Музыкальное предложение
Музыкальное предложение (нем. Musikalisches Opfer или Das Musikalische Opfer ), BWV 1079, представляет собой сборник клавишных канонов , фуг и других музыкальных произведений Иоганна Себастьяна Баха , основанных на единой музыкальной теме, данной ему Фридрихом Великим ( Король Пруссии Фридрих II), которому они посвящены. Они были опубликованы в сентябре 1747 года. « Ричеркар а 6» , шестиголосная фуга, считающаяся кульминацией всего произведения, была выдвинута музыковедом Чарльзом Розеном как самое значительное фортепианное произведение в истории (отчасти потому, что оно один из первых). [1] Этот ричеркар также иногда называют прусской фугой — именем, которое использовал сам Бах.
История
[ редактировать ]
Коллекция берет свое начало во встрече Баха и Фридриха II, состоявшейся 7 мая 1747 года . Встреча, состоявшаяся в королевской резиденции в Потсдаме , произошла потому, что сын Баха Карл Филипп Эммануэль работал там придворным музыкантом. Фридрих хотел показать Баху-старшему новинку — фортепиано , изобретенное несколькими годами ранее. Королю принадлежало несколько экспериментальных инструментов, разработанных Готфридом Зильберманом . [2] Во время своего ожидаемого визита во дворец Фридриха в Потсдаме Бах, который был хорошо известен своим мастерством импровизации , получил от Фридриха длинную и сложную музыкальную тему, на которую можно было импровизировать трехголосную фугу. Он так и сделал, но затем Фредерик предложил ему импровизировать шестиголосную фугу на ту же тему. Бах ответил, что ему нужно будет обработать партитуру и потом отправить ее королю. [ нужна ссылка ] . Вместо этого Бах выбрал другую тему и, опять же совершенно экспромтом, исполнил на нее шестиголосную фугу с той же виртуозностью, что и трехголосную, произведя большое впечатление на всех присутствующих. [2] Позже он вернулся в Лейпциг, чтобы написать Thema Regium («тему короля»): [3]

Через четыре месяца после встречи Бах опубликовал сборник пьес на эту тему, который теперь известен как «Музыкальное приношение» . [4] Бах надписал пьесу «Regis Iussu Cantio Et Reliqua Canonica Arte Resoluta» (данная королем тема с дополнениями, решенными в каноническом стиле), первые буквы которой образуют слово рицеркар , известный жанр время.
Возможное происхождение королевской темы
[ редактировать ]Хамфри Ф. Сассун сравнил тему, изданную Фридрихом II, с темой фуги ля минор ( HWV 609) Джорджа Фридриха Генделя , опубликованной в сборнике «Шесть фуг или добровольцев» для органа или клавесина . Сассун отмечает, что «тема Генделя намного короче, чем тема Короля, но ее музыкальная «архитектура» поразительно похожа: скачки, за которыми следует нисходящая хроматическая гамма». Он также подробно останавливается на их дополнительных сходствах, что побудило Сассуна предположить, что Бах использовал фугу Ля минор Генделя в качестве структурной модели или руководства для Ricercar a 6 из Musical Offer , и что ее музыкальные концепции, возможно, также повлияли на разработку Бахом Ricercar. 3. [5] Тем не менее «Рицеркар а 6» длиннее и несравненно сложнее фуги Генделя.
Арнольд Шенберг в своем эссе о Бахе 1950 года предположил, что Thema Regium была создана сыном Баха, Карлом Филиппом Эммануэлем , по приказу короля, как хорошо подготовленная ловушка, чтобы поставить в неловкое положение И.С. Баха. [6]
Структура и оборудование
[ редактировать ]В готовом виде «Музыкальное предложение» включает в себя:
- Два Рицеркара , записанные на таком количестве нотоносцев , сколько голосов:
- Ricercar a 3 (трехголосная фуга)
- Ricercar a 6 (шестиголосная фуга)
- Десять канонов :
- Различные каноны на тему королей:
- 2 канона a 2 (первый представляет собой яркий пример крабового канона или канонических канкризанов )
- Канон а 2, обратным движением
- Канон а 2, путем увеличения, с обратным движением
- Канон до 2, на тон
- Вечный канон
- Фуга каноника в Эпидиапенте
- Канон А 2 «Ищите и найдете»
- Канон а 4
- Канон вечный, вопреки движению
- Различные каноны на тему королей:
- A Sonata sopr'il Soggetto Reale – трио-соната с участием флейты , инструмента, на котором играл Фредерик, состоящая из четырех частей:
За исключением трио-сонаты, написанной для флейты, скрипки и бассо континуо , в пьесах мало указаний на то, какие инструменты предназначены для их исполнения, хотя в настоящее время существует значительная поддержка идеи, что они предназначены для сольной клавиатуры, как и большинство сонат. Другие опубликованные произведения Баха.
Ричеркары и каноны были реализованы по-разному. Ричеркары чаще исполняются на клавишных инструментах, чем каноны, которые часто исполняются ансамблем камерных музыкантов с инструментами, сравнимыми с инструментами трио-сонаты.
Поскольку печатная версия создает впечатление организованной для удобного перелистывания страниц при воспроизведении партитуры с листа, порядок произведений, задуманный Бахом ( если он существовал), остается неопределенным, хотя сборник принято открывать с помощью Ricercar a 3 и ближе к концу сыграйте трио-сонату. В Canones super Thema Regium также обычно играют вместе.
Музыкальные загадки
[ редактировать ]Некоторые каноны « Музыкального приношения» представлены в оригинальной партитуре не более чем короткой монодической мелодией из нескольких тактов с более или менее загадочной надписью на латыни над мелодией. Эти сочинения называются фугами-загадками (или иногда, что более уместно, канонами-загадками ). Исполнителю(ям) предстоит интерпретировать музыку как многочастное произведение (произведение с несколькими переплетающимися мелодиями), разгадывая при этом «загадку». Было объяснено, что некоторые из этих загадок имеют более одного возможного «решения», хотя в настоящее время большинство печатных изданий партитуры дают одно, более или менее «стандартное» решение загадки, так что переводчики могут просто играть, без необходимости беспокойтесь о латыни или о загадке.
На одном из этих канонов-загадок , «in augmentationem» (т. е. при увеличении длины нот), написано «Notulis crescentibus crescat Fortuna Regis» (пусть состояние короля увеличивается пропорционально длине нот), в то время как Модулирующий канон, который заканчивается на тон выше, чем начинается, имеет надпись «Ascendenteque Modulatione Ascent Gloria Regis» (по мере того как модуляция возрастает, растет и слава короля).
Canon per tonos (бесконечно восходящий канон)
[ редактировать ]Канон per tonos (бесконечно восходящий канон) противопоставляет вариант королевской темы двухголосному канону пятой части. Однако он модулируется и заканчивается на целый тон выше, чем в начале. Таким образом, у него нет конечной каденции.
Богословский характер
[ редактировать ]Среди теорий о внешних источниках влияния Майкла Мариссена теория [7] обращает внимание на возможность теологического подтекста. Мариссен видит несоответствие между официальным посвящением Фридриху Великому и воздействием музыки, которая часто бывает меланхоличной, даже скорбной. Трио-соната — контрапунктная соната da chiesa , стиль которой расходился со светскими вкусами Фридриха. Надпись Quaerendo invenietis , найденная над каноном № 9, отсылает к Нагорной проповеди («Ищите, и найдете», Матфея 7:7 , Луки 11:9 ). Основное название Opfer («приношение») позволяет рассматривать цикл как Офферторий в религиозном смысле этого слова. Мариссен также отмечает, что, поскольку канонические процедуры часто напоминают строгие требования Моисеева закона, десять канонов, вероятно, отсылают к Десяти заповедям. Мариссен считает, что Бах пытался евангелизировать Фридриха Великого, указывая ему на требования Моисеева закона.
В недавнем исследовании [8] Золтан Гёнц отметил, что авторское предписание искать (Quaerendo invenietis) относится не только к канонам загадок, но и к шестичастному ричеркару , архаичное название которого также означает « искать» . В этом движении скрыто несколько библейских цитат, и их обнаружение особенно затруднено различными композиционными маневрами. Уникальная формальная структура фуги дает ключ к разгадке: определенные аномалии и очевидные несоответствия указывают на внешние немузыкальные влияния.
Среди обязанностей Баха во время его пребывания в Лейпциге (1723–1750) было преподавание латыни. Урсула Киркендейл [9] приводил доводы в пользу тесной связи с двенадцатитомным риторическим руководством Institutio Oratoria римского оратора Квинтилиана , которым восхищался Фридрих Великий . Филолог и ректор Лейпцигской Томасской школы Иоганн Маттиас Геснер , для которого Бах сочинил кантату в 1729 году, опубликовал обширное квинтилианское издание с длинной сноской в честь Баха.
Адаптации и цитаты
[ редактировать ]«Царская тема» выступает в качестве темы первой и последней частей Сонаты № 7 ре минор Фридриха Вильгельма Руста , написанной примерно в 1788 году, а также в качестве темы для сложных вариаций Джованни Паизиелло в его «Les Adieux de la Grande Duchesse de Russies», написанная около 1784 года, после его отъезда от двора Екатерины Великой .
«Ricercar a 6» неоднократно аранжировался самостоятельно, наиболее выдающимся аранжировщиком был Антон Веберн , который в 1935 году сделал версию для небольшого оркестра , известную своим стилем Klangfarbenmelodie (т. е. мелодические линии передаются от одного инструмент меняется на другой после каждых нескольких нот, причем каждая нота получает «цвет тона» инструмента, на котором она играется):
Аранжировка Веберна была посвящена музыкальному продюсеру и дирижеру BBC Эдварду Кларку . [10]
Другая версия Ricercare a 6 voci была опубликована в 1942 году К.Ф. Петерсом в аранжировке для органа музыковеда Германа Келлера , жившего тогда в Штутгарте. [11]
Игорь Маркевич поставил реализацию для трех оркестровых групп и сонатного квартета (скрипка, флейта, виолончель и клавесин), написанного в 1949–50 годах.
Квартет современного джаза использовал один из канонов (первоначально «для двух скрипок в унисон») как вступление к своему исполнению стандартной песни « Тихо, как на утреннем рассвете ». [12] Королевская тема исполняется на контрабасе, а Милт Джексон (вибрафон) и Джон Льюис (фортепиано) переплетают два имитирующих контрапунктических голоса выше:

Исанг Юн написал тему Königliches для скрипки соло, пассакалью на тему Thema Regium с азиатскими и двенадцатитоновыми влияниями, написанную в 1970 году.
Барт Берман сочинил три новых канона на Королевскую тему The Musical Offer , которые были опубликованы в 1978 году как специальное праздничное приложение к голландскому музыкальному журналу Mens & Melodie (издатель: Het Spectrum ).
София Губайдулина использовала Королевскую тему «Музыкального приношения» в своем скрипичном концерте «Офферториум» (1980). Оркестрованная в аранжировке, аналогичной аранжировке Веберна, тема деконструируется нота за нотой через серию вариаций и реконструируется как русский православный гимн.
Лесли Ховард выпустил новую версию The Musical Offer , которую он оркестровал и дирижировал в Финляндии в 1990 году.
Органист Жан Гийу переписал все произведение для органа в 2005 году. [13]
Известные записи
[ редактировать ]- Карл Мюнхингер , Штутгартский камерный оркестр (Декка, 1955)
- Милан Мюнклингер , Ars Rediviva : Станислав Духонь, Карел Бидло, Иржи Бакса, Йозеф Влах, Вацлав Снитил, Ярослав Мотлик, Франтишек Слама , Франтишек Пошта, Виктория Швигликова (Супрафон, 1959)
- Карл Рихтер , Отто Бюхнер, Курт Гюнтнер, Зигфрид Майнеке, Фриц Кискальт, Хедвиг Билграм (DGG/Archive Production, 1963)
- Милан Мюнклингер , Ars Rediviva : Станислав Духонь, Карел Бидло, Вацлав Снитил, Ярослав Мотлик, Франтишек Слама , Франтишек Пошта, Йозеф Хала (Супрафон, 1966)
- Николаус Арнонкур , Concentus Musicus Wien (Teldec, 1970)
- Невилл Марринер , Академия Святого Мартина в полях (Philips, 1974)
- Рейнхард Гебель , Musica Antiqua Cologne (Архивное издание Баха, 1979)
- Ханс-Мартин Линде , Linde-Consort (EMI-Reflexe, 1981)
- Бартольд Куйкен (флейта), Сигисвальд Куйкен (скрипка), Виланд Куйкен (виола да гамба), Роберт Конен (клавесин) (Deutsche Harmonia Mundi, 1994)
- Жорди Саваль , Концерт Наций (Alia Vox, 1999)
- Hanssler Edition , Готфрид фон дер Гольц, Петра Муллеянс, Мартин Йопп, Даниэла Хелмс, Кристиан Госсес (скрипка/альт), Карл Кайзер (флейта), Эккехард Вебер (виола да гамба), Кристин фон дер Гольц (виолончель) и Михаэль Берингер ( клавесин / фортепиано (BWV 1079) (Hanssler Edition CD92.133.1999)
- Константин Лифшиц (Орфей 676071, 2008) (все части на фортепиано)
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Розен, Чарльз (18 апреля 1999 г.). «Лучшее фортепианное произведение; гений из шести частей» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ Перейти обратно: а б Дэвид, Ханс Т.; Мендель, Артур ; Вольф, Кристоф (1999). Новый читатель Баха . WW Нортон. п. 224. ИСБН 0-393-31956-3 .
- ^ Гейнс, Джеймс Р. (2006). Вечер во Дворце Разума: Бах встречает Фридриха Великого в эпоху Просвещения . Многолетник Харпер. стр. 9–11. ISBN 978-0-00-715392-3 .
- ^ Нью-Йоркской филармонии Заметки о программе , с. 31 декабря 2018 г.
- ^ Хамфри Ф. Сассун (2003). И. С. Баха « Музыкальное предложение и источник его темы: королевское своеобразие». Музыкальные времена , том. 144, нет. 1885, стр. 38–39.
- ^ Шенберг, Арнольд ; Стейн, Леонард ; Блэк, Лео (1985). Стиль и идея: избранные произведения Арнольда Шенберга . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. п. 394 . ISBN 0520052862 . OCLC 12105620 .
- ^ Майкл Мариссен (1995). Дэниел Р. Меламед (ред.). И.С. Баха Богословский характер «Музыкального приношения» . Исследования Баха 2. Издательство Кембриджского университета. стр. 85–106. ISBN 978-0-521-47067-4 .
- ^ «Священные коды шестичастного рицеркара» , Бах. Журнал Института Рименшнейдера Баха , вып. 42/1 (2011), 46–69.
- ^ Киркендейл, Урсула (весна 1980 г.). «Источник музыкального приношения Баха : Музыкальное приношение Квинтилиана». Журнал Американского музыковедческого общества . 33 (1): 99–141. дои : 10.2307/831204 . ISSN 0003-0139 . JSTOR 831204 .
- ^ Вена: Универсальное издание ОСЛК 461971074
- ^ Издание Питерса № 4528.
- ^ Это присутствует в их альбоме Concorde (1955).
- ^ Бах, Иоганн Себастьян, «Музыкальное жертвоприношение» в переложении для органа Жана Гийу , т. ED 9804, переборка
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Рейнхард Бесс: Искусство канона-головоломки в «Музыкальном жертвоприношении » , 1991, 2 тома, ISBN 3-7959-0530-3
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Музыкальная жертва , BWV 1079 : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
- « Музыкальное предложение : музыкально-педагогический семинар И. С. Баха, или Музыкальная геометрия канонов-загадок Баха» [английский], Schillerinstituttet [датский].
- В проекте Mutopia есть часть музыки из The Musical Offer.
- Музыкальная жертва , PianoSociety.com
- Исполнение Трио-сонаты Общества камерной музыки Линкольн-центра из музея Изабеллы Стюарт Гарднер в MP3 формате
- Филлипс, Тони (1 марта 1999 г.). Рубрика тем: «Математика и музыкальное предложение » , «Что нового в математике: Американское математическое общество»
- «Иоганн Себастьян Бах (1685–1750), L'Offrande musice – Музыкальное приношение , Музыкальное приношение BWV 1079» , ClassicalÀlacarte.com .