Jump to content

Зденек Неедлы

Зденек Неедлы
Зденек Неедлы в марте 1927 года.
Министр культуры и образования
В офисе
5 апреля 1945 г. - 2 июля 1946 г.
Предшественник Эмануэль Моравец
Преемник Ярослав Странский
В офисе
25 февраля 1948 г. - 31 января 1953 г.
Предшественник Ярослав Странский
Преемник Эрнест Сикора
Личные данные
Рожденный ( 1878-02-10 ) 10 февраля 1878 г.
Литомышль , Королевство Богемия , Австро-Венгрия
Умер 9 марта 1962 г. ) ( 1962-03-09 ) ( 84 года
Прага , Чехословакия
Политическая партия Коммунистическая партия
Супруг Мария Брихтова
Альма-матер Факультет искусств Карлова университета в Праге

Зденек Неедлы (10 февраля 1878 — 9 марта 1962) — чешский музыковед , историк, музыкальный критик, писатель и политик, чьи идеи доминировали в культурной жизни нынешней Чешской Республики на протяжении большей части двадцатого века. Хотя в 1901 году он начинал просто с рецензий на оперы в пражских газетах, к межвоенному периоду его статус повысился, руководствуясь в первую очередь социалистическими , а затем и коммунистическими политическими взглядами. Такое сочетание левой политики и культурного лидерства сделало его центральной фигурой в первые годы существования Чехословацкой Социалистической Республики после 1948 года, где он стал первым министром культуры и образования. На этой должности он отвечал за создание образовательной программы по всему штату и был связан с изгнанием профессоров университетов в начале 1950-х годов. [ 1 ]

Биография

[ редактировать ]

Ранняя жизнь и карьера

[ редактировать ]
Зденек Неедлы в 1905 году.

Сыну восточночешского композитора и педагога Романа Неедлы (1844–1920), Зденеку Неедлы посчастливилось родиться в Литомышле, историческом месте рождения композитора Бедржиха Сметаны , так называемого «отца чешской музыки» и значительного Глава чешского движения национального возрождения XIX века . Его формальное музыкальное образование началось с Йозефа Штястного в Литомышльской гимназии (1888–1896), наряду с преподаванием истории Чехии. [ 2 ] В 1896 году он переехал в Прагу, чтобы учиться в Карловом университете , где посещал лекции по позитивистской истории у Ярослава Голля и по музыкальной эстетике у Отакара Хостинского , наконец получив докторскую степень в 1900 году. Хостинский, большой сторонник музыки Сметаны, предложил Неедлы изучать композицию. и теории музыки со своим коллегой-единомышленником Зденеком Фибихом , личность и вкусы которого оказал глубокое влияние на своего молодого ученика. Хотя его первые публикации были посвящены чешской истории, после смерти Фибиха в 1900 году Неедлы посвятил себя музыковедению, написав в 1901 году монографию под названием «Зденко Фибих, основатель сценической мелодрамы» как первую попытку добиться большего признания своего наставника. То, что эти усилия были направлены против музыкального истеблишмента Праги (который, по его мнению, стал жертвой Сметаны, Фибиха и Гостинского), стало ясно из его первого вторжения в музыкальную критику в том же году, когда он напал на Антонина Дворжака « оперу Русалка » вскоре после его премьера.

Эти фракционные разногласия вдохновляли Неедлы на протяжении всей его карьеры; во многом он нес личную ответственность за их сохранение для будущих поколений, спустя долгое время после того, как они стали популярными в чешском музыкальном обществе. [ 3 ] Его «История чешской музыки» 1903 года провела четкие линии борьбы между студентами консерватории Дворжака и предполагаемыми наследниками Сметаны, в том числе композиторами Йозефом Богуславом Ферстером , Отакаром Острчилом и Отакаром Зихом , личными друзьями Неедлы, находившимися в ссоре с пражским истеблишментом. В течение следующего десятилетия он написал необычайное количество музыкальных произведений, в том числе монографии о догуситской песне (1904, 1907 и 1913), оперы Сметаны (1908), Чешская современная опера со времен Сметаны (1911, за исключением Дворжака), Гостинского (1907). и 1910 г.) и Густав Малер (1913 г.). В 1908 году он начал читать лекции по музыковедению в Карловом университете, сформировав круг преданных молодых коллег, в который входили Зих и Владимир Хелферт .

Полемика и межвоенные годы

[ редактировать ]

Когда музыкальные обзоры Неедлы для ежедневных пражских газет стали неприятными из-за своей антиконсерваторской предвзятости, ему и его последователям поспешно запретили публиковаться, что вынудило группу основать собственный журнал « Сметана» , который выходил в течение шестнадцати лет, с 1910 по 1927 год. С этой точки зрения Неедлы начал так называемое «Дело Дворжака» (1911–1914), в котором он стремился атаковать наследие великого композитора; все современные художники, выступившие против него (особенно 31 музыкант, подписавшие публичную петицию в 1912 году), стали объектом жестоких личных нападок. Начиная с Витезслава Новака в 1913 году, Неедлы стремился положить конец карьере композиторов, которые не соответствовали его просметановским взглядам на современные традиции и социальную ответственность: среди других заметных целей был Йозеф Сук . Между тем, эта тактика снова стала преследовать собственных протеже Неедлы, особенно Острчила как директора Пражского национального театра и Зиха как модернистского оперного композитора.

После легализации Чехословацкой коммунистической партии в 1921 году Неедлы стал одним из первых и самых ярых ее сторонников. За исключением своего журнала «Сметана» , он отвернулся от основных журнальных публикаций, сосредоточив внимание на коммунистической ежедневной газете «Руде право» , где он поддерживал новоизбранного генерального секретаря Клемента Готвальда и его крыло Коммунистической партии, а также на свой собственный политический журнал «Вар » ( Кипение, 1921–30). В них он отчитал межвоенную Чехословацкую Республику , ее президента Томаша Гаррига Масарика и других лидеров; последний номер « Вара» был посвящен подробной защите Альбана Берга оперы «Воццек» , которую Острчил поставил в 1926 году. Однако к этому моменту его многочисленные студенты-музыковеды были среди главных критиков в Праге, продолжая его работу над его имени. После закрытия « Вара » его основные занятия музыкой включали короткую полемику с Новаком и монографии об Острчиле (1935, в память о смерти его друга), Национальном театре (1936) и советской музыке (1937). в 1932 году он стал председателем другой независимой левой ассоциации, Левого фронта , а с 1935 года — председатель Международной ассоциации историков-марксистов (со следующего года объединение стало называться Социалистической академией ) .

Военное время и послевоенный коммунизм

[ редактировать ]

Во время нацистской оккупации чешских земель семья Неедлы бежала в Советский Союз , где он якобы помогал чешскому сопротивлению издалека и официально вступил в Коммунистическую партию в 1939 году. [ 4 ] В это время его сын Вит Неедлы (1912–45), чья короткая карьера в Праге была сосредоточена на коммунистических агитационных произведениях и рабочих хорах, был связан с чешской бригадой Красной Армии , группе которой он пытался подражать. После окончания войны (и смерти Вита от тифа после битвы при Дукле в январе 1945 года) Зденек Неедлы вернулся в Прагу, чтобы участвовать в послевоенном правительстве. Первоначально в Третьей республике Эдуарда Бенеша он был назначен министром образования, искусства и науки, но к 1946 году его заменили на социального обеспечения. После захвата власти коммунистами («Февральской революции») в 1948 году он вернулся в сферу культуры и науки. Образование с расширенными полномочиями - этот пост он занимал до 1953 года.

Зденек Неедлы в феврале 1948 года.

В эти решающие годы была введена общегосударственная учебная программа на всех уровнях образования: его ревизионистская позиция в отношении чешской истории получила силу закона. Это включало преуменьшение достижений исчезнувшей демократии как ряда буржуазных тенденций, которые в конечном итоге нанесли ущерб обществу.

Неедлы и его жена в 1945 году.

Это также был шанс Неедлы продемонстрировать свою страсть к Сметане и его «родословной», которая теперь принята в качестве государственного закона. С этой последней целью он вступил на новый этап ретроспективной публикации с такими работами, как «История моего сметанизма» , «О чешской культуре » и особенно «Коммунисты — наследники великой прогрессивной традиции чешской нации» . Эти работы и особенно их идеология в той или иной форме сохранялись в Чехословацкой Социалистической Республике вплоть до падения коммунизма (« Бархатной революции ») в 1989 году. Таким образом, имя Неедлы ассоциировалось с тоталитарной гегемонией . по крайней мере два поколения студентов, многие из которых не имели никакого отношения к его музыковедению.

Показательные испытания и Йозеф Хуттер

[ редактировать ]

Примерно через два года коммунистической диктатуры Чехословацкая Коммунистическая партия начала чистку своей партии или бывших некоммунистических оппонентов, что наиболее широко проявилось в аресте и казни Рудольфа Сланского и Милады Гораковой . Для Неедлы эта атмосфера дала возможность свести старые счеты в академическом и музыкальном сообществе. Более десяти лет назад, в середине 1930-х годов, публичные нападки Неедлы на таких художников, как Леош Яначек, настроили против него многих его бывших сторонников, в первую очередь Владимира Хелферта, чья работа как музыковеда опередила работу его учителя, и Йозефа Хуттера, который опубликовал на Острчиле и Зиче. Когда Хелферт опубликовал знаковую монографию « Чешская современная музыка: исследование чешского музыкального творчества» (1936), которая включала резкую атаку на идеологическую предвзятость в музыкальной критике, Неедлы ожидал, что его оставшиеся последователи будут избегать Хелферта и осудят публикацию. Хаттер публично встал на сторону Хелферта. Во время нацистской оккупации оба мужчины были заключены в тюрьму нацистами: Хелферт за коммунистическое сопротивление (за что он был жестоко подвергнут пыткам и умер в мае 1945 года) и Хаттер за продемократическое сопротивление. После войны Хаттер вернулся в Карлов университет, но был исключен в 1950 году и арестован по сфабрикованным обвинениям. Его приговорили к тридцати девяти годам лишения свободы, но он отсидел только шесть, освободившись по амнистии. Его здоровье было подорвано, Хаттер умер в 1959 году, на три года раньше своего бывшего учителя.

Зденек Неедлы умер 9 марта 1962 года и был похоронен на Вышеградском кладбище пражского Вышеградского замка, предназначенном для чешских героев и выдающихся представителей чешской культуры. Его могила находится рядом с могилами Сметаны, Острчила и его сына Вита.

  1. ^ Брайан С. Локк, Опера и идеология в Праге: полемика и практика в Национальном театре, 1900-1938 , Рочестер, Нью-Йорк: Бойделл и Брюэр, 2006
  2. ^ Чехословацкий музыкальный словарь , вып. 2 (Прага: Государственное музыкальное издательство, 1965)
  3. ^ Брайан С. Локк, Опера и идеология в Праге
  4. ^ Чехословацкий музыкальный словарь

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Червинка, Франтишек. Зденек Неедлы [Ч.]. Прага: Мелантрих, 1969.
  • Кристиан, Джордж. «Последний гусит уходит: Зденек Неедлы в ловушках культурной политики Коммунистической партии Чехословакии после 1945 года» (2005): 9-44.
  • Кристиан, Джордж. «Вацлав Талич потерял {свое} сердце: об очищении нации» [«Вацлав Талич потерял {его} сердце: об очищении нации»]. Современная история xvi/1, 2–3 (2009): 69–111; 243–275.
  • Сватос, Томас Д. «Столкновение из-за Джульетты: политический конфликт Мартину и Неедлы и чешская критическая культура двадцатого века». ex tempore xiv/2, Весна/Лето (2009 г.): 1–41.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e8844238b9d92dfee96d72a88dbd3d8c__1711565040
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e8/8c/e8844238b9d92dfee96d72a88dbd3d8c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Zdeněk Nejedlý - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)