ). [ 3 ] Континуо, играющее повсюду, не показано.
Нет. | Заголовок | Текст | Тип | Вокал | Ветры | Струны | Ключ | Время |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | Господь — мой верный пастырь | Мюслин | Хоральная фантазия | САТБ | 2Co 2Oa | 2Вл А | соль мажор | ![]() |
2 | Он направляет меня к чистой воде | Мюслин | Воздух | А | Ой | 6 8 | ||
3 | И иду ли я по темной долине | Мюслин | Речитатив | Б | 2Вл А | ![]() | ||
4 | Ты приготовь мне стол | Мюслин | Ария (Дуэт) | СТ | 2Вл А | ре мажор | ![]() | |
5 | Доброта и милосердие | Мюслин | Хорал | САТБ | 2Co 2Oa | 2Вл А | соль мажор | ![]() |
Движения
[ редактировать ]Во вступительном припеве, хоральной фантазии , мелодия немецкой Глории « Allein Gott in der Höh sei Ehr » вложена в оркестровый концерт. Часть начинается с призывов, заимствованных из мелодии хорала, сыгранной на двух валторнах, что приводит к свободному концерту с участием струнных и гобоев. Cantus Firmus исполняется сопрано длинными нотами, а нижние голоса подражают. [ 9 ] Джон Элиот Гардинер сравнивает это движение с вступлениями двух предыдущих кантат по одному и тому же случаю: «Наличие двух рогов… раскрывает гораздо более царственный портрет Доброго Пастыря, чем мы встречали ранее». [ 7 ] И Альфред Дюрр , и Клаус Хофманн предполагают, что музыка изначально была написана не для этого пасторального текста, а ранее для « Глории» . [ 3 ] [ 6 ] Бах сочинил другую хоральную фантазию на ту же мелодию в « On Christ's Ascension Alone» , BWV 128 , с аналогичными инструментами. [ 10 ]
Внутренние три части цитируют текст гимна без изменений, но их музыка не связана с мелодией гимна. альта Арию сопровождает гобой облигато . Он состоит из двух одинаковых частей: [ 3 ] и находится в пасторали 6
8 . [ 6 ] Равномерное течение гобоя можно рассматривать как изображение упомянутой в тексте «чистой воды», шаги в континуо — как «шаги, сделанные в этом знаменательном путешествии» «на пути праведности Его заповедей». [ 10 ]
Центральная часть начинается как ариозо, сопровождаемое континуо, иллюстрирующим прогулку по «долине тьмы». Вторая часть представляет собой драматический речитатив со струнными, сначала выражающий « Verfolgung, Leiden, Trübsal » (преследование, скорбь, беда). [ 1 ] в ломаной мелодической линии на фоне длительных струнных аккордов, затем «Твой жезл и Твой посох утешают меня», где «первые скрипки ткут утешительную мелодию». [ 7 ] [ 10 ]
Следующий дуэт выражает наслаждение за божьим столом в танце, бурре . [ 7 ]
Кантата завершается четырехголосным хоралом, в котором большинство инструментов играют колла-парте , а валторны играют разные партии из-за их ограниченного диапазона. [ 3 ]
Записи
[ редактировать ]Выбор взят из списка на сайте кантат Баха. [ 11 ] Ансамбли, играющие на старинных инструментах в исторически обоснованных выступлениях, отмечены зеленым цветом.
Заголовок | Дирижер/Хор/Оркестр | Солисты | Этикетка | Год | Инстр. |
---|---|---|---|---|---|
И.С. Бах: Кантаты BWV 112 и BWV 185 | Ганс Гришкат Швабский певческий кружок Штутгарт Баховский оркестр Штутгарта | Тельдек | 1951 | ||
И.С. Бах: Кантата BWV 112 | Гюнтер Рамин Томанерхор Оркестр Гевандхауса | Фиделио | 1954 | ||
Восточногерманская революция | Ханс-Йоахим Ротч Томанерхор Оркестр Гевандхауса | ГРИБ | 1970-е годы | ||
И.С. Бах: Кантатное произведение • Полное собрание кантат • Les Cantates, Эпизод / Том 28. | Николас Арнонкур Хор мальчиков Тёльцер Музыкальный концерт в Вене |
|
Тельдек | 1979 | Период |
Кантата Баха Том 9. | Хельмут Риллинг Гехингер Канторей Бах-коллегия Штутгарта | Хэнсслер | 1981 | ||
Издание Баха Том. 21 - Кантаты Том. 12 | Питер Ян Лейсинк Голландский хор мальчиков Нидерландский Бах-Коллегиум | блестящая классика | 2000 | Период | |
Кантаты Баха Том. 23: Арнштадт/Эхтернах / Первое воскресенье после Пасхи (Quasimodogeniti) / Второе воскресенье после Пасхи (Misericordas Domini) | Джон Элиот Гардинер Хор Монтеверди Солисты английского барокко | Слава одному Богу | 2000 | Период | |
И.С. Бах: Полное собрание кантат, том. 20 | Тон Купман Амстердамский барочный оркестр и хор | Антуан Маршан | 2003 | Период | |
И.С. Бах: Кантаты Том 52 – Проснитесь, голос зовет нас, Кантаты · 29 · 112 · 140 (Кантаты из Лейпцига 1730–40-х годов (I)) | Масааки Сузуки Коллегия Баха в Японии | ДО | 2011 | Период
|
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Деллал, Памела . «BWV 112 — Господь — мой верный пастырь» . ЭммануэльМузыка . Проверено 29 августа 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б Вольф, Кристоф . «Кантаты цикла Пикандра и начала 1730-х годов» (PDF) . Сайт кантат Баха. стр. 22, 27 . Проверено 9 апреля 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Дюрр, Альфред (2006). Кантаты И.С. Баха: с их либретто в немецко-английском параллельном тексте . Перевод Ричарда Д. П. Джонса . Издательство Оксфордского университета. стр. 303–306. ISBN 978-0-19-929776-4 .
- ^ «Господь — мой верный пастырь / Текст и перевод хорала» . Сайт кантат Баха . Проверено 14 ноября 2012 г.
- ^ «Хоральные мелодии, использованные в вокальных произведениях Баха / Аллейн Готт in der Höh sei Her / Немецкая Глория (in excelsis Deo)» . Сайт кантат Баха . Проверено 9 апреля 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Хофманн, Клаус (2012). «Господь — мой верный пастырь / Господь — мой верный пастырь, BWV 112» (PDF) . Сайт кантат Баха. стр. 6–7 . Проверено 9 апреля 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Гардинер, Джон Элиот (2007). Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) / Кантаты №№ 42, 67, 85, 104, 112, 150 и 158 (примечания СМИ). Соли Део Глория (на Hyperion Records сайте ) . Проверено 27 апреля 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б Епископ, Уолтер Ф. «BWV 112 Господь — мой верный пастырь» . Университет Альберты . Проверено 8 апреля 2015 г.
- ^ Дюрр, Альфред (1981). Кантаты Иоганна Себастьяна Баха (на немецком языке). Том 1 (4-е изд.). Немецкое издательство в мягкой обложке. стр. 260–262. ISBN 3-423-04080-7 .
- ^ Перейти обратно: а б с Минчем, Джулиан (2010). «Глава 54 BWV 112 Господь — пастырь мой истинный» . jsbachcantatas.com . Проверено 29 августа 2022 г.
- ^ Орон, Арье. «Кантата BWV 112 Украшай себя, о дорогая душа» . Сайт кантат Баха . Проверено 8 апреля 2016 г.
Источники
[ редактировать ]- Господь - мой верный пастырь, BWV 112 : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур.
- Господь — мой верный пастырь BWV 112; BC A 67 / Хоральная кантата (3-е воскресенье Пасхи) Bach Digital
- BWV 112 Господь — мой верный пастырь : английский перевод, Университет Вермонта
- Люк Дан: BWV 112.5 bach-chorales.com