Посчитайте! Доннерворт , BWV 168
Посчитайте! Громовое слово | |
---|---|
БВВ 168 | |
Церковная кантата И.С. Баха | |
![]() | |
Повод | Девятое воскресенье после Троицы |
Текст кантаты | Саломон Франк |
Хорал | « Господи Иисусе Христе, Ты самое драгоценное добро » Варфоломеуса Рингвальда |
Выполненный | 29 июля 1725 г Лейпциг .: |
Движения | шесть |
Вокал | САТБ соло и хор |
Инструментальный |
|
Иоганн Себастьян Бах сочинил церковную кантату Tue Rechnung! Доннерворт (Расчетный счет! Слово грома), [ 1 ] BWV 168 в Лейпциге в девятое воскресенье после Троицы и впервые исполнил его 29 июля 1725 года.
Бах поставил текст Саломо Франка , либреттиста , с которым он работал в Веймаре . В тексте, который Франк опубликовал в 1715 году, используется предписанное чтение из Евангелия от Луки , притчи о Неправедном Управителе в качестве отправной точки для размышлений о долге греха и его «оплате» в денежном выражении текст строфой из гимна Рингвальда Варфоломеуса « . Он завершил Господин Иисус Христос, du höchstes Gut ». Бах структурировал кантату из шести частей и тщательно озвучил ее, как и многие произведения Франка, для четырех вокальных партий, объединенных только в хорале, двух гобоях д'амур , струнных и бассо континуо . Это первая новая композиция за его третий год работы Томаскантором в Лейпциге.
История и слова
[ редактировать ]Бах сочинил кантату в Лейпциге к девятому воскресенью после Троицы как первую кантату своего третьего цикла кантат, став первым новым сочинением за третий год его работы Томаскантором в Лейпциге. [ 2 ] Либретто Веймаре написано Саломоном Франком придворным поэтом в , . Бах часто устанавливал там тексты Франка, когда он был там Konzertmeister (концертмейстером) с 1714 по 1717 год. Франк опубликовал текст Tue Rechnung! Доннерворта в 1715 году как часть сборника Evangelisches Andachts-Opffer , и Бах, вероятно, использовал бы его в то время, если бы не период траура по принцу Иоганну Эрнсту Саксен-Веймарскому . [ 2 ]
Предписанными чтениями для воскресенья были Первое послание к Корифянам , предупреждение о ложных богах и утешение в искушении ( 1 Коринфянам 10:6–13 ), и Евангелие от Луки , притча о Неправедном Домоправителе ( Лк. 16). :1–9 ). Текст Франка тесно связан с Евангелием, начиная с перефразирования второго стиха во вступительной арии. Ситуация несправедливого слуги обобщена; видно, как он желает, чтобы горы и холмы упали ему на спину, как упоминается в Луки 23:30 . Говоря о долге, Франк использует явные денежные термины, такие как « Kapital und Interessen » (капитал и проценты). Поворотный момент достигается в четвертой части , посвященной смерти Иисуса, которая «перечеркнула долг». Кантата завершается восьмой строфой гимна Рингвальда Варфоломеуса « . Господин Иисус Христос, du höchstes Gut » (1588) [ 3 ] [ 4 ] Год назад Бах обработал весь хорал в своей хоральной кантате Herr Jesu Christ, du höchstes Gut , BWV 113 , в одиннадцатое воскресенье после Троицы.
Бах впервые исполнил кантату 29 июля 1725 года. [ 3 ]
Музыка
[ редактировать ]Структура и оценка
[ редактировать ]Бах структурировал кантату в шести частях и тщательно озвучил ее, как и многие произведения Франка. Певцы состоят из четырех вокальных солистов ( сопрано (S), альта (А), тенора (Т) и баса (Б) плюс четырехголосный хор только в хорале. Инструментальные партии предназначены для двух гобоев д'амур (Oa), двух скрипок (Vl), альта (Va) и бассо континуо (Bc). [ 5 ] Название партитуры с автографом гласит: «9 post Trinit. / Thue Rechnung! Donner Wort / a / 4 Voci / 2 Hautb. d'Amour / 2 Violini / Viola / e / Continuo / di / JSBach». [ 6 ] Продолжительность указана как 17 минут. [ 7 ]
В следующей таблице движений партитура, тональности и размеры взяты у Альфреда Дюрра с использованием символа общего времени (4/4). [ 7 ] Инструменты показаны отдельно для духовых и струнных, а континуо, играющее повсюду, не показано.
Нет. | Заголовок | Текст | Тип | Вокал | Ветры | Струны | Ключ | Время |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | Посчитайте! Громовое слово | Франк | Воздух | Б | 2Вл А | си минор | ![]() | |
2 | Это просто чужая собственность | Франк | Речитатив | Т | 2 Да | ![]() | ||
3 | капитал и проценты | Франк | Воздух | Т | 2Оа ( ед. ) | Фа-диез минор | 3 8 | |
4 | Однако, тревожное сердце, живи и не отчаивайся. | Франк | Речитатив | Б | ![]() | |||
5 | Сердце, разорви цепь маммоны | Франк | Воздух | СА | Ми минор | 6 8 | ||
6 | Укрепи меня своим духом радости | Рингвальдт | Хорал | САТБ | 2 Да | 2Вл А | си минор | ![]() |
Движения
[ редактировать ]1
[ редактировать ]Произведение открывается басовой арией в сопровождении струнных « Tue Rechnung! Donnerwort » (Расчетный счет! Слово грома). [ 1 ] Кристоф Вольф отмечает:
Бах переводит барочную поэзию Франко в необычайно захватывающую музыкальную форму. Виртуозное струнное письмо во вступительной арии подготавливает, а затем подчеркивает выразительно сформулированное «громовое слово, способное разбить даже скалы». [ 1 ] (« Слово грома, которое раскалывает сами камни ») и заставляет кровь «холодеть . » [ 2 ]
2
[ редактировать ]Речитатив « » Это всего лишь чужое добро (Это всего лишь чужое добро) [ 1 ] - первая часть с полным оркестром. [ 2 ] Гобои сначала играют длинные аккорды, а затем образно иллюстрируют текст, говоря о падении гор и «вспышке Его лица». Музыковед Джулиан Минчем отмечает, что речитатив Баха «одновременно мелодичен и драматичен», что свидетельствует о его знакомстве с «лучшими современными оперными стилями». [ 8 ]
3
[ редактировать ]Теноровая ария в сопровождении гобоев в унисон развивает « Kapital und Interessen » (Капитал и проценты). [ 1 ] Клаус Хофманн называет это движение танцевальным. [ 9 ]
4
[ редактировать ]Секко-речитатив для баса требует: « Все же, испуганное сердце, живи и не отчаивайся! ». [ 1 ]
5
[ редактировать ]Дуэт верхних голосов, сопровождаемый только континуо, отражает « Herz, zerreiß des Mammons Kette » (Сердце, разрывай цепи Маммоны). [ 1 ] Хофманн отмечает пунктирный ритм танца «Канария» часто канонической имитацией голосов. Слово «zerreiß» (разрыв) впоследствии обозначается отдыхом. Оковы (Кетте) проиллюстрированы «невнятными колоратурами», термин «Стербебетт» (смертное ложе) появляется в «затмении гармонии». [ 9 ]
6
[ редактировать ]Заключительный хорал « Укрепи меня радостным Духом Твоим». [ 1 ] [ 10 ] представляет собой четырехчастную настройку. [ 3 ] [ 8 ]
Записи
[ редактировать ]Список взят из подборки на сайте кантат Баха. [ 11 ] Ансамбли, играющие на старинных инструментах в исторически обоснованном исполнении, отмечены зеленым фоном.
Заголовок | Дирижер/Хор/Оркестр | Солисты | Этикетка | Год | Орх. тип |
---|---|---|---|---|---|
Кантата Баха Том 45. | Хельмут Риллинг Гехингер Канторей Бах-коллегия Штутгарта | Хэнсслер | 1970 | ||
И.С. Бах: Кантатное произведение · Полное собрание кантат · Les Cantates, Episode / Vol. 39 – BWV 164–169. | Николас Арнонкур Хор мальчиков Тёльцер Леонхардт-Консорт |
|
Телефункен | 1987 | Период |
Издание Баха Том. 8 - Кантаты Том. 3 | Питер Ян Лейсинк Голландский хор мальчиков Нидерланды Бах Коллегиум | блестящая классика | 1999 | Период | |
И.С. Бах: Троица кантаты I | Джон Элиот Гардинер Хор Монтеверди Солисты английского барокко | Архивная продукция | 2000 | Период | |
И.С. Бах: Полное собрание кантат, том. 15 | Тон Купман Амстердамский барочный хор Амстердамский барочный оркестр | Антуан Маршан | 2002 | Период | |
И.С. Бах: Кантаты Vol. 40 - Кантаты из Лейпцига 1724 г. - BWV 79, 137, 164, 168 | Масааки Сузуки Коллегия Баха в Японии | ДО | 2007 | Период
|
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Деллал, Памела . «BWV 168 – «Вторник!» Доннерворт" " . Эммануэль Музыка . Проверено 7 сентября 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д Вольф, Кристоф . «Переход между вторым и третьим годовым циклом Лейпцигских кантат Баха (1725 г.)» (PDF) . Сайт кантат Баха . Проверено 15 августа 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с Дюрр, Альфред (1981). Кантаты Иоганна Себастьяна Баха (на немецком языке). Том 1 (4-е изд.). Немецкое издательство в мягкой обложке. стр. 395–397 . ISBN 3-423-04080-7 .
- ^ «Господи Иисусе Христе, Ты драгоценнейшее благо / Текст и перевод хорала» . Сайт кантат Баха. 2006 год . Проверено 15 августа 2011 г.
- ^ Бишоф, Вальтер Ф. «BWV 168 Отчитайтесь! Слово грома» . Университет Альберты . Проверено 1 августа 2015 г.
- ^ Гроб, Йохен (2014). «BWV 168 / BC A 116» (на немецком языке). s-line.of . Проверено 29 июля 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Дюрр, Альфред (2006). Кантаты И.С. Баха: с их либретто в немецко-английском параллельном тексте . Перевод Ричарда Д. П. Джонса . Издательство Оксфордского университета. стр. 473–478. ISBN 978-0-19-929776-4 .
- ^ Jump up to: а б Минчем, Джулиан (2010). «Глава 2 BWV 168 Tue Rechnung! Доннерворт! / Расплата! О громовое слово!» . jsbachcantatas.com . Проверено 7 сентября 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Хофманн, Клаус (2007). «Tue Rechnung! Donnerwort / (Дайте отчет! Громовое слово), BWV 168» (PDF) . Сайт кантат Баха. стр. 6–7 . Проверено 1 августа 2015 г.
- ^ «Хоральные мелодии, использованные в вокальных произведениях Баха / Господи Иисусе Христе, Ты высшее благо» . Сайт кантат Баха. 2006 год . Проверено 15 августа 2011 г.
- ^ Орон, Арье. «Кантата BWV 168 Tue Rechnung! Donnerwort» . Сайт кантат Баха . Проверено 1 августа 2015 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Вт Речнунг! Доннерворт, BWV 168 : выступление Нидерландского общества Баха (видео и справочная информация)
- Вт Речнунг! Доннерворт, BWV 168 : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
- Вт Речнунг! Доннерворт BWV 168; BC A 116 / Священная кантата (9-е воскресенье после Троицы) Бах Digital
- BWV 168 Проявите должную осмотрительность! Английский перевод Thunderword , Университет Вермонта
- Люк Дан: BWV 168.6 bach-chorales.com