Просыпайтесь, голос зовёт нас , BWV 140
Проснитесь, голос зовет нас | |
---|---|
БВВ 140 | |
Хоральная кантата И.С. Баха | |
![]() Рукопись с автографом партии скрипки облигато-пикколо первой сопрано-басовой арии, одной из немногих сохранившихся инструментальных партий, написанных Бахом, из архива Томаскирхе . | |
Другое имя | Спящие проснулись |
Повод | 27-е воскресенье после Троицы |
Хорал | « Проснитесь, голос зовёт нас » Филипп Николаи |
Выполненный | 25 ноября 1731 г. Лейпциг. : |
Движения | 7 |
Вокал |
|
Инструментальный |
|
Проснитесь, зовет нас голос («Пробудитесь, зовет нас голос»), [ 1 ] BWV 140 , также известная как Sleepers Awake , — церковная кантата Иоганна Себастьяна Баха , считающаяся одной из его самых зрелых и популярных священных кантат. он сочинил Хоральную кантату в Лейпциге к 27-му воскресенью после Троицы и впервые исполнил ее 25 ноября 1731 года.
Бах сочинил эту кантату, чтобы завершить свой второй ежегодный цикл хоральных кантат, начатый в 1724 году. Кантата основана на гимне трехстрофном Wachet « auf, ruft uns die Stimme » (1599) Филиппа Николаи , который охватывает предписанное чтение для воскресенье, притча о десяти девах . Текст и мелодия трех строф гимна остаются неизменными в трех из семи частей (1, 4 и 7). Неизвестный автор предоставил дополнительную поэзию для внутренних движений в виде речитативов и дуэтов , основанных на любовной поэзии «Песни Песней» . Бах структурировал кантату в семь частей, поместив первую строфу как хоральную фантазию , вторую строфу в центральную часть в стиле хоральной прелюдии , а третью строфу как четырёхчастный хорал . Новые тексты он определил как драматические речитативы и любовные дуэты, подобные современной опере. Бах написал произведение для трех вокальных солистов (сопрано, тенора и баса), четырехголосного хора и инструментального ансамбля в стиле барокко, состоящего из валторны (для усиления сопрано), двух гобоев, тайля, скрипки-пикколо, струнных и бассо континуо, включая фагот.
Бах использовал центральную часть кантаты в качестве основы для первого из своих хоралов Шюблера , BWV 645. Исследователь Баха Альфред Дюрр отмечает, что кантата является выражением христианского мистицизма в искусстве, в то время как Уильям Г. Уиттакер называет ее «кантатой без слабости, без унылой планки, технически, эмоционально и духовно высочайшего уровня, его чистое совершенство и безграничное воображение вызывают удивление и удивление. снова время». [ 2 ] [ 3 ]
История, гимн и текст
[ редактировать ]Бах сочинил кантату в Лейпциге к 27-му воскресенью после Троицы . [ 4 ] Это воскресенье бывает только тогда, когда Пасха ранняя. [ 5 ] Предписанными чтениями для воскресенья были Первое послание к Фессалоникийцам ( 1 Фессалоникийцам 5:1–11 ) и Евангелие от Матфея , притча о десяти девах ( Матфея 25: 1–13 ). [ 6 ]

Бах сочинил эту кантату, чтобы завершить свой второй ежегодный цикл кантат 1724/25 года, цикл, который планировалось состоять из хоральных кантат . [ 5 ] [ 7 ] Он основан на Филиппа Николаи « лютеранском гимне трехстрофном Проснитесь, голос зовет нас ». [ 4 ] который основан на Евангелии. [ 5 ] Опубликованный Николаем в «Зеркале радости жизни вечной» в 1599 году, его текст был представлен так: « Другой из голосов в полночь / и мудрых дев / встречающих своего небесного жениха / Мф. 25. / Д. Филипп Николай ». ( Иной [зов] голоса в полночь и мудрых девиц, встречающих своего небесного Жениха / Матфей 25 / Д. Филипп Николаи). [ 8 ]
Текст трех строф выглядит неизменным и с мелодией во внешних и центральных частях (1, 4 и 7), в то время как неизвестный автор написал стихи для других частей, дважды последовательность речитатива и дуэта . [ 9 ] Он обращается к любовной поэзии «Песни Песней» , изображающей Иисуса женихом Души. [ 7 ] По мнению баховеда Кристофа Вольфа , текст был доступен уже тогда, когда Бах сочинял свой цикл хоральных кантат. [ 10 ]
Бах исполнил кантату только один раз, в главной церкви Лейпцига Николаикирхе 25 ноября 1731 года. [ 4 ] [ 7 ] По словам Вольфа, Бах исполнил ее только один раз, хотя 27-е воскресенье после Троицы произошло еще раз во время его пребывания в Лейпциге в 1742 году. [ 5 ] Бах использовал центральную часть в качестве основы для первого из своих хоралов Шюблера , BWV 645. [ 4 ] [ 10 ]
Поскольку текст и его эсхатологические темы также связаны с Адвентом , кантата обычно исполняется в это время года.
Музыка
[ редактировать ]Структура и оценка
[ редактировать ]Бах структурировал кантату в семь частей. Текст и мелодия гимна сохранены во внешних хоральных частях и центральной части, представленной двумя хоральными фантазиями и четырехчастным заключительным хоралом, которые обрамляют две последовательности речитатива и арии . [ 6 ] Бах написал произведение для трех вокальных солистов ( сопрано (S), тенора (T), баса (B)), четырехголосного хора ( SATB ) и барочного инструментального ансамбля валторны (Co), двух гобоев (Ob) , Taille (Ot), скрипка пикколо (Vp), две скрипки (Vl), альт (Va) и бассо континуо , включая фагот . [ 4 ] [ 11 ] Заголовок оригинальных партий гласит: «Доминика 27. post Trinit. / Wachet auf, rufft uns die Stime / â / 4. Voc. / 1. Violino picolo. / 2. Hautbois. / Taille. / Basson. / 2 скрипки. . /Виола/ и /Непрерывное/Лорда/И.С.Баха». [ 12 ] Продолжительность указана как 31 минута. [ 6 ]
В следующей таблице движений счет соответствует Neue Bach-Ausgabe . [ 11 ] Тональности взяты из и тактовые размеры книги баховеда Альфреда Дюрра обо всех кантатах с использованием символа общего времени (4/4). [ 6 ] Континуо, играющее повсюду, не показано.
Нет. | Заголовок | Текст | Тип | Вокал | Ветры | Струны | Ключ | Время |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | Проснитесь, голос зовет нас Duration: 5 minutes and 48 seconds. |
Николай | Хоральная фантазия | САТБ | Co 2Ob Ot | Вп 2Вл Ва | Ми-бемоль мажор | 3/4 |
2 | Он идет Duration: 1 minute and 8 seconds. |
анон. | Речитатив | Т | До минор | ![]() | ||
3 | Когда ты придешь, мое спасение? Duration: 5 minutes and 56 seconds. |
анон. | Дуэт | СБ | ВП | До минор | 6/8 | |
4 | Сион слышит пение стражей Duration: 4 minutes and 41 seconds. |
Николай | Хорал | Т | 2Вл Ва ( ед .) | Ми-бемоль мажор | ![]() | |
5 | Так зайди ко мне Duration: 1 minute and 6 seconds. |
анон | Речитатив | Б | Вп 2Вл Ва | ![]() | ||
6 | Мой друг – мой! Duration: 5 minutes and 41 seconds. |
анон. | Дуэт | СБ | Ob | Си-бемоль мажор | ![]() | |
7 | Глория будет спета тебе Duration: 1 minute and 39 seconds. |
Николай | Хорал | САТБ | Co 2Ob Ot | Вп 2Вл Ва | Ми-бемоль мажор | ![]() |
Движения
[ редактировать ]1
[ редактировать ]
Первая часть « Wachet auf, ruft uns die Stimme » («Пробудитесь», нас призывает голос [сторожей]), [ 6 ] представляет собой хоральную фантазию, основанную на первом куплете хорала, что является общей чертой более ранних хоральных кантат Баха. [ 13 ] Cantus Firmus исполняется сопрано. Оркестр исполняет самостоятельный материал, в основном основанный на двух мотивах : пунктирном ритме и восходящей гамме «с синкопированными сдвигами акцентов». [ 7 ] Низкие голоса добавляют необычайно свободные полифонические музыкальные образы, такие как частые призывы «wach auf!» (просыпайся!) и «уоу, уо?» (где, где?), [ 7 ] и длинные мелизмы в фугато на «Аллилуйя». [ 13 ]
Джон Элиот Гардинер , дирижировавший « Паломничеством кантаты Баха» в 2000 году, отмечает два инструментальных хора, струнные и двойные язычки (два гобоя, хвост и фагот), играющие в стиле французской увертюры с двойными точками в тройном ритме. Он пишет:
Из этого возникает восходящая синкопированная фигура, которую позже подхватывают альтисты, начиная со своей причудливой фигуры «аллилуйя», и которую перенимают все остальные певцы. Если кто-то в шикарном мире классической музыки когда-либо сомневался в том, что И.С. Баха можно считать отцом джаза, то вот доказательство. [ 3 ]
2
[ редактировать ]« Он приходит » [ 6 ] это речитатив для тенора как рассказчика [ 13 ] который называет «Töchter Zions» (дочери Сиона). [ 7 ]
3
[ редактировать ]
В следующем дуэте « Когда придешь , Спасение мое?» [ 6 ] с облигато скрипкой-пикколо сопрано представляет Душу, а бас - vox Christi (голос Иисуса). В медленном сицилиано скрипка пикколо иллюстрирует «мерцание ламп, освещенных горящим маслом » в арабесках. [ 3 ] Гардинер комментирует: «За этим восхитительным номером стоит богатая традиция столь же чувственных музыкальных аллегорий, включая прекрасные примеры двоюродного брата Баха, Иоганна Кристофа ». [ 3 ]
4
[ редактировать ]Четвертая часть: « Сион слышит пение стражей ». [ 6 ] основан на втором куплете хорала. Он написан в стиле хоральной прелюдии, фразы хорала исполняются тенорами (или солистом-тенором) как cantus Firmus, периодически вступая на фоне знаменитой лирической мелодии, исполняемой в унисон скрипками (без скрипка пикколо) и альт в сопровождении бассо континуо.
Позже Бах переписал эту часть для органа (BWV 645), и впоследствии она была опубликована вместе с пятью другими транскрипциями, которые Бах сделал из своих частей кантаты, как « Хоралы Шюблера» . [ 6 ]
5
[ редактировать ]Пятая часть: « So geh herein zu mir » (Тогда войди ко мне), [ 6 ] — речитатив для баса в сопровождении струнных. Он изображает единство жениха и «избранной невесты». [ 6 ]
6
[ редактировать ]
Шестая часть « Мой друг — мой! » [ 1 ] это еще один дуэт сопрано и баса с гобоем облигато. Этот дуэт, как и третья часть, представляет собой любовный дуэт сопрано Души и баса Иисуса. [ 14 ] Гардинер отмечает, что Бах использует средства «современных оперных любовных дуэтов, используя цепочки подвесов и параллельные терции и сексты». [ 3 ] Дюрр описывает это как «выражение радости единой пары», демонстрацию «расслабленного настроения» и «художественной интенсивности». [ 6 ]
7
[ редактировать ]Заключительный хорал « Gloria sei dir gesungen » (Пусть Тебе поют Глорию), [ 1 ] представляет собой четырехчастную постановку третьего куплета гимна. Высокий тон мелодии удваивается скрипкой-пикколо на октаву выше, олицетворяя блаженство «небесного Иерусалима». [ 6 ]
Оценка
[ редактировать ]Исследователь Баха Клаус Хофманн считает кантату одной из «самых красивых, самых зрелых и в то же время самых популярных священных кантат композитора». [ 7 ] Дюрр отмечает, что кантаты, особенно дуэты в единстве «земного счастья в любви и небесного блаженства», являются выражением христианской мистики в искусстве. [ 6 ] Уильям Г. Уиттакер писал: «Это кантата без недостатков, без скучного такта, технически, эмоционально и духовно высочайшего уровня, ее чистое совершенство и безграничное воображение снова и снова вызывают удивление». [ 2 ] [ 3 ]
Записи
[ редактировать ]Список взят из подборки на сайте кантат Баха. [ 15 ] хоры, поющие ОВПП (по одному голосу на партию), и инструментальные группы, играющие на старинных инструментах в исторически обоснованных исполнениях Зелёным фоном отмечены .
Заголовок | Дирижер/Хор/Оркестр | Солисты | Этикетка | Год | Тип хора | Инстр. |
---|---|---|---|---|---|---|
Великие кантаты И.С. Баха Vol. 4 | Фриц Вернер Хор Генриха Шютца в Хайльбронне Камерный оркестр Пфорцхайма | Эрато | 1959 | |||
Бах Сделано в Германии Том. 2 – Кантаты IV | Курт Томас Томанерхор Оркестр Гевандхауса | Вечный | 1960 | |||
И.С. Бах: Кантата № 140, Кантата № 57 | Карл Ристенпарт Хор консерватории Сарребрука Камерный оркестр Саара | Соглашение | 1962 | |||
И.С. Бах: Кантаты BWV 140 и BWV 148 | Вольфганг Генненвайн Южногерманский хор мадригалов Музыкальный консорциум | я | 1967 | |||
Великие кантаты И.С. Баха Vol. 24 | Фриц Вернер Хор Генриха Шютца в Хайльбронне Камерный оркестр Пфорцхайма | Эрато | 1970 | |||
Проснитесь, голос зовёт нас. BWV 140. Магнификат BMV 243 | Карл Рихтер Мюнхенский хор Баха Мюнхенский баховский оркестр | Немецкий граммофон | 1979 | |||
Кантата Баха Том 6. | Хельмут Риллинг Гехингер Канторей Вюртембергский камерный оркестр Хайльбронна | Хэнсслер | 1984 | |||
И.С. Бах: Кантатное произведение • Полное собрание кантат • Les Cantates , эпизод/т. 35 – BWV 140, 143–146. | Николас Арнонкур Хор мальчиков Тёльцер Музыкальный концерт в Вене |
|
Тельдек | 1984 | Период | |
И.С. Бах: Кантаты BWV 140 и BWV 51 | Джошуа Рифкин Ансамбль Баха |
|
Лирохвост | 1986 | ОВПП | Период |
И.С. Бах: Кантаты (27-е воскресенье после Троицы) | Джон Элиот Гардинер Хор Монтеверди Солисты английского барокко | Архивная продукция | 1990 | Период | ||
И.Ч.Ф.Бах / И.С.Бах: Просыпайтесь, голос зовёт нас | Хайнц Хенниг Ганноверский хор мальчиков Барочный оркестр Л'Арко | Торофон | 1995 | ОВПП | Период | |
Издание Баха Том. 15 - Кантаты Том. 8 | Питер Ян Лейсинк Голландский хор мальчиков Нидерландский Бах-Коллегиум | блестящая классика | 2000 | Период | ||
И.С. Бах: Полное собрание кантат, том. 21 | Тон Купман Амстердамский барочный оркестр и хор | Антуан Маршан | 2003 | Период | ||
Бах: Как прекрасно сияет утренняя звезда – Кантаты BWV 1, 48, 78 и 140 | Карл-Фридрих Берингер Виндсбахер Кнабенчор Немецкие камерные виртуозы Берлина | Сони Музыка | 2011 | |||
И.С. Бах: Кантата BWV 140 «Просыпайтесь, голос зовет нас» (Кантаты Баха №6) | Рудольф Лутц Оркестр Фонда И.С. Баха |
|
Фонд И.С. Баха Санкт-Галлен | 2008 | Период | |
И.С. Бах: Кантаты Том 52 – Проснитесь, голос зовёт нас, Кантаты · 29 · 112 · 140 | Масааки Сузуки Коллегия Баха в Японии | ДО | 2011 | Период |
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Деллал, Памела . «BWV 140 – Просыпайтесь, голос зовет нас» . ЭммануэльМузыка . Проверено 1 сентября 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Уиттакер, Уильям Гиллис (1978), Кантаты Иоганна Себастьяна Баха: священные и светские, Том I , Oxford University Press, стр. 488–494, ISBN 019315238X
- ^ Jump up to: а б с д и ж Гардинер, Джон Элиот (2010). Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) / Кантаты №№ 52, 55, 60, 89, 115, 139, 140 и 163 (примечания СМИ). Соли Део Глория (на Hyperion Records сайте ) . Проверено 28 октября 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Бах Цифровой 2018 .
- ^ Jump up to: а б с д Вольф, Кристоф (2000). Иоганн Себастьян Бах: ученый музыкант . WW Нортон и компания . п. 280 . ISBN 0-393-04825-Х .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Дюрр, Альфред ; Джонс, Ричард Д.П. (2006). Кантаты И.С. Баха: с их либретто в немецко-английском параллельном тексте . Издательство Оксфордского университета . стр. 648–653. ISBN 0-19-929776-2 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Хофманн, Клаус (2012). «Просыпайтесь, нас зовет голос, BWV 140» (PDF) . Сайт кантат Баха. п. 5 . Проверено 5 декабря 2013 г.
- ^ Гловер 1990 , стр. 117–118.
- ^ Дюрр, Альфред (1981). Кантаты Иоганна Себастьяна Баха (на немецком языке). Том 1 (4-е изд.). Немецкое издательство в мягкой обложке. стр. 531–535 . ISBN 3-423-04080-7 .
- ^ Jump up to: а б Вольф, Кристоф . «Поздние церковные кантаты из Лейпцига, I» (PDF) . Сайт кантат Баха. стр. 21–24 . Проверено 5 декабря 2013 г.
- ^ Jump up to: а б Бишоф, Вальтер Ф. «BWV 140 Просыпайтесь, голос зовет нас» . Университет Альберты . Проверено 18 ноября 2015 г.
- ^ Гроб, Йохен (2014). «BWV 140 / BC A 166» (на немецком языке). s-line.of . Проверено 15 декабря 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с Минчем, Джулиан (2010). «Глава 55 BWV 140 Пробудитесь, голос зовет нас / Проснитесь! Голос Сторожев приказывает нам» . jsbachcantatas.com . Проверено 1 сентября 2022 г.
- ^ Граут, Дональд ; Палиска, Клод (200). Антология западной музыки Нортона: Том 1 – от древности до барокко . WW Нортон и компания . п. 547. ИСБН 0-393-97690-4 .
- ^ Орон, Арье. «Кантата BWV 140 Просыпайтесь, голос зовёт нас» . Сайт кантат Баха . Проверено 18 ноября 2015 г.
Цитируемые источники
[ редактировать ]- Бах Цифровой (2018). «Просыпайтесь, голос зовет нас BWV 140; BC A 166 / Хоральная кантата (27-е воскресенье после Троицы)» . Проверено 25 ноября 2018 г.
- Гловер, Раймонд Ф., изд. (1990). Сборник гимнов 1982 года, Том 1 . Церковное издательство. стр. 117–118. ISBN 9780898691436 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бейтс, Ян (2016). «Чтение, интерпретация, перевод: три транскрипции хорала Баха». Музыкальный симпозиум колледжа . 56 . ISSN 0069-5696 . JSTOR 26574427 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Проснитесь, голос зовет нас, BWV 140 : выступление Нидерландского общества Баха (видео и справочная информация)
- Просыпайтесь, голос зовет нас , BWV 140 : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур.
- Кантата BWV 140 – Просыпайтесь, голос зовёт нас (Иоганн Себастьян Бах) ChoralWiki
- BWV 140 Просыпайтесь, голос зовет нас : английский перевод, Университет Вермонта
- Люк Дан: Кантата BWV 140, Wachet auf Вифлеемский хор Баха