Иисус, кто моя душа , BWV 78
Иисус, кто моя душа | |
---|---|
БВВ 78 | |
Хоральная кантата И.С. Баха | |
![]() Иоганн Рист , автор гимна | |
Повод | 14-е воскресенье после Троицы |
Хорал | « Иисус, кто моя душа » Иоганн Рист |
Выполненный | 10 сентября 1724 г Лейпциг .: |
Движения | Семь |
Вокал | Хор SATB и соло |
Инструментальный |
|
Иисус, вырвавший мою душу (Иисус, вырвавший мою душу), [ 1 ] BWV 78 — церковная кантата Иоганна Себастьяна Баха . он сочинил Хоральную кантату в Лейпциге к 14-му воскресенью после Троицы и впервые исполнил ее 10 сентября 1724 года. Она основана на гимне Иоганна Риста .
История и слова
[ редактировать ]Бах написал кантату на втором году обучения в Лейпциге, когда сочинил годовой цикл хоральных кантат . Для 14-го воскресенья после Троицы , 10 сентября 1724 года, он выбрал хорал Иоганна Риста (1641) в 12 строфах . Рист задал слова и, вероятно, также мелодию. [ 2 ] Неизвестный либреттист написал стихи для семи частей , сохранив первую и последнюю строфы и процитировав некоторые оригинальные строки как часть своего собственного сочинения в других частях. Часть 2 соответствует 2-й строфе хорала, 6-11, 3-3–5, 4-6–7 и 5-8–10. [ 3 ]
Предписанными чтениями для воскресенья были Послание к Галатам , учение Павла о «делах плоти» и «плоде духа» ( Галатам 5:16–24 ), а также Евангелие от Луки , Очищение десяти. прокаженные ( Лк. 17:11–19 ). [ 3 ] Хорал кажется лишь отдаленно связанным со Страстями Иисуса , очищающими верующего. Поэт обращается к болезни и исцелению в нескольких строках, больше, чем в хорале, например, « Du suchst die Kranken » (вы ищете больных). [ 3 ]
Оценка и структура
[ редактировать ]Кантата в семи частях написана для сопрано , альта , тенора и баса солистов , четырехголосного хора и инструментального ансамбля в стиле барокко, состоящего из флауто траверсо , двух гобоев , двух скрипок , альта , виолоны и бассо континуо, включая орган и валторну в вступительный припев.
- Хорал: Иисус, кто моя душа
- Дуэтная ария (сопрано, альт): Мы спешим слабыми, но деловыми шагами.
- Речитатив (тенор): О! Я дитя грехов
- Ария (тенор, флейта): Кровь, перечеркнувшая мою вину
- Речитатив (бас, струнные): Раны, гвозди, корона и могила.
- Ария (бас, гобой): Только ты удовлетворишь мою совесть
- Хорал: Господи, верю, помоги мне, немощному
Музыка
[ редактировать ]Кантата примечательна своими совершенно противоположными аффектами : медитативной глубиной вступительного припева, почти радостным, хотя и нерешительным подпрыгиванием во второй части и отчаянием в третьей. [ 4 ]
Вступительный припев представляет собой хоральную фантазию в форме пассакалии . Тема, известная как passus duriusculus или хроматическая кварта , появляется 27 раз, иногда в перевернутом виде, иногда в разных тональностях. На первых страницах он появляется дважды в басу (такты 1–9), затем в верхней части текстуры, играемой первым гобоем в такте 9. Он появляется в перевернутой форме в исполнении хоровых альтов в такте 25 и такте позже, тенорами. [ 5 ] Этот бас-пассакалья использовался еще до Баха. Впервые он использовал его в пятой части своей ранней кантаты для Пасхального отставания Христа в Todes Banden , BWV 4 , и особенно в Weinen, Klagen, Sorgen, Zagen , BWV 12 , которая была образцом для Распятия его Мессы си минор. .
Движение распадается на части, каждая из которых приближается к входу хора-сопрано, который поет каждую последующую строку гимна как cantusfirmus . Остальные инструментальные и вокальные партии выражают значение слов в полифонии с использованием разнообразных мотивов , построенных в соответствии с доктриной чувств , утверждавшей, что определенные эмоции могут быть вызваны соответствующими музыкальными жестами. [ 6 ]
Дуэт для сопрано и альта говорит о стремительных шагах, выраженных преимущественно в фигурах континуо виолончели, виолоны и органа.
Теноровый речитатив начинается с секко , но заканчивается ариозо на словах оригинального хорала. Ария . сопровождается мотивами флейты, выражающими рельеф сердца
Речитатив для баса со струнными напоминает vox Christi (голос Христа) в «Страстях» Баха , отмеченный с необычайной точностью: vivace, adagio, andante, con ardore. Бах достигает драматического воздействия, усиливаемого скачками вокальной линии. Последняя ария похожа на концерт для гобоя и баса.
Заключительный хорал представляет собой четырехчастную оригинальную мелодию. [ 3 ]
Записи
[ редактировать ]- Les Grandes Cantates de JS Bach Vol. 7 , Фриц Вернер , Генрих-Шюц-Хор Хайльбронн , Камерный оркестр Пфорцхайма , Марга Хёффген , Гельмут Кребс , Франц Кельх , Эрато 1960
- Кантаты Баха, Том 4 - Воскресенья после Троицы , Карл Рихтер , Мюнхенский хор Баха, , оркестр Баха , Урсула Букель , Герта Тёппер , Джон ван Кестерен Мюнхенский Кит Энген , архивное производство 1961 г.
- И.С. Бах: Кантаты BWV 78 и BWV 106 , Вольфганг Генненвайн , Южногерманский хор мадригалов , Consortium Musicum , Эдит Матис , Сибил Мичелоу , Тео Альтмейер , Франц Красс , EMI 1965
- Кантаты BWV 172 и BWV 78 , Эрхард Мауэрсбергер , Томанерхор , Gewandhausorchester , Адель Столте , Аннелис Бурмейстер , Петер Шрайер , Тео Адам , Этерна, 1970
- Бах: Кантатное произведение (7) , Герман Макс , Дормагенер Канторей , Барбара Шлик , Хильке Хеллинг , Лутц-Михаэль Хардер , Бертольд Поссемейер , ФСМ Кандид конец 1975 г.
- Бах: Кантатное произведение Том 20 , Николаус Арнонкур , Тельцер Кнабенчор и Concentus Musicus Vienna , Вильгельм Видль (мальчик-сопрано), Пауль Эссвуд , Курт Эквилуз , Рууд ван дер Меер , Тельдек, 1977
- Дж. С. Бах: Кантаты BWV 8, 78 и 99 , Джулианна Бэрд , Аллан Фаст, Фрэнк Келли , Ян Опалак, Ансамбль Баха, Джошуа Рифкин , Florilegium Digital, 1988
- И.С. Бах: Полное собрание кантат, том. 12 , Тон Купман , Амстердамский барочный оркестр и хор , Лиза Ларссон , Аннетт Маркерт , Кристоф Прегардьен , Клаус Мертенс , Антуан Маршан 2000
- Кантаты Баха Том. 7: Амброне / Бремен , Джон Элиот Гардинер , Хор Монтеверди , Солисты английского барокко , Малин Хартелиус , Робин Тайсон , Джеймс Гилкрист , Питер Харви , Соли Део Глория 2000
- Бах: Как красиво сияет утренняя звезда – Кантаты BWV 1, 48, 78 и 140 , Карл-Фридрих Берингер , Windsbacher Knabenchor , Deutsche Kammer-Virtuosen Berlin , Сибилла Рубенс , Ребекка Мартин , Маркус Шефер , Клаус Мертенс , Sony Music 2011
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Деллал, Памела . «BWV 78 – «Иисус, спасающий мою душу» » . Эммануэль Музыка . Проверено 23 августа 2022 г.
- ^ «Хоральные мелодии, использованные в вокальных произведениях Баха Jesu, der du meine Seele» . Сайт кантат Баха. 2006 год . Проверено 1 сентября 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с д Дюрр, Альфред (1981). Кантаты Иоганна Себастьяна Баха (на немецком языке). Том 1 (4-е изд.). Немецкое издательство в мягкой обложке. стр. 433–436 . ISBN 3-423-04080-7 .
- ^ Бишоп, Уолтер Ф. «BWV 78 Иисус, душа моя» . Университет Альберты . Проверено 5 апреля 2010 г.
- ^ Бах, Дж.С. (2015). Хофман, Рутгер (ред.). Иисус, который является моей душой (PDF) . Рутгер Хофман. стр. 3–5.
- ^ Диссмор, Джошуа Л. (2017). Музыка барокко и доктрина привязанностей: воплощение привязанностей в жизнь . Седарвильский университет. п. 5.
Источники
[ редактировать ]- Jesu, der du meine Seele, BWV 78 : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
- Иисус, кто моя душа BWV 78; BC A 130 / Хоральная кантата (14-е воскресенье после Троицы) Bach Digital
- Кантата BWV 78 Jesu, der du meine Seele , история, озвучка, источники текста и музыки, переводы на разные языки, дискография, обсуждение, Веб-сайт кантат Баха
- BWV 78 Иисус, моя душа, английский перевод, Университет Вермонта
- Глава Глава 14 BWV 78 Иисус, раздирающий душу мою. Джулиан Минчем, 2010 г.
- BWV 78.7 bach-chorales.com
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Иисус, кто моя душа, BWV 78 : выступление Нидерландского общества Баха (видео и справочная информация)