Jump to content

Господь Христос, Сын Божий , BWV 96

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

Господь Христос, Единородный Сын Божий
Хоральная кантата И.С. Баха
Повод 18-е воскресенье после Троицы
Хорал « Господь Христос, единый Сын Божий »
Элизабет Крусигер
Выполненный 8 октября 1724 г ( 1724-10-08 ) .: Лейпциг
Движения 6
Вокал Хор SATB и соло
Инструментальный
  • рог
  • поперечная флейта
  • маленькая флейта
  • 2 гобоя
  • 2 скрипки
  • альт
  • непрерывный

Иоганн Себастьян Бах сочинил церковную кантату Herr Christ, der einge Gottessohn (Господь Христос, единородный Сын Божий), [ 1 ] BWV   96 , в Лейпциге в 18-е воскресенье после Троицы и впервые исполнено 8 октября 1724 года. Хоральная кантата , часть второго годового цикла Баха , основана на пятистрофном гимне Элизабет Герр Христос, дер einig Gotts Sohn ». « Cruciger , опубликованный в Eyn geystlich Gesangk Buchleyn в 1524.

Гимн, связанный с мистицизмом и сравнивающий Иисуса с Утренней звездой , соответствует двум аспектам предписанного Евангелия для воскресенья, Великой Заповеди и богословскому спору о термине «Сын Давидов». Неизвестный поэт сохранил первую и последнюю строфы для первой и последней части кантаты, а внутренние строфы перефразировал как четыре части, чередуя речитатив и арию . Бах поставил первую строфу как хоральную фантазию с cantus Firmus в альте, добавив блеска «танцующим» сопрано и яркостью сопранино , которое он впервые использовал в своих кантатах. В четырех внутренних частях все четыре вокальные партии имеют свое соло. Теноровая ария сопровождается облигато поперечной флейты — партии, написанной для исполнителя-виртуоза. Басовая ария сопровождается гобоем и струнными, как в венецианском концерте . Кантата завершается простой четырехголосной постановкой гимна. В последующие годы Бах снова исполнил кантату с небольшими изменениями в партитуре.

История и текст

[ редактировать ]

Бах написал кантату в 1724 году к 18-му воскресенью после Троицы как часть своего второго годового цикла, состоящего преимущественно из хоральных кантат . Предписанными чтениями для воскресенья были Первое послание к Коринфянам , благодарность Павла за благодать Божию в Ефесе ( 1 Коринфянам 1:4–8 ) и Евангелие от Матфея , Великая Заповедь ( Матфея 22:34). –46 ), также упомянув, что прозвище «Сын Давидов» обсуждалось в «богословском споре» Иисуса и фарисеев . [ 2 ] [ 3 ]

Текст кантаты неизвестного автора основан исключительно на гимне Herr Christ, der einig Gotts Sohn » в пяти строфах « Элизабет Крюцигер (1524). [ 4 ] [ 2 ] [ 5 ] Гимн основан на латинском рождественском гимне «Corde natus ex родительис» Аврелия Пруденция . Это первый гимн лютеранского реформатора , продолжающий позднесредневековый мистицизм . [ 5 ] Мартин Лютер настолько оценил этот гимн, что поместил его в начало одного из первых сборников гимнов. [ 2 ] Эйн Гейстлих Гесанк Бухлейн . [ 5 ] Первоначально хорал был связан с Крещением , но также и с 18-м воскресеньем после Троицы. [ 6 ]

Первая и последняя строфы гимна в первоначальной редакции стали внешними частями , как это обычно бывает в хоральных кантатах Баха. [ 3 ] Неизвестный либреттист перефразировал строфы 2 и 3 для соответствующих частей кантаты, а строфу 4 — для частей 4 и 5. Евангелие спрашивает, как Иисус, происходящий от Давида, как сказано во 2 Царств 7 , также может быть Господом Давида, как утверждается в Псалмах 110. :1 . Гимн пытается ответить на этот вопрос, сравнивая Иисуса с Утренней звездой , образ, также используемый в гимне « Wie schön leuchtet der Morgenstern », основе кантаты Баха Wie schön leuchtet der Morgenstern , BWV 1 . [ 6 ]

Бах исполнил кантату как минимум три раза: первый раз 8 октября 1724 года, второй раз, вероятно, 24 октября 1734 года, когда сопранино было заменено скрипкой-пикколо. [ 3 ] и в третий раз, вероятно, 1 октября 1740 года. Ученый Баха Кристоф Вольф предложил выступления в 1744/47 году: [ 7 ] Клаус Хофманн в 1747 году, когда партия валторны была отдана тромбону. [ 3 ]

Структура и оценка

[ редактировать ]

Бах структурировал кантату из шести частей, обрамляя чередующиеся речитативы и арии вступительной хоральной фантазией и заключительным четырехчастным хоралом. [ 7 ] Он написал ее для сопрано , альта , тенора и баса солистов , четырехголосного хора и ансамбля инструментов в стиле барокко : валторны (Co) или (позже) тромбона для усиления мелодии гимна, флауто-траверсо (Ft), флаут-пикколо ( Фп) или (позднее) скрипка пикколо , два гобоя (Обь), две скрипки (Вл), альт (Ва), виолончель (Vc) и бассо континуо . [ 8 ] На титульном листе партитуры с автографом написано: «Концерт. / Доминика 18. пост. Тринит: / Herr Christ der einge Gottes Sohn и т. д. / a / Traversiere / 2 Hautbois / 2 Violini / Viola / Canto / Alto / Tenore / Basso / э/Континуо. И.С. Бах». [ 9 ]

В следующей таблице движений счет соответствует Neue Bach-Ausgabe . Тональность и размеры взяты у Альфреда Дюрра с использованием символа общего времени (4/4). [ 6 ] Континуо, играющее повсюду, не показано.

Движения Господа Христа, Единородного Сына Божия
Нет. Заголовок Текст Тип Вокал Ветры Струны Ключ Время
1 Господь Христос, Единородный Сын Божий Крусигер Хоральная фантазия САТБ Ко Фп 2Об 2Вл А Фа мажор 9/8
2 О, чудесная сила любви анон. Речитатив А общее время
3 О, тащи душу веревками любви анон Воздух Т футы До мажор общее время
4 О, направь меня, Боже, на правильный путь анон. Речитатив С общее время
5 То направо, то налево анон. Воздух Б 2Об 2Вл А Ре минор 3/4
6 Убей нас своей добротой Крусигер Хорал САТБ Каждые 2об. 2Вл А Фа мажор общее время

Движения

[ редактировать ]

Как и в большинстве кантат второго цикла, Бах поместил вступительный припев в первую строфу гимна в его первоначальной редакции: « Herr Christ, der einge Gottessohn » (Господь Христос, единственный Сын Божий). [ 1 ] как хоральная фантазия . Он назначил кантус фирмус альту, усиленному валторной (в более позднем исполнении замененной тромбоном). Бах использовал cantusfirmus в альте уже в своей хоральной кантате Ach Gott, vom Himmel sieh Darin , BWV 2 , во второе воскресенье после Троицы. [ 3 ] В «Герре Христе, der einge Gottessohn » это дает сопрано свободу, как отмечает музыковед Джулиан Минчем, «танцевать свой собственный гимн радости в верхнем регистре над мелодией хорала, тем самым облегчая текстуру и настроение всего припева». Необычный блокфлейта флаут-пикколо или сопранино используется для иллюстрации сверкания утренней звезды. [ 10 ] Хофманн отмечает, что это было первое использование Бахом сопранино в кантате и первое знакомство его лейпцигской аудитории с инструментом, который не использовался в качестве концертного инструмента. В более позднем исполнении (вероятно, 1734 г.) его заменила скрипка-пикколо. [ 3 ] Хоровая композиция полифонична и встроена в инструментальную музыку, основанную на схожих мотивах. трех остальных голосов [ 11 ]

Первый речитатив для альта « O Wunderkraft der Liebe » (О дивная сила любви). [ 1 ] это секко, только в сопровождении континуо. В нем Иисус упоминается как потомок Давида и сын Марии , что отражает рождение от Девы. Джон Элиот Гардинер , который дирижировал в 2000 году « Паломничеством кантаты Баха» в Лейпциге и исполнил эту кантату в Томаскирхе , отмечает, что два речитатива кантаты «образцовы даже по стандартам Баха в своей экономии средств и богатстве выражения». [ 2 ] [ 11 ] Минчам отмечает, что, когда цитируется одна строка из гимна, слышна «плавная басовая партия», относящаяся к «концу земного времени». [ 11 ]

Теноровая ария « Ах, вытяни мою душу мотками любви » [ 1 ] сопровождается поперечной флейтой, на которой, вероятно, играет флато-пикколо из первой части. [ 2 ] Что касается «Was frag ich nach der Welt» , BWV 94 , написанного за несколько недель до этого, у Баха, кажется, был под рукой отличный флейтист: [ 6 ] которого он использовал в двенадцати кантатах осенью 1724 года. Некоторые музыковеды полагают, что это был Фридрих Готлиб Вильд, студент юридического факультета. [ 2 ]

Речитатив для сопрано « Ах, направь меня, Боже, на путь истинный». [ 1 ] это молитва о Божьем водительстве. [ 2 ]

Басовая ария иллюстрирует слова « Скоро вправо, скоро влево наклонились мои ошибочные шаги » (Скоро вправо, скоро влево мои ошибочные шаги наклонились) [ 1 ] в зубчатых мотивах и частом переключении между духовыми и струнными. В средней части уверенными шагами изображена картина « Gehe doch, mein Heiland, mit » (Иди со мной, мой Спаситель). [ 1 ] [ 11 ] Заключительная часть объединяет оба элемента. [ 6 ] Гардинер отмечает, что Бах использует духовые и струнные в концертирующих хорах ( cori spezzati ), что усиливается размещением их на галереях: одна из них справа, другая слева от певцов. [ 2 ] [ 7 ] Эта техника практиковалась в Венеции в конце шестнадцатого века и была представлена ​​в Германии такими композиторами, как Генрих Шютц , которые учились в Венеции. Гардинер также отмечает намек на стиль французской оперы, который Бах, возможно, слышал, путешествуя мальчиком по северной Германии, в Гамбургской опере , в Целле или Люнебурге . [ 2 ]

Заключительный хорал « Ertöt uns durch dein Güte » (Убей нас своей добротой). [ 1 ] представляет собой четырехчастную постановку для хора, валторны, гобоев и струнных, играющих колла-парте с голосами. [ 6 ]

Записи взяты из списка на веб-сайте Bach Cantatas. [ 12 ] Инструментальные группы, играющие на старинных инструментах в исторически обоснованных исполнениях, отмечены зеленым под заголовком Instr. .

Записи Господа Христа, Единородного Сына Божьего
Заголовок Дирижер/Хор/Оркестр Солисты Этикетка Год Инстр.
Кантата Баха Том 52. Хельмут Риллинг
Гехингер Канторей
Бах-коллегия Штутгарта
Хэнсслер 1973  ( 1973 )
Кантаты Баха Том. 5 – воскресенья после Троицы II. Карл Рихтер
Мюнхенский хор Баха
Мюнхенский баховский оркестр
Архивная продукция 1978  ( 1978 ) Период
И.С. Бах: Кантатное произведение – Священные кантаты Том 5. Густав Леонхардт
Хор мальчиков Тёльцер
Леонхардт-Консорт
Тельдек 1979  ( 1979 ) Период
Кантаты Баха Том. 9: Лунд / Лейпциг / 17-е воскресенье после Троицы / 18-е воскресенье после Троицы. Джон Элиот Гардинер
Хор Монтеверди
Солисты английского барокко
Слава одному Богу 2000  ( 2000 ) Период
И.С. Бах: Сольные кантаты Крестоносная кантата BWV 56; «Мир вам» BWV 158; «Мне достаточно» BWV 82 Карл-Фридрих Берингер
Виндсбахер Кнабенчор
Музыкальный консорциум
Зигмунд Нимсгерн Байер отчеты 1991  ( 1991 )
И.С. Бах: Полное собрание кантат, том. 13 Тон Купман
Амстердамский барочный оркестр и хор
Антуан Маршан 2000  ( 2000 ) Период
И.С. Бах: Кантаты Vol. 26 Масааки Сузуки
Коллегия Баха в Японии
ДО 2003  ( 2003 ) Период
И.С. Бах: Кантаты на полный литургический год Том 12: «О чем ты скорбишь, сердце мое» (Кантаты BWV 138, 27, 47, 96) Сигисвальд Куйкен
Маленькая группа
Этикетка Accent (Германия) 2009  ( 2009 ) Период
Bachkantaten N°20 (BWV 96, 67, 121) Рудольф Лутц
Школа Seconda Pratica
Фонд И.С. Баха 2011  ( 2011 ) Период
Бах: Кантаты BWV 78, 96, 100, 122, 127, 130, 180 (Кантаты литургического года из годового цикла кантат 1724/25) Кристоф Сперинг
Новый оркестр
Немецкая Гармония Мунди 2021  ( 2021 ) Период
  1. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Деллал, Памела . «BWV 96 — Господь Христос, Единородный Сын Божий» . ЭммануэльМузыка . Проверено 24 августа 2022 г.
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Гардинер, Джон Элиот (2009). Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) / Кантаты №№ 47, 96, 114, 116, 148 и 169 (примечания СМИ). Соли Део Глория (на Hyperion Records сайте ) . Проверено 11 ноября 2018 г.
  3. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Хофманн, Клаус (2004). «Господь Христос, Единородный Сын Божий BWV 96 / ГосподьХристос, Единородный Сын Божий» (PDF) . Сайт кантат Баха. стр. 7–8 . Проверено 4 октября 2015 г.
  4. ^ Шульце, Ханс Иоахим (2006). «Предисловие к книге «Господи Христу, Единородному Твоему Сыну Божию» , BWV 96» (PDF) . Перевод Дэвида Косвинера. Издательство Карус.
  5. ^ Перейти обратно: а б с «Хоральные мелодии, использованные в вокальных произведениях Баха / Herr Christ, der einge Gottessohn» . Сайт кантат Баха. 2008 год . Проверено 5 октября 2012 г.
  6. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Дюрр, Альфред ; Джонс, Ричард Д. П. (2006), Кантаты Дж. С. Баха , Oxford University Press , стр. 567–570, ISBN  0-19-929776-2
  7. ^ Перейти обратно: а б с Вольф, Кристоф (2000). «Хоральные кантаты из цикла кантат Лейпцигской церкви, 1724-25 (III)» (PDF) . Сайт кантат Баха. стр. 8–9 . Проверено 4 октября 2015 г.
  8. ^ Епископ, Уолтер Ф. «BWV 96 Господь Христос, сын Божий» . Университет Альберты . Проверено 4 октября 2015 г.
  9. ^ Гроб, Йохен (2014). «BWV 96 / BC 142» (на немецком языке). s-line.of . Проверено 4 октября 2015 г.
  10. ^ «Герр Христос, der ein'ge Gottessohn (Господь Христос, единственный Сын Божий)» . arkivmusic.com. 2010. Архивировано из оригинала 1 апреля 2012 года . Проверено 27 сентября 2010 г.
  11. ^ Перейти обратно: а б с д Минчем, Джулиан (2010). «Глава 19 BWV 96 Herr Christ, der einge Gottessohn / Господь Христос, единый Сын Божий» . jsbachcantatas.com . Проверено 24 августа 2022 г.
  12. ^ Орон, Арье. «Кантата BWV 96 Herr Christ, der einge Gottessohn» . Сайт кантат Баха . Проверено 3 октября 2015 г.

Источники

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d8d32973b6bc6b08a1cd787bb13ded0a__1722813360
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d8/0a/d8d32973b6bc6b08a1cd787bb13ded0a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Herr Christ, der einge Gottessohn, BWV 96 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)