Jump to content

Господи Иисусе Христе, Ты высшее благо , BWV 113

Господи Иисусе Христе, Ты величайшее благо
Хоральная кантата И.С. Баха
Повод Одиннадцатое воскресенье после Троицы
Хорал « Господи Иисусе Христе, Ты величайшее благо »
в Бартоломеусе Рингвальде
Выполненный 20 августа 1724 г. ( 20 августа 1724 ) : Лейпциг.
Движения восемь
Вокал Хор SATB и соло
Инструментальный
  • 2 гобоя д'амур
  • поперечная флейта
  • 2 скрипки
  • альт
  • непрерывный

Иоганн Себастьян Бах сочинил церковную кантату « Господи Иисусе Христе, о высшее благо! [ 1 ] BWV   113 в Лейпциге в одиннадцатое воскресенье после Троицы и впервые исполнено 20 августа 1724 года. Он основан на восьми строфах 1588 года гимна « Герр Иисус Христос, дю höchstes Gut » Бартоломеуса Рингвальда , покаянной песни.

Баха Кантата принадлежит к циклу хоральных кантат , второму циклу кантат во время его пребывания на посту Томаскантора , начавшегося в 1723 году. Текст кантаты сохраняет первую, вторую, четвертую и последнюю строфы хорала без изменений; текст четвертой строфы перемежается современными строками неизвестного либреттиста , который перефразировал и остальные строфы. Первая часть представляет собой хоральную фантазию , а средние сольные части чередуются с ариями и речитативом . Завершает произведение четырёхголосная хоральная постановка .

Кантата написана для четырех вокальных солистов, четырехчастного хора и инструментального ансамбля в стиле барокко, состоящего из двух гобоев д'амур , флауто траверсо , струнных и бассо континуо .

История и слова

[ редактировать ]

Кантату Бах сочинил в Лейпциге к одиннадцатому воскресенью после Троицы в рамках своего цикла хоральных кантат . [ 2 ] [ 3 ] Предписанные чтения для воскресенья были из Первого послания к Коринфянам , о Евангелии Христа и его ( Павла ) долге как апостола ( 1 Коринфянам 15:1–10 ), а также из Евангелия от Луки , притчи о фарисее и сборщике налогов ( Лк. 18:9–14 ). [ 2 ] [ 4 ]

Текст кантаты основан на восьми строфах гимна Варфоломея Рингвальда ( : 1588 г.) [ 2 ] покаянная песня, связанная с молитвой сборщика налогов « Herr, sei mir Armem Sünder gnädig » (Боже, будь милостив ко мне, грешнику). [ 3 ] [ 4 ] Хотя некоторые приписывают эту мелодию и Рингвальдту, Свен Химке в своем предисловии к изданию Carus говорит , что композитор неизвестен, но она относится к тому же периоду. [ 3 ] Неизвестный поэт сохранил текст без изменений в 1, 2, 4 и 8 частях , но вставил речитатив в четвертую часть. Идеи остальных строф он перефразировал в арии и речитатив, сохранив начало 3-й и 7-й строф. Наиболее свободно он отнесся к 5-й и 6-й строфам, включая такие идеи послания, как обещание милости, о которой только просят, но не обещал в хорале. Чтобы подчеркнуть эту мысль, он ссылается на несколько стихов из разных Евангелий: Луки 15:2 в 5-й и 6-й главах, Матфея 9:2 (параллельно Луке 7:48 ) в 5-й главе и Матфея 11:28 в 6-й главе, перефразированных как « Er ruft». : Kommt her zu mir, die ihr mühselig und beladen » (Он зовёт: придите сюда ко Мне, вы, кто устал и обременен). [ 4 ] Генделя Последний стих также появляется в «Мессии» , обращенном в третьем лице: «Придите к Нему, все труждающиеся», в части сопрано « Он пасти Свое стадо, как пастырь ».

Бах руководил « Томанерхором» в первом исполнении 20 августа 1724 года. [ 2 ] [ 3 ]

Структура и оценка

[ редактировать ]

Бах структурировал кантату в восемь частей . И текст, и мелодия гимна сохраняются во внешних частях, хоральной фантазии и четырехчастном заключительном хорале. [ 4 ] Бах написал произведение для четырех вокальных солистов ( сопрано (S), альта (А), тенора (Т) и баса (В)), четырехголосного хора и инструментального ансамбля в стиле барокко из двух гобоев д'амур (Оа). , flauto traverso (Ft), две партии скрипки (Vl), одна партия альта (Va) и бассо континуо . [ 2 ] [ 4 ]

В следующей таблице движений партитура, тональность и размеры взяты у Дюрра. Континуо, играющее повсюду, не показано. [ 4 ]

Движения Господа Иисуса Христа, Ты всевышнее благо
Нет. Заголовок Текст Тип Вокал Ветры Струны Ключ Время
1 Господи Иисусе Христе, Ты величайшее благо Рингвальдт Хоральная фантазия САТБ 2 Да 2Вл А си минор { 3
4
2 Помилуй меня в таком бремени Рингвальдт Хорал А 2Вл А Фа-диез минор общее время
3 Действительно, если мне придет в голову анон. Воздух Б 2 Да майор 12
8
4 Однако ваше исцеляющее слово делает это Рингвальдт, анон. Хорал и речитатив Б Ми минор общее время
5 Иисус принимает грешников анон. Воздух Т футы ре мажор общее время
6 Спаситель принимает грешников анон. Речитатив Т 2Вл А общее время
7 О Господи, Боже мой, прости меня анон. Воздух СА Ми минор общее время
8 Укрепи меня своим духом радости Рингвальдт Хорал САТБ 2 Да 2Вл А си минор общее время

Движения

[ редактировать ]

Вступительный припев: « Herr Jesu Christ, du höchstes Gut » (Господь Иисус Христос, о высшее благо), [ 1 ] является необычным открытием для цикла хоральных кантат, поскольку голоса расположены в гомофонии , с мелодией хорала в сопрано, в необычном трехметровом размере и иногда украшенном. [ 3 ] Строки хорала разделены самостоятельными ритурнелями оркестра. [ 3 ] на тему, заимствованную из хоральной мелодии. На протяжении всего произведения играет солирующая скрипка в виртуозной форме, в то время как гобой и другие струнные молчат во время вокальных пассажей, за исключением последней строки. [ 3 ]

Во второй части « Erbarm dich mein in solcher Last » (Помилуй меня, так обремененного), [ 1 ] неизмененная вторая строфа хорала поется альтом, без украшений и в обычном такте. [ 3 ] Голос является частью трио со скрипками в унисон и континуо, настройка похожа на части, которые Бах переписал в «Хоралы Шюблера» . [ 4 ] Основным мотивом инструментов, используемых при подражании , является ступенчато нисходящая кварта, появляющаяся в хоральном напеве. Его можно рассматривать как иллюстрацию конца евангельского чтения, «смиряющего себя» или как бремя грешника. [ 3 ]

Гобой д'амур

В первой арии « Воистину, когда сбудется » [ 1 ] бас сопровождается двумя гобоями д'амур. Тема связана с мелодией хорала, но обращена в мажорный лад и в ритме 12/8. Голос подхватывает ту же тему и развивает слово « gewandelt » (измененное) в расширенной колоратуре . [ 4 ] Гобои часто играют параллельно терциям и секстам, создавая пасторальное настроение, передающее идею утешения – ключевое слово в тексте. Напротив, мотив хроматических ступенек вверх иллюстрирует « Zittern, Furcht » (дрожание, страх). [ 3 ]

Музыковед из Бойд отметил сходство этой части с арией Et in Spiritum Sanctum поздней мессы си минор Баха; оба для баса, в сложном темпе, ля мажор и с двумя гобоями. [ 5 ]

Четвертая часть объединяет хоральную строфу « Однако действует Слово твое целительное своим сладким пением». [ 1 ] с вкраплениями свободного речитатива. [ 4 ] Бас поет хоральный текст на хоральную мелодию и новые строки секко-речитативом . Хоральные отрывки сопровождаются непрерывными колоратурами из континуо, иллюстрирующими «сладкое пение» текста и «смеющееся и прыгающее сердце». [ 3 ]

Вторая ария « Jesus nimmt die Sünder an » (Иисус забирает грешников к себе), [ 1 ] сопровождается флейтой облигато , как в кантатах двух предыдущих недель: « Что мне спрошу о мире» , BWV 94 , и «Возьми от нас, Господи, ты, верный Бог» , BWV 101 . [ 4 ] Флейта действует в диалоге с голосом. Последняя строка текста является последней строкой хоральной строфы, но без ее мелодии. [ 3 ]

Речитатив « Спаситель грешников забирает к себе». [ 1 ] сопровождается струнными, после четырех частей без них. Они вступают во втором такте на словах « wielieblich klingt das Wort in meinem Ohren! » (как сладко звучит в моих ушах это слово!), [ 1 ] назвал его «волшебным моментом» Крейг Смит . [ 6 ] Речитатив завершается молитвой сборщика налогов. [ 4 ]

Последняя ария « Ах, Господи, Боже мой, прости меня » (Ах, Господи, Боже мой, прости), [ 1 ] настроен на два голоса и континуо, ориентирован на текст без ритурнелей, как в хоральном концерте 17 века. Хоральная мелодия в украшенном виде появляется в нескольких строках даже на словах, отличных от исходного текста. [ 4 ] Голоса часто поют в колоратурах и параллелях, иллюстрируя финальную идею хоралов « kindlicher Gehorsam » (детское послушание). [ 3 ]

Заключительная строфа хорала « Укрепи меня радостным Духом Твоим». [ 1 ] рассчитан на четыре части. [ 4 ] Он смягчается прохождением восьмых нот в нижних голосах. [ 3 ] [ 7 ]

Рукописи и публикации

[ редактировать ]

Сохранилась оригинальная партитура кантаты. [ 3 ] Кантата была впервые опубликована в 1876 году в первом полном издании произведения Баха, Bach-Gesellschaft Ausgabe ; рассматриваемый том был отредактирован Альфредом Дёрффелем . [ 2 ] [ 3 ] В Neue Bach-Ausgabe он был опубликован в 1986 году под редакцией Эрнеста Мэя. [ 3 ] с критическим докладом в 1985 году. [ 2 ]

Список записей представлен на сайте кантат Баха. [ 8 ] [ 9 ] Ансамбли, играющие на старинных инструментах в исторически обоснованном исполнении, показаны на зеленом фоне.

Записи Господа Иисуса Христа, Ты всевышнее благо
Заголовок Дирижер/Хор/Оркестр Солисты Этикетка Год Орх. тип
Кантата Баха Том 48. Хельмут Риллинг
Гехингер Канторей
Бах-коллегия Штутгарта
Хэнсслер 1973  ( 1973 )
И.С. Бах: Кантатное произведение • Полное собрание кантат • Les Cantates, Эпизод / Том 6. Густав Леонхардт
Леонхардт-Консорт
Тельдек 1981  ( 1981 ) Период
Издание Баха Том. 4 - Кантаты Том. 1 Питер Ян Лейсинк
Голландский хор мальчиков
Нидерландский Бах-Коллегиум
блестящая классика 1999  ( 1999 ) Период
И.С. Бах: Полное собрание кантат, том. 11 Тон Купман
Амстердамский барочный оркестр и хор
Антуан Маршан 1999  ( 1999 ) Период
И.С. Бах: Троицкие кантаты II [ 10 ] Джон Элиот Гардинер
Хор Монтеверди
Солисты английского барокко
Слава одному Богу 2000  ( 2000 ) Период
И.С. Бах: Кантаты Том. 24 кантаты из Лейпцига 1724 г. Масааки Сузуки
Коллегия Баха в Японии
ДО 2002  ( 2002 ) Период

Цитируемые источники

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d72212ff87857e4f31efd4dc423b7d73__1723383300
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d7/73/d72212ff87857e4f31efd4dc423b7d73.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Herr Jesu Christ, du höchstes Gut, BWV 113 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)