Лирическая сюита (Берг)
Лирическая сюита | |
---|---|
Струнный квартет Альбана Берга | |
![]() Эскиз Альбана Берга Эмиля Штумппа (1927) | |
Составленный | 1925 | –26
Преданность | Александр фон Землянский |
Движения | Шесть |
« Лирическая сюита» — шестичастное произведение для струнного квартета, написанное Альбаном Бергом между 1925 и 1926 годами с использованием методов, заимствованных из Шенберга Арнольда двенадцатитоновой техники . Хотя произведение публично посвящено Александру фон Землянскому (из «Лирической симфонии» которого оно цитируется), было показано, что произведение обладает «тайным посвящением» и излагает «секретную программу». [1]
Берг аранжировал три «пьесы» (части) для струнного оркестра в 1928 году.
Состав и анализ
[ редактировать ]Струнный квартет состоит из шести частей:
- Веселый аллегретто
- любящий ходок
- Аллегро таинственное – Экстатическое трио
- Страстная пословица
- Я почти в бреду – Дарк
- Ларго пустынный
Как писал в предисловии к партитуре друг Берга и соратник Эрвин Шенберга Штейн , «[т]е произведение (I и VI части, основная часть III и средняя часть V) написаны большей частью строго в соответствии с с техникой Шенберга « Композиция из 12 внутренне связанных тонов ». Набор из 12 различных тонов придает композиции грубый материал, а те части, которые были обработаны более свободно, все же более или менее соответствуют технике». [3] Джордж Перл указывает, что первая часть не является строго двенадцатитоновой, причем первые четыре аккорда происходят не из серии, а из цикла интервала-7 . [4]
Первый анализ был предпринят Х. Ф. Редлихом , который замечает, что «первая часть Лирической сюиты развивается из беспорядка интервалов в ее первом такте, ноты которого, вытянутые горизонтально, представляют полную хроматическую гамму , и из этого во втором и последующих тактах Базовый набор приобретает свою тематическую форму». [5]
Теодор В. Адорно назвал квартет «скрытой оперой». [6] Редлих описал «скрытую вокализацию Лирической сюиты ». [7] несмотря на то, что он не знал об обстановке Бодлера « De profundis clamavi» в финальной части, расшифрованной Дугласом М. Грином на основе того, что Перл называет «загадочными примечаниями Берга». [8]
Позже в том же году Перл обнаружил полную копию первого издания, аннотированного Бергом для своей преданной, Ханны Фукс-Робеттин ( сестры Франца Верфеля , с которой у Берга был роман в 1920-х годах). [9] Берг использовал фирменный мотив ♭ A - B - H - F (в немецких обозначениях B означает B , а H означает B ♮ ), чтобы объединить Альбана Берга (AB) и Ханну Фукс-Робеттин (HF). [10] Это наиболее заметно в третьей части. Берг также цитирует мелодию из «Лирической симфонии» Землянского в четвертой части, в которой первоначально содержались слова «Ты мой». В последней части, согласно самоанализу Берга, «весь материал, тональный элемент тоже... как и мотив Тристана » развивается «путем строгого соблюдения 12-нотного ряда». [6]
I. Аллегретто Джовале
[ редактировать ]По словам Рене Лейбовица , первая часть «полностью написана в двенадцатитоновой технике , [это] часть сонаты без развития . Таким образом, перепросмотр следует непосредственно за экспозицией ; но из-за высокоразвитой двенадцатитоновой техники вариаций все , . в этом движении является развитием» [11]
Тональный ряд первой части
Попл добавляет тактовую линию, чтобы сгруппировать первые и последние шесть звуков. [12] Он также изображает это так:
Всякий раз, когда заданная форма строки немедленно повторяется, используется обратное соединение гексахорд для создания вторичного набора . Берг использовал этот ряд ранее, в 1925 году, в своей первой двенадцатитоновой работе, во второй постановке « Schliesse mir die Augen beide ». [2]
III. Аллегро таинственное – Экстатическое трио
[ редактировать ]В третьей части внешние части Allegro mysterioso представляют одну и ту же музыку вперед, а затем назад , в то время как Trio estatico , секция B ABA , составлена сквозным образом . [13] Берг создает характерную ритмическую ячейку , разделяя серию на семинотный хроматический сегмент и дополнительный пятинотный мотив из остальных нот. [14]
По словам Вольфганга Мартина Штро , [15] тональный ряд третьей части
который можно разделить на восходящий хроматический сегмент и оставшиеся высоты: [15] [9]
Джордж Перл, [ нужна ссылка ] дает
Несмотря на утверждения Берга и других, Джордж Перл, однако, «еще не был проинформирован, как Лейбовиц и Редлих к тому времени, когда они приступили к написанию своих книг, что все в «строго» додекафонической первой части должно было быть получено из единое последовательное расположение двенадцати нот хроматической гаммы». Скорее, он «признал, что первые три аккорда разворачивают тетрахордальные сегменты одного утверждения цикла квинт ( C7 ), и что внизу той же страницы, в тактах 7–9, виолончель представляет линейное утверждение тот же цикл». Вторая скрипка разворачивает «начальную тетрахордальную сегментацию совершенного пятого цикла», снова в начале перепросмотра. Он спрашивает: «Как можно [думать] о начальном такте как о «неупорядоченном»? Если что-то и можно обозначить здесь как Урформу , то, конечно же, это идеальный пятый цикл, учитывая его фоновую роль по отношению к тональному ряду и другие компоненты движения». [16]
ТЫ. Ларго пустынный
[ редактировать ]В шестой части первый тональный ряд [17]
в то время как ряд тонов 2, полученный из ряда тонов 1, [17]
Версия для струнного оркестра.
[ редактировать ]В 1928 году Берг аранжировал вторую, третью и четвертую части Лирической сюиты для струнного оркестра. По словам Адорно:
Если лирический характер сюиты лучше всего проявляется в квартете, то его драматический характер лучше всего проявляется в струнных тутти; только здесь его контуры растворяются так полно и загадочно, как того требует аккомпанементная концепция звука; и только здесь пароксизм достигает всей своей катастрофической силы. [18]
Записи
[ редактировать ]Произведение было записано и выпущено на:
- Галимир-квартет (ок. 1935). Альбан Берг, Лирическая сюита для четырёх шнуров . Комплект из 4 дисков, 78 об/мин. Полидор 595.135 (диск 1); Полидор 595.136 (диск 2); Полидор 595.137 (диск 3); Полидор 595.138 (диск 4). Переиздано в Чикаго, 1937 г.: Brunswick Polydor BP-2 (95006, 95007, 95008, 95009). Переиздан в 1991 году как часть сборника Récital du Quatuor Galimir с Морисом Равелем, струнным квартетом фа мажор; Дариус Мийо, Струнные квартеты № 7, соч. 87. Запись на кассету. Фонд Армана Панигеля 15. Этот сборник переиздан в 1999 году как Венский квартет Галимира: The Polydor Recordings, 1934–35 . Запись компакт-диска. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Rockport Records, RR5007. Лирическая сюита , переизданная в 1991 году в другом сборнике, Веберн дирижирует Бергом и Скрипичным концертом Берга (Луи Краснер, скрипка, Симфонический оркестр BBC, дирижер Антон Веберн). [Лондон]: Континуум, SBT 1004.
- Галимир-квартет (1983). Лирическая сюита Альбана Берга 1926; Струнный квартет, соч. 3 . Запись LP. Авангард ВА-25017. Запись на кассете. Авангард CVA-25017.
- Про Арте-квартет (ок. 1960). Альбан Берг: Лирическая сюита . Запись 12-дюймовой пластинки. Наберите 5.
- Квартет ЛаСаль (1958). Выпущен в 1996 году на втором компакт-диске из 12 компакт-дисков, посвященных 75-летию Donaueschinger Musiktage 1921–1996 . Полковник Легно WWE 12CD 31899.
- Квартет ЛаСаль (1972). Арнольд Шёнберг, Альбан Берг, Антон Веберн: Струнные квартеты . Набор из 5 пластинок. Deutsche Grammophon 2720 029 (2561 050 – 2561 054). Переиздание одного диска под названием Alban Berg: Lyric Suite для струнного квартета; Струнный квартет, соч . Запись 12-дюймовой пластинки. Дойче Граммофон 2530 283.
- LaSalle Quartet (1987) Новая венская школа: струнные квартеты Шёнберга, Берга, Веберна . Комплект из 4 компакт-дисков. Deutsche Grammophon 419 994-2 (419 995-2; 419 996-2; 419 997-2; 419 998-2).
- The Continental Quartet (запись 1989 года, выпуск 1994 года, переиздание 2000 года) Continental Quartet Edition, Volume 1: Альбан Берг . Наивная Гора МО 782119
- Джульярдский струнный квартет (1950). Альбан Берг: Лирическая сюита . 10-дюймовая пластинка. Columbia ML 2148. Переиздан как часть Арнольда Шенберга, Полные струнные квартеты , с Альбаном Бергом, Лирическая сюита ; Антон Веберн, Пять частей для струнного квартета , соч. 5. Комплект из 3 компакт-дисков. [Франция?]: Объединенные архивы
- Рамор-квартет (1961). Альбан Берг. Лирическая сюита; Арнольд Шенберг: Verklärte Nacht . С Эдит Лоринц (альт) и Жолтом Дики (виолончель) в Шенберге. Музыка пяти веков. Запись 12-дюймовой пластинки. Vox DL 530. Лирическая сюита переиздана в 1965 году как часть: Альбан Берг: Лирическая сюита и струнный квартет, соч. 3 , с Квартетом Кохона в ор. 3. 12-дюймовая запись LP. Поворотный телевизор 34021С.
- Джульярдский струнный квартет (1961). Альбан Берг: Лирическая сюита; Антон Веберн: Fünf Sätze . Запись 12-дюймовой пластинки. RCA Victor LM 2531 (моно); LSC 2531 (стерео). Lyric Suite переиздана в 2005 году (совместно с Эллиотом Картером, квартетом № 2 и Уильямом Шуманом, квартетом № 3) на компакт-диске под названием: Джульярдский струнный квартет играет Берга, Картера, Шумана . Завещание СБТ 1374.
- Джульярдский струнный квартет (1970). Людвиг ван Бетховен, Квартет op. 135; Альбан Берг, Лирическая сюита . Записано Radiotelevisione della Svizzera Italiana, Аскона, Швейцария, 24 августа 1970 года. Выпущено на компакт-диске в 1995 году, Ermitage ERM 160–2. Переиздан на Aura Music за 167–2 австралийских доллара.
- Джульярдский струнный квартет (1996). Интимные письма . Sony Классическая SK 66840
- Квартет Альбана Берга (1974). Альбан Берг. Струнный квартет, соч. 3 (1910); Лирическая сюита: (1925/26) . Запись 12-дюймовой пластинки. Телефункен 6.41301; Телефункен САТ: 22 549.
- Артис-квартет (1990). Карл Вейгль: Струнный квартет ля мажор, соч. 4; Альбан Берг: Лирическая сюита. Запись компакт-диска. Орфей С 216 901 А
- Людвиг-квартет (1991). Альбан Берг: Лирическая сюита; Анри Дютийе: Вот такая ночь; Антон Веберн: Медленный Сац. Запись компакт-диска. Литавры 1C1005.
- Квартет Фоглера (1991). Альбан Берг: Лирическая сюита; Джузеппе Верди: Струнный квартет ми минор. Запись компакт-диска. RCA Виктор Красная печать 09026-60855-2.
- Квартет Пражака и Ванда Табери (1993). Арнольд Шенберг: Струнный квартет № 1 ре минор, соч. 7; Альбан Берг: Лирическая сюита . Praga PR 250 034. Lyric Suite переиздана в 2000 году в составе Alban Berg: Quartet Op. 3, Лирическая сюита... . Праяк Диджитал.
- Дьюк-квартет (1997). Альбан Берг: Лирическая сюита; Арнольд Шенберг: Преображенная ночь . С Хелен Камминга (альт) и Софи Харрис (виолончель) в Шенберге. Коллинз Классикс 15062.
- Лейпцигский струнный квартет (2000). Альбан Берг, Антон Веберн: Полные струнные квартеты . Андреас Зайдель, Тильман Бюнинг (скрипки), Иво Бауэр (альт), Матиас Моосдорф (виолончель), Кристиан Эльце (сопрано). Запись компакт-диска. ЦРТ 307 0996-2.
- Кронос-квартет и Дон Апшоу (2003). Берг: Лирическая сюита . Нет такого 79696-2.
- Шенберговский квартет (2001). Альбан Берг: Камерная музыка, полное собрание . Чандос Рекордс ЧАН 9999.
- Струнный квартет Осло (2003). Струнный квартет Осло исполняет Жана Сибелиуса, Хьюго Вольфа, Альбана Берга . Гейр Инге Лоцберг, Пер Кристиан Скалстад (скрипка), Аре Сандбаккен (альт), Эйстейн Сонстад (виолончель). Запись компакт-диска. ЦПО 999 977-2.
- Новозеландский струнный квартет (2007). Альбан Берг, Струнный квартет, соч. 3, Лирическая сюита; Хьюго Вольф: Итальянская серенада . Запись компакт-диска. Наксос 8.557374.
- Диотима-квартет (2010). Шенберг, Веберн, Берг. Арнольд Шенберг: Струнный квартет № 2 фа-диез минор, соч. 10, с сопрано. Антон Веберн: 6 вещиц, соч. 9, включая неопубликованную вещицу Langsam: «Schmerz immer, Blick nach oben». Альбан Берг: Лирическая сюита, в том числе Largo desolato: «De profundis clamavi» с голосом, из партитуры с аннотациями Берга. С Сандрин Пио (сопрано) и Мари-Николь Лемье (контральто). Запись компакт-диска. Наивный V 5240.
- Квартет Тецлафа (2014). Мендельсон-квартет, соч. 13 – Бергская лирическая сюита . Кристиан Тецлафф , Элизабет Куфферат (скрипка), Ханна Вайнмайстер (альт), Таня Тецлафф (виолончель). Запись компакт-диска. CAvi-музыка AVI8553266.
- Квартет Герхарда (2017). Шуман – Берг – Куртаг . Луис Кастан, Юдит Бардолет Виларо (скрипки), Микель Хорда Сон (альт), Хесус Миральес Роже (виолончель). Запись компакт-диска. Гармония Мунди 916108DI.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перл 1977a , [ нужна страница ] .
- ^ Перейти обратно: а б Жемчуг 1996 , 20.
- ^ Жемчуг 1990 , 123.
- ^ Перл 1977a , 21.
- ^ Редлих 1957 , [ нужна страница ] .
- ^ Перейти обратно: а б Сандбергер 1996 .
- ^ Редлих 1957 , 142.
- ^ Грин 1977 .
- ^ Перейти обратно: а б Жемчуг 1990 , [ нужна страница ] .
- ^ Катушка 2010 .
- ^ Лейбовиц 1947 , [ нужна страница ] .
- ^ Попл 1991 , 18.
- ^ Попл 1991 , 17–18.
- ^ Попл 1991 , 15.
- ^ Перейти обратно: а б Стро 1968 , 26.
- ^ Жемчуг 1990 , 126.
- ^ Перейти обратно: а б Антоколец 1992 , 70.
- ^ Адорно 1991 , 105.
Источники
- Адорно, Теодор В. (1991). Альбан Берг: Мастер наименьшего звена . Издательство Кембриджского университета. п. 105. ИСБН 9780521338844 . [ нужна полная цитата ]
- Антоколец, Эллиотт (1992). Музыка двадцатого века . Прентис Холл. ISBN 9780139341267 .
- Грин, Дуглас (1977). «De Profundis Берга: финал лирической сюиты ». Информационный бюллетень Международного общества Альбана Берга , вып. 5 (июнь): 13–23.
- Лейбовиц, Рене (1947). Шёнберг и его школа . Париж: Жанен. Английское издание под названием «Шенберг и его школа » в переводе Дики Ньюлина . Нью-Йорк: Философская библиотека, 1949.
- Перл, Джордж (1977a). «Секретная программа Лирической сюиты ». Информационный бюллетень Международного общества Альбана Берга , вып. 5 (июнь): 4–12. Перепечатано как «Секретная программа лирической сюиты ». В «Музыке двадцатого века» под редакцией Эллен Розанд , 277–289. Библиотека Гарланд по истории западной музыки 10. Нью-Йорк: General Music Publishing; Лондон: Гарланд, 1985. Перепечатано в книге Джорджа Перла « Правильные заметки: двадцать три избранных эссе Джорджа Перла о музыке двадцатого века » с предисловием Оливера Нассена и введением Дэйва Хедлама, 75–102. Монографии по музыковедению., Стуйвесант, Нью-Йорк: Pendragon Press, 1995. ISBN 0-945193-37-8 .
- Перл, Джордж (1990). Слушающий композитор . Беркли и Лос-Анджелес: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 0-520-06991-9 .
- Перл, Джордж (1996). Двенадцатитоновая тональность , второе издание, переработанное и дополненное. Беркли: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 0-520-20142-6 .
- Попл, Энтони (1991). Берг: Концерт для скрипки с оркестром . Кембриджские музыкальные справочники. Кембридж и Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-39066-4 (ткань); ISBN 0-521-39976-9 (пбк).
- Редлих, Ганс Фердинанд (1957). Альбан Берг, Человек и его музыка . Лондон: Джон Колдер; Нью-Йорк: Абеляр Шуман.
- Рил, Джеймс (2010). « Лирическая сюита ». AllMusic.com .
- Сандбергер, Вольфганг (1996). Примечания к «Интимным письмам» в переводе Стюарта Спенсера. Запись компакт-диска. Сони Классик SK 66840.
- Штро, Вольфганг Мартин (1968). «Конструктивный ритм Альбана Берга». Перспективы новой музыки 7, вып. 1 (осень-зима): 18–31.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Беккер, Тим (2005). Альбана Берга « Лирическая сюита для струнного квартета ». В «Пластичности и движении» , 205–232. Берлин: Франк и Тимме. ISBN 978-3-86596-026-9 . [ нужна полная цитата ]
- Перл, Джордж (1977b). Берга «Основной массив интервальных циклов ». Музыкальный ежеквартальный журнал 63, вып. 1 (январь): 1–30. JSTOR 741747 . (требуется подписка) .
- Перл, Джордж (2001). Стиль и идея в Лирической сюите Альбана Берга , переработанное и дополненное издание. Хиллсдейл, Нью-Йорк: Pendragon Press. ISBN 9781576470855 .
- Штейн, Эрвин (1955). Вступительные ноты к Альбану Бергу, Лирической сюите для струнного квартета (партитура). Филармония № 173; UE 8780. Вена: Универсальное издание.
- Уиттолл, Арнольд (2008). Кембриджское введение в сериализм . Кембриджские введения в музыку. Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-86341-4 (в твердом переплете) ISBN 978-0-521-68200-8 (пбк).
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Лирическая сюита : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
- Шифф, Дэвид (21 сентября 2003 г.). «Тайный роман за лирической сюитой » , The New York Times .
- Лирическая сюита , D1f.com.
- Лирическая сюита для струнного оркестра, 3 пьесы (№ 1, 5, 6) аранж. Тео Верби , Универсальное издание .
- Камерная музыка Альбана Берга
- Композиции для струнного квартета.
- Сочинения для струнного оркестра.
- Двенадцатитоновые композиции
- Сюиты (музыка)
- Композиции 1926 года
- Оркестровые сюиты
- Камерные композиции с вокалом.
- Музыкальное оформление стихов Шарля Бодлера
- Дань уважения композитору (классическая музыка)
- Музыка, посвященная семье или друзьям