Александр фон Землянский
Александр Землянский | |
---|---|
![]() Землянский с. 1900 г. | |
Рожденный | |
Умер | 15 марта 1942 г. Ларчмонт, Нью-Йорк , США | (70 лет)
Образование | Венская консерватория |
Занятия |
|
Организации |
Александр Землянский или Александр фон Землянский (14 октября 1871 — 15 марта 1942) — австрийский композитор , дирижёр и педагог.
Биография
[ редактировать ]Ранний период жизни
[ редактировать ]Землянский родился в Вене в очень разнообразной семье. Дед Землянского, Антон Семлинский, эмигрировал из Жилины , Венгрия (ныне Словакия), в Австрию и женился на австрийке. [1] Оба были из убежденных римско-католических семей, а отец Александра, Адольф, был воспитан католиком. Мать Александра, Клара Семо, родилась в Сараево в сефарда семье еврея- и матери -боснийки . Вся семья Александра приняла религию его деда по материнской линии — иудаизм, а Землянский родился и вырос евреем. Его отец добавил к своему имени аристократическое «фон», хотя ни он, ни его предки не были облагорожены. Он также начал писать свою фамилию на венгерском языке. [2] «Землинский». [3] Он также был масоном . [4]
Александр учился игре на фортепиано с юных лет. он играл на органе в своей синагоге По праздникам и был принят в Венскую консерваторию в 1884 году. Он учился игре на фортепиано у Антона Дора , выиграв школьную премию по фортепиано в 1890 году. Он продолжал учебу до 1892 года, изучая теорию у Роберта Фукса и композицию у Роберта Фукса. Иоганн Непомук Фукс и Антон Брукнер . [5] В это время он начал писать музыку.
В лице Иоганна Брамса у Цемлинского был ценный сторонник. В июле 1892 года по приглашению учителя Цемлинского Иоганна Непомука Фукса Брамс присутствовал на исполнении первой части Симфонии ре минор Цемлинского в консерватории. [6] В марте 1896 года Брамс присутствовал на исполнении струнного квинтета ре минор Землянского в исполнении квартета Хеллмесбергера . [7] Впечатленный музыкой Цемлинского, Брамс рекомендовал «Трио кларнета» молодого композитора (1896) для издания труппе Н. Симрока . [8]

Землянский также познакомился с Арнольдом Шенбергом , когда тот присоединился к любительскому оркестру « Полигимния» в качестве виолончелиста; [9] Землянский основал эту группу в 1895 году. [10] Эти двое стали близкими друзьями, а затем общими поклонниками и зятьями, когда Шёнберг женился на сестре Землянского, Матильде. Цемлинский давал Шенбергу уроки контрапункта , став таким образом единственным формальным учителем музыки, который мог быть у Шенберга.
В 1897 году Землянский сочинил свою Симфонию № 2 (в хронологическом порядке третью из написанных им, а иногда и нумерованную как таковую) для подачи на премию Бетховена, конкурс, открытый и спонсируемый Брамсом. Землянский получил совместную первую премию, разделив ее с Робертом Гаундом. Его репутация как композитора еще больше укрепилась, когда Густав Малер дирижировал премьерой своей оперы Es war einmal ( «Однажды ») в Хофопере в 1900 году. В 1899 году Цемлинский получил должность капельмейстера в венском Карлтеатре .
В 1899 году Землянский принял протестантизм . [11] [12] Он ссылался на христианский крест и на Иисуса в тексте Turmwächterlied : [13] и включил стихи из Псалмов в несколько своих сочинений. [14]
Средние годы
[ редактировать ]В 1900 году Землянский встретил и влюбился в Альму Шиндлер , одну из своих учениц по композиции. [15] Сначала она ответила ему взаимностью; однако Альма чувствовала сильное давление со стороны близких друзей и семьи, требующих прекратить отношения. В первую очередь их беспокоило отсутствие у Землянского международной репутации и непривлекательная внешность. Она разорвала отношения с Землянским и впоследствии вышла замуж за композитора Густава Малера в 1902 году. Этот эпизод вдохновил Цемлинского на оркестровую фантазию Die Seejungfrau , завершенную в 1903 году и впервые исполненную в 1905 году. [16] Землянский женился на Иде Гутман в 1907 году, но брак оказался несчастливым. После смерти Иды в 1929 году Землянский женился в 1930 году на Луизе Саксель, женщине, которая была на двадцать девять лет моложе его и которой он давал уроки пения с 1914 года. Это были гораздо более счастливые отношения, продолжавшиеся до смерти Землянского. [17]
Последние годы
[ редактировать ]

В 1906 году Цемлинский был назначен первым капельмейстером новой Венской народной оперы , с 1907/1908 — в Хофопере в Вене. С 1911 по 1927 год он был дирижером Немецкого земельного театра в Праге, где в 1924 году состоялась премьера оперы Шёнберга « Erwartung» . Затем Цемлинский переехал в Берлин, где преподавал и работал под руководством Отто Клемперера в качестве дирижера в Kroll Opera .
нацистская эпоха
[ редактировать ]С появлением нацистской партии он бежал в Вену в 1933 году, где не занимал никакой официальной должности, вместо этого сосредоточившись на сочинении музыки и время от времени появляясь в качестве приглашенного дирижера. В 1938 году чете Землянских удалось бежать через Прагу в Нью-Йорк. Их имущество было конфисковано для оплаты «налога на полеты Рейха», взимаемого с евреев. [18] [19] Их коллекция, включавшая «работы Шиле , различные гравюры, ковры», была, по данным German Lost Art Foundation, «освобождена и предположительно вывезена в США». [20]
Хотя соотечественника-эмигранта Шенберга прославляли и чествовали в Лос-Анджелесе 1930-х и 40-х годов, он преподавал в Калифорнийском университете, Лос-Анджелесе и Университете Южной Калифорнии и приобретал новое поколение помощников, Цемлинский оставался в пренебрежении и был практически неизвестен в своей приемной семье. страна. Он заболел, перенес серию инсультов и перестал сочинять. Землянский умер в Ларчмонте, штат Нью-Йорк , от пневмонии в 1942 году.
Композиции
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Август 2020 г. ) |
Самым известным произведением Землянского является « Лирическая симфония» (1923), семичастная пьеса для сопрано , баритона и оркестра на стихи бенгальского поэта Рабиндраната Тагора (в немецком переводе), которую Землянский сравнил в письме своему издателю с Малер «Песнь о дерде» . Произведение, в свою очередь, повлияло на Альбана Берга » «Лирическую сюиту , которая цитирует его и посвящена Землянскому. масштабное фэнтези Среди других оркестровых произведений — «Die Seejungfrau» («Русалка») по одноименной сказке Ганса Христиана Андерсена . Премьера состоялась в 1905 году на том же концерте, что и Шенберга «Пеллеас и Мелизанда» . Землянский отозвал произведение, которое считалось утерянным, пока в 1980-х годах не было обнаружено, что две отдельные части партитуры принадлежат друг другу. Вновь оно было исполнено в 1984 году в Вене и стало одним из наиболее часто исполняемых произведений Землянского. [21] Трехчастная Симфониетта, написанная в 1934 году, которой восхищались Шенберг и Берг, написана в стиле, сравнимом с современными произведениями Пауля Хиндемита и Курта Вайля .
Среди других его работ — восемь опер, в том числе Eine florentinische Tragödie (1915–16) и полуавтобиографическая Der Zwerg ( «Карлик» , 1919–21), обе основанные на произведениях Оскара Уайльда ; камерная музыка, в том числе четыре струнных квартета; и балет «Триумф времени» (1901). Он также сочинил три псалма для хора и оркестра и многочисленные песенные циклы, как с фортепиано, так и с оркестром, из которых Sechs Gesänge, Op. 13 на тексты Мориса Метерлинка Наиболее известен стр. .
Хотя влияние Брамса прослеживается в ранних работах Землянского (что вызывает поддержку со стороны самого Брамса), оригинальный голос присутствует уже в первых работах, справляясь с диссонансами гораздо свободнее, чем Брамс. Более поздние работы используют расширенные гармонии , введенные Вагнером , а также отражают влияние Малера. В отличие от своего друга Шенберга, он никогда не писал атональной музыки и никогда не использовал двенадцатитоновую технику . Однако некоторые из его поздних произведений, такие как Symphonische Gesänge , Sinfonietta, а также третий и четвертый струнные квартеты, отходят от постромантизма к более компактной и жесткой идиоме, которая включает в себя элементы Neue Sachlichkeit , неоклассицизма и даже джаза .
Как дирижер, Цемлинский восхищался, среди прочих, Куртом Вейлем и Стравинским не только за его выдающиеся интерпретации Моцарта , но также за его защиту Малера , Шенберга и многих других современных музыкальных произведений. В качестве учителя среди его учеников были Эрих Вольфганг Корнгольд , Ганс Краса и Карл Вайгль .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Примечания
- ^ Бомонт 2000 , с. 9.
- ^ «Александр Землянский | Музыка нон грата» .
- ^ «Хронология Александра (фон) Землянского» . Архивировано из оригинала 4 января 2008 года . Проверено 23 октября 2006 г.
- ^ «Великая Ложа – Великая Ложа Австрии старых, свободных и принятых масонов» .
- ^ Грин 1985 , с. 986.
- ^ Энтони Бомонт: примечания к буклету для записи Чандо (CHAN 10138), 2003.
- ^ Энтони Бомонт: примечания к буклету для записи Nimbus (NI 5682), 2001.
- ^ Браун 2002 , стр. 780–781.
- ^ «Арнольд Шенберг» Кэтлин Койпер и Дики Ньюлин , Британская энциклопедия
- ^ Московиц 2010 , стр. 25–26.
- ^ Московиц 2010 , с. 249.
- ^ Горрелл 2002 , с. 175.
- ^ Горрелл 2002 , с. 176.
- ^ Московиц 2010 , стр. 67–68, 115, 278.
- ^ Московиц 2010 , с. 60.
- ^ Энтони Бомонт: предисловие к опубликованной партитуре, UE 35541, стр.xxxi.
- ^ Московиц 2010 , с. 103.
- ^ «Интернет-база данных потерянного искусства - Еврейские коллекционеры и торговцы произведениями искусства (жертвы нацистских преследований и экспроприации) - Землянский, Александр» . www.lostart.de . Проверено 8 ноября 2021 г.
- ^ Лилли, Софи (2003). Что когда-то было: Справочник экспроприированных коллекций произведений искусства Вены . Чернин. ISBN 978-3-7076-0049-0 . OCLC 231981591 .
- ^ «Интернет-база данных потерянного искусства - Еврейские коллекционеры и торговцы произведениями искусства (жертвы нацистских преследований и экспроприации) - Землянский, Александр» . www.lostart.de . Архивировано из оригинала 8 ноября 2021 года . Проверено 8 ноября 2021 г.
Почти все активы были конфискованы с целью уплаты якобы «налога на полеты Рейха». Коллекция была выпущена и предположительно вывезена в США.
- ^ Бомонт 2000 , с. 134.
Источники
- Бомонт, Энтони (2000). Землянский . Фабер и Фабер Лондон, Издательство Корнельского университета, Итака, Нью-Йорк. ISBN 0-571-16983-Х .
- Браун, А. Питер (2002). Второй золотой век венской симфонии: Брамс, Брукнер, Дворжак, Малер и избранные современники . Симфонический репертуар. Том. 4. Издательство Университета Индианы. ISBN 0-253-33488-8 .
- Клейтон, Альфред (1992), «Землинский, Александр (фон)» в Оперном словаре Нью-Гроув , изд. Стэнли Сэди (Лондон) ISBN 0-333-73432-7
- Горрелл, Лоррейн (2002). Нестройная мелодия: Александр Землянский, его песни и вторая венская школа . Гринвуд Пресс. ISBN 0-313-32366-6 .
- Грин, Дэвид Мейсон (1985). Петрак, Альберт М. (ред.). Биографическая энциклопедия композиторов Грина . Фонд воспроизведения фортепианного ролла. ISBN 0-385-14278-1 .
- Хоффман, Стэнли М. (1993), Расширенная тональность и ведущее голосование в «Двенадцати песнях», соч. 27 Александра Землянского , докторская диссертация, Университет Брандейса. Приказ UMI Dissertation Services № 9317084.
- Московиц, Марк (2010). Александр Землянский: Лирическая симфония . Бойделл и Брюэр. ISBN 9781843835783 .
- Вилкер, Ульрих (2013), «Самое прекрасное — отвратительно». Одноактная опера Александра Землянского « Гном » . (= Сочинения Научного центра Арнольда Шенберга, Том 9). Вена/Кёльн/Веймар: Бёлау. ISBN 978-3-205-79551-3
- Землянский, Александр (фон) (1995), Переписка с Арнольдом Шенбергом, Антоном Веберном, Альбаном Бергом и Францем Шрекером , изд. Хорста Вебера (= Переписка Венской школы, Том 1). Научное книжное общество, Дармштадт, ISBN 3-534-12508-8 В этот том включены письма Шенберга и Землянского, касающиеся их работы над Die Seejungfrau и «Пеллеасом и Мелизандой» .
Внешние ссылки
[ редактировать ]Архивы на | ||||
---|---|---|---|---|
| ||||
Как использовать архивный материал |
СМИ, связанные с Александром фон Землянским, на Викискладе?
- Работы Александра фон Землянского или о нем в Internet Archive
- Фонд Александра Землянского
- Фонд ОРЕЛ: биография Александра Землянского и ссылки на библиографию, дискографию и СМИ.
- Александра Землянского Струнный квартет № 1, соч. 4 фрагмента речи и краткая биография
- Бесплатные партитуры Александра фон Землянского в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур (IMSLP)
- 1871 рождений
- 1942 смертей
- Композиторы-классики XIX века
- Музыканты-мужчины XIX века
- Музыканты 19 века
- Австрийские композиторы ХХ века
- Австрийские музыканты-мужчины ХХ века
- Композиторы-классики XX века
- Австрийские композиторы-романтики
- Австрийские оперные композиторы
- Австрийцы боснийского происхождения
- Австрийцы Боснии и Герцеговины еврейского происхождения
- Венгерский народ словацкого происхождения
- Австрийские христиане
- Австрийские масоны
- Австрийские евреи
- Еврейские композиторы-классики
- Австрийские оперные композиторы-мужчины
- Люди из Леопольдштадта
- Ученики Франца Кренна
- Ученики Роберта Фукса
- Ученики Иоганна Непомука Фукса
- Смертность от пневмонии в Нью-Йорке (штат)