Витторио Джаннини
Витторио Джаннини (19 октября 1903 — 28 ноября 1966) — американский композитор -неоромантик, автор опер, песен, симфоний и музыкальных произведений.
Жизнь и работа
[ редактировать ]Джаннини родился в Филадельфии 19 октября 1903 года. Он начинал как скрипач под опекой своей матери Антониетты Брилья; он продолжил изучать скрипку и композицию в Миланской консерватории по стипендии, а затем получил степень магистра в Джульярдской школе . Он вернулся в Джульярд, чтобы преподавать, а затем поступил в Манхэттенскую музыкальную школу , Джульярдскую музыкальную школу и Музыкальный институт Кертиса . Среди его учеников были Херби Хэнкок , Николас Флагелло , Дэвид Амрам , Марк Буччи , Альфред Рид , Энтони Яннакконе , М. Уильям Карлинс, Ирвин Свак , Джон Корильяно , Адольфус Хейлсторк , Роланд Максвелл Янг , Томас Пасатьери , Авраам Стернклар , Мэри Линн Твомбли и Нэнси Блумер Деуссен . Джаннини был основателем и первым президентом Школы искусств Северной Каролины в 1965 году, которую он представлял себе как своего рода Джульярд Юга, приглашая таких художников, как виолончелист Ирвинг Кляйн и скрипач Руджеро Риччи туда преподавать . Он оставался там до своей смерти в 1966 году. [ 1 ]
Отец Джаннини, Ферруччо Джаннини, был оперным певцом и основателем Оперного театра Верди в Филадельфии. Две сестры Витторио также были знаменитыми певицами. Юфимия Джаннини Грегори преподавала вокал в Институте Кертиса в течение 40 лет, считая среди своих учениц оперных див Анну Моффо и Джудит Блеген . [ 2 ] Дусолина Джаннини была драматическим сопрано и примадонной, выступавшей по всей Европе, пока не переехала в Соединенные Штаты, чтобы петь в Метрополитен-опера , и, наконец, провести оставшиеся годы преподавания. Дусолина сыграла ключевую роль в успехе некоторых опер своего брата. Ее карьера уже шла полным ходом, когда она взяла на себя главную роль на премьере 1934 года (Мюнхен) его первой оперы « Люседия» , а также главную роль (Хестер Принн) в его опере 1937 года по мотивам Натаниэля Хоторна » «Алой буквы (Гамбург, 1938). [ 3 ] Обе оперы имели успешные премьеры, но больше никогда не ставились. Его самой успешной оперой оказалась экранизация «Укрощения строптивой» 1950 года . [ нужна ссылка ]
Сотрудничество Джаннини с поэтом Карлом Фластером было плодотворным. Помимо работы над «Алой буквой» , Фластер был либреттистом нескольких опер Джаннини, в том числе «Люседия» и «Жатва» . Фластер также предоставил тексты для десятков авторских песен Джаннини, в том числе нескольких, которые стали основными в репертуаре концертных песен, в первую очередь «Tell Me, Oh Blue Blue Sky». [ 4 ] записанный Марио Ланца , Леонардом Уорреном и другими. [ нужна ссылка ]
Его оперы и песни принесли Джаннини первый успех в 1930-х и начале 1940-х годов. ( «Красавица и чудовище» была написана по заказу CBS в 1938 году — это первая опера, написанная специально для радио.) Затем он начал сосредотачиваться на инструментальных произведениях, многие из которых носили развлекательный характер. Некоторые из этих работ демонстрируют любовь к приданию формам барокко романтической теплоты. В последние несколько лет он раскрыл более серьезную сторону своей творческой личности, расширив свой тональный язык за счет большего гармонического диссонанса и мелодического хроматизма, ради большей выразительной глубины, и все это в романтических эстетических рамках. Среди тех, которые считаются его величайшими произведениями, — вокальная монодрама «Медед» , «Псалом 130» для контрабаса или виолончели с оркестром и его Симфония № 5. Помимо семи симфоний (из которых только последние пять были пронумерованы), он сочинил 15 опер и несколько концертов, а также музыка для хора, фортепиано соло и камерных ансамблей. За последние восемь лет своей жизни он написал пять произведений для духового оркестра, и, по иронии судьбы, сегодня это его наиболее исполняемые произведения. Одна из них, его Симфония № 3 (1958), стала основой репертуара группы. Несмотря на широкий диапазон его творчества, в активном репертуаре мало другой его музыки. Однако сегодня репрезентативная выборка всех аспектов его творчества доступна в записи. [ нужна ссылка ]
Джаннини умер в Нью-Йорке 28 ноября 1966 года в возрасте 63 лет. [ 5 ]
Избранные работы
[ редактировать ]- Stabat mater (1922), САТБ и оркестр
- «Скажи мне, о синее, голубое небо» (1927), голос/фортепиано
- Струнный квартет (1930)
- Сюита (1931), оркестр
- Фортепианный квинтет (1932)
- Люседия (1934), опера, либретто К. Фластера
- Фортепианный концерт (1935)
- Симфония «Памяти Теодора Рузвельта» (1935).
- Органный концерт (1937)
- Триптих (1937), хор сопрано и струнные
- Симфонический оркестр IBM (1937), оркестр
- Реквием (1937), хор и оркестр
- Алая буква (1938), опера, либретто Фластера по мотивам Натаниэля Хоторна
- Красавица и чудовище (1938), радиоопера в одном действии
- Бленнерхассетт (1939), радиоопера в одном действии
- Соната № 1 (1940), скрипка и фортепиано
- «Спойте моему сердцу песню» (ок. 1942), голос/фортепиано
- Соната № 2 (1944), скрипка и фортепиано
- Кончерто гроссо (1946)
- Вариации на тему Cantus Firmus (1947), фортепиано
- Укрощение строптивой (1950), опера, либретто Джаннини и Д. Фи по Шекспиру
- Симфония № 1 (1950)
- Дивертисмент № 1 (1953), оркестр
- Симфония № 2 (1955), оркестр
- Прелюдия и фуга (1955), струнный оркестр
- Фантазия для группы (1963), группа
- Прелюдия и Аллегро (1958), симфонический оркестр
- Симфония № 3 (1958), симфонический оркестр
- Симфония № 4 (1959), оркестр
- Медид (1960), сопрано и оркестр
- Жатва (1961), опера, либретто Фластера
- Дивертисмент № 2 (1961), оркестр
- Антигона (1962), сопрано и оркестр
- Псалом cxxx (1963), бас/виолончель с оркестром
- Соната для флейты и фортепиано (1964), флейта/фортепиано
- Вариации и фуга (1964), симфонический оркестр
- Симфония № 5 (1965)
- Слуга двух господ (1966), опера, либретто Б. Стамблера по мотивам К. Гольдони
Сноски
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- Симмонс, Уолтер Г. 2001. «Джаннини, Витторио». Словарь музыки и музыкантов New Grove , второе издание, под редакцией Стэнли Сэди и Джона Тиррелла . Лондон: Macmillan Publishers.
- Симмонс, Уолтер. 2004. Голоса в пустыне: шесть американских композиторов-неоромантиков . Лэнхэм, Мэриленд: Scarecrow Press.
- Симпсон, Энн Ки и Карл Уандерли Фластер. 1988. «Рабочие отношения: сотрудничество Джаннини-Фластера». Американская музыка 6, вып. 4 (зима): 375–408.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Хаскелл, Гарри и Уолтер Г. Симмонс. и «Витторио Джаннини». Grove Music Online (OperaBase) (доступ по подписке)
- Долго, Майкл. 2008. Красивые монстры: представляя классику в музыкальных медиа . Беркли и Лос-Анджелес: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-22897-9 (ткань); ISBN 978-0-520-25720-7 .
- Марк, Майкл Л. 1969а. «Жизнь и творчество Витторио Джаннини (1903–1966)». Диссертация ДМА. Вашингтон, округ Колумбия: Католический университет Америки.
- Марк, Майкл Л. 1969b. «Групповая музыка Витторио Джаннини». Журнал музыкальных педагогов 55, вып. 8 (апрель): 77–80.
- Маллинз, Джо Барри. 1969–70. «Сравнительный анализ трех симфоний для оркестра». Журнал BandResearch 6, вып. 1:17–28.
- Пэррис, Роберт. 1957. «Витторио Джаннини и романтическая традиция». Джульярдское обозрение 4, вып. 2:32–46.
- Прайс, Джеффри Уоллес. 1989. «Песни Витторио Джаннини на стихи Карла Фластера». ДМус дисс. Таллахасси: Университет штата Флорида.
- Шонзеер, Макс де. и «Джаннини, Дусолина». Grove Music Online (доступ по подписке)
- Симмонс, Уолтер Г., «Джаннини, Витторио». 2005. Grove Music Online (обновлено 22 сентября). (доступ по подписке)
- Вильямиль, Виктория Этнье. 1993. Путеводитель по американской авторской песне для певцов: 1870–1980 , с предисловием Томаса Хэмпсона. Лэнхэм, Мэриленд и Оксфорд: Scarecrow Press, Inc. ISBN 978-0-8108-5217-4 .
- Винн, Джеймс Лерой. 1964–65. «Анализ первой части Симфонии № 3 для оркестра Витторио Джаннини». Журнал Band Research 1, вып. 2:19–26.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1903 рождения
- 1966 смертей
- Композиторы-классики XX века
- Американские композиторы-классики
- Факультет Манхэттенской музыкальной школы
- Неоромантические композиторы
- Американские оперные композиторы
- Американские оперные композиторы-мужчины
- Музыканты из Филадельфии
- Выпускники Миланской консерватории
- Выпускники Джульярдской школы
- Преподаватели Джульярдской школы
- Факультет Музыкального института Кертиса
- Факультет Школы искусств Северной Каролины
- Американцы итальянского происхождения
- Американские композиторы 20-го века
- Классические музыканты из Пенсильвании
- Американские музыканты-мужчины 20-го века