Jump to content

Как красиво светит утренняя звезда , BWV 1

Как красиво сияет утренняя звезда
Хоральная кантата И.С. Баха
Рукописная исполнительская часть сольной партии скрипки
Первая сольная партия скрипки, использованная при первом исполнении кантаты.
(переписчик: Иоганн Андреас Кунау ) [ 1 ]
Ключ Фа мажор
Повод
Хорал « Как красиво сияет утренняя звезда »
Филипп Николаи
Выполненный 25 марта 1725 г ( 1725-03-25 ) .: Лейпциг
Движения 6
Вокал
Инструментальный

Как красиво светит утренняя звезда («Как красиво светит утренняя звезда»), [ 2 ] BWV 1 церковная кантата на Благовещение Иоганна Себастьяна Баха . В 1725 году, когда была написана кантата, праздник Благовещения ( 25 марта) совпал с Вербным воскресеньем . Основанная на Филиппа Николаи « гимне Wie schön leuchtet der Morgenstern » (1599), это одна из хоральных кантат Баха . Бах сочинил ее на втором году своего пребывания в должности Томаскантора ( кантора церкви Св. Фомы ) в Лейпциге , где Марианский праздник был единственным случаем во время Великого поста , когда музыка такого рода была разрешена. Тема гимна подходит как к Благовещению, так и к Вербному воскресенью, в духе томительного ожидания прихода. Баха Как обычно для цикла хоральных кантат гимна , гимн был перефразирован современным поэтом, который сохранил первую и последнюю строфы неизменными, но преобразовал темы внутренних строф в последовательность чередующихся речитативов и арий .

Wie schön leuchtet der Morgenstern - последняя хоральная кантата второго цикла кантат Баха, возможно, потому, что либреттист , который перефразировал средние части этих кантат, больше не был доступен. Бах написал произведение для трех вокальных солистов, четырехчастного хора и барочного инструментального ансамбля из двух валторн , двух гобоев да качча соло , двух скрипок , струнных и континуо . Хоральная мелодия гимна Николая появляется во вступительной и заключительной хоровых частях кантаты. Все инструменты играют во вступительной праздничной хоральной фантазии , в которой сопрано поет мелодию гимна , а две сольные концертные скрипки представляют утреннюю звезду. Гобой да качча аккомпанирует солисту в первой арии. Струнные, включая скрипки соло, возвращаются во второй арии. Самостоятельная партия валторн венчает заключительный хорал .

Оригинальные исполнительские части кантаты, частично написанные композитором, хранятся в Лейпциге. Комментаторы, писавшие о кантате, такие как Карл фон Винтерфельд в 19 веке и У. Гиллис Уиттакер в 20 веке, были особенно впечатлены ее вступительным припевом. Общество Баха опубликовало кантату в 1851 году как первое произведение в первом томе полного издания произведений Баха. С тех пор, известная как Кантата № 1 Баха, она сохранила этот номер в Bach-Werke-Verzeichnis , опубликованном в 1950 году, а ее запись появилась в 1971 году как первая работа первого альбома полных записей кантат Баха Тельдека, сделанных Арнонкуром. и Леонхардт .

В 1723 году Бах был назначен Томаскантором и музыкальным директором в Лейпциге , что сделало его ответственным за музыку в четырех церквях. Он обеспечивал церковную музыку для двух главных церквей, Св. Фомы и Св. Николая , а иногда и для двух других, Новой церкви и Св. Петра . [ 3 ] Бах вступил в должность в середине литургического года , в первое воскресенье после Троицы . [ 4 ]

В Лейпциге кантата ожидалась по воскресеньям и в праздничные дни, за исключением tempus clausum («периодов молчания») Адвента и Великого поста . [ 4 ] Лютеранский Лейпциг отметил несколько Марианских праздников , в том числе Благовещение 25 марта, за девять месяцев до Рождества. [ 5 ] В 1725 году праздник выпал на Вербное воскресенье . [ 6 ] Благовещение было единственным поводом для праздничной музыки во время Великого поста. Предписанными чтениями были, как и в послании , пророчество Исаии о рождении Мессии ( Исаия 7:10–16), [ 7 ] и из Евангелия от Луки — ангел Гавриил, возвещающий о рождении Иисуса (Луки 1:26–38). [ 8 ] [ 9 ]

Кантатные циклы

[ редактировать ]

За первые двенадцать месяцев своего пребывания в должности Бах решил сочинять новые произведения почти для всех литургических случаев. Эти произведения стали известны как его первый цикл кантат . [ 4 ] На втором году своего пребывания в должности Бах составил цикл хоральных кантат , каждая из которых основана на одном лютеранском гимне , для литургических случаев. [ 6 ] [ 10 ] Выбор гимна для каждой из кантат, вероятно, был сделан по желанию местного служителя, который основывал свой выбор на предписанных чтениях и своих планах проповедей . [ 6 ] По сравнению с первым циклом в музыке меньше внимания уделяется библейским текстам, а больше использованию хорального текста и мелодии. [ 11 ]

Самая ранняя дошедшая до нас хоральная кантата Баха, «Christ lag in Todes Banden, BWV 4» , написанная более чем за десять лет до прибытия в Лейпциг, следовала принципу per omnes vs. , то есть в ней был принят текст всех строф гимна без изменений, мелодия, используемая повсюду. Большинство хоральных кантат, написанных Бахом на втором году обучения в Лейпциге, в том числе Wie schön leuchtet der Morgenstern , были оформлены по-другому. В этой структуре внешние строфы гимна и его мелодия сохранялись во внешних частях кантаты: обычно первая строфа ставилась как вступительная хоральная фантазия , а последняя — как заключительный четырехчастный хорал . Внутренние строфы гимна были перефразированы в речитативы и арии для внутренних движений кантаты, их установка по большей части не основывалась на мелодии гимна. [ 6 ] [ 12 ]

Ранний отпечаток нот с замысловатыми буквами заголовка и инициала первой строфы.
Первая публикация гимна в книге Николая «Frewdenspiegel des Ever Leben» 1599 года.

Кантата Баха Wie schön leuchtet der Morgenstern Филиппа Николаи основана на одноименном гимне . Николай написал гимн, когда он был пастором в Унне и столкнулся со вспышкой чумы , намереваясь продемонстрировать представление о небесном мире как противовес боли и страданиям в реальном мире. [ 13 ] Николай опубликовал гимн в 1599 году как часть сборника под названием Frewdenspiegel deß ewigen Lebens («Зеркало радостей вечной жизни») в 1599 году. [ 14 ] Мелодия гимна , под которую Николай опубликовал свой текст, Зан № 8359, [ 15 ] напоминает мелодию 1538 года, опубликованную в Страсбургской Псалтири в 1539 году с песней «Jauchzet dem Herren alle Land» , возможно, Якоба Даксера, Zahn No. 1705. [ 16 ]

Образ утренней звезды взят из Откровения 22:16. [ 17 ] («Я корень и потомок Давида , и звезда светлая и утренняя».). В названии гимна Николай указал как Brautlied («Свадебная песня») души, обращающейся к Иисусу как к своему небесному жениху . [ 13 ] [ 14 ] это относится к Псалму 45 , описанному как свадебная песня в Библии Лютера , и к Песне Песней . [ 14 ] [ 18 ] Николай не писал парафраз библейских текстов, а использовал элементы из них для семи строф своего гимна. [ 19 ] Он также намекает на Рождество . [ 20 ]

Гимн был связан с Крещением. [ 21 ] но и с Благовещением. [ 22 ] Выражая стремление к пришествию Спасителя, оно может быть связано с чтением о рождении Иисуса, возвещаемым Марии . Тема прибытия также соответствовала Вербному воскресенью, когда прибытие Иисуса в Иерусалим . празднуется [ 22 ]

Либретто и первое исполнение

[ редактировать ]
Исполнительская партия (basso continuo) премьеры
Оригинальная континуо партия с басовыми фигурами , написанными композитором. [ 1 ]

Либреттист сохранил первую и последнюю строфы гимна и перефразировал остальные строфы, используя вторую строфу для первого речитатива, третью строфу для первой арии, четвертую строфу и часть пятой для второго речитатива, а также шестую строфу. строфа второй арии. Ученый Баха Альфред Дюрр писал: «Либреттисту следует отдать должное за то сочувствие, которое он проявляет к тому рвению, которое характеризует стихотворение Николая и которое сделало его гимны непреходящим достоянием протестантской церкви». [ 22 ] Хотя личность либреттиста, «поэтически и богословски компетентного специалиста», не определена, ученые предполагают, что Андреас Штюбель , лейпцигский интеллектуал, придерживавшийся противоречивых богословских взглядов. [ 6 ] [ 23 ]

Для первого исполнения кантаты 25 марта 1725 года Бах помог переписать партитуру для музыкантов, участвовавших в премьере. [ 1 ] [ 24 ] [ 25 ] Иоганн Андреас Кунау , в то время главный переписчик Баха, спродюсировал большую часть этого исполнительского материала, то есть все исполнительские партии, кроме партии фигурного баса (частично написанной композитором) и одной из партий гобоя да качча (написанной сын композитора Вильгельм Фридеман ). [ 1 ] [ 26 ] [ 27 ]

«Как красиво сияет утренняя звезда» должна была стать последней новосочиненной хоральной кантатой второго цикла кантат Баха. [ 22 ] Если бы Штюбель был либреттистом, его смерть в январе 1725 года объяснила бы конец хоральных кантат во втором цикле, поскольку Бах потерял компетентного сотрудника и источник вдохновения. [ 23 ] Бах вернулся к другим текстам остальных литургических времен Пасхи , Пятидесятницы и Троицы. Завершение цикла хоральных кантат было для него настолько важно, что он включил раннюю хоральную кантату на Пасху, отставание Христа в Todes Banden в 1725 году, а в течение следующего десятилетия добавил несколько хоральных кантат для некоторых недостающих случаев. [ 28 ]

На титульном листе сохранившегося набора исполнительских частей BWV 1 XVIII века, написанного около 1750 года неизвестным писцом, упоминается событие (Благовещение), название кантаты ( инципит ) и партитура, а также ее композитор. [ 1 ]

Оценка и структура

[ редактировать ]

Бах структурировал кантату в шесть частей . И текст, и мелодия гимна сохраняются во внешних хоральных частях, хоральной фантазии и четырехчастном заключительном хорале, которые обрамляют последовательность чередующихся речитативов и арий. Бах написал произведение для трех вокальных солистов (сопрано (S), тенора (T) и баса (B)), четырехголосного хора и инструментального ансамбля в стиле барокко из двух валторн (Co), двух гобоев да качча (Oc). , две скрипки соло (Vs), струнные, состоящие из двух партий скрипки (Vl) и одной альта партии (Va), и бассо континуо . [ 29 ] Подобная праздничная оценка, в том числе медными , обычно применялась по праздникам. Продолжительность кантаты указана как 25 минут. [ 9 ]

В следующей таблице движений партитура, тональность и размеры взяты у Дюрра. [ 29 ] Континуо, играющее повсюду, не показано.

Движения Как красиво сияет утренняя звезда
Нет. Заголовок Текст Тип Вокал Ветры Струны Ключ Время
1 Как красиво сияет утренняя звезда Николай Хоральная фантазия САТБ 2Co 2Oc 2Вс 2Вл И Фа мажор 12
8
2 Ты истинный сын Бога и Марии анон. Речитатив Т общее время
3 Исполнилось, вы, небесное божественное пламя анон. Воздух С Ок Си-бемоль мажор общее время
4 Земной блеск, физический свет анон. Речитатив Б общее время
5 Наш рот и тон струн анон. Воздух Т 2Вс 2Вл И Фа мажор 3
8
6 Как я так счастлив Николай Хорал САТБ 2Co 2Oc 2Вл А Фа мажор общее время

Движения

[ редактировать ]

Бах создал богатую оркестровку. Сияние утренней звезды иллюстрируется двумя скрипками-соло, сначала в первом припеве, а затем вновь появляющимися вместе с другими струнными во второй арии. [ 30 ] Звук гобоя да качча, впервые услышанный во вступительном припеве, возвращается в первой арии. В заключительном хорале четырехчастная гармоническая постановка напева гимна, исполняемая хором и инструментами колла-парте , дополняется контрмелодией, исполняемой второй валторной. [ 31 ] Озвучка напоминает книгу « Они все придут из Сабы», BWV 65 , написанную к Крещению 1724 года. [ 25 ] Позднее Бах использовал пару рогов в Части IV своей Рождественской оратории , посвященной названию Иисуса, объявленному Марии. [ 22 ]


<< <<
\new Staff { \clef treble \time 12/8 \key f \major 
    \set Staff.midiInstrument = "валторна" \set Score.tempoHideNote = ##t 
    \ относительно с'' { 
    Р1. | r8 r a8 cacf( c) cc( a) a |
    а4 р8 р4. р2. |
    р8
    }
}
\new Staff { \clef treble \time 12/8 \key f \major 
    \set Staff.midiInstrument = "альт"
    \относительный с' { 
    r8 rf c'4 d8 bes4\trill a8 bes( g) a |
    a16[ f' efcf] a[ fefcf] a,[ f' efcf] a[ fefcf] |
    a,4 c8 g'4 a8 f4\trill e8 f( d) e |
    е8
    }
}
\new Staff { \clef bass \time 12/8 \key f \major 
    \set Staff.midiInstrument = "фагот"
    \ относительно с { 
    е, 4. f'2. е4. | f4 f,8 f'4 f,8 f'4 f,8 f'4 f,8 | 
    f'4. край | с, 8
    }
}
>> >>
\layout { отступ = #0 }
\midi { \tempo 4. = 60 }

Первая часть « утренняя звезда». Как красиво сияет [ 2 ] — величественная, богато окрашенная хоральная фантазия для хора. [ 32 ] [ 33 ] Cantus Firmus хоральной мелодии исполняется сопрано длинными нотами точечных минимов . [ 32 ] [ 34 ] солидной оркестровой 12- тактовой ритурнели или симфонии Движение начинается с с сольными инструментами на переднем плане; его широкий гармонический диапазон контрастирует с хоралом, который остается в основном в тонической тональности фа мажор . [ 32 ] [ 34 ] Бах достигает «необычайного оживления», устанавливая гимн не в обычное время, а в 12
8
. [ 6 ] [ 33 ] Блестящие . полудрожащие пассажи двух сольных концертных скрипок иллюстрируют сияние утренней звезды [ 6 ] [ 35 ] Пасторальные образы в стиле барокко создаются добавлением двух других пар сольных инструментов, которые играют явно ниже диапазона более высокого соло скрипичного бариолажа , в результате чего образуется прозрачная многослойная музыкальная текстура: [ 32 ] [ 36 ] две пары рогов и гобоев да качча, связанные с охотой и природой, напоминают буколический пейзаж. [ 36 ]

Текст гимна отражен в музыкальной иконографии: звуки рожка означают величие короля, а виртуозный концертный скрипичный пассаж означает утреннюю звезду и радость во вселенной. [ 36 ] [ 37 ] Музыкальный анализ хоральной фантазии делает конкретные ссылки на 10 строк текста гимна; английский метрический перевод дан здесь как специальный составной материал, объединяющий два источника начала XVIII века, Lyra Davidica и Psalmodia Germanica , а также перевод конца XIX века М. Вулси Страйкера . [ 38 ] [ 39 ]

Рукописная исполнительская партия (сопрано) первого исполнения
Cantus Firmus в партии сопрано, использованный для первого исполнения кантаты.
(переписчик Я. А. Кунау) [ 1 ]

Симфония из 12 тактов основана на темах, заимствованных непосредственно из cantus Firmus (обозначенных здесь в ключе сопрано ); в частности, скачок квинты во вступительной теме и повторяющиеся трезвучия . [ 34 ] [ 37 ] Таким образом, как отмечает дирижер Джон Элиот Гардинер , часть начинается с фразы второй скрипки соло, в ответ на которую звучит оркестровое тутти. Фраза повторяется на квинту выше первой скрипкой соло, и ей снова отвечает весь оркестр. Инверсия в первой теме образует вторую тему, которая слышна среди трех различных сольных инструментальных групп — валторн, гобоев да качча последних трех дрожаний и скрипок — и повторяется индивидуально перед оркестровым тутти в ритме , возвещающем выход сопрано. [ 25 ] [ 37 ] Симфония по структуре похожа на концерто гроссо , где разные пары сольных инструментов соревнуются друг с другом. [ 32 ]

После симфонии первой линии soprano cantusfirmus противопоставляются нижние голоса с версией первой темы, дублированной инструментами. На протяжении всей фантазии всякий раз, когда обнажена фирма cantus , она удваивается рогом. Остальные девять строк акцентированы инструментальными эпизодами разной продолжительности. Некоторые из них довольно короткие, где другие пары инструментов кратко воспроизводят первую тему. В строке 2 тенор, за которым следует альт, поет cantusfirmus в уменьшенном виде , то есть поется с двойной скоростью, с пунктирными четвертинками вместо минимов. Строка 5 аналогична, но на этот раз за альтом следует тенор. В эпизоде ​​между 2 и 3 строками звучат вторые темы. Между 3-й и 4-й строками повторяется симфония с распределением по партиям разных солирующих инструментов. Между 4-й и 5-й строками находится двухтактовый эпизод с первой темой; и между 5-й и 6-й строками снова звучит вторая тема. Вокальные линии 4–6 представляют собой повторение строк 1–3, отражая общую суть. барная форма движения. [ 36 ] [ 40 ]

Расширенный инструментальный отрывок между строками 6 и 7 представляет собой дуэт двух концертных скрипок, первая тема которого противопоставляется полукваверному бариолажу. [ 41 ] В строке 7 слово « lieblich » («прекрасный») поется хором под простые аккорды, акцентированные одним тактом первой темы; в строке 8 то же самое происходит со словом « freundlich » («любезно»). [ 2 ] После двухтактового эпизода, похожего на скрипичный дуэт, весь оркестр и хор слышны в строке 9 с раскатывающимися дрожаниями в противоположном направлении. Эпизод из 4 тактов для концертных скрипок завершается фугальными записями в нижних голосах и кульминационной десятой строке: под оживленный аккомпанемент всего оркестра и нижних голосов сопрано поют нисходящую гамму на слова « Hoch und sehr prächtig erhaben ». («высокий и высочайший в великолепии»). Оркестровая ритурнель завершает часть. [ 32 ] [ 41 ]

Дюрр и Ричард Джонс пишут, что хоральная фантазия - это «движение ликующего великолепия, красочного изобилия и радости Адвента». [ 34 ] У. Гиллис Уиттакер описывает длинную часть как «одну из самых незабываемых картин в музыкальном искусстве» с «калейдоскопическими изменениями захватывающего материала». [ 42 ]

Тенор выражает в секко-речитативе веру « Du wahrer Gottes und Marien Sohn » («Ты, сын Бога и Марии»). [ 2 ] Текст составлен, перефразируя вторую строфу гимна, а также намекает на благовещение из евангельского чтения. [ 32 ]


<< <<
\new Staff { \clef treble \time 4/4 \partial 8 \key bes \major 
    \set Staff.midiInstrument = "гобой" \set Score.tempoHideNote = ##t 
    \относительный с' { 
    f8 | d[ bes16( a bes8) d] es bes16( a bes cd es) | 
    f8[ bes,16( a bes8) f'] g\trill( f) f bes | 
    g[ f16( es f8) bes] es,( d16 c d8) bes | 
    f'8[ g16( f g8) es] c4 }
}
\new Staff { \clef bass \time 4/4 \key bes \major
    \set Staff.midiInstrument = "виолончель"
    \ относительно с {
    р8 | bes4 r8 bes c4 r8 c |
    d4 r8 d es d16 c d8 бес |
    es4 r8 dcf бес, г' |
    d bes es c f4 }
}
>> >>
\layout { отступ = #0 }
\миди { \темп 4 = 66 }

В первой арии сопрано исполняет « Наполните целиком, божественное небесное пламя». [ 2 ] в сопровождении облигато гобоя да качча, инструмента альтового диапазона. Инструменты иллюстрируют небесное пламя в колоратурах . [ 31 ] Для инструмента облигато существуют две партии гобоя: одна в обычном ключе для гобоя да качча, другая в « аппликатуре ». Ульрих Лейзингер , редактор издания Carus , отметил, что неясно, было ли последнее предназначено для помощи неопытному в игре на инструменте музыканту, или на самом деле два музыканта чередовались, что облегчило бы дыхание. [ 32 ]

В другом секко-речитативе « Ein земной блеск, физический свет не трогает мою душу » («Ни земной блеск, ни один плотский свет не мог когда-либо тронуть мою душу») бас противопоставляет земной свет небесному свету. [ 43 ] Термины « Freudenschein » («радостное сияние») и « Erquickung » («освежение») подчеркнуты мелизмой . [ 34 ] Редактор Лейзингер резюмировал: «Ничто мирское не радует душу, только то подобие радости, которое посылает один Бог (образом которого, очевидно, может служить утренняя звезда)». [ 32 ]


<< <<
\new Staff { \clef treble \time 3/8 \key f \major 
    \set Staff.midiInstrument = "скрипка" \set Score.tempoHideNote = ##t 
    \ относительно с'' { 
    a16(бес с) а бес d |
    c( f) bes,8.\trill( a32 bes) |
    a16\p(бес ​​c) а бес d |
    c( f) bes,8.\trill( a32 bes) |
    а8 }
}
\new Staff { \clef bass \time 3/8 \key f \major 
    \set Staff.midiInstrument = "виолончель"
    \ относительно с {
    f4 g8 | АГК, | f4\p g8 | АГК, | е, }
}
>> >>
\layout { отступ = #0 }
\миди { \темп 8 = 100 }

Текст пятой части « Unser Mund und Ton der Saiten » («Наши уста и звуки струн») [ 2 ] перефразирует строфу «Zwingt die Saiten in Cythara» («Дерните струны цитры»). [ 32 ] Арию исполняет тенор, которому, следуя тексту, аккомпанируют только струнные, включая две скрипки соло из первой части. [ 32 ] Выражение благодарности и похвалы усиливается танцевальным движением, которое назвал «изящным пульсом менуэта ученый Баха Клаус Хофманн » . [ 31 ] Солист поет колоратуры на повторяющееся слово «Гесанг» («пение»). [ 6 ]


<< <<
\new Staff { \clef treble \time 4/4 \partial 4 \key f \major \set Staff.midiInstrument = "валторна"
  \относительный с' {
  f4^"Корно II" | g8 c, ff, afac | f16 bes ag f8 g a4\fermata }
}
\new Staff { \clef treble \key f \major \set Staff.midiInstrument = "choir aahs" 
  \ относительно с'
  << { f4 | с' аф с' | ddc\фермата } \\
  { с, 4 | ccdf | лучше, лучше } >>
}
\new Lyrics \lyricmode {
Wie4 bin ich doch so herz -- лич отсюда,
}
\new Staff { \clef bass \key f \major \set Staff.midiInstrument = "choir aahs" 
  \ относительно с'
  << { а4 | дааа | ж ж' ж } \\
  { ж, 4 | Ефда | bes8[ c] de f4\fermata } >>
}
>> >>
\layout { отступ = #0 }
\миди { \темп 4 = 70 }

Заключительный хорал « Как я так сердечно счастлива » [ 44 ] («Как я искренне рад»), [ 22 ] дополняется самостоятельной частью второго рога, [ 32 ] в то время как другие инструменты играют колла-парте под четырехголосный хорал в исполнении хора. Таким образом, последняя хоральная кантата второго цикла кантат достигает «аэрации барочного праздничного великолепия». [ 31 ]

Когда в 1750 году композитор умер, Wie партитуры хоральных кантат с автографами предположительно отправились вместе с Фридеманом, старшим сыном Баха, в Галле, где они были позже проданы: большая часть этих рукописей, в том числе и рукопись schön leuchtet der Morgenstern , пропала. без дальнейших следов. Связки оригинальных исполнительских частей хоральных кантат, в том числе Wie schön leuchtet der Morgenstern , некоторое время принадлежали вдове композитора Анне Магдалене , которая продала их школе Святого Фомы. [ 1 ] [ 45 ] Помимо мотетов Баха , эти хоральные кантаты были единственными произведениями композитора, которые исполнялись с некоторой преемственностью в Лейпциге между смертью композитора и Возрождением Баха в XIX веке . [ 46 ] Более столетия спустя Школа Св. Фомы передала на хранение оригинальные рукописи исполнительских партий цикла хоральных кантат в Архив Баха в Лейпциге. [ 1 ]

Карлом фон Винтерфельдом , опубликованное в 1847 году, в основном сосредоточено на вступительной части композиции. Описание кантаты, сделанное [ 47 ] Написав во второй половине XIX века, Филипп Спитта перечислил 35 хоральных кантат Баха в алфавитном порядке во втором томе своей биографии «Иоганн Себастьян Бах» , но предположил, что все эти произведения были написаны в конце карьеры Баха. [ 48 ] Он писал: «В этих тридцати пяти кантатах тщательно продуманной обработке подвергается серия самых красивых и самых известных протестантских хоралов шестнадцатого и семнадцатого веков». [ 49 ] Он отметил, что в Wie schön leuchtet der Morgenstern хорал, изначально написанный не по случаю Благовещения, должен был быть связан развернутой поэзией с темой праздника. [ 50 ] Основываясь на обоснованных догадках Спитты о времени создания церковных кантат Баха , которые, как позже выяснилось, во многом ошибочны. [ 51 ] - Реджинальд Лейн Пул назвал кантату последней, сочиненной Бахом, таким образом оценив ее как очень зрелое произведение. [ 52 ]

В Ежегоднике Баха 1906 года , третьем ежегоднике Neue Bachgesellschaft , Вольдемар Фойгт писал о кантате:

В том же томе Bach-jahrbuch представлен обзор исполнений произведений Баха в период с конца 1904 по начало 1907 года: два перечислены для «Ви красиво сияет утренняя звезда» , одно в Лейпциге и одно на Вифлеемском фестивале Баха в Пенсильвании. [ 54 ] Альберт Швейцер в своей книге «И. С. Бах» , вышедшей в 1908 году и переведенной в 1911 году, всё же датировал хоральные кантаты 1734 годом и позднее. Швейцер в коротком отрывке о первой части « Wie schön leuchtet der Morgenstern» писал , что музыка Баха «превращает текст в выражение мистического изобилия. В оркестровом сопровождении в качестве мотивов в основном используются темы отдельных оттенков хорала». [ 55 ]

В 1950 году кантата была указана как BWV   1 в Каталоге произведений Баха . [ 56 ] Всестороннее исследование Дюрра хронологии кантат Баха было впервые опубликовано в конце 1950-х годов: в нем время создания кантаты было зафиксировано на втором году пребывания Баха в Лейпциге. [ 57 ] При подготовке к Бахфесту в Лейпциге в 2018 году троих баховских экспертов попросили назвать своих фаворитов среди кантат Баха: Гардинера, Михаэля Мола (тогда нового директора фестиваля) и Питера Волльни , директора Архива Баха. В списках всех трёх фигурировало 15 кантат, в том числе Wie schön leuchtet der Morgenstern . [ 58 ]

Публикация

[ редактировать ]
Страница нот XIX века с партитурой кантаты Баха с названием и тремя тактами.
Первая страница первого тома издания Bach Gesellschaft (1851 г.)

Общество Баха выбрало «Как красиво сияет утренняя звезда» в качестве первой композиции в первом томе издания Bach-Gesellschaft Edition (BGA). Роберт Шуман , издатель Neue Zeitschrift für Musik , Томаскантор Мориц Гауптман и филолог Отто Ян инициировали это первое полное издание произведений Баха спустя столетие после смерти композитора. [ 25 ] [ 59 ] Его первый том был опубликован в 1851 году под редакцией Гауптмана. [ 24 ] Лейзингер назвал три причины, по которым решение Gesellschaft открыть свое издание этой кантатой имело смысл: [ 59 ]

  • Текст кантаты состоял из слов и вдумчивых пересказов традиционного хорала, что противоречило существовавшим в середине XIX века представлениям о том, что «убогая» лирика позднего барокко является препятствием для возрождения вокальной музыки Баха.
  • Назначение кантаты празднику Марии может сделать ее привлекательной и для католической аудитории, тем самым помогая установить общенациональную значимость издания BGA.
  • Выбор особенно хорошо продуманного и зрелого произведения, такого как эта кантата, повысит престиж его композитора, подтвердив мнение, что он сочинил не что иное, как шедевры.

Густав Рёслер [ де ] подготовил партитуру для издания Edition Peters в Лейпциге в 1875 году. [ 60 ] Breitkopf & Härtel , издатель BGA, начал серию вокальных партитур кантат Баха под названием Joh. Себ. Bachs Kirchenkantaten , эта кантата появилась примерно в 1890 году. Они опубликовали еще одну версию из той же серии примерно в 1932 году с английским текстом Меванви Робертса « Вся слава, сияет дневная звезда» , французским текстом Генриетты Фукс, Brillante étoile du matin , и фортепианная редукция Гюнтера Рафаэля . [ 61 ] Вероятно, в 1928 году партитура кантаты была опубликована Эйленбургом в Лейпциге в серии -Ausgabe Eulenburgs Partitur kleine ; Арнольд Шеринг переработал BGA на основе оригинальных вокальных партий. [ 60 ]

Английская версия была опубликована в Лондоне как партитура как часть оригинального издания Octavo Novello , возможно, в 1927 году. Перевод под названием « Как ярко сияет утренняя звезда» был сделан Полом Инглэндом , а фортепианная редукция подготовлена ​​Джоном Э. Запад. В США в Филадельфии около 1947 года появилась вокальная партитура под названием «Как ярка и прекрасна утренняя звезда » под номером 88 Хоровой серии Ассоциации американских хоров. [ 60 ] Новое издание Баха ( Neue Bach-Ausgabe , NBA) опубликовало работу в 1995 году под редакцией Матиаса Вендта, с критическими комментариями, добавленными в том же году. [ 24 ] Карус опубликовал критическое издание на немецком и английском языках в рамках своего издания Stuttgarter Bach-Ausgaben в 1998 году под редакцией Райнхольда Кубика . [ 62 ] В 21 веке Bach Digital опубликовала факсимильные изображения частей рукописи первой четверти 18 века в высоком разрешении. [ 1 ]

Дирижер Фриц Леманн записал кантаты Баха с Берлинским Мотетеншором и Берлинским филармоническим оркестром с Deutsche Grammophon в начале 1950-х годов. Записи девяти кантат, в том числе «Как красиво сияет утренняя звезда» , были переизданы в 2018 году. [ 63 ] Фриц Вернер записал около 50 церковных кантат Баха с Генрихом-Шюц-Хором Хайльбронном и Камерным оркестром Пфорцхайма , в основном в 1960-е годы, в том числе «Как красиво сияет утренняя звезда ». [ 64 ]

В 1971 году Wie schön leuchtet der Morgenstern стала первой кантатой, записанной для серии Teldec — проекта, направленного на запись всех церковных кантат Баха на старинных инструментах в исторически обоснованных исполнениях под управлением Николауса Харнонкура и Густава Леонхардта . [ 65 ] [ 66 ] [ 67 ] Все вокалисты были певцами-мужчинами, как и во времена пребывания Баха в Лейпциге. Арнонкур дирижировал первыми четырьмя кантатами (BWV с 1 по 4) совместно с Wiener Sängerknaben и Concentus Musicus Wien с солистом-сопрано из хора мальчиков и контртенором для партии альта. [ 65 ] Хельмут Риллинг , который начал запись всех кантат Баха в 1969 году и завершил ее в 1985 году, [ 67 ] записал «Как красиво сияет утренняя звезда» в 1980 году совместно с Gächinger Kantorei и Bach-Collegium Stuttgart . [ 68 ]

Питер Ян Леусинк дирижировал всеми церковными кантатами Баха с Голландским хором мальчиков и Нидерландским Бах-коллегиумом в исторически обоснованном исполнении, но с женщинами в сольных партиях сопрано. [ 69 ] Гардинер, который в 2000 году дирижировал « Паломничеством кантаты Баха» с хором Монтеверди, исполняя и записывая церковные кантаты Баха по случаю, для которого они были написаны, записал Wie schön leuchtet der Morgenstern в церкви Святого Петра, Уолпол-Сент-Питер . [ 70 ] : 13, 18  Масааки Судзуки , изучавший исторически обоснованную практику в Европе, начал записывать церковные кантаты Баха вместе с Баховской коллегией Японии в 1999 году, сначала не стремясь к полному циклу, но завершив все в 2017 году. [ 71 ] В 2007 году они выпустили «Как красиво сияет утренняя звезда» . [ 72 ]

  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я «D-LEb Thomana 1» в Bach Digital .
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж Брокер 2019 .
  3. ^ Вольф 2002 , стр. 237–240 .
  4. ^ Jump up to: а б с Вольф 2002 , стр. 269–273 .
  5. ^ «Благовещение: христианство» в Британнике .
  6. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Хофманн 2006 , с. 5.
  7. ^ Исаия 7: 10–16.
  8. ^ Луки 1:26–38.
  9. ^ Jump up to: а б Дюрр и Джонс 2006 , с. 666.
  10. ^ Вольф 2002 , стр. 275–278 .
  11. ^ Джонс 2007 , с. 144 .
  12. ^ Вольф 2002 , с. 275 .
  13. ^ Jump up to: а б Штальманн 2000 , с. 44 .
  14. ^ Jump up to: а б с Фишер 2006 .
  15. ^ Зан 1892 , стр. 129–130 .
  16. ^ Штальманн 2000 , с. 43 .
  17. ^ Откровение 22:16.
  18. ^ Вопелиус 1682 , с. 814
  19. ^ Штальманн 2000 , с. 46 .
  20. ^ Штальманн 2000 , с. 45 .
  21. ^ Штальманн 2000 , с. 49 .
  22. ^ Jump up to: а б с д и ж Дюрр и Джонс 2006 , с. 668.
  23. ^ Jump up to: а б Вольф 2002 , с. 278 .
  24. ^ Jump up to: а б с «Как красиво сияет утренняя звезда BWV 1» в Bach Digital .
  25. ^ Jump up to: а б с д Гардинер 2013 , стр. 256.
  26. ^ «Кунау, Иоганн Андреас». Архивировано 26 января 2021 г. в Wayback Machine в Bach Digital (10 сентября 2020 г.).
  27. ^ Дюрр 1958 , с. 147.
  28. ^ Гардинер 2013 , стр. 256–257.
  29. ^ Jump up to: а б Дюрр и Джонс 2006 , стр. 666–668.
  30. ^ Джонс 2007 , с. 154 .
  31. ^ Jump up to: а б с д Хофманн 2006 , с. 6.
  32. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Лейзингер 1998 , с. 4.
  33. ^ Jump up to: а б Уиттакер 1978 , с. 104.
  34. ^ Jump up to: а б с д и Дюрр и Джонс 2006 , с. 669.
  35. ^ Уиттакер 1978 , с. 104–105.
  36. ^ Jump up to: а б с д Кантагрел 2010 , с. 1169.
  37. ^ Jump up to: а б с Уиттакер 1978 , с. 105.
  38. ^ Мариссен 2014 , стр. 53–54.
  39. ^ «Как красиво сияет утренняя звезда» в «Рождественских гимнах и гимнах» .
  40. ^ Уиттакер 1978 , с. 106.
  41. ^ Jump up to: а б Уиттакер 1978 , стр. 106–107.
  42. ^ Уиттакер 1978 , стр. 105, 107.
  43. ^ Амвросий 2021 .
  44. ^ Дан 2019 .
  45. ^ Дюрр 1958 , с. 13.
  46. ^ Дёрффель 1878 , стр. V–IX.
  47. ^ Винтерфельд 1847 .
  48. ^ Спитта 1884 , стр. 89–91.
  49. ^ Спитта 1884 , с. 91 .
  50. ^ Спитта 1884 , с. 94 .
  51. ^ Дюрр 1958 .
  52. ^ К 1882 году , с. 138 .
  53. ^ Фойгт 1906 , с. 17.
  54. ^ Новое общество Баха 1906 , с. 121.
  55. ^ Швейцер 1911 .
  56. ^ Шмидер 1950 .
  57. ^ Дюрр 1958 , с. 79.
  58. ^ Фулкер 2018 .
  59. ^ Jump up to: а б Лейзингер 1998 , с. 3.
  60. ^ Jump up to: а б с Кенни 1960 , с. 56 .
  61. ^ Кенни 1960 , с. 57 .
  62. ^ Лейзингер 1998 , с. 1.
  63. ^ Леманн 2018 .
  64. ^ Куинн 2004 .
  65. ^ Jump up to: а б Хенахан 1971 год .
  66. ^ Маршалл 1973 .
  67. ^ Jump up to: а б Кеньон 2011 .
  68. ^ Шивер 1981 .
  69. ^ Фриман-Эттвуд 2001 .
  70. ^ Гардинер 2006 .
  71. ^ Кемп 2017 .
  72. ^ Сузуки 2007 .

Цитируемые источники

[ редактировать ]

По названию

  • «Благовещение: христианство» . Британника . 6 февраля 2018 г.
  • «Д-ЛЕб Томана 1» . Бах Цифровой . 13 января 2020 г.
  • «Как красиво светит утренняя звезда BWV 1» . Бах Цифровой . 2 декабря 2020 г.
  • «Как красиво сияет утренняя звезда» . Гимны и рождественские гимны . 19 марта 2019 г.

Автор

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 6cfb92adf49563e7ed32f78d27ebc715__1705042860
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/6c/15/6cfb92adf49563e7ed32f78d27ebc715.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Wie schön leuchtet der Morgenstern, BWV 1 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)