Jump to content

Концерт для клавесина ми мажор, BWV 1053

Концерт для клавесина ми мажор, BWV 1053 концерт для клавесина и струнного оркестра Иоганна Себастьяна Баха . Баха Это второй клавирный концерт , написанный в 1738 году и написанный для клавира и струнного оркестра в стиле барокко. Части представляли собой переработку частей двух церковных кантат Баха, написанных в 1726 году: орган соло-облигато играл симфонии для двух быстрых частей; а оставшаяся ария альта обеспечивала медленную часть.

Исторический контекст

[ редактировать ]
Иоганн Георг Шрайбер, 1720 г.: Гравюра Катериненштрассе в Лейпциге. В центре находится кафе Zimmermann , где Collegium Musicum еженедельно проводил концерты камерной музыки.

Как и другие концерты для клавесина, BWV 1053 считается транскрипцией утраченного инструментального концерта. Как и в случае с концертом для клавесина BWV 1052 , все части имели предыдущие воплощения в лейпцигских кантатах, написанных за десять или более лет до рукописи с автографом 1738 или 1739 года, с частью мелодического инструмента, написанной для органа облигато. Первая и вторая части BWV 1053 соответствуют вступительной Симфонии (ре мажор) и альтовой арии «Stirb in mir, Welt» (си минор) в Gott sollein mein Herze haben, BWV 169 ; и финал вступительной Симфонии (ми мажор) в Ich geh und suche mit Verlangen, BWV 49 . Кантаты, входящие в серию, в которой Бах разработал орган облигато как камерный или оркестровый инструмент, были впервые исполнены в октябре и ноябре 1726 года в Томаскирхе , с разницей в две недели. Партитура в BWV 169 включает два гобоя и хвост в качестве инструментов рипьено в симфонии и гобой д'амур в арии. В арии партии солиста-альтиста и органа переплетаются друг с другом в каком-то Альфред Дюрр назвал «несомненно одним из самых вдохновенных вокальных произведений, которые когда-либо писал Бах… страстное погружение в небесную любовь».

Композитор руководит кантатой из галереи в церкви, гравюра из «Музыкального лексикона» , Иоганн Готфрид Вальтер , 1732 г.

Как комментирует Вольф (1994) , это показывает тонкости процесса аранжировки Баха. В данном случае наложение дополнительной вокальной линии на клавишную партию «направлено на исследование, обогащение и совершенствование исходного композиционного материала». Гобой д'амур также был добавлен в качестве инструмента рипиено в симфонию BWV 49. [ 1 ]

После диссертации Ульриха Зигеле 1957 года, в которой он предположил, что BWV 1053 возник либо из концерта для флейты фа мажор, либо из концерта для гобоя ми мажор, был предложен ряд реконструкций для различных мелодических инструментов, все они обсуждались у Брейга (2001) : Герман Тётчер и Готфрид Мюллер (фа мажор для гобоя, 1955); Вилфрида Фишера (ми мажор для гобоя, 1966 г. и альта, 1996 г.); ( Джошуа Рифкин ми мажор для гобоя, 1983); Арнольда Мела (ре мажор для гобоя д'амур. 1983): и Брюса Хейнса (ре мажор для гобоя д'амур, 1998). Дальнейшие обсуждения возможной оригинальной формы концерта можно найти у Батлера (2008) , Вольфа (2008) и Рампе (2013) . У Вольфа (2016) упоминаются проблемы со всеми реконструкциями: для деревянных духовых инструментов проблемы с дыханием, создаваемые длинными непрерывными пассажами полукваверных триолей в третьей части; а для альта — полное отсутствие струнных фигур во всем концерте. Учитывая появление всех трех частей в кантатах 1726 года, он предположил, что концерт изначально мог быть написан для неуказанного клавишного инструмента — взаимозаменяемо для клавесина или органа в зависимости от места проведения — и что это могло быть одно из исполняемых произведений. во время концерта Баха на органе Зильбермана в Софиенкирхе в Дрездене в сентябре 1725 года. [ 2 ]

Партия клавесина в первой части BWV 1053 несколько отличается от партии органа 1726 года в сольных отрывках: в правой руке мелодическая линия стала гораздо более сложной и декоративной; а в левой руке фигурная басовая партия была заменена более плотной текстурой полностью проработанных фигур и аккордов — левая рука была «эмансипирована», по словам Вольфа (2002) . В то же время в оркестровых партиях Бах уменьшил вклад нижних струн и скорректировал вклад верхних струн, чтобы создать правильный баланс с клавесином, при этом ни одна из струнных партий не дублировалась, за исключением басовых инструментов. Более легкая партитура позволяла использовать контрапункт между первой скрипкой и клавесином в сольных эпизодах. Этот метод адаптации - в стиле полной зрелости Баха - отличался от метода, использованного для BWV 1052, и использовался в последующих концертах BWV 1054–1057. [ 3 ]

Музыкальная структура

[ редактировать ]

Первая часть: [Аллегро]

[ редактировать ]

Музыкальная структура первой части BWV 1053 — лаконично написанной, но сложной во многих замысловатых и изобретательных деталях — была проанализирована в Бергере (1997) и Рампе (2013) . Движение сочетает в себе строгую форму да капо А Б А арии со структурой ритурнели концерта. Раздел А состоит из 62 баров. Во вступительной восьмитактовой ритурнели клавесин изначально играет как часть рипьено, исполняя партию первой скрипки в правой руке и континуо в левой. После этого открытия тутти клавесин следует своим собственным курсом, отвечая эпизодом из девяти тактов, который вводит свой собственный материал.

Есть еще три отрывка ритурнели с двумя прерывистыми ответами в сольных эпизодах для клавесина. Бах разработал ритмический тематический материал клавесина как контрастную контртему полукваверным мотивам в начале ритурнели. В каждой репризе партитура ритурнели варьируется: клавесин чередуется между своей контртемой и темой вступительной ритурнели; он играет все более блестящие варианты своего собственного материала - в конечном итоге включая радостные дактильные мотивы - в контрапункте к теме полукваверной скрипки. Средняя часть B имеет длину 51 такт и в основном находится в минорном ладу, начиная с F минор. Есть три сольных эпизода для клавесина, перемежающихся двумя репризами оркестровой ритурнели, сначала в фа (такт 69), а затем в относительной мажорной тональности ля мажор (такт 81). собственный материал, заимствованный из раздела А. Менее привязанный к ритурнели, клавесин свободно развивает свой Третий и самый длинный эпизод из 27 тактов начинается в 86-м такте и по-прежнему сосредоточен на тональности C. незначительный. Струнные служат простым аккомпанементом длинным фразам расширенного соло клавесина; Между фразами первая скрипка играет короткую репризу до минор первого полукваверного мотива ритурнели. Эпизод завершается полукваверным пассажем над расширенной G ♯ педалью , а также каденцией Адажио и ферматами до минор. Затем движение возобновляется с повторением всего А. раздела [ 4 ]

Вторая часть: Сицилийская

[ редактировать ]

Медленная часть до ♯ минор и 12
8-й
раз — это сицилиано, которое Джонс (2013) назвал красивым и запоминающимся. В форме да капо продолжительная струнная ритурнель сопровождается клавесином с явной реализацией фигурного баса нежными ломаными полукваверами. После вступительной ритурнели клавесин под аккомпанемент отдельных дрожащих аккордов в струнах играет свою мелодическую линию, сложенную в две длинные, все более орнаментированные фразы, вторая из которых сливается с полудрожащим аккомпанементом заключительной ритурнели. [ 5 ]

Третья часть: Аллегро.

[ редактировать ]

Третья часть BWV 1053 представляет собой бойкое и танцевальное аллегро ми мажор и 3
8
раз. Как и первая часть, ее лаконичная и остроумная композиционная форма сочетает в себе структуру да капо арии со структурой ритурнели концерта; он также имеет такую ​​​​же легкую партитуру в оркестровых партиях, чтобы создать правильный баланс между клавесином и струнными. Хотя общая структура аналогична структуре первой части, чередования между солистом концертато и рипьено более часты и сложны. Грегори Батлер предположил, что это движение ближе по форме и стилю, чем к концертам Вивальди, к концертам другого итальянского современника Баха, венецианского композитора Томазо Альбинони . Батлер подробно изучил два набора Альбинони из двенадцати концертов a cinque , Op.7 (1715) и Op.9 (1722), каждый набор включает четыре концерта для скрипки, четыре концерта для гобоя и четыре концерта для двойного гобоя, и предложил последняя часть концерта для двойного гобоя ор.9, №3 как возможный предшественник BWV 1053/3.

Третья часть Баха написана в строгой форме да капо A B A , со 137 тактами в секции A и 122 тактами в B. секции Вступительная ритурнель из восемнадцати тактов имеет вступительную часть или Vordersatz из четырех тактов: струнные играют мотив «головы» - три дрожания, четыре полуквавера и дрожание - в каноне, начиная с первой скрипки, затем второй, а затем альта. Этот ритм повторяется в первых восьми тактах ритурнели. Под струнами и единственным инструментом, начинающим движение, клавесин играет вступительную партию арпеджированных полукваверных триолей, дополняющих гармонии и охватывающих почти всю клавиатуру. В оставшейся части ритурнели клавесин дублирует партию первой скрипки в правой руке и континуо в левой.

Затем клавесин начинает свой собственный тематический материал в первом сольном эпизоде. ритурнели Vordersatz Сначала он воспроизводит только первые четыре такта в качестве краткой декламации, которая вызывает в качестве ответа . Затем следует повторение клавесином нового тематического материала, теперь расширенного до шестнадцатитактового эпизода.

За этим эпизодом следует повторение всей 18-тактовой ритурнели в доминирующей тональности си мажор. В этой репризе обрезаются части нижних струн; теперь правая рука партии клавесина образует контрапункт партии первой скрипки вместо второй скрипки и альта; а левая рука играет свою собственную фигуру полуквавера в тандеме с линией континуо. Есть еще два эпизода для клавесина, в которых его собственный материал развивается с пассажами в полукваверах, в полукваверных тройках, а также в полукваверах с параллельными и противоположными движениями в обеих руках. Они разделены сокращенной версией ритурнели, за которой следует полная версия, последние два такта которой сокращены до клавесина и первой скрипки. Раздел A завершается, следуя традиционному образцу, установленному Альбинони, повторением основной части ( Vorspinnung ) и заключительной части ( Epilog ) ритурнели, при этом клавесин еще раз удваивает партии первой скрипки и континуо.

В разделе B , который следует сразу за ним, Бах порывает с традицией: теперь в относительном миноре G минор он вводит в первом сольном эпизоде ​​клавесина весьма контрастную хроматическую тему, сопровождаемую характерными полукваверными фигурами в левой руке.

Соло-эпизод длиной 38 тактов, перемежающийся фрагментарными откликами струнных, модулируется тональностью си-мажор и до - минор до каденции фа-минор. За ним следует последовательность коротких отрывков, чередующихся между материалом ритурнели и сольным материалом для клавесина, взятыми как из раздела B (фигуры полуквавера), так и из раздела A (начало темы клавесина). Сегменты ритурнели перемещаются от фа минор к ми мажор, последний сегмент модулируется от фа минор к си мажор, а затем к ми мажор. Следующий эпизод соло из двенадцати тактов продолжает и развивает тематический материал клавесина от раздела A , модулируя от ми мажора до си мажора, а затем до отдаленной тональности ре мажор. Затем в этой тональности исполняется 4-тактовый Vordersatz из ритурнели, затем в соль мажор, доходя до тональности до минор. Раздел B заканчивается симметрично расширенным сольным эпизодом из 33 тактов, вариантом длинного хроматического эпизода, с которого он начался, после модуляции с помощью клавиш G. минор, C минор и D минор, движение ненадолго останавливается в манере арии Скарлатти да капо с каденцией в средней тональности G минор. Музыка возобновляется капитуляцией А. раздела [ 6 ]

Избранные записи

[ редактировать ]
Беатрис Мартен, клавесинистка
Андре Изуар , органист

С клавесином

[ редактировать ]

С фортепиано

[ редактировать ]

С органом

[ редактировать ]

С гобоем

[ редактировать ]

Источники

[ редактировать ]
  • Бергер, Кристиан (1997), «Игра с моделями форм. Концерт для клавесина И. С. Баха ми мажор BWV 1053», Мартин Гек ; Вернер Брейг (ред.), Оркестровые произведения Баха: Отчет о 1-м Дортмундском симпозиуме Баха в январе 1996 г. (на немецком языке), Дортмунд, стр. 257–263. {{citation}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  • Брейг, Вернер (1999), Бах: Концерты для клавесина , Neue Bach Ausgabe , Bärenreiter , предисловие. Архивировано 17 мая 2017 г. в Wayback Machine (обратите внимание, что есть более позднее издание с фортепианными сокращениями Вернера Брейга).
  • Брейг, Вернер (2001), Иоганн Себастьян Бах: Концерты для клавесина BWV 1052–1059, с критическими комментариями , New Bach Edition , vol. VII/4, Беренрайтер , ISMN 9790006494699
  • Батлер, Грегори (1995), «Прием Дж. С. Бахом концертов Томазо Альбинони», в Дэниеле Р. Меламеде (редактор), Bach Studies 2 , Cambridge University Press , стр. 20–46, ISBN  0521028914
  • Батлер, Грегори (2008), «Сапожник Бах: Истоки концерта ми-мажор Баха (BWV 1053)», в книге Грегори Батлера (редактор), Концертная ансамблевая музыка Дж. С. Баха: Концерт , Перспективы Баха, том. 7, University of Illinois Press , стр. 1–20, ISBN.  9780252031656
  • Дюрр, Альфред (2006), Кантаты И. С. Баха , Oxford University Press , стр. 392–397, ISBN  0-19-929776-2
  • Хейнс, Брюс (2001), Красноречивый гобой: история гобоя 1640–1760 , Oxford University Press , ISBN  9780198166467
  • Джонс, Ричард Д.П. (2013), Творческое развитие Иоганна Себастьяна Баха, Том II: 1717–1750: Музыка для наслаждения духа , Oxford University Press , ISBN  9780199696284
  • Рампе, Зигберт (2013), Оркестровая и камерная музыка Баха , Справочник Баха (на немецком языке), том. 5/1, Лаабер-Верлаг , ISBN  978-3-89007-455-9
  • Зигеле, Ульрих (1957), Композиция и методы обработки инструментальной музыки Иоганна Себастьяна Баха (диссертация) (на немецком языке), Hänssler, ISBN  3-7751-0117-9
  • Уильямс, Питер (2016), Бах: музыкальная биография , издательство Кембриджского университета , ISBN  978-1107139251
  • Вольф, Кристоф (1994), Бах: Очерки его жизни и творчества , издательство Гарвардского университета , ISBN  0674059263
  • Вольф, Кристоф (2002), Иоганн Себастьян Бах: образованный музыкант , Oxford University Press , ISBN  0-19-924884-2
  • Вольф, Кристоф (2008), «Сицилиано и органные концерты: наблюдения над концертами И.С. Баха», в книге Грегори Батлера (редактор), Концертная ансамблевая музыка Дж. С. Баха: Концерт , Перспективы Баха, том. 7, University of Illinois Press , стр. 97–114, ISBN.  978-0252031656
  • Вольф, Кристоф (2016), «Написал ли Бах органные концерты? Предлагаю предысторию кантатных частей с органом облигато», в книге Дирст, Мэтью (ред.), Бах и орган , Перспективы Баха, том. 10, University of Illinois Press , стр. 60–75, ISBN.  9780252040191 , JSTOR   10.5406/j.ctt18j8xkb
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 046b39bb420124042489508fe4da77f1__1720850040
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/04/f1/046b39bb420124042489508fe4da77f1.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Harpsichord Concerto in E major, BWV 1053 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)