Господи Иисусе Христе, Ты высшее благо , BWV 113
Господи Иисусе Христе, Ты величайшее благо | |
---|---|
БВВ 113 | |
Хоральная кантата И.С. Баха | |
![]() XVIII века. Изображение фарисея и сборщика налогов | |
Повод | Одиннадцатое воскресенье после Троицы |
Хорал | « Господи Иисусе Христе, Ты величайшее благо » в Бартоломеусе Рингвальде |
Выполненный | 20 августа 1724 г. Лейпциг. : |
Движения | восемь |
Вокал | Хор SATB и соло |
Инструментальный |
|
Иоганн Себастьян Бах сочинил церковную кантату « Господи Иисусе Христе, о высшее благо! [ 1 ] BWV 113 в Лейпциге в одиннадцатое воскресенье после Троицы и впервые исполнено 20 августа 1724 года. Он основан на восьми строфах 1588 года гимна « Герр Иисус Христос, дю höchstes Gut » Бартоломеуса Рингвальда , покаянной песни.
Баха Кантата принадлежит к циклу хоральных кантат , второму циклу кантат во время его пребывания на посту Томаскантора , начавшегося в 1723 году. Текст кантаты сохраняет первую, вторую, четвертую и последнюю строфы хорала без изменений; текст четвертой строфы перемежается современными строками неизвестного либреттиста , который перефразировал и остальные строфы. Первая часть представляет собой хоральную фантазию , а средние сольные части чередуются с ариями и речитативом . Завершает произведение четырёхголосная хоральная постановка .
Кантата написана для четырех вокальных солистов, четырехчастного хора и инструментального ансамбля в стиле барокко, состоящего из двух гобоев д'амур , флауто траверсо , струнных и бассо континуо .
История и слова
[ редактировать ]Кантату Бах сочинил в Лейпциге к одиннадцатому воскресенью после Троицы в рамках своего цикла хоральных кантат . [ 2 ] [ 3 ] Предписанные чтения для воскресенья были из Первого послания к Коринфянам , о Евангелии Христа и его ( Павла ) долге как апостола ( 1 Коринфянам 15:1–10 ), а также из Евангелия от Луки , притчи о фарисее и сборщике налогов ( Лк. 18:9–14 ). [ 2 ] [ 4 ]
Текст кантаты основан на восьми строфах гимна Варфоломея Рингвальда ( : 1588 г.) [ 2 ] покаянная песня, связанная с молитвой сборщика налогов « Herr, sei mir Armem Sünder gnädig » (Боже, будь милостив ко мне, грешнику). [ 3 ] [ 4 ] Хотя некоторые приписывают эту мелодию и Рингвальдту, Свен Химке в своем предисловии к изданию Carus говорит , что композитор неизвестен, но она относится к тому же периоду. [ 3 ] Неизвестный поэт сохранил текст без изменений в 1, 2, 4 и 8 частях , но вставил речитатив в четвертую часть. Идеи остальных строф он перефразировал в арии и речитатив, сохранив начало 3-й и 7-й строф. Наиболее свободно он отнесся к 5-й и 6-й строфам, включая такие идеи послания, как обещание милости, о которой только просят, но не обещал в хорале. Чтобы подчеркнуть эту мысль, он ссылается на несколько стихов из разных Евангелий: Луки 15:2 в 5-й и 6-й главах, Матфея 9:2 (параллельно Луке 7:48 ) в 5-й главе и Матфея 11:28 в 6-й главе, перефразированных как « Er ruft». : Kommt her zu mir, die ihr mühselig und beladen » (Он зовёт: придите сюда ко Мне, вы, кто устал и обременен). [ 4 ] Генделя Последний стих также появляется в «Мессии» , обращенном в третьем лице: «Придите к Нему, все труждающиеся», в части сопрано « Он пасти Свое стадо, как пастырь ».
Бах руководил « Томанерхором» в первом исполнении 20 августа 1724 года. [ 2 ] [ 3 ]
Музыка
[ редактировать ]Структура и оценка
[ редактировать ]Бах структурировал кантату в восемь частей . И текст, и мелодия гимна сохраняются во внешних частях, хоральной фантазии и четырехчастном заключительном хорале. [ 4 ] Бах написал произведение для четырех вокальных солистов ( сопрано (S), альта (А), тенора (Т) и баса (В)), четырехголосного хора и инструментального ансамбля в стиле барокко из двух гобоев д'амур (Оа). , flauto traverso (Ft), две партии скрипки (Vl), одна партия альта (Va) и бассо континуо . [ 2 ] [ 4 ]
В следующей таблице движений партитура, тональность и размеры взяты у Дюрра. Континуо, играющее повсюду, не показано. [ 4 ]
Нет. | Заголовок | Текст | Тип | Вокал | Ветры | Струны | Ключ | Время |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | Господи Иисусе Христе, Ты величайшее благо | Рингвальдт | Хоральная фантазия | САТБ | 2 Да | 2Вл А | си минор | { 3 4 |
2 | Помилуй меня в таком бремени | Рингвальдт | Хорал | А | 2Вл А | Фа-диез минор | ![]() | |
3 | Действительно, если мне придет в голову | анон. | Воздух | Б | 2 Да | майор | 12 8 | |
4 | Однако ваше исцеляющее слово делает это | Рингвальдт, анон. | Хорал и речитатив | Б | Ми минор | ![]() | ||
5 | Иисус принимает грешников | анон. | Воздух | Т | футы | ре мажор | ![]() | |
6 | Спаситель принимает грешников | анон. | Речитатив | Т | 2Вл А | ![]() | ||
7 | О Господи, Боже мой, прости меня | анон. | Воздух | СА | Ми минор | ![]() | ||
8 | Укрепи меня своим духом радости | Рингвальдт | Хорал | САТБ | 2 Да | 2Вл А | си минор | ![]() |
Движения
[ редактировать ]1
[ редактировать ]Вступительный припев: « Herr Jesu Christ, du höchstes Gut » (Господь Иисус Христос, о высшее благо), [ 1 ] является необычным открытием для цикла хоральных кантат, поскольку голоса расположены в гомофонии , с мелодией хорала в сопрано, в необычном трехметровом размере и иногда украшенном. [ 3 ] Строки хорала разделены самостоятельными ритурнелями оркестра. [ 3 ] на тему, заимствованную из хоральной мелодии. На протяжении всего произведения играет солирующая скрипка в виртуозной форме, в то время как гобой и другие струнные молчат во время вокальных пассажей, за исключением последней строки. [ 3 ]
2
[ редактировать ]Во второй части « Erbarm dich mein in solcher Last » (Помилуй меня, так обремененного), [ 1 ] неизмененная вторая строфа хорала поется альтом, без украшений и в обычном такте. [ 3 ] Голос является частью трио со скрипками в унисон и континуо, настройка похожа на части, которые Бах переписал в «Хоралы Шюблера» . [ 4 ] Основным мотивом инструментов, используемых при подражании , является ступенчато нисходящая кварта, появляющаяся в хоральном напеве. Его можно рассматривать как иллюстрацию конца евангельского чтения, «смиряющего себя» или как бремя грешника. [ 3 ]
3
[ редактировать ]
В первой арии « Воистину, когда сбудется » [ 1 ] бас сопровождается двумя гобоями д'амур. Тема связана с мелодией хорала, но обращена в мажорный лад и в ритме 12/8. Голос подхватывает ту же тему и развивает слово « gewandelt » (измененное) в расширенной колоратуре . [ 4 ] Гобои часто играют параллельно терциям и секстам, создавая пасторальное настроение, передающее идею утешения – ключевое слово в тексте. Напротив, мотив хроматических ступенек вверх иллюстрирует « Zittern, Furcht » (дрожание, страх). [ 3 ]
Музыковед из Бойд отметил сходство этой части с арией Et in Spiritum Sanctum поздней мессы си минор Баха; оба для баса, в сложном темпе, ля мажор и с двумя гобоями. [ 5 ]
4
[ редактировать ]Четвертая часть объединяет хоральную строфу « Однако действует Слово твое целительное своим сладким пением». [ 1 ] с вкраплениями свободного речитатива. [ 4 ] Бас поет хоральный текст на хоральную мелодию и новые строки секко-речитативом . Хоральные отрывки сопровождаются непрерывными колоратурами из континуо, иллюстрирующими «сладкое пение» текста и «смеющееся и прыгающее сердце». [ 3 ]
5
[ редактировать ]Вторая ария « Jesus nimmt die Sünder an » (Иисус забирает грешников к себе), [ 1 ] сопровождается флейтой облигато , как в кантатах двух предыдущих недель: « Что мне спрошу о мире» , BWV 94 , и «Возьми от нас, Господи, ты, верный Бог» , BWV 101 . [ 4 ] Флейта действует в диалоге с голосом. Последняя строка текста является последней строкой хоральной строфы, но без ее мелодии. [ 3 ]
6
[ редактировать ]Речитатив « Спаситель грешников забирает к себе». [ 1 ] сопровождается струнными, после четырех частей без них. Они вступают во втором такте на словах « wielieblich klingt das Wort in meinem Ohren! » (как сладко звучит в моих ушах это слово!), [ 1 ] назвал его «волшебным моментом» Крейг Смит . [ 6 ] Речитатив завершается молитвой сборщика налогов. [ 4 ]
7
[ редактировать ]Последняя ария « Ах, Господи, Боже мой, прости меня » (Ах, Господи, Боже мой, прости), [ 1 ] настроен на два голоса и континуо, ориентирован на текст без ритурнелей, как в хоральном концерте 17 века. Хоральная мелодия в украшенном виде появляется в нескольких строках даже на словах, отличных от исходного текста. [ 4 ] Голоса часто поют в колоратурах и параллелях, иллюстрируя финальную идею хоралов « kindlicher Gehorsam » (детское послушание). [ 3 ]
8
[ редактировать ]Заключительная строфа хорала « Укрепи меня радостным Духом Твоим». [ 1 ] рассчитан на четыре части. [ 4 ] Он смягчается прохождением восьмых нот в нижних голосах. [ 3 ] [ 7 ]
Рукописи и публикации
[ редактировать ]Сохранилась оригинальная партитура кантаты. [ 3 ] Кантата была впервые опубликована в 1876 году в первом полном издании произведения Баха, Bach-Gesellschaft Ausgabe ; рассматриваемый том был отредактирован Альфредом Дёрффелем . [ 2 ] [ 3 ] В Neue Bach-Ausgabe он был опубликован в 1986 году под редакцией Эрнеста Мэя. [ 3 ] с критическим докладом в 1985 году. [ 2 ]
Записи
[ редактировать ]Список записей представлен на сайте кантат Баха. [ 8 ] [ 9 ] Ансамбли, играющие на старинных инструментах в исторически обоснованном исполнении, показаны на зеленом фоне.
Заголовок | Дирижер/Хор/Оркестр | Солисты | Этикетка | Год | Орх. тип |
---|---|---|---|---|---|
Кантата Баха Том 48. | Хельмут Риллинг Гехингер Канторей Бах-коллегия Штутгарта | Хэнсслер | 1973 | ||
И.С. Бах: Кантатное произведение • Полное собрание кантат • Les Cantates, Эпизод / Том 6. | Густав Леонхардт Леонхардт-Консорт |
|
Тельдек | 1981 | Период |
Издание Баха Том. 4 - Кантаты Том. 1 | Питер Ян Лейсинк Голландский хор мальчиков Нидерландский Бах-Коллегиум | блестящая классика | 1999 | Период | |
И.С. Бах: Полное собрание кантат, том. 11 | Тон Купман Амстердамский барочный оркестр и хор | Антуан Маршан | 1999 | Период | |
И.С. Бах: Троицкие кантаты II [ 10 ] | Джон Элиот Гардинер Хор Монтеверди Солисты английского барокко | Слава одному Богу | 2000 | Период | |
И.С. Бах: Кантаты Том. 24 кантаты из Лейпцига 1724 г. | Масааки Сузуки Коллегия Баха в Японии | ДО | 2002 | Период |
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Брокер 2024 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Бах Цифровой 2024 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Хаймке 2017 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м Дюрр 1981 .
- ^ Минчем 2010 .
- ^ Смит 2024 .
- ^ Дан 2024 .
- ^ Концерн 2024 .
- ^ Музиквеб 2024 .
- ^ МакЭлхерн 2002 .
Цитируемые источники
[ редактировать ]- «Господи Иисусе Христе, Ты высшее благо BWV 113; BC A 122» . Бах Цифровой . 2024.
- Дан, Люк (2024). «БВВ 113,8» . bach-chorales.com . Проверено 11 августа 2024 г.
- Деллал, Памела (2024). «BWV 113 – Господь Иисус Христос, Ты величайшее благо» . ЭммануэльМузыка . Проверено 11 августа 2024 г.
- Дюрр, Альфред (1981). Кантаты Иоганна Себастьяна Баха (на немецком языке). Том 1 (4-е изд.). Немецкое издательство в мягкой обложке. стр. 412–414 . ISBN 3-423-04080-7 .
- Химке, Свен (2017). «Предисловие». Herr Jesu Christ, du höchste Gut / Господь Иисус Христос, ты высшее благо / BWV 113 (PDF) . Карус Верлаг . стр. 4 . Проверено 11 августа 2024 г.
- МакЭлхирн, Кирк (февраль 2002 г.). «Иоганн Себастьян Бах (1685-1750) / Кантаты Баха» . musicweb-international.com . Проверено 11 августа 2024 г.
- Минчем, Джулиан (2010). «Глава 12 BWV 113 Господь Иисус Христос, Ты величайшее благо» . jsbachcantatas.com . Проверено 29 августа 2022 г.
- Орон, Арье (2024). «Кантата BWV 113 Господи Иисусе Христе, Ты высшее благо, BWV 113» . Сайт кантат Баха . Проверено 11 августа 2024 г.
- Смит, Крейг (2024). «Ноты к кантате Баха / BWV 113» . Эммануэль Музыка . Проверено 11 августа 2024 г.
- «Кантата для солистов [4], хора и оркестра BWV.113, «Герр Иисус Христос, du höchstes Gut» » . Музыкальная сеть . 2024 . Проверено 11 августа 2024 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Господь Иисус Христос, Ты высшее благо, BWV 113 : партитуры Международного проекта библиотеки музыкальных партитур.
- Кантата BWV 113 Herr Jesu Christ, du höchstes История Gut, озвучка, источники текста и музыки, переводы на разные языки, дискография, обсуждение, Веб-сайт кантат Баха
- BWV 113 Господь Иисус Христос, ты самый драгоценный, хороший английский перевод, Университет Вермонта
- BWV 113 Господь Иисус Христос, Ты самый драгоценный хороший текст, подсчет очков, Университет Альберты