Освальдо Ласерда
Освальдо Ласерда | |
---|---|
Рожденный | Сан-Паулу , Бразилия | 23 марта 1927 г.
Умер | 18 июля 2011 г. Сан-Паулу , Бразилия | (84 года)
Освальдо Коста де Ласерда (23 марта 1927 — 18 июля 2011) — бразильский композитор и профессор музыки. Ласерда известен своим бразильским националистическим музыкальным стилем , сочетающим в себе элементы бразильского фолка и популярной музыки, а также художественной музыки двадцатого века, примером чего являются произведения его учителя М. Камарго Гварниери (1907–1997). [ 1 ] Его композиционная деятельность включает произведения для оркестра, хора, небольших вокальных и инструментальных ансамблей, голоса и фортепиано, сольного инструмента и фортепиано, фортепиано соло и других сольных инструментов. [ 2 ] За свою жизнь он получил несколько музыкальных наград, в том числе стипендию Мемориального фонда Джона Саймона Гуггенхайма , и внес значительный вклад в обучение молодых музыкантов в Бразилии в качестве профессора композиции и теории, члена различных музыкальных организаций и обществ, а также автора учебников для теория, тренировка слуха и обозначения. [ 3 ]
Биография
[ редактировать ]Молодость и музыкальное образование
[ редактировать ]Ласерда родился в городе Сан-Паулу в 1927 году и оставался там все свои ранние годы. Свое музыкальное образование он начал с уроков игры на фортепиано у преподавателя Аны Велозу де Резенде, когда ему было девять лет, позже учился игре на фортепиано у Хосе Клиасса, а также начал сочинять музыку в юности. [ 4 ] Между 1945 и 1947 годами Ласерда изучал гармонию и контрапункт у Эрнесто Кьерского и пение у Ольги Урбаны Ивановой (его мать также была певицей). [ 5 ] Клейтон Хулиано Родригес Миранда отмечает в своей диссертации, что фортепиано и голос, два инструмента, которые композитор изучал в молодости, в конечном итоге стали областями композиционной силы Ласерды. [ 6 ]
Стимул к серьезному изучению композиции появился, когда Муниципальный струнный квартет Сан-Паулу заказал Ласерде произведение в 1952 году. [ 7 ] В этот момент Ласерда начал уроки у композитора Камарго Гварниери, у которого он продолжал учиться до 1962 года и который помог популяризировать музыку Ласерды посредством сольных концертов. [ 8 ] Помимо учебы у Гварниери, Ласерда также посещал юридический факультет Университета Сан-Паулу, который окончил в 1961 году; после получения ученой степени он сосредоточился в основном на композиции. [ 9 ] В этот период Ласерда также основал два художественных общества: Sociedade Paulista de Arte (1949–1955) и Sociedade Pró Música Brasileira (1961–1966). [ 10 ] В 1962 году Ласерда получил первую премию на Бразильском национальном конкурсе композиторов 1962 года за свою оркестровую сюиту «Пиратининга» . [ 11 ]
В 1962 году Ласерда получила стипендию Мемориального фонда Джона Саймона Гуггенхайма и отправилась в США, чтобы учиться у Витторио Джаннини в Нью-Йорке и Аарона Копленда в Тэнглвуде . [ 12 ] В 1965 году Ласерда участвовала в Межамериканском семинаре композиторов в Университете Индианы и Третьем Межамериканском музыкальном фестивале в Вашингтоне, округ Колумбия, будучи выбранной министром международных отношений Бразилии представителем страны на этих мероприятиях. [ 13 ] Ласерда вернулся в Бразилию после изучения Америки и участия в фестивалях, а с конца 1970-х до начала 1980-х годов он также изучал оркестровку у дирижера Роберто Шноренберга. [ 14 ]
Дальнейшая жизнь и карьера
[ редактировать ]С середины 1960-х годов карьера Ласерды заключалась в сочинении, преподавании, написании учебников по музыке и пропаганде бразильского национального стиля в художественной музыке. Он преподавал в Муниципальной музыкальной школе Сан-Паулу с 1969 по 1992 год (финансируемая государством школа, обеспечивающая бесплатное инструментальное и теоретическое обучение), в колледже Санта-Марселина, а также на нескольких музыкальных конференциях и фестивалях. Он также помогал Гварниери, давая новым студентам подготовительные уроки по контрапункту и гармонии. [ 15 ] В 1972 году он стал членом Бразильской музыкальной академии . [ 16 ] Ласерда вышла замуж за пианистку Евдокию де Баррос (р. 1937) в 1981 году и на протяжении всей своей жизни оставалась ярой сторонницей композитора и его музыки. [ 17 ] В 1984 году Ласерда основал свое третье художественное общество - Centro de Música Brasileira; эта организация действует до сих пор. [ 18 ] Ласерда также написал четыре учебника, которые часто используются в Бразилии и Португалии: «Сборник элементарной теории музыки» , «Упражнения по элементарной теории музыки» , «Подготовительный курс сольфеджио и музыкального диктанта » и «Правила музыкального правописания» . [ 19 ]
Ласерда продолжал получать почести и награды на протяжении всей своей зрелости. Ассоциация критиков искусства наградила его «Лучшим камерным произведением» и «Лучшим симфоническим произведением» за несколько произведений: Трио для скрипки, виолончели и фортепиано (1970); Quatro pegas modais (1975); Apassionato, cantilena e tocata для альта и фортепиано (1972); Концерт для флейты и струнного оркестра (1981); Соната для гобоя и фортепиано (1986); и Кромос для фортепиано с оркестром (1994). [ 20 ] Он участвовал в фестивалях как в Бразилии, так и в США, в том числе Sonidos de las Américas в Нью-Йорке (1996), 31-м музыкальном фестивале в Бар-Харборе в штате Мэн (1997) и Латиноамериканском музыкальном фестивале в Бард-колледже (1999). . [ 21 ]
Композиционный стиль
[ редактировать ]Бразильский националистический музыкальный стиль, который Гварниери передал Ласерде, имел корни в трудах эстетика Марио де Андраде и продолжился в духе таких композиторов, как Эйтор Вилья-Лобос и Франсиско Миньоне . Композиторы этого стиля объединили черты европейской художественной музыки и музыкальные элементы бразильской народной и популярной музыки, которая сама по себе сочетает в себе европейское, африканское и местное музыкальное наследие. [ 22 ] Гварнери учил, что композиторы должны впитывать эти народные источники, чтобы они могли естественным образом использовать и трансформировать их в своих собственных произведениях. [ 23 ] Этот националистический стиль в целом можно охарактеризовать как неоклассический, поскольку он основан на подходах к форме, гармонии и мелодии классической западной традиции, сочетая их с бразильскими и современными европейскими источниками вдохновения. [ 24 ] В 1950-х годах Гварниери и другие композиторы выступали за сохранение этого национального стиля, несмотря на попытки движения Música Viva , возглавляемого немецко-бразильским композитором Хансом-Йоахимом Кёллройтером , продвигать додекафоническую композицию в Бразилии. [ 25 ]
Одной из характеристик музыки Ласерды, которая отражает его внимание к бразильским традициям, является использование им названий и музыкальных особенностей народных танцев во многих своих инструментальных произведениях. Примеры таких произведений включают его двенадцать бразильских фортепианных сюит (четырехчастные фортепианные сюиты, написанные в 1965–1993 годах). [ 26 ] и три пьесы для гобоя и фортепиано: «Абойо», «Сегунда вальса» и «Жаба». [ 27 ] Он также включил бразильскую детскую музыку в некоторые произведения; По мнению бразильского исследователя музыки Дэвида Эпплби, музыка для детей или о детстве исторически была важной частью бразильской традиции. [ 28 ] Произведение Ласерды для гобоя и фортепиано «Variações sobre Dois Cantos Infantiles» состоит из вариаций на тему детских песенок «Carneirinho, carneirão» и «Sapo Cururú». [ 29 ] В своих вокальных произведениях Ласерда использует тексты на португальском, а также на некоторых африканских языках, на которых говорят в Бразилии. Одно произведение, написанное на смеси африканских языков, - это его хоровое произведение Ofulú Lorêrê : это произведение основано на песне Кандомбле , которую Гварниери записал в штате Баия, и влияние этой афро-бразильской ритуальной традиции можно услышать в трактовке полифонии Ласердой. и ритм. [ 30 ] В своей диссертации Карлос Ауди приводит подробный список «национальных элементов» стиля Ласерды, заимствованных из бразильского фолка и популярных жанров, включая (но не ограничиваясь) использование ладов, пентатонических гамм, мелодий с узким диапазоном, синкоп, остинато. , и параллельные трети. [ 31 ]
Помимо интереса к бразильскому народному фольклору и популярным источникам, Ласерда также последовал примеру своего учителя Гварниери в неоклассическом использовании последним традиционных европейских форм, таких как сонатная форма или тема и вариации. [ 32 ] Как и Гварньери, Ласерда также опирался на более широкие течения западной художественной музыки двадцатого века, включая современные методы в области гармонии, ритма и атональности. [ 33 ] Ласерда считал, что композиторам-националистам важно быть открытыми к новым методам, чтобы их музыка могла быть источником гордости за свою страну. [ 34 ]
Списки работ
[ редактировать ]Список произведений Ласерды можно найти в статье Жерара Беага о композиторе в книге «Музыка в истории и современности» . [ 35 ] Список избранных работ также доступен в записи Беага на Grove Music Online . [ 36 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Карлос Эдуардо Ауди, «Освальдо Ласерда: его значение для бразильской музыки и элементы его музыкального стиля», докторская диссертация, (Университет штата Флорида, 2006), 30.
- ^ Жерар Беаг, «Ласерда, Освальдо (Коста де)», в Grove Music Online (Oxford University Press, 2001), doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.15771 .
- ^ Ауди, 11.
- ^ Audi, 4. Ссылку на Хосе Клиасса см. в Maria José Bernardes Di Cavalcanti, «Brazilian Nationalistic Elements in the Brasilianas » Osvaldo Lacerda», PhD diss., (Университет штата Луизиана, 2006), 8.
- ^ Ауди, 4.
- ^ Клейтон Хулиано Родригес Миранда, «Зарождение игры на трубе в Бразилии и четыре избранных соло для трубы и фортепиано, включая современные исполнения», диссертация доктора философии (Университет штата Северная Дакота, 2016), 51.
- ^ Ауди, 4–5.
- ^ Ауди, 5.
- ^ Ауди, 5.
- ^ Мария Хосе Бернардес Ди Кавальканти, «Бразильские националистические элементы в « Бразианах » Освальдо Ласерды», докторская диссертация, (Университет штата Луизиана, 2006 г.), 9. Даты взяты из «Освальдо Ласерды», Academia Brasileira de Música, 2015 г., по состоянию на 18 ноября 2018 г., http://www.abmusica.org.br/academico.php?n=osvaldo-lacerda&id=84 .
- ^ Беаг, Grove Music Online .
- ^ Беаг, Grove Music Online .
- ^ Кавальканти, 8.
- ^ Ауди, 6.
- ^ Ауди, 7.
- ^ Кавальканти, 9.
- ^ Клейтон Джулиано Родригес Миранда, «Зарождение игры на трубе в Бразилии и четыре избранных соло для трубы и фортепиано, включая современные исполнения», диссертация доктора философии (Университет штата Северная Дакота, 2016), 55.
- ^ Ди Кавальканти, 9. Дата взята из «Centro de Música Brasileira», Centro de Música Brasileira, 2018, по состоянию на 18 ноября 2018 г., http://centrodemusicabrasileira.blogspot.com .
- ^ Миранда, 7.
- ^ Рубиа К. Соуза Сантос, «Избранные фортепианные трио бразильских композиторов, преемников М. Камарго Гуарниери», докторская диссертация, (Университет штата Аризона, 2004), 54.
- ^ Соуза Сантос, 54 года.
- ^ Дэвид П. Эпплби, Музыка Бразилии (Остин: Техасский университет Press, 1983), 145–153.
- ^ Кавальканти, 9.
- ^ Кавальканти, 7.
- ^ Сюзель Ана Рейли, «Бразилия: центральные и южные районы», в Энциклопедии мировой музыки Garland , том. 2, Южная Америка, Мексика, Центральная Америка и Карибский бассейн , под редакцией Дейла А. Олсена и Дэниела Э. Шихи (Нью-Йорк: Гарланд, 1998), 306.
- ^ Кавальканти, 11.
- ^ Кери Маккарти, «Обзоры музыки для гобоя: Освальдо Ласерда», The Double Reed 36, вып. 1 (январь 2013 г.), 165–166.
- ^ Эпплби, 97.
- ^ Маккарти, 165–166.
- ^ Густаво де Са, «Два века бразильской хоровой музыки», аннотации к Saudade: Хоровая музыка из Бразилии , Kammerchor Apollini et Musis, Vinzenz Weissenburger, Rondeau Production ROP6049, 2011, компакт-диск, 12–16.
- ^ Ауди, 30.
- ^ Кристен Лия Смит, «Влияние народной и популярной музыки на флейтовую музыку Бразилии двадцатого века», докторская диссертация, (Университет Цинциннати, 2000), 154.
- ^ Кавальканти, 10.
- ^ Марилия Габриэла ду Насименту Хименес, «Соната Освальдо Ласерды для флейты и фортепиано (1959): Руководство по исполнению с исторической подоплекой бразильских жанров Эмболада, Сереста и Байан », докторская диссертация, (Университет Северного Техаса, 2012), 12 .
- ^ Жерар Беаг, «Ласерда, Освальдо (Коста де)», в книге «Музыка в прошлом и настоящем » , том. 10, персональный раздел Кем-Лер , под редакцией Фридриха Блюме (Кассель: Bärenreiter-Verlag , 2003), 964–965.
- ^ Жерар Беаг, «Ласерда, Освальдо (Коста де)», в Grove Music Online , Oxford University Press, 2001, doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.15771 .
Источники
[ редактировать ]- Эпплби, Дэвид П. Музыка Бразилии . Остин: Техасский университет Press, 1983.
- Ауди, Карлос Эдуардо. «Освальдо Ласерда: его значение для бразильской музыки и элементы его музыкального стиля». Кандидатская дисс. Государственный университет Флориды, 2006 г.
- Беаге, Жерар. «Ласерда, Освальдо (Коста де)». В музыке в прошлом и настоящем . Том 10, личный раздел Кем-Лер . Под редакцией Фридриха Блюме . Кассель: Bärenreiter-Verlag , 2003.
- Беаг, Жерар. «Ласерда, Освальдо (Коста де)». В Grove Music Online . Издательство Оксфордского университета, 2001. https://doi.org/10.1093/gmo/9781561592630.article.15771.
- Беаг, Жерар. Музыка в Латинской Америке: Введение . Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Прентис-Холл, 1979.
- «Бразильский музыкальный центр». Centro de Música Brasileira , 2018. По состоянию на 18 ноября 2018 г. http://centrodemusicabrasileira.blogspot.com.
- Ди Кавальканти, Мария Хосе Бернардес. «Бразильские националистические элементы в « Бразианах » Освальдо Ласерды». Кандидатская дисс. Университет штата Луизиана, 2006 г.
- Фукунага, Салли Дайан Прайс. «Музыка для кларнета без аккомпанемента современных латиноамериканских композиторов». Кандидатская дисс. Университет Канзаса, 1988 год.
- Гименес, Марилия Габриэла ду Насименту. «Соната Освальдо Ласерды для флейты и фортепиано (1959): руководство по исполнению с исторической подоплекой бразильских жанров Эмболада, Сереста и Байан ». Кандидатская дисс. Университет Северного Техаса, 2012 г.
- Маккарти, Кери. «Обзоры музыки для гобоя: Освальдо Ласерда». Двойной Рид 36, вып. 1 (январь 2013 г.): 165–166.
- Миранда, Клейтон Хулиано Родригес. «Зарождение игры на трубе в Бразилии и четыре избранных соло для трубы и фортепиано, включая современные исполнения». Кандидатская дисс. Государственный университет Северной Дакоты, 2016.
- Монтгомери, Патрисия. «Латиноамериканская фортепианная сюита в ХХ веке (Перформанс)» . Кандидатская дисс. Университет Индианы, 1978 год.
- «Освальдо Ласерда». Бразильская музыкальная академия . 2015. По состоянию на 18 ноября 2018 г. http://www.abmusica.org.br/academico.php?n=osvaldo-lacerda&id=84.
- «Освальдо Ласерда (1927–2011)». Музыкальные издания Ava . 2018. По состоянию на 29 октября 2018 г. http://www.editions-ava.com/store/composer/218/.
- Рейли, Сюзель Ана. «Бразилия: Центральный и Южный районы». В Энциклопедии мировой музыки Garland . Том. 2, Южная Америка, Мексика, Центральная Америка и Карибский бассейн . Под редакцией Дейла А. Олсена и Дэниела Э. Шихи. Нью-Йорк: Гарленд, 1998.
- Са, Густаво де. «Два века бразильской хоровой музыки». Аннотации к книге «Саудаде: Хоровая музыка из Бразилии» . Каммерчор Аполлини и Мусис. Винценц Вайсенбургер. Rondeau Production ROP6049, 2011 г., компакт-диск.
- Смит, Кристен Лиа. «Влияние народной и популярной музыки на флейтовую музыку Бразилии двадцатого века». Кандидатская дисс. Университет Цинциннати, 2000 г.
- Соуза Сантос, Рубия К. «Избранные фортепианные трио бразильских композиторов на смену М. Камарго Гварниери». Кандидатская дисс. Университет штата Аризона, 2004 г.