Витезслав Новак
Витезслав Новак | |
---|---|
![]() Новак в 1899 году | |
Рожденный | Виктор Новак 5 декабря 1870 г. |
Умер | 18 июля 1949 г. | (78 лет)
Образование | Пражская консерватория |
Занятия |
|
Организации | Пражская консерватория |
Витезслав Августин Рудольф Новак (5 декабря 1870 — 18 июля 1949) — чешский композитор и преподаватель Пражской консерватории . Стилистически он был частью неоромантической традиции, а его музыка считается важным примером чешского модернизма . [ 1 ] : 155 Он работал над усилением чешской идентичности в культуре после того, как страна стала независимой в 1918 году. Его композиции включают оперы и оркестровые произведения.
Биография
[ редактировать ]Ранние годы
[ редактировать ]Новак (в крещении Виктор Новак ) родился в Каменице-над-Липой , небольшом городке в Южной Чехии . В 1872 году семья переехала в Початки , где Новак впервые учился игре на скрипке у Антонина Шилхана и игре на фортепиано у Марии Крейчовой. После смерти отца в 1882 году семья переехала в Йиндржихув Градец , где Новак продолжил обучение в гимназии ( Shnierer and Tyrrell 2001 ). Сегодня в честь Новака названа начальная школа в городе. [ нужна ссылка ] В подростковом возрасте он переехал в Прагу, чтобы учиться в Пражской консерватории , сменив имя на Витезслав, чтобы более точно идентифицировать свою чешскую идентичность, как это уже сделали многие представители его поколения. В консерватории он учился игре на фортепиано и посещал мастер-классы Антонина Дворжака по композиции. [ 2 ] среди его сокурсников были Йозеф Сук , Оскар Недбал и Рудольф Карел . Когда Дворжак уехал на три года в Америку (1892–1895), Новак продолжил обучение у ультраконсерватора Карела Стекера. [ нужна ссылка ] Однако незадолго до и после 1900 года, вскоре после окончания учебы, Новак написал серию сочинений, которые отдалили его от учений Штеккера и Дворжака, приближая его стиль к зарождающемуся модернистскому движению. [ нужна ссылка ]
Начиная с конца 1890-х годов, Новак начал исследовать влияния, выходящие за рамки преобладающей эстетики Вагнера / Брамса его современников в Праге. Среди них были народные влияния из Моравии и Словакии , которые в то время считались в космополитической чешской столице отсталыми в культурном отношении. У него также появился интерес к тому, что впоследствии стало называться музыкальным импрессионизмом , хотя в более поздней жизни он отрицал какое-либо воздействие музыки Дебюсси в это время, утверждая, что вместо этого он сам пришел к подобным методам. К ним относятся набеги на битональность и нефункциональную параллельную гармонию . Наконец, после пражской премьеры «Саломеи» в 1906 году у Новака сформировалась привязанность к музыке Рихарда Штрауса , которая сохранилась до конца его карьеры.
Музыковедение и вражда
[ редактировать ]
Вскоре после начала века Новак начал частным образом преподавать композицию в Праге. С 1909 по 1920 год он сам преподавал в Пражской консерватории, и это занимало его порой в большей степени, чем сочинение музыки. Среди его учеников были Алоис Хаба , Иша Крейчи , Витезслава Капралова , Ладислав Выцпалек , Отакар Еремиаш и Стефания Туркевич . В тот же период несколько событий повлияли на взгляды Новака на музыкальное выражение и свободу творчества. С 1901 по 1917 год в его квартире размещалась дискуссионная группа, известная как Подскальская филармония . Хотя большинство ее членов были музыкантами, в том числе Сук, Карел и дирижер Вацлав Талич , выступления ограничивались чтением новых модернистских произведений из-за границы, а цели группы были в первую очередь интеллектуальными; Однако Филармония . послужила важным местом для этой группы чешских модернистов, где они могли поделиться своими идеями По правилам, единственной женщиной-членом партии была Мария Прашкова, на которой Новак женился в 1912 году. [ 3 ] В том же году Новак оказался втянутым в серию культурно-политических баталий в Праге между фракцией его консерватории и фракцией Зденека Неедлы , критика и музыковеда из Пражского университета . Когда Новак подписал протест против антидворжаковской пропаганды Неедлы, Неедлы подверг резкой критике музыку Новака. Влияние этой критики на Новака было длительным и положило начало кризису в его творческой жизни.
Политические дела
[ редактировать ]После обретения Чехословакией независимости в 1918 году Новак сосредоточил свое внимание на управлении культурой в новом демократическом режиме. В этом качестве он возглавил движение к дегерманизации и национализации Консерватории, в ходе чего его немецко-чешские коллеги, в том числе Александр Землянский и Пауль Неттль, были вынуждены сформировать отдельное учреждение. Новак стал новым административным главой чешского учреждения и до выхода на пенсию занимал различные должности, чередуясь с Суком и другими. В этот период он продолжал преподавать композицию в форме мастер-классов, тем самым оказав влияние на новое межвоенное поколение музыкантов, несмотря на возрастающий консерватизм его сочинений в 1920-е годы.
Обновление и смерть
[ редактировать ]
В 1930-е годы Новак пережил период творческого обновления с премьерами крупных произведений. После краха демократии и последующего нацистского протектората в 1939 году Новак, тогда вышедший на пенсию, завоевал авторитет среди своих младших чешских современников благодаря исполнению нескольких патриотических и поднимающих моральный дух произведений, задуманных как музыкальная форма сопротивления. [ 4 ] После Второй мировой войны он написал длинные мемуары под названием « О себе и других», опубл. 1970), в которых изложил многие из своих давних обид, особенно по отношению к своему главному сопернику Отакару Острчилу . а также даже его близкий друг Йозеф Сук. Он умер в Скутече в Восточной Чехии, где провел большую часть своих последних лет.
Композиционная карьера
[ редактировать ]Музыка Новака сохраняла по крайней мере некоторые элементы позднеромантического стиля до его смерти. [ 5 ] Его самой ранней работой, получившей номер опуса , было фортепианное трио соль минор, но ему предшествовали, в порядке композиции, несколько произведений, включая неопубликованную серенаду си минор для фортепиано, датируемую 1886–1887 годами; все они несут на себе влияние Шумана и Грига . [ 3 ] В первые годы после окончания Пражской консерватории в его творчестве стало проявляться некоторое влияние моравской и словацкой народной музыки , которую он начал собирать и изучать в конце 1890-х годов. За десять лет он ассимилировал основные интервальные и ритмические характеристики этих народных песен в очень личный композиционный стиль. Первыми произведениями, раскрывающими это изменение, являются Второй струнный квартет, соч. 35 (1905) и новаторское сольное фортепианное произведение «Героическая соната» , соч. 24 (1900).
Следующим влиянием стал французский импрессионизм , который впервые появляется в песенном цикле «Меланхолия» , соч. 25, написанный в 1901 году, наиболее ярко проявляется в тональной поэме «О вечной тоске », соч. 33, завершено в 1905 году. Между тем, более монументальные аспекты его стиля очевидны в вдохновленной словаками тональной поэме V Tatrách (В Татрах , соч. 26, 1902 г.) и песенном цикле Údolí nového království (Долина Нового царства, соч. 31, 1903 г.). ) в сочетании с открытием музыки Штрауса: результатом стала тональная поэма « Томан а лесни Панна». (Томан и лесная нимфа, соч. 40, завершено в 1907 г.).
Пиком его композиторской карьеры считалось, в том числе и в критике того времени, два основных достижения, оба завершенные в 1910 году: «Пан» , пятичастная тональная поэма для фортепиано соло (всего около шестидесяти страниц музыки, соч. 43) и Бурже («Буря», соч. 42, на текст Святоплука Чеха ). [ 3 ] Последняя представляла собой грандиозную симфоническую кантату для солистов, хора и оркестра, продолжительностью чуть менее часа непрерывной музыки; его внимание к музыкально-драматическим деталям было свидетельством растущего интереса Новака к опере - стилю, в котором он на тот момент не писал.
Конфликт с Неедлы привел к резкому изменению отношения Новака к композиции, где страх быть отвергнутым стал важнее художественных поисков. Отрицательный отклик публики на оркестрованную версию « Пана» (1912) и следующую кантату «Svatební košile» («Свадебная рубашка», 1913) [ 6 ] основанный на том же тексте Эрбена , что и более известная работа Дворжака), вызвал серьёзную неуверенность в себе и депрессию. Новак попытался изменить ситуацию, создав две оперы на чешские исторические темы, что было явно националистическим шагом во время войны. Звиковский рарашек («Звиков бес», 1915, комедия по мотивам Струпежницкого ) и Карлштейн («Замок Карлштейн», 1916, более серьезное произведение по мотивам Врхлицкого ) оба встретили неоднозначные отзывы, хотя последний стал неотъемлемой частью репертуара чешских оперных театров. до середины века. Эти произведения проиллюстрировали склонность Новака к битональности, скрытую в ранних народных песнях.
Независимость Чехословакии в 1918 году породила несколько патриотических композиций, посвященных «президенту-освободителю» Томашу Гарригу Масарику и Чехословацкому легиону . Эти демократические импульсы привели к стилистическому консерватизму, в результате которого художественные эксперименты 1900–1916 годов практически исчезли. Две оставшиеся оперы, Люцерна [ 3 ] («Фонарь», 1923, по мотивам Йирасека ) и «Дедув одказ» («Наследие дедушки», 1926, по мотивам Гейдука ) встретили преимущественно негативную критику, а у Новака развилась крайняя ожесточенность по отношению к культурным силам, которые ему противостояли, что привело его к реакционизму .
С двумя балетными пантомимами, завершенными в 1928–29, «Синьорина Джовенту» и «Никотина» , Новак частично восстановил уважение, которое он потерял среди своих коллег; наложение оркестровых эффектов (включая смешанные метры и даже отсылки к танго ) принесло ему одобрение некоторых молодых композиторов, таких как Иша Крейчи и Алоис Хаба . [ 3 ] В 1930-е годы он вернулся к камерной музыке, а также к большим формам, таким как эпическое хорово-оркестровое произведение Podzimní symfonie (Осенняя симфония, соч. 62, премьера состоялась в 1934 году).
Во время нацистской оккупации Новак снова поднялся в глазах соотечественников благодаря своим патриотическим произведениям: органным симфоническим поэмам De Profundis (ор. 67, 1941 г.) и Святовацлавскому триптиху ( Святого Вацлава Триптих , ор. 70, 1942 г.). ) и Симфония Майовой (Майская симфония, соч. 73, посвященная Сталин как освободитель Чехии, премьера которого состоялась после войны в 1945 году), демонстрируют эти настроения. В оставшиеся годы он занимался преимущественно хоровыми произведениями на основе южночешских народных песен.
Работает
[ редактировать ]Драматические произведения
[ редактировать ]- «Рарашек» Звика , соч. 49, комическая опера, 1913–14.
- Карлштейн , соч. 50, опера, 1914–15.
- Люцерна , соч. 56, музыкальная сказка, 1919–22.
- . Наследие дедушки, соч 57, опера, 1922–25.
- Синьорина Джовенту , соч. 68, балетная пантомима, 1926–28.
- Никотина , соч. 59, балетная пантомима, 1929 год.
- Жижка , Op.78, музыкальное сопровождение, 1948 г.
Симфонии
[ редактировать ]- Подзимняя симфония , соч. 62 (Осенняя симфония) для хора и большого оркестра, 1931–1934;
- Веселый и страстный
- Вакханалия
- 'Адажио
- Майская симфония , соч. 73 (Майская симфония) для солистов, хора и оркестра, 1943;
- Анданте устойчиво
- Анданте
- На траурном марше
Оркестровые произведения
[ редактировать ]- Корсар» « Байрона , увертюра по мотивам , 1892 год.
- Серенада, соч . 9, для небольшого оркестра, 1894–1895, в редакции 1949 г.
- Концерт для фортепиано с оркестром ми минор, 1895 г.
- Аллегро энергичный
- Идем с чувством
- Аллегро справа
- Мариша , соч. 18, драматическая увертюра, 1898 г.
- В Татрах . , соч 26, симфоническая поэма , 1902 г.
- Словацкая сюита , соч. 32 ( Словацкая сюита ), для небольшого оркестра, 1903 г.
- О вечном желании , соч. 33 ( Вечная тоска ), по мотивам Ганса Христиана Андерсена , 1903-05 гг.
- 2 Валашских танца , соч. 34, 1904 г.
- Серенада, соч. 36, для малого оркестра, 1905 г.
- Возьмите легкий крем , соч. 40 ( Томан и лесная нимфа ), симфоническая поэма, 1906-07
- Леди Годива , соч. 41, увертюра к трагедии Врхлицкого, 1907 г.
- Пан , соч. 43, симфоническая поэма, 1910 г.
- , Южночешская сюита соч. 64, 1936–37
- Де Профундис, соч. 67, симфоническая поэма, 1941 г.
- Триптих Святого Вацлава , соч. 70 (триптих Св. Вацлава), для органа и оркестра, 1941 г.
Голос и оркестр
[ редактировать ]- Меланхоличные песни о любви , соч. 38, для сопрано и оркестра, 1906 г.
- Буре , соч. 42 (Гроза), для солистов, хора и оркестра, 1908-10.
- Свадебная рубашка , соч. 48, по Эрбену, для солистов, хора и оркестра, 1912–13.
- 3 чешские песни , соч. 53 (3 чешские песни), для мужского хора и оркестра, 1918 г.
- 2 романса , соч. 63 (на текст Яна Неруды ), 1934 г.
- Памяти , соч. 65, 4 песни для меццо-сопрано, струнного оркестра, арфы и тамтама, 1936–37.
- 2 легенды о моравской народной поэзии , соч. 76, для меццо-сопрано с оркестром, 1944 г.
- «Гвезды » для женского хора и оркестра, 1949 г.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ярмила Габриэлова (20 июня 2008 г.) [Первоначально написано и опубликовано 11–13 октября 2007 г.]. «11» . В Дежане Деспике; Мелита Милин; Димитрий Стефанович (ред.). Muzićki Modernizam--nova Tumaćenja - Переосмысление музыкального модернизма | Витезслав Новак - Буре [Буря] соч. 42: Центральное произведение чешского модернизма . Том. 122. Белград: Сербская академия искусств и наук – факультет изящных искусств и музыки и Институт музыковедения САСА . стр. 155–177. ISBN 9788670254633 . Проверено 27 февраля 2022 г.
- ^ Страд . Орфей. 1980. с. 613.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Дэвид Мейсон Грин; Констанс Грин (1985). Биографическая энциклопедия композиторов Грина . Воспроизведение Piano Roll Fnd. п. 983. ИСБН 978-0-385-14278-6 .
- ^ «Витезслав Новак | Романтизм, симфонии, оркестровые произведения» . Британника . Проверено 20 февраля 2024 г.
- ^ Фанфары . Дж. Флеглер. 1989. с. 259.
- ^ Владимир Лебль (1968). Витезслав Новак . Супрафон. Мистер. 36.
- Шнирер, Милош и Джон Тиррелл. 2001. «Новак, Витезслав [Виктор] (Августин Рудольф)». Словарь музыки и музыкантов New Grove , второе издание, под редакцией Стэнли Сэди и Джона Тиррелла . Лондон: Издательство Macmillan.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Бесплатные партитуры Витезслава Новака в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур (IMSLP)
- Работы Витезслава Новака или о нем в Интернет-архиве
- Сайт Общества Витезслава Новака (на чешском языке)
- Витезслав Новак Струнный квартет №1, Фортепианное трио №1 и Фортепианный квартет - Звуковые отрывки
- 1870 рождений
- 1949 смертей
- Жители Каменице-над-Липой
- Чешские композиторы-мужчины-классики
- Чешские композиторы-романтики
- Композиторы-классики XIX века
- Композиторы-классики XX века
- Чешские музыкальные преподаватели
- Чешские музыканты-мужчины ХХ века
- Чешские музыканты-мужчины XIX века
- Выпускники Пражской консерватории
- Композиторы Австро-Венгрии
- Композиторы для фортепиано
- Чехословацкие композиторы