Jump to content

Густав Леонхардт

Густав Леонхардт
Леонхардт на фестивале MA в Брюгге
Рожденный ( 1928-05-30 ) 30 мая 1928 г.
'с-Грейвленд , Нидерланды
Умер 16 января 2012 г. (16 января 2012 г.) (83 года)
Амстердам , Нидерланды
Занятия
  • Дирижер
  • Клавесинист
Организации Леонхардт-Консорт

Густав Мария Леонхардт (30 мая 1928 г. - 16 января 2012 г.) [ 1 ] был голландским клавишником, дирижером, музыковедом, педагогом и редактором. Он был ведущей фигурой в исторически обоснованном исполнительском движении по исполнению музыки на старинных инструментах .

Леонхардт профессионально играл на многих инструментах, в том числе на клавесине , органе , клавиоргануме (сочетании клавесина и органа), клавикорде , фортепиано и фортепиано . Он также дирижировал оркестрами и хорами.

Биография

[ редактировать ]

Густав Леонхардт родился в С-Гравеланде , недалеко от Хилверсюма , и изучал орган и клавесин с 1947 по 1950 год у Эдуарда Мюллера в Schola Cantorum Basiliensis в Базеле . В 1950 году он дебютировал как клавесинист в Вене , где изучал музыковедение. Он был профессором клавесина в Музыкальной академии с 1952 по 1955 год и в Амстердамской консерватории с 1954 года. Он также был церковным органистом.

Леонхардт исполнял и дирижировал разнообразной сольной, камерной, оркестровой, оперной и хоровой музыкой эпох Возрождения , Барокко и Классицизма . Среди многих композиторов, чью музыку он записал как клавесинист, органист, клавикордист, фортепианоист, камерный музыкант или дирижер, были Иоганн Себастьян Бах , Карл Филипп Эммануил Бах , Вильгельм Фридеман Бах , Генрих Бибер , Джон Блоу , Георг Бём , Уильям Берд , Андре Кампра , Франсуа Куперен , Луи Куперен , Джон Дауланд , Жак Дюфли , Антуан Форкере , Джироламо Фрескобальди , Иоганн Якоб Фробергер , Орландо Гиббонс , Андре Гретри , Жорж Фридрих Гендель , Жак-Мартен Хоттетер , Жан-Батист Люлли , Клаудио Монтеверди , Вольфганг Амадей Мо Зарт , Георг Мюффа , Иоганн Пахельбель , Генри Перселл , Жан-Филипп Рамо , Кристиан Риттер , Иоганн Розенмюллер , Доменико Скарлатти , Агостино Стеффани , Ян Питерсоон Свелинк , Георг Филипп Телеманн , Франциско Вальс , Антонио Вивальди и Маттиас Векманн .

Центральное место в карьере Леонхардта занимал Иоганн Себастьян Бах . Леонхардт впервые записал музыку композитора в начале 1950-х годов, записав в 1953 году « Гольдберг-вариации» и «Искусство фуги» . Последний воплощает в себе тезис, который он опубликовал в прошлом году, утверждая, что произведение было предназначено для клавиатуры, и этот вывод сейчас широко признан. Эти записи помогли ему завоевать репутацию выдающегося клавесиниста и интерпретатора Баха. В 1954 году он возглавил барочный ансамбль Леонхардта с английским контртенором Альфредом Деллером в новаторской записи двух кантат Баха . В состав ансамбля входили его жена Мари Леонар [ де ] , Эдуард Мелькус (скрипки), Алиса Арнонкур-Хоффельнер (скрипка, альт), Николаус Арнонкур (виолончель) и Мишель Пиге (гобой).

В 1971 году Леонхардт и Арнонкур взялись за проект записи полных кантат Баха ; два дирижера разделили кантаты и записали назначенные им кантаты со своими ансамблями. Проект, первый цикл на старинных инструментах, в конечном итоге занял девятнадцать лет, с 1971 по 1990 год. Кроме того, Леонхардт записал «Страсти по Матфею» Баха , Мессу си минор , Магнификат и полные светские кантаты , а также концерты для клавесина. , Бранденбургские концерты и большая часть его камерной и клавишной музыки; Баха он записал «Гольдберг-вариации» (трижды), Партиты (дважды), «Искусство фуги» (дважды), «Хорошо темперированный клавир» , «Французские сюиты» , «Английские сюиты» (дважды), «Инвенции и симфонии» и многие другие отдельные произведения для клавесина. , клавикорд или орган. К удивлению некоторых его соратников, [ 2 ] Леонхардт принял роль Иоганна Себастьяна Баха (сыгранного в парике) в «Хрониках Анны Магдалены Бах» , фильме 1968 года Жана-Мари Штрауба и Даниэль Юйе .

В период с 1974 по 1990 год Леонхардт был редактором основного научного собрания произведений Яна Питерсоона Свелинка, известного как SwWV или L.

Влияние и награды

[ редактировать ]

Клавишник, дирижер и ученый Джон Батт сказал: «... нет абсолютно никаких сомнений в том огромном влиянии, которое [Леонхардт] оказал на несколько поколений создателей музыки в области барокко»; [ 3 ] В этом обсуждении Батт рассказал о том, как многому он научился у Леонхардта, готовя для него припев в начале 1990-х. В более общем плане Леонхардт значительно повлиял на технику и стиль многих клавесинистов посредством своего преподавания, изданий и записей; среди его учеников и сотрудников были клавесинисты и клавишники, такие как Роберт Хилл , Боб ван Асперен , Джон Батт , [ 3 ] Люси Кэролан, Лиза Кроуфорд, Алан Кертис , Менно ван Делфт, Ричард Эгарр , Джон Фесперман , Джон Гиббонс, Пьер Хантай , Фредерик Ренц , Элейн Торнбург , Кетил Хаугсанд , Сибе Хенстра , Филипп Херревеге , Кристофер Хогвуд , Карн Лувеман, Тойлна [ 4 ] Шарлотта Маттакс, [ 5 ] Дэвитт Морони , Жак Огг , Мартин Перлман (музыкальный руководитель Бостонского барокко ), Эдвард Пармантье, Кристоф Руссе , Луиза Спизизен , Андреас Стайер , Скип Семпе , Доменико Морганте , Питер Вальднер, Франческо Сера , Жаннетт Соррелл (музыкальный руководитель Apollo's Fire , The Кливлендский барочный оркестр), Колин Тилни , Глен Уилсон , [ 6 ] и Крис Мэри Франсин Уиттл .

Батт утверждает, что влияние Леонхардта не обязательно является простым и прямым, а что некоторые из его учеников сознательно или бессознательно пытались играть иначе, чем он. Сравнивая записи «Гольдберг-вариаций» Баха , Батт утверждает, что «классический случай» страха влияния проявляется в записи «Гольдберга» Тона Купмана , в которой «сразу бросается в глаза непрерывное украшение, добавляемое практически к каждому такту, часто независимо от того, есть ли уже очевидные украшения в обозначениях... моя немедленная реакция часто состоит в том, что основной посыл этого спектакля - «Не Леонхардт». [ 7 ] Точно так же он говорит, что « Боб ван Асперен доводит ритмическую тонкость [Леонхардта] до новой крайности и, возможно, представляет наиболее ритмически детализированный отчет о произведении [Вариации Гольдберга], который будет идеальным для одних и манерным для других». [ 7 ] Напротив, утверждает Батт, младший Кристоф Руссе играет « Гольдберговские вариации » в «мясно-картофельной» манере с «устойчивым ритмом, ровной артикуляцией и прозаической подачей с небольшими дополнительными украшениями», демонстрируя, что « конечно, Руссе, похоже, не причисляется к числу «радикальных реактивистов» (по мнению Леонхардта), таких как Купман и ван Асперен». [ 7 ]

Леонхардт был членом жюри проводившегося раз в три года Международного конкурса клавесинов Musica Antiqua Bruges . Он был единственным членом жюри, принимавшим участие во всех шестнадцати жюри с 1965 по 2010 год.

Среди врученных ему наград были Почетная медаль искусств и наук Нидерландов, врученная ему королевой Беатрикс в 2009 году, и премия Эразма 1980 года, которую он разделил с Николаусом Арнонкуром; он удостоил их записи полных кантат Баха. (Леонхардт пожертвовал деньги, полученные от премии Эразмус, организации Oudezijds 100, [ 8 ] экуменическая христианская благотворительная организация, действующая «в квартале красных фонарей Амстердама», которая «занимается проблемами наркоманов, проституток, беженцев и бездомных»). [ 9 ] Леонхардт был почетным доктором университетов Далласа, Амстердама, Гарварда, Меца и Падуи. В 2007 году он стал кавалером Ордена искусств и литературы во Франции, а в 2008 году — кавалером Ордена Короны в Бельгии.

Леонард дал свое последнее публичное выступление 12 декабря 2011 года в Театре Буфф-дю-Нор в Париже. После этого он объявил о завершении карьеры из-за болезни и отменил все свои обязательства в 2012 году. [ 10 ] Он умер от рака в Амстердаме в понедельник, 16 января 2012 года, в возрасте 83 лет.

два астероида Его именем названы : 9903 Леонхардт и 12637 Густавлеонхардт .

Коллекция

[ редактировать ]

Леонхардт жил в доме у канала на Херенграхте, построенном примерно в 1617 году, Huis Bartolotti , и был коллекционером декоративного искусства, картин и гравюр. В 2014 году его коллекция была продана на аукционе Sotheby's . [ 11 ] Его инструменты были проданы нескольким бывшим ученикам, в том числе Скипу Семпе и Пьеру Хантаю .

Библиография

[ редактировать ]
Густав Леонхардт в Париже в 2008 году.
  • Искусство фуги: последнее произведение Баха для клавесина (Нийхофф, 1952)
  • Похвала фламандским девственникам клавишных инструментах Эдвина Рипина и др., Edinburgh University Press, 1971)
  • Amsterdams Onvoltooid Verleden [недостигнутое прошлое Амстердама], Architectura & Natura, Амстердам, ноябрь 1996 г.
  • «Блеск старого фортепианного звучания» (текст обложки к «Густаву Леонхардту на исторических клавесинах», BMG)
  • Об искусстве фуги (текст на обложке к записи Deutsche Harmonia Mundi, 1969)
  • «Введение», в журнале «Ранняя музыка» , том. 7, № 4, Клавиатура, выпуск 1 (октябрь 1979 г.)
  • «Вопросительные знаки у Фробергера», в книге «Посвящение Ф. Л. Тальявини» (Patrone Editore, Болонья, 1995 г.).
  • Дом Бартолотти и его обитатели [Дом Бартолотти и его обитатели], (Амстердам, Меуленхофф, 1979)

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Менно ван Делфт, «Воспоминания о Леонхардте и клавиатуре», в журнале Galpin Society Journal , март 2013 г., том. 66, стр. 267–270.
  • Жак Дриллон, Сюр Леонардт (Галлимар, Париж, 2009).
  • Джед Венц, «О протестантских корнях перформанса Густава Леонхардта», в Журнале Института Рименшнайдера Баха, Vol. 48, № 2 и том. 49, № 1, 2018, 48–92.
  1. ^ «Некролог» . Граммофон .
  2. ^ Рудольф Рауш, «Густав Леонхардт» Ad Parnassum: журнал инструментальной музыки восемнадцатого и девятнадцатого веков 10 (19) апреля 2012 г., стр.194-196
  3. ^ Перейти обратно: а б «Скорое интервью: Джон Батт» . Оркестр эпохи Просвещения. 15 ноября 2012 года. Архивировано из оригинала 21 января 2015 года . Проверено 10 июля 2013 г.
  4. ^ Палмер, Ларри, «Игра на клавесине в Америке» после «Ландовской», The Diapason , июнь 2011 г.: 19–21 стр. 20.
  5. ^ Маттакс-Мёрш, Шарлотта (17 декабря 2017 г.). «Воспоминания о моих уроках с Густавом Леонхардтом» . Вокс Хумана . Архивировано из оригинала 23 июня 2018 года . Проверено 23 июня 2018 г.
  6. ^ Шерман, Бернард Д. (ноябрь 2000 г.). «Исполнение хорошо темперированного клавира Баха: современные клавесинисты, Густав Леонхардт и 48 – старинная музыка Америки» . Бшерман.нет. Архивировано из оригинала 9 февраля 2010 года . Проверено 3 сентября 2009 г.
  7. ^ Перейти обратно: а б с Джон Батт, «Записи Баха с 1980 года: зеркало исторического исполнения», в « Перспективах Баха» 4 , изд. Дэвид Шуленберг, Университет Небраски Press, 1999, с. 186, ISBN   0-8032-1051-5
  8. ^ «Аудезийдс 100» . www.oudezijds100.nl .
  9. ^ Гаэтан Нолло, «Записи кантаты Баха Густава Леонхардта: проект, прием и стиль», Early Music (2014) 42 (1): 37–54, стр. 51
  10. ^ «Густав Леонхардт завершает карьеру – The New Observer» . Tempsreel.nouvelobs.com. 13 декабря 2011 года . Проверено 30 сентября 2013 г.
  11. ^ «Коллекция Густава Леонхардта, собственность дома Бартолотти, Амстердам» . www.sothebys.com . 29 апреля 2014 г. Архивировано из оригинала 16 ноября 2019 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 72e94a91b23cd919bffca8c421402793__1720354500
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/72/93/72e94a91b23cd919bffca8c421402793.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Gustav Leonhardt - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)