Лебедь Хеннесси
Эдвард Свон Хеннесси (24 ноября 1866 — 26 октября 1929) — американский композитор и пианист ирландского происхождения , проживший большую часть своей жизни в Париже . [ 1 ] В своей довоенной фортепианной музыке он преуспел как миниатюрист в описательной, программной музыке . Присоединившись к группе бретонских композиторов, он заработал репутацию «кельтского» композитора, опираясь на свое ирландское наследие и писая в стиле, уникальном как для французского, так и для ирландского контекста. Несмотря на то, что после 1950 года о нем почти забыли, его музыку аплодировали современные французские музыкальные критики, в том числе Анри Колле , Луи Вюймен , Эмиль Вийермо и Люсьен Шевалье . [ 2 ] В некоторых работах он использовал джазовые элементы и черпал вдохновение из ярмарки и индустриального шума, предвосхищая тенденции, связанные с группой " Les Six ". [ 3 ]
Биография
[ редактировать ]Свон Хеннесси родилась в Рокфорде, штат Иллинойс , ирландского происхождения и выросла в Чикаго. Его отец, Майкл Дэвид Хеннесси (1837–1919), был уроженцем Корка и бывшим президентом Чикагской городской железнодорожной компании, прежде чем в 1874 году стал юристом. [ 4 ] Матерью Хеннесси была Сара Дж. Свон (ок. 1833–1880), дочь Джозефа Роквелла Свона , судьи Верховного суда штата Огайо и члена-основателя Американской республиканской партии. [ 5 ] До 1870 года семья переехала в Чикаго, где и вырос Хеннесси. нет доказательств утверждения В словаре Бейкера о том, что он изучал «общие предметы» в Оксфорде , но, возможно, он некоторое время посещал там одну из (частных) государственных школ, прежде чем продолжить музыкальное обучение в Германии в Штутгартской консерватории , 1879–1886 гг. . Хеннесси изучал композицию в англоязычном классе у американского преподавателя Перси Гетшиуса, а также игру на фортепиано у немецкого преподавателя Эдмунда Альвенса. [ 6 ]
По завершении учебы Хеннесси переехал в Лондон (1886–92), где был женат, имел двоих детей и развелся (1893). Последовали десять лет путешествий, включая Францию, Бельгию, Швейцарию и Ирландию, с базой в Италии, прежде чем он поселился в Париже около 1903 года. [ 7 ] В июле 1909 года Хеннесси женился на Клер, урожденной Пшибышевской (1883–1947), гражданке Польши, с которой он познакомился в Брюсселе. Ее мать приходилась двоюродной сестрой -символисту писателю Станиславу Пшибышевскому . Сын пары Патрис Хеннесси (1910–1973) позже стал известным литератором и знатоком Французской революции .
Хотя Хеннесси и не был родом из Бретани , перед Первой мировой войной он был членом недолговечной Ассоциации бретонских композиторов и продолжал общаться с ее членами, включая Поля Ле Флема , Поля Ладмиро , Мориса Дюамеля , Луи Обера , Луи Вюлемена , Люсьена Одебера и других. на протяжении 1920-х годов. Общественное признание Хеннесси во Франции в основном началось с его ассоциации. [ 8 ] В начале 1920-х Хеннесси также пережил короткий период, когда он несколько раз выступал в Ирландии. [ 9 ] после первого исполнения его струнного квартета № 2, соч. 49 (1920 г.) на Всемирном конгрессе ирландской расы в январе 1922 г. в Париже. Квартет посвящен памяти ирландского революционера Теренса МакСвини . [ 10 ]
Хеннесси умер в 1929 году от эмболии после обычной операции; [ 11 ] композитор Жорж Миго произнес похоронную речь. [ 12 ] Хеннесси и его семья похоронены на кладбище Монпарнас в Париже, отдел 28, раздел III.
Музыка
[ редактировать ]Музыка Суона Хеннесси до 1900 года находилась под сильным влиянием его консервативного образования и пристрастия его учителей к музыке Роберта Шумана . Примерно во время переезда в Париж он также был поклонником Макса Регера . Хотя его более поздняя музыка демонстрирует влияние нескольких современных стилистических направлений, он никогда не избавлялся от этого глубокого влияния немецких романтиков . В период с 1907 по 1913 год Хеннесси все больше писал в стиле импрессионизма , выпустив плодотворную серию фортепианных произведений и авторских песен в описательном и программном стиле, вдохновленном звуками окружающей его среды, включая природу, движение транспорта и промышленность. Он также преуспел в юмористических и сатирических произведениях, похожих на Сати , но независимых от него . Один современный критик написал: «Il fut un юморист d'une verve drue don't la drôlerie était faite à la fois d'invention, de fantaisie et de Psychologie». («Он был очень воодушевленным юмористом, чей юмор основывался на наблюдениях и изобретениях, фантазии и психологии»). [ 13 ] Однако, несмотря на положительные отзывы во французской и немецкой музыкальной прессе, ему поначалу не удалось добиться исполнения своей музыки.
Ситуация изменилась только после его членства в Ассоциации бретонских композиторов с 1912 года и интеграции элементов традиционной музыки Ирландии, Шотландии и Бретани в его композиции. Прерванная Первой мировой войной (которую он провел недалеко от Монтрё в Швейцарии), он развил свои кельтские пристрастия, особенно в 1920-е годы. Многие произведения Хеннесси, названия которых заканчиваются такими терминами, как «celtique», «gaélique» или «irlandais», вдохновлены традиционными народными мелодиями и ритмами, но он редко цитирует настоящие народные мелодии. В течение 1920-х годов он написал большую часть своей камерной музыки, в том числе несколько дуэтов, трио и квартетов. Это принесло ему репутацию «кельтского» композитора до такой степени, что его оригинальная довоенная фортепианная музыка была забыта. Во французском некрологе его назвали «le barde de l'Irlande», и считается, что он спас «l'ancienne mélodie celtique». [ 14 ]
Хеннесси очень критично относился к современному авангарду, особенно к Арнольду Шенбергу, и написал множество саркастических и пессимистических писем и комментариев в музыкальной прессе. Для него решением того, что он воспринимал как кризис, был поворот к региональным традициям народной музыки и включение их в произведения музыкального искусства.
Со времени проживания Хеннесси в Париже его музыку в основном издавал Э. Демец , а с 1923 — Макс Эшиг (принявший на себя руководство Деметсом). Среди других издателей были Огенер (Лондон) и Шотт (Майнц).
Избранные произведения
[ редактировать ]Полный список композиций см. в разделе Список композиций Swan Hennessy . Даты ниже указывают годы публикации.
Камерная музыка
[ редактировать ]- Песни на Луну. Романтические пьесы , соч. 10, для скрипки, виолончели и фортепиано (Лондон: Augener & Co., 1888)
- Соната в ирландском стиле , соч. 14, для скрипки и фортепиано (Лондон: Schott & Co., 1904; как Соната фа (ирландский стиль) : Майнц: Söhne Б. Шотта, 1905)
- Premier Quatuor (Сюита) [Струнный квартет No. 1], соч. 46 (Париж: Э. Демец, 1913)
- Второй квартет [Струнный квартет № 2], соч. 49 (1920) (Париж: Э. Демец, 1920)
- Кельтская рапсодия , соч. 50, для скрипки и фортепиано (Париж: Э. Демец, 1915)
- Petit trio celtique , Op. 52, для скрипки, альта и виолончели (Париж: Э. Деметс, 1921)
- Трио , соч. 54, для двух кларнетов и фагота (Париж: Э. Деметс, 1921)
- Вариации на тему шести нот , соч. 58, для флейты, скрипки, альта и виолончели (Париж: Max Eschig & Cie., 1924)
- Четыре кельтские пьесы , соч. 59, для английского рожка, скрипки, альта и виолончели (Париж: Max Eschig & Cie., 1925)
- Третий струнный квартет [Струнный квартет № 3], соч. 61 (Париж: Max Eschig & Cie., 1926)
- Кельтская соната , соч. 62, для альта и фортепиано (Париж: Max Eschig & Cie., 1924)
- Гэльская рапсодия , соч. 63, для виолончели и фортепиано (Париж: Max Eschig & Cie., 1925)
- Deux Morceaux , Op. 68, для альт-саксофона и фортепиано (Париж: Max Eschig & Cie., 1926)
- Трио , соч. 70, для флейты, скрипки и фагота (Париж: Max Eschig & Cie., 1926)
- Quatre Morceaux , Op. 71, для альт-саксофона или альта (Op. 71bis) и фортепиано (Париж: Éditions Max Eschig, 1929)
- Четвертый струнный квартет [Струнный квартет № 4], соч. 75 (Париж: Éditions Max Eschig, 1930)
- Вторая Сонатина , соч. 80, для скрипки и фортепиано (Париж: Собственность автора, 1929)
- Сонатина , соч. 81, для виолончели и фортепиано (Париж: Собственность автора, 1929)
Фортепианная музыка
[ редактировать ]- Вариации на оригинальную тему в ирландском стиле , соч. 12 (Лондон: Augener & Co., 1902; переработанное издание как «Вариации на оригинальную тему в ирландском стиле» , Augener & Co., 1903)
- На опушке леса , соч. 21 (Париж: Э. Демец, б. д. [1907])
- Этюд , соч. 25 (Париж: Э. Демец, 1907)
- Листья из нового альбома , соч. 27 (Париж: Э. Демец, 1908)
- Вариации sur un air irlandais ancien , соч. 28 (Майнц: Söhne Б. Шотта, 1908)
- Зарисовки женщин , соч. 33 (Париж: Ф. Дюрдилли, Ш. Хайе, преемник, 1911)
- Маленькая сюита с нотами Ми До Ми Фа Си Ми , соч. 34 (Майнц: Söhne Б. Шотта, 1911)
- Праздники. Две описательные пьесы , соч. 36 (Майнц: Söhne Б. Шотта, 1911)
- Кстати... (Этюды с натуры) , Op. 40 (Париж: Э. Демец, 1912)
- Причудливые вальсы , соч. 41 (Париж: Э. Демец, 1912)
- Сонатина , соч. 43 (Париж: Э. Деметс, 1912)
- Sentes et chemins (Новые исследования природы) , соч. 44 (Париж: Э. Деметс, 1912)
- Кельтские пьесы , соч. 45 (Париж: Э. Деметс, 1912)
- Парижские зарисовки , соч. 47 (Париж: Э. Демец, 1913)
- Юмористические впечатления , соч. 48 (Париж: Э. Демец, 1913)
- Кельтская сонатина , соч. 53 (Лондон: Эванс и компания, 1924 г.)
- Эпиграммы одинокого человека , соч. 55 (Лондон: Evans & Co., 1924).
- Три экзотические пьесы , соч. 57 (Париж: Э. Деметс, 1922)
- Концертный этюд , соч. 60 (Париж: Max Eschig & Cie., 1924)
- Ирландская рапсодия , соч. 67 (Париж: Éditions Max Eschig, 1929)
- Banlieues... Шесть маленьких пьес , соч. 69 (Париж: Max Eschig & Cie., 1929)
- В манере... , 5 томов (Париж: Éditions Max Eschig, 1927–8).
Голос и фортепиано
[ редактировать ]- Лидия , соч. 23 ( Шарль Леконт де Лиль ) (Париж: Жюльен Амель , 1908)
- Богоявление , соч. 26 ( Хосе-Мария де Эредиа ) (Париж: Жюльен Амель, 1908)
- Deux Mélodies , Op. 30 ( Жозефин Сулари , Шарль Бодлер ) (Париж: Жюльен Амель, 1908)
- Три шотландские песни , соч. 31 (Шарль Леконт де Лиль) (Париж: Жюльен Амель, 1907)
- Три испанские песни , соч. 42bis ( Эммануэль фон Гейбель , Генрих Гейне ) (Париж: Э. Деметс, 1921)
- «Три мелодии» , соч. 56 (Шарль Бодлер, Альберт Самен , Жан Аджалбер ) (Париж: Éditions Max Eschig, 1925–32)
- Труа мелодии на стихи Андре Делакура и Леконта де Лиля , соч. 66 (Париж: Max Eschig & Cie., 1926)
- Три кельтские песни , соч. 72 (Шарль Леконт де Лиль, Анатоль ле Браз , Пьер Сиз ) (Париж: Éditions Max Eschig, 1927)
- Deux Mélodies , Op. 73 ( Поль Жеральди , Анатоль ле Браз) (Париж: Éditions Max Eschig, 1928)
- Deux Mélodies , Op. 79 ( Поль Верлен , Проспер Бланшмен ) (Париж: Éditions Max Eschig, 1934)
Библиография
[ редактировать ]- Анри Колле , «Музыка дома – XCVII. Произведения Суона Хеннесси», Comœdia , 5 декабря 1921 г., с. 4.
- Люсьен Шевалье : «Интервью с Суоном Хеннесси», в: Le Guide du concert , 12 апреля 1929 г., стр. 791–793, онлайн здесь (по состоянию на 13 января 2020 г.).
- Гай Фершо: «Хеннесси, Лебедь», в: Музыка в прошлом и настоящем (MGG), первое издание, изд. Фридрих Блюм, том. 6 (Кассель: Bärenreiter, 1957), cc. 152-153.
- Марджори Бреннан: «Лебединая песня одного из революционных героев Корка», в: «Irish Examiner», 31 октября 2016 г., стр. 16; онлайн здесь .
- Аксель Кляйн: «Американец ирландского происхождения в Париже: Свон Хеннесси (1866–1929)», в: Журнал Общества музыковедения Ирландии , том. 13 (2017–18), стр. 47–78; онлайн здесь (по состоянию на 30 июля 2018 г.).
- Майкл Дерван: «Лебедь Хеннесси: великий потерянный композитор Ирландии», в: The Irish Times , 27 марта 2019 г.
- Аксель Кляйн: Птица времени. Музыка Лебедя Хеннесси (Майнц: Schott Music, 2019); ISBN 978-3-95983-593-0 ( твердый переплет ), ISBN 978-3-95983-594-7 ( мягкая обложка ).
- А. Кляйн: «Независимость — не лучший путь к славе». Ретроспектива Swan Hennessy», в: Euterpe no. 36 (апрель 2021 г.), стр. 8–16.
- А. Кляйн: «Лебедь Хеннесси: В поисках утраченного времени», в: Piano News vol. 26 (2022) № 1 (январь – февраль), стр. 24–28.
- Гарри Уайт : «25 января 1922 года: Премьера Второго струнного квартета Суона Хеннесси, Париж. Художественная музыка и борьба за независимость», в: Ирландия, 1922 год. Независимость, раздел, гражданская война , изд. Дарра Гэннон и Фергал МакГарри (Дублин: Королевская ирландская академия, 2022), стр. 33–39.
Записи
[ редактировать ]- Четыре кельтские пьесы , соч. 59, в аранжировке для английского рожка и органа в исполнении Манфреда Хота (английский рожок) и Ульриха Лейкама (орган), на: K&M Records, компакт-диск [без даты]. [ 15 ]
- Трио , соч. 54 для двух кларнетов и фагота в исполнении Trio d'Ance di Bolzano на: Rainbow RW 98107, компакт-диск (1999).
- Четыре кельтские пьесы , соч. 59, в аранжировке для английского валторны и струнного оркестра в исполнении Рэйчел Толми (английская валторна), Ансамбль Бурбаки, на: Wirripang Wirr 018, CD (2008).
- Трио , соч. 54 для двух кларнетов и фагота в исполнении Трио Плейель, на: bremenradiohall Records brh cd 1305, компакт-диск и файлы для скачивания (2013).
- Полные струнные квартеты 1–4 в исполнении RTÉ ConTempo Quartet, на: RTÉ lyric fm CD 159, CD (2019) . В состав входят: Струнный квартет No. 1 (Сюита), соч. 46; нет. 2, соч. 49; нет. 3, соч. 61; нет. 4, соч. 75; Серенада , соч. 65; Кельтское маленькое трио , соч. 52.
- Избранные произведения для фортепиано в исполнении Морица Эрнста на: Perfect Noise PN 2006, компакт-диск (2020) . Содержит: На опушке леса , соч. Женские зарисовки , соч. 33; Фестивали , соч. 36; Кстати... (Этюды с натуры) , Соч. 40; Вальсы-капризы , соч. 41; Сонатина , соч. 43; Кельтские пьесы , соч. 45; Парижские зарисовки , соч. 47; Пригород... , Соч. 69; четыре отрывка из «В манере...» : Бородин , Шабрие , Дебюсси-Годар , Равель .
- Произведения для альта и фортепиано 1 в исполнении Марцина Муравского (альт) и Анны Старжец-Макандасис (фортепиано) на альбоме Acte Préalable AP 490 (CD, 2020) . Содержит: Колыбельная , соч. 13; В деревне , соч. 22; Вальсы-капризы , соч. 41; Кельтская рапсодия , соч. 50; Кельтская Сонатина , соч. 62; Две пьесы , соч. 68; Кельтская пьеса , соч.
- Viola and Piano Works 2 в исполнении Марцина Муравского (альт) и Ханны Холекса (фортепиано) на альбоме Acte Préalable AP 524 (CD, 2021) . Содержит: Соната в ирландском стиле , соч. Мазурка и Полонез , соч. Этюд , соч. 25; Гэльская рапсодия , соч. 63; Четыре пьесы , соч. 71; Вторая Сонатина , соч. 80; Сонатина , соч. 81; В стиле Фредерика Шопена .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Хинсон, Морис и Робертс, Уэсли: Путеводитель по репертуару пианиста , 4-е издание (Блумингтон, Индиана: Indiana University Press, 2013), стр. 499; ISBN 978-0-253-01022-3 .
- ^ Информацию о Колле и Шевалье см. в разделе «Библиография» и других источниках; о Виймене см. обзоры в Comoedia , особенно за 1911–1913 годы, доступные через Gallica ; о Вильермо см. Comoedia , 4 мая 1914 г., Excelsior , 9 марта 1925 г. и т. д.
- ^ Аксель Кляйн: Птица времени. Музыка Свана Хеннесси (Майнц: Schott Music, 2019), стр. 186, 300–302, 347–359.
- ^ Гай Фершо в MGG (1957) описывает его как ирландского юриста; для Словаря Бейкера (2001) он был «ирландско-американским поселенцем»; см. Кляйн, «Птица времени» , с. 21.
- ^ Кляйн, Птица времени , с. 23–4.
- ^ Кляйн, Птица времени , с. 29–33.
- ^ Кляйн, Птица времени , с. 61.
- ^ Кляйн, Птица времени , с. 195.
- ^ Кляйн, Птица времени , глава 8, стр. 249 и далее.
- ^ Кляйн, Птица времени , с. 261–9.
- ↑ Комедия , 28 октября 1929 г., с. 3.
- ↑ Журнал дебатов , 3 ноября 1929 г., с. 4-й; описано у Кляйна, «Птица времени» , с. 415–6.
- ^ Европейский , как указано выше.
- ^ L'Européen , 12 февраля 1930 г., с. 3.
- ^ См. запись в каталоге Билефельда: http://www.bielekat.info/index.php?action=showdetail&id=39451 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Бесплатные партитуры Свона Хеннесси в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур (IMSLP)
- Знакомьтесь, Swan Hennessy (иллюстрированное введение в SH), апрель 2019 г.
- 1866 рождений
- 1929 смертей
- Американские композиторы 20-го века
- Американские музыканты-мужчины 20-го века
- Композиторы-классики XX века
- Ирландские композиторы ХХ века
- Американские композиторы-классики
- Американские эмигранты во Франции
- Американские композиторы-мужчины-классики
- Американцы ирландского происхождения
- Классические музыканты из Иллинойса
- Композиторы для фортепиано
- Американские эмигранты во Франции
- Ирландские классические композиторы
- Музыканты из Рокфорда, Иллинойс
- Ученики Перси Гётчиуса
- Выпускники Государственного университета музыки и исполнительских искусств Штутгарта
- Композиторы струнного квартета