Нортумбрийские трубки
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( январь 2021 г. ) |
Нортумбрийские волынки (также известные как нортумбрийские трубки ) — это сильфонные волынки из северо-восточной Англии , где они были важным фактором местной музыкальной культуры на протяжении более 250 лет. [1] В семье герцога Нортумберленда уже более 250 лет есть официальный волынщик. Общество Нортумбрийских волынщиков было основано в 1928 году с целью поощрения игры на этом инструменте и его музыки; [2] Хотя в прошлом столетии временами музыкантов было так мало, что некоторые опасались, что традиция вымрет, в наши дни на этом инструменте играет много исполнителей и производителей, и Общество сыграло большую роль в этом возрождении. В последнее время мэр Гейтсхеда и лорд-мэр Ньюкасла установили традицию назначения официальных волынщиков Нортумбрии. [3]
Осматривая волынки в Музее Питта Риверса Оксфордского университета, органолог Энтони Бейнс писал: «Это, пожалуй, самая цивилизованная из волынок, не пытающаяся идти дальше традиционной волыночной музыки, в которой мелодия преобладает над гудением, но она совершенствует эта музыка в последней степени». [4]
Инструмент состоит из одного певца (обычно с клавишами ) и обычно четырех дронов .Певица с цилиндрическим отверстием имеет несколько металлических клавиш , чаще всего семь, но могут быть изготовлены певцы с диапазоном более двух октав, для которых требуется семнадцать или более клавиш, на которых можно играть либо большим пальцем правой руки, либо левым мизинцем. Для получения этого двухоктавного диапазона не используется передутие , поэтому для получения двух октав необходимы клавиши вместе с длиной певца.
Пение нортумбрийских свирели, имеющее полностью закрытый конец, в сочетании с необычно плотным стилем аппликатуры (каждая нота исполняется поднятием только одного пальца или открытием одной клавиши) означает, что традиционная нортумбрийская волынка имеет стаккато по стилю. Поскольку отверстия очень узкие (обычно около 4,3 миллиметра для певца), звук намного тише, чем у большинства других волынок.
Подробный отчет о строительстве нортумбрийских трубок, написанный Уильямом Альфредом Коксом и Джимом Ф. Брайаном. [5] был опубликован в 1967 году Нортумбрийским обществом волынщиков ; с того времени это оказало большое влияние на возрождение трубочного производства. Однако сейчас это больше не издается. В настоящее время доступно еще одно описание Майка Нельсона. В конструкции Нельсона также входят «Школьные трубы», G-образные комплекты с пластиковыми компонентами, предназначенные для использования в школах Нортумберленда. [6] Эти два отчета скорее различаются по своим целям, поскольку Кокс и Брайан основывались на описаниях существующих наборов, в частности Роберта Рида , а Нельсон был описанием его собственного дизайна.
Раннее развитие
[ редактировать ]Самое раннее известное описание такого инструмента в Великобритании содержится в рукописи Талбота. [7] примерно с 1695 г. Описания волынок, упомянутые в этом раннем источнике, воспроизведены в [8] Одним из этих инструментов была сильфонная «Волынка, скотч» с тремя дронами, чье пение без ключа имело диапазон в одну октаву от G до G, при этом каждая нота звучала путем открытия одного отверстия, как в современном инструменте. Похоже, это было закрытое пение, поскольку самая низкая нота звучит, открывая самое нижнее отверстие для пальца - не было никакой ноты колокольчика, звучащей со всеми закрытыми отверстиями; кроме того, Тэлбот не указал на скучность певца, предполагая, что ее нелегко измерить. [9] Три гудения звучали в унисон с самой нижней нотой солью певца, ре на кварту ниже и соль на октаву ниже. Утверждалось, что такие инструменты произошли от немецких трехдронных волынок, выдуваемых ртом. [10] Эти инструменты, похоже, хорошо зарекомендовали себя в Нортумберленде к началу 18 века; многие мелодии в рукописи Уильяма Диксона подходят для таких простых сетов, а картина [11] Джозефа Тернбулла , Пайпера герцогини Нортумберлендской , в замке Алнвик , показывает его с таким набором. Когда в 1857 году Томас Даблдей опубликовал открытое письмо герцогу Нортумберлендскому о «древней музыке Нортумберленда», [12] он писал, что «На нортумбрийской трубке играют с помощью метода, называемого «близкая аппликатура», для которого она и рассчитана. Этот метод остановки позволяет поднимать только один палец за раз. Таким образом, этот инструмент ограничен одним октава (как бы она ни была мала) допускает исполнение всех арий, для которых она действительно подходит, с дополнительным улучшением, заключающимся в том, что ее можно играть идеально стройно, в то время как звуки, которые она производит, являются стаккато и; ясного, звонкого, жемчужного и блестящего характера, придает инструменту силу, которую никоим образом не обещает его внешний вид, и которая действительно удивляет, если принять во внимание миниатюрные размеры его певца или мелодической трубы». Это по-прежнему достоверное описание инструмента без клавиш, его репертуара и правильного стиля игры.
Петь
[ редактировать ]Хотя певцы без ключа, по-видимому, были обычным явлением на протяжении большей части XVIII века, самым ранним свидетельством появления певца с ключом являются иллюстрации и аппликатуры в Джона Пикока сборнике мелодий « Любимый сборник мелодий с вариациями, адаптированными для маленьких трубок Нортумберленда». Скрипка или флейта , [13] впервые опубликовано Уильямом Райтом из Ньюкасла примерно в 1800 году.
Первые из них, вероятно, были сделаны Джоном Данном . Инструмент, изображенный в сборнике мелодий Пикока, имел только четыре клавиши: для фа-диез, ми и ре ниже октавного диапазона Gg инструмента без клавиш, и еще одну для ноты. [ нужны разъяснения ] над ним. Две ранние мелодии, написанные для такого инструмента, - это « Lamshaw's Fancy » и «Shields Fair». Лэмшоу умер в 1806 году, но известно, что он играл на «улучшенной трубке»; хотя только одна из этих мелодий носит его имя, другая, вероятно, посвящена ярмарке в Тайнмуте и Норт-Шилдсе, открытой в 1804 году. Лэмшоу играл там в качестве волынщика герцога.
В последующие годы дизайн был развит и усовершенствован Робертом Ридом и его сыном Джеймсом; в частности, было добавлено больше ключей.
На практике начинающие музыканты обнаруживают, что семитонального пения в диапазоне от D до B достаточно для игры большей части традиционного репертуара. Такой певчий, сделанный Робертом Ридом , показан ниже — четыре вида показывают соответственно:
- спереди - отверстия для пальцев (для соль, ля, си, в, d, е, фа-диез),
- слева от игрока клавиши (для нижнего ми и высокого ля), управляемые левым мизинцем,
- сзади отверстие для большого пальца (для высокой соль) и две клавиши, управляемые большим пальцем правой руки (для низкой фа-диез и ре-диез),
- справа, остальные клавиши управляются большим пальцем правой руки (для нижнего ре, до-диеза и высокого си).
Певцы с большим количеством клавиш позволяют играть мелодии с более широким диапазоном или с большим количеством хроматических нот, а также дают доступ к большей части скрипичного репертуара.
У певца двойная трость, по конструкции похожая на трость для гобоя. Это приводит к характерному звучанию, богатому высшими гармониками .Поскольку отверстие имеет цилиндрическую форму, нечетные гармоники преобладают.
Традиционно звучание певца устанавливалось где-то между фа и фа-диез, а старые инструменты часто были близки к современному фа-диез. Некоторые современные производители предпочитают производить трубки с тональностью, которую нортумбрийские волынщики называют F+ , то есть с высотой звука , при которой номинальная G звучит примерно на двадцать центов от натуральной F. Однако эта номинальная соль всегда обозначается как G. В настоящее время певцы доступны от D до G, причем F + является наиболее распространенным для игры соло или ансамбля, а G является наиболее популярным для игры в ансамбле с другими инструментами. Трубы с тоникой F# сейчас используются для сольного исполнения некоторыми волынщиками, они ярче по звучанию, чем трубы в F+, но не «писклявые».
Дроны
[ редактировать ]Обычно на комплекте нортумбрийских трубок стоят четыре дрона, смонтированных параллельно в общем ложе. Они настраиваемые, три из них обычно настраиваются на тонику, доминанту и октавную тонику, а другой отключается. Как и у певца, у них узкое цилиндрическое отверстие. Однако, в отличие от певчего, у трости одно лезвие; они либо вырезаны из одной трубки тростника, либо из полоски тростника в металлическом корпусе. Современные производители трубок также экспериментировали с пластиковыми лезвиями (Ричард Эванс) и лезвиями из углеродного волокна (Майк Нельсон) на металлических корпусах.
Помимо ползунка для точной регулировки настройки, каждый дрон обычно имеет одно или два «отверстия для бусин», позволяющих повышать его высоту на один или два тона, что позволяет волынщику играть на разных музыкальных тональностях, но в целом используя тонику, доминанту и октавно-тоническую комбинацию гудящей гармонии.
Комплекты из пяти или даже шести дронов изготавливались с XIX века (чтобы облегчить перенастройку); однако они не являются обычным явлением и обычно заказываются специально.
Обычно одновременно звучат только три дрона, настроенные, например, на G, D и g, если тоника мелодии G. В наборах иногда есть переключатели дронов, управляемые большим пальцем, что позволяет игрокам менять тональность, не прекращая играть. Иногда, хотя и редко, использовались другие настройки, например Том Клаф. [14] рекомендуется G, c, g, подходящий для мелодий до мажор, или D, A, d, a для некоторых мелодий ре мажор.
Репертуар
[ редактировать ]Самые ранние мелодии для волынки из Нортумберленда, да и вообще из любой точки Британских островов, можно найти в рукописи Уильяма Диксона 1730-х годов. [15] Некоторые из них можно играть на трубке Border или на маленькой трубке с открытым концом, как на современных шотландских трубках , но около половины мелодий имеют однооктавный диапазон и хорошо звучат на однооктавном, простом нортумбрийском певце на трубе без ключа. Почти все эти мелодии представляют собой расширенные наборы вариаций танцевальных мелодий в различных ритмах - барабаны, джиги, составные тройные мелодии (теперь известные как скользящие джиги) и тройные хорнпайпы.
В начале 19 века был опубликован первый сборник специально для нортумбрийских трубок — « Джона Пикока » Любимая коллекция . Пикок был последним из Ньюкасл- Уэйтса (музыкальных сторожей) и, вероятно, первым маленьким волынщиком, игравшим на клавишном певце. Сборник содержит смесь простых танцевальных мелодий и расширенных наборов вариаций. Наборы вариаций, такие как Cut и Dry Dolly, предназначены для однооктавного певца без ключа, но танцевальные мелодии часто представляют собой адаптации мелодий скрипки - многие из них шотландские, например « Money Musk ». Ученик Пикока, Роберт Бьюик , сын гравера Томаса Бьюика , оставил пять рукописных тетрадей с трубочными мелодиями; они, датированные 1832 и 1843 годами, относятся к самым ранним десятилетиям, когда певцы с клавишами были обычным явлением, и дают хорошее раннее представление о репертуаре волынщика на этом этапе развития современного инструмента. [16] Примерно современником этого является рукопись Лайонела Уиншипа, датированная 1833 годом, которая доступна в виде факсимиле на FARNE ; он содержит копии мелодий Павлина, а также мелодий шотландских, ирландских и бальных танцев. Оба этих источника включают мелодии ми минор, что показывает, что к этому времени была доступна тональность ре-диез.
« Нортумбрийские менестрели» , опубликованный в 1882 году, был призван служить историческим хранилищем северо-восточных народных песен и трубочной музыки, охватывающим территорию от Дарем-Сити до к северу от шотландской границы. Книга разделена на два раздела: в первом разделе представлены тексты (сопровождаемые музыкой) местных, ныне исторических песен, а во второй части представлена музыка для многих нортумбрийских мелодий для свирели с очень небольшим количеством текстов. Менестрель использовал ряд предшествующих источников, в том числе «Епископскую гирлянду» Джозефа Ритсона и «Нортумберлендскую гирлянду», «Рифмы северных бардов» Джона Белла и «Мелодии для нортумбрийских маленьких трубок» Джозефа Кроухолла II. [17]
По мере того, как певцы с клавишами становились все более распространенными, адаптация скрипичной музыки для игры на маленьких трубках стала более осуществимой, а обычные хорнпайпы, такие как скрипач Джеймс Хилл, стали более важной частью репертуара. Высокий уровень один. Многие танцевальные мелодии в идиомах, похожих на мелодии скрипки, были сочинены волынщиками специально для своего собственного инструмента - типичным является «Баррингтон Хорнпайп » Томаса Тодда , написанный в конце 19 века. Заимствование из других традиций и инструментов продолжалось – в начале-середине 20-го века Билли Пигг , [18] и Джек Армстронг ( Волынщик герцога Нортумберлендского ), например, адаптировали многие мелодии из шотландского и ирландского репертуара для свирели и скрипки на маленькие волынки, а также сочинили для этого инструмента мелодии в различных стилях.
Хотя многие волынщики сейчас играют преимущественно танцевальные мелодии и некоторые медленные мелодии, расширенные наборы вариаций продолжают составлять важную часть репертуара. Рукописи Тома Клафа содержат многие из них, некоторые из них являются вариантами рукописей из коллекции Пикока. Другие наборы вариаций были составлены Клафом, например, для Nae Guid Luck Aboot the Hoose , в котором используется расширенный диапазон пения с ключом.
Современные оркестровые пьесы для трубочек.
[ редактировать ]известный прежде всего как виртуозный исполнитель на английской концертине , Алистер Андерсон, также играет на нортумбрийских трубочках и сочинил множество мелодий для этого инструмента. Его композиции для групп инструментов раскрывают более широкий диапазон гармоний, чем это традиционно ассоциировалось с репертуаром малых трубок, и он сотрудничал с такими музыкантами, как джазовая тромбонистка Энни Уайтхед, а также написал сюиту Shivering Stone , которую он исполнил с Lindsay String. Квартет .
Кэтрин Тикелл (протеже Андерсона в юности) сочинила множество виртуозных пьес для маленьких волынок и исследовала еще более широкий спектр сотрудничества; Помимо The Chieftains и The Boys of the Lough , она работала с оркестром Penguin Café , перкуссионисткой Эвелин Гленни , джазовым саксофонистом Энди Шеппардом и Стингом , а также написала современную классическую пьесу Kettletoft Inn , написанную для нее сэром Питером Максвеллом. Дэвис . [19]
В 2008 году она написала сюиту для концертов BBC Promenade Concerts для Лондонской симфониетты , Muzsikas и Folkestra . [20] Совсем недавно Тикелл сотрудничал с пианисткой Джоанной МакГрегор и ансамблем Нэша , исполняя новые композиции, основанные на традиционных нортумбрийских мелодиях Говарда Скемптона , Питера Максвелла Дэвиса и Майкла Финнисси . [21]
Стиль игры
[ редактировать ]Традиционный стиль игры на инструменте – слегка стаккато играть каждую ноту . Каждая нота звучит только при поднятии одного пальца или нажатии одной клавиши. Цель состоит в том, чтобы сыграть каждую ноту как можно дольше, но при этом отдельно от следующей: «Ноты должны выходить, как горошины». Между любыми двумя нотами певец закрывается и, таким образом, на короткое время молчит, а в начале и конце ноты слышен кратковременный хлопок.
Для украшения принято играть короткие форшлаги, предшествующие мелодической ноте. Некоторые волынщики позволяют себе играть их открытыми пальцами, а не стаккато, и Билли Пигг смог добиться таким образом отличных выразительных эффектов: «Вы должны услышать плач младенцев». Но «чойтинг» (сложное украшение с открытыми пальцами на манер хайлендской игры на волынке) обычно не одобряется, и Том Клаф старался вообще избегать украшений с открытыми пальцами, считая открытые пальцы «серьезной ошибкой». Некоторые волынщики играют очень сдержанно, Крис Ормстон и Адриан Шофилд среди них ; даже среди тех, кто, как Кэтрин Тикелл , использует открытую аппликатуру для выразительности, техника игры с закрытыми пальцами является основой их игры.
Записи
[ редактировать ]В настоящее время доступно значительное количество записей малых трубок, охватывающих весь спектр архивной, коммерческой и некоммерческой музыки. Переиздания исторически значимых записей трубок 20-го века включают:
- Тема TSCD487 The Northumbrian Smallpipes - включает 3 записи Тома Клафа.
- LERCD4006 Билли Пигг, пограничный менестрель
Нортумбрийские волынщики
[ редактировать ]Предыдущие игроки
[ редактировать ]- Джеймс (Джейми) Аллен
- Уильям Грин (волынщик)
- Томас Хэйр (музыкант)
- Г.Г. Армстронг
- Джек Армстронг
- Джордж Аткинсон
- Роберт Бьюик
- Томми Бреконс
- Форстер Чарльтон
- Генри Клаф
- Том Клаф
- Джо Хаттон
- Ричард Моват
- Джон Пикок
- Билли Пигги
- Колин Росс
- Томас Тодд
Текущие игроки
[ редактировать ]Текущие производители трубок
[ редактировать ]Этот список не является исчерпывающим: существует ряд производителей трубок, которые предпочитают не рекламировать свои изделия или изготавливают инструменты на разовой основе.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Нортумбрийские малые трубы — Блю-Белл» . Nspipes.co.uk .
- ^ «Общество Нортумбрийских волынщиков - Общество Нортумбрийских волынщиков» .
- ^ «Наймите нортумбрийского волынщика» . Магнитный Северо-Восток .
- ^ Волынка , Энтони Бэйнс, ISBN 0-902793-10-1 , Музей Питта Риверса, Univ. Оксфорда, 3-е издание, 1995 г., 147 страниц с иллюстрациями.
- ^ Уильям Альфред Кокс и Джим Ф. Брайан, Нортумбрийские волынки , Общество нортумбрийских волынщиков, 1967.
- ^ «Изготовление набора нортумбрийских трубок» . Machineconcepts.co.uk .
- ^ Рукописи Джеймса Талбота, Music MS 1187, Библиотека Крайст-Черч, Оксфорд.
- ^ Рукопись Джеймса Талбота. (Музыка библиотеки Крайст-Черч, MS 1187). III. Волынки Уильям А. Кокс ; FSA Scot, Журнал Общества Галпина , Том. 5. (март 1952 г.), стр. 44–47.
- ^ Джон Гудакр, Певчий на маленькой трубке закрытого типа из 17-го века, журнал Northumbrian Pipers' Society Magazine , т.19, 1998.
- ↑ «Происхождение нортумбрийских трубочек», Эрнст Э. Шмидт, журнал «Общество Нортумбрийских волынщиков» , т. 21–22, 2000–2001.
- ^ «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 19 апреля 2016 года . Проверено 9 апреля 2016 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) Архив FARNE. - ^ Даблдей, Томас (12 января 1857 г.). «Письмо… герцогу Нортумберлендскому о древней нортумбрийской музыке, ее сборе и сохранении» . Смит, Элдер и компания . Проверено 12 января 2021 г. - через Google Книги.
- ^ Мелодии павлина, 2-е изд., Общество нортумбрийских волынщиков (1999), ISBN 0-902510-19-3
- ^ Семья Клаф из Ньюшема , под редакцией Криса Ормстона и Джулии Сэй, Общество нортумбрийских волынщиков, ISBN 0-902510-20-7
- ^ Мастер-волынщик - Девять нот, которые потрясли мир , Уильям Диксон (1733), под редакцией Мэтта Сиэтла, 1995, Dragonfly Music, ISBN 1-872277-23-3 .
- ^ Трубочные мелодии Бьюика , изд. Мэтт Сиэтл, Dragonfly Press (1998), ISBN 1-872277-26-8
- ^ Грегори, Э. Дэвид (2006). Викторианские охотники за песнями: восстановление и редактирование английских народных баллад и народных текстов, 1820–1883 гг . Лэнхэм, Мэриленд: Пугало. п. 370. ИСБН 1461674174 . Проверено 18 марта 2024 г.
- ^ Билли Пигг, Пограничный менестрель , Общество нортумбрийских волынщиков, 2-е издание, 2 тома, К. Росс и Дж. Сэй, ISBN 978-0-902510-30-2 , ISBN 978-0-902510-31-9 .
- ^ «Новости — сэр Питер Максвелл Дэвис — maxopus.com» . Архивировано из оригинала 26 февраля 2013 года . Проверено 7 февраля 2013 г.
- ^ «Кэтрин Тикелл» . Katryntickell.com . Проверено 12 января 2021 г.
- ^ «Кэтрин Тикелл» . Katryntickell.com . Проверено 12 января 2021 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Общество Нортумбрийских волынщиков
- Джон Листман. Нортумбрийский наставник по смоллпайпсам .
- Архив ФАРНЕ – содержит рукописные и печатные ноты, а также записи и фотографии волынщиков.
- Музей волынки Морпета
- Симулятор малых трубок Нортумбрии