Уильям Дж. Уиттакер
Уильям Гиллис Уиттакер | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | Ньюкасл-апон-Тайн | 23 июля 1876 г.
Умер | Оркнейские острова | 5 июля 1944 г. (68 лет)
Уильям Гиллис Уиттакер (Ньюкасл-апон-Тайн, 23 июля 1876 г. - Оркнейские острова, 5 июля 1944 г.) был английским композитором, педагогом, дирижером, музыковедом, баховедом, издателем и писателем. Он посвятил свою жизнь продвижению музыки. [1] Университет Дарема , где он когда-то учился и преподавал, назвал его одним из «самых влиятельных музыкантов Великобритании первой половины двадцатого века». [2] [3] Самоучка, он был выдающимся создателем Gebrauchsmusik . [2]
Молодость и образование в Ньюкасле
[ редактировать ]
Уиттакер родился в методистской семье в районе Шилдфилд города Ньюкасл-апон-Тайн . Его отец, Джон Уиттакер, внебрачный сын дочери сельскохозяйственного рабочего, происходил из Литтл-Корби в Камберленде . Его мать, Эллен Гиллис, была сиротой из уважаемой семьи в Хексеме в Нортумберленде . С раннего возраста Уиттакер проявлял интерес к музыке: он научился играть на флейте, а отец купил ему пикколо ; и он играл школьником-органистом в церкви Святого Георгия в Джесмонде . Его отец поощрял его делать карьеру в науке, что привело к тому, что Уиттакер сначала изучал математику - без большого успеха - в колледже Армстронга , в то время входившем в состав Даремского университета (позже он сформировал ядро современного Университета Ньюкасла). на Тайне ). Впоследствии он возобновил уроки игры на органе и пении, получив исполнительскую и преподавательскую квалификацию от Ассоциированного совета Королевских музыкальных школ ; а с 1898 года он начал изучать музыковедение в Даремском университете.
После окончания учебы он продолжил обучение в колледже Армстронга; он последовательно занимал должности преподавателя, лектора и чтеца по музыке; и он приступил к защите докторской степени в 1902 году, защитив диссертацию в 1909 году, хотя ему пришлось ждать до 1921 года, чтобы получить степень. Он также работал учителем музыки в двух основных школах для девочек в Ньюкасле, преподавал пение в Центральной средней школе Ньюкасла в Джесмонде и школе для девочек Резерфорда в Рай-Хилл (которая открылась в 1907 году в бывших зданиях Королевской гимназии ). . В 1903 году Уиттакер женился на Кларе Уоткинс, музыканте-любителе из Гейтсхеда и дочери судовладельца Саут-Шилдс . Вместе у них было две дочери, Кларри и Мэри, воспитанные как строгие вегетарианцы с столь же строгим режимом инструментальных занятий перед завтраком на виолончели и скрипке. [2] [4] [1]
Хоровая работа на Тайнсайде
[ редактировать ]
Уиттакер руководил несколькими хорами на Тайнсайде , работая с Хоровым союзом Ньюкасла, Хором Баха Ньюкасла, Хоровым обществом Уитли-Бэй, Хоровым обществом Тайнмута и Хоровым союзом Гейтсхеда. С этими ансамблями он добился отличных результатов. Он также знал многих композиторов того периода, в том числе Густава Холста среди его друзей; и он встретил Мориса Равеля во время визита в Ньюкасл, во время которого Равель аккомпанировал своему недавно написанному циклу песен «Histoires Naturelles» и присутствовал на репетиции своего собственного струнного квартета . Он был дружен с Эдгаром Бейнтоном (приехавшим в Ньюкасл в 1901 году) и Альфредом Уоллом . Наставник Уиттакера Чарльз Сэнфорд Терри , который учился в Даремском университете до того, как занять должность в Абердинском университете , поощрял энтузиазм Уиттекера в отношении Дж. С. Баха , особенно его хоровой музыки. Уиттакер за свою карьеру исполнил все кантаты Баха. [2]
В 1915 году он основал Хор Ньюкасла Баха, базирующийся в соборе Ньюкасла . Один из участников хора, Бэзил Бантинг , вспоминал, что он «не только был образованным, но и проявил отличное чувство музыки и искусства в целом». [5] С хором Ньюкасла Баха он совершил концертный тур в Лондон и принял участие в трехдневном фестивале в 1922 году. Он исполнил первую полную версию Великой английской службы Уильяма Берда в Ньюкасле-апон-Тайн и снова исполнил ее в церкви Св. Церковь Маргариты в Вестминстере в 1924 году. С 1925 года он работал в трех музыкальных консультативных комитетах BBC . [4] [2]
Встреча в Глазго
[ редактировать ]
В 1929 году, посчитав музыкальные возможности на северо-востоке Англии слишком ограниченными, Уиттакер переехал в Глазго , где занял недавно полученную совместную должность директора Шотландской национальной музыкальной академии (RSAMD) (1929–1941) и профессора Гардинера. Музыка в Университете Глазго (1929–1941). Переезжая, Уиттакер оставил свою жену Клару, которая впоследствии переехала в Лондон, чтобы присоединиться к своей дочери Мэри. Самого Уиттакера к северу от границы сопровождала его бывшая студентка Энни Лоутон, у которой он поселился. Поселившись в Шотландии, он получил почетную степень Университета Глазго и степень почетного доктора Эдинбургского университета , где его друг Дональд Тови был профессором музыки.
Тови, член правления Академии, написал Уиттакеру, что он надеется, что награда может иметь «небольшое значение для укрепления ваших рук в выполнении задачи, которую вы не можете выполнить, не преодолев некоторое сопротивление». Задача заключалась в том, чтобы превратить то, что раньше было школой Атенеум, в музыкальную академию, подобную колледжам в Лондоне; но, несмотря на гранты местного благотворителя Дэниела Маколея Стивенсона , средств для финансирования музыкальных стипендий, привлечения учителей, создания библиотеки и проведения концертов было недостаточно. Уиттакер был разочарован музыкальной жизнью в Глазго, который, как он позже заявил, был «еще более провинциальным», чем в Ньюкасле. Он был разочарован тем, что его попытки улучшить ситуацию постоянно встречали сопротивление со стороны губернаторов во время его пребывания на посту директора: это была «душераздирающая борьба с невероятными шансами». [4] [1]
Наследие в Глазго
[ редактировать ]
Несмотря на трудности, с которыми он столкнулся, Уиттакер, тем не менее, нашел родственную душу и друга в лице главного профессора фортепиано Филипа Холстеда, которого он описал как «великолепного разностороннего музыканта»; и получил бесплатную поддержку от Гарольда Томсона, бывшего студента Академии, который стал его близким другом. С их помощью и другими ему удалось организовать трехлетний курс получения диплома. Несколько неожиданно он также обнаружил, что местный хор Баха в Глазго исполнил очень мало кантат Баха; они охотно согласились стать частью нового хора кантаты Баха Уиттакера, который выступал в Стивенсон-холле, недавно построенном концертном зале Академии. В результате Уиттакер смог реализовать свою мечту всей жизни — исполнить все кантаты Баха: одну треть из них он исполнил в Ньюкасле, а оставшиеся две трети — в Глазго. Позже он описал свою деятельность с Хором кантаты Баха как «главную радость» своего периода в Глазго.
Другие мероприятия в концертном зале включали «Неделю оперы» для опер, ораторий и музыкального сопровождения, включая произведения Перселла, Генделя, Баха, Глюка, Моцарта и Шуберта; некоторые губернаторы Академии безуспешно пытались остановить эти выступления как «расточительные», отдавая предпочтение Гилберту, Салливану и Оффенбаху. Уиттекеру удалось собрать средства от Фонда Карнеги для библиотеки, ныне Библиотеки Уиттекера в Королевской консерватории Шотландии ; а также основал в Академии музей старинных инструментов и архив музыкальных рукописей, ныне «Коллекцию Уиттекера», в университете. [2] [4] [1]
Выход на пенсию и смерть
[ редактировать ]
Уиттакер ненадолго ушел из Академии в 1938 году, когда, вернувшись из поездки в Швецию, он обнаружил, что губернаторы отменили некоторые из его решений во время его отсутствия. Когда выяснилось, что без него Академия не может бесперебойно работать, он согласился на просьбу вице-канцлера университета вернуться на свой пост. Выйдя на пенсию в 1941 году, он стал почетным профессором университета. Несмотря на плохое здоровье, он согласился присоединиться к ENSA под руководством Уолтера Легга и Бэзила Дина , чтобы помогать в проведении мероприятий классической музыки военного времени. Это включало в себя чтение лекций по всей стране, организацию концертов, судейство конкурсов и подготовку коробок с пластинками для концертов.
Во время поездки в качестве судьи на Фестиваль услуг на Оркнейских островах в июле 1944 года он умер во сне от сердечной недостаточности. В своем завещании он завещал копию бронзовой скульптуры, которую Джейкоб Эпштейн сделал из него в 1942 году, Королевскому колледжу в Ньюкасле. [2]
Публикации
[ редактировать ]Основная специализация Уиттакера как исполнителя и исследователя заключалась кантатах И.С.Баха в . Книга Уиттекера на эту тему была опубликована посмертно издательством Oxford University Press в 1959 году в двух томах, которые Гарольд Томпсон подготовил к публикации на основе напечатанного черновика. В более позднее издание 1978 года было добавлено приложение для исправления хронологических деталей, которые стали известны только в 1950-х годах. Уиттакер также продвигал таких музыкантов, как Густав Хольст , Воан Уильямс , Дебюсси , Сати и Пуленк . [1] Помимо стипендии Баха, он выступал в качестве издателя и редактора музыки 17 и 18 веков. [4] Среди его произведений — «Погребальная песнь по Лайку-Уэйку» для хора и оркестра (1925) и «Среди нортумбрийских холмов» , свободные вариации на оригинальную тему для фортепиано и струнного квартета (1922), оба из которых были опубликованы как часть Собрания Карнеги. Британская музыка . [7]
Другие произведения включают «Небесную сферу» для хора и оркестра и «Псалом CXXXIX» . [4] Он также сильно интересовался народной музыкой своего родного Тайнсайда и Нортумберленда, отстаивая нортумбрийские трубки ; он опубликовал аранжировки народных песен, в том числе хоровые версии « Kel Row », « Bobby Shaftoe », « Blow the Wind Southerly » и «Waters of Tyne». [2]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Кеннеди, Резерфорд-Джонсон и Кеннеди, 2013 , с. 918.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Бортвик, Мэри Кристин (2007). «В плавании»: жизнь и музыкальные достижения Уильяма Гиллиса Уиттакера 1876–1944 (Диссертация). Даремский университет . Проверено 17 апреля 2015 г. Том. 1 , Том. 2 , Том. 3
- ^ Таун, Стивен (1 сентября 2012 г.). Нетленное наследие: британская хоровая музыка от Пэрри до Дайсона: исследование избранных произведений . Ашгейт Паблишинг, ООО с. 60. ИСБН 978-1-4094-6175-3 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж «Уильям Гиллис Уиттакер» . Кантаты Баха . Проверено 13 апреля 2015 г.
- ^ Бертон 2013 , с. 35.
- ^ «Музыка в Глазго: Хор кантаты Баха» . Глазго Геральд . 31 марта 1941 года.
- ^ Поллитцер, Джонатан и другие. « Ретроспектива столетия Уиттакера », в журнале British Music (Британское музыкальное общество), том 2 (1980)
Ссылки
[ редактировать ]- Бертон, Ричард (26 сентября 2013 г.). Сильная песня буксирует нас: жизнь Бэзила Бантинга, величайшего британского поэта-модерниста . Бесконечные идеи. ISBN 978-1-909652-49-1 .
- Кеннеди, Майкл ; Резерфорд-Джонсон, Тим; Кеннеди, Джойс (15 августа 2013 г.). Оксфордский музыкальный словарь . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-957854-2 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Плакат к столетнему концерту хора Баха в Ньюкасле, основанного Уиттакером. Концерт проходил в церкви Святого Георгия в Джесмонде. На плакате изображен бюст Уиттакера, созданный в 1942 году Джейкобом Эпштейном.
- 1876 рождений
- 1944 смертей
- Концертная группа композиторов
- Музыканты из Ньюкасл-апон-Тайн
- Иоганн Себастьян Бах
- Английские композиторы-классики
- Английские хоровые дирижеры
- Английские музыковеды
- Английские издатели (чел.)
- Музыка Нортумбрии
- Английские писатели о музыке
- Выпускники колледжа Армстронга, Дарем
- Профессора в музыке
- Профессорские должности в Университете Глазго
- Президенты Независимого общества музыкантов