Jump to content

Витезслав Новак

Витезслав Новак
Новак в 1899 году
Рожденный
Виктор Новак

( 1870-12-05 ) 5 декабря 1870 г.
Умер 18 июля 1949 г. (1949-07-18) (78 лет)
Образование Пражская консерватория
Занятия
  • Композитор
  • Академический преподаватель
Организации Пражская консерватория

Витезслав Августин Рудольф Новак (5 декабря 1870 — 18 июля 1949) — чешский композитор и преподаватель Пражской консерватории . Стилистически он был частью неоромантической традиции, а его музыка считается важным примером чешского модернизма . [ 1 ] : 155  Он работал над усилением чешской идентичности в культуре после того, как страна стала независимой в 1918 году. Его композиции включают оперы и оркестровые произведения.

Биография

[ редактировать ]

Ранние годы

[ редактировать ]

Новак (в крещении Виктор Новак ) родился в Каменице-над-Липой , небольшом городке в Южной Чехии . В 1872 году семья переехала в Початки , где Новак впервые учился игре на скрипке у Антонина Шилхана и игре на фортепиано у Марии Крейчовой. После смерти отца в 1882 году семья переехала в Йиндржихув Градец , где Новак продолжил обучение в гимназии ( Shnierer and Tyrrell 2001 ). Сегодня в честь Новака названа начальная школа в городе. [ нужна ссылка ] В подростковом возрасте он переехал в Прагу, чтобы учиться в Пражской консерватории , сменив имя на Витезслав, чтобы более точно идентифицировать свою чешскую идентичность, как это уже сделали многие представители его поколения. В консерватории он учился игре на фортепиано и посещал мастер-классы Антонина Дворжака по композиции. [ 2 ] среди его сокурсников были Йозеф Сук , Оскар Недбал и Рудольф Карел . Когда Дворжак уехал на три года в Америку (1892–1895), Новак продолжил обучение у ультраконсерватора Карела Стекера. [ нужна ссылка ] Однако незадолго до и после 1900 года, вскоре после окончания учебы, Новак написал серию сочинений, которые отдалили его от учений Штеккера и Дворжака, приближая его стиль к зарождающемуся модернистскому движению. [ нужна ссылка ]

Начиная с конца 1890-х годов, Новак начал исследовать влияния, выходящие за рамки преобладающей эстетики Вагнера / Брамса его современников в Праге. Среди них были народные влияния из Моравии и Словакии , которые в то время считались в космополитической чешской столице отсталыми в культурном отношении. У него также появился интерес к тому, что впоследствии стало называться музыкальным импрессионизмом , хотя в более поздней жизни он отрицал какое-либо воздействие музыки Дебюсси в это время, утверждая, что вместо этого он сам пришел к подобным методам. К ним относятся набеги на битональность и нефункциональную параллельную гармонию . Наконец, после пражской премьеры «Саломеи» в 1906 году у Новака сформировалась привязанность к музыке Рихарда Штрауса , которая сохранилась до конца его карьеры.

Музыковедение и вражда

[ редактировать ]

Вскоре после начала века Новак начал частным образом преподавать композицию в Праге. С 1909 по 1920 год он сам преподавал в Пражской консерватории, и это занимало его порой в большей степени, чем сочинение музыки. Среди его учеников были Алоис Хаба , Иша Крейчи , Витезслава Капралова , Ладислав Выцпалек , Отакар Еремиаш и Стефания Туркевич . В тот же период несколько событий повлияли на взгляды Новака на музыкальное выражение и свободу творчества. С 1901 по 1917 год в его квартире размещалась дискуссионная группа, известная как Подскальская филармония . Хотя большинство ее членов были музыкантами, в том числе Сук, Карел и дирижер Вацлав Талич , выступления ограничивались чтением новых модернистских произведений из-за границы, а цели группы были в первую очередь интеллектуальными; Однако Филармония . послужила важным местом для этой группы чешских модернистов, где они могли поделиться своими идеями По правилам, единственной женщиной-членом партии была Мария Прашкова, на которой Новак женился в 1912 году. [ 3 ] В том же году Новак оказался втянутым в серию культурно-политических баталий в Праге между фракцией его консерватории и фракцией Зденека Неедлы , критика и музыковеда из Пражского университета . Когда Новак подписал протест против антидворжаковской пропаганды Неедлы, Неедлы подверг резкой критике музыку Новака. Влияние этой критики на Новака было длительным и положило начало кризису в его творческой жизни.

Политические дела

[ редактировать ]

После обретения Чехословакией независимости в 1918 году Новак сосредоточил свое внимание на управлении культурой в новом демократическом режиме. В этом качестве он возглавил движение к дегерманизации и национализации Консерватории, в ходе чего его немецко-чешские коллеги, в том числе Александр Землянский и Пауль Неттль, были вынуждены сформировать отдельное учреждение. Новак стал новым административным главой чешского учреждения и до выхода на пенсию занимал различные должности, чередуясь с Суком и другими. В этот период он продолжал преподавать композицию в форме мастер-классов, тем самым оказав влияние на новое межвоенное поколение музыкантов, несмотря на возрастающий консерватизм его сочинений в 1920-е годы.

Обновление и смерть

[ редактировать ]
Витезслав Новак

В 1930-е годы Новак пережил период творческого обновления с премьерами крупных произведений. После краха демократии и последующего нацистского протектората в 1939 году Новак, тогда вышедший на пенсию, завоевал авторитет среди своих младших чешских современников благодаря исполнению нескольких патриотических и поднимающих моральный дух произведений, задуманных как музыкальная форма сопротивления. [ 4 ] После Второй мировой войны он написал длинные мемуары под названием « О себе и других», опубл. 1970), в которых изложил многие из своих давних обид, особенно по отношению к своему главному сопернику Отакару Острчилу . а также даже его близкий друг Йозеф Сук. Он умер в Скутече в Восточной Чехии, где провел большую часть своих последних лет.

Композиционная карьера

[ редактировать ]

Музыка Новака сохраняла по крайней мере некоторые элементы позднеромантического стиля до его смерти. [ 5 ] Его самой ранней работой, получившей номер опуса , было фортепианное трио соль минор, но ему предшествовали, в порядке композиции, несколько произведений, включая неопубликованную серенаду си минор для фортепиано, датируемую 1886–1887 годами; все они несут на себе влияние Шумана и Грига . [ 3 ] В первые годы после окончания Пражской консерватории в его творчестве стало проявляться некоторое влияние моравской и словацкой народной музыки , которую он начал собирать и изучать в конце 1890-х годов. За десять лет он ассимилировал основные интервальные и ритмические характеристики этих народных песен в очень личный композиционный стиль. Первыми произведениями, раскрывающими это изменение, являются Второй струнный квартет, соч. 35 (1905) и новаторское сольное фортепианное произведение «Героическая соната» , соч. 24 (1900).

Следующим влиянием стал французский импрессионизм , который впервые появляется в песенном цикле «Меланхолия» , соч. 25, написанный в 1901 году, наиболее ярко проявляется в тональной поэме «О вечной тоске », соч. 33, завершено в 1905 году. Между тем, более монументальные аспекты его стиля очевидны в вдохновленной словаками тональной поэме V Tatrách Татрах , соч. 26, 1902 г.) и песенном цикле Údolí nového království (Долина Нового царства, соч. 31, 1903 г.). ) в сочетании с открытием музыки Штрауса: результатом стала тональная поэма « Томан а лесни Панна». (Томан и лесная нимфа, соч. 40, завершено в 1907 г.).

Пиком его композиторской карьеры считалось, в том числе и в критике того времени, два основных достижения, оба завершенные в 1910 году: «Пан» , пятичастная тональная поэма для фортепиано соло (всего около шестидесяти страниц музыки, соч. 43) и Бурже («Буря», соч. 42, на текст Святоплука Чеха ). [ 3 ] Последняя представляла собой грандиозную симфоническую кантату для солистов, хора и оркестра, продолжительностью чуть менее часа непрерывной музыки; его внимание к музыкально-драматическим деталям было свидетельством растущего интереса Новака к опере - стилю, в котором он на тот момент не писал.

Конфликт с Неедлы привел к резкому изменению отношения Новака к композиции, где страх быть отвергнутым стал важнее художественных поисков. Отрицательный отклик публики на оркестрованную версию « Пана» (1912) и следующую кантату «Svatební košile» («Свадебная рубашка», 1913) [ 6 ] основанный на том же тексте Эрбена , что и более известная работа Дворжака), вызвал серьёзную неуверенность в себе и депрессию. Новак попытался изменить ситуацию, создав две оперы на чешские исторические темы, что было явно националистическим шагом во время войны. Звиковский рарашек («Звиков бес», 1915, комедия по мотивам Струпежницкого ) и Карлштейн («Замок Карлштейн», 1916, более серьезное произведение по мотивам Врхлицкого ) оба встретили неоднозначные отзывы, хотя последний стал неотъемлемой частью репертуара чешских оперных театров. до середины века. Эти произведения проиллюстрировали склонность Новака к битональности, скрытую в ранних народных песнях.

Независимость Чехословакии в 1918 году породила несколько патриотических композиций, посвященных «президенту-освободителю» Томашу Гарригу Масарику и Чехословацкому легиону . Эти демократические импульсы привели к стилистическому консерватизму, в результате которого художественные эксперименты 1900–1916 годов практически исчезли. Две оставшиеся оперы, Люцерна [ 3 ] («Фонарь», 1923, по мотивам Йирасека ) и «Дедув одказ» («Наследие дедушки», 1926, по мотивам Гейдука ) встретили преимущественно негативную критику, а у Новака развилась крайняя ожесточенность по отношению к культурным силам, которые ему противостояли, что привело его к реакционизму .

С двумя балетными пантомимами, завершенными в 1928–29, «Синьорина Джовенту» и «Никотина» , Новак частично восстановил уважение, которое он потерял среди своих коллег; наложение оркестровых эффектов (включая смешанные метры и даже отсылки к танго ) принесло ему одобрение некоторых молодых композиторов, таких как Иша Крейчи и Алоис Хаба . [ 3 ] В 1930-е годы он вернулся к камерной музыке, а также к большим формам, таким как эпическое хорово-оркестровое произведение Podzimní symfonie (Осенняя симфония, соч. 62, премьера состоялась в 1934 году).

Во время нацистской оккупации Новак снова поднялся в глазах соотечественников благодаря своим патриотическим произведениям: органным симфоническим поэмам De Profundis (ор. 67, 1941 г.) и Святовацлавскому триптиху ( Святого Вацлава Триптих , ор. 70, 1942 г.). ) и Симфония Майовой (Майская симфония, соч. 73, посвященная Сталин как освободитель Чехии, премьера которого состоялась после войны в 1945 году), демонстрируют эти настроения. В оставшиеся годы он занимался преимущественно хоровыми произведениями на основе южночешских народных песен.

Работает

[ редактировать ]

Драматические произведения

[ редактировать ]
  • «Рарашек» Звика , соч. 49, комическая опера, 1913–14.
  • Карлштейн , соч. 50, опера, 1914–15.
  • Люцерна , соч. 56, музыкальная сказка, 1919–22.
  • . Наследие дедушки, соч 57, опера, 1922–25.
  • Синьорина Джовенту , соч. 68, балетная пантомима, 1926–28.
  • Никотина , соч. 59, балетная пантомима, 1929 год.
  • Жижка , Op.78, музыкальное сопровождение, 1948 г.

Симфонии

[ редактировать ]
  • Подзимняя симфония , соч. 62 (Осенняя симфония) для хора и большого оркестра, 1931–1934;
    1. Веселый и страстный
    2. Вакханалия
    3. 'Адажио
  • Майская симфония , соч. 73 (Майская симфония) для солистов, хора и оркестра, 1943;
    1. Анданте устойчиво
    2. Анданте
    3. На траурном марше

Оркестровые произведения

[ редактировать ]
  • Корсар» « Байрона , увертюра по мотивам , 1892 год.
  • Серенада, соч . 9, для небольшого оркестра, 1894–1895, в редакции 1949 г.
  • Концерт для фортепиано с оркестром ми минор, 1895 г.
    1. Аллегро энергичный
    2. Идем с чувством
    3. Аллегро справа
  • Мариша , соч. 18, драматическая увертюра, 1898 г.
  • В Татрах . , соч 26, симфоническая поэма , 1902 г.
  • Словацкая сюита , ​​соч. 32 ( Словацкая сюита ), для небольшого оркестра, 1903 г.
  • О вечном желании , соч. 33 ( Вечная тоска ), по мотивам Ганса Христиана Андерсена , 1903-05 гг.
  • 2 Валашских танца , соч. 34, 1904 г.
  • Серенада, соч. 36, для малого оркестра, 1905 г.
  • Возьмите легкий крем , соч. 40 ( Томан и лесная нимфа ), симфоническая поэма, 1906-07
  • Леди Годива , соч. 41, увертюра к трагедии Врхлицкого, 1907 г.
  • Пан , соч. 43, симфоническая поэма, 1910 г.
  • , Южночешская сюита ​​соч. 64, 1936–37
  • Де Профундис, соч. 67, симфоническая поэма, 1941 г.
  • Триптих Святого Вацлава , соч. 70 (триптих Св. Вацлава), для органа и оркестра, 1941 г.

Голос и оркестр

[ редактировать ]
  • Меланхоличные песни о любви , соч. 38, для сопрано и оркестра, 1906 г.
  • Буре , соч. 42 (Гроза), для солистов, хора и оркестра, 1908-10.
  • Свадебная рубашка , соч. 48, по Эрбену, для солистов, хора и оркестра, 1912–13.
  • 3 чешские песни , соч. 53 (3 чешские песни), для мужского хора и оркестра, 1918 г.
  • 2 романса , соч. 63 (на текст Яна Неруды ), 1934 г.
  • Памяти , соч. 65, 4 песни для меццо-сопрано, струнного оркестра, арфы и тамтама, 1936–37.
  • 2 легенды о моравской народной поэзии , соч. 76, для меццо-сопрано с оркестром, 1944 г.
  • «Гвезды » для женского хора и оркестра, 1949 г.
  1. ^ Ярмила Габриэлова (20 июня 2008 г.) [Первоначально написано и опубликовано 11–13 октября 2007 г.]. «11» . В Дежане Деспике; Мелита Милин; Димитрий Стефанович (ред.). Muzićki Modernizam--nova Tumaćenja - Переосмысление музыкального модернизма | Витезслав Новак - Буре [Буря] соч. 42: Центральное произведение чешского модернизма . Том. 122. Белград: Сербская академия искусств и наук – факультет изящных искусств и музыки и Институт музыковедения САСА . стр. 155–177. ISBN  9788670254633 . Проверено 27 февраля 2022 г.
  2. ^ Страд . Орфей. 1980. с. 613.
  3. ^ Перейти обратно: а б с д и Дэвид Мейсон Грин; Констанс Грин (1985). Биографическая энциклопедия композиторов Грина . Воспроизведение Piano Roll Fnd. п. 983. ИСБН  978-0-385-14278-6 .
  4. ^ «Витезслав Новак | Романтизм, симфонии, оркестровые произведения» . Британника . Проверено 20 февраля 2024 г.
  5. ^ Фанфары . Дж. Флеглер. 1989. с. 259.
  6. ^ Владимир Лебль (1968). Витезслав Новак . Супрафон. Мистер. 36.
  • Шнирер, Милош и Джон Тиррелл. 2001. «Новак, Витезслав [Виктор] (Августин Рудольф)». Словарь музыки и музыкантов New Grove , второе издание, под редакцией Стэнли Сэди и Джона Тиррелла . Лондон: Издательство Macmillan.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 79773bc5e082e34339603b9e8457b525__1717082460
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/79/25/79773bc5e082e34339603b9e8457b525.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Vítězslav Novák - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)