Духовой квинтет (Шенберг)

Духовой квинтет , соч. 26) — камерное музыкальное произведение Арнольда Шенберга , написанное в 1923–24 годах. Это одно из первых произведений Шенберга, в котором используется двенадцатитоновая техника .
История
[ редактировать ]Шенберга Духовой квинтет был одним из его первых двенадцатитоновых произведений. [1] Она была написана в 1923–24 годах, и отдельные зарисовки в альбоме композитора № 5 содержат точные данные о ходе сочинения. Мировая премьера состоялась в день пятидесятилетия Шенберга, 13 сентября 1924 года. Партитура посвящена «Dem Bubi Arnold» (Маленькому Арнольду), внуку композитора, его дочери Гертруде и ребенку Феликса Грейссле. [2]
Анализ
[ редактировать ]Квинтет состоит из четырех частей :
- Живой
- Изящное и веселое — скерцандо
- Что-то медленно
- Рондо
Произведение выложено в четырехчастной схеме классических камерно-музыкальных форм с использованием обычного для них тематического контраста. [3] Таким способом Шенберг стремился восстановить врожденные выразительные качества форм тональной музыки, и поэтому Квинтет вместе с Сюитой для фортепиано , соч. 25, Сюита для септета, соч. 29, Третий струнный квартет , соч. 30 и «Вариации для оркестра» представляют собой самую крайнюю точку его неоклассицизма . [4]
Первая часть следует стандартной схеме сонаты-аллегро и «является, пожалуй, самым известным примером двенадцатитоновой части, имитирующей тональную форму», с повторяющейся двухтемной экспозицией , развивающим разделом и перепросмотром , в котором вторая тема транспонируется на идеальную кварту , как если бы это была тональная работа, в которой вторая ключевая область изначально была доминантой . [5] Легко создается ошибочное впечатление, что это «какая-то музыкальная таксидермия — шкуры рондо и соната-аллегро, набитые и оклеенные хроматическими опилками», но, несмотря на внешнюю видимость, структура — совсем другое дело. [6] Например, вступительная тема первой части состоит из двух фраз . Первая предшествующая фраза использует первый гексахорд основной серии; во второй, последующей фразе используется второй гексахорд. [7]
Вступительная мелодия части скерцо начинается с четвертой ноты основного ряда, причем первые три ноты уже появились в аккомпанементе . В отличие от некоторых других отрывков Квинтета, в аккомпанементе здесь используются те же тона, что и в мелодии, но не одновременно. Позже в том же движении различные формы ряда объединяются в контрапунктической разработке (например, инверсия и ретроградная инверсия в т. 88–94) - процедура, которая позже также будет представлена в Рондо. [8]
Третья, медленная часть, имеет расширенную троичную форму с кодой . Существенная переходная часть в тактах 53–81 со сменой метра и более быстрым темпом соединяет центральную часть с возвращением вступительного материала. [9]
Финал следует ожидаемому образцу классического семичастного рондо с мотивно выделенными разделами в конструкции, которую можно обозначить как A–B–A’–C–A″–B’–A–coda. Эти секции также отличаются формой рядов, используемой на поверхности. [10]
Дискография
[ редактировать ]В хронологическом порядке записи:
- Арнольд Шенберг: Духовой квинтет. Запись пластинки Metropolitan Wind Quintet. Наберите 13. Нью-Йорк: Dial Records, 1951.
- Арнольд Шенберг: Квинтет для духовых инструментов, соч. 26. Филадельфийский квинтет деревянных духовых инструментов ( Уильям Кинкейд , флейта; Джон де Ланси , гобой; Энтони Джильотти , кларнет; Сол Шенбах , фагот; Мейсон Джонс , валторна). Запись LP, 1 звуковой диск: 33⅓ об/мин, монофонический, 12 дюймов. Columbia Masterworks ML 5217. [Нью-Йорк]: Колумбия, 1957.
- Арнольд Шенберг: Духовой квинтет, соч. 26. Духовой квинтет Чешской филармонии . Записано на студии Supraphon в Праге. Запись LP, 1 звуковой диск: 33⅓ об/мин, стерео, 12 дюймов. Супрафон 50 692. Прага: Супрафон, 1966.
- Арнольд Шенберг: Духовой квинтет, соч. 26. Квинтет Данци . Запись LP. Philips PHC 9068. [Голландия]: Philips, 1967. Переиздан на HNH Records, LP [номер неизвестен], 1978. Переиздан совместно с Харрисоном Бертвистлом : Припевы и хоры для духового квинтета. Серия современной музыки Philips. Запись LP, 1 звуковой диск: аналоговый, 33⅓ об/мин, стерео, 12 дюймов. Филипс 802 740 LY. [Голландия]: Philips, 1960-е?
- Арнольд Шенберг: Квинтет для духовых инструментов, соч. 26. Камеристы консерватории Новой Англии, Джон Хейсс, дирижер. Серия консерваторий Новой Англии, том. 2. Запись пластинки. 2 стороны, 12 дюймов, 33⅓ об/мин, стереофонический. Золотой Крест Рекордс NEC-102. [Np]: Golden Crest Records, 1969.
- Арнольд Шенберг: Сюита, соч. 29; Духовой квинтет, соч. 26. Участники Лондонской симфониетты (соч. 26: Себастьян Белл, флейта; Джанет Крэкстон , гобой; Энтони Пэй , кларнет; Алан Сивил , валторна; Роджер Бирнстингл , фагот); Дэвид Атертон , дирижер. Записано в церкви Всех Святых, Петершам, 1973–1974 годы. Компакт-диск 1 звуковой диск: цифровой, стерео, 4¾ дюйма. Лондон 433 083-2. Нью-Йорк: Лондонские отчеты, 1992.
- Арнольд Шенберг: Духовой квинтет, соч. 26. Венские духовые солисты. Запись LP, 1 звуковой диск: 33 1/3 об/мин, стерео, 12 дюймов. Deutsche Grammophon 2530 825. [Гамбург]: Deutsche Grammophon, 1977.
- Искусство Базельского ансамбля . Иоганн Себастьян Бах: Музыкальное приношение , Ricercare à 6.; Арнольд Шенберг: Квинтет для духовых инструментов, соч. 26; Леош Яначек : Млади . Базельский ансамбль. Записано 26–27 января 1986 года в студии 1 Bayerischer Rundfunk , Мюнхен. Компакт-диск 1 звуковой диск: цифровой, стерео, 4¾ дюйма. Денон СМ-1474. [Япония]: Денон; США: A&M Records, 1987.
- Духовой квинтет Авлоса. Том 7. Пауль Хиндемит : Малая камерная музыка , стр. 24/2; Ханнс Эйслер : Дивертисмент, соч. 5 [прямо: соч. 4]; Арнольд Шенберг: Духовой квинтет, соч. 26. Духовой квинтет Аулоса./Запись 1992 года, SDR , Штутгарт. Компакт-диск 1 звуковой диск: цифровой, 4¾ дюйма. Кох Шванн 3-1163-2 H1. Австрия: Кох Шванн, 1994.
- Духовой квинтет Сони Венторум исполняет Смита и Шенберга . Уильям О. Смит: Джазовый сет для скрипки и духового квинтета (1990); Арнольд Шенберг: Духовой квинтет, соч. 26 (1924). Алоизия Фридманн, скрипка; Духовой квинтет Сони Венторум. Компакт-диск 1 звуковой диск: цифровой, стерео, 4¾ дюйма. Общество музыкального наследия 514225К. Окхерст, Нью-Джерси: Общество музыкального наследия, 1996 г.
- Ханс Эйслер : Четырнадцать способов описать дождь , соч. 70; Дивертисмент, соч. 4. Арнольд Шенберг: Квинтет для духовых инструментов, соч. 26-я Ассоциация камерной музыки Немецкой государственной оперы в Берлине (1-я работа); Данци Духовой квинтет Берлин (2-е и 3-е произведения). Записано в мае и октябре 1967 г., Кристускирхе, Берлин (1-я работа) и в декабре 1987 г. - январе 1988 г., Лукаскирхе, Дрезден (2-я и 3-я работы). Компакт-диск 1 звуковой диск: цифровой, 4¾ дюйма. Берлинская классика 0092552BC. [Берлин?]: Берлинская классика, 1997.
- Камерные артисты Хьюстонского симфонического оркестра; Кристоф Эшенбах , фортепиано: Шенберг, Веберн, Берг . Антон Веберн : Концерт, соч. 24 ; Три маленькие пьесы, соч. 11; Четыре пьесы, соч. 7; Альбан Берг : Соната для фортепиано , соч. 1; Арнольд Шенберг: Духовой квинтет, соч. 26. Ури Пианка и Эрик Хален, скрипки; Уэйн Брукс, альт; Десмонд Хёбиг, виолончель; Арали Дороу, флейта; Роберт Атерхольт, гобой; Дэвид Пек, кларнет; Бенджамин Каминс, фагот; Уильям Вер Мейлен, валторна; Джон ДеВитт, труба; Аллен Барнхилл, тромбон. Записано в 1995 году, Дункан Холл, Университет Райса, Хьюстон. Компакт-диск 1 звуковой диск: цифровой, 4¾ дюйма. Koch International Classics 3-7337-2 H1. Порт Вашингтон, Нью-Йорк: Koch International LP, 1996.
- Землянский квинтет Вена. Арнольд Шенберг: Духовой квинтет, соч. 26; Жан-Рене Франсэ: Квинтет № 1 . Хайдрун Вагнер-Ланцендорфер, флейта; Андреа Краук, гобой; Курт Франц Шмид, кларнет; Мишель Гасиарино, валторна; Готфрид Покорный, фагот. Записано на студии ORF Broadcasting Studio в Вене в период с ноября 1997 по март 1998 года. Компакт-диск 1 звуковой диск: цифровой, 4¾ дюйма. ORF CD 163. [Австрия]: Радио ORF Нижней Австрии, 1998.
- Коллекция Роберта Крафта: Музыка Арнольда Шенберга, том. 8 . Камерная симфония № 2 ; Die glückliche Hand , соч. 18; Духовой квинтет, соч. 26. Марк Бисли, бас; Саймон Жоли Хорал; Филармонический оркестр ; Нью-Йоркский квинтет деревянных духовых инструментов (Кэрол Винсенк, флейта; Стивен Тейлор, гобой; Чарльз Нейдич , кларнет; Уильям Первис , валторна; Дональд МакКорт, фагот); Роберт Крафт , дирижер. (Квинтет записан 6–8 января 2004 г., Американская академия искусств и литературы , Нью-Йорк) Компакт-диск 1 звуковой диск: цифровой; 4¾ дюйма. Наксос 8.557526. [Гонконг]: Наксос, 2008 г. Также упакован в один диск с произведением Арнольда Шенберга, Vol. 1 . Компакт-диски, 5 звуковых дисков: цифровые; 4¾ дюйма. Наксос 8.505223. [Гонконг]: Наксос, 2008.
- Квинтет Фаркаса в Амстердаме, живая запись Арнольда Шёнберга: Духовой квинтет, соч. 26. Герман ван Когеленберг, флейта; Ганс Вольтерс, гобой; Марсель Гераедс, кларна; Фонс Верспаандонк, валторна; Ремко Эделаар, фагот. Записано в Сенакеле, Тилбург, Нидерланды, в 2007 году. Quintone Recordings. [ нужна полная цитата ]
- Ансамбль Феникса: Карлхайнц Штокхаузен : Zeitmaße ; Арнольд Шенберг: Духовой квинтет, соч. 26 . Ансамбль Феникса: Келли Катман, флейта (Штокхаузен); Эрин Лессер, флейта (Шенберг); Карл Освальд, гобой (Штокхаузен); Эрин Густафсон, гобой (Шенберг); Кев Уилсон, английский рожок; Марк Либ, кларнет; Джина Каффари, фагот; Алана Вегтер, валторна. Компакт-диск 1 звуковой диск: цифровой, стерео, 4¾ дюйма. Олбани CD TROY1371. Олбани, Нью-Йорк: Albany Records США; Кендал, Камбрия: Albany Records UK, 2012.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Шёнберг 1975 , с. 225.
- ^ Бутц 1988 , с. 251.
- ^ Сосед 2001 .
- ^ Розен 1996 , с. 88.
- ^ Мид 1987 , с. 73.
- ^ Мид 1987 , с. 67.
- ^ Шёнберг 1975 , с. 228.
- ^ Шёнберг 1975 , с. 232.
- ^ Мид 1985 , с. 131.
- ^ Мид 1987 , с. 82.
Источники
- Бутц, Райнер. 1988. «Исследование техники серий в Духовом квинтете Арнольда Шенберга, оп. 26». Архив музыковедения 45, вып. 4: 251–285.
- Мид, Эндрю В. 1985. «Крупномасштабная стратегия в двенадцатитоновой музыке Арнольда Шенберга». Перспективы новой музыки 24, вып. 1: 120–157.
- Мид, Эндрю В. 1987. «Тональные» формы в двенадцатитоновой музыке Арнольда Шенберга». Теория музыки: Спектр 9 (весна): 67–92.
- Сосед, Оливер В. 2001. «Шенберг [Шенберг], Арнольд (Франц Вальтер)». Словарь музыки и музыкантов New Grove , второе издание, под редакцией Стэнли Сэди и Джона Тиррелла . Лондон: Макмиллан.
- Розен, Чарльз . 1996. Арнольд Шенберг , с новым предисловием. Чикаго и Лондон: Издательство Чикагского университета. ISBN 0-226-72643-6 .
- Шенберг, Арнольд. 1975. «Композиция с двенадцатью тонами (I)». В стиле и идее: Избранные сочинения Арнольда Шенберга под редакцией Леонарда Штейна , переводы Лео Блэка, 214–244. Лондон: Фабер и Фабер Лимитед; Нью-Йорк: Сент-Мартинс Пресс. Перепечатано Беркли и Лос-Анджелес: Калифорнийский университет Press, 1984. ISBN 0-520-05286-2 (ткань); ISBN 0-520-05294-3 (пбк).
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Корсон, Лэнгдон. 1984. Квинтет деревянных духовых инструментов Арнольда Шенберга, соч. 26 Предыстория и анализ . Нэшвилл: Компания Гаспаро.
- Хайд, Марта М. 1982. Двенадцатитоновая гармония Шёнберга: Сюита, соч. 29 и Композиционные зарисовки . Исследования в области музыковедения. Анн-Арбор: UMI Research Press. ISBN 0-8357-1512-4 .
- Мегаард, Ян. 1972. Исследования по развитию додекафонной теоремы Арнольда Шенберга , 2 тома. плюс приложение с музыкальными примерами Копенгаген: Вильгельм Хансен; Осло: Norsk Musikforlag ; Франкфурт-на-Майне: Wilhelmiana Musikverlag.
- Шпионы, Клаудио . 1974. «Вортраг/12 ТК/Принстон». Перспективы новой музыки 13, вып. 1 (осень – зима): 58–136.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Духовой квинтет, соч. 26 (Шенберг) : партитуры в рамках проекта Международной библиотеки музыкальных партитур.