Господь Бог есть солнце и щит , BWV 79.
Господь Бог есть солнце и щит | |
---|---|
БВВ 79 | |
Церковная кантата И.С. Баха | |
![]() Лютера Девяносто пять тезисов , начало Реформации | |
Повод | День Реформации |
Библейский текст | Псалмы 84:11 |
Хорал |
|
Выполненный | 31 октября 1725 г. Лейпциг : |
Движения | 6 |
Вокал | САТБ Хор и солисты |
Инструментальный |
|
Иоганн Себастьян Бах сочинил церковную кантату Gott der Herr ist Sonn und Schild ( «Бог Господь есть солнце и щит »), [ 1 ] BWV 79 в Лейпциге в 1725 году, его третий год на посту Томаскантора , ко Дню Реформации , и провел первое выступление 31 октября 1725 года.
Текст написал неизвестный поэт, не обратившийся к предписанным на день чтениям. Бах начал либретто праздника с цитаты из 84-го псалма и включил две гимна строфы , первую из » Мартина Ринкарта « Монахини danket alle Gott , связанную с Днем Реформации в Лейпциге, в качестве третьей части и в качестве последней части. заключительная строфа оперы Людвига Гельмбольда « Nun laßt uns Gott dem Herren ». Бах сочинил произведение «праздничного великолепия», построенное из шести частей, с арией, следующей за вступительным припевом, парой речитативов и дуэтом, следующими за первым хоралом . Он написал произведение для трех вокальных солистов, четырехчастного хора и инструментального ансамбля в стиле барокко, состоящего из двух валторн, литавр, двух поперечных флейт (добавленных для более позднего исполнения), двух гобоев, струнных и континуо. Он добился единства внутри структуры, используя валторны не только во вступлении, но и в качестве инструментов облигато в двух хоралах, впервые даже играя одни и те же мотивы .
Бах снова исполнил кантату, вероятно, в 1730 году. Позже он снова переработал музыку вступительного припева и дуэта в своей «Миссе соль мажор», BWV 236 , а также музыку арии альта в своей «Миссе ля мажор», BWV 234 .
История и слова
[ редактировать ]Бах сочинил кантату на третьем курсе Томаскантора в Лейпциге. года пребывания в должности он писал полные годовые циклы для многих случаев литургического года Хотя в первые два , в третий он замедлился. Ко Дню Реформации он сочинил эту новую кантату, свое первое дошедшее до нас произведение по этому случаю. [ 2 ] Предписанные чтения для праздника были из Второго послания к Фессалоникийцам : «Будьте стойкими против врагов» ( 2 Фессалоникийцам 2:3–8 ) и из Книги Откровения : бойтесь Бога и чтите Его ( Откровение 14:6–). 8 ). [ 3 ] Автор текста – неизвестный поэт – не стал интересоваться чтением и начал с цитаты из 84-го Псалма ( Псалмы 84:11 ). Он включил первую строфу из Мартина Ринкарта гимна « » Nun danket alle Gott и в качестве заключительного хорала заключительную строфу Людвига Гельмбольда гимна « Nun laßt uns Gott dem Herren ». [ 4 ] По словам баховеда Клауса Хофмана , первый из этих гимнов регулярно пелся после проповеди в День Реформации в Лейпциге. [ 5 ]
Бах впервые исполнил кантату 31 октября 1725 года. Он повторил ее еще раз, вероятно, в 1730 году, с небольшими изменениями в партитуре, удвоив гобои флейтами и назначив флейту инструментом облигато в арии альта. [ 2 ] Он снова использовал музыку вступительного припева и дуэта в своей Миссе соль мажор, BWV 236 , а также музыку арии альта в своей Миссе ля мажор, BWV 234 . [ 5 ]
Музыка
[ редактировать ]Структура и оценка
[ редактировать ]Бах структурировал кантату в шесть частей . За хоровой частью следует ария, хорал, речитатив и дуэт , завершаемые другим хоралом. Он написал произведения для трех вокальных солистов ( сопрано , альт , бас ), четырехголосного хора и барочного инструментального ансамбля из двух валторн (Co), литавр (Ti), двух флауто-траверсо (Ft), двух гобоев (Ob). , две скрипки (Vl), альт (Va) и бассо континуо . [ 3 ] [ 6 ] На титульном листе партитуры с автографом написано: «Festo Reformat. / God the Lord is Sun and Shield / a / 4 Voci / 2 Corni / Tamburi / 2 Hautb. / 2 Viol. / Viola / e / Cont. / di / JSBach. ". [ 7 ]
В следующей таблице движений счет соответствует Neue Bach-Ausgabe . [ 6 ] Тональность и размеры взяты у Альфреда Дюрра с использованием символа общего времени (4/4). [ 3 ] Континуо, играющее повсюду, не показано.
Нет. | Заголовок | Текст | Тип | Вокал | Ветры | Струны | Ключ | Время |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | Господь Бог есть солнце и щит | анон. | Хор | САТБ | 2Co Of 2Ft 2Ob | 2Вл А | соль мажор | ![]() |
2 | Бог — наше солнце и щит | анон. | Воздух | А | Ob | ре мажор | 6/8 | |
3 | Теперь все слава богу | Ринкарт | Хорал | САТБ | 2Co Of 2Ft 2Ob | 2Вл А | ![]() | |
4 | Слава Богу! Мы знаем правильный путь к счастью | анон. | Речитатив | Б | ![]() | |||
5 | Боже, о Боже, никогда не оставляй своего | анон | Воздух | СБ | 2 Вл | си минор | ![]() | |
6 | Держи нас в истине | Шлем мяч | Хорал | САТБ | 2Co Of 2Ft 2Ob | 2Вл А | ![]() |
Движения
[ редактировать ]
Как отмечает Хофманн, Бах достиг «праздничного великолепия». [ 5 ] использование двух валторн и литавр не только во вступительном припеве, но и в качестве инструментов облигато в двух хоралах. [ 2 ] Бах установил единство формы, рожковый мотив из первой части в сочетании с мелодией гимна. снова используя в первом хорале [ 5 ]
1
[ редактировать ]Кантата открывается хоровой частью « Got der Herr ist Sonn und Schild » (Бог-Господь есть солнце и щит). [ 1 ] Инструментальная ритурнель представляет две темы : «праздничную маршевую тему для валторн и литавр и более живую контртему, развивающуюся из ноты, услышанной семь раз». [ 5 ] Музыковед Джулиан Минчем отмечает, что ритурнель , состоящая из трех частей, является одной из самых длинных среди вступительных припевов Баха. В средней части валторны молчат, но голоса вступают в «имитационное обсуждение упрощенной версии струнной темы из ритурнели. Сложная контрапунктическая фактура используется в качестве средства передачи важного и в конечном итоге оптимистического послания… Движение ритмы, наполняющие замысловатый кружащийся контрапункт, производят совершенно заразительный эффект», как пишет Минчем. [ 8 ] Джон Элиот Гардинер , который дирижировал во время своего паломничества кантате Баха в 2000 году кантатами Реформации в Шлосскирхе в Виттенберге, где началась Реформация , описывает вступительный хор как церемониальную процессию и слышит «настойчивый барабанный бой», сопровождающий «фанфары». высоких рогов» как «прибивание тезисов Лютера к дубовой двери в задней части церковь". [ 9 ]
2
[ редактировать ]Ария для альта и гобоя-облигато « Бог — наше солнце и щит! », [ 1 ] выражает те же идеи, что и первая часть, в личной манере, которую Минчем назвал «спокойной и индивидуальной». [ 8 ] В более поздней версии гобой заменен поперечной флейтой. [ 2 ]
3
[ редактировать ]В первом хорале « Nun danket alle Gott » (Теперь пусть все благодарят Бога) [ 1 ] Бах снова использует первую тему вступления одновременно с хоральной мелодией. [ 5 ] Хельмут Риллинг отмечает единство темы, хвалу и благодарность Богу за первые три части. [ 10 ] Похвала, индивидуальная в предыдущей арии, теперь снова стала общей, «воодушевляющий гимн, теперь в самой экстравагантной обстановке!» [ 8 ] Гардинер предполагает, что проповедь могла следовать за хоралом. [ 9 ]
4
[ редактировать ]Единственный речитатив , исполненный басом: « Слава Богу , мы знаем правильный путь к блаженству », [ 1 ] упоминает причину благодарности по этому поводу. Фраза « Du hast uns durch dein Wort gewiesen » (Ты наставил нас Своим словом) [ 1 ] как указывает Риллинг, обращается к «основным вопросам Реформации». [ 10 ]
5
[ редактировать ]Дуэт для баса и сопрано « Боже, о Боже, никогда больше не покидай Своих! » выражает молитву о защите. [ 1 ] Голоса в гомофонии , начиная без инструментов, [ 2 ] тогда как «резко очерченная скрипичная тема» появляется сначала одна, затем вместе с голосами. [ 5 ] Все скрипки играют ее в унисон . приписал этот мотив Ученый Баха Альберт Швейцер беспорядкам, олицетворяющим «буйство врагов», упомянутое в тексте. [ 8 ] Гардинер слышит в «невинной» обстановке голосов «предварительное эхо… Папагено и Папагены , моцартовское впечатление, усиленное намеком на Eine kleine Nachtmusik в скрипичной ритурнели». [ 9 ]
6
[ редактировать ]Кантата заканчивается четырехголосной постановкой второго хорала « Erhalt uns in der Wahrheit » (Поддержите нас в истине). [ 1 ] [ 11 ] прося даров истины и вечной свободы. [ 8 ] [ 10 ]
Держи нас в истине |
Поддержи нас в истине, |
Валторны снова играют независимо, но не в зажигательном стиле 3. [ 8 ]
Записи
[ редактировать ]Записи взяты из списка на сайте кантат Баха. [ 12 ] Ансамбли, играющие на старинных инструментах в исторически обоснованных выступлениях, отмечены зеленым цветом под заголовком Instr. .
Заголовок | Дирижер/Хор/Оркестр | Солисты | Этикетка | Год | Инстр. |
---|---|---|---|---|---|
Проект кантат RIAS Баха (1949–1952) | Карл Ристенпарт Камерный хор РИАС Камерный оркестр РИАС | Слушать | 1950 | ||
И.С. Бах: Кантаты BWV 39 и BWV 79 | Фриц Леманн Берлинер Мотетеншор Берлинский филармонический оркестр | Архивная продукция | 1952 | ||
И.С. Бах: Кантата «Бог Господь есть солнце» и щит | Карл Рихтер Мюнхенский хор Баха Члены Баварской государственной оперы Мюнхена | Декка | 1955 | ||
И.С. Бах: Кантата № 140, Кантата № 57 | Карл Ристенпарт Хор консерватории Сарребрука Камерный оркестр Саара | Соглашение | 1958 | ||
Великие кантаты И.С. Баха Vol. 19 | Фриц Вернер Хор Генриха Шютца в Хайльбронне Камерный оркестр Пфорцхайма | Эрато | 1964 | ||
И.С. Бах: Кантаты BWV 80 и BWV 79 | Вольфганг Генненвайн Южногерманский хор мадригалов Музыкальный консорциум | я | 1967 | ||
И.С. Бах: Кантатное произведение • Полное собрание кантат • Les Cantates, Fol / Vol. 20 – BWV 76-79. | Густав Леонхардт Леонхардт-Консорт |
|
Тельдек | 1980 | |
Бах Сделано в Германии Том. 4 – Кантаты X | Ханс-Йоахим Ротч Томанерхор Оркестр Гевандхауса | Вечный | 1982 | ||
Лекции-концерты – Новые записи кантат | Хельмут Риллинг Бах-коллегия Штутгарта | Хэнсслер | 1997 | ||
Издание Баха Том. 15 - Кантаты Том. 8 | Питер Ян Лейсинк Голландский хор мальчиков Нидерландский Бах-Коллегиум | блестящая классика | 2000 | Период | |
На 19-е воскресенье после Троицы; К празднику Реформации | Джон Элиот Гардинер Хор Монтеверди Солисты английского барокко | Слава одному Богу | 2000 | Период | |
И.С. Бах: Полное собрание кантат, том. 16 | Тон Купман Амстердамский барочный оркестр и хор | Антуан Маршан | 2001 | Период | |
И.С. Бах: Кантаты Том. 40 – БВВ 79, 137, 164, 168 | Масааки Сузуки Коллегия Баха в Японии | ДО | 2007 | Период | |
И.С. Бах: Там, где Господь Бог нас не поддерживает | Георг Кристоф Билдер Томанерхор Оркестр Гевандхауса |
|
Рондо Продакшн | 2008 | |
И. С. Бах Лютеранские мессы, Vol. II | Гарри Кристоферс Шестнадцать Оркестр Шестнадцати |
|
Хор | 2014 | Период |
Кантаты Баха BWV 76, 79, 80 «Налейте Лютера» | Эрик Милнс Нет ( ОВПП ) Монреальское Барокко |
|
АТМА Классик | 2018 | Период |
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Деллал, Памела . «BWV 79 – Господь Бог есть солнце и щит» . ЭммануэльМузыка . Проверено 23 августа 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Вольф, Кристоф (2001). Третий годовой цикл кантат Баха (1725–1727) - I (1725) (PDF) . п. 7−10 . Проверено 5 ноября 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с Дюрр, Альфред (1971). Кантаты Иоганна Себастьяна Баха (на немецком языке). Том 1. Бэренрейтер-Верлаг. OCLC 523584 .
- ^ «Теперь будем Богом-Господом / Текст и перевод хорала» . Сайт кантат Баха. 2007 . Проверено 30 октября 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Хофманн, Клаус (2007). «Для Господа Бога есть Солнце и Щит», BWV 79» (PDF) . Сайт кантат Баха. п. 4 . Проверено 26 октября 2012 г.
- ^ Jump up to: а б Бишоф, Вальтер Ф. «BWV 79 – Господь Бог есть солнце и щит» . Университет Альберты . Проверено 3 ноября 2015 г.
- ^ Гроб, Йохен (2014). «BWV 79 / BC A 184» (на немецком языке). s-line.de. Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 6 ноября 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Минчем, Джулиан (2010). «Глава 5 Bwv 79 - Кантаты Иоганна Себастьяна Баха» . jsbachcantatas.com . Проверено 23 августа 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с Гардинер, Джон Элиот (2005). Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) / Кантаты №№ 5, 48, 56, 79, 80, 90 и 192 (примечания СМИ). Соли Део Глория (на Hyperion Records сайте ) . Проверено 30 октября 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с Риллинг, Хельмут . «Бог Господь есть солнце и щит», BWV 79» . ЗКГУ-ФМ . Проверено 29 октября 2012 г.
- ^ «Хоральные мелодии, использованные в вокальных произведениях Баха / Теперь предоставьте нас Богу Господу» . Сайт кантат Баха. 2005 . Проверено 30 октября 2012 г.
- ^ Орон, Арье. «Кантата BWV 79 Бог Господь есть солнце и щит» . Сайт кантат Баха . Проверено 3 ноября 2015 г.
Источники
[ редактировать ]- Бог Господь - солнце и щит, BWV 79 : партитуры Международного проекта библиотеки музыкальных партитур.
- Господь Бог есть солнце и щит BWV 79; BC A 184 / Священная кантата (День Реформации 31 октября) Бах в цифровом формате
- «Бог Господь есть Солнце и Щит» BWV 79 Текст , оценка, Университет Альберты
- Люк Дан: BWV 79.3 bach-chorales.com
- Люк Дан: BWV 79.6 bach-chorales.com