Бранденбургский концерт № 5
Бранденбургский концерт № 5 | |
---|---|
Концерт И.С. Баха | |
![]() Кристиан Людвиг Бранденбургский , для которого Бах переписал концерт, изображен Антуаном Песном в 1710 году. | |
Каталог | БВВ 1050 |
Составленный | 1721 или ранее |
Движения | 3 |
Подсчет очков |
|
Иоганн Себастьян Бах написал свой пятый Бранденбургский концерт , BWV 1050.2 (ранее 1050), [1] для клавесина , флейты и скрипки в качестве солистов и оркестрового сопровождения, состоящего из струнных и континуо . Ранняя версия концерта , BWV 1050.1 (ранее 1050a), [2] возникла в конце 1710-х гг. 24 марта 1721 года Бах посвятил окончательную форму концерта маркграфу Кристиану Людвигу Бранденбургскому .
История
[ редактировать ]В Веймарский период (1708–1717) Бах занимался концертным жанром, главным образом посредством копирования и транскрипции . Самые ранние дошедшие до нас источники собственных концертных сочинений Баха относятся к его кётенскому периоду автограф шести Бранденбургских концертов (1717–1723), где центральное место занимает 1721 года. Тем не менее, около полдюжины сохранившихся концертов Баха, в том числе некоторые из Бранденбургских концертов и утерянные модели его более поздних концертов для клавесина , похоже, уходят корнями в его Веймарский период.

Большая часть того, что Бах мог оставить своему работодателю в Веймаре, погибло в результате пожара, уничтожившего замок Веймар в 1770-х годах. [3] [4] [5]
прибыл новый большой клавесин с двумя мануалами В 1719 году в резиденцию тогдашнего работодателя Баха в Кётене . BWV 1050a, дошедшая до нас ранняя версия пятого Бранденбургского концерта , возможно, была задумана для этого инструмента, но это кажется маловероятным, поскольку эта версия концерта, вероятно, предназначалась для ограниченного клавишного инструмента с одной ручной клавиатурой. Это указывает на то, что самая ранняя версия концерта возникла как минимум до третьего года обучения Баха в Кётене. Кроме того, наличие траверсо как одного из инструментов, необходимых для исполнения концерта, по-видимому, указывает на то, что он был написан не для группы исполнителей, имевшихся в распоряжении Баха в Веймаре или в первые годы его жизни в Кётене: траверсо было относительно новый инструмент в то время, вероятно, ни в одном оркестре не было исполнителей. [6]
К тому времени, когда Бах включил этот концерт в набор « Бранденбургских концертов» в 1721 году, он переработал его для двухручного клавесина, расширив аккомпанемент дополнительной партией виолончели. Из-за ограниченного количества сольных партий скрипки и флейты по сравнению с партиями клавесина концерт можно рассматривать как концерт для клавесина , более того, это первый когда-либо написанный концерт для клавесина. Тем не менее, структура концерта и сольный материал клавесиниста во многом обязаны скрипичным концертам, таким как ( Вивальди Grosso Mogul который Бах транскрибировал для органа, BWV 594 ) и Иоганна Эрнста Саксен-Веймарского Концерт соль мажор . , которую Бах транскрибировал дважды (для органа BWV 592 и для клавесина BWV 592a ).
Итальянские и французские особенности
[ редактировать ]
В Веймарский период Бах увлекся концертным жанром. Концерты, которые он скопировал и переписал, были либо итальянскими композиторами, большинство из них Вивальди, но также и концерты других венецианских композиторов, таких как Альбинони , Алессандро и Бенедетто Марчелло , или немецких композиторов, перенявших стиль итальянских концертов, таких как Телеманн и Иоганн. Эрнст Саксен-Веймарский. Большинство этих концертов состояло из трех частей (в последовательности быстро-медленно-быстро). Скрипичный концерт был доминирующим поджанром. Была разработана особая идиома для сольных пассажей скрипки в таких концертах, например, техника, называемая бариолажем . Сольные отрывки часто были в более быстром темпе (более короткие ноты), чем аккомпанемент.
Тутти-отрывки этих концертов, то есть к которым присоединяется весь оркестр, характеризовались темой ритурнели , которая часто была совершенно независима от тематического материала, разработанного солистом (солистами). Типичная концертная часть в этом итальянском стиле сольного концерта (в отличие от форматов концертов, не сосредоточенных вокруг одного или нескольких солистов, таких как концерт рипиено ) начинается с ритурнели, за которой следует сольный отрывок, называемый эпизодом, после которого тутти возвращает ( вариант) ритурнели, за которым следуют чередующиеся отрывки соло и тутти, причем часть завершается ритурнелью. Характеристики ритурнелей, использованных Бахом в его концертах, играют важную роль в датировке его сочинений: поскольку очень немногие концерты Баха сохранились в рукописях со времени их создания, ученые разработали хронологию его концертных произведений, основываясь на развитии ритурнели. формате на протяжении всей своей карьеры. Точкой сравнения таких хронологий являются, например, части кантат в концертной форме , для многих из которых время возникновения может быть установлено более точно.
Влияние итальянского скрипичного концерта наиболее сильно в первой части концерта. Вторая часть концерта, исключительная для медленной части в концертном исполнении Баха, представляет собой чистую концертную форму, состоящую из регулярно возвращающейся ритурнели и равномерно распределенных эпизодов, без экспериментирования с внешними частями концерта. Последняя часть со структурой да капо не имеет четкой ритурнели: это единственная сохранившаяся часть концерта да капо Баха, не имеющая структуры ритурнели. В этой части скрипка-концертато больше не удваивает скрипку рипиено в отрывках тутти согласно итальянской практике, вместо этого скрипка рипьено в основном удваивается флейтой в тутти: это французская практика (траверсо в то время также было Французская новинка), чтобы у деревянных духовых инструментов была удвоенная самая высокая струнная партия. Эта практика, например, также встречается в скорее французских, чем итальянских оркестровых сюитах Баха , например, в BWV 1067 , но только в этой части его концертов.
Типичная итальянская скрипка-принципал (солист скрипки) в сочетании с типичной французской траверсьерой ( поперечной флейтой ) в концертино также, по-видимому, указывает на стремление Баха объединить разные традиции в концерте, но не делая его настолько грубым, чтобы эти инструменты играли в своем исполнении. соответствующие национальные стили. Еще одним французским элементом в заключительной части концерта является открывающая его тема жиги , близкая к теме, используемой Дьепартом , и которую Бах развивает во французской манере, сравнимой с аналогичным отрывком в одной из его оркестровых сюит, в данном случае первой части. BWV 1069 . Многочисленные случаи пятичастного написания в заключительной части концерта можно рассматривать как еще один подход с типичным французским подтекстом начала 18 века.
Ранняя версия (BWV 1050a)
[ редактировать ]
BWV 1050a (1050.1), дошедшая до нас ранняя версия Пятого Бранденбургского концерта , сохранилась в рукописной копии, состоящей из исполнительских частей, которая была создана между 1744 и 1759 годами. [7] [8] [9] В этой версии концерт состоит из шести частей ( сэй ):
- Солисты ( концертные инструменты, вместе образующие концертино):
- поперечный
- Концертированная скрипка
- концертированный клавесин
- Аккомпанемент, т.е. заполняющая и продолжительная части:
Партия виолоне сохранилась только в первой части. В этой версии концерта три части обозначены как «Аллегро», «Адажио» и «Аллегро». Левая рука клавесина играет линию континуо, дублированную с упрощениями и пропусками скрипкой. Аккомпанемент минимален, чтобы не подавлять естественно тихий клавесин с одной рукой: во-первых, количество аккомпанемента уменьшено, без партий второй скрипки и виолончели, а только одна басовая партия, а во-вторых, аккомпанемент получает инструкцию играть большую часть времени тихо. . Ритурнели, использованные Бахом в этом концерте, например чрезвычайно вивальдовская ритурнель первой части, остаются очень близкими к итальянским моделям скрипичных концертов начала XVIII века, таким образом, время их возникновения происходит вскоре после транскрипций концертов середины XVIII века. Вероятно, Веймарский период.
Повод поработать с исполнителем траверсо, возможно, представился во время визита композитора в Дрезден в сентябре 1717 года, незадолго до его переезда в Кётен, визита, который запомнился прежде всего прерванным конкурсом с Маршаном . Пьер-Габриэль Буффарден был виртуозным игроком на траверсе, работавшим при дворе Дрездена с 1715 года. Бах, возможно, знал Буффардена через своего брата Иоганна Якоба , который был учеником французского флейтиста в 1712 году. Бах также знал двух ведущих дрезденских скрипачей: Волюмье , концертмейстер , пригласивший композитора в Дрезден, и Пизендель . Если Бах написал концерт для Дрездена, это, кажется, намекает на борьбу между итальянским и французским стилями, которая занимала в то время его музыкантов, Бах создал произведение, которое без комплексов сочетало в себе характеристики обоих стилей. Еще одно совпадение заключается в том, что средняя часть концерта построена на теме, сочиненной Маршаном , как будто Бах хотел показать своему потенциальному конкуренту, как он мог разработать эту тему совершенно иначе, чем в оригинальной обработке ее композитора.
Возможность исполнения ранней версии пятого Бранденбургского концерта в Дрездене в 1717 году была впервые предварительно предложена клавесинистом и музыковедом Питером Дирксеном в начале 1990-х годов. Хотя эта гипотеза основана на комплексе косвенных указаний без прямых доказательств, она была подхвачена учеными Баха. [10]
Как концерт для клавесина
[ редактировать ]
Формально Пятый Бранденбургский концерт представляет собой концерто гроссо , в котором концертино состоит из трех инструментов. Однако на протяжении всего концерта клавесин играет ведущую роль среди солистов, например, с длинным сольным пассажем для этого инструмента ближе к концу первой части: ни у одного из других солистов нет сопоставимого сольного пассажа. В этом смысле концерт был назван первым когда-либо написанным клавирным концертом. Вивальди и другие композиторы иногда давали сольные отрывки для клавишных инструментов в своих концертах до Баха, но никогда не было написано ни одного концерта, который давал бы клавесину солирующую роль в масштабе Пятого Бранденбургского концерта и его предшественника BWV 1050a.
Нигде на протяжении всего концерта скрипке-концерту не позволено блистать типичными скрипичными сольными пассажами: Бах передал клавесину всю специфическую сольную скрипичную идиому, включая расширенные скрипичные арпеджио и пассажи из бариолажа. Естественно тихое траверсо также не имеет возможности перекрыть вклад клавесина в полифонию. Ни у скрипачей, ни у флейтистов не получаются сольные пассажи быстрее тридцати секунд: эти очень быстрые эпизоды, типичные для скрипки-концерта, в этом концерте также принадлежат исключительно клавесину. В ранней версии концерта скрипка-концертатор всегда должна играть на фортепиано или тише, когда клавесин играет сольный пассаж. Расширенное соло клавесина первой части окончательной версии концерта добавляет больше имитаций типичной техники соло скрипки. В центре секции B структуры да капо A–B–A последней части клавесин получает соло в сопровождении всех остальных инструментов, включая флейту и скрипку-концерт, которые посредством этого клавишного соло, состоящего примерно из тридцати тактов, часто играют унисон друг с другом.
Как № 5 из шести Бранденбургских концертов.
[ редактировать ]Окончательная версия пятого Бранденбургского концерта сохранилась в двух автографах: [7]
- DB Am.B 78 , известный как партитура посвящения, представляет собой рукопись, содержащую шесть Бранденбургских концертов и посвящение маркграфу Бранденбурга от марта 1721 года с BWV 1050 в качестве пятого концерта. [11]
- ДБ Муз. РС. Bach St 130 — это набор исполнительских партий BWV 1050, возникший незадолго до того, как маркграфу Бранденбургу была вручена партитура-посвящение. [12]
Представляя концерт пятым элементом партитуры-посвящения или незадолго до этого (1720–1721), Бах полностью переработал произведение в наборе из семи исполнительских частей, скопировав их с некоторыми дальнейшими уточнениями в партитуру. В этой версии концерта клавесин представляет собой двухручный инструмент, позволяющий более разнообразно подойти к динамике: скрипке-концерту больше не предписывается играть на фортепиано в сочетании с сольным произведением клавесина, в то время как, с другой стороны, клавесин должен перейти на более мягкий регистр (т. е. другой мануал), где он будет играть непрерывную роль во время тутти. Соло клавесина ближе к концу первой части увеличено с 18 до 65 тактов. Кроме того, если более ранняя версия написана для клавесина с четырехоктавной клавиатурой, клавесинная часть окончательной версии выходит за пределы этих четырех октав. В версии концерта «Бранденбургская пятерка» Бах переработал и расширил дополнительную партию виолончели из партии скрипки более ранней версии, а скрипка, играющая теперь на высоте 16 футов, получает полноценную партию рипиено. Однако, принимая во внимание удвоенный материал рипьено и континуо, концерт по-прежнему представляет собой концерт из шести частей.
Формат большого концерта
[ редактировать ]Все шесть Бранденбургских концертов иногда называют концерто гроссо: однако первый, третий и шестой из этих концертов не имеют различия между концертино и оркестром. Концерт гроссо был римским изобретением, обычно включавшим в себя две скрипки и виолончель в качестве концертино, а также струнный оркестр, состоящий из нескольких струнных инструментов в каждой партии. Венецианские композиторы, казалось, медленно осваивали этот жанр, а поскольку Бах и его немецкие современники скорее обращались к венецианской музыке, они, возможно, едва ли осознавали ее. Пятый Бранденбургский концерт, похоже, предназначался для исполнения с одним инструментом на партию, чтобы не подавлять клавесин с его относительно сдержанной громкостью, и его композитор не называл его концертом гроссо. Другие концерты Баха с концертино из трех инструментов ( 1049/1057 , . BWV 1063–1064 и BWV BWV 1044 ) не называются в современных документах концертами гроссо
Структура
[ редактировать ]В партитуре-посвящении 1721 года заголовок пятого концерта гласит: «Концерт 5to. Скрипка, скрипка и альт in ripieno , виолончель, виолоне и концертный клавесин). Инструменты-солисты — флейта, скрипка и клавесин — звучат во всех трёх частях концерта, тогда как аккомпанирующие инструменты — скрипка и альт рипиено, виолончель и виолончель — играют только во внешних частях « Аллегро ». Концерт написан ре мажором , что является тональностью внешних частей, которые обе находятся в сокращенном такте ( ). Обычное время (
) средняя часть, обозначаемая как « Адажио » в ранней версии BWV 1050a и как « Affettuoso » в окончательной версии Бранденбургской пятерки (BWV 1050), находится в относительной тональности си минор .
На протяжении всего концерта тутти и сольные отрывки различаются указаниями для исполнителя на клавесине:
- В отрывках тутти клавесин играет аккомпанирующую (т. е. полноценную басовую ) роль, отмеченную фигурной басовой записью басовой партии, написанной исключительно в нижнем из двух нотоносцев с музыкой для инструмента. Дополнительно Бах написал «аккомпанемент» или «аккомпанемент». чтобы указать на эти отрывки, где клавесин играет аккомпанирующую роль.
- В пассажах солиста отсутствуют фигуры басовой партии клавесина и какие-либо слова, указывающие на аккомпанирующую роль.
Первая часть имеет структуру сложной формы ритурнели в стиле итальянского скрипичного концерта начала XVIII века, но с клавесином в ведущей роли среди солистов. Мелодический материал отрывков ритурнело тутти, где ведущая мелодическая линия преимущественно исполняется скрипками концертато и рипиено в унисон, относительно независим от мелодического материала, развиваемого солирующими инструментами в эпизодах. Вторая часть представляет собой довольно простую форму ритурнели, в которой ведущую роль в тутти играет либо флейта, либо скрипка, а также эпизоды, в которых правая рука клавесина играет роль солиста, исполняющего мелодии, частично основанные на теме ритурнели. Последняя часть имеет форму да капо , где ведущая мелодия в отрывках тутти в основном исполняется скрипкой и флейтой в унисон, что является стилистической особенностью французского языка.
# | БВВ 1050а | БВВ 1050 | Ключ | Время | Структура | Ведущая мелодия в тутти |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | Аллегро | ре мажор | ![]() | Припев: контрастирующие темы соло и тутти. | концертато + заполнение скрипок | |
2 | Адажио | Любящий | си минор | ![]() | Припев: подражательный – триообразный | либо скрипка (2 раза), либо флейта (3 раза) |
3 | Аллегро | ре мажор | ![]() | С самого начала | скрипка + флейта |
Вторая часть: Ласковая
[ редактировать ]
Каждый из пяти отрывков тутти в медленной средней части концерта занимает по четыре такта. Идентичные вступительный и заключительный отрывки тутти написаны си минор, при этом скрипка играет ведущую мелодическую линию. В остальных тутти лидирует флейта. Центральный отрывок тутти — единственный, кроме крайних, в минорной тональности. Первый из двух основных тональных тутти представляет собой простое транспонирование вступительного тутти в его относительный мажор, а также переключение ролей скрипки и флейты. Четвертое тутти соль мажор изменяет мелодический материал. [13]
Клавесин берет на себя ведущую роль в периодических сольных эпизодах: правая рука клавесина в сопровождении басовой партии в левой руке и некоторой фигурации других концертных инструментов варьируется на материале тутти в сольных эпизодах, длина которого варьируется от пяти до одиннадцати тактов. . Таким образом, структура движения более или менее симметрична, с некоторым добавлением веса четвертому тутти и эпизоду: [13]
- Вступительная тутти си минор (ведущая мелодия в исполнении скрипки )
- 5-тактный эпизод
- Тутти ре мажор (ведущая мелодия в исполнении флейты )
- 6-тактный эпизод
- Тутти фа ♯ минор (ведущая мелодия в исполнении флейты )
- 6-тактовый эпизод
- 6-тактный эпизод
- Тутти ( вариация ) соль мажор (ведущая мелодия в исполнении флейты )
- Тутти ре мажор (ведущая мелодия в исполнении флейты )
- 11-тактный эпизод
- 5-тактный эпизод
- Заключительная тутти си минор (ведущая мелодия, исполняемая скрипкой ), повторяет вступительную тутти.
Музыка этой части исполняется исключительно тремя концертными инструментами, при этом правой руке клавесина отводится роль солиста, а остальным инструментам вместе с континуо-партией левой руки клавесина, производящим оркестровое сопровождение – как В целом это распределение ролей сильно отличается от распределения трио-сонаты. Партия скрипки в ранней версии концерта обрывается после первой части, оставляя неясным, предназначалась ли она для исполнения только во внешних частях или также в средней части: возможно, что в этой версии виолончель усиливала бас-континуо. -линия в тутти. [13]
механизма Индикация темпа представляет собой стандартное «Адажио» в старой версии, измененное на «Аффеттуозо» в финальной версии. Последнее указание может более ясно отражать то, что Бах хотел выразить в этом движении. Кроме того, хотя некоторые мелодии клавесина содержат продолжительные ноты (которые не будут звучать достаточно долго, если движение будет воспроизведено слишком медленно), Бах, возможно, хотел немного ускорить темп с помощью нового индикатора темпа. Бах противопоставил длинные ноты клавесина коротким формам скрипки и флейты: эти инструменты, хотя, естественно, более подходят для воспроизведения длительных нот, не играют длинных нот на протяжении всей части. [13]
Третья часть: Аллегро.
[ редактировать ]Структура
Движение записывается в троичной форме по такому образцу.
Раздел A начинается ре мажор.
Раздел B, начинающийся си минор.
А дальше точное повторение раздела А.
В произведении используется фугальная экспозиция, имеющая структуру фугального сюжета и ответа и основанная на жиге (французском танце).
Инструментарий
В произведении присутствуют две группы инструментов:
Концертино:- группа солистов.
Рипиено:- сопровождающая группа.
Между этими двумя группами возникло некоторое музыкальное противостояние.
Эта часть удивительна для эпохи барокко, поскольку клавесин играет двойную роль. Основная роль клавесина в музыке барокко заключалась в наполнении гармоний. Однако в этой конкретной части у него также есть роль солиста, чего никогда не было до этого произведения.
Прием
[ редактировать ]
F-Sn Ms 2.965 и DB Mus. РС. Bach St 131 представляют собой рукописные копии концерта, созданные при жизни композитора, в 1721 и примерно 1730-х годах соответственно, после автографов окончательной версии. [15] [16] В своем Тройном концерте BWV 1044 Бах вернулся к формату пятого Бранденбургского концерта . Несколько сохранившихся экземпляров Пятого Бранденбургского концерта были выпущены во второй половине XVIII века. [17] В этот период партитура с автографом Баха и исполнительские партии BWV 1050 принадлежали Иоганну Кирнбергеру и сыну композитора Карлу Филиппу Эммануэлю соответственно: к середине XIX века обе рукописи находились во владении Берлинской государственной библиотеки , первая - через ученика Кирнбергера. Принцесса Анна Амалия Прусская и гимназия Иоахимсталя , а последняя - через Георга Поэльхау . [12] [11] [18]
Дальнейшие ручные копии концерта были выпущены в первой половине XIX века. [19] Зигфрида Дена Первое издание Пятого Бранденбургского концерта , основанное на автографах Берлинской государственной библиотеки, было опубликовано К. Ф. Петерсом в 1852 году. [18] [20] В следующем году концерт был исполнен в Гевандхаусе в Лейпциге . [14] Общество Баха (BG) опубликовало Бранденбургские концерты в 1871 году под редакцией Вильгельма Руста . [21] Макса Регера Оркестровая аранжировка концерта была опубликована издательством Breitkopf & Härtel в 1915 году. [22] Регер также аранжировал концерт для фортепианного дуэта. [23] Арнольда Шеринга Партитурное издание концерта было основано на версии BG и опубликовано Эйленбургом в конце 1920-х годов. [24]
Примерно в 1925 году Евсевий Мандычевский обеспечил непрерывную реализацию концерта, который был отредактирован Карлом Гейрингером для публикации партитуры Венским филармоническим оркестром . [25] Universal Edition позже опубликовала версию Мандычевского в новой редакции Кристы Лэндон . [26] Генрих Бесселер был Бранденбургских редактором Бэренрайтера концертов в новом издании Баха (Neue Bach-Ausgabe, NBA). В 1959 году Бэренрайтер опубликовал Августа Венцингера исполнение пятого Бранденбургского концерта , основанное на новом издании Баха Urtext 1956 года и продолжающееся реализацию Эдуарда Мюллера . [27] Ранее Беренрайтер также опубликовал материал исполнения концерта в непрерывной реализации Гюнтера Рафаэля . [28]
В 1964 году Беренрайтер опубликовал издание Альфреда Дюрра ранней версии концерта BWV 1050a с предисловием Бесселера. [29] В 1975 году ранняя версия Дюрра была добавлена к NBA Series VII Vol. 2 издание Бранденбургских концертов . [30] Партия скрипки для третьей части издания BWV 1050a для NBA была основана на поддельной партии виолончели для версии концерта BWV 1050: Дирксен счел результат этой комбинации неубедительным. [31] [32]
Записи пятого Бранденбургского концерта были выпущены на дисках со скоростью вращения 78 об/мин :
- 1935: Рудольф Серкин (фортепиано) с камерными музыкантами Буша под управлением Адольфа Буша ( Колумбии LFX483–LFX485), номера [33] позже переиздан на компакт-диске (EMI 1991). [34]
- 1947: Pro Musica ( Штутгарт ) под управлением Отто Клемперера ( Polydor №№ 566218–566220: три двусторонних диска) [35]
В 1973 году Венди Карлос включила на синтезаторе Moog исполнение Пятого Бранденбургского концерта в свой второй Switched-On Bach альбом . [36]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Бранденбургский концерт № 5, D (переработанная версия) BWV 1050.2; BWV 1050» . Бах Цифровой . Лейпциг: Архив Баха ; и др. 15 апреля 2020 г.
- ^ «Бранденбургский концерт № 5, D (ранняя версия) BWV 1050.1; BWV 1050a» . Бах Цифровой . Лейпциг: Архив Баха ; и др. 29 апреля 2020 г.
- ^ Дирксен 1992, стр. 157.
- ^ CRF Маундер. Озвучивание концертов в стиле барокко . Бойделл Пресс, 2004. ISBN 184383071X , с. 107
- ^ Кристоф Вольф . Иоганн Себастьян Бах: ученый музыкант . WW Нортон и компания, 2001. ISBN 0393075958 , с. 134
- ^ Дирксен 1992, стр. 159–162.
- ^ Jump up to: а б Дирксен 1992, стр. 158.
- ^ БД Муз. РС. Bach St 132, Fascicle 1 на веб-сайте Bach Digital ( Концерты; iSol (3), струнные; ре мажор; BWV 1050a; BWV 1050: Бранденбургский концерт № 5 (стр. 2–38) на веб-сайте Берлинской государственной библиотеки ; РИСМ 467301220 )
- ^ Дюрр 1975
- ^ Грегори Батлер. Перспективы Баха Том. 7: Музыка концертного ансамбля И. С. Баха: Концерт . Издательство Университета Иллинойса, 2008. ISBN 0252031652 , с. 16
- ^ Jump up to: а б DB Am.B 78 на веб-сайте Bach Digital ( стр. 115–145 из 6 Бранденбургских концертов, 1721 г. на веб-сайте Берлинской государственной библиотеки ; РИСМ 452503917 )
- ^ Jump up to: а б ДБ Муз. РС. Bach St 130 на веб-сайте Bach Digital ( Концерты; cemb, fl, vl, orch; ре мажор; BWV 1050: Бранденбургский концерт № 5 на веб-сайте Берлинской государственной библиотеки ; РИСМ 989003641 )
- ^ Jump up to: а б с д Дирксен 1992, стр. 169–170.
- ^ Jump up to: а б Альфред Дорфель . «Статистика концертов в зале Гевандхауса в Лейпциге» в истории концертов Гевандхауса в Лейпциге с 25 ноября 1781 по 25 ноября 1881 года: Написано от имени Концертной дирекции . Лейпциг, 1884, с. 3
- ^ F-Sn Ms 2.965 на веб-сайте Bach Digital ( РИСМ 840001021 )
- ^ БД Муз. РС. Улица Баха, 131 на Bach Digital сайте
- ^ БД Муз. РС. Тулемейер 3 (1750–1755), DB Mus. РС. Улица Баха 164 ( ок. 1760 ?), DB Mus. РС. Бах, 132, выпуск 2 ( ок. 1760–1789 ), DB Mus. РС. Бах P 261 (конец 18 века) и DB Mus. РС. Бах P 262 (конец 18 века) на Bach Digital сайте
- ^ Jump up to: а б Ржавчина 1871 г., Предисловие
- ^ D-Sl Код. муз. II, л. 249 (1920–1839), D-DS Mus. РС. 534, выпуск 2 (1920–1839), D-DS Mus. РС. 534, выпуск 1 ( ок. 1836 г. ) и GB-Ob MS. М. Денеке Мендельсон ок. 62, выпуск 2 ( ок. 1835–1842 ) на Bach Digital . веб-сайте
- ^ Ден 1852 г.
- ^ Руст 1871 г.
- ^ Макс Регер (аранжировщик). Концерт ре мажор: Бранденбург № 5 для фортепиано, флейты и скрипки в сопровождении струнного квинтета . Брейткопф и Хертель , 1915 г.
- ^ ОСЛК 702680558
- ^ ОСЛК 9526442
- ^ ОСЛК 840603287
- ^ ОСЛК 671511345 , 671391
- ^ ОСЛК 20479977 , 15625425
- ^ ОСЛК 22630406
- ^ ОСЛК 806368108
- ^ ОСЛК 910351722
- ^ Партия "Виолончели" в DB Mus. РС. ул. Баха 132, выпуск 2
- ^ Дирксен 1992, стр. 171.
- ^ БнФ 383979768
- ^ Блэр Сандерсон. Обзор Адольфа Буша: Бах – Бранденбургские концерты, Оркестровые сюиты на www
.allmusic .с - ^ БнФ 379941856
- ^ Уолтер Карлос . Включенный Бах II : Виртуозное электронное исполнение Бранденбургского концерта №5, Отрывки из сюиты №2 си минор , Овцы могут спокойно пастись , Сюита из «Тетради Анны Магдалины» , Двухголосные инвенции ля минор и ля мажор . Trans-Electronic Music Productions, 1973. CBS № S 65974.
Источники
[ редактировать ]- Зигфрид Ден (редактор). Пятый концерт для клавесина, флейты и скрипки с сопровождением скрипки, альта, виолончели и баса ЖАН СЕБАСТЬЕН БАХ (=BWV 1050; часть серии « Шесть концертов» ЖАН СЕБАСТЬЕН БАХ, публикуемая впервые по оригиналу) рукописи , в которых все шесть Бранденбургских концертов были опубликованы отдельными томами между 1850 и 1852 годами). Лейпциг: CF Peters , 1852.
- Питер Дирксен . «Предыстория Пятого Бранденбургского концерта Баха», стр. 157–185 в книге «Клавесин и его репертуар: материалы Международного симпозиума клавесина», Утрехт, 1990 . Утрехт: Фонд практики исторического исполнения STIMU, 1992. ISBN 9072786033
- Альфред Дюрр . «О происхождении 5-го Бранденбургского концерта», стр. 63–69 в Ежегоднике Баха за 1975 год. Берлин: Evangelische Verlagsanstalt (для Neue Bachgesellschaft ), 1975. ОСЛК 603773050
- Вильгельм Руст (редактор). «5-й концерт ре мажор для фортепиано, флейты и скрипки в сопровождении скрипки, альта, виолончели и континуо» в сев. Камерная музыка Баха: Третий том , Том 19 издания Bach Society . Breitkopf & Härtel , 1871. Предисловие , стр. XIII–XIV и XVI–XVIII, и партитура, стр. 125–164.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Бранденбургский концерт № 5 : исполнение Нидерландского баховского общества (видео и справочная информация)
- Бранденбургский концерт №5 ре мажор, BWV 1050 : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур