Сонатина
Сонатина соната : «Сонатина») — небольшая (французское: «сонатина», немецкое . Как музыкальный термин, сонатина не имеет единого строгого определения; это скорее название, присвоенное композитором произведению, которое находится в базовой сонатной форме. , но короче и легче по характеру или технически более элементарна, чем типичная соната. [1] Этот термин использовался, по крайней мере, со времен позднего барокко; есть одностраничная одночастная пьеса Генделя для клавесина под названием «Сонатина». [2] Чаще всего он применяется к сольным клавишным произведениям, но ряд композиторов написали сонаты для скрипки и фортепиано (см. список в разделе «Скрипичная соната» ), например, Сонатина соль мажор для скрипки и фортепиано Антонина Дворжака , а иногда и для других инструментов. , например, Сонатина для кларнета Арнольда Малкольма .
Срок
[ редактировать ]Название «Сонатина» иногда использовалось И. С. Бахом для коротких оркестровых вступлений к большим вокальным произведениям, как, например, в его кантате Gottes Zeit ist die allerbeste Zeit , BWV 106 , практике, имеющей прецедент в творчестве более раннего немецкого композитора Николауса Брюнса . [3] Это единственный смысл, в котором Бах использовал термин «сонатина», хотя он сочинил множество камерных и сольных сонат для различных инструментов.
Как и многие музыкальные термины, сонатина используется непоследовательно. Наиболее распространенное значение — короткая, легкая соната , подходящая для учащихся, например, фортепианные сонаты Клементи . Однако далеко не все сонаты технически нетребовательны, например виртуозные сонаты Бузони и Алкана , а также , название Сонатина Равеля которой отражает ее неоклассичность. С другой стороны, некоторые сонаты с равным успехом можно было бы назвать сонатинами: например, Бетховен , соч. 49 , названная композитором « Zwei Leichte Sonaten für das Pianoforte » («Две легкие сонаты для фортепиано»), состоит всего из двух коротких частей: сонаты-аллегро и короткого рондо (№ 1) или менуэта (№ 2). , все это вполне доступно ученику среднего уровня. Однако другие произведения под названием «Сонатина», такие как Сонатины соль и фа мажор , приписываются Бетховену.
Форма
[ редактировать ]В общем, сонатина будет иметь одну или несколько из следующих характеристик: краткость; меньше частей, чем четыре из поздней классической сонаты ; техническая простота; более легкий, менее серьезный персонаж; и (в постромантической музыке) неоклассический стиль или отсылка к более ранней музыке. Муцио Клементи Сонатины op. 36 пользуются большой популярностью среди студентов.
Первая (или единственная) часть обычно представляет собой сокращенную сонатную форму с небольшим развитием тем или вообще без них. По этой причине сонатина иногда определяется, особенно в британском использовании, как короткая пьеса в сонатной форме , в которой развивающая часть весьма поверхностна или полностью отсутствует: [4] сразу за экспозицией же следует короткий переходный переход, позволяющий вернуться к исходной тональности для перепросмотра . Последующие части (не более двух) могут быть в любой из распространенных форм, таких как менуэт или скерцо , медленная тема с вариациями или рондо .
Композиторы
[ редактировать ]Просто для фортепиано
[ редактировать ]Для инструментальных дуэтов
[ редактировать ]- Антонин Дворжак – Сонатина для скрипки и фортепиано (1893)
- Богуслав Мартину – Сонатина для кларнета и фортепиано (1956)
- Уолтер Пистон – Сонатина для скрипки и клавесина (1945)
- Микис Теодоракис – 2 сонаты для скрипки и фортепиано
Другие сонаты
[ редактировать ]- Пётр Ильич Чайковский Серенада для струнных, 1-я часть «Пеццо в форме сонатины» (1880)