Концерт для клавесина ми мажор, BWV 1053
Концерт для клавесина ми мажор, BWV 1053 — концерт для клавесина и струнного оркестра Иоганна Себастьяна Баха . Баха Это второй клавирный концерт , написанный в 1738 году и написанный для клавира и струнного оркестра в стиле барокко. Части представляли собой переработку частей двух церковных кантат Баха, написанных в 1726 году: орган соло-облигато играл симфонии для двух быстрых частей; а оставшаяся ария альта обеспечивала медленную часть.
Исторический контекст
[ редактировать ]
Как и другие концерты для клавесина, BWV 1053 считается транскрипцией утраченного инструментального концерта. Как и в случае с концертом для клавесина BWV 1052 , все части имели предыдущие воплощения в лейпцигских кантатах, написанных за десять или более лет до рукописи с автографом 1738 или 1739 года, с частью мелодического инструмента, написанной для органа облигато. Первая и вторая части BWV 1053 соответствуют вступительной Симфонии (ре мажор) и альтовой арии «Stirb in mir, Welt» (си минор) в Gott sollein mein Herze haben, BWV 169 ; и финал вступительной Симфонии (ми мажор) в Ich geh und suche mit Verlangen, BWV 49 . Кантаты, входящие в серию, в которой Бах разработал орган облигато как камерный или оркестровый инструмент, были впервые исполнены в октябре и ноябре 1726 года в Томаскирхе , с разницей в две недели. Партитура в BWV 169 включает два гобоя и хвост в качестве инструментов рипьено в симфонии и гобой д'амур в арии. В арии партии солиста-альтиста и органа переплетаются друг с другом в каком-то Альфред Дюрр назвал «несомненно одним из самых вдохновенных вокальных произведений, которые когда-либо писал Бах… страстное погружение в небесную любовь».

Как комментирует Вольф (1994) , это показывает тонкости процесса аранжировки Баха. В данном случае наложение дополнительной вокальной линии на клавишную партию «направлено на исследование, обогащение и совершенствование исходного композиционного материала». Гобой д'амур также был добавлен в качестве инструмента рипиено в симфонию BWV 49. [ 1 ]
После диссертации Ульриха Зигеле 1957 года, в которой он предположил, что BWV 1053 возник либо из концерта для флейты фа мажор, либо из концерта для гобоя ми ♭ мажор, был предложен ряд реконструкций для различных мелодических инструментов, все они обсуждались у Брейга (2001) : Герман Тётчер и Готфрид Мюллер (фа мажор для гобоя, 1955); Вилфрида Фишера (ми ♭ мажор для гобоя, 1966 г. и альта, 1996 г.); ( Джошуа Рифкин ми ♭ мажор для гобоя, 1983); Арнольда Мела (ре мажор для гобоя д'амур. 1983): и Брюса Хейнса (ре мажор для гобоя д'амур, 1998). Дальнейшие обсуждения возможной оригинальной формы концерта можно найти у Батлера (2008) , Вольфа (2008) и Рампе (2013) . У Вольфа (2016) упоминаются проблемы со всеми реконструкциями: для деревянных духовых инструментов проблемы с дыханием, создаваемые длинными непрерывными пассажами полукваверных триолей в третьей части; а для альта — полное отсутствие струнных фигур во всем концерте. Учитывая появление всех трех частей в кантатах 1726 года, он предположил, что концерт изначально мог быть написан для неуказанного клавишного инструмента — взаимозаменяемо для клавесина или органа в зависимости от места проведения — и что это могло быть одно из исполняемых произведений. во время концерта Баха на органе Зильбермана в Софиенкирхе в Дрездене в сентябре 1725 года. [ 2 ]
Партия клавесина в первой части BWV 1053 несколько отличается от партии органа 1726 года в сольных отрывках: в правой руке мелодическая линия стала гораздо более сложной и декоративной; а в левой руке фигурная басовая партия была заменена более плотной текстурой полностью проработанных фигур и аккордов — левая рука была «эмансипирована», по словам Вольфа (2002) . В то же время в оркестровых партиях Бах уменьшил вклад нижних струн и скорректировал вклад верхних струн, чтобы создать правильный баланс с клавесином, при этом ни одна из струнных партий не дублировалась, за исключением басовых инструментов. Более легкая партитура позволяла использовать контрапункт между первой скрипкой и клавесином в сольных эпизодах. Этот метод адаптации - в стиле полной зрелости Баха - отличался от метода, использованного для BWV 1052, и использовался в последующих концертах BWV 1054–1057. [ 3 ]
Музыкальная структура
[ редактировать ]Первая часть: [Аллегро]
[ редактировать ]Музыкальная структура первой части BWV 1053 — лаконично написанной, но сложной во многих замысловатых и изобретательных деталях — была проанализирована в Бергере (1997) и Рампе (2013) . Движение сочетает в себе строгую форму да капо А – Б – А арии со структурой ритурнели концерта. Раздел А состоит из 62 баров. Во вступительной восьмитактовой ритурнели клавесин изначально играет как часть рипьено, исполняя партию первой скрипки в правой руке и континуо в левой. После этого открытия тутти клавесин следует своим собственным курсом, отвечая эпизодом из девяти тактов, который вводит свой собственный материал.
Есть еще три отрывка ритурнели с двумя прерывистыми ответами в сольных эпизодах для клавесина. Бах разработал ритмический тематический материал клавесина как контрастную контртему полукваверным мотивам в начале ритурнели. В каждой репризе партитура ритурнели варьируется: клавесин чередуется между своей контртемой и темой вступительной ритурнели; он играет все более блестящие варианты своего собственного материала - в конечном итоге включая радостные дактильные мотивы - в контрапункте к теме полукваверной скрипки. Средняя часть B имеет длину 51 такт и в основном находится в минорном ладу, начиная с F ♯ минор. Есть три сольных эпизода для клавесина, перемежающихся двумя репризами оркестровой ритурнели, сначала в фа ♯ (такт 69), а затем в относительной мажорной тональности ля мажор (такт 81). собственный материал, заимствованный из раздела А. Менее привязанный к ритурнели, клавесин свободно развивает свой Третий и самый длинный эпизод из 27 тактов начинается в 86-м такте и по-прежнему сосредоточен на тональности C. ♯ незначительный. Струнные служат простым аккомпанементом длинным фразам расширенного соло клавесина; Между фразами первая скрипка играет короткую репризу до минор первого полукваверного мотива ритурнели. Эпизод завершается полукваверным пассажем над расширенной G ♯ педалью , а также каденцией Адажио и ферматами до ♯ минор. Затем движение возобновляется с повторением всего А. раздела [ 4 ]
Вторая часть: Сицилийская
[ редактировать ]Медленная часть до ♯ минор и 12
8-й раз — это сицилиано, которое Джонс (2013) назвал красивым и запоминающимся. В форме да капо продолжительная струнная ритурнель сопровождается клавесином с явной реализацией фигурного баса нежными ломаными полукваверами. После вступительной ритурнели клавесин под аккомпанемент отдельных дрожащих аккордов в струнах играет свою мелодическую линию, сложенную в две длинные, все более орнаментированные фразы, вторая из которых сливается с полудрожащим аккомпанементом заключительной ритурнели. [ 5 ]
Третья часть: Аллегро.
[ редактировать ]Третья часть BWV 1053 представляет собой бойкое и танцевальное аллегро ми мажор и 3
8 раз. Как и первая часть, ее лаконичная и остроумная композиционная форма сочетает в себе структуру да капо арии со структурой ритурнели концерта; он также имеет такую же легкую партитуру в оркестровых партиях, чтобы создать правильный баланс между клавесином и струнными. Хотя общая структура аналогична структуре первой части, чередования между солистом концертато и рипьено более часты и сложны. Грегори Батлер предположил, что это движение ближе по форме и стилю, чем к концертам Вивальди, к концертам другого итальянского современника Баха, венецианского композитора Томазо Альбинони . Батлер подробно изучил два набора Альбинони из двенадцати концертов a cinque , Op.7 (1715) и Op.9 (1722), каждый набор включает четыре концерта для скрипки, четыре концерта для гобоя и четыре концерта для двойного гобоя, и предложил последняя часть концерта для двойного гобоя ор.9, №3 как возможный предшественник BWV 1053/3.
Третья часть Баха написана в строгой форме да капо A – B – A , со 137 тактами в секции A и 122 тактами в B. секции Вступительная ритурнель из восемнадцати тактов имеет вступительную часть или Vordersatz из четырех тактов: струнные играют мотив «головы» - три дрожания, четыре полуквавера и дрожание - в каноне, начиная с первой скрипки, затем второй, а затем альта. Этот ритм повторяется в первых восьми тактах ритурнели. Под струнами и единственным инструментом, начинающим движение, клавесин играет вступительную партию арпеджированных полукваверных триолей, дополняющих гармонии и охватывающих почти всю клавиатуру. В оставшейся части ритурнели клавесин дублирует партию первой скрипки в правой руке и континуо в левой.
Затем клавесин начинает свой собственный тематический материал в первом сольном эпизоде. ритурнели Vordersatz Сначала он воспроизводит только первые четыре такта в качестве краткой декламации, которая вызывает в качестве ответа . Затем следует повторение клавесином нового тематического материала, теперь расширенного до шестнадцатитактового эпизода.
За этим эпизодом следует повторение всей 18-тактовой ритурнели в доминирующей тональности си мажор. В этой репризе обрезаются части нижних струн; теперь правая рука партии клавесина образует контрапункт партии первой скрипки вместо второй скрипки и альта; а левая рука играет свою собственную фигуру полуквавера в тандеме с линией континуо. Есть еще два эпизода для клавесина, в которых его собственный материал развивается с пассажами в полукваверах, в полукваверных тройках, а также в полукваверах с параллельными и противоположными движениями в обеих руках. Они разделены сокращенной версией ритурнели, за которой следует полная версия, последние два такта которой сокращены до клавесина и первой скрипки. Раздел A завершается, следуя традиционному образцу, установленному Альбинони, повторением основной части ( Vorspinnung ) и заключительной части ( Epilog ) ритурнели, при этом клавесин еще раз удваивает партии первой скрипки и континуо.
В разделе B , который следует сразу за ним, Бах порывает с традицией: теперь в относительном миноре G ♯ минор он вводит в первом сольном эпизоде клавесина весьма контрастную хроматическую тему, сопровождаемую характерными полукваверными фигурами в левой руке.
Соло-эпизод длиной 38 тактов, перемежающийся фрагментарными откликами струнных, модулируется тональностью си-мажор и до - минор до каденции фа-минор. За ним следует последовательность коротких отрывков, чередующихся между материалом ритурнели и сольным материалом для клавесина, взятыми как из раздела B (фигуры полуквавера), так и из раздела A (начало темы клавесина). Сегменты ритурнели перемещаются от фа ♯ минор к ми мажор, последний сегмент модулируется от фа минор к си мажор, а затем к ми мажор. Следующий эпизод соло из двенадцати тактов продолжает и развивает тематический материал клавесина от раздела A , модулируя от ми мажора до си мажора, а затем до отдаленной тональности ре ♯ мажор. Затем в этой тональности исполняется 4-тактовый Vordersatz из ритурнели, затем в соль ♯ мажор, доходя до тональности до ♯ минор. Раздел B заканчивается симметрично расширенным сольным эпизодом из 33 тактов, вариантом длинного хроматического эпизода, с которого он начался, после модуляции с помощью клавиш G. ♯ минор, C ♯ минор и D ♯ минор, движение ненадолго останавливается в манере арии Скарлатти да капо с каденцией в средней тональности G ♯ минор. Музыка возобновляется капитуляцией А. раздела [ 6 ]
Избранные записи
[ редактировать ]

С клавесином
[ редактировать ]- Густав Леонардт , Леонхардт-Консорт ; 1968 год; ТелДек
- Игорь Кипнис , The London Strings, Невилл Марринер ; 1971 год; Записи CBS Masterworks M2YK 45616
- Тревор Пиннок , «Английский концерт» ; 1981 год; Archiv Produktion 471754-2 (переиздание 2002 г.)
- Кристина Шорнсхайм , New Bachisches Collegium Musicum , Буркхард Глетцнер ; 1990-1992 годы; блестящая классика
- Андреас Стайер , Фрайбургский барочный оркестр ; 2013 г.; Гармония Мунди HMC 902181.82
- Кристоф Руссе , Академия старинной музыки , Кристофер Хогвуд ; 1999 год; Л'Уазо Лира
- Беатрис Мартен , Les Folies Françoises, Патрик Коэн-Акенин; 2011 г.; Кипарис
- Масааки Судзуки , Бах Коллегиум Японии ; 2018 год; До-2401
С фортепиано
[ редактировать ]- Андрей Гаврилов , Академия Святого Мартина в полях , Невилл Марринер ; 1987 год; EMI Classics 573641-2 (переиздание 1999 г.)
- Мюррей Перахия , Академия Святого Мартина в полях ; 2000-2001; Sony Classical SK89245/SK89690
- Анджела Хьюитт , Австралийский камерный оркестр , Ричард Тогнетти ; 2005 г.; Гиперион
С органом
[ редактировать ]- Андре Исуар , Музыкальный парламент , Мартин Гестер; 1993 год; Каллиопа CAL 9720
- Питер Херфорд , Royal Northern Sinfonia , Ричард Хикокс ; 1990 год; Арго
С гобоем
[ редактировать ]- Марсель Понселе , Иль Гарделлино ; 2005 г.; Акцент
Ссылки
[ редактировать ]- ^ См.:
- Рампе 2013 , стр. 375–376
- Вольф 1994 , стр. 322–323.
- Дюрр 2006 , стр. 570–573, 592–595.
- ^ См.:
- Зигеле 1957 г.
- Рампе 2013 , стр. 286–296, 375–377
- Уильямс 2016 , стр. 367–368.
- Вольф 2016
- Батлер 2008
- Кирпич 2001 г.
- Хейнс 2001 , с. 389–390
- ^ См.
- Брик 1999 , с. XIII
- Рампе 2013 , с. 293–294
- Вольф 2002 , с. 389
- ( Вольф 2008 г.
- Уильямс 2016 , стр. 367–368.
- Вольф 2016
- ^ См.
- Бергер 1997 г.
- Рампе 2013 , с. 293–294
- Джонс 2013 , с. 259
- Уильямс 2016 , стр. 367–368.
- ^ См.:
- Джонс 2013 , с. 259
- Рампе 2013 , с. 295
- Вольф 2008 г.
- Вольф 2016
- ^ См.:
- Батлер 1995 г.
- Батлер 2008
- Кирпич 1999 г.
- Рампе 2013 , стр. 294–295
- Джонс, 2013 , стр. 259.
Источники
[ редактировать ]- Бергер, Кристиан (1997), «Игра с моделями форм. Концерт для клавесина И. С. Баха ми мажор BWV 1053», Мартин Гек ; Вернер Брейг (ред.), Оркестровые произведения Баха: Отчет о 1-м Дортмундском симпозиуме Баха в январе 1996 г. (на немецком языке), Дортмунд, стр. 257–263.
{{citation}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Брейг, Вернер (1999), Бах: Концерты для клавесина , Neue Bach Ausgabe , Bärenreiter , предисловие. Архивировано 17 мая 2017 г. в Wayback Machine (обратите внимание, что есть более позднее издание с фортепианными сокращениями Вернера Брейга).
- Брейг, Вернер (2001), Иоганн Себастьян Бах: Концерты для клавесина BWV 1052–1059, с критическими комментариями , New Bach Edition , vol. VII/4, Беренрайтер , ISMN 9790006494699
- Батлер, Грегори (1995), «Прием Дж. С. Бахом концертов Томазо Альбинони», в Дэниеле Р. Меламеде (редактор), Bach Studies 2 , Cambridge University Press , стр. 20–46, ISBN 0521028914
- Батлер, Грегори (2008), «Сапожник Бах: Истоки концерта ми-мажор Баха (BWV 1053)», в книге Грегори Батлера (редактор), Концертная ансамблевая музыка Дж. С. Баха: Концерт , Перспективы Баха, том. 7, University of Illinois Press , стр. 1–20, ISBN. 9780252031656
- Дюрр, Альфред (2006), Кантаты И. С. Баха , Oxford University Press , стр. 392–397, ISBN 0-19-929776-2
- Хейнс, Брюс (2001), Красноречивый гобой: история гобоя 1640–1760 , Oxford University Press , ISBN 9780198166467
- Джонс, Ричард Д.П. (2013), Творческое развитие Иоганна Себастьяна Баха, Том II: 1717–1750: Музыка для наслаждения духа , Oxford University Press , ISBN 9780199696284
- Рампе, Зигберт (2013), Оркестровая и камерная музыка Баха , Справочник Баха (на немецком языке), том. 5/1, Лаабер-Верлаг , ISBN 978-3-89007-455-9
- Зигеле, Ульрих (1957), Композиция и методы обработки инструментальной музыки Иоганна Себастьяна Баха (диссертация) (на немецком языке), Hänssler, ISBN 3-7751-0117-9
- Уильямс, Питер (2016), Бах: музыкальная биография , издательство Кембриджского университета , ISBN 978-1107139251
- Вольф, Кристоф (1994), Бах: Очерки его жизни и творчества , издательство Гарвардского университета , ISBN 0674059263
- Вольф, Кристоф (2002), Иоганн Себастьян Бах: образованный музыкант , Oxford University Press , ISBN 0-19-924884-2
- Вольф, Кристоф (2008), «Сицилиано и органные концерты: наблюдения над концертами И.С. Баха», в книге Грегори Батлера (редактор), Концертная ансамблевая музыка Дж. С. Баха: Концерт , Перспективы Баха, том. 7, University of Illinois Press , стр. 97–114, ISBN. 978-0252031656
- Вольф, Кристоф (2016), «Написал ли Бах органные концерты? Предлагаю предысторию кантатных частей с органом облигато», в книге Дирст, Мэтью (ред.), Бах и орган , Перспективы Баха, том. 10, University of Illinois Press , стр. 60–75, ISBN. 9780252040191 , JSTOR 10.5406/j.ctt18j8xkb