Зденек Фибих
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Апрель 2009 г. ) |
Зденек Фибих | |
---|---|
![]() Зденек Фибих | |
Рожденный | [ 1 ] Вшеборжице , Чехия | 21 декабря 1850 г.
Умер | 15 октября 1900 г. [ 1 ] Прага , Чехия | (49 лет)
Занятие | Композитор |
Зденек Фибич (англ. Чешское произношение: [ˈzdɛɲɛk ˈfɪbɪx] , 21 декабря 1850, Вшеборжице — 15 октября 1900, Прага ) — чешский композитор классической музыки . Среди его сочинений — камерные произведения (в том числе два струнных квартета , фортепианное трио , фортепианный квартет и квинтет для фортепиано, струнных и духовых инструментов), симфонические поэмы , три симфонии , не менее семи опер (самые известные, вероятно, «Шарка» и «Мессинская невеста»). ), мелодрамы , включая содержательную трилогию «Гипподамия» , литургическая музыка, включая мессу — a Missa Brevis ; и большой цикл (всего 376 пьес, 1890-х годов) фортепианных произведений « Настроения, впечатления и воспоминания» . Фортепианный цикл послужил своего рода дневником его любви к ученику игры на фортепиано, а одна из пьес легла в основу короткого инструментального произведения «Поэма» , которым сегодня Фибиха больше всего помнят.
Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]То, что Фибих гораздо менее известен, чем Антонин Дворжак или Бедржих Сметана, можно объяснить тем фактом, что он жил во время подъема чешского национализма в империи Габсбургов . В то время как Сметана и Дворжак полностью отдали себя национальному делу, сознательно сочиняя чешскую музыку, с которой прочно ассоциировалась развивающаяся нация, позиция Фибиха была более двойственной. Это было связано с прошлым его родителей и его образованием. Отец Фибиха был чиновником чешского лесного хозяйства. [ 1 ] и ранние годы жизни композитора прошли в различных лесных поместьях дворянина, на которого работал его отец. Однако его мать была этнической немкой из Вены. Она начала учить его игре на фортепиано, когда ему было шесть лет. [ 1 ] До девяти лет его мать обучала дома, затем его сначала отправили на два года в немецкоязычную гимназию в Вене , а затем он поступил в чешскоязычную гимназию в Праге, где он оставался до 15 лет. После этого его отправили в Лейпциг. где он оставался в течение трех лет, изучая игру на фортепиано у Игнаца Мошелеса и композицию у Саломона Ядассона и Эрнста Рихтера . Проведя большую часть года в Париже , Фибих завершил обучение у Винценца Лахнера. [ 2 ] (младший брат Франца и Игнаца Лахнеров ) в Мангейме . Следующие несколько лет Фибих прожил со своими родителями в Праге, где он написал свою первую оперу «Буковина» , основанную на либретто Карела Сабины , либреттиста оперы Сметаны «Проданная невеста» .
Личная жизнь
[ редактировать ]В 23 года он женился на Ружене Ганушовой и поселился в литовском городе Вильнюсе . где он получил должность хормейстера . Проведя там два несчастных года (его жена и новорожденные близнецы умерли в Вильнюсе), он вернулся в Прагу в 1874 году и оставался там до своей смерти в 1900 году. В 1875 году Фибих женился на сестре Ружены, оперной контральто Бетти Фибиховой (урожденной Ганушовой). , но оставил ее в 1895 году ради своей бывшей ученицы и любовницы Анежки Шульцовой. Отношения между Шульцовой и Фибих были важны для него в художественном отношении, поскольку она написала либретти для всех его более поздних опер, включая «Шарку» , но также послужила источником вдохновения для его «Настроений, впечатлений и воспоминаний» .

Карьера
[ редактировать ]Фибих получил двухкультурное образование: в первые годы своего становления он жил в Германии, Франции и Австрии , а также в своей родной Богемии. Он свободно владел немецким и чешским языками. В своих инструментальных произведениях Фибих вообще писал в духе немецких романтиков, попавших сначала под влияние Вебера , Мендельсона и Шумана , а позднее Вагнера . Его ранние оперы и около 200 ранних песен написаны на немецком языке. Эти произведения, а также его симфонии и камерная музыка получили высокую оценку немецких критиков, но не чешских. Основная часть опер Фибиха написана на чешском языке, хотя многие из них основаны на нечешских источниках, таких как Шекспир , Шиллер и Байрон . В своей камерной музыке Фибих больше, чем где-либо еще, использует богемные народные мелодии и танцевальные ритмы, такие как думка . Фибих был первым, кто написал чешскую националистическую тональную поэму ( «Забой, Славой и Людек »), которая послужила вдохновением для «Ма власти » Сметаны . Он также был первым, кто использовал польку в камерном произведении, его квартет в опере А.
Критика со стороны музыкального сообщества Праги
[ редактировать ]После его возвращения в Прагу в 1874 году музыка Фибиха вызвала резко негативную реакцию в пражском музыкальном сообществе, что было связано с его (и Сметаной) приверженностью теориям Рихарда Вагнера об опере. В то время как более поздняя карьера Сметаны страдала от проблем с представлением музыкальных драм вагнеровского стиля на чешском языке перед консервативной аудиторией, кулачная музыкальная критика Фибиха, не говоря уже о его откровенно вагнеровских более поздних операх, «Хеди» , «Шарка » и «Пад Аркуна» , усугубила проблему в последующие годы. после смерти Сметаны в 1884 году. Вместе с музыкальным эстетом Отакаром. Хостинского , он подвергся остракизму со стороны музыкального истеблишмента Национального театра и Пражской консерватории и был вынужден полагаться на свою частную композиторскую студию. Тем не менее, студия пользовалась большим уважением среди студентов, привлекая такие имена, как Эмануэль Хвала , Карел Коваржович , Отакар Острчил и Зденек Неедлы , известный критик и впоследствии политик. См.: Список студентов-музыкантов по учителям: C до F#Zdeněk Fibich . Большая часть восприятия музыки Фибиха в начале двадцатого века является результатом усилий этих студентов после смерти их учителя, особенно в крайне полемических кампаниях Неедли, проведенных в серии монографий и статей, которые стремились исправить то, что он считал прошлым неравенством. . Хотя это способствовало привлечению большего внимания к музыке Фибиха, последующим исследованиям пришлось иметь дело с призраком глубоко личной предвзятости Неедлы.
Существует Общество Фибиха , которое организовало такие проекты, как Тематический каталог Владимира Гудека (ниже) и многие другие .
Работает
[ редактировать ]Самое известное произведение Фибиха, «Поэма» , началось как безымянная фортепианная пьеса (№ 139 ре-бемоль) в его цикле «Настроения, впечатления и воспоминания» . Он повторно использовал этот материал в своей симфонической идиллии «В сумерках», откуда после его смерти он был адаптирован скрипачом Яном Кубеликом и получил название «Поэма» . [ 3 ] Он был опубликован и записан в многочисленных аранжировках, одной из которых была «My Moonlight Madonna» на английские слова Пола Фрэнсиса Вебстера . В 1933 году мелодию широко гармонизировал Уильям Скотти .
Библиография
[ редактировать ]- Гудек, Владимир. Зденек Фибих . Прага: СПН, т. 1, с. МТЗ, Оломоуц , 1971 г.
- Гудек, Владимир. Зденек Фибих. Тематический каталог / Thematisches Verzeichnis. Прага: Издание Bärenreiter, 2002. ISBN 80-86385-10-8 . С. 850. Тематический каталог, текст на чешском, немецком и английском языках.
- Йиранек, Ярослав. Зденек Фибих . Прага: Государственное музыкальное издательство, 1963.
- Часть этой информации перефразирована из статьи Фибиха в Оксфордском кратком музыкальном словаре ( Майкл Кеннеди , изд., 4-е изд., 1996 г., переработанное в 2004 г.). ISBN 0-19-860884-5 . Оксфорд, Нью-Йорк, Oxford University Press) и из рецензий на записи произведений, представленных в музыкальных журналах (особенно цикла «Настроения, впечатления и воспоминания» ).
- Ополис, Ренц. Зденек Фибих - Камерная музыка , Журнал камерной музыки, ISSN 1535-1726 , Том XVI, № 1–3, 2005 г., Ривервудс, Иллинойс (автор и The Chamber Music Journal опубликовали вышеуказанную информацию, которая появляется в их статье на условиях лицензии GNU. Часть этой информации также появляется на сайте издания Silvertrust)
- Локк, Брайан С. Опера и идеология в Праге: полемика и практика в Национальном театре, 1900–1938 (Рочестер, Нью-Йорк: Boydell & Brewer, 2006)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Купер, Барри (3 июня 2009 г.). Дети-композиторы и их произведения: исторический обзор . Пугало Пресс. п. 153. ИСБН 978-0-8108-6912-7 . Проверено 4 марта 2021 г.
- ^ Гриффитс, Пол (7 октября 2004 г.). Пингвин-компаньон классической музыки . Пингвин Великобритания. ISBN 978-0-14-190976-9 . Проверено 4 марта 2021 г.
- ^ «Поэма» .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Работы Зденека Фибиха или о нем в Интернет-архиве.
- Бесплатные партитуры Зденека Фибиха в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур (IMSLP)
- Биографическая ссылка
- Биография Кейта Джонсона
- Чешский некролог Зденека Фибиха
- Рецензия на оперу Фибиха «Шарка»
- Камерная музыка Фибиха. Звуковые фрагменты и краткая биография.
- Квинтет для скрипки, кларнета (или скрипки II), валторны (или альта), виолончели и фортепиано = для скрипки, кларнетто (о. II. Скрипка), валторны (о. Альта), виолончели и клавира: соч. 42 / сочинил Зденко Фибич. Из коллекции цифровых партитур Музыкальной библиотеки Сибли
- 4 баллады для среднего голоса в сопровождении фортепиано. Оп. 7. Из коллекции цифровых партитур Музыкальной библиотеки Сибли .
- Весенние лучи. Ярни папрский. 14 песен в сопровождении фортепиано. Оп. 36. Выпуск I-II. Из коллекции цифровых партитур Музыкальной библиотеки Сибли
- 1850 рождений
- 1900 смертей
- Композиторы Австро-Венгрии
- Композиторы-классики XIX века
- Чешские музыканты-мужчины XIX века
- Чешские националисты
- Чешские оперные композиторы
- Чешские композиторы-романтики
- Чешские оперные композиторы-мужчины
- Люди из Бенешовского района
- Ученики Саломона Ядассона
- Композиторы струнного квартета
- Похороны на Вышеградском кладбище.