Струнный квартет (Равель)
Струнный квартет | |
---|---|
Морис Равель | |
![]() Мотив из первой части [ 1 ] | |
Ключ | Фа мажор |
Составленный | 1903 |
Преданность | Габриэль Фор |
Выполненный | 5 марта 1904 г. |
Движения | четыре |
Морис Равель завершил свой струнный квартет фа мажор в начале апреля 1903 года в возрасте 28 лет. Премьера состоялась в Париже в марте следующего года. Произведение следует классической структуре из четырех частей: вступительная часть в форме сонаты представляет две темы, которые снова встречаются в произведении позже; за игривой второй частью скерцо следует лирическая медленная часть. Финал вновь вводит темы из более ранних частей и энергично завершает произведение.
Структура квартета написанного создана по образцу Клода Дебюсси , струнного квартета в 1893 году, хотя музыкальные идеи Равеля сильно контрастируют с идеями Дебюсси. Дебюсси восхищался произведением Равеля гораздо больше, чем его посвященный, учитель Равеля Габриэль Форе .
Фон
[ редактировать ]Равель посещал Парижскую консерваторию , но его нетрадиционные идеи вызвали неудовольствие ее ультраконсервативного директора Теодора Дюбуа и некоторых других преподавателей. Его друг и учитель Габриэль Форе продолжал поддерживать и давать ему советы, а Равель постоянно прилагал усилия, чтобы выиграть высшую музыкальную награду страны, Римскую премию , несмотря на сопротивление режима консерватории. К 1904 году музыкальной публике стало ясно, что Равель — выдающийся французский композитор своего поколения. Среди его произведений к тому времени были фортепианные пьесы «Павана для будущего ребенка» и «Игры» , а в 1904 году состоялись премьеры его оркестрового песенного цикла «Шехеразада» и «Струнный квартет». [ 2 ]
Квартет имеет внешнее сходство со Струнным квартетом Дебюсси , написанным десятью годами ранее. Дебюсси одобрил работу своего младшего коллеги и отправил ему ободряющее письмо. [ 3 ] Структура квартета Равеля смоделирована по образцу Дебюсси, но там, где музыка Дебюсси, по словам Арби Оренштейна , «бурная, раскованная и открывающая новые пути», музыка Равеля демонстрирует эмоциональную сдержанность, новаторство в традиционных формах и непревзойденность. техническое мастерство. [ 4 ] Равель следовал направлению, которое он назвал «противоположным символизму Дебюсси», отказавшись «от расплывчатости и бесформенности ранних французских импрессионистов в пользу возвращения к классическим стандартам». [ 5 ]
Премьера квартета состоялась Квартетом Хеймана на концерте Национального общества музыки 5 марта 1904 года. [ 6 ] Его посвященный Форе присутствовал на представлении, но пьеса его не очень впечатлила. Критики разделились по существу. Пьер Лало , уже ярый противник Равеля, отверг ее как производную («она имеет невероятное сходство с музыкой М. Дебюсси»). [ 7 ] но Жан Марнольд из Mercure de France похвалил работу и назвал Равеля «одним из мастеров завтрашнего дня». [ 8 ] Премьера произведения состоялась в Лондоне в 1908 году (рецензент The Musical Times нашел музыку «в основном примечательной неясностью смысла, бессвязностью и странными гармоническими эксцентричностью»). [ 9 ] и его немецкая премьера в Берлине в 1910 году. [ 10 ] К 1914 году работа была настолько хорошо известна, что лондонский критик смог сравнить выступления Парижского струнного квартета с выступлениями британских музыкантов в течение нескольких месяцев подряд. [ 11 ] Квартет остался, по выражению Оренштейна, «стандартным произведением в репертуаре камерной музыки». [ 12 ]
Структура
[ редактировать ]Квартет состоит из четырех частей.
I. Allegro moderato – очень мягкий
[ редактировать ]Движение выполнено в традиционной сонатной форме и основано на двух контрастирующих темах . Первый, поднимающийся и опускающийся по длинной дуге, исполняется всеми четырьмя музыкантами в начале и заменяется первой скрипкой в сопровождении скалярных гармоний нижних инструментов. Вторую тему, более рефлексивную по характеру, исполняют первая скрипка и альт, играющие с разницей в две октавы. Раздел развития, простой и традиционный, преимущественно лирический, набирающий интенсивность перед перепросмотром . В репризе возвращение второй темы слегка изменено: три верхние части остались идентичными экспозиции, но виолончель подняла минорную треть, переместив отрывок от ре минор к фа мажор. Темп замедляется, и движение заканчивается очень тихо. [ 13 ]
II. Довольно живой – очень ритмичный
[ редактировать ]Как и в квартете Дебюсси, скерцо является второй частью и открывается пассажем пиццикато . Эта первая тема находится в эоловом ладе , в котором некоторые писатели, в том числе ученый Равеля Арби Оренштейн , обнаруживают влияние яванского гамелана , который произвел большое впечатление как на Дебюсси, так и на Равеля, когда был услышан в Париже в 1889 году. [ 14 ] Другие слышат в нем отголоски испанского происхождения Равеля. [ 15 ]
Центральная часть музыки представляет собой медленную, задумчивую тему, исполняемую виолончелью. Равель использует перекрестные ритмы : фигуры в тройном такте исполняются одновременно с фигурами в двойном такте. Тональность варьируется от ля минор до ми минор и соль-диез минор. Часть завершается сокращенной репризой вступительной части. [ 13 ]
III. Очень медленно
[ редактировать ]Несмотря на пометку «очень медленно», третья часть имеет многочисленные изменения темпа . Альт представляет первую тему, которую затем повторяет первая скрипка. Существуют сильные тематические связи с первой частью и, вопреки ортодоксальным правилам гармонии, заметное использование последовательных квинт . Музыка восторженная и лирическая; он начинается и заканчивается солью ♭ мажор отрывками ля минор и ре минор. [ 13 ]
IV. Живой и беспокойный
[ редактировать ]Финал возвращается к фа мажору первой части. Это свободно в форме рондо . Первые такты бурны, а часть, хотя и короткая, имеет несколько изменений музыкального размера. 5
от 8 до 5
от 4 до 3
4 . Коротким мелодическим темам придается быстрое тремоланди , а длительные фразы играются на фоне выразительных арпеджио . Есть краткие моменты затишья, включая отсылку к первой теме вступительной части. Турбулентность первых тактов финала вновь заявляет о себе, и произведение энергично завершается. [ 13 ]
Продолжительность
[ редактировать ]Работа обычно занимает около получаса. Некоторые типичные значения времени записи приведены в следующей таблице.
Квартет я II III IV Общий Ссылка Многочисленные 7:51 6:24 8:13 4:34 27:02 [ 16 ] Они говорят 7:57 6:45 8:10 5:00 27:52 [ 17 ] Бельча 7:49 6:02 8:35 5:27 27:53 [ 18 ] Врущий 8:11 6:21 9:07 4:46 28:25 [ 19 ] Альбан Берг 7:40 6:51 9:20 4:54 28:45 [ 20 ] Чилингирийский 8:36 6:21 8:39 5:28 29:04 [ 21 ] эбони 8:50 6:29 9:47 4:40 29:46 [ 22 ] Джульярд 8:57 6:31 9:19 5:27 30:14 [ 23 ] Бродский 8:41 6:27 9:40 5:34 30:22 [ 24 ]
Распоряжения
[ редактировать ]При жизни Равеля Жинетт Мартено переписала первую часть квартета для волн Мартено , получив одобрение композитора. [ 25 ] Есть аранжировки для фортепиано соло и двух фортепиано (оба в аранжировке Люсьена Гарбана) и для фортепиано в четыре руки (аранжировка Мориса Делажа ). [ 26 ] В 2003 году дирижер Рудольф Баршай аранжировал квартет для малого струнного оркестра. [ 27 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Уайт, с. 30
- ↑ Келли, Барбара Л. «Равель, Морис» , Grove Music Online , Oxford University Press, получено 26 июня 2015 г. (требуется подписка)
- ↑ Письмо Дебюсси от 4 марта 1904 г., воспроизведено у Николса, стр. 53
- ^ Оренштейн, с. 127
- ^ Оренштейн, Арби . «Морис Равель», Американский ученый , т. 64, нет. 1 (зима 1995 г.), с. 101 JSTOR 41212291 (требуется подписка)
- ^ Николс, с. 52
- ^ Оренштейн, стр. 39–40.
- ^ Оренштейн, с. 40
- ^ «Лондонские концерты», The Musical Times , том. 49, нет. 779 (1 января 1908 г.), с. 40 JSTOR 904561 (требуется подписка)
- ^ «Иностранные заметки» , The Musical Times , Vol. 51, № 814 (1 декабря 1910 г.), с. 805 (требуется подписка)
- ^ «Лондонские концерты», The Musical Times , том. 55, нет. 852 (1 февраля 1914 г.), с. 118 JSTOR 905760 (требуется подписка)
- ^ Оренштейн, с. 39
- ^ Перейти обратно: а б с д Николс, стр. 52–54; Оренштейн, с. 55; и Стоуэлл | с. 256
- ^ Оренштейн, стр. 11, 155; и Келли, Барбара Л. «Равель, Морис» , Grove Music Online , Oxford University Press, получено 26 февраля 2015 г. (требуется подписка)
- ^ Стоуэлл, с. 256
- ^ Примечания к записи La Dolce Vita LDV08 (2012), ОСЛК 906570425
- ^ Примечания к записи Divox CDX-28902 (2008 г.), ОСЛК 299069067
- ^ Примечания к записи EMI 0724357402057 (2005 г.), ОСЛК 885050737
- ^ Примечания к записи DG 002894790529 (2012 г.), ОСЛК 808419101
- ^ Примечания к записи EMI 0724356755154 (2009 г.), ОСЛК 885042184
- ^ Примечания к записи CFP 0094638223153 (2007 г.), ОСЛК 885038370
- ^ Примечания к записи Virgin Classics 5190452 (2008), ОСЛК 754506176
- ^ Примечания к записи Sony 884977238334 (1993), ОСЛК 30528199
- ^ Примечания к записи Orchid ORC100012 (2010), ОСЛК 811550709
- ^ Лорендо, с. 23
- ^ «Квартеты. Струнные. O 35. Фа мажор, Морис Равель (187–1937)» , Национальная библиотека Франции. Проверено 23 ноября 2022 г.
- ↑ «Рудольф Баршай» , The Daily Telegraph , 4 ноября 2010 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Лорандо, Жан (2008). Мессиан – Фестиваль прекрасных вод (Примечания СМИ). Квебек: ATMA Classique . OCLC 820358747 . АТМА ACD2 2621.
- Николс, Роджер (2011). Равель . Нью-Хейвен, США и Лондон: Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-10882-8 .
- Оренштейн, Арби (1991) [1975]. Равель: Человек и музыкант . Минеола, США: Дувр. ISBN 978-0-486-26633-6 .
- Стоуэлл, Робин (2003). Кембриджский компаньон струнного квартета . Кембриджские спутники музыки . Кембридж и Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-80194-2 .
- Уайт, Джон Дэвид (1976). Анализ музыки . Энглвуд Клиффс, США: Прентис-Холл. ISBN 978-0-13-033233-2 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Струнный квартет (Равель) : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
- Выступление Музыкантов Мальборо из музея Изабеллы Стюарт Гарднер в MP3 формате