Концерт для клавесина ля мажор, BWV 1055
Концерт для клавесина ля мажор, BWV 1055 — концерт для клавесина и струнного оркестра Иоганна Себастьяна Баха . Это четвертый клавирный концерт в партитуре ок. 1738 год . [ 1 ] [ 2 ]
История
[ редактировать ]
Баха В отличие от других концертов для клавесина , BWV 1055 не имеет известных предшественников, ни как инструментальный концерт, ни как часть с органом облигато в кантате. Принято считать, что это переработка утраченного инструментального концерта, поскольку Дональд Фрэнсис Тови впервые высказал это предположение в 1935 году, когда предложил гобой д'амур в качестве мелодического инструмента. Дополнительные причины для использования гобоя д'амур были приведены Ульрихом Зигеле в 1957 году, Вильфридом Фишером в 1970 году, Хансом-Иоахимом Шульце в 1981 году и Вернером Брейгом в 1993 году; Шульце датировал оригинальный концерт 1721 годом; а реконструкция в виде концерта для гобоя д'амур и струнных была подготовлена Вильфридом Фишером в 1970 году для тома VII/7 издания Neue Bach-Ausgabe . Еще одним предложенным инструментом была виола д'амур , впервые предложенная Вильгельмом Мором в 1972 году; Дополнительные причины для выбора альта д'амур в качестве возможного мелодического инструмента были позже приведены Гансом Шупом в 1985 году и Кай Кеппом в 2000 году, но в 2008 году Питер Дирксен объяснил, почему он считал маловероятным, что это был оригинальный мелодический инструмент. [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ]
Структура
[ редактировать ]Партитура: клавесин соло, скрипка I/II, альт , континуо ( виолончель , виолончель )
Первое движение
[ редактировать ]Как объясняет Брейг (1999) в предисловии к изданию Neue Bach-Ausgabe , с композиционной точки зрения BWV 1055 является одним из наиболее концентрированных и зрелых концертов Баха. Вступительная часть - Аллегро ля мажор и . Оно написано да капо в форме А – Б – А' . В основном легкая и подвижная по духу, часть начинается с ритурнели из 16 тактов , разделенной на две половины по 8 тактов каждая. В первом сольном эпизоде клавесин представляет свой собственный, более продолжительный тематический материал, а также полукваверный пассаж, заимствованный из конца второй половины ритурнели. Все сольные отрывки клавесина основаны на этом тематическом материале или развивают его.
Двухтактовый «девиз» или Vordersatz, открывающий ритурнель, состоящий из ритмичных фигур спиккато -дрожи на струнах и каскадных полукваверов с ломаными аккордами в клавесине, повторяется на протяжении всей части, предвещая сольные эпизоды для клавесина. В оставшейся части раздела А второй эпизод начинается с девиза из двух тактов, за которым следует повторение всей первой половины ритурнели. Раздел B начинается с сольного эпизода из 8 тактов и включает еще три сольных эпизода, акцентированных двухтактным девизом ритурнель. Во втором такте первого эпизода слышен продолжительный материал клавесина в контрапункте к девизной теме струнных, которая теперь начинается с середины такта. Второй и третий эпизоды состоят из 6 тактов ми мажор/фа ♯ минор и си минор/до ♯ минор. Четвертый и самый длинный, которым заканчивается раздел B , имеет длину 12 тактов, начинается в C ♯ минор и заканчивается в тонической тональности ля мажор. Раздел A ' начинается с такта 79, что звучит как повторение ритурнели - двухтактного девиза в оригинальной тональности; но, как это делал Бах во многих своих концертах, он прерывается сольным эпизодом для клавесина - вариантом вводной части эпизода. Б — перед настоящей репризой полной ритурнели, завершающей движение. [ 11 ] [ 4 ] [ 2 ]
Второе движение
[ редактировать ]Медленная часть BWV 1055 представляет собой весьма выразительное Ларгетто фа ♯ минор и 12
8 раз. Хотя в нем нет пунктирного ритма сицилиано, он близок по духу этой меланхоличной танцевальной форме. Движение пронизано хроматической четвертой — как нисходящей, так и восходящей — которая связана с ламенто . Впервые он слышен в нисходящей басовой партии первых двух тактов ритурнели, обрамляющей произведение. Материал между открытием и закрытием ритурнелей свободно развит, но, тем не менее, имеет некоторые элементы сонатной формы , наиболее существенно разделение на две части, причем вторая часть начинается в относительной мажорной тональности (такты 3–13 и такты 14–36). .
Во вступительной ритурнели мотивы первой партии скрипки включают резкое падение регистра вниз на хроматические ноты, которые нарушают гармонию. Веселые ритмы первой скрипки и более медленные ритмы средних струн продолжаются на протяжении всей части в форме квазиостинато , повторяясь каждые два такта. Как и в других концертах, клавесин играет как инструмент континуо во время оркестровых ритурнелей. В рукописи-автографе присутствует фигурный бас в партии континуо, но известно, было ли оно добавлено позже, поэтому для исполнения никаких дополнительных инструментов, кроме клавесина и струнных, не требуется. [ 2 ] В третьем такте клавесин вступает со своим материалом. Материал длинной четырехтактной фразы контрастирует с монументальной ритурнелью с выразительной мелодической линией легато-полукваверных фигур, переплетающихся между длинными устойчивыми нотами, либо играемыми в такт, либо приближенными через вздыхающие апподжиатуры . Дополнительный динамический контраст создается затихающими партиями самых низких струнных, а басовую партию обеспечивает только клавесин: до середины второй части (такт 23) аккомпанемент обеспечивают только две скрипки и альт с пометкой фортепиано . После первого сольного эпизода, который модулируется от фа ♯ минор до до-диез минор, снова звучит модифицированная версия ритурнели, но теперь с повышением хроматической кварты в басовой партии. Он служит переходным переходом, во время которого тональность возвращается к F ♯ минор. В этот момент еще раз слышится настоящая вступительная ритурнель, но теперь как контрапункт к началу второго сольного эпизода клавесина. Теперь расширенный до шести тактов, он ведет к каденции в C. ♯ минор, обозначающий окончание первой части; самые низкие струны кратко подчеркивают каденцию.
В такте 14, начале второй части, клавесин начинает длинный 8-тактовый пассаж в тональности ля мажор, относительной мажорной тональности, вводя в зитензац свой второй тематический материал. В течение двух тактов, в отличие от первого и второго эпизодов, он воспроизводит длительные ноты в такте, за которыми следуют полукваверы, с аккомпанементом левой руки нисходящими трезвучиями в мажорных тональностях. Сопровождающие фигуры ритурнели в аккомпанементе верхней и средней струн перевернуты и исполняются в унисон в течение первых двух тактов. После двух тактов эпизод возвращается в минорный режим с двумя тактами полукваверных фигур, которые повторяются двумя тактами позже на второстепенную треть выше. Кульминацией этого являются два такта, где музыка наиболее интенсивна: верхняя и средняя струны играют вариант оригинальной неперевернутой темы ритурнели; на клавесине нисходящая хроматическая кварта в левой руке играет под вздыхающие фигуры, воспроизведенные из первого эпизода, которые спускаются к заключительной каденции си минор.
В каденции присутствует полное оркестровое тутти — самые низкие струны снова присоединяются к секции рипьено — в версии вступительной ритурнели, но теперь с восходящей хроматической четвертой в верхних нотах первой скрипки, когда тональность модулируется до фа. ♯ незначительный. Клавесин начинается с эпизода из пяти тактов, состоящего из трех фраз, начинающихся с устойчивых нот вне такта: первые три такта длиной с падающей хроматической четвертой в левой руке ручного клавесина; второе и третье, фрагментарные однотактные высказывания. Они приводят к полному повторению восьмитактового Seitensatz , но теперь в более темных тонах: клавесин начинается ниже в тональности ре мажор, а к партии левой руки присоединяются самые низкие струны. В конце этого эпизода, снова в домашней тональности фа ♯ минор, часть завершается повторением вступительной ритурнели. [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ]
Третья часть
[ редактировать ]Третья часть BWV 1055, отмеченная Allegro ma non tanto, написана в ля мажоре и имеет живой темп. 3
8 раз. С легкой партитурой и написанной в том же компактном стиле, что и первая часть, она начинается и заканчивается оркестровой ритурнелью; и, как и первая часть, она написана в форме da capo A – B – A ' . Раздел A занимает такты 1–82; раздел B , который начинается в доминантной тональности ми мажор и заканчивается в средней тональности до минор , включает такты 83–138; а реприза A' происходит в тактах 139–200.
Вступительная ритурнель из 24 тактов ритмична и танцевальна; он разбит на четыре тактовых сегмента и содержит широкий спектр тематического материала. Основная тема исполняется партией первой скрипки, которую клавесин удваивает в правой руке, а в левой руке играет континуо-бас.
Витиеватый стиль четырехтактного Vordersatz или «девиза» ритурнели примечателен шквалом быстрых полуполукваверных гамм. отвечает На Vordersatz четырехтактовая фраза, состоящая из последовательных полукваверных мотивов. Остальная часть ритурнели повторяет этот материал до заключительного Эпилога (такты 20–24), который представляет собой последовательность однотактных фигур в пунктирном ритме, включающих радостные дактили . Музыка ритурнели, включая различные дрожащие фигуры в аккомпанементе, повторно используется на протяжении всей остальной части части, причем тематический материал повторяется в основном в сокращенных фрагментах.
После ритурнели клавесин вступает в первый из своих сольных эпизодов длиной в 16 тактов. Его новый мелодический материал контрастирует с ритурнелью, с выдержанными нотами и изящным орнаментом, типичным для галантного стиля , поначалу сопровождаемым лишь повторяющимися дрожаниями в левой руке и верхних струнах.
Секция рипиено отвечает одним из последних сегментов ритурнели; за этим следует более короткий эпизод для клавесина, включающий полукваверные мотивы ритурнели; и рипиено отвечает вариантом девиза полудемиквавера. После этого диалога во втором расширенном сольном эпизоде вводятся новые фигуры триоли полуквавера на клавесине, сопровождаемые отдельными дрожаниями струн, заимствованных из ритурнели.
Далее следует еще один диалог солиста и рипьено на материале ритурнели. Он заканчивается тем, что клавесин удваивает самую высокую и самую низкую партии струны - метод «унисона», с помощью которого Бах включает солиста в рипьено, - завершая секцию A в доминирующей тональности ми мажор.
В разделе B тематический материал из раздела A более свободно развивается в партии клавесина с полукваверными фигурами, преобразованными в полукваверные триоли. Далее следует диалог между клавесином и оркестром, за которым следует расширенный эпизод с полукваверным триольным пассажем в относительной минорной тональности F ♯ минор.
За этим следует восьмитактовая «унисонная» ритурнель, модулирующая от фа ♯ минор до до ♯ минор. Раздел B завершается вторым расширенным сольным эпизодом в средней тональности до минор , во время которого оркестровый материал ритурнели слышен поверх трели клавесина и в контрапункте перед каденцией.
Раздел перепросмотра A' , снова в тонике и доминанте, начинается с первых шести тактов ритурнели, когда клавесин удваивает струны. Это прерывается двумя последними сольными эпизодами для клавесина, сокращенными из раздела А и акцентированными коротким мотивом ритурнели на струнных. Часть завершается полным повторением вступительной ритурнели. [ 12 ] [ 4 ] [ 2 ]
Избранные записи
[ редактировать ]С клавесином
[ редактировать ]
- Густав Леонхардт , Леонхардт-консорт ; 1968 год; Тельдек 4509–97452–2
- Игорь Кипнис , Штутгартский камерный оркестр , Карл Мюнхингер ; 1978 год; Intercord INT 820.738
- Тревор Пиннок , «Английский концерт» ; 1980 год; Архив
- Кристоф Руссе , Академия старинной музыки , Кристофер Хогвуд ; 2007 г.; Декка Рекордс
- Беатрис Мартен , Les Folies Françoises, Патрик Коэн-Акенин; 2011 г.; Кипарис
- Гэри Купер , Б'Рок ; 2009–2010 гг.; И так далее КТЦ 1477
- Мэтью Холлс, ансамбль Retrospect ; 2011 г.; Гиперион CKD410
С фортепиано
[ редактировать ]- Татьяна Николаева , Литовский камерный оркестр , Саулюс Сондецкис ; 1975 год; Дореми Рекордс DHR 80568
- Мария Жоао Пиреш , Оркестр Гюльбенкян , Мишель Корбоз ; 1974 год; Эрато ECD 40001
- Абдель Рахман Эль Бача , Инструментальный ансамбль Гренобля , Курт Редель ; 1984 год; Форлейн UCD 16537
- Мюррей Перахия , Академия Святого Мартина в полях ; 2000 г.; Сони СК 89245
- Дэвид Фрай , Немецкая камерная филармония Бремена ; 2008 г.; Девственница 213064 2
- Рамин Бахрами , Лейпцигский оркестр Гевандхауса , Риккардо Шайи ; 2009 г.; Декка 478 2956 DH
Другие версии
[ редактировать ]
Как концерт для гобоя д'амур:
- Манфред Клемент, Мюнхенский оркестр Баха , Карл Рихтер ; 1980 год; Архивная продукция 2533 452
- Дэвид Райхенберг , «Английский концерт» , Тревор Пиннок ; 1981 год; Архивная продукция 471 720–2
- Дуглас Бойд , Камерный оркестр Европы ; 1990 год; Дойче Граммофон 4292 252
- Марсель Понселе , Гарделлино ; 2004 г.; Акцент АСС 24165
Как концерт для гобоя:
- Хайнц Холлигер , Академия Святого Мартина в полях , Иона Браун ; 1983 год; Ньютон Классикс 8802005
Как концерт для флейты:
- Жан-Пьер Рампал , Ars Rediviva , Милан Манклингер ; 1984 год; Рекорды CBS Masterworks MDK 46510
В партии скрипичного концерта:
- Рэйчел Поджер , Бреконское барокко; 2010 г.; Классика канала CCS SA 30910
- Алина Ибрагимова , Арканджело , Джонатан Коэн ; 2014 г.; Гиперион CDA68068
В партии концерта для альта:
- Джорджио Сассо, Римский инструментальный ансамбль; 2011 г.; Бриллиант 94340
Как концерт для органа и струнных (Аллегро и Ларгетто с Симфонией из кантаты BWV 35 ):
- Лес Муффатти , Барт Джейкобс (орган), Раме (Outhere Music), 2019 (RAM1804)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ БД Mus.ms. Bach P 234 на Bach Digital сайте
- ^ Перейти обратно: а б с д Брик 1999 , с. XIV.
- ^ Rampe 2013 , стр. 296–297 (содержит обзор литературы).
- ^ Перейти обратно: а б с Джонс 2013 , стр. 259–260.
- ^ Тови 1935 .
- ^ Зигеле 1957 .
- ^ Шульце 1981 .
- ^ Кирпич 1993 , с. 433.
- ^ Мор 1972 .
- ^ Дирксен 2008 .
- ^ Рампе 2013 , стр. 303–304.
- ^ Перейти обратно: а б Рампе 2013 , стр. 304–305.
- ^ Джонс 2013 , с. 260.
- ^ Бреиг 1991 , стр. 292–295 (содержит подробный музыкальный анализ части).
- ^ Сакманн 2000 , стр. 141–143.
- ^ Уильямс 1997 , стр. 87, 89.
Источники
[ редактировать ]- Брейг, Вернер (1991), «Принцип остинато в медленных концертных частях Иоганна Себастьяна Баха», у Вольфганга Остхоффа ; Рейнхард Визенд (ред.), От Исаака до Баха. Festschrift Мартина Джаст к его 60-летию , Bärenreiter , стр. 287–300, ISBN 978-3-7618-1023-1 , OCLC 26204503
- Брейг, Вернер (1993), «О форме концерта Иоганна Себастьяна Баха для гобоя д'амур», Tibia , 18 : 431–448
- Брейг, Вернер (1999). «Предисловие» (PDF) . Бах: Концерты для клавесина (партитура на основе текста Нового Баха ). Перевод Тейлора, Стива. Беренрейтер . стр. XI–XV. ISMN 9790006204519.
- Дирксен, Питер (2008), «Скрипичный концерт И. С. Баха соль минор», в Батлере, Грегори (редактор), Концертная ансамблевая музыка И. С. Баха: Концерт , Перспективы Баха, том. 7, Издательство Университета Иллинойса , с. 21, ISBN 9780252031656
- Джонс, Ричард Д.П. (2013), Творческое развитие Иоганна Себастьяна Баха, Том II: 1717–1750: Музыка для наслаждения духа , Oxford University Press , ISBN 9780199696284
- Мор, Вильгельм (1972), «Написал ли Бах концерт для гобоя д'амур?», Neue Zeitschrift für Musik , 133 : 507–508
- Рампе, Зигберт (2013), Оркестровая и камерная музыка Баха , Справочник Баха (на немецком языке), том. 5/1, Лаабер-Верлаг , ISBN 978-3-89007-455-9
- Сакманн, Доминик (2000), Бах и Корелли: Исследования восприятия Бахом скрипичных сонат Корелли op 5 с особым вниманием к «так называемым арнштадтским органным хоралам» и медленным концертным частям , музыковедческие сочинения (на немецком языке), vol. 36, Кацбихлер, ISBN 3873970953
- Шульце, Ханс-Иоахим (1981), «Концерты И.С. Баха: вопросы традиции и хронологии», в П. Анзеле (ред.), Вклад в концертную работу И.С. Баха , Исследования Баха, том. 6, Лейпциг, стр. 9–26.
{{citation}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Зигеле, Ульрих (1957), Композиция и методы обработки инструментальной музыки Иоганна Себастьяна Баха (диссертация) (на немецком языке), ISBN 3-7751-0117-9
- Тови, Дональд Фрэнсис (1935), «Концерт ля мажор для гобоя д'амур со струнными и континуо», «Очерки музыкального анализа», том II , Лондон, стр. 196–198.
{{citation}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Уильямс, Питер (1997), Хроматическая четвертая часть за четыре столетия музыки , Oxford University Press , ISBN 0198165633
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Джонс, Ричард Д.П. (2007), Творческое развитие Иоганна Себастьяна Баха, Том I: 1695–1717: Музыка для наслаждения духа , Oxford University Press , ISBN 9780198164401
- Рэмп, Зигберт; Сакманн, Доминик (2000), Оркестровая музыка Баха (на немецком языке), Кассель, ISBN 3-7618-1345-7
{{citation}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Рампе, Зигберт (2014), «Сочинял ли Бах концерты для органа и оркестра?» (PDF) , Музыка и поклонение (на немецком языке), 68 : 14–22.
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Концертом для клавесина ля мажор, BWV 1055, на Викискладе?
- Концерт для клавесина ля мажор, BWV 1055 : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур