Как красиво светит утренняя звезда , BWV 1
Как красиво сияет утренняя звезда | |
---|---|
БВВ 1 | |
Хоральная кантата И.С. Баха | |
![]() Первая сольная партия скрипки, использованная при первом исполнении кантаты. (переписчик: Иоганн Андреас Кунау ) [ 1 ] | |
Ключ | Фа мажор |
Повод | |
Хорал | « Как красиво сияет утренняя звезда » Филипп Николаи |
Выполненный | 25 марта 1725 г Лейпциг .: |
Движения | 6 |
Вокал | |
Инструментальный |
|
Как красиво светит утренняя звезда («Как красиво светит утренняя звезда»), [ 2 ] BWV 1 — церковная кантата на Благовещение Иоганна Себастьяна Баха . В 1725 году, когда была написана кантата, праздник Благовещения ( 25 марта) совпал с Вербным воскресеньем . Основанная на Филиппа Николаи « гимне Wie schön leuchtet der Morgenstern » (1599), это одна из хоральных кантат Баха . Бах сочинил ее на втором году своего пребывания в должности Томаскантора ( кантора церкви Св. Фомы ) в Лейпциге , где Марианский праздник был единственным случаем во время Великого поста , когда музыка такого рода была разрешена. Тема гимна подходит как к Благовещению, так и к Вербному воскресенью, в духе томительного ожидания прихода. Баха Как обычно для цикла хоральных кантат гимна , гимн был перефразирован современным поэтом, который сохранил первую и последнюю строфы неизменными, но преобразовал темы внутренних строф в последовательность чередующихся речитативов и арий .
Wie schön leuchtet der Morgenstern - последняя хоральная кантата второго цикла кантат Баха, возможно, потому, что либреттист , который перефразировал средние части этих кантат, больше не был доступен. Бах написал произведение для трех вокальных солистов, четырехчастного хора и барочного инструментального ансамбля из двух валторн , двух гобоев да качча соло , двух скрипок , струнных и континуо . Хоральная мелодия гимна Николая появляется во вступительной и заключительной хоровых частях кантаты. Все инструменты играют во вступительной праздничной хоральной фантазии , в которой сопрано поет мелодию гимна , а две сольные концертные скрипки представляют утреннюю звезду. Гобой да качча аккомпанирует солисту в первой арии. Струнные, включая скрипки соло, возвращаются во второй арии. Самостоятельная партия валторн венчает заключительный хорал .
Оригинальные исполнительские части кантаты, частично написанные композитором, хранятся в Лейпциге. Комментаторы, писавшие о кантате, такие как Карл фон Винтерфельд в 19 веке и У. Гиллис Уиттакер в 20 веке, были особенно впечатлены ее вступительным припевом. Общество Баха опубликовало кантату в 1851 году как первое произведение в первом томе полного издания произведений Баха. С тех пор, известная как Кантата № 1 Баха, она сохранила этот номер в Bach-Werke-Verzeichnis , опубликованном в 1950 году, а ее запись появилась в 1971 году как первая работа первого альбома полных записей кантат Баха Тельдека, сделанных Арнонкуром. и Леонхардт .
Фон
[ редактировать ]В 1723 году Бах был назначен Томаскантором и музыкальным директором в Лейпциге , что сделало его ответственным за музыку в четырех церквях. Он обеспечивал церковную музыку для двух главных церквей, Св. Фомы и Св. Николая , а иногда и для двух других, Новой церкви и Св. Петра . [ 3 ] Бах вступил в должность в середине литургического года , в первое воскресенье после Троицы . [ 4 ]
В Лейпциге кантата ожидалась по воскресеньям и в праздничные дни, за исключением tempus clausum («периодов молчания») Адвента и Великого поста . [ 4 ] Лютеранский Лейпциг отметил несколько Марианских праздников , в том числе Благовещение 25 марта, за девять месяцев до Рождества. [ 5 ] В 1725 году праздник выпал на Вербное воскресенье . [ 6 ] Благовещение было единственным поводом для праздничной музыки во время Великого поста. Предписанными чтениями были, как и в послании , пророчество Исаии о рождении Мессии ( Исаия 7:10–16), [ 7 ] и из Евангелия от Луки — ангел Гавриил, возвещающий о рождении Иисуса (Луки 1:26–38). [ 8 ] [ 9 ]
Кантатные циклы
[ редактировать ]За первые двенадцать месяцев своего пребывания в должности Бах решил сочинять новые произведения почти для всех литургических случаев. Эти произведения стали известны как его первый цикл кантат . [ 4 ] На втором году своего пребывания в должности Бах составил цикл хоральных кантат , каждая из которых основана на одном лютеранском гимне , для литургических случаев. [ 6 ] [ 10 ] Выбор гимна для каждой из кантат, вероятно, был сделан по желанию местного служителя, который основывал свой выбор на предписанных чтениях и своих планах проповедей . [ 6 ] По сравнению с первым циклом в музыке меньше внимания уделяется библейским текстам, а больше использованию хорального текста и мелодии. [ 11 ]
Самая ранняя дошедшая до нас хоральная кантата Баха, «Christ lag in Todes Banden, BWV 4» , написанная более чем за десять лет до прибытия в Лейпциг, следовала принципу per omnes vs. , то есть в ней был принят текст всех строф гимна без изменений, мелодия, используемая повсюду. Большинство хоральных кантат, написанных Бахом на втором году обучения в Лейпциге, в том числе Wie schön leuchtet der Morgenstern , были оформлены по-другому. В этой структуре внешние строфы гимна и его мелодия сохранялись во внешних частях кантаты: обычно первая строфа ставилась как вступительная хоральная фантазия , а последняя — как заключительный четырехчастный хорал . Внутренние строфы гимна были перефразированы в речитативы и арии для внутренних движений кантаты, их установка по большей части не основывалась на мелодии гимна. [ 6 ] [ 12 ]
Гимн
[ редактировать ]
Кантата Баха Wie schön leuchtet der Morgenstern Филиппа Николаи основана на одноименном гимне . Николай написал гимн, когда он был пастором в Унне и столкнулся со вспышкой чумы , намереваясь продемонстрировать представление о небесном мире как противовес боли и страданиям в реальном мире. [ 13 ] Николай опубликовал гимн в 1599 году как часть сборника под названием Frewdenspiegel deß ewigen Lebens («Зеркало радостей вечной жизни») в 1599 году. [ 14 ] Мелодия гимна , под которую Николай опубликовал свой текст, Зан № 8359, [ 15 ] напоминает мелодию 1538 года, опубликованную в Страсбургской Псалтири в 1539 году с песней «Jauchzet dem Herren alle Land» , возможно, Якоба Даксера, Zahn No. 1705. [ 16 ]
Образ утренней звезды взят из Откровения 22:16. [ 17 ] («Я корень и потомок Давида , и звезда светлая и утренняя».). В названии гимна Николай указал как Brautlied («Свадебная песня») души, обращающейся к Иисусу как к своему небесному жениху . [ 13 ] [ 14 ] это относится к Псалму 45 , описанному как свадебная песня в Библии Лютера , и к Песне Песней . [ 14 ] [ 18 ] Николай не писал парафраз библейских текстов, а использовал элементы из них для семи строф своего гимна. [ 19 ] Он также намекает на Рождество . [ 20 ]
Гимн был связан с Крещением. [ 21 ] но и с Благовещением. [ 22 ] Выражая стремление к пришествию Спасителя, оно может быть связано с чтением о рождении Иисуса, возвещаемым Марии . Тема прибытия также соответствовала Вербному воскресенью, когда прибытие Иисуса в Иерусалим . празднуется [ 22 ]
Либретто и первое исполнение
[ редактировать ]
Либреттист сохранил первую и последнюю строфы гимна и перефразировал остальные строфы, используя вторую строфу для первого речитатива, третью строфу для первой арии, четвертую строфу и часть пятой для второго речитатива, а также шестую строфу. строфа второй арии. Ученый Баха Альфред Дюрр писал: «Либреттисту следует отдать должное за то сочувствие, которое он проявляет к тому рвению, которое характеризует стихотворение Николая и которое сделало его гимны непреходящим достоянием протестантской церкви». [ 22 ] Хотя личность либреттиста, «поэтически и богословски компетентного специалиста», не определена, ученые предполагают, что Андреас Штюбель , лейпцигский интеллектуал, придерживавшийся противоречивых богословских взглядов. [ 6 ] [ 23 ]
Для первого исполнения кантаты 25 марта 1725 года Бах помог переписать партитуру для музыкантов, участвовавших в премьере. [ 1 ] [ 24 ] [ 25 ] Иоганн Андреас Кунау , в то время главный переписчик Баха, спродюсировал большую часть этого исполнительского материала, то есть все исполнительские партии, кроме партии фигурного баса (частично написанной композитором) и одной из партий гобоя да качча (написанной сын композитора Вильгельм Фридеман ). [ 1 ] [ 26 ] [ 27 ]
«Как красиво сияет утренняя звезда» должна была стать последней новосочиненной хоральной кантатой второго цикла кантат Баха. [ 22 ] Если бы Штюбель был либреттистом, его смерть в январе 1725 года объяснила бы конец хоральных кантат во втором цикле, поскольку Бах потерял компетентного сотрудника и источник вдохновения. [ 23 ] Бах вернулся к другим текстам остальных литургических времен Пасхи , Пятидесятницы и Троицы. Завершение цикла хоральных кантат было для него настолько важно, что он включил раннюю хоральную кантату на Пасху, отставание Христа в Todes Banden в 1725 году, а в течение следующего десятилетия добавил несколько хоральных кантат для некоторых недостающих случаев. [ 28 ]
Музыка
[ редактировать ]На титульном листе сохранившегося набора исполнительских частей BWV 1 XVIII века, написанного около 1750 года неизвестным писцом, упоминается событие (Благовещение), название кантаты ( инципит ) и партитура, а также ее композитор. [ 1 ]
Оценка и структура
[ редактировать ]Бах структурировал кантату в шесть частей . И текст, и мелодия гимна сохраняются во внешних хоральных частях, хоральной фантазии и четырехчастном заключительном хорале, которые обрамляют последовательность чередующихся речитативов и арий. Бах написал произведение для трех вокальных солистов (сопрано (S), тенора (T) и баса (B)), четырехголосного хора и инструментального ансамбля в стиле барокко из двух валторн (Co), двух гобоев да качча (Oc). , две скрипки соло (Vs), струнные, состоящие из двух партий скрипки (Vl) и одной альта партии (Va), и бассо континуо . [ 29 ] Подобная праздничная оценка, в том числе медными , обычно применялась по праздникам. Продолжительность кантаты указана как 25 минут. [ 9 ]
В следующей таблице движений партитура, тональность и размеры взяты у Дюрра. [ 29 ] Континуо, играющее повсюду, не показано.
Нет. | Заголовок | Текст | Тип | Вокал | Ветры | Струны | Ключ | Время |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | Как красиво сияет утренняя звезда | Николай | Хоральная фантазия | САТБ | 2Co 2Oc | 2Вс 2Вл И | Фа мажор | 12 8 |
2 | Ты истинный сын Бога и Марии | анон. | Речитатив | Т | ![]() | |||
3 | Исполнилось, вы, небесное божественное пламя | анон. | Воздух | С | Ок | Си-бемоль мажор | ![]() | |
4 | Земной блеск, физический свет | анон. | Речитатив | Б | ![]() | |||
5 | Наш рот и тон струн | анон. | Воздух | Т | 2Вс 2Вл И | Фа мажор | 3 8 | |
6 | Как я так счастлив | Николай | Хорал | САТБ | 2Co 2Oc | 2Вл А | Фа мажор | ![]() |
Движения
[ редактировать ]Бах создал богатую оркестровку. Сияние утренней звезды иллюстрируется двумя скрипками-соло, сначала в первом припеве, а затем вновь появляющимися вместе с другими струнными во второй арии. [ 30 ] Звук гобоя да качча, впервые услышанный во вступительном припеве, возвращается в первой арии. В заключительном хорале четырехчастная гармоническая постановка напева гимна, исполняемая хором и инструментами колла-парте , дополняется контрмелодией, исполняемой второй валторной. [ 31 ] Озвучка напоминает книгу « Они все придут из Сабы», BWV 65 , написанную к Крещению 1724 года. [ 25 ] Позднее Бах использовал пару рогов в Части IV своей Рождественской оратории , посвященной названию Иисуса, объявленному Марии. [ 22 ]
1
[ редактировать ]![<< <<
\new Staff { \clef treble \time 12/8 \key f \major
\set Staff.midiInstrument = "валторна" \set Score.tempoHideNote = ##t
\ относительно с'' {
Р1. | r8 r a8 cacf( c) cc( a) a |
а4 р8 р4. р2. |
р8
}
}
\new Staff { \clef treble \time 12/8 \key f \major
\set Staff.midiInstrument = "альт"
\относительный с' {
r8 rf c'4 d8 bes4\trill a8 bes( g) a |
a16[ f' efcf] a[ fefcf] a,[ f' efcf] a[ fefcf] |
a,4 c8 g'4 a8 f4\trill e8 f( d) e |
е8
}
}
\new Staff { \clef bass \time 12/8 \key f \major
\set Staff.midiInstrument = "фагот"
\ относительно с {
е, 4. f'2. е4. | f4 f,8 f'4 f,8 f'4 f,8 f'4 f,8 |
f'4. край | с, 8
}
}
>> >>
\layout { отступ = #0 }
\midi { \tempo 4. = 60 }](http://upload.wikimedia.org/score/4/2/42q147jfzhtxvut1635cjwpssbg9z3j/42q147jf.png)
Первая часть « утренняя звезда». Как красиво сияет [ 2 ] — величественная, богато окрашенная хоральная фантазия для хора. [ 32 ] [ 33 ] Cantus Firmus хоральной мелодии исполняется сопрано длинными нотами точечных минимов . [ 32 ] [ 34 ] солидной оркестровой 12- тактовой ритурнели или симфонии Движение начинается с с сольными инструментами на переднем плане; его широкий гармонический диапазон контрастирует с хоралом, который остается в основном в тонической тональности фа мажор . [ 32 ] [ 34 ] Бах достигает «необычайного оживления», устанавливая гимн не в обычное время, а в 12
8 . [ 6 ] [ 33 ] Блестящие . полудрожащие пассажи двух сольных концертных скрипок иллюстрируют сияние утренней звезды [ 6 ] [ 35 ] Пасторальные образы в стиле барокко создаются добавлением двух других пар сольных инструментов, которые играют явно ниже диапазона более высокого соло скрипичного бариолажа , в результате чего образуется прозрачная многослойная музыкальная текстура: [ 32 ] [ 36 ] две пары рогов и гобоев да качча, связанные с охотой и природой, напоминают буколический пейзаж. [ 36 ]
Текст гимна отражен в музыкальной иконографии: звуки рожка означают величие короля, а виртуозный концертный скрипичный пассаж означает утреннюю звезду и радость во вселенной. [ 36 ] [ 37 ] Музыкальный анализ хоральной фантазии делает конкретные ссылки на 10 строк текста гимна; английский метрический перевод дан здесь как специальный составной материал, объединяющий два источника начала XVIII века, Lyra Davidica и Psalmodia Germanica , а также перевод конца XIX века М. Вулси Страйкера . [ 38 ] [ 39 ]
Как красиво сияет утренняя звезда |
Как прекрасно сияет утренняя звезда, |
— Филипп Николаи |

Симфония из 12 тактов основана на темах, заимствованных непосредственно из cantus Firmus (обозначенных здесь в ключе сопрано ); в частности, скачок квинты во вступительной теме и повторяющиеся трезвучия . [ 34 ] [ 37 ] Таким образом, как отмечает дирижер Джон Элиот Гардинер , часть начинается с фразы второй скрипки соло, в ответ на которую звучит оркестровое тутти. Фраза повторяется на квинту выше первой скрипкой соло, и ей снова отвечает весь оркестр. Инверсия в первой теме образует вторую тему, которая слышна среди трех различных сольных инструментальных групп — валторн, гобоев да качча последних трех дрожаний и скрипок — и повторяется индивидуально перед оркестровым тутти в ритме , возвещающем выход сопрано. [ 25 ] [ 37 ] Симфония по структуре похожа на концерто гроссо , где разные пары сольных инструментов соревнуются друг с другом. [ 32 ]
После симфонии первой линии soprano cantusfirmus противопоставляются нижние голоса с версией первой темы, дублированной инструментами. На протяжении всей фантазии всякий раз, когда обнажена фирма cantus , она удваивается рогом. Остальные девять строк акцентированы инструментальными эпизодами разной продолжительности. Некоторые из них довольно короткие, где другие пары инструментов кратко воспроизводят первую тему. В строке 2 тенор, за которым следует альт, поет cantusfirmus в уменьшенном виде , то есть поется с двойной скоростью, с пунктирными четвертинками вместо минимов. Строка 5 аналогична, но на этот раз за альтом следует тенор. В эпизоде между 2 и 3 строками звучат вторые темы. Между 3-й и 4-й строками повторяется симфония с распределением по партиям разных солирующих инструментов. Между 4-й и 5-й строками находится двухтактовый эпизод с первой темой; и между 5-й и 6-й строками снова звучит вторая тема. Вокальные линии 4–6 представляют собой повторение строк 1–3, отражая общую суть. барная форма движения. [ 36 ] [ 40 ]
Расширенный инструментальный отрывок между строками 6 и 7 представляет собой дуэт двух концертных скрипок, первая тема которого противопоставляется полукваверному бариолажу. [ 41 ] В строке 7 слово « lieblich » («прекрасный») поется хором под простые аккорды, акцентированные одним тактом первой темы; в строке 8 то же самое происходит со словом « freundlich » («любезно»). [ 2 ] После двухтактового эпизода, похожего на скрипичный дуэт, весь оркестр и хор слышны в строке 9 с раскатывающимися дрожаниями в противоположном направлении. Эпизод из 4 тактов для концертных скрипок завершается фугальными записями в нижних голосах и кульминационной десятой строке: под оживленный аккомпанемент всего оркестра и нижних голосов сопрано поют нисходящую гамму на слова « Hoch und sehr prächtig erhaben ». («высокий и высочайший в великолепии»). Оркестровая ритурнель завершает часть. [ 32 ] [ 41 ]
Дюрр и Ричард Джонс пишут, что хоральная фантазия - это «движение ликующего великолепия, красочного изобилия и радости Адвента». [ 34 ] У. Гиллис Уиттакер описывает длинную часть как «одну из самых незабываемых картин в музыкальном искусстве» с «калейдоскопическими изменениями захватывающего материала». [ 42 ]
2
[ редактировать ]Тенор выражает в секко-речитативе веру « Du wahrer Gottes und Marien Sohn » («Ты, сын Бога и Марии»). [ 2 ] Текст составлен, перефразируя вторую строфу гимна, а также намекает на благовещение из евангельского чтения. [ 32 ]
3
[ редактировать ]![<< <<
\new Staff { \clef treble \time 4/4 \partial 8 \key bes \major
\set Staff.midiInstrument = "гобой" \set Score.tempoHideNote = ##t
\относительный с' {
f8 | d[ bes16( a bes8) d] es bes16( a bes cd es) |
f8[ bes,16( a bes8) f'] g\trill( f) f bes |
g[ f16( es f8) bes] es,( d16 c d8) bes |
f'8[ g16( f g8) es] c4 }
}
\new Staff { \clef bass \time 4/4 \key bes \major
\set Staff.midiInstrument = "виолончель"
\ относительно с {
р8 | bes4 r8 bes c4 r8 c |
d4 r8 d es d16 c d8 бес |
es4 r8 dcf бес, г' |
d bes es c f4 }
}
>> >>
\layout { отступ = #0 }
\миди { \темп 4 = 66 }](http://upload.wikimedia.org/score/9/c/9c5nd5583zuwu2ztsi3xfrmzb1bycsr/9c5nd558.png)
В первой арии сопрано исполняет « Наполните целиком, божественное небесное пламя». [ 2 ] в сопровождении облигато гобоя да качча, инструмента альтового диапазона. Инструменты иллюстрируют небесное пламя в колоратурах . [ 31 ] Для инструмента облигато существуют две партии гобоя: одна в обычном ключе для гобоя да качча, другая в « аппликатуре ». Ульрих Лейзингер , редактор издания Carus , отметил, что неясно, было ли последнее предназначено для помощи неопытному в игре на инструменте музыканту, или на самом деле два музыканта чередовались, что облегчило бы дыхание. [ 32 ]
4
[ редактировать ]В другом секко-речитативе « Ein земной блеск, физический свет не трогает мою душу » («Ни земной блеск, ни один плотский свет не мог когда-либо тронуть мою душу») бас противопоставляет земной свет небесному свету. [ 43 ] Термины « Freudenschein » («радостное сияние») и « Erquickung » («освежение») подчеркнуты мелизмой . [ 34 ] Редактор Лейзингер резюмировал: «Ничто мирское не радует душу, только то подобие радости, которое посылает один Бог (образом которого, очевидно, может служить утренняя звезда)». [ 32 ]
5
[ редактировать ]
Текст пятой части « Unser Mund und Ton der Saiten » («Наши уста и звуки струн») [ 2 ] перефразирует строфу «Zwingt die Saiten in Cythara» («Дерните струны цитры»). [ 32 ] Арию исполняет тенор, которому, следуя тексту, аккомпанируют только струнные, включая две скрипки соло из первой части. [ 32 ] Выражение благодарности и похвалы усиливается танцевальным движением, которое назвал «изящным пульсом менуэта ученый Баха Клаус Хофманн » . [ 31 ] Солист поет колоратуры на повторяющееся слово «Гесанг» («пение»). [ 6 ]
6
[ редактировать ]![<< <<
\new Staff { \clef treble \time 4/4 \partial 4 \key f \major \set Staff.midiInstrument = "валторна"
\относительный с' {
f4^"Корно II" | g8 c, ff, afac | f16 bes ag f8 g a4\fermata }
}
\new Staff { \clef treble \key f \major \set Staff.midiInstrument = "choir aahs"
\ относительно с'
<< { f4 | с' аф с' | ddc\фермата } \\
{ с, 4 | ccdf | лучше, лучше } >>
}
\new Lyrics \lyricmode {
Wie4 bin ich doch so herz -- лич отсюда,
}
\new Staff { \clef bass \key f \major \set Staff.midiInstrument = "choir aahs"
\ относительно с'
<< { а4 | дааа | ж ж' ж } \\
{ ж, 4 | Ефда | bes8[ c] de f4\fermata } >>
}
>> >>
\layout { отступ = #0 }
\миди { \темп 4 = 70 }](http://upload.wikimedia.org/score/e/p/epct1uuxtnd1p9iluqu6ora88gxm65k/epct1uux.png)
Заключительный хорал « Как я так сердечно счастлива » [ 44 ] («Как я искренне рад»), [ 22 ] дополняется самостоятельной частью второго рога, [ 32 ] в то время как другие инструменты играют колла-парте под четырехголосный хорал в исполнении хора. Таким образом, последняя хоральная кантата второго цикла кантат достигает «аэрации барочного праздничного великолепия». [ 31 ]
Прием
[ редактировать ]Когда в 1750 году композитор умер, Wie партитуры хоральных кантат с автографами предположительно отправились вместе с Фридеманом, старшим сыном Баха, в Галле, где они были позже проданы: большая часть этих рукописей, в том числе и рукопись schön leuchtet der Morgenstern , пропала. без дальнейших следов. Связки оригинальных исполнительских частей хоральных кантат, в том числе Wie schön leuchtet der Morgenstern , некоторое время принадлежали вдове композитора Анне Магдалене , которая продала их школе Святого Фомы. [ 1 ] [ 45 ] Помимо мотетов Баха , эти хоральные кантаты были единственными произведениями композитора, которые исполнялись с некоторой преемственностью в Лейпциге между смертью композитора и Возрождением Баха в XIX веке . [ 46 ] Более столетия спустя Школа Св. Фомы передала на хранение оригинальные рукописи исполнительских партий цикла хоральных кантат в Архив Баха в Лейпциге. [ 1 ]
Карлом фон Винтерфельдом , опубликованное в 1847 году, в основном сосредоточено на вступительной части композиции. Описание кантаты, сделанное [ 47 ] Написав во второй половине XIX века, Филипп Спитта перечислил 35 хоральных кантат Баха в алфавитном порядке во втором томе своей биографии «Иоганн Себастьян Бах» , но предположил, что все эти произведения были написаны в конце карьеры Баха. [ 48 ] Он писал: «В этих тридцати пяти кантатах тщательно продуманной обработке подвергается серия самых красивых и самых известных протестантских хоралов шестнадцатого и семнадцатого веков». [ 49 ] Он отметил, что в Wie schön leuchtet der Morgenstern хорал, изначально написанный не по случаю Благовещения, должен был быть связан развернутой поэзией с темой праздника. [ 50 ] Основываясь на обоснованных догадках Спитты о времени создания церковных кантат Баха , которые, как позже выяснилось, во многом ошибочны. [ 51 ] - Реджинальд Лейн Пул назвал кантату последней, сочиненной Бахом, таким образом оценив ее как очень зрелое произведение. [ 52 ]
В Ежегоднике Баха 1906 года , третьем ежегоднике Neue Bachgesellschaft , Вольдемар Фойгт писал о кантате:
Ценное произведение, достойное открытия полного издания сочинений С. Баха. В частности, вступительный фигурный хорал — один из самых красивых по настроению и богатству колорита, и, несмотря на его несомненную длину, вы не пропустите ни одной доли. [ 53 ] |
Драгоценное произведение, достойное того, чтобы открыть полное издание сочинений Баха. В частности, вступительная хоральная фантазия принадлежит к числу самых красивых по настроению и богатству колорита, и, несмотря на ее значительную длину, нельзя пропустить ни одного такта. |
В том же томе Bach-jahrbuch представлен обзор исполнений произведений Баха в период с конца 1904 по начало 1907 года: два перечислены для «Ви красиво сияет утренняя звезда» , одно в Лейпциге и одно на Вифлеемском фестивале Баха в Пенсильвании. [ 54 ] Альберт Швейцер в своей книге «И. С. Бах» , вышедшей в 1908 году и переведенной в 1911 году, всё же датировал хоральные кантаты 1734 годом и позднее. Швейцер в коротком отрывке о первой части « Wie schön leuchtet der Morgenstern» писал , что музыка Баха «превращает текст в выражение мистического изобилия. В оркестровом сопровождении в качестве мотивов в основном используются темы отдельных оттенков хорала». [ 55 ]
В 1950 году кантата была указана как BWV 1 в Каталоге произведений Баха . [ 56 ] Всестороннее исследование Дюрра хронологии кантат Баха было впервые опубликовано в конце 1950-х годов: в нем время создания кантаты было зафиксировано на втором году пребывания Баха в Лейпциге. [ 57 ] При подготовке к Бахфесту в Лейпциге в 2018 году троих баховских экспертов попросили назвать своих фаворитов среди кантат Баха: Гардинера, Михаэля Мола (тогда нового директора фестиваля) и Питера Волльни , директора Архива Баха. В списках всех трёх фигурировало 15 кантат, в том числе Wie schön leuchtet der Morgenstern . [ 58 ]
Публикация
[ редактировать ]
Общество Баха выбрало «Как красиво сияет утренняя звезда» в качестве первой композиции в первом томе издания Bach-Gesellschaft Edition (BGA). Роберт Шуман , издатель Neue Zeitschrift für Musik , Томаскантор Мориц Гауптман и филолог Отто Ян инициировали это первое полное издание произведений Баха спустя столетие после смерти композитора. [ 25 ] [ 59 ] Его первый том был опубликован в 1851 году под редакцией Гауптмана. [ 24 ] Лейзингер назвал три причины, по которым решение Gesellschaft открыть свое издание этой кантатой имело смысл: [ 59 ]
- Текст кантаты состоял из слов и вдумчивых пересказов традиционного хорала, что противоречило существовавшим в середине XIX века представлениям о том, что «убогая» лирика позднего барокко является препятствием для возрождения вокальной музыки Баха.
- Назначение кантаты празднику Марии может сделать ее привлекательной и для католической аудитории, тем самым помогая установить общенациональную значимость издания BGA.
- Выбор особенно хорошо продуманного и зрелого произведения, такого как эта кантата, повысит престиж его композитора, подтвердив мнение, что он сочинил не что иное, как шедевры.
Густав Рёслер подготовил партитуру для издания Edition Peters в Лейпциге в 1875 году. [ 60 ] Breitkopf & Härtel , издатель BGA, начал серию вокальных партитур кантат Баха под названием Joh. Себ. Bachs Kirchenkantaten , эта кантата появилась примерно в 1890 году. Они опубликовали еще одну версию из той же серии примерно в 1932 году с английским текстом Меванви Робертса « Вся слава, сияет дневная звезда» , французским текстом Генриетты Фукс, Brillante étoile du matin , и фортепианная редукция Гюнтера Рафаэля . [ 61 ] Вероятно, в 1928 году партитура кантаты была опубликована Эйленбургом в Лейпциге в серии -Ausgabe Eulenburgs Partitur kleine ; Арнольд Шеринг переработал BGA на основе оригинальных вокальных партий. [ 60 ]
Английская версия была опубликована в Лондоне как партитура как часть оригинального издания Octavo Novello , возможно, в 1927 году. Перевод под названием « Как ярко сияет утренняя звезда» был сделан Полом Инглэндом , а фортепианная редукция подготовлена Джоном Э. Запад. В США в Филадельфии около 1947 года появилась вокальная партитура под названием «Как ярка и прекрасна утренняя звезда » под номером 88 Хоровой серии Ассоциации американских хоров. [ 60 ] Новое издание Баха ( Neue Bach-Ausgabe , NBA) опубликовало работу в 1995 году под редакцией Матиаса Вендта, с критическими комментариями, добавленными в том же году. [ 24 ] Карус опубликовал критическое издание на немецком и английском языках в рамках своего издания Stuttgarter Bach-Ausgaben в 1998 году под редакцией Райнхольда Кубика . [ 62 ] В 21 веке Bach Digital опубликовала факсимильные изображения частей рукописи первой четверти 18 века в высоком разрешении. [ 1 ]
Записи
[ редактировать ]Дирижер Фриц Леманн записал кантаты Баха с Берлинским Мотетеншором и Берлинским филармоническим оркестром с Deutsche Grammophon в начале 1950-х годов. Записи девяти кантат, в том числе «Как красиво сияет утренняя звезда» , были переизданы в 2018 году. [ 63 ] Фриц Вернер записал около 50 церковных кантат Баха с Генрихом-Шюц-Хором Хайльбронном и Камерным оркестром Пфорцхайма , в основном в 1960-е годы, в том числе «Как красиво сияет утренняя звезда ». [ 64 ]
В 1971 году Wie schön leuchtet der Morgenstern стала первой кантатой, записанной для серии Teldec — проекта, направленного на запись всех церковных кантат Баха на старинных инструментах в исторически обоснованных исполнениях под управлением Николауса Харнонкура и Густава Леонхардта . [ 65 ] [ 66 ] [ 67 ] Все вокалисты были певцами-мужчинами, как и во времена пребывания Баха в Лейпциге. Арнонкур дирижировал первыми четырьмя кантатами (BWV с 1 по 4) совместно с Wiener Sängerknaben и Concentus Musicus Wien с солистом-сопрано из хора мальчиков и контртенором для партии альта. [ 65 ] Хельмут Риллинг , который начал запись всех кантат Баха в 1969 году и завершил ее в 1985 году, [ 67 ] записал «Как красиво сияет утренняя звезда» в 1980 году совместно с Gächinger Kantorei и Bach-Collegium Stuttgart . [ 68 ]
Питер Ян Леусинк дирижировал всеми церковными кантатами Баха с Голландским хором мальчиков и Нидерландским Бах-коллегиумом в исторически обоснованном исполнении, но с женщинами в сольных партиях сопрано. [ 69 ] Гардинер, который в 2000 году дирижировал « Паломничеством кантаты Баха» с хором Монтеверди, исполняя и записывая церковные кантаты Баха по случаю, для которого они были написаны, записал Wie schön leuchtet der Morgenstern в церкви Святого Петра, Уолпол-Сент-Питер . [ 70 ] : 13, 18 Масааки Судзуки , изучавший исторически обоснованную практику в Европе, начал записывать церковные кантаты Баха вместе с Баховской коллегией Японии в 1999 году, сначала не стремясь к полному циклу, но завершив все в 2017 году. [ 71 ] В 2007 году они выпустили «Как красиво сияет утренняя звезда» . [ 72 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я «D-LEb Thomana 1» в Bach Digital .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Брокер 2019 .
- ^ Вольф 2002 , стр. 237–240 .
- ^ Jump up to: а б с Вольф 2002 , стр. 269–273 .
- ^ «Благовещение: христианство» в Британнике .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Хофманн 2006 , с. 5.
- ^ Исаия 7: 10–16.
- ^ Луки 1:26–38.
- ^ Jump up to: а б Дюрр и Джонс 2006 , с. 666.
- ^ Вольф 2002 , стр. 275–278 .
- ^ Джонс 2007 , с. 144 .
- ^ Вольф 2002 , с. 275 .
- ^ Jump up to: а б Штальманн 2000 , с. 44 .
- ^ Jump up to: а б с Фишер 2006 .
- ^ Зан 1892 , стр. 129–130 .
- ^ Штальманн 2000 , с. 43 .
- ^ Откровение 22:16.
- ^ Вопелиус 1682 , с. 814
- ^ Штальманн 2000 , с. 46 .
- ^ Штальманн 2000 , с. 45 .
- ^ Штальманн 2000 , с. 49 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Дюрр и Джонс 2006 , с. 668.
- ^ Jump up to: а б Вольф 2002 , с. 278 .
- ^ Jump up to: а б с «Как красиво сияет утренняя звезда BWV 1» в Bach Digital .
- ^ Jump up to: а б с д Гардинер 2013 , стр. 256.
- ^ «Кунау, Иоганн Андреас». Архивировано 26 января 2021 г. в Wayback Machine в Bach Digital (10 сентября 2020 г.).
- ^ Дюрр 1958 , с. 147.
- ^ Гардинер 2013 , стр. 256–257.
- ^ Jump up to: а б Дюрр и Джонс 2006 , стр. 666–668.
- ^ Джонс 2007 , с. 154 .
- ^ Jump up to: а б с д Хофманн 2006 , с. 6.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Лейзингер 1998 , с. 4.
- ^ Jump up to: а б Уиттакер 1978 , с. 104.
- ^ Jump up to: а б с д и Дюрр и Джонс 2006 , с. 669.
- ^ Уиттакер 1978 , с. 104–105.
- ^ Jump up to: а б с д Кантагрел 2010 , с. 1169.
- ^ Jump up to: а б с Уиттакер 1978 , с. 105.
- ^ Мариссен 2014 , стр. 53–54.
- ^ «Как красиво сияет утренняя звезда» в «Рождественских гимнах и гимнах» .
- ^ Уиттакер 1978 , с. 106.
- ^ Jump up to: а б Уиттакер 1978 , стр. 106–107.
- ^ Уиттакер 1978 , стр. 105, 107.
- ^ Амвросий 2021 .
- ^ Дан 2019 .
- ^ Дюрр 1958 , с. 13.
- ^ Дёрффель 1878 , стр. V–IX.
- ^ Винтерфельд 1847 .
- ^ Спитта 1884 , стр. 89–91.
- ^ Спитта 1884 , с. 91 .
- ^ Спитта 1884 , с. 94 .
- ^ Дюрр 1958 .
- ^ К 1882 году , с. 138 .
- ^ Фойгт 1906 , с. 17.
- ^ Новое общество Баха 1906 , с. 121.
- ^ Швейцер 1911 .
- ^ Шмидер 1950 .
- ^ Дюрр 1958 , с. 79.
- ^ Фулкер 2018 .
- ^ Jump up to: а б Лейзингер 1998 , с. 3.
- ^ Jump up to: а б с Кенни 1960 , с. 56 .
- ^ Кенни 1960 , с. 57 .
- ^ Лейзингер 1998 , с. 1.
- ^ Леманн 2018 .
- ^ Куинн 2004 .
- ^ Jump up to: а б Хенахан 1971 год .
- ^ Маршалл 1973 .
- ^ Jump up to: а б Кеньон 2011 .
- ^ Шивер 1981 .
- ^ Фриман-Эттвуд 2001 .
- ^ Гардинер 2006 .
- ^ Кемп 2017 .
- ^ Сузуки 2007 .
Цитируемые источники
[ редактировать ]По названию
- «Благовещение: христианство» . Британника . 6 февраля 2018 г.
- «Д-ЛЕб Томана 1» . Бах Цифровой . 13 января 2020 г.
- «Как красиво светит утренняя звезда BWV 1» . Бах Цифровой . 2 декабря 2020 г.
- «Как красиво сияет утренняя звезда» . Гимны и рождественские гимны . 19 марта 2019 г.
Автор
- Амвросий, З. Филипп. «BWV 1 Как красиво сияет утренняя звезда» . Университет Вермонта . Проверено 23 февраля 2021 г.
- Кантагрель, Жиль (2010). «Wie schön leuchtet der Morgenstern» («Как сияет утренняя звезда!»). Кантаты И.-С.Баха: тексты, переводы, комментарии (на французском языке). Файярд . стр. 1166–1172. ISBN 978-2213660752 .
- Дан, Люк (2019). «БВВ 1.6» . bach-chorales.com . Проверено 17 января 2019 г.
- Деллал, Памела . «BWV 1 – «Как красиво сияет утренняя звезда» » . ЭммануэльМузыка . Проверено 21 ноября 2021 г.
- Дёрффель, Альфред , изд. Тематический список церковных кантат №1. 1-120 . Издание Общества Баха (на немецком языке). Том 27. Лейпциг: Breitkopf & Härtel . стр. V–IX.
- Дюрр, Альфред (1958). «К хронологии лейпцигских вокальных произведений И. С. Баха» . В Дюрре, Альфред; Нойманн, Вернер (ред.). Ежегодник Баха 1957 года . Ежегодник Баха (на немецком языке). Том 44. Новое Баховское общество . Берлин: Evangelische Verlagsanstalt . стр. 5–162. doi : 10.13141/bjb.v19571520 – через Qucosa .
- Дюрр, Альфред ; Джонс, Ричард Д.П. (2006). «3.2 Праздник Благовещения (25 марта)» . Кантаты И.С. Баха: с их либретто в немецко-английском параллельном тексте . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . стр. 666–670. ISBN 978-0-19-969628-4 .
- Фишер, Майкл (2006). «Как красиво сияет утренняя звезда» . Фрайбургский сборник песен и стихов (на немецком языке). Архивировано из оригинала 9 марта 2012 г. Проверено 27 июля 2010 г.
- Фриман-Эттвуд, Джонатан (апрель 2001 г.). «Кантаты Баха, Том 9 / Конец серии, записанной скудно, но все же содержащей много прекрасных предложений» . Граммофон . Проверено 2 февраля 2021 г.
- Фулкер, Рик (12 июня 2018 г.). «Музыка / Все, что нужно знать о кантатах Баха» . Немецкая волна . Проверено 13 февраля 2021 г.
- Гардинер, Джон Элиот (2006). Иоганн Себастьян Бах 1685–1750 / Кантаты, том 21: Кембридж / Уолпол, Сент-Пит (PDF) (примечания для СМИ). Хор Монтеверди . стр. 21–22 . Проверено 10 февраля 2021 г.
- Гардинер, Джон Элиот (2013). Музыка в небесном замке: Портрет Иоганна Себастьяна Баха . Лондон: Книги Пингвинов . стр. 256–257. ISBN 978-1-84-614721-0 .
- Хенахан, Донал (12 декабря 1971 г.). «И. С. Бах: каким он был изначально» . Нью-Йорк Таймс . п. 31.
- Хофманн, Клаус (2006). «Как красиво сияет утренняя звезда / Как красиво сияет утренняя звезда, BWV 1». Бах, Иоганн Себастьян (1685–1750) / Кантаты 34 · Лейпциг 1725 (примечания). Отчеты БИС . стр. 5–6.
- Джонс, Ричард Д.П. (2007). «Лейпцигский цикл II: хоральные кантаты» . Творческое развитие Иоганна Себастьяна Баха, Том II: 1717–1750 . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . стр. 142–157. ISBN 978-0-19-816440-1 .
- Кемп, Линдси (18 апреля 2017 г.). «Запись кантат Баха с Масааки Судзуки и Bach Collegium Japan» . Граммофон . Проверено 2 февраля 2021 г.
- Кенни, Сильвия В., изд. (1960). «Кантаты» . Каталог Мемориальной библиотеки Эмилии и Карла Рименшнейдеров Баха . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета . стр. 56–57.
- Кеньон, сэр Николас (2011). «Лейпцигский цикл II: хоральные кантаты» . Карманный путеводитель Фабера по Баху . Лондон: Фабер и Фабер . п. 268. ИСБН 978-0-57-127200-6 .
- Леманн, Фриц (2018). Бах: Девять священных кантат (CD). Красноречие. 4827642. 8133493 в JPC .
- Лейзингер, Ульрих (1998). Иоганн Себастьян Бах / Как красиво сияет утренняя звезда / Как прекрасна утренняя звезда / BWV 1 (PDF) . Перевод Косвинера, Дэвида. Штутгарт: Карус Верлаг . стр. 3–4.
- Мариссен, Майкл (2014). Запятнанная слава в «Мессии» Генделя: тревожная история самого любимого хорового произведения в мире . Издательство Йельского университета . ISBN 9780300206999 .
- Маршалл, Роберт Л. (январь 1973 г.). «Обзор пластинок / Иоганн Себастьян Бах: Полное собрание кантат, Том 1». Музыкальный ежеквартальный журнал . 59 (1): 145–159. дои : 10.1093/mq/LIX.1.145 . JSTOR 741467 .
- Новое общество Баха , изд. "Обзор исполнений произведений И.С. Баха с конца 1904 по начало 1907 года" . Ежегодник Баха 1906 г. [ Ежегодник Баха 1906 г. ]. Ежегодник Баха (на немецком языке). Том 3. Лейпциг: Breitkopf & Härtel (опубликовано в 1907 г.). стр. 115–129. дои : 10.13141/bjb.v19061048 .
- Пул, Реджинальд Лейн (1882). «Список церковных кантат в предполагаемом порядке производства» . Себастьян Бах . Лондон: Сэмпсон Лоу, Марстон, Сирл и Ривингтон. стр. 131–138.
- Куинн, Джон (ноябрь 2004 г.). «Обзор пластинок / Иоганн Себастьян Бах: Полное собрание кантат, Том 1» . musicweb-international.com . Проверено 7 февраля 2021 г.
- Риллинг, Хельмут (1981). Господь Иисус Христос, Истинный Человек и Бог: BWV 127 – Как прекрасно сияет утренняя звезда: BWV 1 (LP). Хэнсслер . OCLC 313016652 .
- Шмидер, Вольфганг , изд. Тематико-систематический каталог музыкальных произведений Иоганна Себастьяна Баха: Каталог произведений Баха [ Тематико-систематический каталог музыкальных произведений Иоганна Себастьяна Баха: Каталог произведений Баха ] (на немецком языке) (BWV 1 ред.). Лейпциг: Breitkopf & Härtel . OCLC 963027464 .
- Швейцер, Альберт (1911). И. С. Бах . Перевод Ньюмана, Эрнеста . Лондон: A&C Black. п. 362.
- Спитта, Филипп (1884). «III: Поздние хоральные кантаты» . Иоганн Себастьян Бах: его творчество и влияние на музыку Германии, 1685–1750 гг . Перевод Белла, Клары; Фуллер Мейтленд, Дж. А. Лондон: Novello & Co. стр. 64–108.
- Стальманн, Иоахим (2000). «Как красиво сияет утренняя звезда» . Ин Хан, Герхард; Хенкис, Юрген (ред.). Песни о сборнике евангелических гимнов (на немецком языке). Геттинген : Ванденхук и Рупрехт . стр. 42–52. ISBN 978-3-52-550325-6 .
- Сузуки, Масааки (2007). И.С. Бах – Кантаты, Том 34 (BWV 1, 126, 127) (SACD Hybrid). Отчеты БИС .
- Фойгт, Вольдемар (1906). «Опыт и советы по исполнению церковных кантат Баха» . В Новом обществе Баха (ред.). Ежегодник Баха 1906 г. [ Ежегодник Баха 1906 г. ]. Ежегодник Баха (на немецком языке). Том 3. Лейпциг: Breitkopf & Härtel (опубликовано в 1907 г.). стр. 1–42. дои : 10.13141/bjb.v19061043 .
- Вопелиус, Готфрид (1682). Новый Лейпцигский гимн . Лейпциг: Клингер. п. 814 .
- Уиттакер, В. Гиллис (1978). «Кантата №1». Кантаты Иоганна Себастьяна Баха: священные и светские . Том. II (Переиздание). Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . стр. 104–110. ISBN 019315238X .
- Винтерфельд, Карл фон (1847). Евангелическое церковное пение в восемнадцатом веке . Протестантское церковное пение и его связь с искусством музыкальной композиции (на немецком языке). Том III. Лейпциг: Breitkopf & Härtel . стр. 337 – 339 .
- Вольф, Кристоф (2002). Иоганн Себастьян Бах: ученый музыкант . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-393-32256-9 .
- Зан, Йоханнес (1892). Мелодии немецких протестантских гимнов (на немецком языке). Том В. Гютерсло: Бертельсманн .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бомба, Андреас (2010). Духовные кантаты / Церковные кантаты / Том 1–20 (примечания). Перевод Добсона-Оттмерса, Элисон. Хэнсслер Классик .
- Минчем, Джулиан (2010). «Глава 41 Bwv 1 - Кантаты Иоганна Себастьяна Баха» . jsbachcantatas.com .
- Орон, Арье (2020). «Кантата BWV 1 / Как красиво сияет утренняя звезда» . Сайт кантат Баха .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Как красиво сияет утренняя звезда, BWV 1 : Партитуры в проекте International Music Score Library Project
- Как красиво сияет утренняя звезда: BWV 001 на сайте Фонда И.С. Баха (прилагается видео).