Jump to content

Лебедь Хеннесси

Эдвард Свон Хеннесси (24 ноября 1866 — 26 октября 1929) — американский композитор и пианист ирландского происхождения , проживший большую часть своей жизни в Париже . [ 1 ] В своей довоенной фортепианной музыке он преуспел как миниатюрист в описательной, программной музыке . Присоединившись к группе бретонских композиторов, он заработал репутацию «кельтского» композитора, опираясь на свое ирландское наследие и писая в стиле, уникальном как для французского, так и для ирландского контекста. Несмотря на то, что после 1950 года о нем почти забыли, его музыку аплодировали современные французские музыкальные критики, в том числе Анри Колле , Луи Вюймен , Эмиль Вийермо и Люсьен Шевалье . [ 2 ] В некоторых работах он использовал джазовые элементы и черпал вдохновение из ярмарки и индустриального шума, предвосхищая тенденции, связанные с группой " Les Six ". [ 3 ]

Биография

[ редактировать ]

Свон Хеннесси родилась в Рокфорде, штат Иллинойс , ирландского происхождения и выросла в Чикаго. Его отец, Майкл Дэвид Хеннесси (1837–1919), был уроженцем Корка и бывшим президентом Чикагской городской железнодорожной компании, прежде чем в 1874 году стал юристом. [ 4 ] Матерью Хеннесси была Сара Дж. Свон (ок. 1833–1880), дочь Джозефа Роквелла Свона , судьи Верховного суда штата Огайо и члена-основателя Американской республиканской партии. [ 5 ] До 1870 года семья переехала в Чикаго, где и вырос Хеннесси. нет доказательств утверждения В словаре Бейкера о том, что он изучал «общие предметы» в Оксфорде , но, возможно, он некоторое время посещал там одну из (частных) государственных школ, прежде чем продолжить музыкальное обучение в Германии в Штутгартской консерватории , 1879–1886 гг. . Хеннесси изучал композицию в англоязычном классе у американского преподавателя Перси Гетшиуса, а также игру на фортепиано у немецкого преподавателя Эдмунда Альвенса. [ 6 ]

По завершении учебы Хеннесси переехал в Лондон (1886–92), где был женат, имел двоих детей и развелся (1893). Последовали десять лет путешествий, включая Францию, Бельгию, Швейцарию и Ирландию, с базой в Италии, прежде чем он поселился в Париже около 1903 года. [ 7 ] В июле 1909 года Хеннесси женился на Клер, урожденной Пшибышевской (1883–1947), гражданке Польши, с которой он познакомился в Брюсселе. Ее мать приходилась двоюродной сестрой -символисту писателю Станиславу Пшибышевскому . Сын пары Патрис Хеннесси (1910–1973) позже стал известным литератором и знатоком Французской революции .

Хотя Хеннесси и не был родом из Бретани , перед Первой мировой войной он был членом недолговечной Ассоциации бретонских композиторов и продолжал общаться с ее членами, включая Поля Ле Флема , Поля Ладмиро , Мориса Дюамеля , Луи Обера , Луи Вюлемена , Люсьена Одебера и других. на протяжении 1920-х годов. Общественное признание Хеннесси во Франции в основном началось с его ассоциации. [ 8 ] В начале 1920-х Хеннесси также пережил короткий период, когда он несколько раз выступал в Ирландии. [ 9 ] после первого исполнения его струнного квартета № 2, соч. 49 (1920 г.) на Всемирном конгрессе ирландской расы в январе 1922 г. в Париже. Квартет посвящен памяти ирландского революционера Теренса МакСвини . [ 10 ]

Хеннесси умер в 1929 году от эмболии после обычной операции; [ 11 ] композитор Жорж Миго произнес похоронную речь. [ 12 ] Хеннесси и его семья похоронены на кладбище Монпарнас в Париже, отдел 28, раздел III.

Музыка Суона Хеннесси до 1900 года находилась под сильным влиянием его консервативного образования и пристрастия его учителей к музыке Роберта Шумана . Примерно во время переезда в Париж он также был поклонником Макса Регера . Хотя его более поздняя музыка демонстрирует влияние нескольких современных стилистических направлений, он никогда не избавлялся от этого глубокого влияния немецких романтиков . В период с 1907 по 1913 год Хеннесси все больше писал в стиле импрессионизма , выпустив плодотворную серию фортепианных произведений и авторских песен в описательном и программном стиле, вдохновленном звуками окружающей его среды, включая природу, движение транспорта и промышленность. Он также преуспел в юмористических и сатирических произведениях, похожих на Сати , но независимых от него . Один современный критик написал: «Il fut un юморист d'une verve drue don't la drôlerie était faite à la fois d'invention, de fantaisie et de Psychologie». («Он был очень воодушевленным юмористом, чей юмор основывался на наблюдениях и изобретениях, фантазии и психологии»). [ 13 ] Однако, несмотря на положительные отзывы во французской и немецкой музыкальной прессе, ему поначалу не удалось добиться исполнения своей музыки.

Ситуация изменилась только после его членства в Ассоциации бретонских композиторов с 1912 года и интеграции элементов традиционной музыки Ирландии, Шотландии и Бретани в его композиции. Прерванная Первой мировой войной (которую он провел недалеко от Монтрё в Швейцарии), он развил свои кельтские пристрастия, особенно в 1920-е годы. Многие произведения Хеннесси, названия которых заканчиваются такими терминами, как «celtique», «gaélique» или «irlandais», вдохновлены традиционными народными мелодиями и ритмами, но он редко цитирует настоящие народные мелодии. В течение 1920-х годов он написал большую часть своей камерной музыки, в том числе несколько дуэтов, трио и квартетов. Это принесло ему репутацию «кельтского» композитора до такой степени, что его оригинальная довоенная фортепианная музыка была забыта. Во французском некрологе его назвали «le barde de l'Irlande», и считается, что он спас «l'ancienne mélodie celtique». [ 14 ]

Хеннесси очень критично относился к современному авангарду, особенно к Арнольду Шенбергу, и написал множество саркастических и пессимистических писем и комментариев в музыкальной прессе. Для него решением того, что он воспринимал как кризис, был поворот к региональным традициям народной музыки и включение их в произведения музыкального искусства.

Со времени проживания Хеннесси в Париже его музыку в основном издавал Э. Демец , а с 1923 — Макс Эшиг (принявший на себя руководство Деметсом). Среди других издателей были Огенер (Лондон) и Шотт (Майнц).

Избранные произведения

[ редактировать ]

Полный список композиций см. в разделе Список композиций Swan Hennessy . Даты ниже указывают годы публикации.

Камерная музыка

[ редактировать ]
  • Песни на Луну. Романтические пьесы , соч. 10, для скрипки, виолончели и фортепиано (Лондон: Augener & Co., 1888)
  • Соната в ирландском стиле , соч. 14, для скрипки и фортепиано (Лондон: Schott & Co., 1904; как Соната фа (ирландский стиль) : Майнц: Söhne Б. Шотта, 1905)
  • Premier Quatuor (Сюита) [Струнный квартет No. 1], соч. 46 (Париж: Э. Демец, 1913)
  • Второй квартет [Струнный квартет № 2], соч. 49 (1920) (Париж: Э. Демец, 1920)
  • Кельтская рапсодия , соч. 50, для скрипки и фортепиано (Париж: Э. Демец, 1915)
  • Petit trio celtique , Op. 52, для скрипки, альта и виолончели (Париж: Э. Деметс, 1921)
  • Трио , соч. 54, для двух кларнетов и фагота (Париж: Э. Деметс, 1921)
  • Вариации на тему шести нот , соч. 58, для флейты, скрипки, альта и виолончели (Париж: Max Eschig & Cie., 1924)
  • Четыре кельтские пьесы , соч. 59, для английского рожка, скрипки, альта и виолончели (Париж: Max Eschig & Cie., 1925)
  • Третий струнный квартет [Струнный квартет № 3], соч. 61 (Париж: Max Eschig & Cie., 1926)
  • Кельтская соната , соч. 62, для альта и фортепиано (Париж: Max Eschig & Cie., 1924)
  • Гэльская рапсодия , соч. 63, для виолончели и фортепиано (Париж: Max Eschig & Cie., 1925)
  • Deux Morceaux , Op. 68, для альт-саксофона и фортепиано (Париж: Max Eschig & Cie., 1926)
  • Трио , соч. 70, для флейты, скрипки и фагота (Париж: Max Eschig & Cie., 1926)
  • Quatre Morceaux , Op. 71, для альт-саксофона или альта (Op. 71bis) и фортепиано (Париж: Éditions Max Eschig, 1929)
  • Четвертый струнный квартет [Струнный квартет № 4], соч. 75 (Париж: Éditions Max Eschig, 1930)
  • Вторая Сонатина , соч. 80, для скрипки и фортепиано (Париж: Собственность автора, 1929)
  • Сонатина , соч. 81, для виолончели и фортепиано (Париж: Собственность автора, 1929)

Фортепианная музыка

[ редактировать ]
  • Вариации на оригинальную тему в ирландском стиле , соч. 12 (Лондон: Augener & Co., 1902; переработанное издание как «Вариации на оригинальную тему в ирландском стиле» , Augener & Co., 1903)
  • На опушке леса , соч. 21 (Париж: Э. Демец, б. д. [1907])
  • Этюд , соч. 25 (Париж: Э. Демец, 1907)
  • Листья из нового альбома , соч. 27 (Париж: Э. Демец, 1908)
  • Вариации sur un air irlandais ancien , соч. 28 (Майнц: Söhne Б. Шотта, 1908)
  • Зарисовки женщин , соч. 33 (Париж: Ф. Дюрдилли, Ш. Хайе, преемник, 1911)
  • Маленькая сюита с нотами Ми До Ми Фа Си Ми , соч. 34 (Майнц: Söhne Б. Шотта, 1911)
  • Праздники. Две описательные пьесы , соч. 36 (Майнц: Söhne Б. Шотта, 1911)
  • Кстати... (Этюды с натуры) , Op. 40 (Париж: Э. Демец, 1912)
  • Причудливые вальсы , соч. 41 (Париж: Э. Демец, 1912)
  • Сонатина , соч. 43 (Париж: Э. Деметс, 1912)
  • Sentes et chemins (Новые исследования природы) , соч. 44 (Париж: Э. Деметс, 1912)
  • Кельтские пьесы , соч. 45 (Париж: Э. Деметс, 1912)
  • Парижские зарисовки , соч. 47 (Париж: Э. Демец, 1913)
  • Юмористические впечатления , соч. 48 (Париж: Э. Демец, 1913)
  • Кельтская сонатина , соч. 53 (Лондон: Эванс и компания, 1924 г.)
  • Эпиграммы одинокого человека , соч. 55 (Лондон: Evans & Co., 1924).
  • Три экзотические пьесы , соч. 57 (Париж: Э. Деметс, 1922)
  • Концертный этюд , соч. 60 (Париж: Max Eschig & Cie., 1924)
  • Ирландская рапсодия , соч. 67 (Париж: Éditions Max Eschig, 1929)
  • Banlieues... Шесть маленьких пьес , соч. 69 (Париж: Max Eschig & Cie., 1929)
  • В манере... , 5 томов (Париж: Éditions Max Eschig, 1927–8).

Голос и фортепиано

[ редактировать ]

Библиография

[ редактировать ]
  • Анри Колле , «Музыка дома – XCVII. Произведения Суона Хеннесси», Comœdia , 5 декабря 1921 г., с. 4.
  • Люсьен Шевалье : «Интервью с Суоном Хеннесси», в: Le Guide du concert , 12 апреля 1929 г., стр. 791–793, онлайн здесь (по состоянию на 13 января 2020 г.).
  • Гай Фершо: «Хеннесси, Лебедь», в: Музыка в прошлом и настоящем (MGG), первое издание, изд. Фридрих Блюм, том. 6 (Кассель: Bärenreiter, 1957), cc. 152-153.
  • Марджори Бреннан: «Лебединая песня одного из революционных героев Корка», в: «Irish Examiner», 31 октября 2016 г., стр. 16; онлайн здесь .
  • Аксель Кляйн: «Американец ирландского происхождения в Париже: Свон Хеннесси (1866–1929)», в: Журнал Общества музыковедения Ирландии , том. 13 (2017–18), стр. 47–78; онлайн здесь (по состоянию на 30 июля 2018 г.).
  • Майкл Дерван: «Лебедь Хеннесси: великий потерянный композитор Ирландии», в: The Irish Times , 27 марта 2019 г.
  • Аксель Кляйн: Птица времени. Музыка Лебедя Хеннесси (Майнц: Schott Music, 2019); ISBN   978-3-95983-593-0 ( твердый переплет ), ISBN   978-3-95983-594-7 ( мягкая обложка ).
  • А. Кляйн: «Независимость — не лучший путь к славе». Ретроспектива Swan Hennessy», в: Euterpe no. 36 (апрель 2021 г.), стр. 8–16.
  • А. Кляйн: «Лебедь Хеннесси: В поисках утраченного времени», в: Piano News vol. 26 (2022) № 1 (январь – февраль), стр. 24–28.
  • Гарри Уайт : «25 января 1922 года: Премьера Второго струнного квартета Суона Хеннесси, Париж. Художественная музыка и борьба за независимость», в: Ирландия, 1922 год. Независимость, раздел, гражданская война , изд. Дарра Гэннон и Фергал МакГарри (Дублин: Королевская ирландская академия, 2022), стр. 33–39.
  • Четыре кельтские пьесы , соч. 59, в аранжировке для английского рожка и органа в исполнении Манфреда Хота (английский рожок) и Ульриха Лейкама (орган), на: K&M Records, компакт-диск [без даты]. [ 15 ]
  • Трио , соч. 54 для двух кларнетов и фагота в исполнении Trio d'Ance di Bolzano на: Rainbow RW 98107, компакт-диск (1999).
  • Четыре кельтские пьесы , соч. 59, в аранжировке для английского валторны и струнного оркестра в исполнении Рэйчел Толми (английская валторна), Ансамбль Бурбаки, на: Wirripang Wirr 018, CD (2008).
  • Трио , соч. 54 для двух кларнетов и фагота в исполнении Трио Плейель, на: bremenradiohall Records brh cd 1305, компакт-диск и файлы для скачивания (2013).
  • Полные струнные квартеты 1–4 в исполнении RTÉ ConTempo Quartet, на: RTÉ lyric fm CD 159, CD (2019) . В состав входят: Струнный квартет No. 1 (Сюита), соч. 46; нет. 2, соч. 49; нет. 3, соч. 61; нет. 4, соч. 75; Серенада , соч. 65; Кельтское маленькое трио , соч. 52.
  • Избранные произведения для фортепиано в исполнении Морица Эрнста на: Perfect Noise PN 2006, компакт-диск (2020) . Содержит: На опушке леса , соч. Женские зарисовки , соч. 33; Фестивали , соч. 36; Кстати... (Этюды с натуры) , Соч. 40; Вальсы-капризы , соч. 41; Сонатина , соч. 43; Кельтские пьесы , соч. 45; Парижские зарисовки , соч. 47; Пригород... , Соч. 69; четыре отрывка из «В манере...» : Бородин , Шабрие , Дебюсси-Годар , Равель .
  • Произведения для альта и фортепиано 1 в исполнении Марцина Муравского (альт) и Анны Старжец-Макандасис (фортепиано) на альбоме Acte Préalable AP 490 (CD, 2020) . Содержит: Колыбельная , соч. 13; В деревне , соч. 22; Вальсы-капризы , соч. 41; Кельтская рапсодия , соч. 50; Кельтская Сонатина , соч. 62; Две пьесы , соч. 68; Кельтская пьеса , соч.
  • Viola and Piano Works 2 в исполнении Марцина Муравского (альт) и Ханны Холекса (фортепиано) на альбоме Acte Préalable AP 524 (CD, 2021) . Содержит: Соната в ирландском стиле , соч. Мазурка и Полонез , соч. Этюд , соч. 25; Гэльская рапсодия , соч. 63; Четыре пьесы , соч. 71; Вторая Сонатина , соч. 80; Сонатина , соч. 81; В стиле Фредерика Шопена .
  1. ^ Хинсон, Морис и Робертс, Уэсли: Путеводитель по репертуару пианиста , 4-е издание (Блумингтон, Индиана: Indiana University Press, 2013), стр. 499; ISBN   978-0-253-01022-3 .
  2. ^ Информацию о Колле и Шевалье см. в разделе «Библиография» и других источниках; о Виймене см. обзоры в Comoedia , особенно за 1911–1913 годы, доступные через Gallica ; о Вильермо см. Comoedia , 4 мая 1914 г., Excelsior , 9 марта 1925 г. и т. д.
  3. ^ Аксель Кляйн: Птица времени. Музыка Свана Хеннесси (Майнц: Schott Music, 2019), стр. 186, 300–302, 347–359.
  4. ^ Гай Фершо в MGG (1957) описывает его как ирландского юриста; для Словаря Бейкера (2001) он был «ирландско-американским поселенцем»; см. Кляйн, «Птица времени» , с. 21.
  5. ^ Кляйн, Птица времени , с. 23–4.
  6. ^ Кляйн, Птица времени , с. 29–33.
  7. ^ Кляйн, Птица времени , с. 61.
  8. ^ Кляйн, Птица времени , с. 195.
  9. ^ Кляйн, Птица времени , глава 8, стр. 249 и далее.
  10. ^ Кляйн, Птица времени , с. 261–9.
  11. Комедия , 28 октября 1929 г., с. 3.
  12. Журнал дебатов , 3 ноября 1929 г., с. 4-й; описано у Кляйна, «Птица времени» , с. 415–6.
  13. ^ Европейский , как указано выше.
  14. ^ L'Européen , 12 февраля 1930 г., с. 3.
  15. ^ См. запись в каталоге Билефельда: http://www.bielekat.info/index.php?action=showdetail&id=39451 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f54299394fa76c0f2c35cdf75db71dfe__1701238680
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f5/fe/f54299394fa76c0f2c35cdf75db71dfe.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Swan Hennessy - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)