Карл Ристенпарт
Карл Ристенпарт | |
---|---|
![]() Карл Ристенпарт, 1960-е годы. | |
Рожденный | Типа , Германия | 26 января 1900 г.
Умер | 24 декабря 1967 г. Лиссабон, Португалия | ( 67 лет
Национальность | немецкий |
Занятие | Дирижер |
Карл Ристенпарт (26 января 1900 — 24 декабря 1967) — немецкий дирижёр .
Карьера
[ редактировать ]Он родился в Киле , Германия, учился в консерватории Штерна в Берлине и Вене. За свою жизнь он принимал активное участие в создании трех оркестров , в первую очередь Камерного оркестра Саара . С этой группой он создал один из первых записанных сборников Баха оркестровой музыки . Эти записи были сделаны между 1954 и 1967 годами как Les Discophiles Français , Erato и Club Français du Disque релизы во Франции и затем появились по лицензии на различных американских лейблах (в частности, None such ) как на пластинках , так и на кассетах .
После периода распроданности в 2000 году французский лейбл Accord Universal выпустил набор из шести компакт-дисков , включающий весь набор записей оркестровых произведений Баха в Ристенпарте. Дирижер и его коллеги из Саарбрюккена также записали исполнение произведений Моцарта и Гайдна и других. Прочная известность, которую он получил за эти интерпретации музыки барокко и ранней классической музыки, затмила тот факт, что со своим саарским оркестром он фактически записал произведения примерно 230 композиторов , по крайней мере половина из которых принадлежала к 20 веку для Саарского радио . Возможное влияние в этом направлении оказал Герман Шерхен в то время , с которым мать Ристенпарта была знакома до 1914 года и за которого она была замужем в период с 1919 по 1920 год. (Герман Шерхен был политически активным дирижером, ответственным за премьерные исполнения спорных пьес. таких композиторов, как Берг и Ксенакис .)
В 1932 году Ристенпарт стал дирижером небольшого струнного ансамбля в Берлине, ядро которого составляли подруги его жены, пианистки и клавесинистки Рут Кристенсен. Этот ансамбль стал известен как Камерный оркестр Карла Ристенпарта и часто выступал для Берлинского радио и Deutschlandsender , в основном для утомительных прямых ночных передач за границу . Но карьера Ристенпарта как многообещающего молодого дирижера в Германии была затруднена из-за его отказа вступить в нацистскую партию .
После Второй мировой войны Ристенпарт вернулся в опустошенный Берлин и включил произведения Густава Малера , своего любимого композитора, в программу своего первого публичного концерта летом 1945 года. Поскольку Берлин был разделен на несколько иностранных секторов , его безупречный политический послужной список позволил ему быть назначен дирижером «Радио в американском секторе» Берлина (RIAS). Таким образом, в 1946 году он начал записывать музыку, от Монтеверди до Стравинского , силами своего бывшего Камерного оркестра Карла Ристенпарта, дополненного вокальными солистами и лучшими музыкантами из других берлинских оркестров, под названием «RIAS-Хор и Камерный оркестр». Это был второй из важных периодов его развития оркестра и начало его прорыва к международной славе как дирижера, которая в основном была основана на его амбициозном цикле концертов И.С. Баха с марта 1947 года по декабрь 1952 года. К этому периоду относится легендарная постановка «Архива». с участием баритона Дитриха Фишера-Дискау и Германа Тетчера гобой и гобой да качча в кантатах Баха Ich will den Kreuzstab gerne tragen, BWV 56 и Ich habe genug, BWV 82 . Но ухудшение послевоенной политической ситуации в Германии в начале 1950-х годов, особенно в Берлине, где перемещение между различными секторами становилось все более трудным, также создало финансовые проблемы для радиовещания . Когда в конце 1952 года стало ясно, что RIAS не может продолжать субсидировать все свои оркестры, Ристенпарт принял предложение создать новый камерный оркестр для Саарского радио, с которым он также должен был выпускать пластинки для Les Discophiles français ( необычная договоренность, связанная с тем, что «автономный» регион Саар все еще находился под управлением в то время Франции).
Ристенпарт начал работать летом 1953 года в качестве дирижера Саарского камерного оркестра , в который из первоначальных 16 входили 10 молодых музыкантов, приехавших вместе с ним из Берлина. оркестра Среди них был квартет Генделя, руководитель которого Георг Фридрих Гендель стал первым скрипачом . Последовавшее за этим сотрудничество с ведущими французскими солистами -инструменталами было особенно плодотворным, что привело к многочисленным турам , записям и партнерству с такими солистами, как флейтист Жан-Пьер Рампал и участники его духового ансамбля Le Quintette à vent Français. Около 170 пластинок с участием Ристенпарта и его Саарского камерного оркестра продавались по лицензии различными звукозаписывающими компаниями по всему миру. К ним относятся два полных комплекта Бранденбургских концертов , Оркестровые сюиты и Искусство фуги , несколько альбомов вокальных кантат Баха, множество произведений Телемана , Вивальди , множество произведений Моцарта и Гайдна, а также отмеченные наградами записи Бриттена , Русселя и Хиндемита. произведений .

В декабре 1967 года Ристенпарт перенес сердечный приступ во время гастролей в Португалии с камерным оркестром Фонда Гюльбенкяна Лиссабона и скончался в больнице в канун Рождества . Камерный оркестр Саара не смог долго пережить угасание своего путеводного света. После четырех лет под управлением уважаемого виолончелиста Антонио Янигро и гибели в автокатастрофе его основных музыкантов, первой скрипки Георга Фридриха Хенделя и его жены Бетти Хиндрихс-Хендель, первой виолончелистки, он объединился с Симфоническим оркестром Саарбрюккенского радио. Оркестр 1973 года.
Дискография
[ редактировать ]Оригинальные записи пластинок
Карл Ристенпарт ушел:
- только одна пластинка его постановки с Камерным оркестром в Берлине (Архив 14004 с кантатами Баха 56 и 82 в интерпретации Дитриха Фишера-Дискау и Германа Тётчера);
- 169 пластинок с Камерным оркестром Саара, из которых 2 были сделаны в Германии (Archiv и Elektrola ) и 167 во Франции (2 Lumen, 4 Club National du Disque, 1 Harmonia Mundi , 95 Les Discophiles Français, 24 Erato, 42 Club Français дю Диск);
- 4 с Симфоническим оркестром Радио Штутгарта (Checkmate, США).
Переиздания на компакт-дисках
- Архив 14004 с кантатами 56 и 82 был переиздан Polydor International/DG Classics в 1997 году и с тех пор снова.
- несколько пластинок Club Français du Disque, Musidisc и Erato с произведениями Баха, Моцарта и Гайдна были переизданы на компакт-дисках в 1980-х и 1990-х годах под лейблами Accord или Erato (см. www.amazon.fr);
- ACCORD/UNIVERSAL выпустили набор из 6 компакт-дисков с оркестровыми произведениями Баха (включая «Бранденбургские», «Сюиты» и «Искусство фуги») в 2000 году; набор из четырех компакт-дисков под названием «L'art de Teresa Stich-Randall », включающий духовные композиции Баха, Генделя, Моцарта и Шуберта в которых сопрано аккомпанирует , Саарский оркестр Ристенпарта, в 2005 году; набор на двух компакт-дисках с кантатами 56, 82, Wachet auf, ruft uns die Stimme, BWV 140 , Gott sollein mein Herze haben, BWV 169 , Coffee Cantata и 212 в 2006 году.
- широкий выбор записей Ristenpart, выпущенных на пластинках лейблом None such, можно заказать на компакт-дисках в США на сайте www.rediscovery.us;
- Ассоциация Жан-Пьера Рампала начала переиздавать большинство ранних саарских радиокассет (1954–1985) с оркестром Ристенпарта и французскими солистами в виде наборов компакт-дисков под своим лейблом Premiers Horizons Disques (www.jprampal.com). Работы Фрэнка Мартина , Вилли Буркхарда , Питера Мига , Жана-Мишеля Дамаса и других.
- «Проект кантат Баха RIAS» Audite 21415 [1] представляет собой набор из 9 компакт-дисков, выпущенный в 2012 году и взятый из архивов RIAS-Берлин (сегодня с Deutschlandradio Kultur) 29 кантат Баха среди 70, записанных Карлом Ристенпартом в период с 1949–1952 гг. (первоначально планировалось как полная запись). Эти студийные записи включают кантаты И.С. Баха BWV 4 , BWV 19 , 21 , 22 , 31 , 32 , 37 , 38 , 39 , 42 , 52 , 56 , 58 , 73 , 76 , 79 , 88 , 106 , 108. , 47 , 127 , 140 , 160 , 164 , 176 , 178 , 180 , 199 и 202 ). КАРЛ РИСТЕНПАРТ дирижирует Камерным оркестром RIAS, Kammerchor RIAS , Knabenchor RIAS и следующими солистами: Хельмут Кребс | Агнес Гибель | Ингрид Лоренцен | Дитрих Фишер-Дискау | Уолтер Хаук | Гунтильд Вебер | Аннелис Вест | Йоханна Беренд | Мария Луиза Денике | Лорри Лейл | Лило Ролвес | Герхард Низе | Эдит Бергер-Рак | Гертруда Бирмеле | Шарлотта Вольф-Мэттью | Герда Ламмерс .
Источники
[ редактировать ]- Чарльз В. Шил . Карл Ристенпарт: Дирижерские мастерские: Берлин, Париж, Саарбрюккен . Саарбрюккен, SDV, 1999 г. (www.amazon.de). Эта биография содержит множество фотографий, подробные схемы постановок Ристенпарта и компакт-диск с 4 записями Саарского камерного оркестра под управлением Ристенпарта (Моцарт, Концертная симфония для 4-х духовых инструментов с оркестром ( Пьер Пьерло , гобой; Жак Ланселот , кларнет ; Жильбер Курсье , валторна ; Поль Хонне 1954 г. , Концерт , для малого оркестра ; Андре Жоливе , Концерт для флейты и струнного оркестра ( Жан-Пьер Рампаль флейта ) , 1960 И. С. Бах, Бранденбургский концерт № 4 Георг Фридрих Гендель [ , , флейты ], 1967;
- Чарльз В. Шил и Дэмиен Эрхардт (ред.). Карл Ристенпарт и Камерный оркестр Саара (1953–1967) = Карл Ристенпарт и Камерный оркестр Сарра (1953–1967) . Берн и Нью-Йорк, Питер Лэнг (Серия «Конвергенции»; 291 стр., 20 иллюстраций), 1999.
- Ричард Фрид . «Царь Саара», Лондон, Classic Record Collector , весна 2006 г., стр. 10–17.
- Чарльз В. Шил (ред.). «Густав Малер в переписке между Карлом Ристенпартом и Рихардом Фридом в 1967 году», специальный трехъязычный выпуск Cahiers de l'Amefa , Саарбрюккен, 2007 год. Тексты отредактированы и переведены на немецкий, французский и английский языки Чарльзом В. Шеелем (72 стр. + Компакт-диск с записью Адажиетто из Пятой симфонии Малера 1959 года в исполнении Саарского камерного оркестра под управлением Карл Ристенпарт). См. ниже:
https://univ-metz.academia.edu/CharlesScheel/Papers/766156/GUSTAV_MAHLER _in_der_Korrespondenz_in_the_correspondence_dans_la_correspondance