Подобно тому, как с неба падает дождь и снег , BWV 18
Так же, как дождь и снег падают с неба | |
---|---|
БВВ 18 | |
Церковная кантата И.С. Баха | |
![]() | |
Повод | Шестидесятая |
Текст кантаты | Эрдманн Ноймайстер |
Библейский текст | Исаия 55:10–11 |
Хорал | « Из-за грехопадения Адама все испортилось » Лазарус Шпенглер |
Выполненный | |
Движения | 5 |
Вокал |
|
Инструментальный |
|
Как дождь и снег падают с небес , [ 1 ] BWV 18 — раннецерковная кантата Иоганна Себастьяна Баха . Он написал его в Веймаре для Sunday Sexagesimae , второго воскресенья перед Великим постом , вероятно, к 1713 году.
Кантата основана на тексте Эрдмана Ноймейстера, опубликованном в 1711 году. Находясь в Веймаре, Бах установил по крайней мере еще один текст кантаты этого либреттиста; он также поставил другие придворным поэтом Саломоном Франком . В тексте приводится Исаия , связанная с Евангелием притча о сеятеле . Третья часть выполнена в стиле проповеди в сочетании с ектенией Мартина Лютера . Заключительный хорал — восьмая строфа гимна Шпенглера Лазаря Durch Adams Fall ist « ganz verderbt ».
Кантата занимает относительно раннее место в хронологии кантатных произведений Баха. Возможно, оно было написано для исполнения 24 февраля 1715 года, но, скорее всего, на год или даже на два раньше. Sexagesima всегда выпадает на январь или февраль, поэтому упоминание в названии снегопада могло иметь отношение к погоде того времени. Бах структурировал произведение в пять частей: симфонию , речитатив , речитатив с хоралом, арию и заключительный хорал. Он написал ее для трех вокальных солистов, четырехчастного хора только в хорале и инструментального ансамбля в стиле барокко, необычным для которого являются альты, но нет скрипок. Первоначально в качестве инструментов были указаны четыре альта, виолончель, фагот и бассо континуо. Когда он снова исполнил произведение в роли Томаскантора в Лейпциге, он добавил два блокфлейта к двойным альтам I и II на октаву выше, тем самым создав в целом более легкое звучание.
История и слова
[ редактировать ]Бах работал при дворе в Веймаре с 1708 года. В рамках своей работы на предыдущих должностях он сочинял кантаты, но в Веймаре поначалу был занят в основном другими проектами. В 1713 году ему предложили должность в Маркткирхе , церкви в Галле , но предложили стимулы остаться в Веймаре. 2 марта 1714 года он получил повышение по службе, в результате чего он ежемесячно сочинял кантаты. [ 2 ] Считается, что BWV 18 — одна из небольшого числа кантат, которые Бах сочинил в Веймаре до 1714 года. Как и более поздние веймарские кантаты, она исполнялась в Шлосскирхе , часовне его работодателей, соправящих герцогов.
Эту кантату Бах сочинил для второго воскресенья перед Великим постом , называемого Сексагезима . Предписанные чтения для воскресенья были взяты из Второго послания к Коринфянам : «Сила Божия крепка в слабых» ( 2 Коринфянам 11:19–12:9 ) и из Евангелия от Луки , притчи о сеятеле ( 2 Коринфянам 11:19–12:9). Луки 8:4–15 ). [ 3 ]
Кантата основана на тексте Эрдмана Ноймайстера , пионера использования формата с использованием речитатива и арии , что было новым в религиозной музыке. Этот текст был написан для двора Эйзенаха и опубликован в Готе в 1711 году в сборнике Geistliches Singen und Spielen (Священное пение и игра). [ 4 ] который был положен на музыку Георгом Филиппом Телеманом . [ 3 ] Это один из немногих в Веймаре положенных на музыку текстов, написанных не придворным поэтом Саломоном Франком . [ 5 ] В тексте цитируется Исаия во второй части: «Ибо, как нисходит дождь и снег с неба… Так будет слово Мое…» ( Исайя 55:10–11 ), что связано с Евангелием о слове Божием по сравнению посеять. [ 6 ] В третьей части поэт сочетает предупреждения об опасности слова Божия в стиле проповеди с четырьмя молитвенными строками из ектении Мартина Лютера . Заключительный хорал — восьмая строфа гимна Шпенглера Лазаря Durch Adams Fall ist « ganz verderbt » (1524). [ 3 ] [ 7 ]
Кантата занимает относительно раннее место в хронологии кантатных произведений Баха. Возможно, оно было составлено к 24 февраля 1715 года, но, скорее всего, годом или двумя раньше. [ 3 ] Исследователь Баха Кристоф Вольф утверждает: «Оригинальный исполнительский материал сохранился и позволяет нам датировать произведение 1713 годом». [ 4 ] Бах снова исполнил кантату, когда был Томаскантором в Лейпциге в 1724 году, с расширенной партитурой в другой тональности. [ 3 ] Вероятно, тогда оно исполнялось в той же службе, что и недавно составленная Leichtgesinnte Flattgeister , BWV 181 . [ 8 ]
Музыка
[ редактировать ]Структура и оценка
[ редактировать ]Бах структурировал кантату в пять частей: инструментальную симфонию , речитатив , речитатив с хоралом, арию и заключительный хорал. Он написал это произведение, как и другие кантаты, написанные в Веймаре, для небольшого ансамбля из трех вокальных солистов ( сопрано (S), тенора (T), баса (B)), четырехголосного хора только в хоралах и барочного хора. инструментальный ансамбль из четырех альтов (Va), виолончели (Vc), фагота (Fg) и бассо континуо . [ 6 ] [ 9 ] Необычна установка для четырёх альтов. [ 6 ] В аналогичной оркестровке Бранденбургского концерта № 6 скрипки также отсутствуют.
Во второй версии этой кантаты для выступления в Лейпциге добавлены две блокфлейты , которые дублируют I и II альты на октаву выше. Джон Элиот Гардинер сравнивает эффект с остановкой на органе на высоте четырех футов . [ 10 ] Кантата начинается соль минор в веймарской версии, ля минор в лейпцигской версии. В следующей таблице движений партитура и клавиши соответствуют Neue Bach-Ausgabe для лейпцигской версии. Тактовые размеры взяты из книги баховеда Альфреда Дюрра обо всех кантатах с использованием символа общего времени (4/4). [ 3 ] Континуо, играемое повсюду, не показано.
Нет. | Заголовок | Текст | Тип | Вокал | Ветры | Струны | Ключ | Время |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | Симфония | 2Фл Фг | 4 ВА В постоянного тока | 6/4 | ||||
2 | Так же, как дождь и снег падают с неба | Исаия 55:10–11 | Речитатив | Б | Фг | ![]() | ||
3 | Боже мой, здесь будет мое сердце - Тебе нужен твой дух и сила. |
|
Речитатив и хорал | ТБ САТБ | 2Фл Фг | 4ВА | ![]() | |
4 | Сокровище моей души – Слово Божье | Ноймайстер | Воздух | С | 2эт. | 4Ва ( ед. ) | ![]() | |
5 | Прошу, Господи, от всего сердца | Шпенглер | Хорал | САТБ | 2Фл Фг | 4ВА | ![]() |
Движения
[ редактировать ]
Ключи в этом разделе относятся к веймарской версии, хотя в записи Масааки Судзуки с комментариями Клауса Хофмана используются лейпцигские ключи. Хофманн отмечает «лютеранский характер произведения», цитируя литанию Лютера, вставленную в третью часть, и рассматривает его как «речитативное исследование», исследуя секко- речитатив итальянской оперы, представленный Эрдманом Ноймайстером , а также аккомпанемент с богатым инструментальным сопровождением. . [ 6 ] Гардинер считает, что все три кантаты по этому случаю, посвященные Слову Божьему, «характеризуются его ярким живописным воображением, захватывающим чувством драмы, а также музыкой свежести и силы, которая остается в памяти». [ 10 ]
1
[ редактировать ]Кантата открывается симфонией соль минор , которая иллюстрирует падающий дождь и снег в нисходящих фразах. В форме да капо оно напоминает и чакону , и концерт. Четыре альта и континуо с указанием партий фагота и виолончели создают необычное звучание, [ 6 ] Гардинер назвал его «волшебной темной звучностью». [ 10 ]
2
[ редактировать ]Цитата из Исайи: « Как дождь и снег падают с неба» . и больше к нему не возвращайся), [ 1 ] поется басом vox Christi (голосом Христа) в секко-речитативе. [ 3 ] Это первая адаптация речитатива Баха в церковной кантате, не следование оперным образцам, а «ясное изложение текста в достойном, очень личном стиле». [ 10 ]
3
[ редактировать ]Центральное движение: « Сокровище моей души – слово Божие». [ 1 ] уникальна в кантатах Баха, хоровое сопрано четыре раза прерывает молитву солистов-мужчин, после чего следует заключение всего хора « Erhör uns,lieber Herre Gott! » (Услышь нас, дорогой Господь Бог!). [ 1 ] [ 3 ] Речитативы отмечены адажио ми -бемоль мажор , драматично представлена вкрапленная литания (аллегро до минор ). [ 6 ] Гардинер сравнивает образы речитативов: «Все это складывается в яркое, в стиле Брейгеля , изображение сельского общества в действии – сеятеля, обжоры, затаившегося дьявола, а также этих злодеев-пантомим, турок и папистов. Он сравнивает это движение с Телеманом и заявляет: обстановкой того же текста
С другой стороны, вот Бах, кажется, наслаждается контрастом между архаичной литанией и своим новым «современным» речитативным стилем, в котором он дает двум своим солистам-мужчинам возможность озвучить личные призывы к вере и решимости перед лицом многочисленных провокаций и дьявольское коварство, со все более виртуозными проявлениями колоратуры, все более широкими модуляциями и экстравагантным рисованием слов на слове «бераубен» (грабить), «Verfolgung» (преследование) и «irregehen» (сбиться с курса). [ 10 ]
4
[ редактировать ]Единственная ария « Mein Seelenschatz ist Gottes Wort » (Сокровище моей души – слово Божие), [ 1 ] установлена для сопрано в сопровождении четырех альтов в унисон . [ 6 ]
5
[ редактировать ]Кантата завершается четырехчастной строфой гимна Шпенглера: [ 11 ] « Молюсь, Господи, от всего сердца », [ 1 ] Это первое из многих произведений Баха, ставшее типичным завершением его кантат. [ 10 ]
Записи
[ редактировать ]Выбор взят из списка на сайте кантат Баха. [ 12 ] хоры с одним голосом в партии (ОВПП) и ансамбли, играющие на старинных инструментах в исторически обоснованных выступлениях Зеленым фоном отмечены .
Заголовок | Дирижер/Хор/Оркестр | Солисты | Этикетка | Год | Тип хора | Орх. тип |
---|---|---|---|---|---|---|
И.С. Бах: Кантатное произведение – Священные кантаты Том 1. | Юрген Юргенс Монтеверди-Шор Леонхардт-Консорт | Телефункен | 1964 | |||
И.С. Бах: Кантаты Как дождь и снег падают с неба BWV 18; Приди, Спаситель из язычников BWV 62 | Эрхард Мауэрсбергер Томанерхор Оркестр Гевандхауса | Вечный | 1967 | |||
И.С. Бах: Кантатное произведение – Полное собрание кантат – Les Cantates, Vol. | Николас Арнонкур Музыкальный концерт в Вене |
|
Тельдек | 1971 | Период | |
И.С. Бах: Полное собрание кантат, том. 2 | Тон Купман Амстердамский барочный оркестр и хор | Антуан Маршан | 1995 | Период | ||
И.С. Бах: Кантаты Vol. 5 – БВВ 18, 143, 152, 155, 161 | Масааки Сузуки Коллегия Баха в Японии | ДО | 1997 | Период | ||
Издание Баха Том. 5 - Кантаты Том. 2 | Питер Ян Лейсинк Голландский хор мальчиков Нидерландский Бах-Коллегиум | блестящая классика | 1999 | Период | ||
И.С. Бах: Кантаты Vol. 20: Наарден / Саутвелл / Семидесятые / Шестидесятые | Джон Элиот Гардинер Хор Монтеверди Солисты английского барокко | Слава одному Богу | 2000 | Период | ||
И.С. Бах: Кантаты на полный литургический год Том. 6 (Сексагесима и Эстомихи по воскресеньям) 13 | Сигисвальд Куйкен Маленькая группа | Акцент | 2007 | ОВПП | Период | |
И.С. Бах: Кантата BWV 18 «То же, что дождь» | Рудольф Лутц Школа Seconda Pratica | Галлус Медиа | 2009 | Период
|
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж Деллал, Памела . «BWV 181 – Как дождь и снег падают с неба» . ЭммануэльМузыка . Проверено 20 августа 2022 г.
- ^ Костер, Ян. «Веймар 1708–1717» . Let.rug.nl. Архивировано из оригинала 28 марта 2014 года . Проверено 16 декабря 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Дюрр, Альфред (1981). Кантаты Иоганна Себастьяна Баха (на немецком языке). Том 1 (4-е изд.). Немецкое издательство в мягкой обложке. стр. 209–211 . ISBN 3-423-04080-7 .
- ^ Jump up to: а б Вольф, Кристоф (1997). «Так же, как с неба падает дождь и снег» BWV 18 (PDF) . Сайт кантат Баха. стр. 9, 10 . Проверено 29 января 2013 г.
- ^ Дюрр, Альфред; Джонс, Ричард Д.П. (2006). Кантаты И.С. Баха: с их либретто в немецко-английском параллельном тексте . Издательство Оксфордского университета . п. 16. ISBN 0-19-929776-2 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Хофманн, Клаус (2005). «BWV 18: Ибо, как дождь и снег нисходят с неба» (PDF) . Сайт кантат Баха. стр. 5–6 . Проверено 30 января 2013 г.
- ^ «Падением Адама все испорчено / Текст и перевод хорала» . Сайт кантат Баха. 2005 . Проверено 3 февраля 2011 г.
- ^ Минчем, Джулиан (2010). «Глава 43 Bwv 18 - Кантаты Иоганна Себастьяна Баха» . jsbachcantatas.com . Проверено 16 августа 2022 г.
- ^ Бишоф, Вальтер Ф. «BWV 18 Так же, как дождь и снег падают с неба» . Университет Альберты . Проверено 22 января 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Гардинер, Джон Элиот (2009). Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) / Кантаты №№ 18, 84, 92, 126, 144 и 181 (примечания СМИ). Соли Део Глория (на Hyperion Records сайте ) . Проверено 16 февраля 2019 г.
- ^ «Хоральные мелодии, использованные в вокальных произведениях Баха / «Падение Адама», все искажены» . Сайт кантат Баха. 2005 . Проверено 3 февраля 2011 г.
- ^ Орон, Арье (2015). «Кантата BWV 18 Так же, как с неба падает дождь и снег» . Сайт кантат Баха . Проверено 22 января 2016 г.
Источники
[ редактировать ]
- Подобно тому, как с неба падает дождь и снег, BWV 18 : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур.
- Так же, как с неба падает дождь и снег (ранняя версия) BWV 18; BC A 44a / Священная кантата (Sexagesima) Бах Digital
- Подобно тому, как с неба падает дождь и снег BWV 18; BC A 44b / Священная кантата (Sexagesima) Бах Digital
- BWV 18 Когда с неба падает дождь и снег. Английский перевод, Университет Вермонта.
- Люк Дан: BWV 18.5 bach-chorales.com
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Подобно тому, как с неба падает дождь и снег, BWV 18 : выступление Нидерландского общества Баха (видео и справочная информация)