Густав Леонхардт
Густав Леонхардт | |
---|---|
![]() Леонхардт на фестивале MA в Брюгге | |
Рожденный | 'с-Грейвленд , Нидерланды | 30 мая 1928 г.
Умер | 16 января 2012 г. Амстердам , Нидерланды | (83 года)
Занятия |
|
Организации | Леонхардт-Консорт |
Густав Мария Леонхардт (30 мая 1928 г. - 16 января 2012 г.) [ 1 ] был голландским клавишником, дирижером, музыковедом, педагогом и редактором. Он был ведущей фигурой в исторически обоснованном исполнительском движении по исполнению музыки на старинных инструментах .
Леонхардт профессионально играл на многих инструментах, в том числе на клавесине , органе , клавиоргануме (сочетании клавесина и органа), клавикорде , фортепиано и фортепиано . Он также дирижировал оркестрами и хорами.
Биография
[ редактировать ]Густав Леонхардт родился в С-Гравеланде , недалеко от Хилверсюма , и изучал орган и клавесин с 1947 по 1950 год у Эдуарда Мюллера в Schola Cantorum Basiliensis в Базеле . В 1950 году он дебютировал как клавесинист в Вене , где изучал музыковедение. Он был профессором клавесина в Музыкальной академии с 1952 по 1955 год и в Амстердамской консерватории с 1954 года. Он также был церковным органистом.
Карьера
[ редактировать ]Леонхардт исполнял и дирижировал разнообразной сольной, камерной, оркестровой, оперной и хоровой музыкой эпох Возрождения , Барокко и Классицизма . Среди многих композиторов, чью музыку он записал как клавесинист, органист, клавикордист, фортепианоист, камерный музыкант или дирижер, были Иоганн Себастьян Бах , Карл Филипп Эммануил Бах , Вильгельм Фридеман Бах , Генрих Бибер , Джон Блоу , Георг Бём , Уильям Берд , Андре Кампра , Франсуа Куперен , Луи Куперен , Джон Дауланд , Жак Дюфли , Антуан Форкере , Джироламо Фрескобальди , Иоганн Якоб Фробергер , Орландо Гиббонс , Андре Гретри , Жорж Фридрих Гендель , Жак-Мартен Хоттетер , Жан-Батист Люлли , Клаудио Монтеверди , Вольфганг Амадей Мо Зарт , Георг Мюффа , Иоганн Пахельбель , Генри Перселл , Жан-Филипп Рамо , Кристиан Риттер , Иоганн Розенмюллер , Доменико Скарлатти , Агостино Стеффани , Ян Питерсоон Свелинк , Георг Филипп Телеманн , Франциско Вальс , Антонио Вивальди и Маттиас Векманн .
Центральное место в карьере Леонхардта занимал Иоганн Себастьян Бах . Леонхардт впервые записал музыку композитора в начале 1950-х годов, записав в 1953 году « Гольдберг-вариации» и «Искусство фуги» . Последний воплощает в себе тезис, который он опубликовал в прошлом году, утверждая, что произведение было предназначено для клавиатуры, и этот вывод сейчас широко признан. Эти записи помогли ему завоевать репутацию выдающегося клавесиниста и интерпретатора Баха. В 1954 году он возглавил барочный ансамбль Леонхардта с английским контртенором Альфредом Деллером в новаторской записи двух кантат Баха . В состав ансамбля входили его жена Мари Леонар , Эдуард Мелькус (скрипки), Алиса Арнонкур-Хоффельнер (скрипка, альт), Николаус Арнонкур (виолончель) и Мишель Пиге (гобой).
В 1971 году Леонхардт и Арнонкур взялись за проект записи полных кантат Баха ; два дирижера разделили кантаты и записали назначенные им кантаты со своими ансамблями. Проект, первый цикл на старинных инструментах, в конечном итоге занял девятнадцать лет, с 1971 по 1990 год. Кроме того, Леонхардт записал «Страсти по Матфею» Баха , Мессу си минор , Магнификат и полные светские кантаты , а также концерты для клавесина. , Бранденбургские концерты и большая часть его камерной и клавишной музыки; Баха он записал «Гольдберг-вариации» (трижды), Партиты (дважды), «Искусство фуги» (дважды), «Хорошо темперированный клавир» , «Французские сюиты» , «Английские сюиты» (дважды), «Инвенции и симфонии» и многие другие отдельные произведения для клавесина. , клавикорд или орган. К удивлению некоторых его соратников, [ 2 ] Леонхардт принял роль Иоганна Себастьяна Баха (сыгранного в парике) в «Хрониках Анны Магдалены Бах» , фильме 1968 года Жана-Мари Штрауба и Даниэль Юйе .
В период с 1974 по 1990 год Леонхардт был редактором основного научного собрания произведений Яна Питерсоона Свелинка, известного как SwWV или L.
Влияние и награды
[ редактировать ]Клавишник, дирижер и ученый Джон Батт сказал: «... нет абсолютно никаких сомнений в том огромном влиянии, которое [Леонхардт] оказал на несколько поколений создателей музыки в области барокко»; [ 3 ] В этом обсуждении Батт рассказал о том, как многому он научился у Леонхардта, готовя для него припев в начале 1990-х. В более общем плане Леонхардт значительно повлиял на технику и стиль многих клавесинистов посредством своего преподавания, изданий и записей; среди его учеников и сотрудников были клавесинисты и клавишники, такие как Роберт Хилл , Боб ван Асперен , Джон Батт , [ 3 ] Люси Кэролан, Лиза Кроуфорд, Алан Кертис , Менно ван Делфт, Ричард Эгарр , Джон Фесперман , Джон Гиббонс, Пьер Хантай , Фредерик Ренц , Элейн Торнбург , Кетил Хаугсанд , Сибе Хенстра , Филипп Херревеге , Кристофер Хогвуд , Карн Лувеман, Тойлна [ 4 ] Шарлотта Маттакс, [ 5 ] Дэвитт Морони , Жак Огг , Мартин Перлман (музыкальный руководитель Бостонского барокко ), Эдвард Пармантье, Кристоф Руссе , Луиза Спизизен , Андреас Стайер , Скип Семпе , Доменико Морганте , Питер Вальднер, Франческо Сера , Жаннетт Соррелл (музыкальный руководитель Apollo's Fire , The Кливлендский барочный оркестр), Колин Тилни , Глен Уилсон , [ 6 ] и Крис Мэри Франсин Уиттл .
Батт утверждает, что влияние Леонхардта не обязательно является простым и прямым, а что некоторые из его учеников сознательно или бессознательно пытались играть иначе, чем он. Сравнивая записи «Гольдберг-вариаций» Баха , Батт утверждает, что «классический случай» страха влияния проявляется в записи «Гольдберга» Тона Купмана , в которой «сразу бросается в глаза непрерывное украшение, добавляемое практически к каждому такту, часто независимо от того, есть ли уже очевидные украшения в обозначениях... моя немедленная реакция часто состоит в том, что основной посыл этого спектакля - «Не Леонхардт». [ 7 ] Точно так же он говорит, что « Боб ван Асперен доводит ритмическую тонкость [Леонхардта] до новой крайности и, возможно, представляет наиболее ритмически детализированный отчет о произведении [Вариации Гольдберга], который будет идеальным для одних и манерным для других». [ 7 ] Напротив, утверждает Батт, младший Кристоф Руссе играет « Гольдберговские вариации » в «мясно-картофельной» манере с «устойчивым ритмом, ровной артикуляцией и прозаической подачей с небольшими дополнительными украшениями», демонстрируя, что « конечно, Руссе, похоже, не причисляется к числу «радикальных реактивистов» (по мнению Леонхардта), таких как Купман и ван Асперен». [ 7 ]
Леонхардт был членом жюри проводившегося раз в три года Международного конкурса клавесинов Musica Antiqua Bruges . Он был единственным членом жюри, принимавшим участие во всех шестнадцати жюри с 1965 по 2010 год.
Среди врученных ему наград были Почетная медаль искусств и наук Нидерландов, врученная ему королевой Беатрикс в 2009 году, и премия Эразма 1980 года, которую он разделил с Николаусом Арнонкуром; он удостоил их записи полных кантат Баха. (Леонхардт пожертвовал деньги, полученные от премии Эразмус, организации Oudezijds 100, [ 8 ] экуменическая христианская благотворительная организация, действующая «в квартале красных фонарей Амстердама», которая «занимается проблемами наркоманов, проституток, беженцев и бездомных»). [ 9 ] Леонхардт был почетным доктором университетов Далласа, Амстердама, Гарварда, Меца и Падуи. В 2007 году он стал кавалером Ордена искусств и литературы во Франции, а в 2008 году — кавалером Ордена Короны в Бельгии.
Леонард дал свое последнее публичное выступление 12 декабря 2011 года в Театре Буфф-дю-Нор в Париже. После этого он объявил о завершении карьеры из-за болезни и отменил все свои обязательства в 2012 году. [ 10 ] Он умер от рака в Амстердаме в понедельник, 16 января 2012 года, в возрасте 83 лет.
два астероида Его именем названы : 9903 Леонхардт и 12637 Густавлеонхардт .
Коллекция
[ редактировать ]Леонхардт жил в доме у канала на Херенграхте, построенном примерно в 1617 году, Huis Bartolotti , и был коллекционером декоративного искусства, картин и гравюр. В 2014 году его коллекция была продана на аукционе Sotheby's . [ 11 ] Его инструменты были проданы нескольким бывшим ученикам, в том числе Скипу Семпе и Пьеру Хантаю .
Библиография
[ редактировать ]
- Искусство фуги: последнее произведение Баха для клавесина (Нийхофф, 1952)
- Похвала фламандским девственникам (в клавишных инструментах Эдвина Рипина и др., Edinburgh University Press, 1971)
- Amsterdams Onvoltooid Verleden [недостигнутое прошлое Амстердама], Architectura & Natura, Амстердам, ноябрь 1996 г.
- «Блеск старого фортепианного звучания» (текст обложки к «Густаву Леонхардту на исторических клавесинах», BMG)
- Об искусстве фуги (текст на обложке к записи Deutsche Harmonia Mundi, 1969)
- «Введение», в журнале «Ранняя музыка» , том. 7, № 4, Клавиатура, выпуск 1 (октябрь 1979 г.)
- «Вопросительные знаки у Фробергера», в книге «Посвящение Ф. Л. Тальявини» (Patrone Editore, Болонья, 1995 г.).
- Дом Бартолотти и его обитатели [Дом Бартолотти и его обитатели], (Амстердам, Меуленхофф, 1979)
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Менно ван Делфт, «Воспоминания о Леонхардте и клавиатуре», в журнале Galpin Society Journal , март 2013 г., том. 66, стр. 267–270.
- Жак Дриллон, Сюр Леонардт (Галлимар, Париж, 2009).
- Джед Венц, «О протестантских корнях перформанса Густава Леонхардта», в Журнале Института Рименшнайдера Баха, Vol. 48, № 2 и том. 49, № 1, 2018, 48–92.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Некролог» . Граммофон .
- ^ Рудольф Рауш, «Густав Леонхардт» Ad Parnassum: журнал инструментальной музыки восемнадцатого и девятнадцатого веков 10 (19) апреля 2012 г., стр.194-196
- ^ Перейти обратно: а б «Скорое интервью: Джон Батт» . Оркестр эпохи Просвещения. 15 ноября 2012 года. Архивировано из оригинала 21 января 2015 года . Проверено 10 июля 2013 г.
- ^ Палмер, Ларри, «Игра на клавесине в Америке» после «Ландовской», The Diapason , июнь 2011 г.: 19–21 стр. 20.
- ^ Маттакс-Мёрш, Шарлотта (17 декабря 2017 г.). «Воспоминания о моих уроках с Густавом Леонхардтом» . Вокс Хумана . Архивировано из оригинала 23 июня 2018 года . Проверено 23 июня 2018 г.
- ^ Шерман, Бернард Д. (ноябрь 2000 г.). «Исполнение хорошо темперированного клавира Баха: современные клавесинисты, Густав Леонхардт и 48 – старинная музыка Америки» . Бшерман.нет. Архивировано из оригинала 9 февраля 2010 года . Проверено 3 сентября 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Джон Батт, «Записи Баха с 1980 года: зеркало исторического исполнения», в « Перспективах Баха» 4 , изд. Дэвид Шуленберг, Университет Небраски Press, 1999, с. 186, ISBN 0-8032-1051-5
- ^ «Аудезийдс 100» . www.oudezijds100.nl .
- ^ Гаэтан Нолло, «Записи кантаты Баха Густава Леонхардта: проект, прием и стиль», Early Music (2014) 42 (1): 37–54, стр. 51
- ^ «Густав Леонхардт завершает карьеру – The New Observer» . Tempsreel.nouvelobs.com. 13 декабря 2011 года . Проверено 30 сентября 2013 г.
- ^ «Коллекция Густава Леонхардта, собственность дома Бартолотти, Амстердам» . www.sothebys.com . 29 апреля 2014 г. Архивировано из оригинала 16 ноября 2019 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Некролог в The Economist
- Некролог в The Guardian
- Некролог в Daily Telegraph
- Некролог в New York Times
- Густав Леонхардт на IMDb
- Профиль Rayfield Allied
- Краткая биография на сайте www.bach-cantatas.com.
- Полная дискография
- Дискография
- Исполнение «Хорошо темперированного клавира» Баха: современные клавесинисты, Густав Леонхардт и «48». Архивировано 9 февраля 2010 года в Wayback Machine.
- Воспоминания о моих уроках с Густавом Леонхардтом. Архивировано 23 июня 2018 года в Wayback Machine.
- Дань Дэвитту Морони (по состоянию на 27 сентября 2012 г.)
- 1928 рождений
- смертей в 2012 г.
- Голландские хоровые дирижеры
- Клавиорганумовые игроки
- Голландские классические органисты
- Классические органисты-мужчины
- Голландские дирижеры (музыка)
- Голландские дирижеры-мужчины (музыка)
- Голландские клавесинисты
- Фортепианисты
- Почетные члены Королевской музыкальной академии.
- Люди из Вийдемерена
- Голландские исполнители старинной музыки
- Студенты Школы певцов в Базеле
- Бах дирижеры
- Музыканты Баха
- Художники Virgin Veritas
- Голландские музыканты-мужчины 20-го века
- Дирижеры ХХ века (музыка)
- Органисты 20 века
- Голландские музыканты-мужчины XXI века
- Дирижеры XXI века (музыка)
- Органисты 21 века