Господь Христос, Сын Божий , BWV 96
Господь Христос, Единородный Сын Божий | |
---|---|
БВВ 96 | |
Хоральная кантата И.С. Баха | |
![]() Томасовская церковь , Лейпциг | |
Повод | 18-е воскресенье после Троицы |
Хорал | « Господь Христос, единый Сын Божий » Элизабет Крусигер |
Выполненный | 8 октября 1724 г Лейпциг .: |
Движения | 6 |
Вокал | Хор SATB и соло |
Инструментальный |
|
Иоганн Себастьян Бах сочинил церковную кантату Herr Christ, der einge Gottessohn (Господь Христос, единородный Сын Божий), [ 1 ] BWV 96 , в Лейпциге в 18-е воскресенье после Троицы и впервые исполнено 8 октября 1724 года. Хоральная кантата , часть второго годового цикла Баха , основана на пятистрофном гимне Элизабет Герр Христос, дер einig Gotts Sohn ». « Cruciger , опубликованный в Eyn geystlich Gesangk Buchleyn в 1524.
Гимн, связанный с мистицизмом и сравнивающий Иисуса с Утренней звездой , соответствует двум аспектам предписанного Евангелия для воскресенья, Великой Заповеди и богословскому спору о термине «Сын Давидов». Неизвестный поэт сохранил первую и последнюю строфы для первой и последней части кантаты, а внутренние строфы перефразировал как четыре части, чередуя речитатив и арию . Бах поставил первую строфу как хоральную фантазию с cantus Firmus в альте, добавив блеска «танцующим» сопрано и яркостью сопранино , которое он впервые использовал в своих кантатах. В четырех внутренних частях все четыре вокальные партии имеют свое соло. Теноровая ария сопровождается облигато поперечной флейты — партии, написанной для исполнителя-виртуоза. Басовая ария сопровождается гобоем и струнными, как в венецианском концерте . Кантата завершается простой четырехголосной постановкой гимна. В последующие годы Бах снова исполнил кантату с небольшими изменениями в партитуре.
История и текст
[ редактировать ]Бах написал кантату в 1724 году к 18-му воскресенью после Троицы как часть своего второго годового цикла, состоящего преимущественно из хоральных кантат . Предписанными чтениями для воскресенья были Первое послание к Коринфянам , благодарность Павла за благодать Божию в Ефесе ( 1 Коринфянам 1:4–8 ) и Евангелие от Матфея , Великая Заповедь ( Матфея 22:34). –46 ), также упомянув, что прозвище «Сын Давидов» обсуждалось в «богословском споре» Иисуса и фарисеев . [ 2 ] [ 3 ]
Текст кантаты неизвестного автора основан исключительно на гимне Herr Christ, der einig Gotts Sohn » в пяти строфах « Элизабет Крюцигер (1524). [ 4 ] [ 2 ] [ 5 ] Гимн основан на латинском рождественском гимне «Corde natus ex родительис» Аврелия Пруденция . Это первый гимн лютеранского реформатора , продолжающий позднесредневековый мистицизм . [ 5 ] Мартин Лютер настолько оценил этот гимн, что поместил его в начало одного из первых сборников гимнов. [ 2 ] Эйн Гейстлих Гесанк Бухлейн . [ 5 ] Первоначально хорал был связан с Крещением , но также и с 18-м воскресеньем после Троицы. [ 6 ]
Первая и последняя строфы гимна в первоначальной редакции стали внешними частями , как это обычно бывает в хоральных кантатах Баха. [ 3 ] Неизвестный либреттист перефразировал строфы 2 и 3 для соответствующих частей кантаты, а строфу 4 — для частей 4 и 5. Евангелие спрашивает, как Иисус, происходящий от Давида, как сказано во 2 Царств 7 , также может быть Господом Давида, как утверждается в Псалмах 110. :1 . Гимн пытается ответить на этот вопрос, сравнивая Иисуса с Утренней звездой , образ, также используемый в гимне « Wie schön leuchtet der Morgenstern », основе кантаты Баха Wie schön leuchtet der Morgenstern , BWV 1 . [ 6 ]
Бах исполнил кантату как минимум три раза: первый раз 8 октября 1724 года, второй раз, вероятно, 24 октября 1734 года, когда сопранино было заменено скрипкой-пикколо. [ 3 ] и в третий раз, вероятно, 1 октября 1740 года. Ученый Баха Кристоф Вольф предложил выступления в 1744/47 году: [ 7 ] Клаус Хофманн в 1747 году, когда партия валторны была отдана тромбону. [ 3 ]
Музыка
[ редактировать ]Структура и оценка
[ редактировать ]Бах структурировал кантату из шести частей, обрамляя чередующиеся речитативы и арии вступительной хоральной фантазией и заключительным четырехчастным хоралом. [ 7 ] Он написал ее для сопрано , альта , тенора и баса солистов , четырехголосного хора и ансамбля инструментов в стиле барокко : валторны (Co) или (позже) тромбона для усиления мелодии гимна, флауто-траверсо (Ft), флаут-пикколо ( Фп) или (позднее) скрипка пикколо , два гобоя (Обь), две скрипки (Вл), альт (Ва), виолончель (Vc) и бассо континуо . [ 8 ] На титульном листе партитуры с автографом написано: «Концерт. / Доминика 18. пост. Тринит: / Herr Christ der einge Gottes Sohn и т. д. / a / Traversiere / 2 Hautbois / 2 Violini / Viola / Canto / Alto / Tenore / Basso / э/Континуо. И.С. Бах». [ 9 ]
В следующей таблице движений счет соответствует Neue Bach-Ausgabe . Тональность и размеры взяты у Альфреда Дюрра с использованием символа общего времени (4/4). [ 6 ] Континуо, играющее повсюду, не показано.
Нет. | Заголовок | Текст | Тип | Вокал | Ветры | Струны | Ключ | Время |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | Господь Христос, Единородный Сын Божий | Крусигер | Хоральная фантазия | САТБ | Ко Фп 2Об | 2Вл А | Фа мажор | 9/8 |
2 | О, чудесная сила любви | анон. | Речитатив | А | ![]() | |||
3 | О, тащи душу веревками любви | анон | Воздух | Т | футы | До мажор | ![]() | |
4 | О, направь меня, Боже, на правильный путь | анон. | Речитатив | С | ![]() | |||
5 | То направо, то налево | анон. | Воздух | Б | 2Об | 2Вл А | Ре минор | 3/4 |
6 | Убей нас своей добротой | Крусигер | Хорал | САТБ | Каждые 2об. | 2Вл А | Фа мажор | ![]() |
Движения
[ редактировать ]1
[ редактировать ]Как и в большинстве кантат второго цикла, Бах поместил вступительный припев в первую строфу гимна в его первоначальной редакции: « Herr Christ, der einge Gottessohn » (Господь Христос, единственный Сын Божий). [ 1 ] как хоральная фантазия . Он назначил кантус фирмус альту, усиленному валторной (в более позднем исполнении замененной тромбоном). Бах использовал cantusfirmus в альте уже в своей хоральной кантате Ach Gott, vom Himmel sieh Darin , BWV 2 , во второе воскресенье после Троицы. [ 3 ] В «Герре Христе, der einge Gottessohn » это дает сопрано свободу, как отмечает музыковед Джулиан Минчем, «танцевать свой собственный гимн радости в верхнем регистре над мелодией хорала, тем самым облегчая текстуру и настроение всего припева». Необычный блокфлейта флаут-пикколо или сопранино используется для иллюстрации сверкания утренней звезды. [ 10 ] Хофманн отмечает, что это было первое использование Бахом сопранино в кантате и первое знакомство его лейпцигской аудитории с инструментом, который не использовался в качестве концертного инструмента. В более позднем исполнении (вероятно, 1734 г.) его заменила скрипка-пикколо. [ 3 ] Хоровая композиция полифонична и встроена в инструментальную музыку, основанную на схожих мотивах. трех остальных голосов [ 11 ]
2
[ редактировать ]Первый речитатив для альта « O Wunderkraft der Liebe » (О дивная сила любви). [ 1 ] это секко, только в сопровождении континуо. В нем Иисус упоминается как потомок Давида и сын Марии , что отражает рождение от Девы. Джон Элиот Гардинер , который дирижировал в 2000 году « Паломничеством кантаты Баха» в Лейпциге и исполнил эту кантату в Томаскирхе , отмечает, что два речитатива кантаты «образцовы даже по стандартам Баха в своей экономии средств и богатстве выражения». [ 2 ] [ 11 ] Минчам отмечает, что, когда цитируется одна строка из гимна, слышна «плавная басовая партия», относящаяся к «концу земного времени». [ 11 ]
3
[ редактировать ]Теноровая ария « Ах, вытяни мою душу мотками любви » [ 1 ] сопровождается поперечной флейтой, на которой, вероятно, играет флато-пикколо из первой части. [ 2 ] Что касается «Was frag ich nach der Welt» , BWV 94 , написанного за несколько недель до этого, у Баха, кажется, был под рукой отличный флейтист: [ 6 ] которого он использовал в двенадцати кантатах осенью 1724 года. Некоторые музыковеды полагают, что это был Фридрих Готлиб Вильд, студент юридического факультета. [ 2 ]
4
[ редактировать ]Речитатив для сопрано « Ах, направь меня, Боже, на путь истинный». [ 1 ] это молитва о Божьем водительстве. [ 2 ]
5
[ редактировать ]Басовая ария иллюстрирует слова « Скоро вправо, скоро влево наклонились мои ошибочные шаги » (Скоро вправо, скоро влево мои ошибочные шаги наклонились) [ 1 ] в зубчатых мотивах и частом переключении между духовыми и струнными. В средней части уверенными шагами изображена картина « Gehe doch, mein Heiland, mit » (Иди со мной, мой Спаситель). [ 1 ] [ 11 ] Заключительная часть объединяет оба элемента. [ 6 ] Гардинер отмечает, что Бах использует духовые и струнные в концертирующих хорах ( cori spezzati ), что усиливается размещением их на галереях: одна из них справа, другая слева от певцов. [ 2 ] [ 7 ] Эта техника практиковалась в Венеции в конце шестнадцатого века и была представлена в Германии такими композиторами, как Генрих Шютц , которые учились в Венеции. Гардинер также отмечает намек на стиль французской оперы, который Бах, возможно, слышал, путешествуя мальчиком по северной Германии, в Гамбургской опере , в Целле или Люнебурге . [ 2 ]
6
[ редактировать ]Заключительный хорал « Ertöt uns durch dein Güte » (Убей нас своей добротой). [ 1 ] представляет собой четырехчастную постановку для хора, валторны, гобоев и струнных, играющих колла-парте с голосами. [ 6 ]
Записи
[ редактировать ]Записи взяты из списка на веб-сайте Bach Cantatas. [ 12 ] Инструментальные группы, играющие на старинных инструментах в исторически обоснованных исполнениях, отмечены зеленым под заголовком Instr. .
Заголовок | Дирижер/Хор/Оркестр | Солисты | Этикетка | Год | Инстр. |
---|---|---|---|---|---|
Кантата Баха Том 52. | Хельмут Риллинг Гехингер Канторей Бах-коллегия Штутгарта | Хэнсслер | 1973 | ||
Кантаты Баха Том. 5 – воскресенья после Троицы II. | Карл Рихтер Мюнхенский хор Баха Мюнхенский баховский оркестр | Архивная продукция | 1978 | Период | |
И.С. Бах: Кантатное произведение – Священные кантаты Том 5. | Густав Леонхардт Хор мальчиков Тёльцер Леонхардт-Консорт | Тельдек | 1979 | Период | |
Кантаты Баха Том. 9: Лунд / Лейпциг / 17-е воскресенье после Троицы / 18-е воскресенье после Троицы. | Джон Элиот Гардинер Хор Монтеверди Солисты английского барокко | Слава одному Богу | 2000 | Период | |
И.С. Бах: Сольные кантаты Крестоносная кантата BWV 56; «Мир вам» BWV 158; «Мне достаточно» BWV 82 | Карл-Фридрих Берингер Виндсбахер Кнабенчор Музыкальный консорциум | Зигмунд Нимсгерн | Байер отчеты | 1991 | |
И.С. Бах: Полное собрание кантат, том. 13 | Тон Купман Амстердамский барочный оркестр и хор | Антуан Маршан | 2000 | Период | |
И.С. Бах: Кантаты Vol. 26 | Масааки Сузуки Коллегия Баха в Японии | ДО | 2003 | Период | |
И.С. Бах: Кантаты на полный литургический год Том 12: «О чем ты скорбишь, сердце мое» (Кантаты BWV 138, 27, 47, 96) | Сигисвальд Куйкен Маленькая группа | Этикетка Accent (Германия) | 2009 | Период | |
Bachkantaten N°20 (BWV 96, 67, 121) | Рудольф Лутц Школа Seconda Pratica | Фонд И.С. Баха | 2011 | Период | |
Бах: Кантаты BWV 78, 96, 100, 122, 127, 130, 180 (Кантаты литургического года из годового цикла кантат 1724/25) | Кристоф Сперинг Новый оркестр | Немецкая Гармония Мунди | 2021 | Период |
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Деллал, Памела . «BWV 96 — Господь Христос, Единородный Сын Божий» . ЭммануэльМузыка . Проверено 24 августа 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Гардинер, Джон Элиот (2009). Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) / Кантаты №№ 47, 96, 114, 116, 148 и 169 (примечания СМИ). Соли Део Глория (на Hyperion Records сайте ) . Проверено 11 ноября 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Хофманн, Клаус (2004). «Господь Христос, Единородный Сын Божий BWV 96 / ГосподьХристос, Единородный Сын Божий» (PDF) . Сайт кантат Баха. стр. 7–8 . Проверено 4 октября 2015 г.
- ^ Шульце, Ханс Иоахим (2006). «Предисловие к книге «Господи Христу, Единородному Твоему Сыну Божию» , BWV 96» (PDF) . Перевод Дэвида Косвинера. Издательство Карус.
- ^ Перейти обратно: а б с «Хоральные мелодии, использованные в вокальных произведениях Баха / Herr Christ, der einge Gottessohn» . Сайт кантат Баха. 2008 год . Проверено 5 октября 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Дюрр, Альфред ; Джонс, Ричард Д. П. (2006), Кантаты Дж. С. Баха , Oxford University Press , стр. 567–570, ISBN 0-19-929776-2
- ^ Перейти обратно: а б с Вольф, Кристоф (2000). «Хоральные кантаты из цикла кантат Лейпцигской церкви, 1724-25 (III)» (PDF) . Сайт кантат Баха. стр. 8–9 . Проверено 4 октября 2015 г.
- ^ Епископ, Уолтер Ф. «BWV 96 Господь Христос, сын Божий» . Университет Альберты . Проверено 4 октября 2015 г.
- ^ Гроб, Йохен (2014). «BWV 96 / BC 142» (на немецком языке). s-line.of . Проверено 4 октября 2015 г.
- ^ «Герр Христос, der ein'ge Gottessohn (Господь Христос, единственный Сын Божий)» . arkivmusic.com. 2010. Архивировано из оригинала 1 апреля 2012 года . Проверено 27 сентября 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Минчем, Джулиан (2010). «Глава 19 BWV 96 Herr Christ, der einge Gottessohn / Господь Христос, единый Сын Божий» . jsbachcantatas.com . Проверено 24 августа 2022 г.
- ^ Орон, Арье. «Кантата BWV 96 Herr Christ, der einge Gottessohn» . Сайт кантат Баха . Проверено 3 октября 2015 г.
Источники
[ редактировать ]- Мистер Христос, Сын Божий, BWV 96 : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
- Господь Христос, Сын Божий BWV 96; BC A 142 / Хоральная кантата (18-е воскресенье после Троицы) Bach Digital
- BWV 96 Господь Христос, Сын Божий, английский перевод, Университет Вермонта
- Люк Дан: BWV 96.6 bach-chorales.com