Бесцветный разум , BWV 24.
Бесцветный разум | |
---|---|
БВВ 24 | |
Церковная кантата И.С. Баха | |
![]() Томасовская церковь , Лейпциг | |
Повод | Четвертое воскресенье после Троицы |
Текст кантаты | Эрдманн Ноймайстер |
Библейский текст | Матфея 7:12 |
Хорал | Херманн Иоганн |
Выполненный | 20 июня 1723 г Лейпциг .: |
Движения | 6 |
Вокал |
|
Инструментальный |
|
Иоганн Себастьян Бах сочинил церковную кантату Ein ungefärbt Gemüte (Открытый разум) (буквально: Неокрашенный разум), BWV 24 в Лейпциге в четвертое воскресенье после Троицы и впервые исполнил ее 20 июня 1723 года. Это третья новая кантата его первый цикл кантат в Лейпциге. Название переведено более свободно, например, как «Незапятнанный разум», «Незапятнанная совесть», «Незапятнанная совесть». [ 1 ] «Неприкрытое намерение» и «Неискушенный ум».
История и слова
[ редактировать ]Бах сочинил кантату к Четвертому воскресенью после Троицы и впервые исполнил ее 20 июня 1723 года, через три недели после того, как он занял должность Томаскантора в Лейпциге с Die Elenden sollen essen , BWV 75 . [ 2 ] [ 3 ] Бах начал сочинять по одной кантате почти для каждого воскресенья и праздника литургического года - проект, который Кристоф Вольф описал как «художественное предприятие самого большого масштаба». [ 4 ]
Предписанные чтения для воскресенья были из Послания к Римлянам : «Ибо тварь с искренним ожиданием ожидает явления сынов Божиих» ( Римлянам 8:18–23 ) и из Нагорной проповеди в Евангелие от Луки : увещание «будьте милостивы» и «не судите» ( Луки 6:36–42 ). Кажется вероятным, что Бах еще не нашел в Лейпциге поэта. Он использовал текст кантаты Эрдмана Ноймайстера , опубликованный уже в 1714 году в сборнике Geistliche Poesie mit untermischten Biblischen Sprüchen und Choralen (Духовная поэзия со вставленными библейскими цитатами и хоралами). [ 5 ] В симметричной композиции Ноймайстер поместил в центре цитату из Нагорной проповеди Евангелия от Матфея : «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом суть закон и пророки». ( Матфея 7:12 ). Он обрамил его двумя речитативами , а те двумя ариями . [ 4 ] Тема первого речитатива: « Искренность – один из даров Божиих». [ 1 ] Напротив, тема второго — « Die Heuchelei ist eine Brut, die Belial gehecket. » (Лицемерие — зверь, выкашливаемый Белиалом ). [ 1 ] Поэзия на тему « Der Christen Tun und Handel » (Деяния и поведение христиан), подчеркивающая « Treu und Güte » (истина и добро), подверглась критике как «слишком дидактическая». [ 3 ] Гиллис Уиттакер охарактеризовала это как «сухие, дидактические заявления и грубое осуждение недостатков человечества». [ 6 ] Кантата завершается первой строфой гимна Иоганна Хермана « O Gott, du frommer Gott» (1630). [ 7 ]
Кажется вероятным, что Бах исполнил на той же службе и более раннюю кантату Barmstädtes Herze der alten Liebe , BWV 185 , сочиненную по тому же случаю в Веймаре в 1715 году. В предыдущие три воскресенья он представил кантаты в двух частях, новые произведения Die Бедные будут есть , и небеса возвещают славу Божию , BWV 76 , и раньше я имел много печали , BWV 21 . В четвертое воскресенье он, вероятно, исполнил одну кантату до проповеди, а другую после. [ 3 ] [ 8 ] По словам Кристофа Вольфа , он, вероятно, первым исполнил новое произведение. [ 4 ]
Оценка и структура
[ редактировать ]Кантата в шести частях партитурирована для трех вокальных солистов ( альт , тенор и бас ), четырехголосного хора , кларино , двух гобоев , двух гобоев д'амур , двух скрипок , альта и бассо континуо . [ 2 ]
Нет. | Заголовок | Текст | Тип | Вокал | Ветры | Струны | Ключ | Время |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | Бесцветный разум | Воздух | Высокий | 2 скрипки, альт, непрерывный бас | Фа мажор | 3/4 | ||
2 | Честность – один из даров Божиих | Речитатив | Тенор | Непрерывный бас | 4/4 | |||
3 | Все, что вы хотите сейчас | Каждый | САТБ | Кларино, 2 гобоя | 2 скрипки, альт, непрерывный бас | соль минор | 4/4 | |
4 | Лицемерие - это порода | Речитатив | Бас | 2 скрипки, альт, непрерывный бас | 4/4 | |||
5 | Верность и истина являются причиной | Воздух | Тенор | 2 любовных гобоя | Непрерывный бас | Несовершеннолетний | 4/4 | |
6 | О Боже, ты благочестивый Боже | Хорал | САТБ | Кларино, 2 гобоя | 2 скрипки, альт, непрерывный бас | Фа мажор | 4/4 |
Музыка
[ редактировать ]В своей композиции Бах подчеркивает важность центральной библейской цитаты, передавая ее хору и записывая обрамляющие речитативы и арии с сокращенным аккомпанементом. [ 4 ] Партия облигато в первой арии исполняется скрипками и альтом в унисон и напоминает вокальную партию. [ 2 ] По словам Джона Элиота Гардинера , Бах таким образом пробуждает «незапятнанный разум». [ 6 ] Джулиан Минчем отмечает «мрачное и приглушенное звучание» унисонных струн. [ 8 ] Следующий речитатив, названный «образцовой мини-проповедью сам по себе», [ 6 ] является секко и заканчивается ариозо . Здесь, как и в первом произведении по тому же случаю, BWV 185, Бах показывает зеркальный эффект слов: « Mach aus dir selbst ein solches Bild, wie du den Nächsten haben willt! » хотелось бы, чтобы ваш сосед был!) [ 1 ] подражанием голосу и континуо. [ 2 ] Эта фраза произносится трижды. [ 8 ]
Центральная хоровая часть , «мощный хор, составляющий ядро кантаты». [ 3 ] состоит из двух разделов: полный текст сначала передается в свободной форме, затем снова в виде фуги , [ 2 ] сравнимо с понятиями прелюдия и фуга . [ 4 ] Два гобоя дублируют струны, самостоятельную партию играет кларино. Прелюдия . состоит из трех симметричных частей Фуга, двойная фуга с пометкой « vivace allegro », начинается с первого вокального вступления только в сопровождении континуо, первые вокальные партии исполняются концертистом , хор присоединяется позже. [ 6 ] Музыка достигает кульминации, когда кларино играет тему как пятую часть к четырем вокальным партиям. Движение заканчивается свободными последовательностями . [ 2 ] Минчем описывает «непрерывную активность посредством постоянного музыкального движения» музыки, «фрагментированный ритм» контрпредмета и «затаившую дыхание настойчивость» кода . [ 8 ]
Следующий речитатив аналогичен первому по структуре, но сопровождается струнными, добавляющими акцент, преимущественно на сильные доли. Финальное ариозо , без струн, [ 8 ] подчеркивает молитва « Да избавит меня дорогой Боже от этого! » [ 1 ] [ 6 ] Последняя ария сопровождается двумя обоими д'амурами; они играют длинное «печальное» вступление, которое повторяется как постлюдия. Голос улавливает начальный мотив . Тенор поет необычную колоратурную строку, когда текст заканчивается на « Macht uns Gott und Engeln gleich » (делает нас подобными Богу и ангелам). [ 1 ] возможно, представляющий множество Небесного воинства . [ 8 ]
Восемь строк заключительного хорала. [ 9 ] в гомофоническом четырехголосном вокальном оформлении богато обрамлены оркестровыми интерлюдиями и сопровождаются инструментами. Стиль хоральной обработки Бах нашел в произведениях своего предшественника в Лейпциге Иоганна Кунау . [ 3 ] Последняя молитва просит « незапятнанной души » и чистой совести. [ 6 ]
Записи
[ редактировать ]Список взят из подборки на сайте кантат Баха. [ 10 ]
- Бах Сделано в Германии, Том 1 - Кантаты VI , Гюнтер Рамин , Томанерхор , Gewandhausorchester , Ева Фляйшер , Герт Лютце , Ганс Гауптман , Лейпцигская классика, 1952 г.
- И.С. Бах: Das Cantatenwerk – Священные кантаты Vol. 2 , Николаус Арнонкур , Wiener Sängerknaben & Chorus Viennensis , Concentus Musicus Wien , Пол Эссвуд , Курт Эквилуз , Макс ван Эгмонд , Teldec 1973
- Кантаты Баха Том 3 – Вознесение, Троица, Троица , Карл Рихтер , Мюнхенский хор Баха , , Мюнхенский оркестр Баха , Анна Рейнольдс , Петер Шрайер Дитрих Фишер-Дискау , архивное производство 1975 г.
- Кантата Баха Том 41 , Хельмут Риллинг , Гахингер Канторей , Коллегия Баха Штутгарт , Арлин Огир , Хелен Уоттс , Адальберт Краус , Вольфганг Шёне , Хансслер 1978
- И.С. Бах: Полное собрание кантат, том 7 , Тон Купман , Оркестр и хор Амстердамского барокко , Богна Бартош , Герд Тюрк , Клаус Мертенс , Антуан Маршан, 1997
- И. С. Бах: Кантаты Том 9 - Лейпцигские кантаты , Масааки Судзуки , Bach Collegium Japan , Робин Блейз , Герд Тюрк , Чиюки Урано , BIS 1998
- Кантаты Баха, Том 3: Тьюксбери / Мюльхаузен , Джон Элиот Гардинер , Хор Монтеверди , Солисты английского барокко , Натали Штуцманн , Пол Агнью , Николя Тесте , Соли Део Глория 2000
- Издание Баха Том. 21 - Кантаты Том. 12 , Питер Ян Леусинк , Голландский хор мальчиков , Нидерланды Бах Коллегиум , Сице Бувальда , Марсель Бикман , Бас Рамселаар , Brilliant Classics 2000
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Деллал, Памела . «BWV 24 – «Бесцветный разум» » . ЭммануэльМузыка . Проверено 20 августа 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Дюрр, Альфред (1981). Кантаты Иоганна Себастьяна Баха (на немецком языке). Том 1 (4-е изд.). Немецкое издательство в мягкой обложке. стр. 353–355 . ISBN 3-423-04080-7 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Хофманн, Клаус (1998). «Бесцветный разум, BWV 24 (Открытый разум)» (PDF) . Сайт кантат Баха . п. 5 . Проверено 26 июня 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Вольф, Кристоф (1997). «О первом годовом цикле кантат Баха для Лейпцигской литургии (1723–24) (II)» (PDF) . Сайт кантат Баха . п. 16 . Проверено 27 июня 2012 г.
- ^ Вольф, Кристоф (1991). Бах: Очерки его жизни и музыки . Издательство Гарвардского университета. п. 30. ISBN 9780674059269 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Гардинер, Джон Элиот (2008). Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) / Кантаты №№ 24, 71, 88, 93, 131, 177 и 185 (Кантаты, том 3) (примечания для СМИ). Соли Део Глория (на Hyperion Records сайте ) . Проверено 11 августа 2018 г.
- ^ «О Боже, Боже благочестивый / Текст и перевод хорала» . Сайт кантат Баха . 2008 год . Проверено 25 июня 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Минчем, Джулиан (2010). «Глава 5 Bwv 24 - Кантаты Иоганна Себастьяна Баха» . Кантаты Иоганна Себастьяна Баха . Проверено 18 августа 2022 г.
- ^ «Хоральные мелодии, использованные в вокальных произведениях Баха / O Gott, du frommer Gott / Melody 2» . Сайт кантат Баха . 2005 . Проверено 27 июня 2012 г.
- ^ Орон, Арье (2012). «Кантата BWV 24 Бесцветный разум» . Сайт кантат Баха . Проверено 23 июня 2015 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Ein ungfarb Gemüte, BWV 24 : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
- Бесцветный разум BWV 24; BC A 102 / Священная кантата (4-е воскресенье после Троицы) , Bach Digital
- Люк Дан: BWV 24.6 bach-chorales.com