Анна Амалия, настоятельница Кведлинбурга
Анна Амалия, настоятельница Кведлинбурга | |
---|---|
Принцесса Анна Амалия Прусская | |
![]() | |
Принцесса-аббатиса Кведлинбургская | |
Царствование | 1755–30 марта 1787 г. |
Предшественник | Мария Элизабет, аббатиса Кведлинбургская |
Преемник | София Альбертина, настоятельница Кведлинбурга |
Рожденный | Анна Амалия Прусская 9 ноября 1723 г. Берлин , Королевство Пруссия |
Умер | 30 марта 1787 г.
(63 года) Берлин , Королевство Пруссия |
Похороны | |
Дом | Гогенцоллерн |
Отец | Фридрих Вильгельм I |
Мать | София Доротея Ганноверская |
Прусская королевская семья |
Дом Гогенцоллернов |
---|
![]() |
Фридрих Вильгельм I |
|
Принцесса Анна Амалия Прусская (9 ноября 1723 - 30 марта 1787) была немецким композитором и музыкальным куратором раннего Нового времени, бывшей принцессой-настоятельницей Кведлинбурга. Она была принцессой Пруссии, дочерью Фридриха Вильгельма I Прусского и сестрой Фридриха Великого .
Молодость (1723–1755)
[ редактировать ]Принцесса Анна Амалия Прусская родилась 9 ноября 1723 года в Берлине , Королевство Пруссия , и была 12-м ребенком и 7-й дочерью короля Фридриха Вильгельма I (1688–1740) и его жены, урожденной принцессы Софии Доротеи Ганноверской (1687–1757). У нее было 13 братьев и сестер, 10 из которых пережили младенчество , включая будущего Фридриха Великого (1712–1786). [ 1 ] Прусские королевские дети воспитывались в Берлине , где они жили в Королевском дворце ( Königliches Schloss ; сегодня Берлинский дворец/ Berliner Schloss ), но они также регулярно проводили время в любимой резиденции короля, jagdschloss («охотничьем домике») в Кёнигсе . Вустерхаузен . [ 2 ]
Амалия была склонна к музыке, как и наследный принц Фредерик, но ее формальное обучение стало возможным только после смерти их жестокого отца. [ нужна ссылка ] который считал музыку декадентской . [ 3 ] Фредерик Уильям обладал непредсказуемым характером. [ 4 ] часто в ярости таскал ее через комнату за волосы. [ нужна ссылка ] Детство Амалии было омрачено ее отцом: его описывали как необразованного, неотесанного и спартанского солдата, он был алкоголиком , любимым хобби которого было курение трубок с простолюдинами, чрезвычайно набожным и недалеким кальвинистом. [ 4 ] который любил свою жену и был ей верен, но вел себя жестоко по отношению ко всей своей семье, придворным и всем, кто его огорчал. [ 5 ]
Он предпочитал простую жизнь и наслаждался только немецкой едой и культурой, ненавидя все французское. [ 2 ] Он считал, что женщины предназначены только для размножения и должны полностью подчиняться своим мужьям. [ 6 ] С другой стороны, королева София Доротея была хорошо образованной и амбициозной женщиной, которая любила театр и балы, любила французскую культуру и моду. Она доверила заботу о своих детях французскому персоналу, против чего король не мог возражать, поскольку французский язык был языком международной дипломатии . [ 4 ] Музыка стала тайным утешением Амалии. [ нужна ссылка ] Впервые ее обучал наследный принц Фредерик при поддержке их матери, и она научилась играть на клавесине , флейте и скрипке . [ нужна ссылка ]
Король был особенно жесток к наследному принцу, поскольку считал его увлечение музыкой, литературой и французской культурой мужественным. [ 7 ] После многих избиений и многих унижений Фредерик попытался бежать к семье своей матери в Англию в 1730 году, но был схвачен и предан военному трибуналу . За участие в попытке побега король чуть не до смерти забил свою старшую дочь принцессу Вильгельмину (1709–1758). [ 8 ] Амалии тогда было 7 лет. В мае 1740 года Фридрих Вильгельм II умер, и старший брат Амалии сменил его на посту Фридриха II. [ 9 ]
Предлагаемый брак (1743–1744)
[ редактировать ]После того, как принц Адольф Фридрих Гольштейн-Готторпский (1710–1771) был избран наследником бездетного короля Швеции в 1743 году , Фридриха I Пруссия, Россия и Швеция заключили союз. [ 10 ] Был предложен брак нового шведского наследного принца с Амалией или ее старшей сестрой Луизой Ульрикой (1720–1782). Их брат король Фредерик считал, что Луиза Ульрика слишком амбициозна, чтобы быть хорошей королевой в относительно бессильной монархии. [ 11 ] поскольку Швеция тогда переживала эпоху свободы (1720–1772 гг.), период парламентского правления . [ 10 ] Он описал Амалию как мягкую и добросердечную и поэтому более подходящую для этой роли. Было высказано предположение, что он считал, что Амалию будет легче контролировать как прусского агента при шведском дворе . Однако шведский посланник отдал предпочтение Луизе Ульрике, и она вышла замуж по доверенности . в июле 1744 года [ 11 ]
Настоятельница, композитор и музыкальный куратор (1755–1787).
[ редактировать ]
В 1755 году, после смерти предыдущей настоятельницы, герцогини Марии Элизабет Шлезвиг-Гольштейн-Готторпской (1678–1755), Амалия была избрана принцессой-настоятельницей Свободного светского императорского аббатства Кведлинбург ( нем . Kasierlich Freie Weltliche Reichsstift Quedlinburg ), [ 12 ] что сделало ее богатой и влиятельной женщиной, имеющей право заседать и выступать в императорском сейме . [ 13 ] Большую часть времени она проводила в Берлине и посвятила себя музыке, став известной как меценат и композитор . [ нужна ссылка ] В 1758 году она начала изучать теорию музыки и композицию у Иоганна Кирнбергера (1721–1783), ученика Иоганна Себастьяна Баха . [ нужна ссылка ]
Она добилась скромной известности и наиболее известна своей камерной музыкой , включая трио , марши , кантаты , песни и фуги . [ нужна ссылка ] Ее фаворитом среди собственных сочинений была страстная кантата Der Tod Jesu («Смерть Иисуса»), основанная на стихотворении Карла Вильгельма Рамлера . [ нужна ссылка ] Сохранилось лишь несколько ее работ, и многие из своих сочинений она, возможно, уничтожила, поскольку считала себя очень робкой и самокритичной. [ нужна ссылка ] Другие ее композиции могут появиться в результате открытия в 2000 году архивов Sing - Akademie zu Berlin в Киеве, утерянных со времен Второй мировой войны . [ 14 ]
Амалия также собирала музыку, сохранив более 600 томов Иоганна Себастьяна Баха, Георга Фридриха Генделя , Георга Филиппа Телемана , Карла Генриха Грауна и Карла Филиппа Эммануэля Баха и других. Ее библиотека была разделена между Восточной Германией и Западной Германией после Второй мировой войны и воссоединилась после воссоединения Германии в 1990 году. Сегодня она находится в Берлинской государственной библиотеке . [ 14 ]
Принцесса-настоятельница Анна Амалия умерла 30 марта 1787 года в возрасте 63 лет. [ 15 ] и был похоронен в Берлинском соборе . Ей наследовала ее племянница, принцесса Швеции София Альбертина (1753–1829). [ нужна ссылка ]
Избранные композиции
[ редактировать ]Соната фа мажор (для флейты и бассо континуо) (1771)
[ редактировать ]I. Адажио, II. Аллегретто, III. Веселый, но не слишком [ 16 ]
Ее соната для флейты , пожалуй, самое известное произведение Амалии. [ 17 ] Продолжительность около 11 минут. [ 16 ]
Концерт для клавесина соль мажор
[ редактировать ]I. Аллегро, соль минор, II. Андантино, до мажор , III. Аллегро, соль мажор
Концерт гобоев написан для соло клавесина , двух флейт , двух , двух фаготов и струнных. Он написан для камерного оркестра , в партии может участвовать всего один человек, продолжительность около 13 минут. В нем хорошо интегрирована сольная партия, а вторая часть в основном оркестровая. Финал напоминает менуэт с трио с духовыми соло. [ 18 ]
Дивертисмент си-бемоль мажор (около 1780 г.)
[ редактировать ]I. Адажио, си-бемоль мажор , II. Аллегро, си-бемоль мажор
Дивертисмент участием демонстрирует возможное влияние Моцарта и может быть первой камерной музыкой с кларнета . Он открывается партией тутти , а затем ее ведет альт . [ 18 ]
Судя по титульному листу «Дивертисмента» ( с сайта IMSLP.org ), на самом деле он был написан герцогиней Анной Амалией Брауншвейг-Вольфенбюттельской.
Родословная
[ редактировать ]Предки Анны Амалии, аббатисы Кведлинбургской [ 19 ] |
---|
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Хуберти и др. 1989 , с. 162.
- ^ Jump up to: а б Митфорд 2013 , стр. 28–29.
- ^ Фаркуар 2001 , с. 114.
- ^ Jump up to: а б с Митфорд 2013 , с. 27.
- ^ Аткинсон 1858 , стр. 132–133.
- ^ Лейтнер 1993 .
- ^ Митфорд 2013 , с. 19.
- ^ Аткинсон 1858 , стр. 179–182.
- ^ Аткинсон 1858 , с. 205.
- ^ Jump up to: а б Чисхолм 1911 , с. 206.
- ^ Jump up to: а б Егершельд, 1945 год .
- ^ Хуберти и др. 1989 , стр. 162, 172.
- ^ Бенеке 2014 , Приложение III.
- ^ Jump up to: а б Гримстед 2003 .
- ^ Аммон 1768 г. , Таблица 16.
- ^ Jump up to: а б «Анна Амалия, принцесса Прусская (1723–1787). Соната фа мажор (для флейты и континуо)» . EarSense . Проверено 22 июня 2022 г.
- ^ «Анна Амалия, принцесса Прусская» . ЗКМ . Проверено 22 июня 2022 г.
- ^ Jump up to: а б «Выдающиеся женщины. Празднование двухсот пятидесятилетия женской музыки. Анна Амалия (1739–1807)» . Гобой Классика . Проверено 22 июня 2022 г.
- ^ Генеалогия до степени включительно всех живущих в настоящее время королей и принцев суверенных домов Европы ( четвертой на французском языке). Бордо: Фредерик Гийом Бирнстиль. 1768. с. 16.
Библиография
[ редактировать ]- Генри Гардинер Адамс, изд. (1857). « Амалия, Энн ». Циклопедия женской биографии : 32. Викиданные Q115632010 .
- Фаркуар, Майкл (1 мая 2001 г.). Сокровищница королевских скандалов: шокирующие правдивые истории. Самые злые, самые странные и самые распутные короли, королевы, цари, папы и императоры в истории (иллюстрированное издание). Книги о пингвинах . п. 114. ИСБН 978-0140280241 .
- Лейтнер, Тея (1993). Скандал при дворе (на немецком языке). Вена: Юберройтер. ISBN 978-3-8000-3492-5 .
- Гримстед, Патрисия Кеннеди (2003). Бах вернулся в Берлин: возвращение архива Sing-Akademie из Украины в контексте перемещенных культурных ценностей и политики реституции (PDF) . Гарвардский украинский научно-исследовательский институт . Проверено 21 июня 2022 г. - через Университетский центр международных исследований Питтсбургского университета.
- Митфорд, Нэнси (23 июля 2013 г.). Фридрих Великий (Переиздание). Нью-Йоркские обзорные книги . стр. 19, 27–29. ISBN 978-1590176238 . Проверено 21 июня 2022 г. - через Google Книги .
- Шидер, Теодор (2000). «Юность Фридриха – международное положение и личная судьба. Отец и сын». . В Беркли Сабина; Скотт, HM (ред.). Фридрих Великий . Перевод Беркли, Сабина; Скотт, HM (английское изд.). Лондон, Нью-Йорк: Лонгман . п. 7. ISBN 0-582-01768-8 . OCLC 1153309216 . Проверено 22 июня 2022 г. - из Интернет-архива .
- Куглер, Франц Теодор (1845). «Глава V. Раздор между отцом и сыном» . Иллюстрированная история Германии во время правления Фридриха Великого: понимание полной истории Силезских кампаний и Семилетней войны . Иллюстрировано Адольфом Мензелем. Генри Дж. Бон. п. 55. LCCN 04027314 . ОЛ 6946179М . Проверено 22 июня 2022 г. - из Интернет-архива .
- Юберти, Мишель; Жиро, Ален; Магделейн, Ф.; Магделейн, Б. (1989). , Вальдеки и родственные семьи ( Династическая Германия: Гогенцоллерны на французском языке). А. Жиро. стр. 162, 172. ISBN. 978-2901138051 .
- фон Аммон, Кристоф Генрих (1768). Восходящая генеалогия до четвертой степени, включая всех ныне живущих королей и принцев суверенных домов Европы, сокращенную до CXIV. Таблицы XVI. четверти, составленные по принципам герба, с общей таблицей [ Восходящая генеалогия до четвертой степени, включая всех ныне живущих королей и принцев суверенных домов Европы, в виде 114 таблиц по 16 четвертей, составленных Согласно принципам герба, с общей таблицей ] (на французском языке). Берлин. Таблица 16 . Проверено 21 июня 2022 г. - через Google Книги .
- Егершельд, Олоф (1945). Ловиса Ульрика [ Луиза Ульрика ] (на шведском языке). Стокгольм: Вальстрем и Видстранд . ОСЛК 15005998 . Аткинсон, Эмма Уилшер (1858). «Жизнь Софии Доротеи Ганноверской, третьей королевы Пруссии» . Мемуары королев Пруссии . W. Kent and Co., стр. 132–133, 179–182, 205. OCLC 276863655 . Проверено 21 июня 2022 г. - из Интернет-архива .
- Бенеке, Г. (19 мая 2014 г.). Общество и политика в Германии 1500–1750 гг . Лондон, Торонто, Буффало: Рутледж . Приложение III. ISBN 978-0415759571 .
- Чисхолм, Хью , изд. (1911). . Британская энциклопедия . Том. 26 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 206.
- Павлин Ежич, Дайан (1988). «Анна Амалия, принцесса Прусская (1723–1787). Двор Фридриха Великого». Женщины-композиторы. Найдена утраченная традиция [ Луиза Ульрика ]. Нью-Йорк: Феминистская пресса в CUNY . стр. 47–50. ISBN 978-1558610743 . OCLC 18715963 . Проверено 21 июня 2022 г. - из Интернет-архива .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Радиопрограмма 2021 года с музыкой принцессы-настоятельницы Анны Амалии на BBC Radio 3 в программе The Early Music Show , которую ведет Ханна Френч.
- Бесплатные партитуры Анны Амалии, настоятельницы Кведлинбургской в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур (IMSLP)
- 1723 рождения
- 1787 смертей
- Композиторы-классики XVIII века
- Немецкие композиторы XVIII века.
- Немецкие женщины-музыканты XVIII века
- Дом Гогенцоллернов
- Прусские принцессы
- Настоятельницы Кведлинбурга
- Немецкие женщины-композиторы-классики
- Музыканты из Берлина
- Похороны в Берлинском соборе
- Дочери королей
- Дети Фридриха Вильгельма I Прусского.
- Немецкие женщины-композиторы XVIII века.