Сонатина (Равель)
Сонатина | |
---|---|
Морис Равель | |
![]() Композитор в 1907 году | |
Преданность | Ида и Чипа Годебски |
Выполненный | 10 марта 1906 г. |
Движения | три |
Подсчет очков | фортепиано |
Сонатина — фортепианное произведение, написанное Морисом Равелем . Хотя Равель писал в автобиографии, что написал сонатину по мотивам своей фортепианной сюиты «Мируар» , она, судя по всему, была написана между 1903 и 1905 годами. [ 1 ] Скорее всего, он имел в виду даты завершения обеих работ.
Состав
[ редактировать ]Равель написал первую часть Сонатины для конкурса, спонсируемого журналом Weekly Critical Review , после того, как его поддержал близкий друг, который внес свой вклад в эту публикацию. Требованием конкурса было сочинение первой части фортепианной сонаты длиной не более 75 тактов с призом в 100 франков. [ 2 ]
В 1941 году издание Music & Letters напечатало статью Когда Равель сочинял по заказу» Мишеля Димитрия Кальвокоресси « . Кальвокоресси рассказал, как он якобы поощрял Равеля написать статью в ответ на конкурс, опубликованный в парижском Weekly Critical Review . Питер Йост из G. Henle Publishers нашел оригинальную статью в «Ревью», опубликованном в трех выпусках за март 1903 года. В оригинальной рукописи, представленной Равелем, был написан и вычеркнут текст «par Verla», замененный на «par Maurice Ravel». Равель представил произведение под псевдонимом и выбрал анаграмму своего имени. [ 3 ]
Впервые Сонатина была полностью исполнена в Лионе 10 марта 1906 года Полем де Лестангом. [ 4 ] Вскоре после этого пьеса получила премьеру в Париже, где ее исполнил Габриэль Гровлез . [ 5 ] Работа была посвящена Иде и Ципе Годебски; Позже он посвятил свою сюиту Ma mère l'Oye их детям.
Структура
[ редактировать ]Произведение состоит из трёх частей:
- ModéréУмеренный
- Движение менуэта ( темп менуэта )
- AniméАнимированный
Прыгающая пятая мелодия первой части вновь появляется в вариациях на фоне разных фактур во второй и третьей частях. [ 6 ]
Первая часть представляет собой хорошо структурированную, даже прямолинейную сонатную форму (хотя и с использованием импрессионистических гармонических красок Равеля). В экспозиции возникают две темы — первая в тонической тональности фа-диез минор, вторая — ре мажор и си минор. Из-за своей миниатюрной формы следующий менуэт существует без трио. Смещаясь к тональности доминанты (здесь она пишется как ре-бемоль мажор), она разворачивается как медленный вальс, элегантный и сдержанный, но, тем не менее, развивающийся через моменты страсти и интенсивности. Наконец, финал токкаты — самая технически сложная из трех частей Сонатины. Частично вдохновленный клавишным письмом Куперена и Рамо , это движение беспокойно перемещается между 3/4 и 5/4 и изобилует энергией, приводя произведение к блестящему завершению. [ 7 ]
Ключи
[ редактировать ]И первая, и третья части начинаются фа ♯ минор и заканчиваются фа ♯ мажор . Средняя ре мажор часть .
Прием
[ редактировать ]Равеля Реакция на «Сонатину» была неоднозначной, но в целом положительной. Марсель Марна писал, что Сонатина захватывает с первого такта своей глубиной, [ 1 ] добавив, что по своей лаконичности и сиянию это одна из определяющих работ Равеля.
Известно, что Равель ценил эту работу и часто ее исполнял. Сонатина легче некоторых других его произведений, таких как «Ночной Гаспар» , и Равель (трепетно относящийся к своим навыкам пианиста), вероятно, исполнял ее именно поэтому. Однако третью часть он не исполнил, так как это было для него технически сложно. [ 8 ]
Договоренность
[ редактировать ]Карлос Сальседо переписал Сонатину для флейты, арфы и виолончели (или альта), назвав транскрипцию Sonatine en Trio, инструментовку, которая перекликается со второй сонатой из Шести сонат для различных инструментов Клода Дебюсси . Существуют также различные другие аранжировки для сольных инструментов в сопровождении фортепиано. Кеннет Хескет оркестровал Сонатину в 2024 году, премьера оркестровки состоялась в сентябре того же года под управлением Филармонического оркестра BBC под управлением Пола Дэниела . Оркестровка опубликована Ravel Edition.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Морис Равель — музыкальный композитор натуральных волос» . 24 апреля 2018 г. Архивировано из оригинала 22 сентября 2017 г.
- ^ Даулинг, Ричард (28 декабря 1937 г.). «Столетие Джоплина 2017: Полное собрание сочинений Скотта Джоплина для фортепиано Ричарда Даулинга» . Ричард-Даулинг.com . Проверено 6 января 2024 г.
- ^ «Любопытство окупается. Возникновение фортепиано Мориса Равеля «Сонатина» | Блог Henle» . Henle.de. 19 марта 2012 г. Проверено 30 декабря 2016 г.
- ^ Описание Мередит Гейли. «Сонатина для фортепиано фа-диез минор | Детали» . Вся музыка . Проверено 30 декабря 2016 г.
- ^ «Sonatine — Hyperion Records — компакт-диски, MP3 и загрузка без потерь» . Гиперион Рекордс. 31 марта 1906 г. Проверено 30 декабря 2016 г.
- ^ «Характеристики композиционного языка Мориса Равеля как видно» . Academicrepository.miami.edu . Проверено 6 января 2024 г.
- ^ «Сонатина | Нико де Наполи | Фортепианная музыка | Бесплатная классическая музыка онлайн» .
- ^ «Подробности / Г. Хенле Верлаг» .